Кунсткамера или кабинет редкостей

Здания и интерьер Кунсткамеры

В 1887 году к основному зданию Кунсткамеры сделана пристройка — Музейный флигель

Обе постройки были выполнены в одном стиле петровского барокко, который является важной частьюрусской культуры. Изучение истории будет неполным без упоминания разнообразия архитектурных направлений, которыми богата Россия

Каждое время имеет своё характерное лицо.

Главное здание целенаправленно построено для музея, сейчас оно представляет собой один из самых старых памятников архитектуры. Интересна задумка, согласно которой башня представляетсобой своеобразную модель Солнечной системы. Место под постройку выбирал сам Петр I, не обошлось без него согласование окончательного проекта. Здание состоит из двух одинаковыхкорпусов, между которыми есть соединение в центре, посередине него находится башня с верхушкой в форме сферы.

Первоначально многие конструкции были выполнены из дерева, к их уничтожению привели многочисленные пожары. После восстановления они деревянные элементы заменялись на изделия изболее современного материала. После крупного пожара 1747 года была значительно усовершенствована внутренняя отделка. Спустя 10 лет художник Джанни сделал свою известную лепнину. Примерно в это же время интерьер украсили горельефы скульптора Павлова.

Внутреннее оформление привлекает ничуть не меньше представленных в музее экспонатов. Многочисленные скульптурные композиции и бюсты известных ученых здесь повсюду, что являетсясвидетельством выполнения первоначальной цели Кунсткамеры — служить науке. Каждый зал обладает своими особенностями, интерьер соответствует духу представленных экспонатов. Например, посвященные традиционным культурам и быту разных народов коллекции оформлены в соответствующем стиле, вплоть до подбора цвета.

Наибольшую славу музею принесла коллекция уродств и странностей, она отталкивает и притягивает одновременно. Здесь можно увидеть сиамских близнецов, животных с несколькими головами, странные формы тел. Далеко не всем под силу досмотреть представленные здесь экспонаты до конца. Программа музея разнообразна, здесь есть и научные исследования, и развивающие занятиядля детей.

Анатомические диковины

Зал анатомических редкостей и все последующие, кроме истории науки,  расположены на втором этаже Кунсткамеры и является здесь центральным. В отличие от помещений первого этаже, перекрытия не имеют арочной конструкции, зато украшены растительной белой лепниной по лазоревому фону.

Анатомический зал по периметру потолка опоясан балконом, точнее проемом в перекрытии под третьим этажом. Достаточно просторное помещение встречает посетителей множеством экспонатов в своих витринах, и многие сначала присматриваются издали, выбирая интересующие их объекты для осмотра.

Есть и не задерживающиеся в этом зале посетители, что обусловлено спецификой его экспонатов.

Детям или взрослым?!

Этот музей способен, как вызывать шок, так и показаться скучным. Да-да, вы не ослышались, при его невероятном количестве удивительных экспонатов, не очень претенциозный посетитель может ощутить скуку в некоторых выставочных залах музеях. Причиной этого невероятного действа послужит невнимательность и спешка. Выше уже говорили, что времени для исследования музей жалеть не стоит!

Естественно, самое шокирующее в музее — это анатомические отделы с их строением тела, отклонениями и уродствами, что шокирует и одновременно притягивает, как ни странно это звучит. Но без подробных пояснений экскурсовода вы получите лишь малую толику информацию. Львиная же доля её останется в анналах истории.

Отделения этноса заслуживают отдельно взятой главы для повествования! Каждая из народностей, которая представлена в музее, подлежит подробному обсуждению. И кто, по-вашему, будет это обсуждать? Снова мы возвращаемся к профессиональным экскурсоводам, которые любезно пояснят все мелочи, касающиеся экспонатов музея!

Для тех, кто будет в полном восторге от увиденного, следующая информация: запечатлеть всё происходящее на фотоплёнку вам не удастся, так как в музее существует ограничение на фотографирование его бесценных экспонатов.

Архитектура и первые экспонаты Кунсткамеры в Санкт-Петербурге

Начиналось все с Петра Великого, который от природы был человеком очень любознательным и прогрессивным монархом. Когда правитель увидел на Василевском острове странную кривую березу, вросшую в другое дерево, у него зародилась идея создать музей, в котором были бы собраны экспонаты с разными природными отклонениями. В 1714 году по его приказу в Петербург из Москвы привезли первую собранную Петром коллекцию редкостей, которая и стала основой музея Кунсткамеры. Первую коллекцию разместили в Летнем дворце.

Посещая европейские страны в 1697 – 1698 годах, Петр стал собирать коллекции разных редкостей, а также инструменты, приборы, материалы, книги и т.д., все, что представляло для него интерес. Эти экспонаты в будущем были помещены в Кунсткамеру, первый российский естественно – научный музей.

  • От Индии до Норвегии: 5 удивительных библиотек со всего мира
  • Город мечты Чикаго: архитектура, лофты и кирпич
  • Горный домик со всеми удобствами и дивным видом… Ах!
  • 10 сооружений для адреналинозависимых
  • В чем хитрость центрального парка в Нью-Йорке?
  • Топ-10 самых высоких небоскребов мира
  • Город Ронда парящий в небесах
  • Музей цифрового искусства Mori Building: пространство без границ

Возник вопрос строительства специального здания для музея и рядом возведения палаты Санкт-Петербургской академии наук и библиотеки на Стрелке Васильевского острова.

В 1718 году был заложен фундамент здания «палат», разработан проект будущей Кунсткамеры и в дальнейшем руководил строительством архитектор Георг Маттарнови (немецкий архитектор и скульптор). После возведения фундамента с 1719 по 1724 гг., строительством занимается Гербель — один из первых архитекторов Санкт-Петербурга.

Он внес свои изменения в проект Маттарнови: крыша стала более высокой, введены крупные барочные фронтоны, к невысокой башне с балюстрадой присоединен еще один ярус с куполом — по примеру трехъярусной башни с куполом Монетного двора архитектора Шлютера (представитель раннего барокко в Германии). Еще один плотничный мастер Х. ван Болес (голландец) разработал  проект столярных и металлических изделий купола.

В 1722 году закончили возведение стен Кунсткамеры и устройство кровли, затем с 1723 по 1724 годы велась отделка внутри помещений, и устанавливалось музейное оборудование. Петр не дожил до окончания строительных работ.

С 1729 по 1735 год русским архитектором Земцовым проводились окончательные работы по строительству музея в стиле петровского барокко, здание состояло из двух 3-этажных корпусов, соединённых барочной многоярусной башней с куполом. Оба фасада Кунсткамеры — и южный, и северный парадные.

Еще до завершения всех строительных работ в Кунсткамеру в Санкт-Петербурге были завезены экспонаты, собранные Петром: чучела экзотических животных, заспиртованных уродцев в колбах, анатомические инструменты, редкие археологические находки и другие. Но в этой коллекции были и живые «экспонаты» — при музее стали жить карлики, великаны, уродцы. В 1728 году состоялось открытие Кунсткамеры и библиотеки.

Михаил Ломоносов — основатель Российской Академии наук и Московского университета работал в музее с 1741 по 1765 год. Он открыл первый планетарий в башне музея и астрономическую обсерваторию.

В Круглом зале Кунсткамеры находился, подаренный Петру огромный академический глобус, который он привез из немецкого города Готторп в 1717 году. В диаметре глобус достигал свыше трех метров, и представлял собой полую вращающуюся сферу. Снаружи на нем изображена поверхность земли, внутри — звездное небо и скамейка для слушателей на 10 – 12 человек с преподавателем.

Коллекция музея всегда пополнялась учеными, которые привозили из разных стран археологические находки, минералы, интересные растения.

В 1830-х годах Кунсткамеру из-за скопившегося большого количества экспонатов разделили на несколько музеев (Зоологический, Ботанический, Минералогический, Этнографический), которые в дальнейшем переехали в отдельные здания. Сегодня Кунсткамера — один из наиболее посещаемых музеев в мире.

Готторпский глобусЕще одна работа гения-инженера

Один из самых знаменитых экспонатов Кунсткамеры за авторством небезызвестного Адама Олеария. Шар диаметром около 3 м, снаружи которого нарисована карта Земли, а внутри — небо и звезды, в свое время был самым большим глобусом в мире.

Готторпский глобус, названный так в честь епископа-администратора Готторпского герцогства Кристиана Августа, был передан в 1713 году Петру Великому в виде дипломатического подарка. Шар, переживший пожар, блокаду и реставрацию, находится на четвертом этаже Кунсткамеры.

Нынешняя коллекция петровского музея полна самых разнообразных и удивительных вещей, которые следует увидеть. За более чем 300 лет работы Кунсткамера превратилась из собрания диковинок в масштабную коллекцию самых интересных предметов человеческой культуры, со своими легендами и преданиями. И заспиртованными мутантами, разумеется.

Тех, кому не хватает интерактива и хочется посетить петровскую коллекцию, наверняка увлечет . Осторожнее: можно залипнуть и пропасть на весь рабочий день!

кунсткамера в Петербурге экспонаты

В настоящее время внешний вид Кунсткамеры лишь частично сохранил роскошь первоначального стиля барокко, но ее экспозиции все также вызывают интерес своим разнообразием. В залах музея можно найти экспонаты, относящиеся к культуре и быту Японии, Африки, Китая и Монголии, Индии и Индонезии. Отдельный интерес вызывает анатомический отдел, в котором можно увидеть двухголового ягненка, сиамских близнецов и множество других редкостей и аномалий животных и человека, которые неподготовленного зрителя могут повергнуть в шок.

https://youtube.com/watch?v=Nz_J-MrpRrA

Если верить одной из самых распространенных, которую поддерживают и сами сотрудники музея, на месте его будущего расположения Петр Первый увидел сосну с аномальным отростком в форме ручки от кружки, отходившим от основного ствола. Срез ствола дерева с этим отростком и по сей день хранится в Кунсткамере, что придает легенде еще большую правдивость.
Популярной является также легенда о голове великана. У выставленного в музее скелета Николя Буржуа, человека, который при жизни обладал гигантским ростом, равным 226,7 см, после пожара 1747 года пропал череп. После чего множество очевидцев заявляли, что видели, как безголовый скелет огромного роста ходит по залам музея и упорно что-то ищет.
Существует и легенда с часами. Она имеет прямое отношение к одному из экспонатов Кунсткамеры – часам с циферблатом из красного дерева, удивительно красивым, но их механизм так никто и не смог починить. Однако сотрудники музея не раз замечали, что иногда стрелки часов начинают двигаться в обратном направлении и всегда доходят до одной и той же отметки – 9 часов 45 минут. Как правило, после этого загадочного явления один из сотрудников Кунсткамеры умирал.

Предыстория

Петр много путешествовал и не мудрено, что идею создания своего кабинета редкостей он почерпнул за границей. И даже назвал он его на европейский манер «Куншткамерой». Для этого царь собрал огромную коллекцию животных, растений, минералов, а также анатомических препаратов, которую он постоянно пополнял. И с этой же целью в 1718 году был издан приказ «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей». Своим указом Петр Великий хотел просветить невежд, думающих, что «уроды родятся от действа дьявольского, чрез ведовство и порчу: чему быть невозможно, ибо один Творец всея твари Бог, а не дьявол». Интересен тот факт, что петровская Кунсткамера была создана одной из последних. Так, самое первое упоминание о Кунсткамере относится к 1553 году — именно тогда, в Вене, Фердинанд I, император Священной Римской Империи, основал Кунсткамеру Габсбургов. За ним последовал Август Саксонский, около 1560 года учредивший Кунсткамеру в Дрездене.

С 1563 по 1578 гг. в Мюнхене завершилось формирование еще одной коллекции редкостей из собрания Альбрехта V, герцога Баварского. Параллельно с этим в 1573 году вблизи Инсбрука велась работа над аналогичным проектом по приказу Фердинанда II, эрцгерцога Тирольского. К собственной пражской коллекции эрцгерцог добавил унаследованную им от отца часть Венской Кунсткамеры — обе коллекции были размещены во дворце Амбрас, где находятся и по сей день. Новые Кунсткамеры были открыты в Берлине, Штутгарте, Касселе, Шлезвиге и Копенгагене.

Экскурсии и программы

В Кунсткамере проводится множество обзорных экскурсий:

  • классический обзор – тематикой является история музея, его коллекции;
  • «Чудес Палата» – рассматриваются экспонаты XVIII века;
  • «Отправляемся в экспедицию» – этнографическая экспедиция, ориентирована на детей;
  • «В гости к большому Готторпскому глобусу» – рассматривается не только этот экспонат, но и этнографические коллекции.

Организуются также экскурсии тематической направленности. Посетители узнают, как становилось научное знание, рассматривают историю и развитие самой Кунсткамеры и Академии наук. Отдельная экскурсия посвящена Ломоносову.

Особый цикл тематических экскурсий посвящен традиционной культуре народов мира. Можно выбрать одну из этнографических композиций либо определенную тематику – традиционные костюмы, жилище, кухня.

Особое внимание в Кунсткамере уделяется детям. Для дошкольников и учащихся начальных классов организуются занятия в различных музейных экспозициях

Преобладает игровая форма. Дети знакомятся с культурой и традициями разных народов.

Для школьников предусмотрены интерактивные экскурсии. Это не только рассказ экскурсовода, но и поисковая деятельность учащихся. Экскурсии базируются на отдельных экспозициях музея: «Индия», «Китай», «Африка», «Япония».

Школьникам посвящен также «Ветер странствий» – цикл тематических экскурсий, которые знакомят детей с путешественниками и исследователями разных уголков планеты, животным и растительным миром.

Создание первой коллекции

Петр I приказал приносить любые выявленные подтверждения анатомического уродства в аптеку Роберта Арескина в Москве. И вот со всех окраин России стали привозить различные находки, так было положено начало коллекции. Примечательно, что за них даже платили деньги из государственной казны, а несообщение о наличии интересного раритета каралось штрафом.

Цель государя России отличалась от побуждений владельцев европейских коллекций — он приобретал и собирал экспонаты для просвещения своих сограждан. Первые диковинки были им приобретены еще в 1697 г. в Голландии: чучела птиц и рыб, засушенные насекомые и заспиртованные уродцы. Тогда же Петр I приобрел и уникальный рецепт, помогающий с помощью бальзамирования сохранять для истории трупы.

История создания Кунсткамеры

По преданию, однажды на Васильевском острове царь Петр случайно заметил березу, ствол которой врос в основание другого дерева. Это явное уродство натолкнуло Петра I на мысль о создании музея Кунсткамеры.

Дата основания музея — 1714 год. Именно в это время коллекция редкостей государя — Куншткамера, была перевезена из Москвы в Летний дворец Петербурга. По особому указу Петра Первого в музей следовало нести все выявленные свидетельства анатомического уродства. В первые годы в коллекции были живые экспонаты — монстры, великаны, которые жили при музее. Посетители всегда охотно осматривали коллекцию. И в настоящее время интерес к ней велик.

Через четыре года музейные экспонаты перенесли в Кикины палаты, поскольку во дворце для них уже не оставалось места и не каждый желающий мог их посмотреть. С переездом коллекция стала доступна для всеобщего обозрения.

М.В. Ломоносов, основатель Российской Академии наук и университета, работал в здании музея с 1741 по 1765 годы. В башне здания был открыт первый планетарий и работала астрономическая обсерватория. Здесь представлена история начального периода Петербургской Академии наук, коллекции научных приборов 18 и 19 веков, а в Круглом зале — большой Академический глобус (Готторпский) — планетарий, построенный еще в 17 веке. Глобус представляет собой полую вращающуюся сферу диаметром более 3,1 метра, на наружной стороне которой изображена поверхность Земли, а на внутренней — карта звездного неба. Внутри сферы — стол и скамейка на 10–12 чел. Глобус построен в городе Готторп в Германии, подарен царю Петру Первому. Был привезен в Санкт-Петербург в 1717 году. Является памятником двух веков, а также немецкой и русской культур.

Позже для музея было построено новое здание на Стрелке Васильевского острова, и все коллекции были перевезены туда.

В петровские времена Кунсткамера была одним из лучших музеев подобного рода в Европе. Вход в него был бесплатным и открытым для всех. Сейчас на старейшие коллекции музея можно полюбоваться в зале Барокко.

В 1830-х гг. Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический. В настоящее время в здании Кунсткамеры расположены музей Антропологии и этнографии и Мемориальный музей М.В.Ломоносова.

Предыстория

Петр много путешествовал и не мудрено, что идею создания своего кабинета редкостей он почерпнул за границей. И даже назвал он его на европейский манер «Куншткамерой». Для этого царь собрал огромную коллекцию животных, растений, минералов, а также анатомических препаратов, которую он постоянно пополнял. И с этой же целью в 1718 году был издан приказ «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей». Своим указом Петр Великий хотел просветить невежд, думающих, что «уроды родятся от действа дьявольского, чрез ведовство и порчу: чему быть невозможно, ибо один Творец всея твари Бог, а не дьявол».
Интересен тот факт, что петровская Кунсткамера была создана одной из последних. Так, самое первое упоминание о Кунсткамере относится к 1553 году — именно тогда, в Вене, Фердинанд I, император Священной Римской Империи, основал Кунсткамеру Габсбургов. За ним последовал Август Саксонский, около 1560 года учредивший Кунсткамеру в Дрездене.

С 1563 по 1578 гг. в Мюнхене завершилось формирование еще одной коллекции редкостей из собрания Альбрехта V, герцога Баварского. Параллельно с этим в 1573 году вблизи Инсбрука велась работа над аналогичным проектом по приказу Фердинанда II, эрцгерцога Тирольского. К собственной пражской коллекции эрцгерцог добавил унаследованную им от отца часть Венской Кунсткамеры — обе коллекции были размещены во дворце Амбрас, где находятся и по сей день. Новые Кунсткамеры были открыты в Берлине, Штутгарте, Касселе, Шлезвиге и Копенгагене.

Экспозиции и коллекции

В Кунсткамере имеются следующие экспозиции и коллекции:

М. В. Ломоносов и Академия наук XVIII века. Ломоносов был одним из первых академиков, часть экспозиции посвящена ему и представлена личными вещами, мозаичными портретами из его мастерской, научными приборами, инструментами, книгами. Выставлены также различные предметы искусства. Интерес представляет макет лаборатории академика, изготовленный в середине XIX века.

Первые естественные коллекции. Экспозиция основана на приобретенных Петром I экспонатах – сохранилась только их часть.

  • Историческая экспозиция. Посвящена она истории и архитектуре самой Кунсткамеры. Она представлена гравюрами, фотографиями, макетами. Примечательно и само убранство помещений – бывший мюнц-кабинет, где сохранилась декоративная лепнина XVIII века. Организована динамическая электронная презентация.
  • Африка. Эта коллекция регулярно пополняется, а ее основа формировалась более полувека – с середины XIX века. Жемчужиной коллекции называют бенинскую бронзу – литье с изображением правителей Бенина, их матерей, царедворцев, животных.

Ближний и Средний Восток. Экспозиция включает множество предметов искусства, быта, памятников культуры и религии. Есть несколько экземпляров Корана, в том числе рукописных, национальные костюмы, оружие.

Индия. Экспозиция представлена археологическими находками еще со времен палеолита, предметами быта, оружием, доспехами. Особого внимания заслуживает индийский текстиль. Выставлена также национальная одежда, украшения. Уникальным экспонатом является дворцовый портик XVIII века.

  • Индокитай. Большую часть коллекции собрали сами сотрудника музея и российские востоковеды. Примечательны национальная одежда, музыкальные инструменты, буддийская скульптура, парадное оружие, театральные маски, предметы быта.
  • Индонезия. Экспозиция отражает религиозно-магические представления и практики жрецов батаков – амулеты, маски, книги, фигурки. В коллекции есть предметы быта, образцы различных ремесел.

Китай. Особого внимания в этой экспозиции заслуживает собрание китайского фарфора, художественные изделия XVIII-XIX веков, образцы резьбы по различным материалам. Выставлены национальные костюмы различных слоев общества, культовые предметы, предметы погребального обряда.

  • Корея. Эта экспозиция примечательна контрастом археологических находок и современных изделий. Здесь можно увидеть национальную одежду, предметы быта, ритуальную посуду, дворцовую утварь. Уникальность представляют старинные изделия – металлические, фарфоровые, из селадона с росписью.
  • Латинская Америка. Экспозиция отражает традиционную культуру коренных народов. Некоторые экспонаты относятся еще к XVI веку. Уникальным является парадный костюм вождя с украшениями из перьев, костюм шамана чамакоко. Выставлены различные ритуальные предметы, предметы искусства, трофеи.

Монголия. Помимо традиционной одежды и предметов быта экспозиция включает модель юрты, коллекцию буддийских масок из папье-маше.

  • Северная Америка. Экспозиция посвящена американским индейцам, отражая их культуру начала XIX века. Музей особенно гордится алеутскими деревянными головными уборами, предметами снаряжения, ритуальными костюмами, традиционной одеждой, керамикой.
  • Япония. В экспозиции отражены традиции японской культуры – традиционная одежда, атрибуты японского театра, чайных церемоний, сельскохозяйственные орудия, инструменты и предметы для изготовления шелка.

Одним из великолепных экспонатов Кунсткамеры является Готторпский глобус, который был подарен Петру I Карлом Фридрихом. Диаметр конструкции составляет более 3 м.

Современные залы Кунсткамеры

Современная Кунсткамера — это музей, коллекция которого сильно отличается от первой, созданной самим Петром I 300 лет назад, хотя некоторые экспонаты сохранились и до наших дней. Побывав в музее, турист узнает о происхождении и развитии человека, о зарождении и разнообразии рас на Земле. В нем представлены одни из самых богатых коллекций всего мира, которые отражают быт и традиции народов разных уголков:

  • Северной Америки — раздел посвящен быту алеутов и эскимосов. Представлены различные композиции их ритуальных танцев: вызов дождя, солнца, урожая, лечение больных шаманом и многие другие.
  • Океании, Индии и Индонезии — представлены экспонаты, привезенные с этих континентов: резное дерево, театр марионеток, давние театральные костюмы и разнообразные маски; в Индонезийском зале можно увидеть кинжалы-крисы.
  • Китая, Монголии и Японии — здесь выставлены предметы прикладного искусства этих стран (курильницы, статуэтки, предметы одежды и обуви, заводные игрушки, этнографический манекен и др.).
  • Австралии.

История

Официальной датой появления Кунсткамеры считается 1714 год, когда Петр I собрал все имеющиеся экспонаты в «кабинет редкостей». Но если говорить о самом начале этой истории, она уходит корнями в конец 17-го века — время первой длительной поездки Петра за границу.

Своим появлением Кунсткамера обязана российскому императору Петру 1

В Голландии и в Англии император живо интересовался частными коллекциями и научными выставками, скупая необычное оружие, редкие инструменты, чучела животных и птиц. В числе таких редкостей была привезена в Россию и коллекция профессора Фредерика Рюйша — анатомические препараты и заспиртованные тела младенцев с аномалиями развития.  Интересно, что доктор никому не хотел продавать свою коллекцию, и согласился лишь на предложение Петра.

Именно к коллекции Фредерика Рюйша относились заспиртованные тела младенцев — ныне один из символов музея Кунсткамера. Портрет профессора конца 17 века

Одновременно экспозицию старались пополнить отечественными «редкостями» — в 1704 году появился указ, согласно которому всем предлагалось доставлять необычные находки в Московскую аптеку Арескина. Долгое время собрание хранилось в Москве, но в 1714 году оно переехало в Санкт-Петербург — в Летний дворец. Спустя 5 лет выросшая коллекция Кунсткамеры «сменила прописку» и стала доступна для осмотра посетителями. Ее разместили в конфискованных палатах Александра Кикина, попавшего в опалу. Одновременно началось строительство и отдельного здания под музей на Васильевском острове.

Санкт-Петербург на картине начала 18 века

В новое место экспозиция переехала в 1727 году, хотя музейный комплекс достраивался вплоть до 1735 года. Чертежи этого изящного здания в стиле барокко создал архитектор Г. Маттарнови, но он не дожил до окончания строительства. После его смерти руководил процессом Н. Гербель, затем во главе стал Гаэтано Киавери, а завершал дело М. Земцов. Каждый мастер добавлял в проект что-то свое, и в результате здание оказалось не слишком похожим на первоначальный замысел.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector