Театр в древней греции

Актеры

Со временем традиции в театре Диониса менялись. Например, все больше функций брали на себя актеры-протагонисты. Они становились антрепренерами и даже приглашали остальную часть труппы. К актерам предъявлялись определенные требования. Они должны были обладать безупречным, сильным и звучным голосом, одинаково пригодным как для вокальных выступлений, так и для декламации стихов. Афиняне всегда считались придирчивыми зрителями. Чуткие к голосу актера, они могли освистать протагониста за любую оплошность (к примеру, известен случай освистания за неправильное ударение в слове). Греки считали, что раз Дионис — бог театра, то выходившие на сцену — его глашатаи, и они были обязаны не посрамить этот статус.

Также от исполнителей ролей требовалось владение искусством жеста. Как правило, актеры выступали в масках и громоздких нарядах. Нося такой костюм, человек должен был уметь наглядно выражать эмоции. В афинском театре при смене настроения пьесы актер быстро менял маску. Часто это делалось прямо по ходу спектакля. Актер мог стремительно отвернуться от зрителей или упасть на колени. Наконец, исполнители ролей должны были уметь танцевать и обладать выносливостью. Некоторые представления могли растянуться на 8-10 часов. Все это время актер не имел права показывать свою слабость и утомленность. Подобную нагрузку мог выдержать далеко не каждый мужчина. Нередко актерами театра Диониса становились известные атлеты и участники Олимпийских игр.

Место народных собраний

Древние Афины жили согласно законам демократии. У города было свое народное собрание – экклесия. Первоначально оно созывалось на Пниксе – каменистом холме к западу от Акрополя. После открытия театра Диониса Пникс признали непригодным, а собрания иногда стали организовываться в театре.

Принимать участие в экклесии имели право все афинские граждане-мужчины старше 20 лет. При входе каждому выдавалась разрешительная дощечка. В положенные дни собраний в театр не допускались люди из черных списков. За соблюдением этого правила следили лексиархи (в их ведении находились списки совершеннолетних афинян). Традиционно перед каждым собранием жители полиса совершали жертвоприношение и молились богам-олимпийцам.

Сиракузы

Одним из древнейших является греческий театр в Сиракузах – эллинской колонии на о. Сицилии. Он был сооружен в 5 веке до н.э. Его особенностью были трибуны, вырубленные в скале и обращенные к морю. На фоне живописного пейзажа стояла сцена. На ней словами и жестами «сражались» лицедеи. В амфитеатре также проводились народные собрания. Вместительность его составляла примерно 15 тысяч зрителей. Отголоском чествований Диониса стал длинный постамент, идущий к западу от театра. По заключению археологов, он был жертвенным алтарем, на который в свое время каждую весну приносилась в дар богам не одна сотня быков.

После того как Сиракузы захватили римляне, конструкцию театра изменили для проведения гладиаторских боев. В 18 веке извержение вулкана Этны разрушило Сиракузы, а вместе с ними и древнегреческое наследие. То, что уцелело, растащили местные жители.

Современным реставраторам удалось восстановить большую часть амфитеатра. И сегодня там по вечерам идут спектакли и концерты при свете факелов и специальных осветительных приборов.

История театра

Современный театр берет свое начало в Древней Греции. В VI веке до н.э. в честь бога урожая и виноделия Диониса в Афинах проводились празднества ‒ Дионисии. Они сопровождались шествиями ряженых с громкой музыкой. Божеству приносили в жертву козла, при этом хор людей, переодетых в сатиров, пел песни. Отсюда пошло понятие трагедии ‒ по-гречески “песнь козлов”. Во время празднеств шумные, пьющие вино компании греков шли к алтарю Диониса, что дало название комедии, от греческого “комос” ‒ веселое шествие и “одос” ‒ песнь. Во время Дионисий в Греции ставились спектакли и проводились конкурсы актеров и поэтов.

В 534 г. до н.э. драматург Феспис добавил к хору выступление одного актера. Он читал пролог, повествующий миф о боге Дионисе. Позже Херил и Френих добавили диалоги между хором и актером, а Эсхил и Софокл увеличили количество актеров до трех. Так стало возможно развитие действия. Для спектаклей начали создавать декорации и одевать актеров в костюмы и маски.

Пьесы строились на чередовании речевых партий с хоровыми. Пролог начинал трагедию и знакомил зрителей с героями, местом действия, предшествующими событиями. Затем звучала вступительная песнь хора (парод). Далее шло чередование выступлений актеров и хора. В трагедии обязательно присутствовал коммос ‒ совместная партия актера и хора, служащая для передачи эмоционального напряжения. Завершалась пьеса эксодом ‒ уходом хора и актеров со сцены.

В один день показывали три трагедии, которые были объединены общим сюжетом. Как правило, это были мифологические события, однако в них угадывались проблемы греческого общества. В комедиях разыгрывали житейские смешные ситуации, часто это была сатира на известных лиц и политических деятелей.

Расцветом древнегреческого театрального искусства считаются трагедии Софокла, Эврипида, Эсхила и комедии Аристофана и Менандра. Античные пьесы ставятся в современных театрах и не потеряли своей актуальности.

Аудитория

Свидетельства указывают на огромную популярность театра в древнегреческом обществе. От соревнований за нехватку сидячих мест, растущего числа фестивалей и представлений до любителей театра, гастролирующих по сельской Дионисии. Из дошедших до нас фрагментов реакции публики также ясно, что публика была активным участником драматического представления и что между исполнителями и зрителями было взаимное общение. Возможно, например, что в конце пятого века были приняты законы, ограничивающие комическую откровенность, что было оскорблением некоторых взглядов, высказываемых на сцене. Один анекдот, который иллюстрирует чреватую природу этой крайне партийной реакции аудитории, записан Плутархом, который пишет, что в 468 г. до н.э., когда Софокл соревновался с Эсхилом, было столько криков, что Кимону пришлось провести своих генералов в театр, чтобы заменить судей и обеспечить безопасность. Победа Софокла. В то время как древняя драма, несомненно, возбуждала страсть у современных зрителей, остается вопрос, в какой степени они ценили или оценивали работу до них? В « Поэтике » Аристотеля говорится: « нет необходимости любой ценой придерживаться традиционных историй, вокруг которых строятся трагедии. Ибо пытаться сделать это было бы смешно, поскольку даже общеизвестные материалы известны лишь немногим, но тем не менее всех радуют ». Это поднимает вопрос о том, насколько единообразным был отклик на греческую драму и можно ли воспринимать коммуникативное восприятие и компетентность аудитории как должное.

Хотя пьесы того времени адресованы взрослым горожанам мужского пола, очевидно, что присутствовали метики, иностранцы и рабы, стоимость билетов была оплачена Теоретическим фондом . Гораздо более спорным является вопрос о том, присутствовали ли также женщины. Все аргументы по этому поводу носят исключительный характер, поскольку нет прямых доказательств того, что женщины посещали Театр Диониса. Джеффри Хендерсон утверждает, что, поскольку женщины участвовали в других обрядах и фестивалях, они, безусловно, могли посещать театр. Напротив, Саймон Голдхилл утверждает, что «Городская Дионисия» была социально-политическим событием, похожим на суды или собрания, из которых женщины были исключены. Однозначного ответа на этот вопрос не было.

Театр Перикла [ править ]

Апулийский волют-кратер, близкий к Сизифову живописцу , ок. 400 г. до н.э. Возможно , связанные с утраченной пьесы Еврипида Андромеды , и наводит на мысль о своего рода реквизита , которые могли бы использоваться.

Существенные изменения в театре в конце пятого века до нашей эры условно называют Перикловым, поскольку они совпадают с завершением непосредственно прилегающего Одеона Перикла и более широкой программы строительства Перикла. Однако нет убедительных доказательств того, что реконструкция театра принадлежала к той же группе, что и другие работы, или при жизни Перикла. Новый план театра состоял из небольшого смещения площадки для представления к северу, расширения зала, добавления подпорных стен на запад, восток и север, длинного зала к югу от скены и примыкающего к Старому Храму и Новый Храм, в котором, как утверждается, была хризелефантовая скульптура Диониса работы Алкамена.. Сиденья на этом этапе, вероятно, все еще имели форму икрии, но может быть так, что были установлены некоторые каменные сиденья. Выписанные блоки, смещенные, но сохранившиеся в подпорных стенах, с эпиграфией V века до н.э. на них могут указывать на выделенные или пронумерованные каменные сиденья. Использование брекчии в основании западной стены и длинного зала указывает на конец пятого века до нашей эры и, вероятно, на последнюю половину века, когда ее использование стало обычным явлением. Кроме того, последняя зарегистрированная статуя Алкамена датируется 404 годом до нашей эры, что опять же относится к концу 400-х годов. Пикард-Кембриджутверждает, что реконструкция проводилась постепенно, за последнюю половину века до периода Клеофонта .

Судя по материалам пьес, в этот наиболее важный период греческой драмы можно использовать более обширный корпус. Софокл , Аристофан и Еврипид исполнялись в Театре Диониса. Из них мы можем сделать вывод, что стандартные наборы, возможно, использовались для удовлетворения требований пьес, так что реконструкция Перикла включала в себя отверстия для столбов, встроенные в стену террасы, чтобы обеспечить гнезда для подвижных декораций. Сам скен , вероятно, не изменился по сравнению с ранней фазой театра, с деревянной структурой не более двух этажей и крышей. Также возможно, что сценическое здание имело три двери, две из которых были в выступающих боковых крыльях илипараскения . Mechane или geranos использовались для введения божественных существ или полетов по воздуху, как в Медее или птицах Аристофана .

Одним из пунктов разногласий было существование протирона или колонного портика на скене, который представляет внутренние пространства храмов или дворцов. Это предположение частично подтверждается текстами, но также и картинами ваз, которые, как полагают, являются изображениями пьес. И Aeschylus Choēphóroi 966, и Wasps 800-4» Аристофана относятся непосредственно к протирону , в то время как пародосовое пение в Ion» Еврипида косвенно относится к одному. траурный Ниобей лутрофор в Неаполе и Бостон спирального Кратер, например, оба изображают протирон . Пикард-Кембридж задается вопросом, было ли это постоянным сооружением, поскольку внутренние сцены в трагедиях случались редко. Свидетельства об использовании эккиклемы в этот периодв пьесахнеоднозначны; отрывки, такие как Ахарнийцы 407 и далее или Ипполит 170-1, предлагают, но не требуют устройства. Аргумент в пользу его использования во многом зависит от ссылки на ekkyklema в более поздних лексографах и схоластах.

Архитектурные особенности

История греческого театра в архитектурном плане включает два основных периода: классический и эллинистический.

Образцом (т.е. классикой) служил театр Диониса. Он включал три части: орхестру – круглую площадку для выступлений актеров. В ходе археологических раскопок в 1895 году было установлено, что диаметр ее составлял примерно 27 метров. Сначала публика свободно размещалась вокруг площадки, затем появился театрон, или зрительный зал. Он стал второй обязательной частью театрального здания. Сиденья располагались на склонах холмов. Ряды строились один за другим и уходили вверх. Театрон был разделен вертикальными и горизонтальными проходами, образуя клинья. Первые ряды занимали влиятельные персоны. Сцену и зрительный зал отделял ров с водой. К третьей части относилось здание скены. Это помещение строили из дерева. Там хранился реквизит, декорации, переодевались и готовились к выходу актеры. Скена находилась на противоположной стороне сцены от зрительного зала.

Эллинистический период датируется 4 веком до н.э., когда был сооружен первый мраморный театр. Сиденья для зрителей были выполнены из камня, а места для влиятельных персон представляли собой художественные кресла. Переднюю стену орхестры украшали колоннами.

При Нероне орхестру и сцену перестроили по римскому примеру, применительно к гладиаторским боям. Теперь актеры играли на помосте, соединяющем колоннаду с передней стеной сцены. Высота его составляла около 3,5 метров над орхестрой.

Театры эллинистического периода вмещали до 17 тысяч зрителей в Афинах, а в мегаполисах – до 44 тысяч.

Театральное действие в Древней Греции

Театр был очень популярен в Древней Греции. Организацией театральных зрелищ занимался один из магистратов города (архонт). Он назначал состоятельного горожанина, который должен был оплатить расходы на хор, костюмы, декорации ‒ это считалось почетным и повышало популярность спонсора среди народа. Наиболее известен был театр, построенный в Афинах. Он вмещал около 17 тысяч зрителей.

Театральные действия проходили три раза в год, во время празднования Дионисий. Это были состязания драматургов, которые должны были представить по 4 пьесы: 3 трагедии и 1 сатириковую драму. Вечером исполняли комедии. Состязания длились 3 дня, под конец выбирались победители.

Поначалу вход на представления был бесплатным для всех, позднее была введена плата в 2 обола. Со времен Перикла в казне появилась специальная статья расходов на зрелища, из которой оплачивался вход беднякам.

Люди шли на представления семьями, запасаясь на весь день едой. Приходили в театр заранее, чтобы занять лучшие места и пообщаться с соседями. На комедии не допускались замужние женщины.

Актерское мастерство и костюмы

Актером в Древней Греции мог стать любой гражданин. Это считалось почетным. В греческой пьесе было только 3 актера, поэтому часто им приходилось исполнять по нескольку ролей, переодеваясь во время представления.

Актер должен был хорошо петь и декламировать, а также танцевать и жестикулировать. Женские роли исполнялись мужчинами. Актеры носили маски, изображавшие различных персонажей. Маски делали из дерева или из ткани, вымоченной в гипсе. Маска одевалась целиком на голову вместе с прической и бородой. Маски выражали разные эмоции: страх, скорбь, веселье, гнев. Если актер изображал реального человека, маска делалась похожей на его лицо, но в гротескной форме. Так, в комедии Аристофана “Облака” использовалась маска, изображавшая Сократа. Отверстие для рта и выступ на лбу служили резонаторами и помогали делать голос зычным. За один спектакль актер мог менять разные маски. Женские маски были белыми, а мужские темного цвета. Так же они различались по возрасту и социальному положению персонажа. Были маски, изображающие мужчин и женщин разного возраста, рабов, богов, мифических существ, силы природы и абстрактные понятия (зависть, смерть, безумие, вина и т.д.).

Для того, чтобы их было видно издалека, актеры носили обувь на высокой подошве ‒ котурны. Под одежду надевались накладки, чтобы создать объем в некоторых местах для комического или трагического эффекта. Костюм тоже имел значение. Актеры носили хитон с длинными рукавами, спускавшийся до пола, и плащи ‒ длинные или короткие. У комедийных актеров хитоны были короткие. Цари одевали пурпурные плащи, царицы ‒ белые с пурпурной каймой. Одежда изгнанников была грязно-белого цвета, черный считался цветом несчастий. Неудачники носили синие или зеленые плащи, а счастливые люди желтые или красные. Боги или герои выступали со своими узнаваемыми атрибутами: Аполлон с луком и стрелами, Геракл с палицей и львиной шкурой, старики с посохом, цари с жезлом и т.д.

Рекомендуем для туристов:

✓Tripster — крупнейший сервис онлайн-бронирования экскурсий в России.

✓Travelata.ru — поиск самых выгодных туров среди 120 надежных туроператоров.

✓Aviasales.ru — поиск и сравнение цен на авиабилеты среди 100 агентств и 728 авиакомпаний.

✓Hotellook.ru — поисковик отелей по всему миру. Сравнивает цены по многим системам бронирования, находя лучшее.

✓Airbnb.ru — самый популярный в мире сервис аренды жилья от хозяев (часто это выходит удобней и дешевле отеля). Перейдите по этой ссылке и получите в подарок на первое бронирование – 25$.

✓Сравни.ру — туристическая страховка онлайн, в том числе для визы.

✓Kiwitaxi.ru — международный сервис бронирования автомобильных трансферов. 70 стран и 400 аэропортов.

Архитектура

Маркированный рисунок старинного театра. Условия в греческий язык и Латинские буквы.

Художественная визуализация Театра Диониса

Древнегреческий театр в Делос

Большинство древнегреческих городов располагались на холмах или рядом с ними, поэтому места для сидения обычно встраивали на склоне холма, создавая естественную смотровую площадку, известную как театр (буквально «место встречи»). В городах без подходящих холмов насыпали насыпи земли. У подножия холма было плоское, обычно круглое пространство для выступлений со средним диаметром 78 футов.[нужна цитата], известный как оркестр (буквально «танцевальное место»), где хор обычно от 12 до 15 человек исполнял пьесы в стихах под музыку. Часто были высокие арочные входы, называемые пародой или же Eisodoi, через который актеры и участники хора входили и выходили из оркестра. В некоторых театрах позади оркестра находился фон или живописная стена, известная как скене. Термин «театр» со временем стал обозначать всю область театра, оркестра и скена.

Древний театр Delphi.

Театрон

Театрон был зоной отдыха, встроенной в холм, чтобы создать естественное пространство для просмотра. Первые сиденья в греческих театрах (кроме сидения на земле) были деревянными, но примерно в 499 г. до н.э. практика инкрустации каменных блоков в сторону холма для создания постоянных, устойчивых сидений стала более распространенной. Они назывались «проэдриями» и предназначались для священников и некоторых наиболее уважаемых граждан.

Скене

После 465 г. до н.э. драматурги начали использовать задник или живописную стену, называемую skênê (откуда и слово «место действия»деривс»), которая висела или стояла позади оркестра, а также служила местом, где актеры могли менять свои костюмы. После 425 г. до н.э. каменная стена для сцен, называемая параскения, стал обычным дополнением к skênê. В параскения представляла собой длинную стену с выступающими сторонами, в которой могли быть дверные проемы для входов и выходов. Сразу за параскения был проскенион («перед сценой»), что похоже на современные авансцена. Верхний этаж назывался Episkenion. В некоторых театрах также было место для выступлений в оркестре, называемое Logeion. К концу V века до нашей эры, примерно во время Пелопоннесской войны, skênê был двухэтажным.

Смерть персонажа всегда звучала за skênê, поскольку показ убийства на глазах у публики считался неуместным.[нужна цитата] И наоборот, есть научные аргументы в пользу того, что смерть в греческой трагедии изображалась за сценой в первую очередь из-за драматических соображений, а не из ханжества или чувствительности публики.

Храм поблизости, особенно в правой части сцены, почти всегда является частью греческого театрального комплекса. Это могло оправдать, как перестановку, повторение фронтон с более поздней каменной сценой.

Оркестр

Оркестр представлял собой круглый кусок земли в нижней части театра, где хор и актеры выступили. Первоначально греческий театр не был приподнят, но позже для удобства просмотра был оборудован приподнятой сценой. Такая практика стала обычным явлением после появления «Новой комедии», в которой драматически изображались отдельные персонажи. В корифей был главным участником хора, который мог войти в историю как персонаж, способный взаимодействовать с персонажами пьесы. Спектакли часто начинались утром и продолжались до вечера.

Акустика

Театры были построены в больших масштабах, чтобы разместить на сцене и в зале большое количество людей — до четырнадцати тысяч.[который?]. Физико-математические науки сыграли значительную роль в строительстве этих театров, поскольку их проектировщики должны были уметь создавать акустика в них так, чтобы голоса актеров были слышны по всему театру, включая самый верхний ряд сидений. Понимание греков акустики очень выгодно отличается от современного состояния дел.[].

Сценические элементы

В греческом театре обычно использовались несколько сценических элементов:

  • механ, а кран производил впечатление летящего актера (таким образом, Deus Ex Machina)
  • Ekkyklêma, колесная платформа, часто используемая для демонстрации мертвых персонажей аудитории.
  • Pinakes, фотографии развешаны для создания декораций
  • тироматы, более сложные изображения, встроенные в сцену второго уровня (3 уровень от земли)
  • фаллический реквизит использовался для сатир играет, символизирующий плодородие в честь Дионис.

Акустика

Из-за плохой сохранности акустика Театра Диониса не подлежит реконструкции. Однако по аналогии с другими подобными греческими амфитеатрами можно получить некоторое представление о качестве звука античного театра. Они давно известны своей превосходной акустикой, и только недавно был проведен их научный анализ. Проект ERATO в 2003-2006 гг., Гэйд и Ангелакис в 2006 году, Псаррас и др. в 2013 использовали всенаправленные источники-приемники, чтобы составить измеренные карты силы, реверберации и четкости. Последнее исследование Hak et al, 2016 г., использовал большое количество S-R, чтобы сделать наиболее детальное отображение. Их выводы заключались в том, что четкость речи была лучшей в Одеоне Герода Аттика и что в Эпидавре более высокая степень реверберации из-за отражения от противоположных сидений.

Таормина

Еще одним памятником античного искусства считается греческий театр в Таормине (восточное побережье о. Сицилии). Его сооружение из известнякового камня относится к 3 веку до н. э. Зрительские места были также обращены к морю и рассчитаны на 10 тысяч человек. В 1 веке римляне перестроили здание театра. Великолепная акустика, которая должна была придавать голосам актеров волшебное звучание, теперь усиливала крики побежденных гладиаторов и взволнованной публики.

В 19 веке были проведены восстановительные работы. Участие в них приняли и русские архитекторы В. А. Косов и М. Е. Месмахер. Им достались реставрационные планы, фасады. Сегодня греческий театр в Таормине является гордостью города. Здесь проводятся культурные мероприятия. Одним из значительных является Международный фестиваль искусств, который проходит ежегодно весной.

Новые изобретения классического периода

Театр Пергама , один из самых крутых театров в мире, вмещает 10 000 человек и был построен в 3 веке до нашей эры.

Театр Диониса, Афины, Греция. Архивы Бруклинского музея, Архивная коллекция Goodyear

После Великого разрушения Афин по Персидской империи в 480 году до нашей эры, город Агиос Прокопий и акрополя были восстановлены, и театр стал формализованы и еще большая часть афинской культуры и гражданской гордости. Этот век обычно считается золотым веком греческой драмы. Центральным элементом ежегодной Дионисии, которая проходила один раз зимой и один раз весной, было соревнование трех трагических драматургов в Театре Диониса . Каждый представил три трагедии, а также пьесу сатиров (комическая, пародийная версия мифологического сюжета). Начиная с первого конкурса в 486 г. до н.э. каждый драматург представил комедию. Аристотель утверждал, что Эсхил добавил второго действующего лица ( дейтерагониста ), а Софокл представил третьего ( тритагониста ). Судя по всему, греческие драматурги никогда не использовали более трех актеров, основываясь на том, что известно о греческом театре.

Трагедия и комедия рассматривались как совершенно разные жанры, и ни одна пьеса никогда не объединяла аспекты этих двух. Пьесы «Сатир» затрагивают мифологический сюжет трагедий, но в чисто комедийной манере.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector