Музей прадо (мадрид)
Содержание:
Стоимость билетов в музей Прадо в 2021 году
В стоимость билетов входит просмотр основной коллекции музея, а также посещение временных выставок. Стоит учесть, что цена входного билета в течение года может меняться, связано это, опять же, со спецификой организованных временных выставок.
Стоимость билетов на официальном сайте музея:
- полный билет — 15 евро;
- льготный билет (для пенсионеров старше 65 лет, для членов многодетных семей) — 7,5 евро;
- на сайте можно приобрести билет на посещение музея Прадо с путеводителем — за 24 евро;
- если вы предпочитаете наслаждаться искусством, когда вокруг нет большого количества людей, то можно посетить музей до его официального открытия (с 9:00 до 10:00). Тогда входной билет будет уже стоить 50 евро;
- еще вы можете воспользоваться уникальной возможностью и за 30,40 евро купить единый билет сразу в три музея — Прадо, Музей Тиссена-Борнемиса, Музей королевы Софии;
- бесплатный вход — для детей младше 18 лет, для студентов младше 25 лет, для людей с ограниченными возможностями.
Еще во время посещения музея вы можете арендовать аудиосистему (вам выдадут специальные наушники, при помощи которых проведут экскурсию). Аудиосистема, рассчитанная на постоянную экспозицию, обойдется в 4 евро, на временные выставки — 3,5 евро. Можно арендовать аудиосистему на временную и постоянную выставки за 6 евро. Экскурсия проводится на испанском, немецком, корейском, китайском, английском, итальянском, французском, японском, португальском и русском языках.
Забронировать билеты на сайте музея Прадо
Галечка Бесман
Коллекция Музея Прадо
Ни один музей в мире не может поспорить с Музеем Прадо в количестве произведений некоторых художников. Здесь хранится большее всего работ Веласкеса, Гойи, Эль Греко, Тициана, Рубенса, Боско… Собранные в течение нескольких веков, они лишь в конце XX в. оказались в полной безопасности — на протяжении всего столетия музей испытывал проблемы с недостаточным финансированием, а после того, как начался туристический бум, еще и с площадью.
Ядро коллекции Музея Прадо составляют произведения из Королевской коллекции Габсбургов и Бурбонов, покровительствовавших искусству и художникам. Расширить и разнообразить собрание удалось за счет произведений из Музея Тринидад, с которым произошло слияние в 1872 году, когда Музей Прадо получил статус «национального». Добавил массу новинок и сменивший концепцию в 1971 году Музей современного искусства, из которого были переданы некоторые картины XIX столетия (по 1881 год — день рождения Пикассо, ставший линией раздела собраний). Огромен и список собственных приобретений — только фонд картин музей пополнил за счет покупок на 2300 экспонатов. Одним из самых дорогих приобретений стала картина «Мадонна с гранатом» кисти Фра Беато Анджелико — работа 1487 года стоила 18 миллионов долларов.
Не удивительно, что в собрании Музея Прадо наиболее широко представлена испанская живопись. Эта секция, составляя основу экспозиции, включает в себя 4900 предметов. Она демонстрирует развитие школы в хронологическом порядке — от XII века до начала XX столетия, от романских фресок до импрессионизма
Пожалуй, особое внимание привлекает уникальное собрание картин Франсиско Гойи — 130 полотен знаменитого мастера периода романтизма охватывают практически все периоды его творчества
Более тысячи полотен итальянской художественной школы наглядно говорят о ее влиянии на искусство в Испании. Франческо Траини, Мантенья, Боттичелли: творчество мастеров XIV — XV столетий открывает обширное собрание картин с Апеннинского полуострова. Тициан, Караваджо, Строцци, Тьеполо — перечисление фамилий всех художников из Италии, чьи полотна представлены в Музее Прадо, потребует полноценной статьи.
Значительную часть имеющихся «запасов» составляет живопись Фландрии, Франции, Германии, Нидерландов, Британии… Интересно, что непосредственные соседи, португальцы, представлены в Музее Прадо весьма скромно — лишь несколькими полотнами рубежа XIX — XX веков. Впрочем, сожалеть об этом не хватит времени, ведь все оно будет занято знакомством с шедеврами. Среди наиболее знаменитых экспонатов Музея Прадо, выделяются следующие
Музей Прадо — скульптурыМузей Прадо — «Сад земных наслаждений» Босх
знаменитые шедевры Музея Прадо:
• «Снятие с креста» Рогира ван дер Вейдена;
• «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха;
• «Адам и Ева» Дюрера;
• «Портрет кардинала» Рафаэля Санти;
• «Триумф смерти» Брейгеля Старшего;
• «Рыцарь с рукой на груди» Эль Греко;
• «Сдача Бреды» Диего Веласкеса;
• «Три Грации» Рубенса;
• «Третье мая 1808 года в Мадриде» Гойи.
Из этих и других картин, признанных ценнейшими произведениями в истории искусства, можно создать отдельную галерею. А ведь в Музее Прадо представлено еще и более 220 скульптур, тысячи рисунков и эстампов, столы, консоли, керамика… Музей Прадо нередко сравнивают с Лувром, и это сравнение — далеко не пустой звук.
Музей Прадо — время работы и стоимость посещения:
Часы работы:
С понедельника по субботу с 10:00 до 20:00 часов
По воскресеньям и праздничным дням с 10:00 до 19:00 часов
6 января, 24 декабря и 31 декабря с 10:00 до 14:00 часов
1 января, 1 мая и 25 декабря — закрыто.
Доступ в музей Прадо прекращается за 30 минут до закрытия.
Окончание осмотра залов за 10 минут до закрытия музея.
Стоимость:
С понедельника по субботу с 18:00 до 20:00 — бесплатно.
Воскресенье и праздничные дни с 17:00 до 19:00 — бесплатно.
В течение последних двух часов работы — 50% скидка на билеты на временные выставки.
Взрослые: 15.00€
Дети и молодежь до 18 лет, а так же студенты до 25 лет — вход бесплатный.
Стоимость билета включает посещение Коллекции и временных выставок. Билет действителен весь день.
Группа (не менее 12 человек) с 9 до 10 часов (до открытия музея) — 50.00€ с человека.
Увеличить окно
Адрес: Paseo del Prado, s/n, 28014 Madrid
Королевский дворец в Мадриде
- Режим работы: с пн. по вс. — 10:00—20:00.
- Стоимость: полный билет стоит 10 € (≈ 700 руб.), льготный — 5 € (≈ 350 руб.).
Королевский дворец по-другому называют Восточным — Palacio de Oriente. Это официальная резиденция испанских королей, построенная в XVIII веке.
Королевский дворец в Мадриде.
Дворец поражает тщательной отделкой интерьера: тронный зал в стиле рококо, фрески итальянских мастеров, в том числе Караваджо, фламандские гобелены, уникальное собрание скрипок Страдивари, фарфоровый зал, оружейная — можно потратить полдня, разглядывая детали убранства, которые тянут на самостоятельные произведения искусства.
Чтобы сполна насладиться прогулками и хорошей погодой, отправляйся в Мадрид весной или осенью, лето подходит для любителей жары, а зима — для тех, чьё настроение не зависит от температуры и облачности. Хотя в целом Мадрид — очень солнечный город, поэтому вряд ли может разочаровать в любое время года.
Столица Испании понравится разным путешественникам: и поклонникам изобразительного искусства, и завсегдатаям шумных баров, и влюблённым в зелёные пространства городских парков. Но удачнее всего — если всё это тебе по душе. Тогда ты по-настоящему полюбишь Мадрид.
Специальные выставки
В период с 8 ноября 2011 г. по 25 марта 2012 г. группа из 179 произведений искусства была доставлена в Музей Прадо из Эрмитаж в Санкт-Петербург. Известные работы включали:
- Ученый (1631), автор Рембрандт
- Лютнист (ок. 1596 г.), автор Караваджо
- Экстаз Святой Терезы (1647), автор Бернини
- Игра в чаши (1908), автор Анри Матисс
- Букет васильков со стеблями овса в вазе (ок. 1900 г.), автор Дом Фаберже
- Пруд в Монжероне (1876), автор Клод Моне
- Ремень пряжка с монстром, атакующим лошадь, (IV – III вв. До н.э.), (золотой орнамент из Петра I Сибирский Коллекция)
- Восход луны, двое мужчин на берегу (ок. 1900), автор Каспар Давид Фридрих
- Композиция VI (1913), автор Василий Кандинский
- Метафизический натюрморт (1918), автор Джорджио Моранди
И наоборот, впервые за свою 200-летнюю историю Музей Прадо посетил выставку своей знаменитой коллекции итальянских шедевров в Национальной галерее Виктории в Мельбурне, Австралия, с 16 мая 2014 года по 31 августа 2014 года. работы никогда ранее не покидали Испанию.
История создания
Предпосылки к созданию в Мадриде музея появились еще в 17 веке, когда многие именитые художники и королевские министры ходатайствовали перед испанскими монархами о создании заведения, где можно было бы размещать частные коллекции изобразительного искусства. В 1757 году Фердинанд VI с подачи своей супруги Барбары Браганса решил создать художественный музей, но спустя год королева скончалась, а сам Фердинанд впал в такое отчаяние, что пережил жену всего лишь на год. Его преемник Карл III также желал видеть в Мадриде музей, но не художественный, а посвященный естественным наукам. Для этого в 1775 году он поручил архитектору Хуану де Вильянуэва создать подходящее здание (нынешний музей Прадо), но дожить до завершения строительства королю так и не довелось.
Его сын и наследник Карл IV в почти завершенном дворце подумывал устроить пинакотеку, как желал его дядя Фердинанд VI, но тут случилось вторжение наполеоновских войск, и правителем Испании стал брат Наполеона, Жозеф Бонапарт. Огрехи правления короля-узурпатора оставим на его совести, а вот к зарождению будущего музея Прадо он имел вполне прямое отношение – в 1809 году по его указу был учрежден Музей Жозефино. В здании Паласио Буэнависта стали размещать художественные коллекции, что в какой-то мере поспособствовало защите произведений испанского искусства от разграбления наполеоновскими войсками. После завершения французской оккупации новым королем Испании стал Фердинанд VII при котором в 1819 году в Прадо наконец был открыт Королевский музей живописи, правда, доступный к публичным посещениям только по средам с 9 до 14 часов. Первая выставка занимала всего три зала и насчитывала чуть более 300 полотен, хотя в фондах музея, основой которых была внушительная королевская коллекция, уже тогда находилось свыше 1,5 тысячи произведений искусства.
В дальнейшем коллекция музея продолжалась расширяться самыми разными путями. Так, например, в годы Первой карлистской войны в Прадо были направлены собрания из различных дворцов в окрестностях Мадрида, в число которых входили и предметы искусства из Эскориала. После свержения с престола в 1868 году королевы Изабеллы II коллекции Королевского музея живописи подверглись национализации. В 1872 году в фонды музея были добавлены коллекции упраздненного музея Тринидад, в котором несколько десятилетий хранились сокровища и произведения искусства, изъятые у монастырей во время так называемой конфискации Мендисабаля в 1830-40-х годах. После слияния коллекций учреждение получило название Музей живописи и скульптуры, и только в мае 1920 года оно было переименовано в Национальный музей Прадо.
К этому моменту фонды музея существенно увеличились за счет новых приобретений и частных пожертвований, в связи с чем здание музея уже перенесло несколько преобразований в начале 20 века, за которыми последовали новые перестройки в 1920-30-х годах. В 1936 году директором музея Прадо был избран Пабло Пикассо, известность и авторитет которого помогли спасти основную часть коллекции музея в годы Гражданской войны, когда экспонаты удалось тайно эвакуировать в Женеву. В послевоенные годы музей вновь перенес ряд расширений, а также со временем получил в распоряжение два отдельно стоящих здания: Касон дель Буэн Ретиро и Салон де Рейнос. Туристический бум, начавшийся в конце 20 века, породил новые изменения в облике музея, который за последние десятилетия был существенно модернизирован и обрел несколько новых выставочных пространств.
Коллекции школ живописи разных стран
Изначально испанский Национальный Музей Прадо был создан для группировки наследия испанских живописцев в отдельную школу. Но в XX веке он перешел от королевских династий в государственные руки и стал национальным.
Фото: Daniel R. Blume / flickr.com
Большая часть коллекции – это полотна испанских художников, их общее число – 4800. Самое большое количество работ выполнено Гойя. Они попали в музей благодаря почитателям его творчества, когда сам Гойя уже умер. В галереи представлены работы от романской стенной живописи XII века до XIX столетия и воедино собраны росписи эпох Средневековья, Возрождения и реализма.
Итальянская школа пестрит работами Рафаэля, Ботичелли и Тициана. Это порядка 1000 картин. Большинство из них выполнено в XVII—XVIII столетиях и в эпоху Возрождения. Однако большая половина работ – это творения, относящиеся к Новому времени. Эту выставку собирали Карл V, Филипп II и Филипп IV – они отличались большой любовью к Венецианской школе.
Также Прадо содержит более 1 тыс. экспонатов фламандской и голландской живописи. Здесь можно найти работы знаменитых художников таких как Рубенс, Босх, Брейгель и Ван Дейк.
Есть в коллекции и картины других школ, например, творения художников Великобритании, Германии и Франции представлены работами XVI — XIX веков.
История Музея Прадо
Впрочем, именно события во Франции все же привели к появлению Музея Прадо. В 1808 году место императора в Испании занял Жозеф Бонапарт, брат Наполеона. Он издал декрет о создании художественного музея, аналогичного тем, что уже существовали во многих европейских столицах. Одна из преследуемых целей — снижение темпов потерь предметов искусства, которые стремительно вывозились за границу (в том числе и французами).
После возвращения на трон Фердинанда VII в 1814 году будущий Музей Прадо продолжил функционировать. Причем на деньги королевского семейства поврежденное во время войны здание было отреставрировано. Первоначально Музей Прадо, официально открытый 19 ноября 1819 году как Королевский Музей Живописи и Скульптуры, экспонировал всего 311 картин, и все они принадлежали кисти испанских мастеров. Но коллекция выставленных произведений быстро росла — уже к 1827 году здесь можно было увидеть почти 4 тысячи предметов искусства.
Постепенно в собрание входило все большее количество картин, скульптур, гравюр, рисунков. Коллекцию пополняли произведения, переданные Музею Прадо в дар, приобретенные государством, оставленные в качестве наследства. Пожертвования нередко вызывают вздох восхищения. Например, чего только стоят произведения Гойи из серии «Мрачные картины», переданные бароном Карло фон Эрлангером.
Музей Прадо долгое время был зависим от политической обстановки в стране. После того, как изгнанную Изабеллу II на престоле заменил Амадей I, денег на содержание заведения стали выделять столь мало, что вся коллекция оказалась под угрозой. В то время один из мадридских журналистов выпустил в газете статью, в которой рассказал о пожаре в Музее Прадо ночью 24 марта 1881 года. Пришедшие посмотреть на последствия трагедии горожане убедились, что сообщение лживое, но в нем описаны реально возможные последствия жесткой экономии — сотрудники Музея Прадо жили и готовили в здании, для чего хранили дрова внутри помещения.
Во время Гражданской войны из Музея Прадо были эвакуированы некоторые картины. Грузовик, на котором перевозили работы Гойя, по пути в Женеву попал в аварию, вследствие чего серьезно пострадало полотно «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде». Картина была порезана, некоторые элементы ее потеряны навсегда. Долгое время часть этого шедевра оставалась поврежденной, чтобы напоминать испанцам об ужасах и последствиях войны. Только в 2008 году «Восстание» было отреставрировано полностью.
Музей Прадо в МадридеМузей Прадо в Мадриде — осмотр экспозиции
История создания
Официально выставка начала работу в 1819 году.
Но история формирования фондов музея началась намного раньше: сначала галерея была доступна только для знати, и европейские монархи передали ей в дар немало сокровищ.
В 1785 году было решено отвести место под общественный музей в парке Прадо. Это ответ на вопрос, почему выставка так называется.
Основательницей считается жена короля Фердинанда VII — Изабелла Браганская.
Интересно, что сам король Фердинанд VII особого следа в истории не оставил, зато Изабелла, благодаря созданию музея, навсегда осталась в памяти народа.
После ее смерти дело продолжила Мария, вторая супруга короля. Будучи поклонницей живописи, саксонская принцесса решила создать выставку, не уступающую галерее Дрездена, открытую ее отцом.
Сейчас в коллекции больше 8 000 картин. Но места для них не хватает, поэтому в залах музея выставлена только четвертая часть.
Остальные шедевры Прадо хранятся в музейных запасниках. Здесь же представлены многочисленные скульптуры и драгоценности.
Пополнить сокровищницу помогли не только правители, но и частные коллекционеры.
Важную роль сыграла и национализация в Испании, в результате которой некоторые собрания перешли в собственность государства.
Ряд произведений искусства был конфискован у церквей.
Среди произведений живописи найдете картины Рубенса, Ботичелли, Тициана и, конечно, работы испанских мастеров.
Благодаря такому собранию музей Прадо в столице Испании стал главной культурной достопримечательностью страны.
Музей Прадо в Мадриде: картины
Масштабы коллекции, собранной в Испании, достаточно объемные. Чтобы осмотреть все работы художников и скульпторов потребуется ни один день
Для начала можно обратить внимание на самые яркие шедевры искусства: картину Веласкеса «Менины», на которых написана принцесса Маргарита и две дамы в ожидании, а также сам художник с кистью и палитрой в руках
Еще одна из его интереснейших картин «Триумф Вакха», на которой изображен культ вина в компании опьяненных напитком людей.
«Триумф», Вакха
В музее собрана галерея работ Гойи, который был обвинен в непристойности после написания картины «Обнаженная Маха» и «Одетая Маха» 1800-1803 годов. Предметы искусства составляют большую часть экспонатов художественной галереи. На главном входе в музей установлена его статуя.
«Одетая Маха», Гойе
Другой выдающейся картиной в истории искусства можно назвать «Сад наслаждений» Боша. Он был одним из любимых художников короля Филиппа II.
Также следует обратить внимание на «Поклонение волхвов» и «Три градиции» Рубенса. На последней изображены три женщины (грации или дочери Зевса) в танце, символизирующие любовь, радость и веселье
«Поклонение волхвов», Рубенса
Путешественники найдут работы Рембрандта: «Автопортрет» и «Полынь».
«Автопортрет», Рембрант
За один час, отведенный на осмотр галереи, рекомендуется в первую очередь осмотреть следующие предметы живописи:
«Распятие», Хуан де Фландес, № 57б
«Распятие», Хуан де Фландес
«Дворянин, положивший руку на грудь», Эль Греко, №10
«Дворянин, положивший руку на грудь», Эль Греко
«Менины», Веласкес, зал 12
«Менины», Веласкес
«3 мая 1808 в Мадриде», Гойе, зал 39
«3 мая 1808 в Мадриде», Гойя
«Благовещение», Фра Анджелико, № 49
«Благовещение», Фра Анджелико
«Кардинал», Рафаэль, № 49
«Кардинал», Рафаэль
«Император Карл V, верхом на лошади, в Мюльберге», Тициан, зал 11
«Император Карл V, верхом на лошади, в Мюльберге», Тициан
«Непорочное зачатие», Джамбаттист Тьеполо, № 89
«Непорочное зачатие», Джамбаттист Тьеполо
«Снятие с креста», Роджер ван дер Вейдена, № 58
«Снятие с креста», Роджер ван дер Вейдена
«Сад земных наслаждений», Иероним Босха, № 56
«Сад земных наслаждений», Бош
«Три грации», Питер Пауль Рубенс, зал 9
«Три грации», Питер Пауль Рубенс
«Автопортрет», Альбрехт Дюрер, № 55б
«Автопортрет», Альбрехт Дюрер
«Артемида», Рембрандт
«Артемида», Рембрандт
Эти шедевры можно посмотреть онлайн в сверхвысоком разрешении, 14,000 млн пкс, в Google Earth, Это позволяет изучить картины в тонкостях, обычно невидимых невооруженным глазом. Для этого нужно открыть Google Earth, выбрать «3D-изображение» на левой панели и набрать «Музей Прадо».
Посетить музей желательно нескольких посещений. Но если есть возможность увидеть коллекцию этого музея Испании только один раз, не пропустите эту коллекцию. Оставшуюся часть времени ценители искусства могут потратить на осмотр произведений XVII века. В перерывах между посещением залов музея предлагается отдых в кафе.
Музей Прадо, Мадрид, Испания
Для посещения «Золотого треугольника искусств» в Испании, включающего музеи Прадо, Тиссена-Борнемиса и Королевы Софии, можно приобрести абонемент Art Walk. Рекомендуется также купить карту города. Это позволит составить маршрут для осмотра многочисленных музеев и достопримечательностей Мадрида, и избежать очередей, где часто бывает очень много посетителей.
Недалеко от «Золотого треугольника» находится много отелей и апартаментов, где могут разместиться ценители искусства эпохи Ренессанса.
Музей Прадо в Мадриде: часы работы
Шедевры, которые должен знать каждый
Музей Прадо обладает богатейшим собранием картин (свыше 8000), скульптур и других предметов искусства. В 2007 г. был открыт новый корпус, однако посетители могут увидеть лишь четверть от всей коллекции. Остальные экспонаты хранятся в запасниках: они ждут своего часа или путешествуют на временных экспозициях.
Но даже то, что доступно обозрению, невозможно осмотреть за день. Ценители прекрасного, которые не хотят пропустить самое выдающееся, на входе могут взять карту. На ней указано 15 картин из собрания Прадо, и среди них – 5 самых известных шедевров, которые будоражат воображение, и до сих пор вызывают споры.
«Поклонение пастухов» Эль Греко
«Поклонение пастухов – одна из самых известных и значимых картин, связанных с библейскими сюжетами. Она создана специально для алтаря старой церкви в Толедо. Картина написана в тёмных красках, что характерно для маэстро, завершающего к тому времени свой творческий путь.
Магический свет выхватывает из тёмного пространства пещеры людей – пастухов и Деву Марию с младенцем: над новорожденным парят ангелы, указывая на его высокое божественное предназначение. Чтобы подчеркнуть эту мысль, автор картины делает изображение Христа самым ярким и светлым пятном. Есть сведения, что на полотне мастер изобразил себя в лице пастуха, стоящего на коленях.
«Портрет семьи Карла IV» Гойи
Возле этой картины невозможно не остановиться, ведь этот портрет королевской семьи выделяется среди множества заказных портретов. Дело не только в роскошных костюмах, сверкающих драгоценностями и регалиями. Зрителей поражает реалистичная внешность героев и их непростые взаимоотношения, которые мастерски удалось передать художнику.
Самодовольный господин слева – старший сын королевской четы, в будущем король Фердинанд VII. Рядом женщина «без лица», его предполагаемая невеста. В центре, в окружении младших детей стоит королева Мария-Луиза. Король изображён в стороне, повторяя ситуацию, что сложилась в жизни супругов Он постоянно уклонялся от управления страной, а затем полностью передал бразды правления фавориту своей жены. Увидев работу Гойи, королевская семья не выразила ни недовольства, ни радости. Но и заказов от неё больше не поступало.
«Три грации» Рубенса
При слове «грациозность» современным людям представляется нечто лёгкое и невесомое. Поэтому многие зрители недоуменно замирают, увидев в музее «Грации» Рубенса. Но сегодня другие стандарты, а тогда идеалом женской красоты были женщины с пышными формами.
Маэстро вдохновлялся библейскими сюжетами, и умел изобразить людей в естественном виде. В то время он наслаждался семейным счастьем, и моделью для одной из богинь стала его жена. Обнажённые грации танцуют, но в них нет вульгарности и пошлости, они просты подобно самой природе. Их фигуры, полные жизни и энергии, воспевают радость и олицетворяют гармонию тела и духа.
«Менины» Веласкеса
«Менины» нередко называют картиной с двойным дном: Диего Веласкес показывает «изнанку» королевского двора и демонстрирует своё отношение к тем, кто его унижает. Перед зрителями разворачивается сценка: художник занят написанием портрета правящей четы. Но король и королева отодвинуты на второй план – неотчётливые очертания их силуэтов лишь отражаются в дальнем зеркале. В центре же находится маленькая инфанта Маргарита, одетая в пышное платье и окружённая фрейлинами (менинами). Она излучает мягкое свечение. Включив в групповой портрет карликов, автор увековечивает их наравне с монаршей четой, а высочайших особ сводит с пьедестала.
Несмотря на то, что в те времена рисование не признавалось искусством, Диего удалось получить престижное место при дворе Филиппа IV. Его фигура перед холстом и особенно крест ордена Сантьяго, написанный королём на груди мастера, свидетельствуют об определённом статусе.
«Сад земных наслаждений» Босха
Босх известен своим ярким воображением и необычной трактовкой библейских сюжетов, и этот триптих относится к самым знаковым произведениям художника. Посетители Прадо подолгу останавливаются перед полотном, стараясь рассмотреть огромное количество мелких деталей. Левый фрагмент демонстрирует начало жизни, появление человечества – первые люди Адам и Ева запечатлены в райском саду. В центре кипит человеческая жизнь со всеми её пороками. Правая тёмная створка символизирует конец земного существования: поедающие людей монстры, устрашающие музыкальные инструменты навевают мрачные мысли. Это одна из немногих картин, о смысле которых спорят по сей день.
Экспозиции
Коллекция музея весьма обширна (свыше 8,5 тысяч картин и 700 скульптур) и по праву может гордиться наличием всемирно известных произведений искусства, созданных в разные века испанскими и европейскими творцами. Первоначальные основы музейного собрания формировались исходя из вкусов и предпочтений испанских монархов 16-17 века, поэтому некоторые периоды искусства представлены в экспозициях менее ярко, чем другие. Основные коллекции музея в наше время упорядочены по 7 тематическим разделам.
Испанские мастера по 17 век
В данном разделе находится свыше 2 тысяч картин, охватывающих период от 12 до конца 17 века. Здесь можно увидеть, как романские росписи часовни Мадеруэло, так и работы ведущих испанских живописцев эпохи Возрождения: Хуана де Фландеса, Луиса де Моралеса, Эль Греко, Рибера, Мурильо, Переда и прочих. Отдельного внимания заслуживает экспозиция работ Веласкеса, ведь Прадо принадлежит почти половина всех его картин, которые известны на сегодняшний день. Помимо этого в разделе представлены образцы основных жанров художественного искусства в стране той эпохи, от религиозной живописи до натюрморта или придворной портретной живописи.
Итальянские и французские мастера по 17 век
В этом разделе представлены картины, которые в основном созданы в период 1400-1699 годов. Выставочные залы итальянского искусства пестрят именами выдающихся художников: Тинторетто, Рафаэль, Веронезе, Фра Анджелико, Боттичелли, Караваджо. Коллекция французского искусства менее обширна из-за особенностей политической обстановки между Францией и Испанией в 16-17 веках, но также заслуживает внимания из-за наличия прекрасных работ Николя Пуссена, Жоржа де ля Тура, Антуана Ватто, Франсуа Буше, Клода Верне и других.
Фламандские мастера и северные школы
Одна из крупнейших мировых коллекций фламандской живописи была собрана королями Испании из династии Габсбургов, когда старые Нидерланды находились под их властью. Свыше 1 тысячи картин представлены в экспозициях данного раздела, среди которых можно увидеть обширную коллекцию работ Босха, полотна Питера Брейгеля Старшего, Ван Дейка, Ганса Мемлинга, Ван дер Вейдена, Рембрандта и многих других. Рубенса, любимого художника испанского короля Филиппа IV, нередко называют «Королем музея», ведь в Прадо хранится 90 картин этого прославленного живописца.
Живопись 18 века и творчество Гойя
Данный раздел, насчитывающий около 1 тысячи картин, составляют европейские мастера из Испании, Италии, Франции, Германии и Англии. Небольшое количество картин представляет в выставках и другие страны, такие как Америка, Польша, Россия и прочее. Ключевой фигурой испанского искусства 18 века является Франсиско Гойя, творчество которого освещено в экспозициях музея Прадо очень полно и разносторонне, от гобеленовых досок для Королевской мануфактуры до собрания картин, рисунков и личных писем.
Живопись 19 века
Данный раздел является одновременно и самым обширным по количеству картин, и самым малоизвестным, поскольку до 2007 года основная часть коллекции выставлялась сначала в Музее современного искусства, а затем в здании Касон дель Буэн Ретиро. В 2009 году наиболее выдающиеся полотна этой коллекции были помещены в экспозиции в здании Вильянуэва. Здесь можно увидеть картины позднего периода Гойя, собрание работ Хоакина Сорольи, Аурелиано де Беруэте и других.
Рисунки, гравюры и фотография
Раздел сформирован из огромного числа экспонатов: свыше 9 тысяч рисунков, около 6 тысяч гравюр и 10 тысяч фотографий, собранных различными музеями и частными коллекционерами в 19-20 веках. Экспозиции упорядочены по нескольким подразделам в зависимости от страны происхождения, художественного стиля и других аспектов.
Скульптура и декоративно-прикладное искусство
Коллекцию скульптур музея Прадо составляют свыше 900 произведений разных эпох, начиная от греко-римского периода и заканчивая 19 веком. Древние скульптуры, особенно римского происхождения, в свое время приобретались испанскими королями для украшения загородных поместий и резиденций. Яркими образцами искусства древнеримского периода является скульптурная группа «Орест и Пилад», а также скульптура Апофеоз Клавдия. Эпоха Возрождения представлена в экспозициях работами Джамболоньи, Бандинелли, Помпео Леони. В коллекцию декоративного искусства включены разнообразные предметы: гобелены, ювелирные изделия, мебель, столовое серебро, керамика, фаянс, фарфор, доспехи, веера и многое другое.
Посещение
- Прадо можно посетить бесплатно, если спланировать свой визит так, чтобы попасть в музей за 2 часа до закрытия.
- Стандартный билет – 15€; скидка 50% действует для людей преклонного возраста после 65 лет и многодетных семей. Билет за 22€ дает право посетить музей 2 раза в разные дни.
- Свободный вход в Прадо разрешен для: детей до 18 лет, студентов от 18 до 25 лет, людей с ограниченными физическими возможностями.
- Аудиогид для основных коллекций – 4€ (есть русская версия), для временных выставок – 3,50€ (только испанский и английский язык).
Время работы музея: понедельник-суббота – с 10 до 20, воскресенье и праздники – с 10 до 19.
Адрес музея: Калле Руис де Аларкон 23, Мадрид 28014.
Веб-сайт: museodelprado.es
Т: +34 91 330 2800