Русские мифы о греческом православии

Ранний период

Возникновение древней Греции берет начало в глубокой древности, во времена, когда сами древние греки были такими же варварами. Племена пеласгов, населяющих греческую территорию за 3 тысячелетия до н. е. были изгнаны оттуда пришедшими с севера племенами ахейцев. Ахейцы, создавшие ахейскую цивилизацию, в свою очередь, были уничтожены племенами дорийцев, которые находились на более низком в культурном плане уровне развития. После гибели ахейской цивилизации наступает так званый «темный век» античного мира. Как и подобно другому «темному веку» наступившему после крушения Римской империи он характеризуется упадком культуры, отсутствием письменных источников, способных рассказать нам об этом историческом периоде.

Кое-какой свет на него пролил лишь Гомер, правда, долгое время серьезные историки считали события, описанные в «Илиаде» о Троянской войне лишь выдумкой поэта, пока некто, немецкий археолог Генрих Шлиман не раскопал реальную Трою. Правда споры о достоверности раскопанной им Трои ведутся до сих пор, у нас на сайте есть отдельная интересная статья по этой теме, а мы пока возвращаемся к истории Греции.

Период Архаики

Он же Архаический период древней Греции, характеризуется новым расцветом греческой цивилизации. Именно в этот период начинают появляться греческие полисы – независимые города-государства, среди которых постепенно возвышаются Афины, Фивы и Спарта. Афины стали величайшим культурным центром античной Греции, именно здесь впоследствии жили многие выдающиеся философы, ученые, поэты. Также Афины были оплотом древнегреческой демократии, власти народа («демос» – по-гречески значит «народ», «кратос» – власть) и местом рождения этой формы правления.

Разумеется, древнегреческая демократия отличалась от современной, так например рабы и женщины участия в голосовании и общественных собраниях принимать не могли (до появления феминизма было еще не скоро). В остальном же афинская демократия была именно самой что ни есть настоящей демократией в ее традиционном понимании, любой свободный гражданин имел не только право, но и обязанность участвовать в народных собраниях, так званых экклезиях, на которых принимались все важные политические и экономические решения.

Народные собрания в Афинах.

Спарта же была полной противоположностью Афинам, военным государством, где ни о какой демократии, разумеется, не могло быть и речи, Спарта управлялась сразу двумя царями, один из которых командовал армией и ходил в военные походы во главе войска, второй ведал хозяйством в его отсутствие. Каждый мужчина-спартанец был профессиональным воином, все свое время проводившим в совершенствовании воинского мастерства, как следствие спартанская армия была самой сильной в тогдашней Греции. А подвиг 300 спартанцев, сдержавших наступление большой персидской армии, уже не раз прославлялся и в искусстве, и в кинематографе. Экономика же Спарты полностью держалась на рабах – илотах, которые нередко поднимали восстания против своих господ.

Фивы, еще один великий город древней Греции также был значительным культурным и экономическим центром, имевшим к тому же большое политическое влияние. Власть в Фивах принадлежала группе богатых граждан, так званых олигархов (да, это привычное в нашем обиходе слово греческого происхождения), которые с одной стороны боялись распространения афинской демократии, но с другой суровость спартанского образа жизни ими также была не приемлема. Как результат в постоянных конфликтах между Афинами и Спартой Фивы поддерживали то одну, то другую сторону.

Пятидесятники ─ кто они, чем опасны и каковы их особенности?

В настоящее время в Греции, как и во всём мире, немалой популярностью пользуются различные мистические учения. Наиболее распространённым среди них является Пятидесятничество. Религией это течение назвать нельзя, поскольку по ряду характерных признаков оно представляет собой секту. Отколовшись в начале XX века от протестантской церкви Америки, пятидесятники с тех пор исповедуют собственное учение, по ряду вопросов расходящееся с христианской догматикой, и практикуют совершенно чуждые церковным канонам обряды.

Особый упор члены секты делают на так называемое Крещение Святым Духом ─ обряд, в основе которого заложена христианская догма о сошествии Святого духа на апостолов, но имеющий форму, глубоко чуждую церковной традиции. Заключается он в том, что во время молитвенных собраний все присутствующие приводятся в состояние транса, при котором теряют ощущение реальности и начинают издавать бессвязные звуки (глоссолалии), близкие по своему фонетическому строю к человеческой речи, но лишённые всякого смысла.

Религия и вера в Греции

98% греков – это православные христиане, принадлежат к Элладской православной вере. Что интересно, религия у греков указывается даже в паспорте. При этом каждый грек имеет свободу вероисповедания. Согласно букве закона.

В Греции православие закреплено в Конституции и является неотъемлемой частью культуры страны

Крещение и венчание являются обязательными для грека. Невенчанный брак считается недействительным, а именины в Греции важнее дня рожденья.

Женщины должны посещать церковь с покрытой головой и в юбке/платье, мужчины – в брюках и рубашке. Открытые плечи и декольте не допускаются. При этом греки не осуждают туристов, которые не придерживаются этих правил. Мне кажется, такая терпимость связана с большим количеством путешественников.

Ну вот, пожалуй, и все, что можно было кратко изложить о традициях Греции. Безусловно, люди и семьи бывают разные, но общий национальный характер я охарактеризовала, как могла. Может, вам есть чем дополнить мой рассказ?

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Константелос, Деметриос Дж. Понимание греческой православной церкви: ее вера, история и практика (Seabury Press, 19820).
  • Фортеск, Адриан. Православная Восточная Церковь (1929)
  • Кефала, Евфросиния. Церковь греческого народа прошлого и настоящего (1930)
  • Латурет, Кеннет Скотт. Христианство в революционную эпоху, II: Девятнадцатый век в Европе: протестантские и восточные церкви. (1959) 2: 479-484; Христианство в революционную эпоху, IV: Двадцатый век в Европе: Римско-католическая, протестантская и восточная церкви (1958)
  • Макгукин, Джон Энтони (ред.). Энциклопедия православного христианства . 2 тт. (Wiley-Blackwell, 2011).

Древние Афины

Древние Афины располагались в Средней Греции. Это был один из самых богатых и влиятельных греческих полисов. Греки верили, что городу покровительствует сама богиня Афина, которая подарила его жителям обширные оливковые рощи.

Древние афиняне занимались земледелием — выращивали виноград и оливки, бобы и ячмень. На склонах гор они пасли коз и овец, которые приносили им сыр, молоко, шерсть. Из-за отсутствия плодородных почв, своего хлеба Афинам постоянно не хватало, жителям приходилось выменивать его у соседей на оливковое масло, вино, красивые изделия ремесленников.

Основным занятием афинян было гончарное производство. Они изготавливали красивейшие расписные вазы, изящные сосуды для масла и вина, тарелки, кубки, глубокие чаши. Необходимость в постоянном ведении торговли способствовала развитию мореплавания, кораблестроения. Каждый третий житель Афин мог назвать себя прекрасным пловцом и моряком.

Зарождение в Афинах демократии

Демократия – переводится с древнегреческого как «власть народа». Сегодня этим словом обозначают такое государственное устройство, при котором народ принимает активное участие в управлении делами государства.

Демократия в Афинах зародилась не сразу. Долгие годы афинский народ – демос – находился в бесправном положении под властью знати. Знатные семьи захватили в Афинах обширные плодородные участки земли, а простому народу приходилось довольствоваться крохотными земельными наделами. Бедные земледельцы часто брали в долг зерно и другие продукты питания у своих богатых соседей. Если долг не возвращался вовремя, у земледельца отбирали и без того небольшой земельный участок. Нередко разорившиеся афиняне продавали себя в рабство, чтобы их семья могла таким образом расплатиться за долги. По мере того, как все больше людей лишалось земли и свободы, между демосом и знатью росла непримиримая неприязнь.

Высшая власть в Афинах сосредоточилась в руках правящего совета – Ареопага, в состав которого входили исключительно выходцы из самых богатых и знатных семей. Афинский демос, доведенный до отчаяния своим бесправным положением, начал борьбу со знатью, которая продолжалась долгие годы.

Перемирие удалось установить благодаря уважаемому афинянину – Солону. С его имением связано зарождение демократии в Афинах. Солон, избранный в состав совета Ареопага, издал новые законы:

  • учредил справедливый суд, на котором могли присутствовать все желающие, а не только знатные и богатые горожане;
  • позволил демосу принимать участие в важнейших делах государства, сделав высшим органом власти Народное собрание;
  • освободил от уплаты государственных налогов неимущих афинян.

Но самая главная реформа Солона – введение запрета на долговое рабство (превращение в раба разорившегося земледельца, не сумевшего выплатить свои долги).

Запоминаем новые слова!

Налоги — это обязательные платежи граждан в пользу государства. В древнем мире налоги выплачивали не только деньгами, но и продуктами питания, ремесленными изделиями, одеждой.

Реформа – это преобразования, проводимые в государстве, затрагивающие ту или иную сферу жизни общества.

Реформы Солона способствовали расцвету демократии в Афинах. Знать была лишена всяческих привилегий. Все без исключения афиняне были равны перед законом. Теперь любой афинский гражданин мог принимать активное участие в управлении делами государства.

Устройство и управление

Конституция Греции, вступившая в силу 11 июня 1975 года (с позднейшими поправками), в статье 3-й (раздела II «Отношения Церкви и государства») гласит:

Высшая власть в Элладской церкви принадлежит Священному собору епископов (Ιερά Σύνοδος της Ιεραρχίας), который включает в себя всех епархиальных архиереев. Последние все имеют титул митрополитов и назначаются правительством Республики. Во главе Синода стоит архиепископ Афинский и всея Эллады (Αρχιεπίσκοπος Αθηνών και πάσης Ελλάδος), избираемый, согласно Уставной хартии Греческой церкви 1977 года, Синодом из числа находящихся на службе греческих митрополитов (епархиальных архиереев). По избрании в течение пяти дней президент Греции издаёт указ о его признании, после чего совершается интронизация новоизбранного.

Постоянный Священный синод (Διαρκής Ιερά Σύνοδος της Εκκλησίας της Ελλάδος), занимающийся повседневными вопросами общецерковного управления, состоит из архиепископа и двенадцати митрополитов, каждый из которых занимает пост члена Постоянного синода один срок на сменной основе.

Святые Греческого православия: 7 мучеников Керкирских,

В Греческой православной Церкви есть свои святые. Вот некоторые из них.

7 святых разбойников Керкирских. Жили эти люди во II веке и по обвинению в преступлении попали в темницу. Там случай сделал их сокамерниками двух апостолов от семидесяти: Сосипатра и Иасона.

За время совместного пребывания в заключении апостолы смогли обратить бандитов в христианскую веру. Участь семерых заключённых была ужасна: их вывели за город и сворили в кипящих котлах. Предание сохранило имена святых:

  • Сатурнин;
  • Иакисхол;
  • Фавстиан;
  • Иануарий;
  • Марсалий;
  • Евфрасий;
  • Маммий.

Преподобный Лука Елладский. Греческий монах X века. Известен благодаря аскетическим подвигам. Он основал монастырь Осиос Лукас.

Лука Елладский — греческий святой

Лупп Солунский. Был рабом другого мученика — Димитрия Солунского. После смерти своего хозяина взял его окровавленную ризу и при её помощи сотворил много чудес. Проповедовал, за что его казнил император Максимилиан.

Мученик Лупп Солунский

Дева Миропия — мученица III века. Ухаживала за могилой дочери апостола Филиппа. Брала оттуда миро и им лечила людей. Погребла воина Исидора, в чём призналась и за что попала в темницу.

По преданию, святой Исидор забрал мученицу в другой мир, позволив умереть мирно, а не на казни. Страж, который увидел это чудо, стал приверженцем христианства и тоже принял мученическую смерть.

Греческая святая Дева Миропия

О стране

  • Общая информация

    • Валюта и банки

    • Вина Греции

    • География и территория

    • Государственное устройство

    • Государственный язык

    • Население

    • Национальная кухня

    • Праздничные и выходные дни

    • Религия

    • Телефонная связь

    • Традиции и обычаи

    • Флаг и герб

    • Храмы и монастыри

    • Часовой пояс и разница во времени с Москвой

  • Моря, омывающие берега Греции

    • Ионическое море

      Курорты Ионического моря

    • Критское море

    • Ливийское море

    • Средиземное море

    • Эгейское море

      Курорты Эгейского моря

  • Советы путешествующим

    Шоппинг и магазины

Религия

Христианство сменило языческую древнегреческую веру примерно во II веке нашей эры. В XI столетии католическая и православная церкви окончательно разошлись, и Греция взяла сторону православия. Религия Греции всегда играла большую роль в развитии страны. В период правления Османской империи в Греции именно православие способствовало сохранению греческой общности, культуры, языка и традиций. 

И сегодня церковь имеет большое значение в жизни страны, а греки считаются одной из самых религиозных наций в Европе. 98% населения принадлежит Элладской православной церкви. Большая часть этих людей регулярно посещают церковь и придерживаются ее канонов. Такие события, как свадьба или похороны, немыслимы для греков без участия церкви. 95% молодоженов венчаются в церкви. Детей крестят в первый год жизни. В школах проводятся религиозные курсы и всеобщие молитвы перед уроками, перед учебным годом учеников благословляет священник. 

Глава Элладской православной церкви – Архиепископ Афин, который управляет синодом епископов в столице. Церковь имеет влияние даже на политику, вмешиваясь в некоторые государственные вопросы. Православие в Греции внесено в конституцию как государственная религия, но для греков гарантирована свобода вероисповедания, хотя пропаганда других религий в стране запрещена. 

В Греции хорошо развита монастырская жизнь – в стране находится несколько сотен монастырей, среди которых есть знаменитые на весь мир места паломничества, например Афон. Хотя в последнее время монастыри не процветают – монахов становится меньше, а среди них немало иностранцев. 

Христианство в Греции распространено широко, но в меру – дальше уважительного отношения к церкви греки не заходят. Это объясняет распространенные среди жителей суеверия: многие носят амулеты, верят в приметы и даже приносят в жертву баранов и ягнят, как в Древней Греции. А греческие карнавалы и вовсе похожи на античные эллинские празднества в честь многочисленных богов. Более того, около 2 тысяч человек в Греции до сих пор исповедуют греческое язычество, несмотря на попытки правительства и православной церкви остановить эти традиции. 

В пограничных районах Греции проживают представители других религий – мусульмане (потомки турков Родоса и Фракии), католики, иудеи и протестанты. Около 30 тысяч греков являются свидетелями Иеговы. Есть небольшие сообщества кришнаитов, буддистов, евангелистов, староверов. 

Далее: Телефонная связь ›


Скидки на лето 2018 в Греции: раннее бронирование началосьСкидки до 25% на лето в Греции уже действуют! Рекомендуем лучшие отели для семейного отдыха 2018Страна:Греция
Тип материала:Рекомендуем

7 лучших отелей для беззаботного отдыха с детьмиМягкий климат, ласковое море, лучшие пляжи Европы и непревзойденное греческое гостеприимство уже ждут вас. В гостиничных комплексах Крита, Халкидиков, Пелопоннеса созданы детские городки с увлекательными играми и ресторанами с меню для всей семьи. Страна:ГрецияТип материала:Рекомендуем

Сикхизм

Сикхи находились в Греции со времен мировых войн в составе британской индийской армии . Также известно, что Гуру Нанак прошел через Грецию во время одного из своих путешествий. Однако фактическая иммиграция в Грецию началась в 1970-х годах. Своего пика он достиг в 1990-2000-е годы. По состоянию на 2017 год сикхов насчитывается от 20 до 25 тысяч человек. Есть восемь Gurudwaras в Греции , большинство из них базируются в Центральной Греции и только одно существо на Крите . Гурудвары часто официально регистрируются как личная собственность, общественные центры или библиотеки из-за необходимых документов, а также из-за непризнания сикхов правительством Греции . Сикхи часто сталкиваются с расизмом и дискриминацией со стороны греческой общественности, которая путает их с мусульманами , а также с юридическими проблемами, в основном из-за отличного внешнего вида ( Пять К ). Сикхам не разрешается носить тюрбаны и ездить на мотоциклах без шлемов, как в Соединенном Королевстве , где был признан их вклад в военные усилия и им было разрешено не носить шлемы. Молодые сикхи часто сталкиваются с трудностями при приеме на военную службу в Греции из-за их длинных волос, бороды и тюрбанов. Сикхизм до сих пор официально не признан в Греции, и сикхи часто не включаются в перепись. Освещение сикхов в СМИ минимально, и их религия часто описывается как смесь индуизма и ислама , в то время как у нее есть отдельная система верований и много различий. Сикхские Гурудвары подверглись многочисленным нападениям, включая выстрелы и коктейли Молотова . 1 марта 2006 года правительство Греции приняло закон, разрешающий кремацию, и этот шаг приветствовали как сикхи, так и индуисты . После финансового кризиса 2007–2008 годов многие сикхи мигрировали в другие страны, такие как Соединенное Королевство , Канада и Германия.

Влияние Запада

Запад оказал на Греческую Церковь более заметное влияние, чем на Русскую. Живет Греческая Православная Церковь по новоюлианскому календарю, который совпадает с принятым в Римско-Католической Церкви григорианским календарем.

Это значит, что все праздники отмечаются на тринадцать дней раньше, чем в Русской Церкви, использующей традиционный юлианский календарь. Так, Рождество Христово в Греции — 25 декабря (как и у католиков), тогда как в России – 7 января.

Есть еще ряд деталей, которые делают Греческую Церковь ближе к Римской, чем к Русской. Это стасидии (кресла, предназначенные, к примеру, для игуменов или певчих). В России вместо стасидии используются скамьи или лавки. В Греции женщинам позволяют входить в церковь без платков и в брюках, в России так нельзя. Евангелие в греческих храмах читается лицом к прихожанам, а у нас — лицом к алтарю.

Иерархия Элладской Православной Церкви

В Элладской Церкви духовная иерархическая цепочка отличается от привычной в РПЦ и выглядит вот так:

Патриарх — архиепископ — митрополит — епископ.

Архиепископ Афинский и всей Эллады (Αρχιεπίσκοπος Αθηνών και πάσης Ελλάδος) является главой Священного Синода. Избирается исходя из положений Уставной хартии Греческой Церкви 1977 года Священным Синодом. В число кандидатов на избрание входят все действующие греческие митрополиты — епархиальные архиереи. По истечении пяти дней после избрания президент Греции должен издать указ о его признании, и затем совершается чин возведения на кафедру — интронизация.

Священный Синод Иерархов (Ιερά Σύνοδο της Ιεραρχίας) — считается высшей властью в Элладской Церкви. В Священный Синод входят все епархиальные архиереи, имеющие сан митрополитов и назначенные правительством республики. Для вопросов, связанных с общецерковным управлением повседневного характера был специально  создан Постоянный Священный Синод (Διαρκής Ιερά Σύνοδος), в который входит Архиепископ и двенадцать митрополитов.

Элладская Православная Церковь включает в себя: 81 епархию, причем 30 из них относятся к юрисдикции Константинопольского Патриархата номинально. Епархии острова Крит, архипелага Додеканес и монашеская республика Афон прямо относятся к юрисдикции Константинопольского Патриарха, поэтому частью Элладской Церкви не считаются.

Последователи первоверховного апостола

Свой вклад в христианизацию Эллады внёс и святой евангелист Иоанн Богослов, трудившийся там вместе со своим учеником Прокопием, также впоследствии канонизированном православной церковью. Основными местами их проповеднической деятельности стали город Эфес и остров Патмос на юго-востоке Эгейского моря, где было написано знаменитое «Откровение Иоанна Богослова», известное также под названием «Апокалипсис». Кроме того, достойными продолжателями дела, начатого апостолом Павлом, явились святые Варнава и Марк.

Однако, несмотря на все апостольские труды, Греция ещё в течение трёх столетий оставалась языческой, и христиане подвергались жестоким гонениям, лишь изредка сменявшимся периодами относительного затишья. Православие восторжествовало в ней лишь в IV веке, после возникновения Византийской империи.

Древние греки исповедовали языческий политеистический культ

Языческая политеистическая религия была в Древней Греции, начиная с микенского периода. Она не имела единой организации и учения, а состояла из общинных культов различных божеств.

Это божества не были всемогущими, но покровительствовали одной или нескольким стихиям, сферам человеческой деятельности или географическим областям. Так, например, Артемида была не только богиней охоты, но и почиталась как покровительница девственниц или рожениц.

При этом для древнегреческой религии был характерен тотемизм, так, например, Зевсу посвящался бык. Греческие боги подчинялись судьбе и боролись друг с другом, в целом древнегреческая мифология была очень развита.

Изображения древнегреческих богов.

Гестия, богиня домашнего очага. Фото: upload.wikimedia.orgГермес, бог торговли, вестник богов. Фото: upload.wikimedia.orgБогиня плодородия, любви и красоты. Фото: upload.wikimedia.orgАрес, бог войны. Фото: upload.wikimedia.orgДеметра, Богиня плодородия и земледелия. Фото: upload.wikimedia.orgГефест, Бог огня и кузнечного ремесла. Фото: mythology.sgu.ruГера, Верховная богиня, богиня брака и семьи. Фото: upload.wikimedia.org

Афина, богиня стратегии и мудрости. Фото: upload.wikimedia.orgЗевс, бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Глава греческого пантеона. Фото: upload.wikimedia.orgАртемида, Богиня охоты, покровительница всего живого. Фото: upload.wikimedia.orgАполлон Белведерский. Бог искусств и предсказаний. Фото: upload.wikimedia.org

Греки верили в существование загробного мира. Местом поклонения богам служили алтари, на которых стояли идолы. Им жертвовались еда, напитки и вещи. Распространены были жертвоприношения животных, включая жестокие гекатомбы.

Большие алтари и статуи находились в кумирнях, при некоторых из них были оракулы. Существовали и священные камни (пережиток фетишизма).

950
в этом году в Харране закрыли языческий храм

Греки любили религиозные церемонии. К крупнейшим фестивалям относились Панафинеи и Олимпийские игры. Древнегреческая религия не имела строгой догматики, но некоторые тексты были окружены ореолом почитания: «Теогония» Гесиода, произведения Гомера и Пиндара.

Важными добродетелями считались умеренность, справедливость, мужество, благоразумие. Специфическим термином греческой этики был хюбрис — преступная гордыня, противление божественной воле. Со временем греческая религия широко распространилась и повлияла на этрусков и древних римлян.

Вид на холм Акрополя, увенчанный Парфеноном. В 653 году все языческие храмы, в том числе и древнегреческие, на территории Римской империи были закрыты. Фото: upload.wikimedia.org

Древняя Греция в свое время вошла в состав Римской империи, поэтому, когда в 653 году в ней был принят закон, запрещающий жертвоприношения языческим богам на территории Римского государства, все древнегреческие языческие храмы были закрыты.

В 356 году римские власти установили смертную казнь за участие в жертвоприношении и поклонении языческим богам. В 950 году в Харране был закрыт последний в мире греческий языческий храм.

В 988 году были крещены последние лаконийцы-язычники. В наше время древнегреческая религия представлена только в виде неоязычества.

Обзор

Греческие православные церкви происходят от церквей, которые апостолы основали на Балканах и Ближнем Востоке в первом веке нашей эры, а также поддерживают многие древние церковные традиции. Православные церкви, в отличие от католической , не имеют единого верховного понтифика, епископа или Pontifex maximus , придерживающихся веры в то, что Христос является главой церкви. Однако каждый из них управляется комитетом епископов, называемым Священным Синодом, с одним центральным епископом, имеющим почетное звание «первый среди равных».

Греческие православные церкви объединены в общении друг с другом, а также с другими восточными православными церквями . Православные придерживаются общей доктрины и общей формы поклонения, и они видят себя не как отдельные церкви, а как административные единицы одной единой церкви. Они примечательны своей обширной традицией иконографии ( см. Также: Византийское искусство ), почитанием Богородицы и Святых , а также использованием Божественной литургии по воскресеньям, которая представляет собой стандартное богослужение, восходящее к четвертый век нашей эры в его нынешнем виде. Чаще всего Божественная литургия Православной церкви была написана святым Иоанном Златоустом (347–407 гг. Н.э.). Другие приписываются св. Василию Великому , св. Иакову, брату божьему и св. Григорию Диалогу .

Нынешняя территория греческих православных церквей более или менее охватывает территории на Балканах , в Анатолии и Восточном Средиземноморье, которые когда-то были частью Византийской империи . Большинство греческих православных христиан живут в Греции и других регионах южных Балкан, включая Албанию , а также в Иордании, палестинских территориях , Ираке, Сирии , Ливане , Кипре , Анатолии , европейской Турции и Южном Кавказе . Кроме того, из-за большой греческой диаспоры есть много греческих православных христиан, которые живут в Северной Америке и Австралии . Православные христиане в Финляндии , составляющие около 1% населения, также находятся под юрисдикцией Греческой Православной Церкви ( Вселенского Патриархата ).

Есть также много греческих православных христиан, происхождение которых восходит к византийскому и османскому периодам, которые имеют арабоязычное или смешанное греческое и арабоязычное происхождение и живут на юге Турции , в Израиле , Палестине , Ираке , Сирии , Ливане , Иордании. , и Египет . Они посещают церкви, которые проводят свои службы на арабском языке , общем языке большинства греческих православных верующих в Леванте , сохраняя при этом элементы византийской греческой культурной традиции.

Этнические греки в России и Украине , а также понтийские греки и кавказские греки из бывшего российского Закавказья часто считают себя одновременно греко-православными и русскими православными , что соответствует православной вере (поскольку православие одинаково вне этнических границ). Таким образом, они могут посещать службы, проводимые на древнерусском и старославянском языках , никоим образом не подрывая их православную веру или отличительную греческую этническую идентичность. На протяжении столетий эти понтийские грекоязычные греко-православные общины смешивались в разной степени посредством смешанных браков с этническими русскими и другими православными христианами, главным образом из Южной России , где большинство из них поселились в период между Средневековьем и началом XIX века.

Веротерпимость, ставшая национальной чертой

В предыдущих разделах статьи упоминался период османского господства в Греции, в результате чего, начиная с XV века, она стала границей, разделявшей христианский и мусульманский миры. Несмотря на то что события тех далёких времён стали достоянием истории, их отзвуки слышны и поныне. Сегодня на территории страны (главным образом в Западной Фракии) проживает около 250 тыс. мусульман, и хотя от общего числа жителей они составляют незначительный процент, исламский фактор в Греции продолжает играть весьма существенную роль.

В своей повседневной жизни греки, как и все прочие люди, заняты решением обычных житейских проблем. Но системой религиозных праздников, постов и регулярных богослужений Церковь помогает им возвыситься над обыденной суетой и не позволяет забыть о вечности, ожидающей каждого из людей за порогом смерти.

Воспитанные в православной вере, они проявляют сочувствие и к представителям других религий, поэтому население Греции всегда отличалось веротерпимостью. Среди них испокон века было принято уважать чужой выбор и не ограничивать гражданские права иноверцев.

Культура древней Греции

Именно в античной Греции были сформулированы первые философские понятия, заложившие те фундаментальные знания о мироздании, которыми пользуется и современная наука.

Греческий историк Геродот стал буквально «отцом истории», именно его исторические труды являются образцами для трудов следующих поколений историков. Греческий лекарь Гиппократ стал «отцом медицины», его знаменитая «клятва Гиппократа» и по сей день выражает морально-этические принципы поведения врача. Уже упомянутый нами драматург Эсхил стал творцом театральной драмы, его вклад в театральное искусство и развитие театра просто огромен. Также как и огромны вклады греков Пифагора и Архимеда в развитие математики. А философа Аристотеля можно вообще назвать «отцом науки» в широком понимании этого слова, так как именно Аристотель сформулировал основополагающие принципы научного познания мира.

Так выглядит древнегреческий театр, появившийся из религиозных мистерий, он вскоре стал одним из любимых мест развлечения древних греков. Сами строения театров в древней Греции представляли собой открытую площадку с круглым сооружением для хора и сценой для актеров. Все древнегреческие театры обладали отличной акустикой, таким образом, даже зрители, сидящие на дальних рядах, могли слышать все реплики (микрофонов то еще не было).

Древнегреческие олимпийские игры, на время проведения которых даже прерывались все войны, стали, по сути, фундаментом развития современного спорта и современных олимпийских игр, представляющих собой как раз таки возрождение древнегреческой спортивной традиции.

Много интересных изобретений было у греков и в военном деле, например их знаменитая фаланга, представляющая сплоченное боевое построение пехоты. Греческая фаланга могла запросто одерживать (и одерживала) победы над хотя и превосходящими числено, но не организованными персами, скифами, кельтами и прочими варварами.

Греческая фаланга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector