5 нотр-дамов, которые стоит посетить во франции

Содержание:

На крыше собора жили пчёлы

В 2013 году в ризнице, которая прилегает к собору, был установлен улей пчёл. Они делают мёд из цветущих растений, которых предостаточно вокруг собора. Пчёлы не простые, а селекционные. Вывел их монах брат Адам, и вид получил название Buckfast. О судьбе пчёл не сообщается, но, скорее всего, эти нежные создания погибли от пожара. Ведь крыша собора полностью выгорела и рухнула.

Перевод статьи Mentalfloss специально для Фактрума

  • Золотая баба — мистическое сокровище сибиряков
  • Музей отвратительной еды — «деликатесы» со всего мира
  • Почему подкова считается символом удачи
  • 10 мистических тайн кавказских дольменов
  • Как выражение «собаку съел» стало синонимом опытного человека

Несколько советов

  • Перед собором всегда большие очереди. Рядом с достопримечательностью установлены аппараты, с помощью которых можно выбрать время посещения.
  • Ежедневно в 11.30 в соборе проходит служба. Это будет интересно даже атеистам, так как во время богослужения играет знаменитый орган Нотр-Дам.
  • В соборе можно фотографировать без вспышки.
  • Экскурсии проводятся на разных языках. Время проведения экскурсии с русскоговорящим гидом – вторник и среда в 14.00, суббота в 14.30. На сайте собора указаны телефоны, по которым необходимо записаться на экскурсию. Можно воспользоваться аудиогидом на русском языке, его стоимость – 5 евро.

В Нотр-Дам запрещено проносить объемный багаж.

Возрождение храма

Спасителями собора Парижской Приснодевы стали два человека: великий писатель Виктор Гюго и не менее гениальный архитектор Эжен Виолле-ле-Дюк.

Первый написал роман, вышедший в печать в 1831 году. События данного повествования разворачиваются в стенах собора.

Парижане, да и все французы, были так тронуты этой трагической любовной историей, что даже мысль разрушить столь прекрасное место показалась им кощунственной. Развернулась целая кампания в поддержку реставрации собора и возвращения ему былого величия.

Работа предстояла серьезная, ведь здание пострадало от времени и Революции. За дело взялся Эжен Виолле-ле-Дюк.

Он был не просто зодчим, а архитектором, влюбленным в Средневековье. Его реставрационными работами стали такие знаменитые проекты, как Сите Каркассона, замок Пьерфон, Сен-Шапель и собор Амьена.

А потому он с радостью взялся и за Нотр-Дам. С некоторым вызовом он придал старинному зданию некий налет неоготики, проработав крышу с ее украшениями и трансепты.

Многие историки архитектуры утверждают, что Виолле-ле-Дюк слишком уж дал волю своей фантазии. Но уж лучше некоторые несоответствия с готическим стилем, чем полная утрата такого шедевра, как Нотр-Дам.

Приговор, вынесенный Эсмеральде

Проходит еще месяц. Двор чудес и Грегуар в страшной тревоге — Эсмеральда пропала. Пьер однажды видит собравшуюся у Дворца правосудия толпу. Ему говорят, что идет суд над убийцей военного. Эсмеральда все отрицает, несмотря на улики — демона в одежде священника, которого многие свидетели видели, а также бесовскую козу. Однако девушка не выдерживает пытки испанским сапогом — она признается в проституции, колдовстве, а также в убийстве Феба. Ее приговаривают по совокупности преступлений к покаянию, которое она должна совершить у Собора, после чего — к повешению. Такая же казнь предстоит и козе.

Темы

  1. Любовь – любовь, по мнению Гюго, представляет собой огромную силу. Это чувство способно пробудить в человеке нечто новое и потаённое. Влюблённый человек способен как на хорошие поступки, так и на самые отвратительные преступления, если не сможет найти душевное равновесие.
  2. Красота – внешняя красота, по мнению писателя, может быть обманчивой, только поступки обнажают истинное нутро человека. Уродливый Квазимодо оказался самым добрым и чистым персонажем романа, а внешне привлекательный Феб — ничего не стоящей пустышкой.
  3. Вера – на примере Клода Фролло Гюго хотел показать, что вера являет собой ширму, с помощью которой человек отгораживается от самого себя, боясь встретиться лицом к лицу со своими недостатками. Но в итоге человеческая природа начнёт брать своё, проявляясь в ещё более страшных формах.
  4. Быт и нравы Парижа – жизнь обитателей французской столицы полна противоречий. Народные массы у Гюго показаны максимально натуралистично и поначалу отталкивают читателя своей грубостью, необразованностью и ограниченностью, но постепенно нам открываются и светлые черты простого народа, который способен на искренне сочувствие и даже настоящий подвиг ради того, что он считает справедливым.
  5. Свобода. Граждане Парижа находятся под железной пятой господствующих элит, но все же всем своим существом тянутся к свободе. В день шутов толпа, наконец, сбрасывает маску лицемерия и обнажает истинное отношение к своим хозяевам, сметая все приличия и традиции. Ее гнев разрушителен, но требования справедливы.
  6. Национальное самосознание. Французы переживают переходный период между абсолютным рабством и первыми ростками самосознания. Они обретают готовность к сопротивлению тем, кто ими помыкал, и символом их гнева становится неприступный собор.

Как добраться?

Метро

–Линия 4, Cité ou Saint-Michel–Линия 1, 11, Hôtel de Ville–Линия 10, Maubert-Mutualité ou Cluny – La Sorbonne–Линия 7, 11, 14 Châtelet

RER

–Линия B,  Saint-Michel – Notre-Dame–Линия, C, Saint-Michel – Notre-Dame

Автобус

–Маршруты 21, 38, 47, 85, 96, Arrêt Cité – Palais de Justice–Маршрут 47, Balabus Arrêt Cité – Parvis de Notre-Dame–Маршруты 24, 47 Arrêt Notre-Dame – Quai de Montebello–Маршруты 24, 47 Arrêt Petit Pont–Маршруты 24, 27, Balabus Arrêt Pont Saint-Michel – Quai des Orfèvres–Маршруты 24, 27, 96, Balabus Arrêt Saint-Michel–Маршруты 21, 27, 38, 85, 96 Arrêt Saint-michel – Saint-Germain

Уникальная эклектика

Чего не хватает французам, так это немецкой методичности. Вот план кафедрального собора в Кельне был разработан в 13 столетии, и хотя его возведение продолжалось до 19 века, все детали, вплоть до украшения шпиля, были сделаны по старинным чертежам.

Собор Парижской Богоматери ждала иная участь. Годы шли, и архитектурная мода менялась.

На смену романскому стилю пришел готический. В 1235 году первоначальная планировка была безжалостно перекроена зодчим Жаном де Шелем, а после его смерти — Пьером де Монтрей.

Кроме того, архитекторам и заказчикам хотелось, чтобы собор мог вместить в себя все население Парижа. А оно, несмотря на Великий Голод, Черную Чуму, другие эпидемии и Столетнюю войну, имело тенденцию все увеличиваться.

Поэтому позднейшие архитекторы добавляли часовни и порталы. Чтобы высокие стены не рухнули под тяжестью свода, их подперли снаружи контрафорсами (для чего пришлось снести целый близстоящий жилой квартал).

Парижский кафедральный собор покоряет нас удивительной эклектикой, смешением архитектурных стилей, выполненным с поистине французским изяществом.

Деревянные панели стен алтаря

Слева по ходу движения по галерее хоров внешняя стена алтаря, украшенная картинами на деревянных панелях. В средние века подобные изображения служили библией для неграмотных прихожан. На южной стене в девяти фрагментах серии, отделенных друг от друга небольшими колоннами, изображены события после Воскресения Христа.

На противоположной – северной стене алтаря располагаются 14 сюжетов, плавно перетекающих один в другой и описывающих события и жизнь Христа до Страстей.

Порядок расположения картин говорит о том, что прихожанин должен был осматривать алтарь против часовой стрелки.

Главный фасад

Галерея Ветхозаветных царей

Фигуры, расположенные над воротами главного фасада и представляющие 28 поколений Царей Иудеи, предков Богоматери и Христа, были установлены в начале XIII века. Каждая из них достигает 3,5 метров в высоту.

Во времена Средневековья они были богато раскрашены и очень скоро стали восприниматься прихожанами как короли Франции. Это искаженное восприятие привело к тому, что в неспокойные годы Французской революции фигуры были обезглавлены и извержены.

Короли заняли свое место после реставрации Виолле-ле-Дюка в XIX веке. В 1977 году в процессе раскопок были обнаружены фрагменты оригинальных фигур, которые сейчас можно увидеть в музее Клюни.

Балкон Богородицы

Балкон над галереей называется «балкон Богородицы». Статую Девы Марии в центре, окружают статуи Адама и Евы, добавленные во время реставрации. Два витражных окна и большая роза, диаметром почти 10 метров, посередине.

Верхняя галерея

Элегантная верхняя галерея, украшенная стройными колоннами, служит основанием двух башен, уравновешивая их своей легкостью.

Нижний горизонтальный ряд фасада

Три больших портала формируют нижний горизонтальный ряд фасада. Центральный портал известен, как портал «Страшного Суда» выше и шире двух остальных: южного портала «Святой Анны» — матери Богородицы, расположенного справа. И портала Богородицы – покровительницы собора или северного портала, расположенного слева.

Портал Святой Анны

Портал святой Анны был оформлен самым первым, приблизительно в 1200 году. Для его украшения использован тимпан, изготовленный 50-ю годами ранее для собора Сент-Этьен. Над тимпаном, в заостренных обрамляющих дугах, представлены картины божьего суда: ангелы, короли, пророки и священники воспевают славу Господа.

В центре портала находится Дева Мария с младенцем, выполненная в романском стиле. Она изображена сидящей на троне под балдахином, в короне и со скипетром, держащей на руках своего сына. С двух сторон трон Марии окружают ангелы. Слева от Марии епископ, справа коленопреклоненный король.

Два фриза портала были выполнены в разные периоды в разных стилях. Верхний фриз представляет картины из жизни святой Анны и Богородицы. Нижний рассказывает о приходе Христа на землю, начиная от Благовещения до Богоявления.

Портал Богородицы

Портал Богородицы появился в период с 1210 по 1220 год, уже после портала Святой Анны. Создатели хотели сделать этот портал выдающимся, отличным от остальных. Треугольный фронтон, венчающий скульптурную композицию над воротами, притягивает взгляд.

В центре нижнего фриза расположен Ковчег Завета. Его окружают три пророка слева и три Ветхозаветных короля справа.

На верхнем фризе Богородица на смертном одре в окружении самого Иисуса и двенадцати апостолов. Два ангела бережно переносят ее в рай.

Над двумя фризами располагается тимпан – декоративный элемент, украшающий ворота. Он является логическим продолжением фриза. Богородица уже в раю. Мы видим ее сидящей на одном троне с Иисусом. Ангел коронует Марию, а Иисус благословляет и передает скипетр. Ангелы, пророки, короли Божьего суда взирают на нее с архивольтов, заостренных дуг, обрамляющих фронтон.

Портал страшного суда

Центральный портал страшного суда занял свое место в последнюю очередь. На нижнем фризе, сразу над дверьми, изображена сцена воскрешения мертвых. Они восстают из своих могил и направляются к архангелу Михаилу, изображенному на верхнем фризе. Он взвешивает душу усопших, определяя по их земным делам и любви к Богу, кто направится в рай по правую руку от Христа и слева от нас, а кто в ад за дьяволом. Лица грешников иcкажены ужасом и отчаянием.

На тимпане, над двумя фризами, на троне величественно восседает Христос, возглавляя страшный суд. Руки Иисуса обращены к входящим. Он демонстрирует свои раны, а два ангела по обеим сторонам от него держат реликвии страстей христовых: распятие, гвозди и копье.

Справа и слева от ворот 12 апостолов, каждый из которых стоит над медальоном с изображением грехов и добродетелей.

Тайны барельефов

На фризах над воротами библейские сцены, ангелы, пророки, Богоматерь и Иисус, украшают христианский храм. Серия барельефов изображающие знаки зодиака и виды работ, соответствующие зодиакальным месяцам вызывают удивление.

На всех порталах можно найти таинственные знаки. Ответ на которые таит в себе алхимия. Например, телец и овен указывают на два весенних месяца, когда нужно начинать лабораторные операции. Если подняться на башни можно увидеть алхимика Нотр-Дам.

Алтарь

Алтарь выполнен в иной форме, чем весь собор в целом. Пышный барочный стиль нового алтаря резко контрастирует со строгой, элегантной готикой. Эта неожиданная дисгармония придает собору особый шарм. Вряд ли современники Людовика XIV разделили бы эту точку зрения.

Вот как описывает новый алтарь Виктор Гюго: «А кто подменил древний готический алтарь, пышно уставленный раками и ковчежцами, тяжелым каменным саркофагом, украшенным головами херувимов и облаками, похожим на попавший сюда архитектурный образчик церкви Валь-де-Грас или Дома инвалидов? Кто так нелепо вделал в плиты карловингского пола, работы Эркандуса, этот тяжелый каменный анахронизм? Не Людовик ли XIV, исполнивший желание Людовика XIII?».

Несколько скульптур работы Гейома Кусту расположены в глубине алтаря. Одна из них «Пьета», с обеих сторон скульптурная группа окружена статуями королей Людовика XIII, выполненная Николя Кусту и Людовика XIV, скульптора Антуана Куазевокса. Серия из 6 бронзовых ангелов, с орудиями страстей христовых, довершают композицию.

История Собора Парижской Богоматери

Почти 9 столетий сооружение возвышается на острове Сите. Это самая древняя часть города, собственно здесь начинается история французской столицы. На месте, где почти тысячу лет стоит Нотр-Дам, до него находились другие религиозные сооружения. Языческий храм Юпитера, во времена Римской империи, после первая христианская церковь города – базилика Св. Стефана.

Собор изначально задумывался масштабным. Население Парижа, на момент строительства храма, было 10 000 человек. Все они должны были поместиться в соборе. Строить Нотр-Дам начали в 1163 г., при Людовике VII. Храм возводили долгих 182 года.

Это интересно. Часть средств для строительства собора составляли пожертвования. Деньги жертвовали все слои населения, от короля до ремесленников. Среди благотворителей были даже парижские жрицы любви. Представительницы древнейшей профессии обратились к священникам, чтобы им разрешили внести деньги на храм. Разрешение было получено, но с условием, что их участие останется в тайне.

Собор играл важную роль в истории страны. Здесь короновали, венчали и отпевали монархов, здесь получали благословение воины перед походами. В соборе хранили ценности знатные горожане. Храм посещали не только аристократы и богачи. Священники помогали бедным и нищим.

Книга седьмая

Начало марта. В доме вдовы г-жи де Гонделорье собираются девушки благородного происхождения. Дочь хозяйки дома Флер-де-Лис вышивает. Её жених Феб выглядит растерянным и задумчивым. Девушки приглашают танцующую на площади Эсмеральду в дом. Они завидуют красоте цыганки и потешаются над её нарядом. Джали выводит из букв имя «Феб». Флер-де-Лис падает в обморок.

Клод Фролло и Квазимодо наблюдают за танцем цыганки. Выступающий вместе с Эсмеральдой Пьер Гренгуар рассказывает архидьякону историю девушки.

Жеан Мельник идёт к старшему брату за деньгами и видит, как Клод Фролло тщетно пытается сосредоточиться на занятиях алихимией. Архидьякон отказывается дать нерадивому школяру деньги, но приход королевского прокурора церковного суда Жака Шармолю заставляет его изменить своё решение.

Выйдя из собора Жеан встречает Феба. Они отправляются пропивать деньги архидьякона. Клод Фролло идёт за ними и узнаёт о готовящемся свидании Феба с Эсмеральдой. Он подкарауливает молодого человека, чуть не затевает с ним дуэль, но затем даёт денег на комнату у старухи Фалурдель в обмен на возможность увидеть судьбоносную встречу. В разгар любовных утех Клод Фролло покидает своё убежище и вонзает кинжал в горло Феба. Эсмеральду арестовывают.

Внутренне убранство

Внутренне пространство готической архитектуры создается благодаря поперечным и продольным нефам, образующим форму креста. В помещении нет внутренних, поддерживающих конструкцию, стен, их заменяют два ряда колонн. Стены собора украшены художественной резьбой. В одной части собора собраны скульптуры, картины и другие произведения искусства, которые преподносят прихожане 1 мая, в католический праздник, посвященный Богоматери.

Под высоким ярусом установлены скульптуры правителей Ветхого завета. Оригинальные фигуры были уничтожены, их заменили копиями. Знаменит орган – оборудован еще в Средневековье при возведении храма, крупнейший в Европе. Он многократно реконструировался и перестраивался. По спиральной лестнице можно попасть в Южную башню храма, с которой открывается грандиозная панорама города, с близкого расстояния удобно рассмотреть колокол, гаргулий и химер.

Центр длинного нефа украшают композиции, рассказывающие о сценах из Жития святых. Внутренняя часть храма выполнена из серо-стального камня. Так как по готическим канонам стены не украшаются настенной живописью, оживляет несколько мрачную картину солнечный свет, попадающий внутрь через цветные витражи и стрельчатые окна, придавая храму краски и яркость. Капеллы, расположенные по боковым сторонам, рассказывают о земной жизни Богоматери. Центральный витраж содержит несколько десятков сцен из Ветхого завета.

Договор в помощь

Но кто знает, появился бы на свет вообще из самых грандиозных шедевров мировой литературы, если бы не жесткие условия соглашения между писателем и издателем. В ноябре 1828 года Виктор Гюго заключил договор — он должен был принести готовое произведение в апреле 1820 года. Однако желанная до той поры работа никак у Гюго не шла – сначала его отвлекало написание других книг, потом началась революция. Автору несколько раз удавалось уговорить издателя сдвинуть сроки. 

Сашетта стоит перед солдатами Тристана Л’Эрмита, чтобы защитить свою дочь, Эсмеральду. Акварель на пергаментной бумаге Луи Кандид Буланже, около 1831 года.

В конце концов тот потребовал исполнить договорные обязательства не позднее февраля 1831 года, в противном случае писателю пришлось бы нести тяжёлое бремя финансовой компенсации в пользу издательства за невыполнение условий договора. Гюго, чтобы не разориться, пришлось засесть за перо. Однако, преодолев первые несколько глав, он так втянулся в работу, что уже не смог оторваться от своего детища, пока не дописал его до конца. В итоге Гюго дописал последнюю главу в январе 1831 года. Через три месяца книга увидела свет, и писатель был очень доволен. Во-первых, на этот раз он не перенёс окончание на более поздний срок. Во-вторых, роман молниеносно расходился, и менее чем за год он был переиздан семь раз!

Рекомендуем для туристов:

✓Tripster — крупнейший сервис онлайн-бронирования экскурсий в России.

✓Travelata.ru — поиск самых выгодных туров среди 120 надежных туроператоров.

✓Aviasales.ru — поиск и сравнение цен на авиабилеты среди 100 агентств и 728 авиакомпаний.

✓Hotellook.ru — поисковик отелей по всему миру. Сравнивает цены по многим системам бронирования, находя лучшее.

✓Airbnb.ru — самый популярный в мире сервис аренды жилья от хозяев (часто это выходит удобней и дешевле отеля). Перейдите по этой ссылке и получите в подарок на первое бронирование – 25$.

✓Сравни.ру — туристическая страховка онлайн, в том числе для визы.

✓Kiwitaxi.ru — международный сервис бронирования автомобильных трансферов. 70 стран и 400 аэропортов.

История

Notre-Dame de Paris расположен на острове Сите. На этом месте еще до постройки Нотр Дам была христианская церковь Святого Стефана. Интересно, что ее построили на месте римского храма, посвященного Юпитеру. Всего 3 разные церкви разных эпох. Так что – место силы во всех смыслах. Представляете себе, сколько людей приходило сюда возносить молитвы с самых древних времен?

Строили его долго – с 1163 по 1345 год. В это легко поверить, как только вы его увидите. Монументальное строение со сложной архитектурой и множеством украшения. Готический собор у архитекторов знаменит еще тем, что является одним из первых c шестичастным нервюрным сводом. Сложно объяснить, так что лучше покажу: Все про французские вина — в моей прошлой статье. А еще читайте про французские блюда и деликатесы.

Дело в том, что такой стиль оформления свода церкви был очень редким в тот период переходного этапа от романского стиля.Нотр Дам признан шедевром архитектуры. Немного о габаритах:

  • Общая высота — 35 м;
  • длина — 130 м;
  • ширина — 48 м;
  • колокольни (каждая) — 69 м;
  • знаменитый колокол Эммануэль (южная башня) — 13 тонн;
  • а язык колокола весит — 500 кг.

Сюжет, композиция произведения

Действие романа происходит в 1480-х годах. Все действия романа происходят вокруг Собора – в «Городе», на Соборной и Гревской площадях, во «Дворе чудес».

Перед Собором дают религиозное представление (автор мистерии – Гренгуар), но толпа предпочитает смотреть, как на Гревской площади танцует Эсмеральда. Смотря на цыганку, в неё одновременно влюбляются и Гренгуар, и Квазимодо, и отец Фролло. Феб знакомится с Эсмеральдой, когда ту приглашают развлечь компанию девушек, среди которых невеста Феба, Флёр де Лис. Феб назначает свидание Эсмеральде, но на свидание приходит и священник. Из ревности священник ранит Феба, а обвиняют в этом Эсмеральду. Под пытками девушка признается в колдовстве, проституции и убийстве Феба (который на самом деле выжил) и приговаривается к повешению. Клод Фролло приходит к ней в тюрьму и уговаривает бежать с ним. В день казни Феб наблюдает за свершением приговора вместе со своей невестой. Но Квазимодо не дает свершиться казни – он хватает цыганку и бежит прятаться в Собор.

Весь «Двор Чудес» – пристанище воров и нищих – кидается «освобождать» любимую Эсмеральду. Король узнал о бунте и повелел казнить цыганку во что бы то ни стало. Когда её казнят, Клод смеется дьявольским смехом. Увидев это, горбун кидается на священника, и тот разбивается, упав с башни.

Композиционно роман закольцован: вначале читатель видит слово «рок», начертанное на стене Собора, и погружается в прошлое на 400 лет, в конце – видит в склепе за городом два скелета, которые сплелись в объятиях. Это герои романа – горбун и цыганка. Время стерло их историю в пыль, а Собор всё стоит безразличным наблюдателем над людскими страстями.

Дальнейшая история собора Парижской Богоматери

Париж на протяжении столетий переживал немало бурных событий. А его главный собор испытывал все превратности судьбы вместе со своим городом.

Строительство приходских церквей и королевской часовни несколько снизило статус этого храма. Тем не менее вплоть до революции 1789 года множество важных церемоний проходило именно в соборе Парижской Богоматери.

Нотр-Дам стал местом бракосочетания Марии Стюарт и Франциска Второго, королевы Марго и Генриха Четвертого. Фатальной стала для храма Великая Французская революция.

Робеспьер обложил католиков Парижа налогом в обмен за то, что он не снесет церковь с лица земли. Но это не помешало революционерам переименовать Нотр-Дам в Храм Разума и верховной Сущности и обезглавить королей Ветхого Завета, которые украшали западный фронтон здания.

Головы скульптур были выкуплены одним благочестивым парижанином, который похоронил их с почестями в подвале своего дома. Эти фрагменты были найдены в 19 веке и водружены на место.

Книга девятая

Клод Фролло бежит за город. Весь день он проводит в мучениях. Вечером архидьякон наблюдает за свиданием своего брата Жеана с уличной потаскушкой у старухи Фалурдель. В полночь в Соборе он видит Эсмеральду и принимает её за призрака.

Квазимодо помещает цыганку в келью, служащую убежищем. Он делится с ней своей постелью и едой.

Душевные раны Эсмеральды зарубцовываются. Она находит общий язык с Квазимодо, считает себя виноватой в том, что Феб видит в ней преступницу. Заметив на площади капитана, Эсмеральда просит Квазимодо привести его к ней. Феб отказывается идти за звонарём, считая его посланцем с того света.

Клод Фролло ревнует цыганку к Квазимодо. В одну из ночей он пробирается в келью Эсмеральды и пытается овладеть девушкой. Звонарь оттаскивает архидьякона от цыганки.

Нотр-Дам-де-Пари: 10 малоизвестных фактов

1. Собор стоит на месте древнего города

Иль-де-ля-Ситэ, на котором стоит Нотр-Дам, когда-то был древним городом Лютеция. Собор построен прямо над остатками храма: в XVIII веке в ходе раскопок под хорами были обнаружены фрагменты алтаря, посвященного Юпитеру и другим божествам.

2. На крыше Нотр-Дама есть «лес»

Крыша собора представляет собой деревянный каркас, один из старейших сохранившихся в Париже, деревья для него были вырублены еще в XII веке. По другой технологии в те времена строить попросту не умели. Современные французы иронично прозвали каркас «лесом».

3. Башни собора — не близнецы

Башни Нотр-Дам-де-Пари не симметричны

На первый взгляд, две башни Нотр-Дама кажутся идентичными. Однако северная башня на самом деле немного больше южной. Собор строился в течение долгих лет, потому он больше напоминает коллаж архитектурных трендов, нежели единое целое. А уж идеальную симметрию и вовсе никто не обещал.

4. Двадцать восемь его царей потеряли голову

В 1793 году, в разгар Французской революции (не путайте с Великой французской забастовкой 2018 года), 28 статуй библейских царей в соборе были сброшены и обезглавлены толпой. Ценнейшие статуи, расколотые на мелкие кусочки, в конечном итоге оказались в мусоре. Только в 1977 году головы 21-ого иудейского царя были случайно найдены в подвале одного из банковских зданий. Теперь они выставлены в соседнем с собором Парижской богоматери музеем Клюни.

5. Колокола Нотр-Дам-де-Пари переплавлены на пушки

«Эммануэль» — колокол-гигант (Нотр-Дам, Париж)

Во время все той же Французской революции в соборе пострадали не только статуи. Нотр-Дам, как и другие церкви во Франции, был преобразован в заведение «культа Разума». Все 20 его колоколов — за исключением колокола-гиганта под именем «Эммануэль» — были сняты и переплавлены для производства пушек. Впоследствии собор оснастили новыми колоколами, но они уже не были такими «певучими», как прежние. Только в 2013 году новый ансамбль колоколов стал издавать звон, почти как в XVII веке. Но мастерам пришлось потрудиться.

6. Виктор Гюго фактически спас собор

Культовый французский писатель представил здание, как олицетворение Франции в произведении «Собор Парижской Богоматери», сделав его чуть ли не центральной фигурой произведения. Гюго красочно и ярко описал ветхое состояние строения в XIX веке. Книга стала популярной, и это подстегнуло власти Парижа к началу масштабной реставрации собора.

7. Его монстры современные, а не средневековые

Горгулия на смотровой площадке (Нотр-Дам, Париж)

Фантастических существ (горгулий и химер) не было на соборе до XIX века. Эти архитектурные детали, восхищающие посетителей смотровой площадки Нотр-Да-де-Пари, были добавлены между 1843 и 1864 годами, во время реставрации. Дагерротип собора до капитального ремонта — это здание куда более сдержанного вида, чем то, которое мы знаем сегодня. Никакой мифологии и существ, рассевшихся на башнях, не было и в помине. А еще архитектор-реставратор Виолле-ле-Дюк, восстанавливавший собор, расставил вокруг нового шпиля статуи 12 апостолов.

8. Шпиль Нотр-Дама — это святой громоотвод

Посмотрите на вершину шпиля, и вы увидите петуха — и это не просто элемент декора. В 1935 году в металлическом птичьем теле были спрятаны три крошечные реликвии: кусочек тернового венца Христа и часть мощей святого Дени и святой Женевьев (покровителей города). Идея заключалась в создании своего рода духовного громоотвода для защиты прихожан внутри собора.

9. Все дороги ведут к собору Парижской Богоматери

Точка отсчета собора (Нотр-Дам-де-Пари, Париж)

На площади перед собором есть специальный маркер в виде восьмиконечной бронзовой звезды, встроенной в булыжники мостовой. На экскурсиях по Нотр-Даму эту точку демонстрируют всем гостям города: от нее измеряются расстояния от Парижа до других городов Франции. Ориентир был размещен в этом месте в 1924 году.

10. На крыше собора живут пчелы

На здании ризницы, прилегающей к собору, находится пчелиный улей, установленный там в 2013 году. Это пчелы породы Бакфаст, выведенной британским монахом Адамом в начале XX века. Мед они делают из цветущих растений из близлежащих парижских парков. Говорят, что все продукты пчеловодства раздаются малоимущим.

Интересные факты о Соборе

История о парижских волках

Голодной зимой 1450 года на парижан обрушилась напасть. Сквозь городские стены проникла стая волков. Животные зверствовали, грызли жителей и держали всех в страхе. Особый ужас внушал вожак стаи, прозванный «куцый хвост».

Жертвами стаи стали уже 40 человек. Необходимо было принимать крайние меры. Хитростью жители умудрились заманить вожака в самое сердце города, к собору Богоматери. Вся стая последовала за ним.

Здесь на тесной соборной площади, на самых ступенях собора, вооружившись палками, вилами и камнями, парижане окружили стаю. Завязалась настоящая схватка.

Когда силы горожан уже были на исходе, с балюстрады собора на морду «куцего хвоста» обрушился тяжелый камень. Потеряв вожака, стая распалась и была уничтожена. Парижане посчитали, что Богоматерь – покровительница собора, помогла им справиться с волками.

Ворота Нотр-Дам-де-Пари

История создания ворот Нотр-Дам окутана легендой. До сих пор остается неясным способ их изготовления. Литье или ковка?

Говорят, что кузнец Бискорне, которому было поручено создать ворота для самого красивого храма в Париже, боялся, что его работа не сможет тягаться в изяществе с самим собором, призвал в помощники дьявола. Невиданные по своей красоте ворота украсили порталы собора, но не открывались, пока их не окропили святой водой.

По городу пошли слухи, которые не смог развеять и сам мастер. Вскоре после изготовления шедевра он умер. По мнению горожан, дьявол забрал его душу в обмен на оказанную помощь.

Горгульи и химеры

Удивительные фигуры фантастических существ первыми приветствуют вас на галерее. Это горгульи и химеры, они появились во время реставрации Виолле-ле-Дюка. Вызвали взрыв негодования одних и восторженные комплименты других.

В средневековье горгульи использовались для отпугивания злых духов от жилищ и святилищ. На самом деле они играют роль водостоков.

Нулевой километр

На площади перед собором расположен нулевой километр Франции. Существует примета, что если постоять на нем, обязательно вернешься в Париж.

Жанна д’Арк

Справа от портала Сент-Этьен расположена статуя Жанны д’Арк. Именно здесь в 1455 году Изабелла Роме, мать Жанны, обратилась с петицией об отмене решения суда по обвинению ее дочери в ереси, принятом 24 годами ранее.

Здесь же в 1909 году Жанна д’Арк была причислена к лику святых, а 16 мая 1920 года канонизирована.

Существует версия, согласно которой Жанна не была сожжена на костре, а вернулась к королевскому двору после четырех летнего заточения. Она получила под командования войска, а затем вышла замуж.

Шпиль

С галереи хорошо виден утонченный шпиль собора. Первый был возведен в 1250 году и служил колокольней.

Как и многие элементы собора, шпиль не пережил Великую французскую революцию. Виолле-ле-Дюк воссоздал его, но легким и невесомым, теперь он не является колокольней. Шпиль венчает флюгер в виде петуха, который держит в клюве частицу тернового венка мощей Сен-Дени и святой Женевьевы.

12 бронзовых фигур апостолов расположились у основания шпиля. Существует мнение, что моделями служили реставраторы. Себя Виолее-ле-Дюк изобразил в образе Святого Томаса. Высота шпиля с флюгером 96 метров.

Колокола собора

Четыре колокола расположенные на северной башне ежедневно оповещают парижан о наступлении каждого нового часа, а также созывают на службу. Сегодняшние колокола были установлены на башню в 1854 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector