Под сенью божественной мудрости

Легенда об основании Стамбула

История Стамбула восходит к Древней Греции. Согласно легенде, Визас и его компания решили иммигрировать из Мегары, и они попросили совета у оракула в храме Аполлона. Оракул посоветовал им продолжать идти на восток, и он приказал им поселиться в городе в конце дороги, напротив Города слепых.

Естественно, Визас и его компания не знали, что делать с этим загадочным разговором. Однако, когда они пошли на Восток, как велел оракул, они прибыли в точку, известную сегодня как Старый Город. Они посмотрели на ту сторону, с которой сегодня стоит дворец Топкапы, и заметили греческих поселенцев на азиатской стороне.

Жители Халкидона, сегодняшнего Кадикой, были известны в легенде как «Слепой», так как не заметили захватывающий дух холм (мыс Серальо) на другой стороне. Таким образом, Византия была основана и названа в честь ее легендарного основателя Визы.

Стамбул был сначала назван Византией и Константинополем позже. Независимо от того, как он назывался, Стамбул отмечал его влияние в конце Древнего века и в течение всего Среднего века из-за его географического положения. Стамбул был портальным городом, где товары с Шелкового пути и Специи собирались и распространялись в Европе. Таким образом, это был самый активный город мира с населением в 500 000 человек.

График работы и стоимость входа

Интерьер Собора

Приобрести билет и попасть в мечеть можно не позже, чем за час до окончания рабочего дня. График может меняться в зависимости от национальных праздников. Например, планируя поездку в Стамбул в период празднования Рамадана, стоит заранее уточнить рабочее расписание музея.

Часто задаваемые вопросы
Какой график работы мечети и стоимость билета? Собор Святой Софии начинает принимать посетителей в 9.00 и работает до 19.00. В некурортный сезон музей работает до 17.00. Взрослый билет стоит 100 лир, дети могут зайти в собор бесплатно.

Стоимость билета будет составлять 100 турецких лир, вход для детей бесплатный. Приобрести билет можно в кассе либо автоматических терминалах, которые установлены на входе. Также билеты можно купить в онлайн-режиме на сайте музея. Поскольку мечеть является одной из самых главных достопримечательностей, посетить ее стремятся практически все туристы, поэтому на входе часто бывает огромная очередь.

Архитектура и интерьер

Основной объем собора Св. Софии под огромным куполом высотой 51 м образует средокрестие, то есть пересечение главного и дополнительных залов в виде креста. Такая планировка на несколько столетий стала обязательной для христианских храмов. По углам центрального нефа высятся мощные колонны, на которые опираются арки свода. Его диаметр 31 м, в нижней части прорезаны окна, создающие иллюзию парения всей конструкции в воздухе.

По мозаикам в интерьере можно изучать эволюцию византийского искусства на протяжении нескольких веков. Изображение сидящей на троне Богородицы в апсиде поражает своей человечностью и одухотворенностью. Над входом в храм выложен благословляющий паломников Иисус Христос, а перед ним коленопреклоненный император.

После преобразования собора в мечеть мусульмане построили резной мраморный минбар, кафедру, с которой мулла обращается к верующим. Он находится не на месте алтаря, а смещен к юго-востоку, чтобы молящиеся стояли лицом к Мекке. Неожиданностью для реставраторов стало обнаружение рунических надписей, оставленных на ступенях и парапетах варягами византийской гвардии.

К одной из колонн выстроилась длинная очередь. Говорят, что случайное прикосновение к ней вылечило императора Юстиниана от непрерывной головной боли. Считается, что если прислониться лбом к камню, задумать желание, вставить палец в отверстие и повернуть его почасовой стрелке, то загаданное непременно сбудется.

Архитектура собора

Достопримечательность византийской эпохи олицетворяет яркий пример промежуточной архитектуры при проектировании храмов в период преобразований от базилики к средокрестному типу, либо крестово-купольному с базирующимся на арках сводом. Храм сохранил черты раннехристианской базилики несмотря на то, что его венчает купол.

На восточной оконечности храма расположены три апсиды: две из них, меньшие по размеру, примыкающие к боковым нефам (пономария и ризница) сообщаются арочными проходами как с центральной апсидой алтаря, так и с нефом.

Внутри Софийского собора храмовое пространство разделено на два ряда чередующихся византийских (прямоугольных) и античных (круглых) колонн на три нефа, каковые не равнозначны по особенностям и по функционалу с нефами базилики.Два боковых прохода (северный и южный) вместе с притвором (на западной стороне) образуют схему «П», окружающую центральный неф церкви.

В основном пространстве четыре массивные пилоны формируют в плане квадрат, который проходами к алтарю, притвору и боковым нефам образует в плане крест. На эти несущие пилоны опираются четыре полукруглые арки, что несут при посредничестве четырёх парусов (сферически выпуклых вверх треугольников) на себе вес барабана и купола. На каждой из четырёх сторон барабана по три окна.

Раньше основа барабана поддерживалось четырьмя парами дополнительных подпорок.Айя-София с момента возведения имела клирос на втором этаже (υπερώα): с юга и севера, затем после дополнения нартекса, добавили ещё и с западной.

Новый архитектурный стиль храма нарушает прежнюю связь с архитектурой раннехристианских удлинённых базилик. Постепенно меняется визуальное восприятие собора по сравнению с базиликой, вместе с этим совершенствуются представления обрядов и литургий, трансформируются религиозные воззрения и идеология Византийской империи.

Архитектурные особенности

? плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник
(75,6 м длины и 68,4 м ширины), образующий три нефа: средний —
широкий, боковые — более узкие. Это базилика с четырехугольным
средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система
собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени.

Vkontakte User @ Vkontakte

Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по
углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и
покрыта довольно плоским куполом 30 м в диаметре, вершина которого
отстоит на 51 м от пола. К этому подкупольному пространству
примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с
полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками
ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной
апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде
полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из
них средняя, представляющая вверху не полусферический, а
обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в
пристроенные к храму внутренний и внешний притворы
(esonartex и exonartex), впереди которых некогда
находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с
колоннами.

Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с
боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых колоннами; под этими
арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в
подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи
гинекея, а ещё выше — громадные арки, поддерживающие купол,
заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме
этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько
рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по
пяти окон в больших и малых нишах.

Vkontakte User @ Vkontakte

Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких
столетий и отличалась особой роскошью (мозаики на золотом полу, 8
зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма
также были полностью покрыты мозаиками (как сюжетные композиции,
так и орнаменты). Благодаря своей величественной архитектуре и
убранству

.istanbul |32 — ]babi] @ Flickr

Шаблон:Начало
цитаты

главное святилище всего государства внушало мысль о мощи
Византийской империи и церкви. Этому служили и размеры храма,
рассчитанного на многотысячные людские толпы, и роскошь отделки
интерьера цветным мрамором и декоративной мозаикой, и великолепие
церемоний, происходивших в храме. Именно в здании нового типа, в
купольной базилике св. Софии, наиболее последовательно выражены
характерные для византийского искусства 6 в. тенденции к
грандиозности, величественной пышности и торжественности. Шаблон:Конец
цитаты

К достопримечательностям Святой Софии относится «плачущая
колонна», покрытая медью (существует поверье, что если положить
руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно
обязательно сбудется), а также «холодное окно», где даже в самый
жаркий день веет прохладный ветерок.

В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои
штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно
видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери, и цитаты из Корана
на четырёх больших щитах овальной формы.

Hagia Sophia, Istanbul, Turkey — vvctcom @ Flickr

На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити,
оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее
древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из
охраняемых достопримечательностей (см. раздел Рунические
надписи).

Vkontakte User @ Vkontakte

История

  • Где находится: Sultan Ahmet Mahallesi, Ayasofya Meydanı, 34122 Fatih/İstanbul, Турция
  • Телефон: +34 902 20 22 20
  • График работы: ежедневно с 9 до 17 час, вых. Понедельник

Собор Святой Софии в Константинополе был построен в центре этого древнего города, недалеко от дворца императора. Сегодня это Старый город Стамбула, где находятся его главные исторические и культурные достопримечательности.

Софийский собор больше тысячелетия считался самой большой христианской церковью на свете, пока не был построен столь же знаменитый на весь мир католический собор Святого Петра в Риме.

Первая церковь на месте будущего собора здесь появилась еще в IV веке при первом императоре-христианине Константине, а большой собор был возведен при консуле Констанце, однако он сгорел в результате поджога в самом начале V века.

Спустя несколько лет, по повелению императора Феодосия была построена другая большая, отделанная мрамором базилика, которая вскоре также была сожжена во время очередного восстания городской бедноты.

Строительство

В середине VI века император Юстиниан дал указание построить большую базилику, которая бы свидетельствовала о величии Византийской империи. Так, благодаря лучшим архитекторам тех времён, на божий свет появился Собор Святой Софии.

Храм Софии в Константинополе возводился из лучших и самых дорогих на то время строительных материалов: со всех концов света свозился уникальный разноцветный мрамор, для украшения использовалось золото, серебро, слоновая кость и пр.

Великолепие храма Святой Софии породило легенды и мифы о том, что при его строительстве участвовали сами небесные силы. На самом деле стройка была настолько гигантской, что «съела» целых 3 годовых бюджета Византии.

Еще с начала строительства храм Святой Софии в Константинополе получил звание «Великий», благодаря своим масштабам. При изготовлении церковного престола использовались драгоценные камни. Для богослужений была создана дорогая утварь.

Византия

В середине V века, через несколько лет после завершения строительства произошло сильное землетрясение, и Софийский собор в Константинополе подвергся значительному разрушению. То же самое случалось в конце X века – обвалился купол.

В середине XI века византийский патриарх в константинопольской Святой Софии предал папских наместников анафеме, что послужило в дальнейшем расколу Церкви на западную и восточную конфессии, который существует и сегодня.

Османская империя

В середине XV века в соборе Святой Софии в Константинополе состоялось последнее православное богослужение, в котором участвовал последний император Византии и его свита. По воспоминаниям современников служба была больше похожая на литургию.

Вскоре древний Константинополь был взят войсками Османской империи. Турки немедленно взломали двери и разграбили церковь Святой Софии, разрубили святые иконы, украли драгоценные одеяния, священные сосуды, убили служителей храма.

Через несколько дней по указанию турецкого султана храм Софии в Константинополе был обращен в мечеть. Позже к нему были пристроены 4 традиционных в исламе минарета, и собор стал мечетью Айя-София.

Она была значительно переделана внутри, чтобы соответствовать мусульманским традициям. Но православные фрески и мозаики остались в мечети Айя-София в неизменном виде, т.к. несколько веков были замазаны штукатуркой.

В середине XIX века в Айя-Софии в Стамбуле возникла опасность обрушения некоторых строений, поэтому турецкий султан пригласил к себе двух итальянских архитекторов, которые впервые отреставрировали этот храм за два года.

А в 30-е годы прошлого века отец турецкой нации Ататюрк своим декретом превратил Святую Софию в музей. Уже в начале XXI века в здании музея была оборудована небольшая комната для отправления мусульманского культа его работниками.

Архитектурные особенности собора:

Над алтарной частью находится мозаика с изображением Богородицы на троне, в руках которой младенец Христос. Это первая фигурная мозаика, созданная в IX веке после периода иконоборчества.

Чтобы облегчить купол, использовали кирпич из белой губчатой глины, которую добывали на острове Родос. Такой кирпич весил в 12 раз легче обычного.

Давление купола (1) рассеивается с помощью полукуполов (2), которые, в свою очередь, опираются на «четверти» (3). Таким образом, нагрузка равномерно распределяется на всю конструкцию. За счет отсутствия колонн прямо под куполом пространство визуально увеличивается в размерах и купол как будто «парит» в воздухе.

Во внутреннем дворе храма стояла квадрига бронзовых коней скульптора Лисиппа (приблизительно IV век до Р. Х.). Изначально она находилась в Коринфе, но потом ее перевезли в Рим, а оттуда в Константинополь. В 1204 году храм разграбили крестоносцы и увезли скульп­туру с собой. Ее установили на фасаде собора святого Марка в Венеции. Сейчас на их месте стоят точные копии, оригинал находится в музее собора. До сих пор остается неизвестным точный состав сплава, из которого отлита скульптура.

Фреска с императором Львом VI (816–912) находится над царскими вратами — входом в храм, которым пользовался только император. В центре изображен Иисус Христос, слева внизу на коленях стоит император Лев VI. Это нехарактерное изображение для правителя Византийской империи. Исследователи предполагают, что оно связано с четвертым неканоническим браком императора, после которого патриарх отказал ему в венчании и не пустил в храм.

В храм святой Софии из Рима привезли восемь порфировых колонн (темно-красного цвета), взятых из храма Солнца. Из Эфеса доставили восемь колонн из зеленого мрамора, которые стояли раньше в храме Артемиды. Есть предположение, что история с колоннами — позднейшая легенда.

Архитектура Софии Киевской, некрополь

Софийский собор построен из бутового камня и плинфы. Ряды камня и плинфы чередуются. Арки и своды построены без камня. Цементирующим веществом является известковый раствор с примесью песка и цемянки (толченого кирпича). В стены собора в верхней части вмурованы керамические кувшины-голосники. Таким образом, облегчена конструкции стен и улучшена акустики в помещении храма.

Первоначально София имела пять апсид и пять куполов. Стены ее были оштукатурены. С запада и севера храм окружали открытые галереи.

София строилась в византийском стиле, но она еще изначально не была похожа на другие византийские церкви, а после перестроек и достроек превратилась в полностью оригинальный неповторимый архитектурный шедевр.

Современные размеры собора таковы: длина 37, ширина 55, высота 29 метров. Он имеет два этажа и девять апсид. Венчают собор 19 куполов, из которых 8 имеют старинную сферическую форму, а 11 – барокковую грушевидную.

Интерьер храма сохранился еще с 11 века, за исключением отдельных частей. С того же времени сохранились 3000 кв. метров фресок и 260 кв. метров мозаики. Мозаики храма, в которых использовано 177 оттенков цветов, имеют огромную ценность. Особенно это касается шестиметрового изображение Богородицы Оранты (той, что молится), которое сохранилось до нашего времени практически без реставрационных работ. Стену, на которой расположено изображение называют «Нерушимой стеной», ведь она оставалась абсолютно целой даже в худшие для Софии времена. Никто из захватчиков, которые в разные времена захватывали Киев, не поднял руки на Оранту. Можно только представить удивление путешественников, которые заходили в полуразрушенный собор и видели перед собой эту величественную мозаику.

Недавно на втором этаже собора разместили еще одну уникальную мозаику – панно «Взгляд в вечность», изготовленное из 15 тысяч писанок.

Некрополь

Огромную ценность для украинского народа имеет некрополь Софии Киевской, древнейшим погребением которого является саркофаг Ярослава Мудрого. Сегодня среди ученых нет единого мнения относительно происхождения саркофага и его возраста. По одной из главных гипотез саркофаг был изготовлен в Херсонесе в 9 веке. В нем собирались захоронить мощи великомученика Климента Римского. В Киев саркофаг привез Владимир Великий, а в 1054 году он стал гробницей Ярослава. Вес саркофага 6 тонн.

Саркофаг Ярослава Мудрого неоднократно открывали. Сначала это делали еще в русские времена. Видимо именно тогда рядом с Ярославом был положен скелет

неизвестной женщины возрастом около 50 лет и мужской череп (вместо женского). В те же времена гробница была ограблена (кроме костей в саркофаге ничего нет).

Для научных исследований саркофаг открывали четыре раза: в 1936, 1939, 1964 и 2009 годах. Научные исследования почти доказали, что мужской скелет принадлежит Ярославу Мудрому. Сейчас его в гробнице нет — тело великого князя исследуется.

Кроме Ярослава в Софийском соборе похоронены митрополиты Киевские: Кирилл II (1282 г.), Святой Макарий (1497 г.), Сильвестр Косов (1657 г.), Гедеон Четвертинский (1690 г.), Рафаил Заборовский (1747 г.) и др. В трапезной хранится саркофаг-гробница княгини Ольги, который перенесен из Десятинной церкви.

Современная Святая София — Айя София — музей

Сегодня ведется огромное количество дискуссий на тему принадлежности собора и возврата его христианскому миру. Пока ведутся диспуты, Айя-София продолжает оставаться музеем мирового значения, удивительным образом сочетающая в себе элементы разных эпох, мировоззрений и культур.

Каждый год сюда приходит около трех миллионов человек.

Начать осмотр музея можно с западного сада, в котором собраны остатки колонн и другие фрагменты первых двух церквей, найденные в ходе раскопок, проводимых Стамбульским Институтом археологии.

Потом пройти внутрь, осмотреть все, что вас заинтересовало, на выходе зайти в бывший баптистерий собора, где теперь находится мавзолей Мустафы I и Ибрагима.

И в завершение посмотреть на мавзолей султана Селима II — произведение гениального Мимара Синана, мавзолеи Мурада III и Мехмеда III, которые находятся на небольшой отдельной территории слева от выхода из баптистерия.

Это рекомендации из собственного опыта, очевидно, у вас могут быть свои приоритеты.

Статус музея

В 1931 году мечеть Айя-София была закрыта для проведения богослужений. Президент Турции Ататюрк в 1935 году издал указ основать в соборе Великой Софии музей, при этом очистив стены от штукатурки и освободив прекрасные фрески с изображением Спасителя, Богородицы и святых.

В конце 40-х годов 20 века возникло движение за возвращение храма Святой Софии христианству. Уникальность софийских построек заключается в воплощении идеи Небесного царства на земле. Древним архитекторам удалось воссоздать помещение, в котором купол, как прообраз Неба, визуально не должен касаться земли.

Человеческий разум отказывается верить видимому, мысленно люди ищут те канаты, которые удерживают в невесомости огромный купол.

Секрет видимой невесомости состоит в том, что архитекторы Исидор Милетский и Анфимий Тралльский при помощи множества оконных отверстий, искусно спрятанных в барабанном подкуполе, создали эффект светового кольца.

Световые лучи, проникающие через оконные отверстия, воспринимаются, как небосвод над головой, и трудно поверить, что вес купола огромен. Попасть в Собор Софии можно было через восемь центральных входов, через девятый проход, по легенде дерево для него привезли из ковчега Ноя, проходил только император. В самом здании по подсчетам около 400 дверей.


Ложа Султана в соборе Святой Софии

Современники называют Айя-Софию восьмым чудом света. О владении помещением православной святыни мусульманами свидетельствуют оставшиеся ложи султана, мизраб (мусульманский алтарь) и мраморный минбар.

Интересно! В отличие от православных храмов Софийская церковь освещается не свечами на паникадилах, а лампадками.

Грунтовые воды затопили подземные переходы, ведущие от храма к дворцам. Ранее при раскопках здесь были обнаружены человеческие останки и драгоценные украшения.

Султан Мехмед II

Знаменитые стены Стамбула предотвращали осады в течение многих лет. Он был захвачен вскоре во время 4-го Крестового похода (латинское вторжение) и оставался непроницаемым городом в течение 1000-летней истории Византии.

В 15 веке гигантские пушки уже начали производиться. Таким образом, Османская империя построила огромную крепость на Босфоре (Румели Хисари) и произвела такие пушки, и им удалось войти в город после долгой осады.

Ходят слухи, что когда Мехмед II вошел в город, он первым делом поднялся на купол Святой Софии и посмотрел на город. Большой дворец римских императоров уже превратился в руины. Поэтому, во-первых, он построил временный дворец для себя неподалеку от Гранд-базара в Беязите и впоследствии начал строить дворец Топкапы.

Он разработал дворец Топкапы как дворец для подготовки армии к войнам, встречи с иностранными делегатами и организации собраний для управления государством. Кроме того, императорская школа имени Эндеруна была также в 3-м дворе дворца. Студенты, получившие здесь образование, в будущем стали самыми высокопоставленными чиновниками государства.

Что касается Гарема, почему и как он был перенесен во дворец Топкапы, нам нужно взглянуть на эпоху Сулеймана Великолепного, потому что знаменитый Великий Серальо, где жили семья и одалиски султана, долгое время находился в «Старом дворце» в Беязите.

Храм святой Софии — музей мирового значения

Уникальные экспонаты

Почти через 100 лет, в 1935 году православный собор, а затем мечеть Айя София в Стамбуле стала музеем. В ходе его обустройства были счищены слои штукатурки, скрывавшие под собой восхитительные фрески и мозаики. Посетители увидели изображения Христа, Богородицы, Иоанна Златоуста, Иоанна Крестителя, архангелов, пророков, некоторые цитаты из Корана, изображения императоров государства.

Многие из них хорошо сохранились, а некоторые — только наполовину. Но, наверное, самые изумительные произведения искусства располагаются на втором ярусе знаменитой церкви.

Одна из них — Деисус: в центре находится Иисус Христос, а по бокам от него стоят Матерь Божья и Иоанн Креститель.

Это лишь сухое перечисление, краткое описание тех артефактов, которые здесь находятся. Но, когда видишь их своими глазами, эмоции переполняют.

Есть небольшие мозаики, а есть просто огромные. И представьте, они созданы из маааленьких кусочков стекла или других материалов. Иисус, Дева Мария… Какие глаза, какие эмоции на лицах! Какие сюжеты! И ведь это не картины, не фотографии. А сколько силы, мощи, чувств исходит от них. Словами не передать. Действительно, впечатляет. И очень сильно!

И какое-то неповторимое ощущение дает несочетаемое сочетание христианских и исламских святынь и изображений. И все это вместе — наша с вами история.

Таинственные достопримечательности

На стенах Софийского собора учёные нашли рунические надписи. Кем и когда они были сделаны — точного ответа нет.

Ещё одной загадкой Айя-Софии является находящееся там «холодное окно», которое «смотрит» на Голубую мечеть. Невероятно, но из него всегда, даже в самый жаркий день дует холодный ветерок.

А ещё тут есть постоянный житель Айя София — кот Гли.

Не покупая входного билета в музей Айя София в Стамбуле, он важно расхаживает по залам, следит за порядком и любит сидеть на императорском месте, там, где когда-то стоял трон правителя. Большой популярностью пользуется украшающая Софийский собор в Стамбуле «плачущая колонна» или колонна святого Григория

Это одна из тайн Hagia Sophia. В одном анонимном древнерусском трактате с описанием Царьграда утверждается даже, что «в столпе замурован святый Григорий Богослов»

Большой популярностью пользуется украшающая Софийский собор в Стамбуле «плачущая колонна» или колонна святого Григория. Это одна из тайн Hagia Sophia. В одном анонимном древнерусском трактате с описанием Царьграда утверждается даже, что «в столпе замурован святый Григорий Богослов».

Мраморная колонна, основание которой покрыто медными листами, постоянно выделяет влагу, «плачет».

Это таинственное, необъяснимое ничем и никак явление породило легенду о том, что если просунуть палец в специальное отверстие колонны Желаний и прокрутить его, при этом прошептав своё самое-пресамое истинное желание, то оно сбудется непременно.

Наверное, что-то в этом есть. Не зря же у колонны всегда стоит целая очередь желающих поведать холодному мрамору о своём горячем желании.

А может это место, которому уже более полутора тысячи лет до того намолено, что энергетика пространства помогает исполнению желаний. Церковь всё-таки, хоть и бывшая.

Красота на века

Сегодня Святая София в Стамбуле — всемирно известная достопримечательность, к которой в первую очередь стремятся туристы, приехавшие в Стамбул со всего мира.

Во все века люди восторгались её красотой и воспевали её. Своими огромными размерами, грациозностью и красотой храм святой Софии Константинопольской покорил сердца немало видевших русских послов, прибывших в город в 838 году.

И сейчас, в наше время поэты и писатели посвящают Софии Константинопольской свои стихи и другие произведения, в которых выражают ей своё восхищение.

Например, в 1912 году написал стихотворение об Айя София Мандельштам Осип Эмильевич. Там есть такие строки:

Как вам? Очень красиво, не правда ли?

Иван Бунин посвятил святой Софии своё произведение, Джон Сингер Сарджент написал цикл картин, где изобразил Софийский собор Турции.

На нашей планете совсем немного, к сожалению, зданий, где как здесь христианские святыни мирно соседствуют с арабской вязью и мусульманскими реликвиями. Пусть так будет и с людьми. Всегда!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector