Мифический остров крит

Древняя история Крита и мифы

История острова Крит началась еще до рождения древнегреческих мифов, хотя именно в связи с ними он сейчас более всего славится. Миф о Минотавре и нити Ариадны широко известен во всем мире.

Согласно мифу, Минотавр — чудовище с телом человека и головой быка — жил в критском лабиринте и был убит героем Тесеем. Единоутробная сестра Минотавра Ариадна дала своему возлюбленному Тесею клубок ниток, с помощью которого он сумел выбраться из лабиринта.

В древности Крит был центром минойской цивилизации,
процветавшей на острове приблизительно с 2700 по 1400 годы до н. э. и
считающейся древнейшей в Европе. Основными очагами культуры минойской
цивилизации были так называемые дворцы — сложные экономико-политические
комплексы.

Сейчас на Крите можно увидеть раскопки нескольких дворцов
минойской культуры, самым известным и посещаемым из них является Кносский
дворец, находящийся на окраине Ираклиона. Кносский дворец был одним из культурных
и политических центров минойской цивилизации в 1900—1450 годах до н. э.

Восстановленный археологами фрагмент Кносского дворца

Минойская культура названа в честь мифического царя Крита Миноса — владельца лабиринта, в котором жил Минотавр, и мужа матери Минотавра – царицы Пасифаи, которая, согласно мифу, прельщала быка, ложась в деревянную корову, сделанную для неё инженером Дедалом.

Ни один из дворцов минойской цивилизации не имел защитных укреплений,
очевидно, жители острова чувствовали себя в полной безопасности. Минойцы
строили во дворцах многоэтажные здания с водопроводом и канализацией,
вентиляцией и отоплением, пользовались ваннами и бассейнами.

О религии минойцев известно не много. Храмы в религиозной
традиции минойцев отсутствовали, религиозные обряды совершались на природе или
во дворце. Судя по находкам археологов, минойцы почитали мужскую и женскую силы.
Они олицетворяли мужскую силу в образе быка, а женскую рождающую силу в образе
Великой богини-матери.

Критская богиня-мать в различные периоды истории изображалась по-разному. В музее археологии Крита в Ираклионе можно увидеть множество различных статуэток критской богини-матери.

Критские статуэтки богинь с поднятыми руками и символами земли и неба в виде змей и птиц на голове, 1350-1250 год до н.э., музей археологии Крита

Самым известным её изображением является Богиня со змеями – это 2 женских статуэтки, которые были найдены в Кносском дворце и датированы 1600 годом до н.э. На этих статуэтках богиня в обтягивающем лифе, который оставляет грудь обнаженной, в юбке с длинными воланами, с раскинутыми в стороны руками, в которых она держит змей. Змеи обычно являются символами земли, их ассоциируют с обновлением жизни.

Богини со змеями были истолкованы как предшественницы греческой
богини Афины, которая также была связана со змеями.

2 статуэтки Богини со змеями из музея археологии Крита, у статуэтки слева змеи обвивают руки, у правой статуэтки змеи в руках

В начале I тысячелетия до н. э Крит был завоеван древнегреческими
племенами, но критская минойская культура от этого не пришла в упадок, а
получила новый этап в своем развитии, который историки называют смешанная
микенская культура. Влияние микенской культуры распространилось на материковую
Грецию, острова Эгейского моря и ряд территорий восточного Средиземноморья.

В эпоху классической античности – с IV века до н. э. по II
век н. э — древнегреческая мифология особенно выделила остров Крит, признав его
родиной отца всех богов и людей — Зевса.

Отец Зевса титан Кронос пожирал всех своих детей, опасаясь рождения более сильного, чем он, наследника, но его жене Рее удалось спасти самого младшего сына — Зевса. По критскому варианту мифа, она обманула супруга и втайне родила Зевса на Крите в пещере в горе Дикта. Зевс рос в Диктийских горах, нимфы выкормили его диким мёдом и козьим молоком.

Диктейская пещера, или как ее называют – пещера Зевса, является сейчас одной из популярных достопримечательностей Крита. В результате археологических раскопок в Диктейской пещере были найдены античные алтари, множество статуэток, посвящённых Зевсу, а также керамика от раннеминойской до позднеримской. Из этого был сделан вывод, что Зевсу тут служили непрерывно около 2000 лет. От Ираклиона до Диктейской пещеры около 60 км, туристические агентства организуют сюда экскурсии.

Описание достопримечательности

Лабиринт Минотавра на самом деле известен, как Кносский дворец. Он имеет внушительные размеры и представляет собой большой интерес. До сегодняшних дней постройка не сохранилась в своем первоначальном виде, а представляла собой разрушенное здание. Свою широкую популярность дворец получил после того, как его частично реконструировали и предали вид минойской архитектуры. При этом были учтены даже самые мелкие детали. Теперь туристы могут увидеть, какие в то время были дворцы и пройтись по его разрушенной территории. Говорят, что именно здесь Дедал построил знаменитый лабиринт.

Кносский дворец состоял из большого числа помещений. Они были связаны друг с другом с помощью сложных переходов. Таким образом, планировка очень запутана и напоминает лабиринт. Даже сегодня на разрушенных стенах можно увидеть знак с изображением лабиринта. Все комнаты дворца украшены интересными фресками и картинами того времени.

Существует много версий по поводу того, находится ли лабиринт в самом дворце и его окрестностях или он был построен в каком либо другом месте. Несмотря на это территория Кносского дворца очень большая. Постройки здесь не симметричные и тем самым весьма интересные. Отправляясь на остров Крит, необходимо посмотреть это знаменитое место, о котором ходят легенды. Местные жители и гиды могут рассказать немало легенд, с которыми связано появление дворца и непосредственно лабиринта Минотавра.

Иные гипотезы и культ быков

Минотавр мог быть заимствованным финикийским богом под именем Молох. Молох изображался в виде рогатого человека, и ему приносили в жертву детей. Знаменитое выражение «геенна огненная» пошло от места, где приносились человеческие жертвы Молоху — детей «проводили через огонь», то есть сжигали заживо. Культ Молоха вполне мог находиться на Крите. Смерть Минотавра ознаменовала конец этого культа.

Ряд историков наших дней полагает историю Минотавра иносказательной историей о столкновении индоевропейцев с культурами автохтонных «народов моря». Эти «народы моря» неизвестного происхождения почитали быков. Столкновение выиграли более цивилизованные в современном понимании индоевропейцы. Также внешность Минотавра наводит на мысли о звероголовых египетских богах.

«Тесей», роман пера Мери Рено, содержит описание ритуальных жертвоприношений. Они назывались «бычьими поясками» — своеобразной протокорридой. Сцены с бычьими поясками нередко встречаются на фресках критского времени. Художественные материалы минойской эры содержат изображения таврокатапсии — ритуальных прыжков через быка. Культ почитания быка имел большую силу на Крите, и подобные ритуалы составляли значительную его часть.

Подобная тематика прослеживается еще со времён бронзового века, откуда она перекочевала в Хеттское царство, Сирию, Бактрию и долину Инда. Бои с быками и почитание быков обычное явление для культур средиземноморья. В наши дни это явление сохранилось в качестве испанской корриды.

Лабрис с головой быка

Обоюдоострый топор палача — «лабрис», был неотъемлемой частью бычьего культа. Вероятно, «лабиринт» — видоизмененное «лабрис». Доэллинские религии часто практиковали священные бои быков, а критская демонология содержит немало людей с головами быков. Минотавр, живущий в сердце лабиринта, скорее всего, был жестокой легендой, отголоском еще более устрашающих ритуалов Крита. Самые древние формы легенды о Тесее и Минотавре гласят, что герой победил чудовище обоюдоострым топором.

В наши дни, наряду с двенадцатью подвигами Геракла, легенда о Минотавре остается одной из самых узнаваемых. Сложно сказать точно, о чем она говорит — о древнем культе быков, традиционных состязаниях рабов или чудовище, жившем в лабиринте Дедала. Впрочем, это не единственная загадка, которую оставили потомкам мифы Древней Греции.

Афины

Как ни странно, в Афинах все-таки солнечно. Но это не та ясная погода, к которой мы привыкли. В небе марево, воздух густ и тяжел. Кажется, облако, то самое облако, которое мы видели сверху, умостилось прямо на городских улицах. Но не влажно.

Афины громадны. За короткий день, что мы провели в столице Греции, это невозможно понять. Только вид с Акрополя да из окна самолета дает какое-то представление об истинных размерах города. Население — около 5 миллионов человек. И почти весь город застроен невысокими четырех-пятиэтажными домами; максимум постройки в десять-двенадцать этажей. Афины расползлись по всей долине — той долине, которая когда-то была центром Аттики. Афины дошли до моря, слившись с Пиреем и фактически став портовым городом (правда, муниципальное управление у Афин и Пирея разное). Узкие улицы забиты транспортом, везде бесконечные пробки. В воздухе отчетливо ощущается привкус бензинового перегара.

Если еще представить себе, что с трех сторон Афины окружены горами и только к западу открывается выход к морю (то есть долина совершенно не проветривается), становится ясно, откуда на улицах города сухое облако. Это смог…
Вообще город производит совершенно не то впечатление, которого ожидаешь, начитавшись древней истории. От тех античных Афин не осталось и следа. Типичная современная южная архитектура: мало стен, много крыш. Улицы нешироки — это не только из-за недостатка места. На узких улицах больше тени. Много деревьев, в основном дикий померанец и акация; невероятным лиловым цветом цветет миндаль. Горлицы воркуют, но слышно их, разумеется, только в закоулках подальше от центральных улиц.
Греки (и афиняне в частности) тоже мало чем напоминают древних философов и полководцев. Впрочем, мы ведь помним только великих — а что мы знаем о простых людях, пастухах, ремесленниках? Наверное, они были такими же, как и сейчас, только одеты по-другому.

Легенда о Минотавре

Загадочный лабиринт, оставшийся после его правления, оброс легендами, связанными с мифологическими именами богов и людей.

Жители Крита поклонялись быку, считая его культовым животным, как и многие древние европейские племена. Минос, как и остальные греческие цари, должен был приносить быка в жертву Посейдону. Но однажды он нарушил эту обязанность, оставив священное животное у себя. Разгневанный Бог моря коварно наказал строптивого Миноса, вселив порочную страсть в его жену Пасифаю, которая извращенно согрешила с быком и родила в результате человекоподобное существо с бычьей головой, явившегося дьявольским наказанием всему народу Греции.

По приказу царя могучий Дедал построил замысловатый лабиринт, в котором было обречено находиться несчастное исчадие ада – жуткое дитя божьей кары – Минотавр. Одержимый ненавистью к людям из-за своего чудовищного вида, он требовал от провинившегося царя самых красивых юношей и девушек, которых он жестоко терзал, разрывая на части.

Их привозили из покоренных Миносом Афин и бросали в необычную обитель монстра. Горю афинян не было предела, но они были бессильны против вассалов Миноса, приплывающих за очередными жертвами. Благородный Тесей, сын царя Эгея, ставший мужественным и сильным юношей, сам решил уничтожить нелепого монстра и отправился на Крит. Он спустился в лабиринт, блуждая по нему, отыскал Минотавра и убил его. Но перед этим красавца-богатыря увидела мудрая Ариадна, дочь минойского царя и полюбила его с первого взгляда.

Стыдясь такого ужасного брата и ненавидя его, она дала клубок – «Ариаднину нить» в руки возлюбленного, чтобы она служила ориентиром и помогла Тесею выйти из хитроумных изгибов подземелья. Разматывая нить, юноша после сражения с Минотавром смог благополучно выбраться из мрачного убежища человека-быка.

Как выглядел Минотавр

Даже люди, далекие от мифологии, отдаленно знают, что Минотавр – это человек с головой быка. Более того, внешний вид этого существа описывается многими авторами древности, а потому мы можем предоставить вам достаточно точное описание этого существа.

Минотавр был значительно выше любого из всех существующих людей. Он был полностью голым, за исключением только рваной набедренной повязки, которая хоть как-то скрывала его гениталии. Минотавр был чрезвычайно мускулист и крепок. Все его тело было покрыто кусками шерсти, крови и грязи. Но примечательнее всего – бычья голова, которая была огромной, и которая неестественно смотрелась на человеческом теле. Глаза его издавали странное огненное свечение, из пасти его бурлилась пена, а рога были большими и слегка изогнутыми. Зубы чудовища больше походили на зубы хищника, чем быка и скрежетали, будто бы железо. Неизменным атрибутом минотавра стала его изогнутая дубинка.

Что посмотреть

Современный вид достопримечательность приобрела благодаря кропотливой работе Артура Эванса. Археолог не просто организовал раскопки, а целиком выкупил землю, покрытую плотным слоем пепла. Специалистам удалось создать реплику здания, максимально приближенную к оригиналу, поэтому туристы не всегда могут визуально отличить, где настоящие многовековые стены, а где сооружения опытных современных мастеров. По сути, это не просто дворец, а целый комплекс построек общей площадью 19 000 кв.м.

Вид сверху на Кносский дворец

Фасад Кносского дворца трудно назвать образцом пышного строительства, поскольку древние архитекторы больше внимания уделяли собственному удобству и организации внутреннего пространства. В отличие от классического проекта жилых построек, резиденция царя напоминала настоящий многоуровневый лабиринт с 1 000 комнат. Центральные элементы — каменный двор и тронный зал, а вокруг них уже располагались другие помещения: купели, спальни, кладовые, ритуальные залы, внутренние сады и оранжереи.

Реконструкция Кносского дворца в археологическом музее Ираклиона

Особого внимания заслуживают лестницы с желобами. Каменные возвышенности, похожие на колодец с зауженной основой, использовали в качестве водопровода для питьевой воды. Нечистоты и фекалии отводились за пределы дворца по глиняным трубам. Дополнительную поддержку перекрытий обеспечивали монолитные колонны.

Описание

Дворец несет собой дух греческой эпохи. Эта не просто культурно значимое место, но и полноценный памятник истории. Кроме знакомства с историей, людей влечет сюда еще и мифическая связь, которая неотрывно связана с любой постройкой древней Греции. Любому будет интересно погулять среди того, что осталось от дворца спустя множество веков. Тут вы все еще можете увидеть множество фресок и искусно выпаленных деталей. Кроме того уже много лет исследователи тратят много времени, чтобы реконструировать части дворца. Особенно завораживает его интересная структура, которая заставляет задуматься о назначении и правдивости мифа.

лабиринт минотавра на Крите

Миф о Тесее и Минотавре

Один из известных древнегреческих мифов гласит, что когда-то на острове Крит обитало страшное существо – минотавр – чудовище с телом человека и головой быка.


Минотавр

Он явился плодом порочной связи жены критского правителя Миноса Пасифаи с быком. Чтобы скрыть следы неверности своей супруги, Минос приказал Дедалу выстроить лабиринт, в который и поместил чудовище.

После того как на соревнованиях в Афинах погиб сын Миноса Андрогей, разгневанный правитель Крита, потребовал с афинян страшную дань – каждые 9 лет 7 девушек и 7 юношей прибывали на остров на корабле. Все они в знак наказания отправлялись в лабиринт, где либо погибали, так и не сумев выбраться из лабиринта, либо были разорваны свирепым монстром, охранявшим подземные владения.

Третья ужасная дань от Афин увозила на остров Крит и сына правителя Афин – Тесея. Юноша упросил своего отца Эгея отпустить его вместе с молодыми людьми в надежде победить чудовище и прервать цепь ужасной дани. Так под черными парусами – символом траура – отправилась очередная группа страшного жертвоприношения. Однако Тесей заверил своего отца, что он вернется живым, и о своей победе возвестит белыми парусами.

Согласно мифу в Тесея влюбилась дочь правителя Крита прекрасная Ариадна. Чтобы спасти возлюбленного, она придумала хитроумный план – тайно передала ему нож для убийства Минотавра и клубок ниток, по которой герой и его спутники смогли бы выбраться из лабиринта.

План удался – монстр был побежден, а молодые люди отправились к себе на родину. За возлюбленным последовала и Ариадна. Однако Тесей вынужден был отказаться от девушки, потому как она предназначалась в жены богу Дионису.

Опечаленный разлукой, юноша забыл поменять паруса, и корабль вошел в гавань Афин под черным стягом. Увидев это, обезумевший от горя Эгей, решив, что его сын погиб, бросился со скалы в море. С тех пор оно и стало именоваться Эгейским.

Кносский дворец

Расположен Кносский дворец в нескольких километрах от моря среди холмов, поросших соснами, кипарисами, оливами и виноградом. Вдалеке видны горы.

Критская природа замечательно гармонирует с древними развалинами. Включив воображение, можно представить, как к дворцу со всех сторон спешили люди, дабы принести ему свои дары. С севера, от моря шли торговцы с товарами из далёких стран и рыбаки с уловом, с гор спускались пастухи, ведя коз и овец, из окрестных деревень крестьяне несли плоды земли: оливки, виноград, злаки и овощи. А из  великого города, столицы богатой морской державы, во все концы света отправлялись купцы и чиновники…

Таким, в представлении исследователей, был Кносский дворец

Дворец, имевший более тысячи помещений, при всей сложности и хаотичности, хорошо структурирован. Входы в него ведут строго с севера, юг, запада и востока, а в середине  расположен центральный двор (как и в остальных критских дворцах). Стены сложены из гладко отёсанных каменных блоков.

Частично сохранилась раскрашенная штукатурка, которой был облицован дворец.

Необычной, расширяющейся кверху формы колонны были и красные, и чёрные, и белые.

Деревянные антисейсмичные перекрытия, понятное дело, не сохранились, и Эванс восстановил их из железобетона, стилизовав под дерево.

При строительстве сооружений Кносского дворца были впервые в истории человечества  созданы (во всяком случае, более ранние не известны)  многоэтажные (до 5 этажей) постройки.

Этажи соединяли широкие лестницы, по которым и сейчас удобно подниматься.

Во дворце имелись центральное отопление, канализация и водопровод. Керамические трубы хорошо сохранились.

Была решена проблема освещения помещений при отсутствии оконного стекла – были использованы световые колодцы и коридоры.

Дворец включал парадные залы, жилые помещения, мастерские и склады. Так, Эвансом был обнаружен роскошный стул, который он идентифицировал как трон.

В этом же помещении был обнаружен небольшой бассейн, предположительно для омовений. Вдоль стен тянутся скамьи, а сами стены разрисованы ни на что не похожими загадочными грифонами. Был ли это действительно тронный зал, как предполагал Эванс, или это помещение использовалось для религиозных ритуалов, или там заседал какой-то совет – нам остаётся только гадать.

Был в древнем Кноссе свой театр. Во всяком случае, так это сооружение назвал Эванс.

Стены дворца украшали великолепные фрески и раскрашенные барельефы. Они сохранились лишь частично, но их замечательно восстановили под руководством Эванса швейцарские художники, отец и сын Эмиль Жилерон-старший и Эмиль Жилерон-младший и Пит де Йонг. Стиль этих изображений самобытный. И хотя отдельные детали напоминают этрусские, египетские или ближневосточные произведения, но в целом минойские творения ни с чем не перепутаешь. Они, на мой взгляд, оставляют самое большое впечатление от Кносского дворца.

И напоследок — несколько видов Кносского дворца

Кроме дворца в Кноссе, на Крите есть ещё дворцы в Фесте, Малее и Закросе, относящиеся к той же эпохе. В этих археологических зонах обнаружено много интереснейших артефактов минойской культуры. Они даже более аутентичны, поскольку там не проводились реставрационные работы. По этой же причине они не так раскручены. В следующий свой приезд на Крит постараюсь побывать и в этих дворцах.

Промокод от ТравелатаAF300putevyeAF500putevyeСвои путешествия я организую с помощью этих сайтов:

  • авиабилеты — Aviasales
  • отели — Booking и Hotellook
  • туристическая страховка — Cherehapa
  • такси/трансфер — KiwiTaxi или intui.travel
  • прокат авто — Myrentacar, Economybookings и Rentalcars
  • экскурсии — Tripster и Sputnik

Лабиринт

Быть на Крите и не видеть Лабиринт — это, наверное, еще хуже, чем быть в Афинах и не видеть Акрополь. Последний хоть разрекламирован, его можно увидеть по телевизору или на открытках. Кносский дворец-лабиринт, одно из древнейших чудес света, почему-то менее популярен, хотя его значение для истории Европы было ничуть не меньше.
Древний город Кносс находится всего в пяти километрах к югу от Ираклиона. Но до 1900 г. об этом не знали: только в мифах сохранились упоминания о Лабиринте, Минотавре, Икаре и прочих чудесах Крита. Ученые не оставили без внимания то, что так много легенд было связано с этими местами, но долго никто не решался довериться мифам и начать серьезные исследования.

Толчком к поискам древностей на острове послужил блестящий успех дилетанта от археологии Шлимана, который, увлекшись «Илиадой», взял да и раскопал Трою. Английский археолог сэр Артур Эванс точно также нашел подтверждение другим греческим преданиям, рассказывающим о Крите.
В Лабиринте, говорят эти предания, жил страшный Минотавр, наполовину бык, наполовину человек. Он требовал жертв от всех окрестных земель, пока афинский царь Тесей не положил конец его бесчинствам. С помощью Ариадны он проник в Лабиринт… Известная история. А как же было на самом деле?
Более полутора тысяч лет существовала критская цивилизация. Она была основана народом, происхождение которого до сих пор неизвестно. История этой культуры, получившей название минойской (по имени легендарного царя Миноса), прослеживается с третьего тысячелетия до нашей эры. В XVIII-XVI вв. до н.э. Критское государство было в самом расцвете своего могущества.
Крит владел всем Средиземноморьем. Задолго до финикийцев критские мореходы исследовали море, задолго до Помпея Великого проводили смелые операции по борьбе с пиратами. Критяне имели тесные торговые связи с Египтом, Вавилоном, другими древнейшими государствами. Здесь был обнаружен даже янтарь с берегов Балтики.
Менее цивилизованные страны Средиземноморья были обложены тяжелой данью. Крит действительно был страшным чудовищем для первых греческих государств и многих других народов. Но почему в представлении греков он ассоциировался именно с быком? Дело в том, что критяне почитали бога плодородия в образе огромного быка. Голова быка — обычный орнамент, часто встречающееся украшение.
А что же дворец? Взгляните на его план. Не зная масштаба, можно подумать, что это целый город. На самом деле дворец очень невелик. Тесные комнаты, низкие дверные проемы — похоже, здесь обитали люди совсем небольшого роста. На первый взгляд, заблудиться тут негде, все рядом. Но вот вы увидели сквозь окно какое-то интересное место, хочется туда попасть — и всего-то надо пройти через эту дверь и подняться по вон той лестнице… И вы оказываетесь совсем не там, где хотели. И так не раз и не два. Неудивительно, что греки, еще далекие от своего расцвета, создавали легенды о лабиринте Миноса. Многие постройки отлично сохранились, многие из разрушенных удалось воссоздать. Остатки великолепных фресок хранятся сейчас в археологическом музее в Ираклионе; стены дворца украшают реконструированные копии.
После удачи Эванса в Кноссе на Крите начались планомерные полномасштабные раскопки, которые ведутся до сих пор. Комплексы, подобные кносскому дворцу, и другие постройки времен минойской цивилизации были обнаружены в Фесте, Малии, Приане, множестве других мест. Перед археологами открывалась удивительная картина мощной, ни на что не похожей культуры…
Ее конец был внезапным и трагичным. Критское государство погибло не в результате внешней агрессии или внутренних раздоров. Его уничтожил природный катаклизм. Около 1450 г. до н.э. произошло ужасное извержение островного вулкана Фера (Санторин), расположенного неподалеку от Крита (по некоторым данным, такое извержение случилось даже дважды подряд, с перерывом примерно в 50 лет). На Крит обрушились землетрясение, цунами, тучи вулканического пепла. Погибли тысячи людей, были разрушены здания, уничтожены сады и посевы… Некоторые исследователи уверены, что платоновская Атлантида — это и есть погибший в землетрясении Крит. Страна так и не смогла оправиться от катастрофы, и очень скоро островом овладели греки-ахейцы. Им оставалось только довершить начатое природой. Решающий поход, судя по мифам, возглавил тот самый афинский царь Тесей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector