Обучение во франции
Содержание:
Структура школы
Как и в большинстве стран, французская школа делится на стадии:
- начальная школа;
- средняя школа;
- высшая школа.
В начальной школе детей начинают учить писать, читать, считать, а также иногда обучать иностранным языкам.
В средней школе предметов становится больше. Детям начинают преподавать математику, литературу, географию, историю, физику, физическую культуру и иностранные языки (чаще всего английский). Отстающие ученики могут остаться на второй год. Решение об этом принимается советом из учителей и директора.В ходе учебного года студенты тестируются каждую неделю и сдают общий тест в конце года. В конце четвертого года в средней школе учащиеся проходят тестирование по французскому языку, математике, географии, но они также должны сдать тест B2i (навыки работы с компьютером / интернетом) в течение года и достичь уровня A2 на иностранном языке.Ученик может покинуть школу после достижения 16 лет, но многие продолжают свое обучение в ней. Последние три года среднего образования — от 15 до 18 лет — проводятся в общем лицее или лицейском техникуме. Школьники учатся по одной и той же основной программе из восьми или девяти предметов, но им предлагается три факультативных занятия и художественная мастерская. В конце последнего года принимается ключевое решение о том, какая профессия будет выбрана учеником.В случае удачной сдачи всех экзаменов в конце года, ученики могут претендовать на бюджетное место во французском университете.Некоторые французские школы также предлагают международные секции. Есть британская и американская секции, а также ряд других, где дополнительные предметы преподаются и изучаются на соответствующем языке до уровня, сопоставимого с эквивалентным экзаменом в родной стране (например, уровни A в Великобритании или AP в Соединенных Штатах Америки).
Они предназначены для интеграции иностранных учащихся и облегчения им возможности в конечном итоге вернуться в школы на своей родине, но некоторые французские студенты также посещают, чтобы воспользоваться преимуществами углубленной языковой подготовки.Учебная программа предлагается в дополнение к обычной загрузке курса французского языка и предлагает обучение языку, литературе, географии и истории на более высоком уровне, чем обычная французская учебная программа.
Есть вопросы по получению среднего образования во Франции? Получите бесплатную консультацию!
- Подбор учебных заведений с учетом ваших требований
- Оформление документов и виз
- Официальные цены на обучение без агентской комиссии
- Полное сопровождение на всех этапах обучения
- Наблюдение за вашим ребенком 24 часа (при необходимости)
Получить консультацию
Структура образовательной системы
После детского сада, который является необязательным, французская система обязательного образования делится на три этапа, или «цикла»:
- начальная школа (школа);
- средняя (колледж);
- старшая (лицей).
Согласно этой модели организовывается весь учебный процесс.
Дошкольное образование и начальная школа
Дошкольные учреждения, или детские сады, обеспечивают уход за детьми в возрасте с двух-трех лет до шести. Посещать их необязательно. Государственные учреждения являются бесплатными. Учебная программа направлена на подготовку детей к начальной школе и включает чтение, письмо, счет, а иногда и иностранный язык.
Дети во Франции посещают начальную школу в возрасте от шести до 11 лет. Здесь схема обучения, согласно Википедии, включает в себя пять уровней:
- Cours préparatoire (CP), или первый год, — возраст от 6 до 7 лет.
- Cours élémentaire (CE1), второй — возраст от 7 до 8 лет.
- Cours élémentaire (CE2), третий — от 8 до 9 лет.
- Cours moyen 1 (CM1), четвертый — от 9 до 10 лет.
- Cours moyen 2 (CM2), пятый — от 10 до 11 лет
Средняя школа (колледж)
Во Франции его посещают в возрасте от 11 до 15 лет. Принимают всех учеников; нет никаких вступительных экзаменов или требований для государственных школ. Есть четыре уровня:
- 6ème — от 11 до 12 лет;
- 5ème — от 12 до 13 лет;
- 4 — от 13 до 14 лет;
- 3ème — от 14 до 15 лет.
Цель современного учебного плана — дать всем ученикам общее образование. Программа состоит из французского языка, математики, истории и географии, гражданского общества, биологии, физики, технологии, искусства, музыки и физического воспитания. Кто-то посещает более общие классы, другие предпочитают профессиональное направление.
Основная особенность заключается в том, что в течение года ученики проходят тестирование каждую неделю, и по окончании занятий школьники должны получить в среднем 12 баллов из 20. Оценка ниже 10 может означать повторение программы этого класса.
Старшая школа, или лицей
Последние три года среднего образования — от 15 до 18 лет — проводятся в общем лицее, лицейском техникуме или профессиональном лицее. Студенты учатся по одной и той же основной программе из восьми или девяти предметов, но им предлагается три факультативных занятия и художественная мастерская. В конце этого года принимается ключевое решение о том, на какой бакалавриат пойдет студент.
Уровни:
- Второй (CAP, BEP) — от 15 до 16 лет.
- Первый класс (CAP, BEP) — от 16 до 17 лет.
- Выпускной класс (BAC) — от 17 до 18 лет.
Студенты начинают специализацию с целью получения степени бакалавра, которая является квалификацией для поступления в университет в 18 лет. Студенты выбирают разные «серии». Общее образование состоит из серии L (литературоведение), серии ES (экономические и социальные исследования) или серии S (науки).
Есть также технологический бакалавриат. Технологические серии включают в себя науки и промышленность, здравоохранение и социальные науки (СЦС), науку и управление, музыку и танцы, агрономию и управление отелями.
Говоря кратко, система образования во Франции предоставляет широкие возможности для продолжения обучения. Бакалавриат или иностранные эквивалентные степени дают доступ к финансируемым государством университетам. Чтобы получить высшее образование во Франции, студенты должны доказать, что их французский находится на должном уровне, который позволит им пройти курс по своему выбору; для этого можно сдать письменный и устный экзамен.
Коллеж
Коллеж | ||
Возраст | Имя | Сокращенное название |
---|---|---|
11–12 | Sixième | 6 e |
12–13 | Cinquième | 5 е |
13–14 | Quatrième | 4 е |
14–15 | Troisième | 3 е |
Коллеж — это первая ступень среднего образования во французской образовательной системе . Ученика, посещающего колледж , называют collégien (мальчик) или collégienne (девочка). Учителя-мужчины и женщины на уровне колледжа и лицея называются professeur (во Франции не существует официальной женской профессиональной формы, хотя женская форма «professeure» появилась и, похоже, получает некоторое распространение). Город Париж называет колледж на английском языке « средней школой ».
Поступление в sixième происходит сразу после последнего года обучения в начальной школе , называемой Cours moyen deuxième année (CM2). Там нет входа экзамена в коллеж , но администраторы создали комплексную академическую экспертизу студентов , начиная с sixième . Целью экзамена является оценка уровня учащихся, окончивших начальную школу.
Учебный план
Тема | Замечания | Начиная с |
---|---|---|
Гуманитарные науки и языки | ||
Французский язык и литература | Особенности французских и переведенных иностранных произведений; концентрируется на грамматике и правописании | 6 e |
История и география | Французский, но включает зарубежную историю и географию | 6 e |
Первый иностранный язык 1 | Известный как Première langue vivante (LV1) | 6 e |
Второй иностранный язык 1 или французский региональный язык | Deuxième langue vivante (LV2) | 6 e или 5 e |
Искусства и ремесла | 6 e | |
Музыкальное образование | 6 e | |
Гражданское | Гражданское образование | 6 e |
1 Доступные иностранные языки: английский , немецкий , арабский , испанский , итальянский , португальский и русский ; другие языки доступны в зависимости от региона. Большинство учеников изучают английский как первый иностранный язык и испанский, итальянский или немецкий как второй иностранный язык. | ||
Естественные и прикладные науки | ||
Математика | 6 e | |
Биология и геология | Sciences de la vie et de la Terre (SVT) | 6 e |
Технология | 6 e | |
Физика и химия | 6 e | |
Обязательные курсы | ||
Физическая культура | 6 e | |
Дополнительные курсы | ||
латинский | 5 е | |
Древнегреческий | 3 е |
В таблице справа представлена подробная информация об учебной программе французского языка. Наряду с 3-4 часами физического воспитания в неделю, типичная учебная неделя состоит примерно из 26 часов занятий. Французский язык и литература занимают больше всего времени, 4-5 часов в неделю, затем 4 часа в неделю по математике ; остальные предметы занимают 1-3,5 часа в неделю.
Учебная программа разработана Министерством национального образования Франции и применима ко всем колледжам Франции, а также к учреждениям, зависящим от AEFE . У академий и отдельных школ мало возможностей для адаптации учебных программ. Учителя составляют учебные планы в соответствии с четкими государственными правилами в области образования и соответственно выбирают учебники , и в каждом крупном французском издательстве есть филиал с учебниками.
Процесс и цель
Обычно каждый предмет преподает другой профессор или учитель; большинство учителей преподают в нескольких возрастных группах. Учащиеся колледжа остаются в одном классе в течение всего учебного года и по всем предметам (за исключением дополнительных курсов, таких как иностранные языки, где учащиеся из нескольких классов смешиваются), поэтому каждая годовая группа делится на столько классов, сколько необходимо. Твердая вера в преподавание в классах со смешанными способностями означает, что стриминг встречается редко.
Размеры классов варьируются от школы к школе, но обычно составляют от 20 до 35 учеников. Каждый класс имеет Professeur основной (главный учитель или класс Репетитор) , который действует в качестве связующего звена между преподавательским персоналом, администрацией и учениками.
В конечном итоге перед колледжем стоит задача подготовить учащихся к продвинутым предметам лицея . В конце Troisième класса, студенты сидят в Ле Diplôme национального их бревет , в окончании срока КОЛЛЕДЖА экспертизу . Бревет не требуется для входа в лицей , и передавая это не гарантирует , что ученик будет прогрессировать в школу более высокого уровня.
Во время последнего консилиума года, проводимого в июне, учителя и администрация решают, сможет ли ученик перейти в следующий класс. Принимая решение, они оценивают навыки , участие и поведение учащегося . Возможен один из трех исходов:
- Учащийся переходит в следующий класс.
- Может потребоваться его удвоение (повторение года).
- В определенных случаях ему или ей могут предложить пропустить класс и повысить до двух классов.
Учащийся, которого попросили повторить оценку, может обжаловать указанное решение. Решение апелляционного совета окончательно.
Начало учебного года во Франции: особенности
Как и во многих других странах, 1 сентября во Франции возобновляют работу после летних каникул школы и предприятия. В отличие от торжеств, проводимых в России в этот день по случаю первого звонка, во Франции первое сентября – это самый обычный день. Это во многом объясняется отличием французской школьной системы от российской.
Дети во Франции начинают обучение уже с трёх лет ( фр. école maternelle). В 6 лет они просто переходят на новый уровень и продолжают его в начальной школе (école primaire). В этот день они знакомятся между собой, с учителем и получают учебники
Важно отметить, что цветов новому классному руководителю дарить не принято, так же как и не принято одевать ребёнка в парадную школьную форму. Вообще, понятие школьной формы во французской образовательной системе отсутствует
Во Франции 1 сентября не только дети идут в школу. Официально вся страна возвращается к рабочему ритму в этот день, так как традиционно все уходят в отпуск в августе и соответственно возвращаются в сентябре.
Дипломы и степени
Учеба в университете Франции вписывается в европейскую организационную схему обучения вокруг трех основных уровней (степень Лисанс (аналог бакалавра), степень Магистра, степень Доктора). Но существуют также и другие уровни и степени, в зависимости от особенностей профессиональной сферы.
курс | продолжительность | степень |
Первое высшее образование — короткий цикл | 2 года | диплом об общем (DEUG) или научно-техническом (DEUST) университетском образовании |
Первое высшее образование — длинный цикл | 3 года (6 семестров) | диплом Лисанс (Л1, Л2, Л3) — Л3 соответствует уровню российского диплома бакалавра |
Второе высшее образование | 1 год | Мастер 1 (Master 1 (M1)), бывший диплом Maitrise — соответствует российскому диплому специалиста |
Второе высшее образование | 2 года (4 семестра) | Мастер 2 по научным исследованиям (Master 2 Recherche, бывший диплом DEA) или Мастер 2 профессиональный (Master 2 Professionnel, бывший диплом DESS) — соответствуют российскому диплому магистра |
Дополнительное образование | 3-6 лет | Диплом доктора наук (Doctorat) |
Учебный год длится с октября по июнь и разделен на 2 семестра.
Короткий цикл высшего образования во Франции в течение 2 лет готовит к получению DEUG (диплом об общем университетском образовании).
Имеются следующие виды образовательных учреждений «короткого» цикла:
- Отделения высшего технического образования в лицеях Sections de techniciens superieurs (STS). Они готовят к получению BTS (brevet de technicien superieur) — диплома о высшем техническом образовании.
- Университетские технологические институты (institut universitaire de technologie) существуют при университетах и ведут к получению DUT (diplome universitaire de technologie), университетского технологического диплома, или DEUST (Diplome d’etudes universitaires scientifiques et techniques), университетского диплома высшего технического образования.
- Специализированные школы готовят в течение 2 или 3 лет по специальностям здравоохранения и для социальных служб: медсестер, массажистов-кинезиотерапевтов и т.п.
На короткий цикл могут поступить выпускники средних школ Франции. Такое образование пользуется спросом в обществе, так как дает возможность реального и быстрого трудоустройства. Цель данного обучения — в кратчайшие сроки начать профессиональную деятельность. Образование в данном случае — специализированное. Специальности могут быть получены в самых разных областях: средства связи, электроника, экономика, научные дисциплины и т.д.
Обладатели сертификата о высшем техническом образовании или диплома об университетском технологическом образовании могут:
- заниматься профессиональной деятельностью, поскольку сертификат о высшем техническом образовании готовит к осуществлению функций технического и профессионального руководства в некоторых сферах производства, прикладных исследований и услуг и позволяет выполнять задачи по руководству в качестве помощника инженера или начальника отдела;
- продолжить обучение, при условии прохождения процедуры отбора (изучение личного дела, экзамен, собеседование) позволяющей получить допуск в некоторые школы инженеров, приобрести эквивалент 1-го года общеуниверситетского курса, чтобы продолжить обучение в университете, перейти к циклу обучения лисанс в области профессиональной деятельности в сфере, совместимой со сферой полученного диплома, или быть допущенным к учебе в профессиональном университетском институте (П.У.И.), или продолжить подготовку к получению Национальной степени специалиста по техническим наукам (Н.С.С.Т.Н.) за один год. Более 33,5 % студентов продолжают занятия после получения Диплома о высшем техническом образовании.
Длинный цикл готовит к Лисанс (licence) в течение одного года после DEUG или в течение 3 лет после школы, а также магистратура (les magisteres). В конце обучение выдается диплом лиценциата или диплом магистра в заивисмости от уровня обучения.
Наконец, третья ступень предполагает углубленное изучение избранной специальности и сопровождается самостоятельной научной работой, тему которой претенденты обязаны сформулировать до поступления на программу. Успешно окончившим этот этап выдается диплом DEA (диплом углубленного изучения). В том случае, если выпускник университета намерен продолжить научные изыскания, он может продолжить обучение в докторантуре и получить степень доктора (Doctorat de Nouveau Regime) (соответствует российскому кандидату наук). Эта ученая степень позволяет преподавать в университете. После получения DEA (в течение одного года) можно подготовить научную работу (these) минимально в течение двух лет.
Частные школы-пансионы Франции
Кроме государственных школ во Франции широко представлены частные учебные заведения, в которых в основном учатся иностранные студенты и французские школьники, нацеленные на поступление в топовые университеты мира.
Частные школы Франции условно можно разделить на 2 категории – это школы, работающие по контракту с государством (sous contrat d’association) и свободные школы (école libre).
Контрактные школы придерживаются национального образовательного плана и частично субсидируются за счет государства. В данных учебных заведениях большее количество учеников-французов, чем в свободных школах. Как правило, национальная образовательная программа ведется на французском, а часть предметов – на иностранном (чаще всего английском языке). Многие контрактные школы-пансионы позволяют своим воспитанникам выбрать, какой аттестат они хочят получить: французский BAC или выбрать опцию международного бакалавриата (OBI).
Независимые школы проводят обучение по своим собственным программам. Как правило, речь идет о преподавании на английском и учебе по американскому или британскому образовательному стандарту. В зависимости от программы выпускники свободных школ сдают экзамены и получают аттестат той страны, по программе которой они обучались. Если школа британская – это будут GCSE и A-level, в американской – IB. При желании, также можно сдать экзамены по программе французского международного бакалавриата. Это особо актуально, если выпускник рассматривает возможность поступления во французский вуз.
Все частные школы Франции – и контрактные, и свободные – отличаются от государственных небольшим количеством учеников в классах, более современным технологическим оснащением и развитой инфраструктурой. Библиотеки, мультимедийные центры, спортивные сооружения – крытые и для занятий на улице, помещения для занятий искусствами – музыкой, театром, живописью и др. Словом, частные школы создают все условия для развития разносторонне образованных членов общества.
Учащиеся могут постоянно проживать на кампусе (internat) или выбрать полупансион (demin-pension). Во втором случае иностранные школьники размещаются в принимающих семьях, которые становятся французскими опекунами на время обучения в школе.
Среднее образование во Франции
Структура среднего образования во Франции состоит из двух этапов:
- колледж — 4 года обучения;
- лицей — 3 года обучения, или профучилище — 2 года обучения.
Колледж
Это самый важный этап обучения в жизни французского школьника. Именно в колледже (фр. «collège») он осваивает основные образовательные предметы и определяется с выбором узкой специализации. Учёба в колледже состоит из трёх циклов:
- Адаптационный: ученики изучают общеобразовательные предметы.
- Центральный: появляется второй иностранный, естественно-научные предметы и латынь.
- Ориентационный: узкоспециальные предметы, которые выбирают сами обучающиеся.
После окончания колледжа выпускники могут продолжить обучение в лицее или пойти в профессиональное училище.
В конце XIX века во Франции появились женские колледжи. Это были открытые учебные заведения пансионного типа, в которых молодые француженки могли получить среднее образование. Преподавали в таких учреждениях, как правило, выпускницы католических семинарий.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Лицей
Если ученик решает продолжить обучение в лицее (фр. «lycées»), он выбирает одно из трёх направлений общей подготовки:
- гуманитарное;
- экономическое;
- естественно-научное.
Или поступает в отдельный технологический лицей.
В конце трёх лет обучения лицеисты сдают экзамены, которые можно сравнить с российским ЕГЭ, и получают диплом BAC (сокращённо от фр. «baccalauréat») с указанием своей специализации. Он даёт право поступать в высшие учебные заведения.
Стоит отметить, что хоть экзамен на BAC и звучит в переводе как «бакалавр», к степени бакалавра он не имеет никакого отношения. Это скорее выпускной школьный аттестат, который довольно трудно получить. Ежегодно около 20% французских учащихся проваливают данный экзамен и остаются без дипломов.
Профессиональные училища
В профессиональные училища после колледжа идут те, кто хочет освоить рабочую специальность и пойти зарабатывать деньги. Обучение здесь длится всего два года, по итогам которого выдаётся сертификат, подтверждающий профессиональные навыки. Поступать в университеты или высшие школы с таким документом об образовании нельзя.
Экзамен на BAC требует от лицеистов хорошей подготовки
дальнейшее чтение
- Андерсон, RD Образование во Франции, 1848-70 (1975)
- Чедвик, Кей., «Образование в светской Франции: (пере) определение laïcité». Современная и современная Франция (1997) 5 № 1 стр: 47–59.
- Кларк, Терри Н. Пророки и покровители: Французский университет и появление социальных наук (1973)
- Корбетт, Энн и Боб Мун, ред. Образование во Франции: преемственность и изменения в период правления Миттерана 1981-1995 гг. (Routledge, 2002)
- Дэвис, Джеймс Герберт младший Фенелон (Twayne Publishers, 1979). на английском
- Гильдеа, Роберт. Образование в провинциальной Франции, 1800-1914: исследование в трех департаментах (1983)
- Рос, Раймонд. Патрик Дж. Харриган и Джеймс Уитни. «Доступность школьного образования во Франции девятнадцатого века». Журнал междисциплинарной истории 14.1 (1983): 25–63.
- Грю, Раймонд и Патрик Дж. Харриган. «Вклад католиков в всеобщее школьное образование во Франции, 1850–1906». Журнал современной истории 57.2 (1985): 211–247.
- Харриган, Патрик Дж. «Церковь, государство и образование во Франции от Фаллу до законов о паромах: переоценка», Canadian Journal of History, (2001) 36 # 1, стр. 51–83
- Мэйнс, Мэри Джо. Школа для народа: сравнительные местные исследования истории школьного образования во Франции и Германии, 1750-1850 (1985)
- Неттельбек, Колин. «Забытая зона памяти? Французские ученики начальной школы и история оккупации», Французская история и цивилизация, 2011 г., том. 4. С. 157–166.
- Оффен, Карен. «Второй пол и бакалавриат в республиканской Франции, 1880-1924». Французские исторические исследования 13 № 2 (1983): 252–86.
- Попель, Дочери Дженнифер Дж. Руссо: домашнее хозяйство, образование и автономия в современной Франции (2008) охватывает период с 1762 по 1833 год.
- Рингер, Фриц. Образование и общество в современной Европе (1979), в первую очередь сравнение Франции и Германии.
- Роджерс, Ребекка. Из салона в школу: образование буржуазных девушек во Франции XIX века (2009)
- Роджерс, Ребекка. «Ретроградный или современный? Открытие учительницы во Франции девятнадцатого века», Социальная история, (май, 1998 г.), 25: 146–64.
- Певец, Барнетт Б. «Жюль Ферри и светская революция во французском начальном образовании». Paedagogica Historica (1975) 15 № 2 стр: 406–425.
- Вайс, Джордж. Возникновение современных университетов во Франции, 1863-1914 гг. (Princeton University Press, 2014).
Историография
- Бейкер, Дональд Н. и Патрик Дж. Харриган, ред. Создание французов: современные направления истории образования во Франции, 1679–1979 (Ватерлоо, Онтарио: Historical Reflections Press, 1980).
- Каспар, Пьер и Жан-Франсуа Кондетт. «Cinquante années de débats et de recherches sur l’école française». Paedagogica Historica 50.6 (2014): 786–796. Рассматривает историографию во французской науке.