Народы казахстана

Русские

     Наибольший процент русских проживает в Центральном, Северном и Восточном Казахстане, а также в крупных городах страны.

     В послевоенный период и до распада СССР русские составляли почти половину населения государства. Сейчас количество представителей этноса значительно сократилось и составляет примерно пятую часть. Такой изменчивости способствовали комплексные причины: исторические, социальные, политические, экономические.

     Многие представители народа являются потомками ссыльных и заключенных сталинского периода. Немалая часть осела здесь в период эвакуации. В 50-х – 80-х гг. советским правительством регулярно осуществлялись организованные масштабные переселения с целью освоения целинных земель, а также для строительства и развития различных отраслей хозяйства. С 90-х гг. начался массовый отток русских из Казахстана.

     Для русского населения характерен низкий уровень владения государственным языком. Так, писать и читать по-казахски могут немногим более шести процентов русских.

     В настоящее время в Казахстане действует несколько общественных русских культурных организаций. Также официально учрежден ежегодный праздник День русского языка.

Владение языками

Согласно предварительным данным переписи 2009 года наиболее распространённым языком в Казахстане был русский язык: 94,4 % населения страны указали, что понимают устную русскую речь, 84,8 % населения умеют и читать и писать по-русски, 3,4 % только читать. В то же время понимают казахскую устную речь 74 % населения страны, умеют читать и писать по-казахски 62 % населения, а 2,9 % только читать.

Среди различных этносов Казахстана наблюдаются существенные различия в степени владения языками.
Так среди славянских этносов понимают устную казахскую речь 25,3 % русских, 21,5 % украинцев, 19 % белорусов и 20,9 % поляков. Сходный уровень владения казахским языком демонстрируют и немцы — 24,7 %. О том, что способны читать и писать по-казахски заявили 6,3 % русских, 5,2 % украинцев, 4,8 % белорусов, 6,6 % поляков, 7,9 % немцев. О том, что по-казахски умеют только читать заявило от 2 до 2,9 % представителей этих национальностей.

В то же время высокий процент понимающих устную казахскую речь наблюдается среди собственно казахов — 98,4 %, а также ряда тюркских народов: узбеков 95,5 %, уйгуров 93,7 %, киргизов 92,7 %. Но если среди казахов умеют читать и писать по-казахски 93,2 %, то среди других перечисленных тюркских народов это умеют 61-63 %, а ещё 8-12 % заявили, что могут только читать по-казахски.

Степень владения русским языком среди славянских народов и немцев составляет ок.99 %, а читают и пишут по-русски 97 %. Изо всех этнических групп, по которым опубликованы сведения, меньше всех по-русски понимали этнические таджики — 85,2 %, у них же самая низкая доля умеющих читать и писать по-русски — 56,6 %. У всех остальных этносов Казахстана понимают по-русски от 92,1 % (собственно казахи) до 98,4 % (татары), а умеют читать и писать по-русски от 68,3 % (узбеки) до 95,5 % (корейцы). Среди казахов умеют читать и писать по-русски 79,1 %.

Декларация о степени владения английским языком у разных этносов достаточно заметно варьирует, при этом наивысшие показатели владения английским языком продекларировали корейцы: 24,2 % понимают устную речь, 11,4 % умеют читать и писать, 3,5 % только читать. Группу этносов продекларировавших относительно высокую степень владения английским языком составляют также казахи (17,5 % понимают, 9 % читают и пишут, 2,9 % только читают), уйгуры (15,7 % понимают, 7,2 % читают и пишут, 2,6 % только читают), киргизы (12,6 % понимают, 5,8 % читают и пишут, 2 % только читают).

У русских самый высокий среди славянских народов и немцев декларируемый уровень владения английским языком: 12,6 % понимают, 5,6 % читают и пишут, 2,1 % только читают.

При этом самый низкий уровень владения английским языком продекларировали белорусы и поляки: 6,8 % понимают английскую речь, лишь 3 % умеют читать и писать, 1 % только читать.

Зри в корень

Все началось, как обычно, с обмена посольствами. Хотя мы же знаем, что посольство — это не только дружеский обмен любезностями, одновременно это разведка в тылу врага. В 780 году к франкам прибыло посольство аваров, ответный визит тоже не замедлил состояться. И все же ни те, ни другие друг другу не доверяли. Древние говорили: «Хочешь мира — готовься к войне».

Была срочно укреплена, как пишут летописи, крепость Регенсбург. В 791 году началась война. Именно у Регенсбурга был построен мост, который стал основным путем для обеспечения тыла Карла Великого. Тем временем такие племена, как саксы, покоренные франками, вновь подняли голову. Они попытались вступить в союз с аварами, направленный против франков, а затем даже подняли восстание.

Однако уже в самом Аварском каганате начались распри. По ходу этих писем ты, сынок, убедишься, что, видимо,

Так было всегда. И во времена расцвета Тюркского каганата, которого боялись даже византийцы, с которым считались и китайцы. Так было и во времена Золотой Орды, и во времена Казахского ханства. Да и сейчас почему-то наши кыргыз-кайсаки, или казахи, никак не могут ужиться друг с другом. Об этом хорошо сказано у Абая. Надеюсь, ты читаешь его «Слова».

Этимология

Казахи, вероятно, начали использовать это имя в 15 веке. Существует множество теорий происхождения слова казах или казак. Некоторые предполагают, что оно происходит от турецкого глагола каз («странник, бродяга, воин, свободный, независимый») или от прототюркского слова * хасак (колесная повозка, которую казахи использовали для перевозки своих юрт и вещей). .

Другая теория происхождения слова «казах» (первоначально « Казак» ) состоит в том, что оно происходит от древнетюркского слова « казак» , впервые упомянутого на тюркском памятнике 8-го века Уюк-Туран. По мнению тюркского лингвиста Василия Радлова и востоковеда Вениамина Юдина, существительное qazğaq происходит от того же корня, что и глагол qazğan («получать», «получать»). Таким образом, qazğaq определяет тип человека, который ищет выгоды и выгоды.

Примечания

  1. ↑  (недоступная ссылка). www.stat.kz. Дата обращения: 12 декабря 2010.
  2. ↑  (недоступная ссылка). www.stat.kz. Дата обращения: 1 мая 2012. ( (недоступная ссылка). www.stat.kz. Дата обращения: 11 мая 2011. .rar)
  3. . Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан. Дата обращения: 1 мая 2021.
  4. ↑  (недоступная ссылка). www.stat.kz. Дата обращения: 1 мая 2012.
  5.  (недоступная ссылка). www.stat.kz. Дата обращения: 5 июля 2010.
  6. ↑ Данные получены путём отнятия от численности населения Казакской АССР населения АО Кара-Калпакии.
  7. ↑ . Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан. Дата обращения: 27 апреля 2020.
  8. Представлены национальности, численность представителей которых, когда либо превышала 20 тыс. человек.
  9. ↑  (недоступная ссылка). stat.gov.kz. Дата обращения: 14 января 2019.
  10. . demoscope.ru. Дата обращения: 14 января 2019.
  11.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 декабря 2009.
  12. . pop-stat.mashke.org. Дата обращения: 14 января 2019.

Национальный состав

Сегодняшний Казахстан — государство с полиэтническим составом населения. Согласно данным на начало 2021 года казахи составляют большинство населения (69,01 %), далее русские (18,42 %), узбеки (3,29%), уйгуры (1,48 %), украинцы (1,36 %), татары (1,06 %) и другие

Перепись 2009 года

Официальные предварительные данные переписи 2009 года о доли основных этносов были опубликованы 4 февраля 2010 года: казахов — 63,1 % населения, русских — 23,7 %, узбеков — 2,8 %, украинцев — 2,1 %, уйгур — 1,4 %, татар — 1,3 %, немцев — 1,1 %, других этносов — 4,5 %. Численность казахов за 1999—2009 годы увеличилась, таким образом, на 26 % (или на 2,1 млн чел.), узбеков — на 23 % (на 87 тыс.), уйгур — на 6 % (на 13 тыс.). Резко сократилось число немцев — на 50 % (на 175 тыс.), а также украинцев — на 39 % (на 214 тыс.), татар — на 18 % (на 46 тыс.), русских — на 15 % (на 683 тыс. чел.).

Как сегодня живут в Казахстане обычные люди

Марзия Доскалиева — оралман. Так называют тех казахов, которые родились не в Казахстане, но вернулись на историческую родину. Большинство оралманов прибыли в страну по специальной государственной программе, которая предусматривала поддержку в приобретении жилья, поиске работы и единоразовые выплаты на каждого члена семьи. За 20 с небольшим лет, что действовала программа, в страну въехало более 1 миллиона казахов, что составляет 10% от общего числа всего населения.

В начале 2000-х Марзия переехала из России в Казахстан, воспользовавшись программой возвращения этнических казахов на историческую родину

— Безусловно, тот уровень жизни, что наша семья имеет на сегодняшний момент — собственное жильё, работа, во многом предопределён той помощью, которое государство оказало нам во время переезда, — говорит Марзия Доскалиева. — Не будь этой поддержки — вряд ли бы мы решились переехать сюда.

Особенности менталитета

Казахский менталитет, при кажущейся однородности, имеет региональные отличия, которые унаследованы ещё от тех времён, когда племена делились на жузы (объединение племён по территориальному признаку). Так, менталитет казахов, живущих на севере страны, равно как и тех, кто населяет крупные города, отличает космополитичность взглядов, гибкость мышления в восприятии западного образа жизни, меньшая категоричность в вопросах, касающихся национальной идентичности. И, наоборот, чем южнее проживает население, тем большую консервативность оно проявляет в своём мировоззрении, главными ценностями которого являются традиционный уклад, религия, стремление к моноэтническим бракам. Исторически сложившиеся связи между казахскими племенами играют важную роль и внутри самого этноса.

Националистические взгляды, которые не принято проявлять в радикальных формах, тем не менее негласно пронизывают весь организм казахстанского общества. Об этом не говорят вслух, но: подавляющее большинство государственных должностей на всех уровнях власти занимают этнические казахи. Не секрет, что принадлежность к коренной этнической группе является преимуществом при устройстве на работу, порой — более весомым, чем образование или профессиональные навыки.

Резкое усиление националистических позиций в казахстанском обществе явилось одной из причин, по которым президент Назарбаев принял непростое решение о переносе столицы из Алматы в Астану.

Вопрос национальных взаимоотношений в Казахстане особенно остро стоял в середине 1990-х, когда сотни тысяч граждан, которые не являлись представителями коренного этноса, были вынуждены покинуть родину по этой причине.

Предки Александра Мельника, уральские крестьяне, попали в Казахстан в конце XIX века. Родители, он сам и его младшая сестра никогда не знали иной родины, чем бескрайние степные просторы центрального Казахстана. В 1994-м семья была вынуждена продать свой дом за бесценок и уехать в Россию, практически в никуда.

Предки Александра Мельника, уральские крестьяне, попали в Казахстан в конце XIX века

К чести президента Назарбаева, его грамотная политика в национальном вопросе предотвратила разрастание и укрепление шовинистических позиций внутри общества. Сегодня Казахстан с этой точки зрения — вполне благополучная и безопасная страна для проживания. Здесь под солнечно-голубым стягом мирно живут, работают и отдыхают разные народности. Среди них казахи и русские, татары и украинцы, узбеки, уйгуры и немцы, кавказцы и другие малочисленные этнические группы.

Письмо первое

«…я понимаю, что не всегда у тебя руки доходят до моих писем, но ты должен понять, сынок, одно: эти письма не просто обращение тоскующего в вынужденной разлуке отца. Таким образом я хочу дать тебе хоть некоторое представление о тех племенах, которые обитали в Великой степи многие сотни лет назад и, возможно, были нашими предками. Хотя того, что мы были с ними одной крови, уже достаточно, чтобы ты знал о них. Почему же ты сам не нашел время мне ответить? Но продолжу.

Интересно, что даже некоторые

способных на выдающиеся поступки.

Попытаемся отбросить все исторические напластования и вспомним, кто же такие эти обры. А ведь если быть более точным, речь идет об аварах. Здесь, в Москве и Петербурге, среди историков существуют разные взгляды и мнения по этому поводу. Впрочем, не буду утомлять тебя, сынок, вот моя версия.

Еще Византийский летописец 7 века Феофилакт Симокатта писал (как ты помнишь, я уже упоминал его имя в одном из своих предыдущих писем), что авары – это, возможно, вовсе и не авары, а племена, которые на самом деле назывались уары, или вары, или ханни, или жужани.

По этому поводу тоже есть ряд версий. Некоторые считают, что племенные союзы древности специально

По некоторым же мнениям, суть такого странного переименования целых родов, племен и даже народов лежит совсем в другой плоскости. А именно — в мистических воззрениях степных кочевых народов (степняки верили, сегодня в это верят и наши с тобой близкие родственники), что изменив имя, можно в корне изменить судьбу человека и даже целого народа.

Снежный барс

Самым известным, даже легендарным, из диких животных Казахстана является снежный барс, или ирбис (Uncia uncia). Он изображен на некоторых ранних скифских золотых украшениях, которым более 2000 лет. Поскольку снежные барсы являются одними из самых застенчивых и скрытных млекопитающих на планете, живущие в труднодоступных местах, их почти никто не видит. Его предполагаемая склонность к убийству домашних животных (овец и коз) часто вызывала опасения у сельских жителей. Однако неприступность обеспечила этому животному мифическую репутацию, которая будоражит воображение человека с незапамятных временах.

У снежного барса длинный густой сероватый мех, покрытый темными розетками и пятнами. Он может достигать веса взрослого мужчины (около 70 кг). Длинный хвост (до 1 м), используется животным для поддержания равновесия в сложной скалистой местности. Многие из историй, связанных со снежным барсом, вероятно, апокрифичны. Хотя, считается, что он обладает отменными способностями к передвижению и может совершать 7-ми метровые прыжки.

В настоящее время предпринимаются серьезные попытки сохранить среду обитания ирбиса, и заметно снизилась угроза браконьерства. Тем не менее, до сих пор на рынках Дальнего Востока продаются незаконные шкуры и части тела снежного барса.

Памятник литературы

А теперь о самих письмах, которые, как мне кажется, можно назвать именно записками. И которые по-своему уникальны.

Во-первых, подобного рода документов у нас сохранилось немного. Они свидетельствуют о том, что казахская интеллигенция 19 века обладала оригинальным взглядом на мировую историю. Пусть хотя бы даже на некоторую ее часть, тем самым вполне осознавая роль своего народа и вообще кочевых народов в истории человечества.

Во-вторых, это еще и своего рода уникальный литературный памятник того времени. Подобного просто не существует в исторической литературе Казахстана конца 19  века.

Я назвал этот маленький шедевр «Степные истории», или » Письма к сыну». Хотя название может быть и не оригинально, зато точно отражает суть.

Степные варвары

Этот аспект, как мне кажется, вообще требует особого освещения. Но продолжу об аварах, потому что другие историки утверждают, что они как были аварами, или варами (не отсюда ли вполне известное всем слово «варвары”?), так ими и остались.

Есть очень интересная гипотеза, что они вышли из Центральной Азии, а по другой — из Средней, и носили самоназвание жуань-жуани. Я склоняюсь к последней версии. Жуань-жуани — знаменитое тюркское племя, которое еще называли жужани и которое в 4 веке создало Жужанский каганат в Центральной Азии. Затем они были разбиты своими же пленниками алтайскими тюрками. Пострадали авары в свое время также и от гуннов.

Соответственно, чтобы укрыться от беспощадного врага, бежали они в поисках убежища через всю степь, преследуемые бывшими вассалами, во главе которых стоял Истеми-каган. По некоторым сведениям, Атилла, а значит и гунны, являются все же родственниками жужаней, хотя и воевали с ними.

Русские

История

Переселение русских на Казахскую землю на протяжении четырех веков связано с политикой России. Служивые казаки строили крепости с гарнизоном у северных границ степи для охраны сибирской территории, постепенно заселяя земли Казахского ханства еще в 16 веке. Кроме казаков, здесь обосновались русские, бежавшие от крепостничества или религиозного гнета.

В 18 веке Российская империя стала протекторатом Младшего и Среднего жузов, часть казахских земель перешла во владение русским помещикам.

В 19 веке началась массовая миграция из Пермской, Тамбовской, Саратовской, Самарской, Оренбургской и других ближайших губерний. Со времен Екатерины II политика России была направлена на контроль казахской территории и использование ее недр. Переселение крестьян должно было помочь кочевникам освоить земледелие и осесть в поселениях.

В казахские земли ссылали арестантов для работы в шахтах.

После образования СССР доля русского населения в Казахской республике составляла 30 %. «Раскулаченные» семьи переезжали в Казахстан после северных ссылок. Плановые переселения 40-х годов в промышленные регионы привели сюда десятки тысяч людей. Переселенческий бум в 50-х годах прошел по программе освоения целинных земель. На этом история масштабной иммиграции русских заканчивается и начинается отток.

После распада СССР из Казахстана выехало более 1 млн русских. Причинами отъезда стала безработица, высокая инфляция, усиление влияния и привилегированности казахского народа во власти, желание вернуться на родину.

Вклад русских в жизнь Казахстана

В 16 веке Казахское ханство для русских представляло собой «степь да степь кругом». Территория не застраивалась поселениями. Ситуация изменилась с приходом русских.

Казаки, отправленные в регион для охраны границ, построили город Яицк в 1584 году, сейчас это часть Уральска. Затем была заложена крепость Гурьев в 1640 г. Строительный бум начался в 18 веке с возведения цепи крепостей от Алтая до Каспийского моря.

В конце 19 века появились русскоязычные школы.

Во времена СССР русские переселенцы строили новые города, железные дороги, заводы, рудники.

В период освоения целины были подняты поля зерновых, которые стали приоритетом сельского хозяйства Казахстана.

Космодром Байконур, судостроительный завод, академия наук, профессиональные театры, ВУЗы, система здравоохранения, мечети и соборы – русские помогли казахам изменить жизнь.

Жизнь русских в Казахстане

Русские занимают северную, центральную и восточную территорию Казахстана.

90% населения Казахстана знает русский язык, но при этом русские не стремятся изучить казахский. Образование в школах и ВУЗах преподают на двух языках. В Казахстане присутствуют русские общественные объединения и казачьи организации, театры, газеты, вещание ТВ и радио.

Видео: почему иностранцы не хотят уезжать из Казахстана

Из всего постсоветского пространства Казахстан отличается взвешенной и мудрой внешней политикой. Не вступая ни с кем в открытую конфронтацию, страна нашла собственный путь развития и выстроила самостоятельный внешний курс, который обеспечил ей экономическую стабильность и возможность проведения эффективных внутренних реформ. Сегодня Казахстан на международной арене рассматривается многими участниками как одно из самых перспективных направлений, а это значит, что страна полна возможностей для рядовых граждан и тех, кто приезжает сюда на постоянное место жительства. «Трудности всегда были, есть и будут, — любят повторять казахи. — Главное, никогда не теряйте надежду!»

Язык

Казахский язык является членом тюркской языковой семьи , как и узбекский , киргизский , татарский , уйгурский , туркменский , современный турецкий , азербайджанский и многие другие живые и исторические языки, на которых говорят в Восточной Европе , Центральной Азии , Синьцзяне и Сибири .

Казахский язык принадлежит к кипчакской (северо-западной) группе тюркской языковой семьи. В отличие от других тюркских языков казахский язык характеризуется наличием / s / вместо реконструированного прототюркского * / ʃ / и / ʃ / вместо * / tʃ / ; кроме того, в казахском есть / ʒ /, а в других тюркских языках — / j / .

В казахском языке, как и в большинстве тюркских языковых семей, отсутствует длина фонематической гласной , и поэтому нет различия между долгими и короткими гласными.

Казахский язык был написан арабской графикой до середины XIX века, когда ряд образованных казахских поэтов из мусульманских медресе подняли восстание против России. В ответ Россия создала светские школы и изобрела способ написания казахского языка кириллицей, что не получило широкого распространения. К 1917 году арабское письмо для казахского языка было восстановлено даже в школах и в местных органах власти.

В 1927 году казахстанское националистическое движение поднялось против Советского Союза, но вскоре было подавлено. В результате арабский алфавит для написания казахского языка был запрещен, а латинский алфавит был введен в качестве новой системы письма. Пытаясь русифицировать казахов, советские интервенты, в свою очередь, в 1940 году заменили латинский алфавит на кириллицу. Сегодня предпринимаются попытки вернуться к латинице.

Казахский язык является государственным (официальным) языком в Казахстане . На нем также говорят в Илийском районе Синьцзян- Уйгурского автономного района Китайской Народной Республики , где используется арабский шрифт, и в западных частях Монголии ( провинции Баян-Олгий и Ховд ), где используется кириллица. Европейские казахи используют латинский алфавит.

Демографические тенденции

По официальным оценкам, по состоянию на декабрь 2017 года население Казахстана составляло 18 137 300 человек, из которых 44% составляют сельское и 56% городское население. Расчетная численность населения на 2009 год на 6,8% выше, чем численность населения, указанная в последней переписи населения с января 1999 года (немногим менее 15 миллионов). Эти оценки были подтверждены переписью населения 2009 года, а это означает, что сокращение численности населения, начавшееся после 1989 года, было остановлено и обращено вспять.

Доля мужчин составляет 48,3 процента, женщин — 51,7 процента. Доля казахов составляет 63,6%, русских 23,7%, узбеков 2,9%, украинцев 2,1%, уйгуров 1,4%, татар 1,3%, немцев 1,1%, других 3,9%

Обратите внимание, что большой процент населения относится к смешанной этнической принадлежности.

Первая перепись в Казахстане была проведена при Российской империи в 1897 году, и численность населения страны оценивалась примерно в 4 миллиона человек. Последующие переписи показали рост до 1939 года, когда численность населения снизилась до 6081 тысячи по сравнению с предыдущей переписью, проведенной 13 годами ранее, из-за голода 1922 и 1933 годов.

Но с 1939 года, согласно переписи соответствующего года, численность населения неуклонно увеличивалась до 16,5 миллионов в 1989 году. Официальные оценки показывают, что после 1989 года численность населения продолжала расти, достигнув пика в 17 миллионов в 1993 году, а затем снизившись до 15 миллионов по данным переписи 1999 года. Тенденция к снижению продолжалась до 2002 года, когда расчетная численность населения упала до 14,9 миллиона человек, а затем возобновила свой рост. Значительное количество россиян вернулось в Россию. Казахстан претерпел значительную урбанизацию в течение первых 50 лет советской эпохи, поскольку доля сельского населения снизилась с более чем 90% в 1920-х годах до менее 50% с 1970-х годов.

Казахстанцы на пляже озера Жасыбай , Павлодарская область

Население Казахстана 1897–2018 гг.

Год (январь) Население (тыс.) Деревенский, % Городской, % Источник
1897 г. 4 000 н / д н / д перепись
1926 г. 6,198 н / д н / д перепись
1939 г. 6 081 72 28 год перепись
1959 г. 9 295 56 44 год перепись
1970 г. 13 001 50 50 перепись
1979 г. 14 685 46 54 перепись
1989 г. 16 537 43 год 57 год перепись
1999 г. 14 953 43 год 57 год перепись
2009 г. 15 982 46 54 перепись
2018 г. 18 137 44 год 56 оценивать
Источники данных : Население 1897 г. по переписи населения Российской империи . Население 1926 г. по Первой Всесоюзной переписи населения Советского Союза . Население 1939–1999 гг. С сайта demoscope.ru, 2002–2008 гг. С веб-сайта Агентства статистики Казахстана. Доли сельских / городских жителей за 1939–1993 гг. Из статистических ежегодников, печатные издания за 2002–2008 гг. С веб-сайта Агентства по статистике Казахстана. 2009–2014 гг. С веб-сайта Агентства по статистике Казахстана.

По состоянию на 2003 год в западных источниках имелись расхождения в отношении населения Казахстана. Источники правительства США , включая Всемирную книгу фактов ЦРУ и Международную базу данных Бюро переписи населения США , указали, что население составляет 15 340 533 человека, а Всемирный банк дал оценку 2002 года в 14 858 948 человек. Это несоответствие, по-видимому, было связано с трудностями в измерении, вызванными большой мигрирующей популяцией в Казахстане , эмиграцией и низкой плотностью населения — всего около 5,5 человек на км 2 на территории размером с Западную Европу .

Казахи

История

200 тысяч тюрков переселились из ханства кочевых узбеков Абулхаира на Сыр-Дарье в Жетысу на юго-восток Казахстана. Тяжелые налоги и повинности, феодальные междоусобицы и постоянные войны стали причинами откочевания племён под предводительством султанов Керея и Жаныбека. Так зародилось Казахское ханство в 1465 году.

Среди тюркских племен-переселенцев были аргыны, канглы, коныраты, половцы, албаны, дулаты, шапырашты и другие, которые образовали казахский род.

Казахами в те времена называли свободных, вольных людей, кочевников. Исследования генетиков показывают, что казахский этнос развивался во время существования Золотой Орды в период 13-15 веков.

Постепенно казахские племена из соседних государств Могулистана, Ногайской Орды, Сибирского ханства и Узбекского Улуса стали перекочевывать в Казахское ханство, расширяя его территорию. Так, Казахское ханство объединило кочующие племена в единую нацию на одной территории.

Сын Жаныбека – Касым продолжил расширять территорию. Численность населения достигла 1 млн человек, а армия составила 300 тысяч. Процветание Казахского ханства связано с правлением Хакназара – сына Касыма, который правил 30 лет. После его смерти политическая ситуация в Казахском ханстве стала сложной.

Начало 18 века. Единое ханство разделилось на три жуза: Великий, Средний и Младший. Деление территории ослабило государственную власть, казахи вступили в тяжелую 100-летнюю войну с Джунгарским ханством. Ханы жузов просили защиты у Российской империи, что привело к присоединению Казахского ханства к России и вассальной зависимости ханов. Казахи вели национально-освободительную борьбу с властью Российской империи, но свою независимость получили лишь в 1991 году.

Всего в мире насчитывается около 15 млн казахов: в Казахстане, Китае, России, Монголии, Узбекистане, Туркмении, Киргизии, Турции и Иране.

Образ жизни

Казахи вели кочевую или полукочевую жизнь, поскольку основным занятием их всегда было скотоводство: разведение овец, коз, коней, крупного рогатого скота и верблюдов. Земледелие стало развиваться после объединения с Российской империей.

Переносные юрты казахи покрывали войлоком из ягнячьей и овечьей шерсти.

Рукодельные казахские женщины из войлока шили одежду, обувь и ковры. Выделывали шкуры и заготовляли молочные продукты впрок. Элементы одежды и сумки щедро украшали камнями, кружевами, вышивками цветов, орнаментов и растительными мотивами.

Мужчины покрывали резьбой деревянные чаши и ковши для кумыса. В украшательствах использовали козьи рога. Плети, пояса, упряжки и питьевые фляги изготавливали из кожи. Степные ювелиры искусно обращали белое серебро в серьги, браслеты, перстни.

Одежда

Летняя одежда была хлопковой, шелковой или льняной, зимняя – из войлока или кожи, утепленной овчиной.

Национальная одежда мужчин-казахов – свободные шаровары с кожаными вставками, бархатный чапан, кожаный бешмет, тюбетейка или меховая шапка из лисы. Обувались в высокие сапоги – учиги – из кожи, утепленные овчиной. Женщины-казашки носили длинные юбки с халатом, хлопковые и шелковые платья с расклешённой юбкой, бархатный жилет. Голова покрывалась белым платком или шапочкой. Ботинки или туфли на низком каблуке имели остроконечный загнутый носок. В студии машинной вышивки https://bugi-wugi.ru вы можете заказать вышивку не только в национальном казахском стиле, но и любой тип вышивки по вашим вкусам.

Религия

Основная религия казахов – ислам суннитского вероисповедания. Несмотря на то, что ислам широко распространялся по всей Азии с 13 века, большая часть казахов не спешила принимать новую веру. Связано это с культом предков и кочевым образом жизни. Женщины не были затворницами, не скрывали свои лица и свободно общались с мужчинами.

Разгром аваров

Но мы немного отвлеклись. Итак, в результате внутренних противоречий был убит сам каган. А в 975 году предводитель аваров уже лично прибыл в Ахен — столицу Карла Великого и присягнул на верность королю. В том же году, по сообщению историков, войска франков во главе с полководцем Пипином захватили резиденцию аварских каганов, находившуюся близ реки Тиссы.

Множество воинов попали в плен, спаслись бегством лишь некоторые. Таким образом, Карл Великий поставил точку в истории аваров и Аварского каганата. Поскольку сам каганат практически утратил самостоятельность.

Столица была разграблена, а золото аваров перетекло в сокровищницы франков. И все же авары еще долго сопротивлялись такому положению вещей. Дух настоящих воинов, суровых номадов, все еще продолжал беспокоить их сердца и бередить души.

История населения Казахстана

1951 6 757 728 N/A %
1952 6 909 635 2.25 %
1953 7 138 926 3.32 %
1954 7 426 963 4.03 %
1955 7 758 847 4.47 %
1956 8 121 583 4.68 %
1957 8 506 952 4.74 %
1958 8 906 152 4.69 %
1959 9 314 596 4.59 %
1960 9 727 871 4.44 %
1961 10 143 698 4.27 %
1962 10 554 851 4.05 %
1963 10 954 002 3.78 %
1964 11 330 853 3.44 %
1965 11 678 247 3.07 %
1966 11 988 437 2.66 %
1967 12 260 173 2.27 %
1968 12 499 186 1.95 %
1969 12 718 899 1.76 %
1970 12 931 246 1.67 %
1971 13 144 055 1.65 %
1972 13 357 682 1.63 %
1973 13 569 359 1.58 %
1974 13 772 304 1.50 %
1975 13 960 842 1.37 %
1976 14 131 628 1.22 %
1977 14 286 493 1.10 %
1978 14 430 370 1.01 %
1979 14 572 133 0.98 %
1980 14 720 072 1.02 %
1981 14 878 205 1.07 %
1982 15 044 189 1.12 %
1983 15 216 423 1.14 %
1984 15 393 856 1.17 %
1985 15 575 251 1.18 %
1986 15 759 827 1.19 %
1987 15 946 656 1.19 %
1988 16 123 081 1.11 %
1989 16 266 920 0.89 %
1990 16 355 599 0.55 %
1991 16 378 551 0.14 %
1992 16 337 866 -0.25 %
1993 16 241 485 -0.59 %
1994 16 101 039 -0.86 %
1995 15 930 039 -1.06 %
1996 15 735 075 -1.22 %
1997 15 518 037 -1.38 %
1998 15 297 199 -1.42 %
1999 15 104 674 -1.26 %
2000 14 971 381 -0.88 %
2001 14 916 414 -0.37 %
2002 14 943 467 0.18 %
2003 15 038 624 0.64 %
2004 15 175 440 0.91 %
2005 15 327 037 1.00 %
2006 15 477 643 0.98 %
2007 15 627 307 0.97 %
2008 15 782 556 0.99 %
2009 15 953 314 1.08 %
2010 16 148 504 1.22 %
2011 16 372 451 1.39 %
2012 16 621 809 1.52 %
2013 16 889 949 1.61 %
2014 17 165 505 1.63 %
2015 17 438 422 1.59 %
2016 17 702 163 1.51 %
2017 17 956 486 1.44 %
2018 18 200 804 1.36 %
2019 18 436 475 1.29 %
2020 18 664 683 1.24 %
2021 18 953 799 1.55 %

численность населения

Этнические казахи в процентах от общей численности населения Казахстана
1897 г. 1917 г. 1926 г. 1939 г. 1959 г. 1979 г. 1989 г. 1999 г. 2009 г. 2018 г.
81,7% 58,0% 58,5% 37,8% 29,8% 36,2% 37,8% 53,5% 63,1% 67,5%

Историческое население казахов:
огромное сокращение численности этнических казахов между 1897 и 1959 годами, вызванное колониальной политикой Российской империи, а затем геноцидом, произошедшим во время сталинского режима. Сара Кэмерон (доцент Мэрилендского университета) описала этот геноцид в своей книге «Голодная степь: голод, насилие и создание Советского Казахстана».

Год численность населения
1897 г. 10 370 500
1917 г. 9 867 397
1926 г. 3 627 612
1939 г. 2 327 625
1959 г. 2 794 966
1979 г. 5 289 349
1989 г. 6 227 549
1999 г. 8 011 452
2009 г. 10 096 763
2018 г. 16 212 645
2021 г. 18 617 339

Оценки и перспективы

Казахстанское общество весьма разнородно в оценках государственной власти: одни считают, что политический и экономический курс Назарбаева направлен, прежде всего, на улучшение жизни рядовых граждан, другие — исключительно на удержание власти в своих руках, третьи — и их, пожалуй, большинство — имеют конкретные претензии к президенту, но искренне благодарны Назарбаеву за стабильность, которая обеспечивает им приемлемый уровень жизни. И практически всё население страны даёт положительные отзывы о внешнеполитическом курсе Казахстана, его стремлении сохранить нейтралитет и независимость.

Переполох в Константинополе

Появление авар в византийской столице наверняка вызвало настоящий переполох. Есть описание въезда этого посольства через городские ворота, которые назывались Золотыми, потому что были сделаны из золота. Вернее, обиты золотыми пластинами, что производило впечатление на многочисленные посольства и делегации, прибывавшие в Константинополь в поисках мира и войны.

Описываются одеяния аваров. Летописец откровенно восторгается прическами кочевников, подробно описывает их головные уборы, а также конкретизирует, что в длинные волосы вплетены цветные ленты. Правда, сегодня, если бы ты или я стали вплетать в волосы цветные ленты, нас бы засмеяли.

Почему именно Византия была целью посольства аваров? Я уже подробно описывал тебе в предыдущих письмах и Древний Рим, и историю возникновения Византии, так что не будем останавливаться на этом вопросе. Напомню только, что именно Византия в том далеком 6 веке во многом определяла пути развития Запада. Впрочем, как и всего известного в то время мира.

Термин «Византия» включает в себя не только огромный город Константинополь, это как бы некий сгусток, выражение, суть современной цивилизации тех времен. И дороги Степи просто обязаны были проходить через этот нерв, где сплеталось все — мировая политика, торговля, культура, экономика, искусство. Поэтому немудрено, что все ответы гонимые по миру авары пытались найти именно в том «золотом» могущественном городе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector