Удмуртская свадьба

Этноним и этногенез

Происхождение “слова” удмурт, как и многие аспекты истории этого народа, остаётся туманным для исследователей. Одно из самых логичных гипотез связывает его с рекой Вяткой, неподалёку от которой находятся исконные земли удмуртов.

Первоначально этноним мог представлять “вятмурт”, а именно – “человек с Вятки”. Другое название народа – вотяки – использовалось русскими для определения племён, живущих на берегах Вятки. И это, как вы заметили, тоже открывает тот же смысл. Официально название “удмурты” закрепилось за этносом в 1932 году, когда их земли стали Удмуртской автономной областью.

Вотячка – именно так называли удмуртов до XX векаИз альбома Федора Солнцева «Одежда русского государства», 1869 год

На происхождение удмуртов явно указывают их внешние особенности. У них есть две ярко выраженные антропологические черты. К первой принадлежат невысокий рост и коренастое телосложение, ко второй – внешний цветотип, характерный для финно-угорских народностей.

Предки удмуртов состояли в родстве с азиатскими племена, такими как самодийцы, а в дальнейшем смешивались с монголоидными этносами, что дало типичные особенности расы и представителям нового народа. Что примечательно, у удмуртов достаточно много рыжеволосых людей. В Европе они уступают лишь ирландцам, славящимся своими “огненными” волосами.

Женщина вотячка в Сибири в 1768 годуИз книги Жана д’Отрош Шаппа

Развитие земель удмуртов

Арабские путешественники IX-XII веков дают более расширенную характеристику удмуртам. В их сочинениях значится, что это был высококультурный народ с развитым экономическим потенциалом. Основными занятиями людей были охота и ремёсла, благодаря которым активно развивалась торговля с соседними народностями.

С конца I тысячелетия нашей эры земли удмуртов находились под властью Волжской Булгарии. Через два века государство становится частью Золотой Орды, что приносит народу новые испытания. Удмурты вынуждены были терпеть притеснения и давление со стороны племён захватчиков. Итогом стало отступление народа в Прикамье.

В 1489 году Вятские земли входят в состав России, что становится новым витком развития истории удмуртского народа. После падения Казани вся территория современной Удмуртии попадает под власть русских.

Верхнечепецкие удмурты. Глазовский уезд. Начало XX века.

От славян удмуртский народ перенял немало особенностей деятельности, например, научился создавать новые орудия труда для обработки земли, разведению особых пород скота. Впервые у людей появилась традиционная русская печь в домах, что очень быстро “прижилась” в Удмуртии.

Русское влияние заметно даже в отдельных элементах традиционного удмуртского костюма, хотя в основе его сохранились старинные особенности (использование монет как украшений, народные орнаменты в вышивке).

С XVIII века начинается стремительное развитие промышленности. Российская империя в Удмуртии занималась производством железа, изготовлением огнестрельного оружия.

Вотяки, 1870 год

Исторические корни

Исторической основой для формирования предков удмуртов послужили многочисленные племена Волго-Камья. Смешение с представителями других племен – с уграми и славянами, индоиранцами и позднетюрками — отразилось на культуре этноса. Заметные изменения в структуре удмуртской этнической группы произошли под воздействием русского народа. Вятские земли осваивались русскими переселенцами. Уже в 15 веке удмурты входят в численность Русского государства. Удмурты, проживающие на южных территориях, попали в зависимость от Волжской Булгарии, и только после падения Казанского ханства вошли в состав Российского государства. В истории это событие датируется 1558 годом. Из краткой исторической справки легко напрашивается вывод: удмурты несколько раз попадали под власть других государств. Находясь под властью чужеземного подданства, удмурты неминуемо ассимилировались, т.е. «смешивались»: южные племена с русскими, а северные удмурты с татарами. Однако, благодаря русскому покровительству, удмурты сохранились как нация.

Культурные особенности

В культуре удмуртов особенное место всегда занимала музыка. В Удмуртии поют обо всём – о природе, временах года, занятиях человека, профессиях, своём настроении и чувствах. Особый колорит народным традициям удмуртов добавляет театр. Он появился в этом крае на основе древнейших верований – синкретизма.

Учения эти были основаны на сложном абстрактном восприятии мира. В древние времена театральные сценки были частью религиозных культов и обрядов, однако в дальнейшем стали затрагивать светские сюжеты, превратившись в искусство и развлечение для людей.

Съемка ансамбля Ай Кай за исполнением народных песен в музее-заповеднике “Лудорвай” / Павел Шрамковский

Удмурты – обладатели таинственной и богатой истории, которая хранит немало тайн. Быть может, она позволит нам разгадать часть этих загадок уже в ближайшем будущем. Особый колорит родины этих людей, традиции и культурные особенности, преданность старинным обрядам привлекают в Удмуртию всё больше путешественников. Это действительно необыкновенная земля с необыкновенными людьми.

На обложке представлены свадебные наряды северных и южных удмуртов, съемка проходила в музее-заповеднике “Лудорвай” / Павел Шрамковский

Традиции

Праздники

 

Важнейшим национальным праздником Удмуртии считается Гербер. Он имеет прочные исторические корни, хотя официально был утвержден только в 1992 году. Прелесть праздника заключается в том, что на него могут прийти все желающие. Гербер всегда был приурочен к окончанию пахотных работ. Обязательными во время праздника были моления общины, жертвоприношение, обход вокруг поля. В качестве жертвы использовали бычка, которого нужно было заколоть рядом с хлебным полем. Мясо, добытое таким образом, добавляли в кашу с овсом, ячменем и гречкой. По завершении трапезы народ начинал гулять, проводить игры, танцевать и водить хороводы. Любимым состязанием людей на Гербер были скачки. Так можно было не только показать себя, но и посмотреть на других: молодые мужчины высматривали девиц, чтобы найти подходящую невесту. На праздник проводили довольно забавный обряд — сялтым. Выбирали девушку, если та сумеет откупиться вином или красивым полотенцем, ее отпускали. А если нет — бросали в реку.

Свадьба

 

Браки традиционно заключаются зимой до наступления Масленицы, а осенью до начала Филиппова поста. Такой подход объясняется сложившимся с древних времен укладом: люди заканчивали полевые работы и появлялось время для подготовки к свадьбе. Летом свадьбы проводить запрещалось. Нежелательными для проведения торжества были воскресенье, пятница и среда. Ввиду сложности подготовки этап может занять от 2 недель до нескольких месяцев. Раньше многие родители не хотели отдавать дочерей замуж рано. Девочка в семье в юном возрасте уже начинала помогать по дому, а чем становилась старше, тем больше хозяйственных дел ей доверяли. Нередким явлением стал выход замуж девушки, которая была старше своего мужа на 3–4 года . Сыну родители подбирали невесту тщательно. Для этого выбирали женщину (дэмчи), обязанностью которой был поиск подходящих кандидаток. В обязанности свахи входило составление характеристики родителей, определение достатка. Удмурты ценили в женах покладистость, трудолюбие, способность хорошо и быстро наводить порядок в доме. Когда родственники жениха отправлялись за невестой, первой с ее родителями начинала говорить дэмчи. Сваха разговаривала в стихах, использовала красочные эпитеты. Если от родителей невесты следовал отказ, гости должны были оставить варежки и вернуться, используя их как предлог. При согласии невеста выходила к гостям, ставила на стол самовар. Далее следовало чаепитие. В ходе беседы обсуждались калым, время начала торжества, приданое. Интересна подготовка к пиру. Трапезу устраивали в доме невесты, который необходимо было прибрать, застелить все кровати, развесить декоративные полотенца, поставить на стол закуски и выпечку. Родственники сами за стол садились редко, обслуживая гостей. Такой пир называют сюан. Гости на нем обязательно должны были съесть лепешек. Если пир устраивали в доме жениха, то прибывшие родственники и гости оказывались обязаны разучить песни, чтобы исполнить их вместе со всеми. Жених и невеста не пели, а только слушали. Такой пир именуют ярашон. На ярашон хозяева дома должны подарить молодоженам бочонок с медом, а молодожены угощали медом всех присутствующих.

После свадьбы важно соблюдать несколько обрядов:

  1. 1.После ярашона родителям невесты необходимо проведать молодоженов.
  2. 2.Впервые после свадьбы жена может приехать к родителям только в сопровождении своего мужа и его матери.
  3. 3.Приданое молодожены забирают в первую осень.

Михаил Калашников

Конструктор стрелкового оружия, создатель знаменитого АК-47 Михаил Калашников родился в 1919 году в Алтайском крае. Он с детства интересовался устройством разных механизмов. В юности Калашников работал техническим секретарем на железной дороге. Общение с машинистами, слесарями и токарями депо укрепило в нем интерес к технике.

Еще во время службы в армии Калашников изобрел инерционный счетчик выстрелов из танковой пушки, приспособление к пистолету ТТ для эффективной стрельбы из башни танка, а также счетчик моторесурса танка, который рекомендовали к серийному производству. За это изобретение молодой танкист Калашников получил в награду от Георгия Жукова именные часы.

В начале Великой Отечественной войны Михаил Калашников был командиром танка в звании старшего сержанта. В октябре 1941 года был тяжело ранен и контужен под Брянском. В госпитале ему пришла идея создать собственный образец автоматического оружия. Когда Калашников восстановился после ранения, он начал разрабатывать проект.

В 1947 году автомат Калашникова был принят на вооружение Советской Армии. Конструктора направили на Ижевский мотозавод – участвовать в разработке первой партии АК-47. Полторы тысячи автоматов успешно прошли испытания, после чего их передали в войсковые части. Михаила Калашникова удостоили Сталинской премии первой степени и ордена Красной Звезды.

Позже на Ижевском машиностроительном заводе под руководством Калашникова разработали еще десятки образцов оружия.

Славяне-азиаты

Уже при одном взгляде на удмуртов, несложно догадаться, что народ этот очень необычный. Очень часто среди них встречаются рыжеволосые и веснушчатые люди с раскосыми глазами. Вот такие «славянские азиаты». Древние верования удмуртов также являются чем-то средним между русскими поверьями и преданиями восточных племён. Предки современных удмуртов верили, что мир разделён на три части. Верхняя, Небо, была священным обиталищем добрых богов. Средний мир, Земля, считался смежным между священными небесами и третьим из миров, подземным царством, где властвовали злые силы.

Главным среди тёмных духов был шайтан. Все силы природы в понимании древних удмуртов подчинялись велениям духов, что могли и навредить, и помочь человеку. Но я уверена, главным среди невидимых покровителей считался дух-предок, своего рода Домовой, которого называли «воршуд». Для него строили специальный «храм» – куале. Именно сюда приносили дары во время празднеств, в куале к защитнику обращались с молитвами. Конечно, сегодня об этих ритуалах удмурты вспоминают лишь как о части своей истории. Большинство представителей этого народа издавна исповедует христианство, а потому православные праздники являются одними из самых главных в удмуртском календаре.

Еда

Благодаря налаженному земледелию, народу Удмуртии удавалось получить разнообразные культуры. Люди всегда ели пищу, богатую минералами, витаминами, белками, микроэлементами. Кухня Удмуртии богата злаками, бобовыми. Из гороха варят кисель, пекут колобки, варят супы. Даже дети любят горох, ведь он является в Удмуртии лакомством — его поджаривают и засахаривают. Соблюдение традиций и давнего уклада являются национальными чертами удмуртской кухни. Как и в давние времена, здесь добавляют в блюда редьку, морковь, брюкву, капусту. Тесто пирожков может показаться пресным — это специфическая особенность мучных блюд здешней кухни. Хлеб пекут, используя рожь и пшеницу. Хлебобулочные изделия всегда в почете. Самыми любимыми считаются табани. Эти маленькие лепешки из кислого теста уплетают за обе щеки. Табани подают с топленым маслом и сметаной, иногда кладут подсоленный творог. В летний день такую лепешку съедят с ягодами. Табани никогда не употребляют холодными. Лепешка хороша исключительно горячей. Самым разнообразным блюдом можно признать удмуртские пельмени. Существует множество рецептов, восхищающих своей изобретательностью. Начинка может быть практически любой: баранина, свинина, редька, грибы, творог. Все ограничивается лишь фантазией повара. Удмурты часто запасаются пельменями впрок, чтобы есть блюдо зимой. Многие жители полагают, что они первыми изобрели пельмени. В Ижевске есть даже памятник, посвященный пельменю. На праздник подают перепечи — это блюдо в чем-то напоминает чебуреки. В качестве начинки в нем может быть картошка, редька, капуста, грибы, куриные яйца. Самый популярный напиток — сур. Это удмуртский квас, в который добавляют хмель, анис, березовые листья. Готовится сур на ржаной муке. Она же служит для приготовления хлебного самогона.

Удмурты — это во всех смыслах богатый народ. Их самобытная культура привлекает людей со всего мира, поэтому неудивительно, что количество туристов, стремящихся посетить республику, постоянно растет. Сохранение традиционного уклада, безусловно, диковинное явление в наши дни. Вот почему так много людей приезжают сюда, чтобы посмотреть, как жил один из древнейших народов.

Подготовка к женитьбе

Основным подготовительным процессом было подготовка калыма и приданного с каждой стороны. Также отцы молодоженов лично обходили всех приглашенных и звали их на свадебное торжество. Быть званым на удмуртскую свадьбу очень почетно, это говорило об уважении приглашенного. Поэтому удмуртские свадьбы очень многочисленны, оскорбить соседа или дальнего родственника не рискнет ни один удмурт.

Сторона невесты (сюан)

Первую свадебную церемонию проводили в доме родителей девушки. Парня нарядного с дарами торжественно провожали к дому суженной. Где всю компанию во главе с дэмчи встречали у ворот с угощениями и выпивкой. Гостей из свадебного поезда именовали поезжанами, и возглавляли этот поезд семейная пара долгое время прожившая в браке, как символ и пожелания долгой семейной жизни молодым. Обязательными яствами были яичные лепешки. Гостя, который не отведал хоть кусочка лепешки, в дом не запускали. После того как все поезжане отведали угощений у ворот, начинался пир в доме невесты, где пели песни, общались, знакомились между собой родственники жениха и невесты. По окончании банкета все участники торжества обменивались дарами.

Сторона жениха (ярашон)

Следующей традицией удмуртской свадьбы считается ярашон. Его назначали заранее и проводили после свадьбы невесты. Только теперь гостями были родственники девушки во главе с дэмчи. Без дэмчи не обходится ни один из обрядов удмуртской свадьбы. Также поезжане со строны невесты проходят все стадии ритуального бракосочетания удмуртов. Единственным существенным отличием ярашона от сюана являются свадебные песни, что исполняют гости. И еще одной особенностью удмуртской свадьбы будет почти абсолютная «немота» парня и его суженной. Они почти ничего не говорят, кроме благодарственных слов и совершенно не поют. Им это категорически запрещено.

После пира в доме жениха идут по гостям к родственникам юноши, чтобы представить девушке всех сородичей в непринужденной домашней обстановке

Где суженная обращала внимание на порядки и уклад в жизни не только отдельной семьи, но и всего рода жениха в целом

Еще одной веселой традицией удмуртской свадьбы считается переодевания, которые веселят гостей. Разыгрываются сценки и шарады. От хозяев торжества выносят бочонок с медом или своеобразным национальным яством, которое продают после того как молодые попробуют первую ложку. Купить обязан был этот бочонок кто-либо из родственников невесты.

Обязательным заключительным действом является плач будущей супруги. Чем больше слез она прольет провожая гостей и прощаясь с родителями, оставаясь в новом доме, тем счастливей и радостней будет ее новая жизнь в новой семье. Потому старались, как могли разжалобить суженную.

На этой печальной ноте все традиции удмуртской свадьбы соблюдены. Но есть еще множество после свадебных обрядов, без которых брачные узы не считаются законными браками.

Это интересно: Свадьба в средневековом стиле: украшение зала, сценарий, фото и видео

Где жили удмурты?

Как показывают археологические исследования, удмурты наиболее близки по своим чертам к коми-пермякам, однако далеко не все учёные склонны считать их коренным народом Удмуртии. Как указывает И.Г.Широбоков в своей работе “Материалы к антропологии пермских народов XVII-XIX вв.”, предполагаемая родина удмуртского этноса может находиться на северо-западе Татарстана.

Нередко удмуртов называют вотяками, это же именование можно встретить в старинных источниках. В записях дьяка города Хлынова, Семёна Попова, указывается, что ещё до начала русской колонизации в районе Вятки появилось пять крупных поселений, что принадлежали вотякам, то есть удмуртам.

Это мнение подтверждается и профессором А.В.Эммаусским:

Более того, считается, что название самой реке Вятке тоже дали удмурты.

Удмуртская семья

История

Одно из самых ранних упоминаний об удмуртах относится к XII в. (в сочинениях арабского автора Абу-Хамида аль-Гарнати).

В русских летописях удмурты впервые упоминаются как аряне, арские люди (1379) в записи о походе вятской рати в Арскую землю (см. Ары).

Внутри удмуртского этноса выделяют несколько групп, основные из которых – северные и южные. Их развитие происходило в различных этноисторических условиях: у южных удмуртов ощущается тюркское влияние (бесермяне), у северных – русское.

Северные удмурты довольно рано оказались в составе своеобразного политического и экономического образования – Вятской земли.

Южная группа удмуртов подпала под власть Волжской Булгарии, позднее – Золотой Орды и Казанского ханства, после 1552 г. была присоединена к Русскому государству.

С учреждением Вятского наместничества (1780), а позднее Вятской губернии (1796) удмурты составляли большинство населения Глазовского, Елабужского, Малмыжского и Сарапульского уездов; были отнесены в разряд государственных крестьян.

В 1920 была образована Вотская (с 1932 г. – Удмуртская) автономная область, 28 декабря 1934 г. преобразована в автономную республику (с 1991 г. – Удмуртская Республика).

Поселения, жилища

Основной социальной ячейкой традиционного удмуртского общества была поземельная соседская община, которая состояла, как правило, из нескольких объединений родственных семей; делами общины управлял совет.

Населенные пункты удмуртов располагались, как правило, вдоль рек, вблизи родников и застраивались без улиц.

До начала XX в. для удмуртских поселений было характерно наличие общественных строений: складов с резервными запасами зерна, родовых святилищ.

Традиционное жилище удмуртов – наземная бревенчатая изба с холодными сенями. В начале XX в. зажиточные семьи стали строить дома-пятистенки из зимней и летней половин или двухэтажные дома с кирпичным первым этажом.

Планировка удмуртской избы соответствовала северорусской. Глинобитную печь ставили у входа, по диагонали от неё размещали стол и стул для главы семьи; вдоль стен располагались массивные лавки, над ними – полки. Спали на нарах и полатях.

На каждом дворе было культовое сооружение для семейных молений, которое служило также летней кухней.

Удмуртский праздник «Гырон быдтон»

Архив журнала «Наш дом – Татарстан»

Путь к родному языку

АиФ-Удмуртия, Юлия Ардашева: — Богдан, как появилась идея писать на двух языках сразу?

Богдан Анфиногенов: -Я родился в Малой Пурге, в райцентре, где удмуртских детей родному языку уже не учат. Я живой пример этому: ну, знал пару слов и выражений, но в знании языка не видел никакого смысла. В университете, рядом с соседями по общежитию с факультета удмуртской филологии, я заинтересовался языком, стал удивляться самому себе: почему я не разговариваю на нём? И пошло-поехало: купил словарь, занялся изучением языка. И в стихи, которые писал с детства на русском, начал включать удмуртские слова. Их становилось всё больше, и теперь я пишу на удмуртском. Русско-удмуртские стихи были рассчитаны на таких, как я, обрусевших удмуртских детей — чтобы они почувствовали себя частью удмуртского народа, поняли, что удмуртское может быть современным и модным, как любая культура. Вдруг у них от знакомства с такими стихами загорится, как у меня, огонёк, и они потянутся к своим корням? Однако моя идея споткнулась о национальный менталитет: знающие язык удмурты восприняли её в штыки — полилась критика, что я нарочно разрушаю их культуру. Им не нужна такая её популяризация. Они же не знают мой путь к открытию языка, и каждый раз я стараюсь это объяснять.

Новость по теме

Второй фестиваль финно-угорской кухни пройдет в Удмуртии

— Как много и часто пишете стихи?

— У меня стихотворение зависит от слова — неважно, русского или удмуртского. Если слово меня «зацепило», я придумываю первую рифму и уже знаю, что стихотворение получится

Те стихи, которые не вошли в мой сборник «Айшет будущего», размещены у меня на странице вКонтакте. Там я создал две группы: MTV Udmurtia и Удмурт КЫЛБУРЧИ – для поэтов, пишущих на удмуртском языке. Любой желающий посылает мне свои стихи, и я, подобрав к ним иллюстрацию, уже размещаю на странице. Выкладываю все: если человек считает это стихотворением, которое можно показать народу, то моя оценка не нужна. Плюс Интернета в том, что по «лайкам» и комментариям человек может понять уровень своих стихов. Авторов в группе уже больше 40: молодежь и люди старшего поколения.

Не хватит слов: удмуртскому языку осталось жить всего 100 лет?

Читайте на АиФ

Сложности и становление Удмуртии

Однако далеко не всегда удмурты положительно воспринимали власть русских. Периодически в регионе вспыхивали бунты, причиной которых являлось повышение налогов и насильственная христианизация.

Население южных земель Удмуртии активно приняло участие в восстании Емельяна Пугачёва. Народное сопротивление было подавлено, однако это не отразилось на постоянном развитии края удмуртов. В 1889 году на юге Удмуртии впервые появляются железные дороги.

В прошлом веке удмурты, как и многие другие народы России и соседних стран, познали горечь потерь в двух разрушительных кровопролитных войнах. Однако Удмуртия стала тем регионом, куда было эвакуировано более 20 предприятий.

В тяжёлые годы Великой Отечественной войны население региона сумело перевыполнить план. Немалый вклад в развитие транспортной системы Удмуртской АССР стал настоящий трудовой подвиг народа, строительство железной дороги Ижевск — Балезино.

Удмуртки д.Покровский-Урустамак, ныне Бавлинского района Татарстана. Снимок начала XX в.

Сегодня край удмуртов называется Удмуртской Республикой и представляет собой государство в составе Российской Федерации. Его население постепенно растёт, и в наше время составляет около 600 тысяч человек.

Удмурты — народ с богатой историей, где есть как яркие и радостные страницы, так и периоды упадка и скорби. С давних времён жители Удмуртии гордятся своими землями, стараются возродить старинные обычаи и хранят культурное наследие предков. Их труды не оказываются напрасными.

Сегодня интерес к малоизученным удмуртским верованиям, национальным особенностям заметно возрос. На мой взгляд, далеко не последнюю роль в этом сыграл вокальный коллектив “Бурановских бабушек”, получивших признание как в России, так и в странах Европы. Возможно, возрождение культуры Удмуртии поможет нам открыть новые тайны этого народа.

Шуркынмон/Ноябрь

Пöртмаськон/Проводы осени и встреча зимы — букв.: ряженье. Обряд не был широко распространён, проводился в основном лишь удмуртами, живущими на территории современных Сюмсинского, Селтинского, Увинского, части Якшур-Бодьинского районов Удмуртии. Начинался в Покров день (14 октября) и являлся своеобразным завершением полевых работ. Основными участниками обряда была молодёжь. Самое активное участие в празднике принимали юноши и молодые мужчины. Некоторые из них были урыс шуккисьёс (букв.: те, которые ударяют плетьми). Это были своеобразные стражи обряда. Накануне праздника девушки изготовляли для вечера специальные шляпы из соломы. Их делали не всем участникам обряда, а одну на группу, в которую входили три-четыре человека. Таких групп было до пяти-шести. Шляпы после обхода всей деревни передавались урыс шуккисьёс и хранились у них до следующего сезона. Обряд начинался на исходе дня и продолжался до утра, пока не были обойдены все дома. Посещение каждого дома состояло из нескольких этапов, которому четко соответствовала своя песня. В песнях весьма ощутимо было эротическое начало. Исполнение песен фривольного содержания должно было, очевидно, стимулировать продуцирующую функцию как человека, так и природы. 

По окончании сева все участники собирались в одно место и устраивали пир. Затем проводились скачки. Считалось, что чья лошадь придёт первой, тот и пахоту кончит первым. Наездника-победителя угощали специально приготовленной кашей, девушки дарили ему нарядно вышитую чалму.

Старинные брачные традиции удмуртского народа

Удмурты — малочисленная народность, проживающая в Прикамье. Первые племена на этой территории появились десять тысяч лет назад, а письменные источники об удмуртах насчитывают тысячелетие. Этот народ бережно сохранил свой самобытный образ жизни. Несмотря на влияние культуры других народов и православной веры, многие ритуалы соблюдаются с языческих времен и до сей поры.

Современная жизнь вносит свои коррективы, этого никак не избежать. Удмуртия, как и все республики Российской Федерации, шагает в ногу со временем. Какие-то обычаи устарели и почти забыты, о них помнят лишь этнографы, да старики из глухих деревень. Что-то утратило свой смысл, отброшено за ненадобностью. Но освященная веками основа брачного обряда почитается, неуклонно соблюдаясь. Ритуал единения мужчины и женщины для создания новой семьи являет неповторимый колорит исконно удмуртских обычаев.

Несмотря на языческие корни, влияние православной веры на культуру удмуртов велико. Свадьба в Удмуртии, как правило, приурочивалась к большим христианским праздникам. Летний период считался крайне неблагоприятным временем для брака, работы в деревнях летом — непочатый край.

Как только заканчивалась уборка урожая – по всем селам начинали греметь свадьбы, это время от середины октября до середины ноября. Сочетаться узами брака именно в этот период считалось наиболее благоприятной приметой. Свадьба, благословленная обильным урожаем прошедшего года, сулила благополучную сытную жизнь, многочисленное потомство. А зимой было принято жениться, начиная от Крещения, 19 января, до весенней Масленицы. Запретными днями считались среда, пятница и воскресенье.

Особенностью старинной удмуртской свадьбы являются длительные перерывы между этапами обряда. Зачастую, они продолжались по нескольку месяцев. Таким необычным образом семьям и самим брачующимся давалось время собраться с духом и подготовиться к следующему сложному действу в целой череде ритуалов.

Это интересно: Cвадьба в стиле Джеймса Бонда — палитра цветов, идеи оформления, образы молодоженов

Удмуртский год

Каждый народ обязательно организует пространство и время, однако сообразуется с ними в соответствии со своим образом жизни, хозяйственным укладом, этническими, этическими и эстетическими канонами и стереотипами. У удмуртов, с господством у них земледелия, вся жизнь подчинялась ритму сельскохозяйственных работ, строилась по временам года, движению солнца, земледельческому календарю. 

Новолетие удмурты считают с того времени, когда начинаются работы по земледелию, но в данном случае описание календарных обрядов начинается именно с нового года, чтобы последовательно и по возможности полно представить каждый сезон и выяснить место и роль отдельного обряда в едином календарном цикле. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector