Линия сталина

История «Линии Сталина»

Название «Линия Сталина» в СССР никогда не употреблялось для обозначения этих фортификационных сооружений — его применяли только на западе. Впервые оно было использовано в одной из статей латвийской русскоязычной газеты «Сегодня», а затем эта статья была перепечатана английской «Daily Express», после чего и получило широкое распространение заграницей.

Строительство оборонительных укрепленных районов (УР) в СССР началось в 1928 году под влиянием общеевропейской тенденции укрепления границ, навеянных Первой Мировой войной и аналогичными западными комплексами, такими как «Линия Мажино» во Франции и «Линия Маннергейма» в Финляндии. Сначала было построено 13 УР: Тираспольский, Рыбницкий, Могилев-Подольский, Летичевский, Новоград-Волынский, Киевский, Коростенский, Мозырский, Минский, Полоцкий, Псковский, Кингисеппский и Карельский, а позже, в 1938 году, еще 8: Каменец-Подольский, Остропольский, Старо-Константиновский, Изяславский, Шепетовский, Слуцкий, Себежский и Островский. Самым крупным из них был именно Минский укрепрайон, к 1936 году состоявший из тридцати трех артиллерийских, 114 противотанковых и 401 пулеметных сооружений и простирался на 140 километров с севера на юг и на 3-5км в глубину.

Качество построек, мягко говоря, было плохим. Во первых, строительство велось по уже устаревшим к тому моменту проектам 7-10 летней давности. За этот срок армии значительно эволюционировали как в вооружениях, так и тактически. Во вторых, даже во времена Сталина в полный рост процветало воровство, и качество строительных материалов из-за этого ощутимо страдало. И в третьих, практически все работы приходилось проводить вручную из-за отсутствия необходимой строительной техники на местах. Вдобавок ко всему, планирование велось по старым картам 1913 года, на которых отсутствовали многие появившиеся важные объекты местной инфраструктуры, например, крупные оросительные каналы, сильно затрудняющие строительство и искажавшие первоначально задуманные фортификационные функции.

В конце 1938 года была проведена глобальная проверка укрепрайонов на «линии Сталина», обнаружившая огромное количество нарушений при строительстве. В актах проверок указывалось, что Псковский укрепрайон «не может быть занят войсками, так как до половины сооружений на 20-40 сантиметров заполнены водой, появившейся из-за неправильной оценки глубины грунтовых вод. В то же время водопровод не работает, электрооборудование УРов отсутствует, в жилых помещениях высокая влажность и спертый воздух, центры снабжения не построены, склады для продовольствия отсутствуют. Из-за неграмотного планирования УР их огневые сооружения не могут вести огонь на дальность более 50-100 м, так как местность имеет бугры, овраги и не вырубленные леса. Амбразуры ДОТов рассчитаны на применение пулеметов «Максим», но оборудованы станками неизвестной конструкции. Артиллерийское вооружение УР состоит из 6 устаревших полевых орудий 1877 года, к которым нет снарядов. Охрана территории УР не ведется — в ходе проверок комиссия неоднократно встречала местных жителей, проходящих в непосредственной близости от огневых сооружений для сокращения пути между поселками». Подобных характеристик были удостоены и остальные укрепрайоны на «линии Сталина» (источник — журнал «Российское военное обозрение»).

После расширения западных границ СССР, в 1939 году, было принято решение о консервации существующих укрепрайонов и начале строительства новых, названных впоследствии «Линией Молотова», но до начала войны их возвести так и не успели.

Есть мнение, что «Линия Сталина» была затем уничтожена по приказу самого Сталина, но это скорее пропагандистская легенда, чем правда. Вот здесь можно почитать интересную статью по этому поводу.

Обновленные экспонаты

В ином виде предстанут и некоторые уже знакомые посетителям экспонаты. Главные изменения коснулись уникального, самого ценного в коллекции советского быстроходного колесно-гусеничного танка БТ-7 1935 года выпуска, найденного в конце 1998 г. реставраторами в ходе поисковых работ недалеко от деревни Шебеки Оршанского района Витебской области. Он был поднят со дна реки.

Во время первых реставрационных работ корпус бронетехники и башню зашпаклевали и сделали гладкими.

“Но такой внешний вид не подходил для реального танка”, – объяснил исполнительный директор ИКК “Линия Сталина”.

Поэтому все современные вставки с боевой техники убрали и вернули ей прежние “шрамы”.

Танк БТ-7 в обновленном видеИ его башня

Изменилась и планировка силового отделения. Чтобы можно было беспрепятственно открывать жалюзи, были смещены фильтр воздушной очистки и расширительный бачок. При  прежнем их расположении это невозможно было сделать, что в свою очередь приводило к перегреву двигателя. Заменили и сам “движок” на такой же, потому что ранее стоявший износился из-за большой эксплуатации машины. С 2009 по 2015 гг. она регулярно участвовала во всех военных парадах, проходивших в нашей стране. Также выезжала в Россию, снималась в фильмах и “воевала” в реконструкциях. Мотор поставили в 2004 году, а единственный капремонт провели спустя пять лет. Новым “донором”, как и прежде, послужило “железное” сердце плавающего танка ПТ-76.

Танк БТ-7 вид сзади

Во время проведения нынешних восстановительных работ бронераритет пополнился целым рядом оригинальных деталей, которые ранее стояли на этой модели советского военпрома. Их нашли на полях былых сражений в Беларуси. Где-то они заменили новодельные, а где-то их скомплектовали вместе. Так, на место танковой рации послевоенного производства установили другую, времен Великой Отечественной войны. На заводской панели управления к новодельным тумблерам добавили настоящие и пр.

А.Метла показывает оригинальные детали танка БТ-7Внутри танка БТ-7

Процесс возвращения БТ-7 продолжается. В ближайшее время “семерка” должна встать в строй. Когда она вновь примет участие в военно-исторических реконструкциях точно неизвестно.  Не знает и Александр Метла. Он предполагает, что это произойдет на праздновании Дня пограничника.

Этот ящик со снарядами разместят в танке БТ-7

“Такие танки использовались Красной Армией” в приграничных сражениях начального периода Великой Отечественной войны”, – рассказал Александр Александрович.

Обновился и внешний вид старейшего “железного” реконструктора историко-культурного комплекса  ЗИЛ-157. Теперь провели его технический ремонт, установили другой тентованный кузов и перекрасили грузовик.

ЗИЛ-157 до измененийЗИЛ-157 после ремонта

P.S. Это далеко не все, что планируется сделать  в ИКК  “Линия Сталина” в нынешнем году. Добавлю только, что появятся и новые модели ходовой техники.

Вместо заключения

Как мы уже упоминали, этот музейный комплекс скорее является развлекательным коммерческим предприятием, чем действительно историческим музеем. Здесь большое раздолье для детишек — этого не отнять. Можно даже покататься на квадроциклах.

Сюда, несомненно, стоит приехать, если Вы с детьми — они получат массу впечатлений от ползания по танкам и окопам. Тут вполне комфортно гулять даже с малышом и коляской. Единственное место, где коляску пришлось перетаскивать вручную — самое начало осмотра, перед артиллерийским капониром — там просто лестница, на которую никак не заехать. Но мы, как «избалованные следопыты», вряд ли приедем сюда еще раз — есть масса гораздо более интересных и «живых» мест в Беларуси, о которых мы частично уже писали — например, та же Хатынь.

Кстати, здесь продают вполне достойные блинчики! Ценник, правда, слегка «кусается», по сравнению с обычным белорусским, но что поделать — раскрученное туристическое место.

Мы не раз встречали как большие «автобусные» группы иностранцев, так и маленькие, из 2-4 человек с индивидуальными экскурсоводами, явно заказанными на разных сервисах по бронированию экскурсий — просто подслушивали их разговоры.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…

Уже на обратном пути в Минск, в небе были замечены воздухоплаватели на ярких воздушных шарах, и не сфотографировать это великолепие было бы преступлением.

Итак, если Вас вдруг занесло в Минск, и есть свободных полдня-день, то вполне можно посетить «Линию Сталина», только еще раз повторимся — как рекреационную зону, а не как исторический музей.

Историко-культурный комплекс вступил в свой 16-й год трудовой деятельности. Что ждет посетителей этого одного из крупнейших военных музеев нашей страны?

Для посетителей организаторы подготовили большую программу, куда вошли те же традиционные мероприятия с военно-историческими реконструкциями, что и в предыдущие годы. Гостей ждут на праздновании Дня защитника Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь и Дня Победы в Великой Отечественной войне. Вновь пройдут фестивали “Багратион” и “Афганское небо”, соревновательные шоу “Танковый биатлон” Т-72 и боевых машин и др. события.

Впрочем, есть одно изменение. Желающие увидеть русскую и немецкую армию времен Первой мировой войны должны приехать не в марте, как год назад, а уже в июле.

“Каждый год есть желание сократить количество проводимых мероприятий, потому что организация каждого из них вызывает целый ряд сложностей, связанных с логистикой, финансированием, физическими нагрузками для людей и др.”, – отметил исполнительный директор ИКК “Линия Сталина” Александр Метла.

А.Метла и военный реконструктор из Чехии П.Кавинек

Необходимо подготовить сценарий, организовать взаимодействие между реконструкторами и участвующей в “сражениях” военной техникой, обеспечить меры безопасности во время проведения стрельбы холостыми патронами и пиротехническими взрывами.

“Каждый раз рука не поднимается отменить какое-нибудь из данных мероприятий, потому что все они для нас очень важны”, – уточнил Александр Александрович.

Музейный комплекс находится на самоокупаемости и на каждое из планируемых событий выделяет собственные денежные средства.

Именно из-за отсутствия необходимых денежных средств закрылся проект “Битва машин”. Его делали только на энтузиазме оргкомитета, и никакой прибыли он не приносил, а только убытки.

Возможно, в конце сентябре 2021 г. отпразднуют еще и “День мотострелка”. Один раз его проводили, но особого интереса он не вызвал. Может, вторая попытка окажется более удачной.

Появляются и проекты, организация которых изначально не планировалась. Так, в 2020 году по просьбе 72-го учебного центра Министерства обороны  пришлось “повоевать” у них на территории. А еще в историко-культурный комплекс часто приезжают высокопоставленные чиновники и VIP-персоны, для которых тоже требуется показать военно-исторические реконструкции.

Линия Сталина: цена билета

Цена билета на вход в музей Линия Сталина 10 бел рублей (~ 5 долларов) для взрослых и 5 бел руб (2,5 доллара) для школьников и студентов. Позже мы увидели приписку, что эта цена оказывается для граждан Беларуси, а для граждан России и СНГ стоимость посещения в 1,5 раза выше. Мы заезжали на машине с белорусскими номерами, поэтому платили как за граждан Беларуси, да и вообще я не видела, что бы у кого-то на въезде спрашивали гражданство и паспорт

Дополнительно по желанию оплачивается экскурсия по музею – 25 бел руб (12,5 долларов) за группу от 1 до 5 человек. Мы экскурсию не брали, возможно и зря, т.к. мне, как девочке, гулять по комплексу было не очень интересно, т.к. вся эта военная техника и сооружения мне ни о чем не говорят

На территории комплекса большая платная стоянка – 2 бел руб (1 доллар) за машину.

Въезд на территорию платный

Большая парковка

Так же за дополнительную плату на Линии Сталина можно

Пострелять и сфотографироваться с оружием. Один выстрел – 4 бел руб (2 доллара)

Вот на таких лодках можно покататься по небольшому озеру

А самое интересное, можно покататься на танке! Это не дешевое удовольствие. Стоимость катания на Т-55 – 600 бел руб (да, это 300 долларов) за группу до 10 человек, на танке ПТ-76 – 200 бел руб (100 долларов) за группу до 10 человек. Написано, что катают 20 минут. Но мы наблюдали катание группы людей на танке ПТ-76 – мне показалось, что их катали минут 10, не больше. Но желающих было много, даже за такую цену!

Катание на танке недешевое удовольствие!

Все хотят покататься на танке

Видео: катание на танке на Линии Сталина

 В кафе можно попробовать солдатскую кашу – 2 бел руб за порцию

Конечно же можно купить сувениры: магнитики и даже бюсты Сталина! Мы не покупали, мне бы не хотелось на холодильнике иметь магнит с танком.

Как я уже говорила, территория музейного комплекса Линия Сталина большая и поделена на несколько частей: экспозиция укрепрайона с ДОТами, командно-наблюдательными пунктами, окопами, озеро с переправой,  выставочная часть с военной техникой.

План схема (карта) территории музейного комплекса Линия Сталина

Мы провели в комплексе около двух часов, но посмотрели далеко не все.

Сперва мы мимо озера отправились в выставочную часть комплекса, где осмотрели самолеты-вертолеты, инженерную технику, инженерные сооружения, технику ПВО. Почти все экземпляры можно потрогать, а на некоторые даже залезть.

Сперва осматриваем вертолеты-самолеты

Фотографируемся на и около разных боевых машин и танков

Проходим мимо различных военно-инженерных сооружений

Осматриваем технику ПВО

Мост через озеро почему-то был закрыт и назад пришлось возвращаться опять мимо озера.

Проход по мосту через озеро закрыт. Жаль

Возле парковки большая площадка с боевой техникой и самое интересное: ДОТы, траншеи, окопы. Везде можно зайти, потрогать, полазить.

Я не люблю музеи, связанные с войной, даже в Киеве мое самое нелюбимое место в городе – возле родины-мать, там где военная техника. Но прогуляться по природе и подышать чистым воздухом очень даже ничего. А вот детям и мужчинам думаю будет очень интересно на Линии Сталина. Видели довольно много иностранных туристов, которые с интересом слушали экскурсовода и рассматривали технику.

А еще в музейном комплексе часто проходят разные празднования и военно-историческая реконструкция боев. Думаю, в такие дни интересно посетить Линию Сталина.

Если вы еще думаете, что посмотреть возле Минска, то музей под открытым небом Линия Сталина хороший вариант для поездки на пол дня. Рядом еще можно заехать в городок Заславль, но у нас почему-то не сложилось с этим городом. О нем расскажу как-нибудь в другой раз. Подписывайтесь на мой блог Go2Weekend.ru, что бы не пропустить все самое интересное. Внизу под статье есть форма подписки.

Фильмы о Линии Сталина

Про «Линию Сталина» было снято несколько документальных фильмов, и пять из них мы предлагаем Вам посмотреть.

Первый — из серии «Искатели» под названием «Затерянный бункер» про Киевский УР, снятый российским Первым каналом.

Второй — об истории «Линии Сталина» на примере Тираспольского укрепрайона, показанный в 2013 году по телеканалу ТСВ.

Третий, снятый спутниковым оппозиционным польско-белорусским Белсатом «Линия Сталина: честь или позор?» («Лінія Сталіна: гонар ці ганьба?»), который больше рассказывает о самом музейном комплексе, чем о истории этих сооружений.

Четвертый фильм «Линия Сталина: трагедия Минского укрепленного района» телеканала «Звезда» подробно расскажет об истории конкретно Минского УР, о котором и написана наша статья.

Ну и пятый, тоже снятый «Звездой», посвящен полоцкому укрепрайону, который сыграл немаловажную роль во время наступления фашистских войск: «Линия Сталина: полоцкий рубеж».

«Линия Сталина» — как доехать из Минска

Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» находится в 6 километрах от города Заславль (в котором, кстати, тоже есть много чего посмотреть), на северо-западе Минской области, в районе 28 километра трассы «Минск-Молодечно» (Р28). Если на автомобиле сюда добраться весьма просто, то с помощью общественного транспорта — мягко говоря, не очень.

Без автомобиля доехать до «Линии Сталина» можно тремя способами. Первый и самый надежный — маршрутка «Минск-Молодечно» №700-Т, отправляющаяся с ул. Дружная (обратная сторона железнодорожного вокзала «Минск-Пассажирский»), ходит по расписанию. Вам нужно доехать до остановки «Линия Сталина», что в деревне Лошаны.

Второй вариант — маршрутка №482 до деревни Красное Молодченского района. Ее остановка находится также недалеко от ЖД вокзала, на пересечении улиц Бобруйская и Кирова, рядом с магазином «Axis». Ходит без расписания, отправляется «по заполнению», зимой вообще возможны перебои.

Ну и третий вариант — электричка, все с того же ЖД вокзала. Вам нужна электричка, останавливающаяся на станции «Беларусь» (время в пути от 25 до 45 минут). Далее либо пешком, либо на такси, либо автобусами местного сообщения.

Есть еще рейсовый автобус, отправляющийся с центрального автовокзала до станции «Сосновый Бор» и проезжающий по пути нужную остановку, но он ходит всего 2 раза в сутки.

Уехать обратно в Минск еще более проблематично — придется «ловить» на остановке проезжающие мимо маршрутки и автобусы, так что гораздо комфортнее все же ехать на «Линию Сталина» на автомобиле.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector