Храм спаса на крови

Загадки Спаса на Крови

Загадка первая.

Кресты Спаса. В разное время к храму было разное отношение. Например, сразу после 1917 года подумывали даже о том, чтобы строение стереть в лица земли, но потом решили иначе. Храм некоторое время не использовался на своему прямому назначению. С него были даже сняты кресты. По одной из легенд, их погрузили на самое дно грибоедовского канала, стремясь спасти. Когда же наступили более вольготные времена для церкви и было принято решение о том, чтобы храм реставрировать, встав вопрос: «А где же находятся кресты»? Тут-то и нашёлся некий господин, который якобы раскрыл тайну, мол, кресты погружены в тёмную воду и ждут своего часа. Вслед за этим это обследовано дно, и кресты извлекли на свет божий. Сегодня точно нельзя данные сведения ни подтвердить, ни опровергнуть.

Загадка вторая.

Спас на Крови и совпадения. Иногда можно услышать байку (а может и не байку) про то, что якобы кто-то из ленинградцев своим недобрым языком брякнул примерно такую фразу: «Вот как только леса от Спаса уберут, так и СССР развалится». Спас на Крови очень долгое время был закрыт на реставрацию и его несколько лет окружали леса. Удивительно, но леса были убраны именно в девяносто первом. В этом же году началось погружение России в пучину хаоса, в этом же году СССР развалился.

Загадка третья.

Неповторимая мозаика. Спас на Крови – это истинный шедевр! Кто только не внёс свою лепту в его строительство! Это Рябушкин и Васнецов, Харламов и Нестеров, Журавлёв и Беляев. Все эти великие люди не нуждаются в особом представлении. Они трудились в течение многих лет над созданием удивительной по красоте и богатству мозаики. Ею украшен храм изнутри, включая иконостас. Ни в одном другом храме нет такого количества мозаики. Спас на Крови вполне можно назвать музеем мозаичного искусства.

Загадка четвёртая.

Спас и блокада. Как уже говорилось выше, в разные времена культовые строения могли использоваться по-разному. Так, например, во время блокады, длившейся 872 (!) дня Спас на Крови использовался, как морг. Сегодня в это сложно поверить, то тогда были совершенно иные реалии. Свозили в Спаса умерших от голода и холода ленинградцев едва ли не со всего города. А чуть позже в храме хранили овощи. Благодаря данному событию, многие шутя стали называть храм не иначе, как:  «Спас на картошке». Когда бои отгремели, в храме стали хранить декорации одного из театров (Малого Оперного).

Загадка пятая.

Спас на Крови и числа. Те, кто верят в силу нумерологии, говорят, что всё наше пространство буквально опутано числами. Любую субстанцию (если иметь желание) можно перевести в цифровое значение, выстроив при этом много логических цепей. Так вот, Спас на Крови взметнулся в небо на восемьдесят один метр. Именно в этом году погиб император. Что это? Совпадение? Или целенаправленное действие зодчих? При этом один из куполов Спаса взметнулся на высоту шестьдесят три метра. Ровно столько было Александру-II в момент гибели. Опять  же, это совпадение?

Загадка шестая.

Предсказания иконы. Место, где стоит храм давно овеяно тайнами и мистикой. То про какой-то призрак, который то и дело тут появляется, говорят, то про какую-то икону, которая то показывается, то исчезает. Иногда можно от местных жителей услышать о существовании некой иконы, которую находили в храме Спаса на Крови. Так вот, эта икона выступала вестником великих и грозных событий. На этой чудесной иноке в своё время появлялись страшные для России цифры: одна тысяча девятьсот семнадцать и одна тысяча девятьсот сорок один.   Поговаривают, что на иконе есть и иные даты, но пока что рассмотреть их толком не удаётся.

Загадка седьмая.

Кровь на мостовой. Название своё храм получил не случайно. Когда бомбисты бросили бомбу, она взорвалась рядом с каретой императора, нанеся ему тяжёлые ранения. Кровь Романова пролилась на мостовую. Как только Александр-II почил в бозе, его сын распорядился не просто построить на месте гибели отца великолепный храм, но и сделать так, чтобы то самое место, куда пролилась кровь  отца оказалось внутри строения.  Александр-III дал совершенно чёткий наказ своим подданным оставить  нетронутым участок мостовой, залитой кровью, что и было исполнено.

Архитектура и описание строения

По исполнению Спас на Крови напоминает собор Василия Блаженного в Москве, но это уникальный и самобытный храм. Внешний вид здания – собирательный образ русского православного храма, праздничный и яркий.

Архитектурные особенности

Четырехугольное здание увенчано стройным шатром высотой 81 метр (год гибели императора), с 9 нарядными главами, с 63-метровой колокольней (возраст Александра II на момент покушения).

Пять из девяти куполов Спаса покрыты эмалированными медными пластинами, цветной узор которых не повторяется, еще четыре – позолоченной медью.

Разновеликие главки храма с девятью живописно скомпонованными куполами создают неповторимую асимметричную группу, которая делает собор узнаваемым в России. В основании восьмигранного шатра на стене – 8 продолговатых окон с резными наличниками в форме кокошников.

Вверху сужающегося шатра прорезаны 8 выступов с окошками. Шатер завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка, покрытая белой, желтой и зеленой эмалью в виде обвивающих ее полосок, смотрится нарядно. Вокруг шатра – 4 луковичных купола, покрытые цветной эмалью, с разными рисунками.

С западной стороны к храму примыкает 63-метровая колокольня, сооруженная на месте смертельного ранения императора. Ее купол самый большой из всех глав собора. Под колокольней, на месте убийства царя, установлено «Распятие с предстоящими» – уникальный крест выполнен из гранита и мрамора. На кресте в окружении икон – распятый Спаситель.

На кресте колокольни установили золоченую корону в знак того, что самый большой вклад в строительство внесло императорское семейство. Звонница с восемью арочными проемами, которые разделены колоннами.

Каменное убранство

При строительстве храма применяли передовые технологии того времени. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта под площадью храма сооружено гидроизоляционное бетонное основание.

Стены фасада облицованы долговечным эстляндским мрамором, глазурованным кирпичом, цветными плитками. Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом. В нишах установлены 20 памятных досок из красного гранита, на которых золочеными буквами обозначены дела императора Александра II.

В оформлении внешнего вида храма Спаса на Крови впервые применено наружное декорирование здания мозаикой. Гербы русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон колокольни и выложенные мозаикой – главное украшение фасада собора.

Воплощая в жизнь пожелание Александра III, при отделке храма архитектор Парланд использовал яркие, насыщенные декоративные элементы, присущие русскому стилю в архитектуре.

В облике собора – богатая палитра:

  • цветные кирпичи, гранит;
  • позолоченная медь, цветная эмаль;
  • ажурные арки и изразцы;
  • резные мраморные наличники с мозаичными вставками;
  • мозаичные панно с евангельскими сюжетами и изображением святых;
  • фронтоны-кокошники.

Купола и башни покрыты декоративными узорами. Белые арки на фоне красного кирпича смотрятся по-особому. Шатровые перекрытия отделаны цветной черепицей и увенчаны золочеными двуглавыми орлами.

Входы храма – нарядные сдвоенные крыльца, стенки которых украшают мозаичные картины на тему страстей Христовых. Над главным шатром – золоченый крест. При отделке храма выполнено 7065 квадратных метров мозаичных покрытий. К работе для создания эскизов привлечено 30 живописцев.

20 пород мрамора из России и Италии, золотая смальта и горный хрусталь, полудрагоценные и драгоценные камни, золото и серебро использованы при отделке 81-метрового здания. Полная электрификация собора, который освещается 1689 лампами, позволила разглядеть все детали шедевра.

Северная сторона фасада украшена мозаикой «Воскресенье», на южной – панно «Христос во славе», с запада фасад украшен мозаикой «Спас Нерукотворный», с востока – «Спас Благословляющий». Над окном колокольни – мозаичная икона небесного покровителя императора, Александра Невского, далее – изображения небесных покровителей членов императорской фамилии.

Строительство храма

Строительство храма, достойного увековечить царя-реформатора продолжалось двадцать четыре года. Пока не начали строить храм, на месте убийства установили часовню за частные средства. 17 апреля 1881 года часовню освятили. Ежедневно проходила панихида. Через 2 года часовню убрали и на этом месте начали возводить Спас на крови.

Было проведено два конкурса для выбора проекта. На первый представили 26 работ, на второй 31, участие приняли самые опытные специалисты того времени, но ни одна из представленных работ не понравилась Александру III.

Проект, который одобрил царь, появился несколько позже. Его разработали архитектор Парланд и архимандрит Игнатий. После небольшой доработки 1 мая 1887 года царь окончательно утвердил проект.

Это интересно. При возведении фундамента, впервые в Петербурге не стали использовать сваи. Фундамент сделали цельным.

Храм в торжественной обстановке заложили осенью 1883 года. Была создана комиссия для контроля строительства. В комиссию входили опытные архитекторы, которые следили за работами, консультировали и вносили необходимые изменения в проект. В августе 1897 года храм освятили. Это событие могло произойти на 10 лет раньше, но масштабные мозаичные работы заняли очень много времени.

При возведении храма использовались передовые технологии того времени. В собор было проведено электричество, его освещали почти 1700 электросветильников. Кроме того были установлены два паровых котла. На строительство потратили 4 миллиона 600 тысяч рублей.

Советские времена

Храм содержали за счет государственной казны. Войти в храм можно было только при наличии пропуска, он не был местом для массовых посещений. Здесь проводились службы памяти Александра III, и каждый день звучали проповеди.

По понятным причинам, после революции в 1917 году храм перестали финансировать. П. Липорский – настоятель Спаса, призвал горожан поддержать храм. Желающие записывались в список прихожан и финансово поддерживали существование собора.

В 1923 году храм стал принадлежать Петроградской епархии.

В 1930 году храм закрыли. Через год комиссия по религии приняла решение о снесении Спаса на крови, но практическое решение отложили. В 1938 году эта тема снова обсуждалась, и решение об уничтожении Спаса было принято. До начала войны сделать это не успели, а потом надо было решать совсем другие проблемы.

В трудный блокадный период помещение Спаса использовали как морг. Тела умерших от голода и холода горожан свозили со всего Ленинграда. В послевоенные годы Малый театр, который арендовал помещение, хранил здесь театральные декорации.

Это интересно. Во время ВОВ немецкий снаряд попал в купол, но не разорвался. Он обнаружился в 1961 году. И достать его было непросто.

Про собор вспомнили в 60-х, он попал под государственную защиту и начался новый этап в истории этого сооружения. В 1970 году в храме решили открыть музей, входящий в комплекс «Исаакиевский собор». Сооружение пребывало в довольно плачевном состоянии и требовало ремонта, к которому приступили в 70-е годы. Долгое время велись подготовительные работы. С начала 80-х до 1997 года проводилась реставрация. В 1997 году храм принял первых посетителей в качестве музея.

Внутреннее убранство и святыни собора

Основу композиции собора составляет компактный пятиглавый объем, завершенный с восточной стороны тремя полуциркульными апсидами, а с западной — массивной столпообразной колокольней. Восьмигранный шатер является местом центральной главы. Пять центральных глав покрыты цветной эмалью по медным листам, а небольшие луковичные главки и центральная глава Спаса на крови имеют традиционное золоченое покрытие. Благодаря этим деталям храм Воскресения Христова, часто сравнивают с московским храмом Василия Блаженного.

Для строительства был использован красно-коричневый кирпич, а стены украшены ярким сложным декором. В цокольной части стен храма размещены 20 гранитных досок, рассказывающих о деяниях Александра II как царя-реформатора и царя-освободителя. На нижнем ярусе колокольни располагаются 134 герба российских областей и губерний, жители которых пожертвовали средства на строительство храма.

Спас на Крови на панорамах Google: внешнее убранство

Суббота7:20 – Проводится литургия и часы;18:00 – Проходит всенощное бдение.Воскресение7:20 — Проводится литургия и часы;Также богослужения проводятся по особым случаях, например в день гибели Александра II, а также по великим и двунадесятым праздникам.

Все мозаичные картины были сделаны сотрудникам В.А Фролова в его мастерской по эскизам, выпоенным более чем 32 художниками, в том числе такими мастерами, как:

  • В. В. Беляев.
  • В. М. Васнецов.
  • В. И. Отмар.
  • Ф. С. Журавлев.
  • Н. Н. Харламов.
  • А. П. Рябушкин.
  • М. В. Нестеров.

Внутреннюю отделку собора оформляли из итальянского мрамора, порфира, уникальной уральской и алтайской яшмы, орлеца. Внешний вид интерьера уникален по богатству и разнообразию фактур и пород различных минералов, используемых в работе. Это признанный шедевр камнерезного искусства мирового значения.


Собор Воскресения Христова (Спас на Крови) внутри

Внутреннюю композицию гармонично дополняет пол собора, сделанный из мраморных орнаментов, которые изыскано и красочно украшены. Резной иконостас также выполнен из итальянского мрамора.

Основной мемориал храма состоит из части мостовой, выполненной булыжными камнями, и решетки, которые были изъяты на месте гибели государя Александра II. Они выделены яшмой в виде шатра, вырезанного российскими мастерами. Это место окружено иконами с ликами святых, на месте покушения на императора стоит распятие, сделанное из мрамора и гранита.

Нельзя посещать храм Спаса на Крови гражданам, одетым в спортивную и пляжную одежду. Женщинам при входе в собор необходимо быть с покрытой головой. Не рекомендуется женщинам входить в храм, одетыми в мини юбки и брюки.

При нахождении в храме посетители должны соблюдать классические правила поведения в общественных местах:

  • Не курить.
  • Громко не разговаривать и не бегать.
  • Не использовать ненормативную лексику.
  • Быть трезвым.

Пол храма выложен итальянским мрамором более десяти сортов. Площадь его занимает свыше 600 кв. м.

Нижняя часть пилонов облицована черным лабрадоритом завезенным из Украины. Этот удивительный камень отличается уникальным радужным свечением, будто бы идущим из самой глубины камня. Невероятное по своей красоте сочетание мозаичного и каменного оформление храма великолепно подчеркивает и дополняет друг друга.

Освящение храма состоялось 19 августа 1907 года митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием. Церемония была проведена в присутствии императора Николая ІІ и императрицы Александры Федоровны.

Храм Спаса на Крови
Храм Спаса на Крови
Аэросъемка Храма
Храм Спаса на Крови

Стоимость посещения Спаса на Крови:

  • 250 рублей — для взрослых с 10:00 до 18:00 (вход прекращается в 17:30), круглый год;
  • 400 рублей — для взрослых с 18:00 до 22:30 (кассы закрываются в 22:00), вечернее время доступно с 1 мая по 30 сентября;
  • 50 рублей — стоимость льготного посещения для детей с 7 до 18 лет, пенсионеров, курсантов, студентов и аспирантов РФ, в дневное время круглый год;
  • бесплатно — дети до 7 лет.

Сотрудниками музея проводятся экскурсии на русском и иностранных языках, различные программы в дневное и вечернее время. Стоимость экскурсий и особенности бронирования для групп уточняйте на официальном сайте собора.

О месте Храм Спаса на Крови

Храм Спаса на Крови – мемориальный музейно-храмовый комплекс, посвященный царю Александру II, расположенный в культурной столице России, Санкт-Петербурге. В первый день весны 1881 на Екатерининской набережной император-освободитель пал вследствие направленного против него террористического акта, организованного революционной ячейкой под названием Народная Воля. До этого на него уже совершалось семь покушений, но именно восьмое оказалось фатальным. Здание, архитектурный шедевр 19 века, возведено на месте гибели царя Александра. Церковное название собора – «Храм Воскресения Христова на Крови» не прижилось в народе. Люди предпочитают более короткое «Спас на Крови». В западной части до сих пор можно увидеть сохранившуюся мостовую, на которую пролилась кровь монарха. Площадь роскошного мозаичного убранства, составляющая 7065 кв. м, делает эту православную церковь единственной в мире с аналогичными параметрами. Петербуржцы называют собор «несокрушимым» и приписывают ему особую силу божьего благословения. Действительно, его история была наполнена опасностями и постоянной угрозой уничтожения, но он выстоял. После революции 1917 строение хотели взорвать, однако оно всего лишь пострадало от воров и вандалов, оставшись целым. В 1937 оно было на официальном уровне признано не имеющим культурной ценности и подлежащим сносу. Но и на этот раз приведение «приговора» в действие отложили на неопределенный срок. В 1941 внутри уже заложили динамит, но всех взрывников отправили на фронт. При реставрации в 1960 в крыше обнаружили попавшую туда после налета немецкой авиации, но не разорвавшуюся, бомбу. Таинственное пророчество относительно храма сбылось. Оно гласило, что когда реставрационные леса снимут, Советский Союз падет. Леса убрали в 1991. А в 2004 здесь отслужили первую за долгий период литургию.Как добраться? Чтобы увидеть удивительную достопримечательность доберитесь до станции метро Невский проспект и выйдите к каналу Грибоедова направо.Сколько стоит? Вход открыт с 10:30 до 18:00 каждый день, кроме среды. Билет стоит 250 руб для взрослых, 50 руб для детей, младше 18 лет. Аудиогид доступен на многих языках и обойдется в 100 рублей.

История создания Храма на Крови

На краю канала Грибоедова, который ранее имел название Екатерининского, невдалеке от Михайловского сада возвышается красивейший храм Воскресения Христова.1 марта 1881 г. был совершен террористический акт в результате которого погиб император Российской Империи Александр II. Отменив крепостное право и одержав победу над турками, он был назван народом освободителем. Ответственность за убийство взяли народовольцы, ратующие за демократию в России.Заметно, что в настоящее время с западной стороны церкви, непосредственно под колокольней с крупным позолоченным куполом, возможно заметить оставленную частичку мостовой и ограду набережной канала, на которые попала кровь императора.Убийство императора породило мощнейший отзыв и сочувствие в душах всех кругов Российской Империи. Временная часовня неизменно принимала множество людей, и проводила службы за упокой Александра II. Были произведены конкурсные состязания на лучший проект поминального собора. В 1887 г. император Александр III принял вариант, исполненный архитектором Альфредом Парландом совместно с архимандритом Игнатием из Троице-Сергиевой пустыни. Образцом создателям. послужили строительные каноны Русского Царства, по каковым созидались церкви в Москве и Ярославле в XVI – XVII веках. Начало постройки храма Воскресения Господня осуществили в 1883 г. и вплоть до исходного принятия плана строительства на протяжении 3 лет проводилась деятельность по упрочению хлипких в данном месте земель и конструкции мощного плитного основания. В 1888 г., немедленно следом за императорским утверждением плана стал подниматься цоколь из гранита, на нем в декоративных нишах укрепили гранитные памятные таблички с рассказом о важнейших событиях во время правления Александра II и его указы. Воздвигнутые стены отделали клинкерным кирпичом разнообразных оттенков, доставленным из Германии. Все всевозможные фасадные декоративные компоненты были сделаны из белого мрамора, добытого в Эстляндии. Строение является традиционным старорусским четвериком, который венчает пятиглавие, основные маковки образованы по образцу куполов храма Василия Блаженного. Тем не менее отделка маковок плиткой, покрашенной цветной эмалью, стала особой характерной чертой данного храма.

Правила посещения Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

Согласно правилам посещения Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры, «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»», к которому относится храм Спас на крови, в 2021 г. приняты некоторые правила посещения архитектурного комплекса.

Они следующие:

  1. Вход возможен при наличии входного билета, который дает право на разовое посещение музея.
  2. Тематические экскурсии можно заказать для группы не менее 15 человек. Для меньшего количества посетителей необходимо доплатить за экскурсионное обслуживание.
  3. Запрещено посещение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
  4. Во время посещения не разрешается иметь больших сумок, рюкзаков или чемоданов.
  5. Во время посещения экспозиции строго запрещается иметь при себе еду в открытом виде, распивать алкогольные или другие напитки.
  6. Запрещен вход на самокатах, роликах и других средствах передвижения.
  7. Строго запрещается вход за имеющиеся ограждения на территории экспозиций.
  8. Не разрешено делать надписи или расклеивать объявления.
  9. Посетители должны соблюдать порядок.
  10. Нельзя прикасаться к экспонатам или кидать в них любые предметы.

История[править | править код]

Временная часовняправить | править код

1 (13) марта года на набережной Екатерининского канала (сейчас канала Грибоедова) в результате нападения террориста-народовольца И. И. Гриневицкого был смертельно ранен император Александр II. Уже 2 (14) марта на чрезвычайном заседании Городская дума просила наследника престола Александра Александровича (будущего императора Александра III) «разрешить городскому общественному управлению возвести…на средства города часовню или памятник». Тот ответил: «Желательно было бы иметь церковь…а не часовню». Однако всё же было решено же поставить временную часовню. Разработать проект поручили архитектору Л. Н. Бенуа. Работы велись быстро, так что 17 (29) апреля часовня была освящена и в ней стали проводить памятные панихиды. Думе это практически ничего не стоило: поставил её купец I гильдии Громов, строительные работы оплатил купец Милитин , он же стал старостой. Эта часовня оставалась на набережной вплоть до момента начала строительства храма — до весны 1883 года, после чего была перенесена на Конюшенную площадь, где простояла ещё 9 лет и была окончательно разобрана.

Архитектурный конкурсправить | править код

Сразу после убийства была создана комиссия по увековечиванию памяти Александра II, а также объявлен конкурс на лучший проект храма. В установленный срок к полудню 31 декабря 1881 (12 января ) были представлены 26 анонимных проектов. Конкурс привлёк многих знаменитых архитекторов того времени, среди них были: И. С. Китнер, И. С. Богомолова, В. И. Шретер, А. Л. Гун, Л. Н. Бенуа и другие. Архитекторы располагали обширным участком по обе стороны канала, включая часть Михайловского сада, пожертвованную великой княгиней Екатериной Михайловной. Комиссия отобрала 8 лучших проектов, а победителем признала работу в русско-византийском стиле под названием «Отцу Отечества» работы А. И. Томишко. Второй премией был удостоен проект «1 марта 1881 года» академиков И. С. Китнера и А. Л. Гуна, третьей — замысел архитектора Л. Н. Бенуа. 23 марта (4 апреля) года в Гатчине проекты были продемонстрированы императору Александру III, но ни один из них не получил одобрения. Императором было принято решение, чтобы возводимый храм вобрал в себя черты русской архитектуры, какими обладают церкви XVII веков, особенно в Ярославле. Кроме того, следовало оформить место гибели императора в храме в виде отдельного придела.

Вскоре последовал второй конкурс. Уже 28 апреля (10 мая) члены комиссии приступили к отбору из 31 лучшего проекта. В этот раз в списке номинантов появились новые громкие имена: Р. А. Гедике, А. Н. Бенуа, А. М. Павлинов, Р. П. Кузьмин, А. Л. Обер, Н. В. Султанов, А. И. Резанов и другие. Все представленные проекты также были отклонены Александром III.

После разработки новых проектов был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (в миру И. В. Малышев). Этот проект был одобрен императором 29 июля года с условием его последующей доработки, окончательно проект был утвержден только 1 мая года.

Строительство храмаправить | править код

Торжественная закладка храма состоялась в октябре года.

Мозаичные работы на десять лет задержали освящение, которое митрополит Антоний (Вадковский) свершил 19 августа 1907 года в присутствии Императора Николая II и иных членов императорского Дома. Всё строительство обошлось в 4,6 млн рублей.

27 апреля года митрополит Антоний освятил стоявшую рядом с храмом Иверскую часовню-ризницу, где были собраны иконы, поднесённые в память о кончине Александра II.

При строительстве храма были применены новые технологии строительства, здание храма было полностью электрифицировано. Храм освещали 1689 электроламп. В начале XX века территория вокруг Спаса на Крови была реконструирована.

История храма Спас-на-крови в Санкт-Петербурге

Уже на следующий день после смерти императора было решено установить на месте его гибели временную часовню. В апреле 1881 года она была построена и простояла до весны 1883 года. Когда из губерний стали поступать пожертвования на памятник Александру II, правительство решило возвести здесь собор.

Александром III объявляется конкурс на проект храма, который вобрал бы в себя черты русской архитектуры церквей XVII века. Был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троицко-Сергиевой пустыни, архимандрита Игнатия (в миру И. В. Малышев).

Церковь строилась 24 года с 1883 по 1907 год. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта не использовались сваи. Под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Чтобы построить колокольню на набережной был построен выступ шириной 8 метров.

В соборе было проведено электричество, его помещение освещали церковь 1689 лампочек.

Собор Воскресения Христова, как и Исаакиевский собор, находился на государственном содержании. Он не был приходским и не был рассчитан на массовые посещения. В нем проходили только службы, посвященные памяти Александра II и произносились проповеди.

В 1917 году прекратилось финансирование содержания собора. В 1938 году было принято решение о его разборке. Но с началом Великой Отечественной войны решение этого вопроса было отложено. Во время блокады в соборе размещался морг, а после войны здесь хранились декорации Малого оперного театра. С 1968 года собор находится под охраной Государственной инспекции по охране памятников. Позже он передается на баланс музея «Исаакиевский собор». После ремонта, через 90 лет после освещения, 19 августа 1997 года музей-памятник открылся для посетителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector