Волго-вятский экономический район
Содержание:
- Волго-Вятский крупный экономический районМатериалы студентам и ученикам / Экономическая география и регионалистика / Волго-Вятский крупный экономический районСтраница 1
- Население и трудовые ресурсы
- Хозяйство Волго — Вятского района
- Крупные города
- Транспорт и хозяйственные связи Волго-Вятского района
- Структура хозяйственного комплекса Волго-Вятского района
- Отрасли промышленности
- ↑ Крупные предприятия
- Географическое положение и его особенности
- Хозяйство
- Население и трудовые ресурсы Волго-Вятского района
- Промышленность Волго-Вятского района
Волго-Вятский крупный экономический районМатериалы студентам и ученикам / Экономическая география и регионалистика / Волго-Вятский крупный экономический районСтраница 1
Волго-Вятский экономический район (ВВР) находится в восточной половине Русской равнины в бассейнах рек Вятки, Ветлуги и Волги, в среднем её течении. Занимает площадь 263.3 тыс. кв. км, а по протяжённости с северо-востока на юго-запад — до 800 км. Волга делит территорию района на две ландшафтные, а следовательно и экономические зоны и является основным судоходным путём, связывающим важные экономические центры, как внутри региона, так и с соседними экономическими районами.
Волго-Вятский экономический район включает 3 республики: Марий Эл, Мордовию и Чувашию, а также Нижегородскую и Кировскую области.
На севере Волго-Вятский экономический район граничит с Северным , на западе — с Центральным, на востоке — с Уральским и на юге — с Поволжским экономическими районами обладающими не только крупными запасами сырья и топлива, но и являющимися важнейшими индустриальными регионами страны.
Таким образом, географическое положение района благоприятствует развитию его связей с основными сырьевыми и топливными базами страны, а также районами потребления производимой в районе продукции.
Природные условия и ресурсы.
Правобережье Волго-Вятского района по рельефу в основном возвышенная часть, по характеру растительности — главным образом лесостепь. В силу благоприятности природно-географических и исторических условий Правобережье издавна густо заселено. Левобережная же часть района, или Заволжье, — главным образом, лесная низменность, менее освоенная и менее заселённая территория. В целом рельеф района спокойный. Восточно-Европейская равнина не имеет здесь резких переходов и колебаний. Долины рек Волги, Ветлуги и Оки в центральной части по абсолютной высоте колеблются от 50 до 100 метров, постепенно повышаясь к северу и югу. Более приподнято Правобережье, которое большей частью расположено в пределах приволжской равнины имеет максимальную высоту 370 метров. В Заволжье наиболее высокие части — это Северный и Вятский увалы с высотами 284 и 293 метра и Верхнекамская возвышенность с максимальной высотой 338 метров. Остальное же пространство Заволжья занято в основном равниной с высотами, не превышающими 150 метров.
Территория Волго-Вятского района расположена в континентальной зоне умеренных широт. Климат здесь антициклонного типа. Среднегодовая температура воздуха наблюдается от +0.6° на севере до +4° на юге. Лето в южной части жаркое: среднемесячная температура июля +17 .+20°, зима довольно холодная, — средняя температура января от -11° до -16°. Почвы промерзают от 50 до 70 см в лесном Заволжье, до 1 м в Правобережной части, где снеговой покров меньше чем в Заволжье.
Суммарное количество осадков превышает испарение. поэтому основная территория района достаточно увлажнена.
Климат лесостепной зоны Правобережья со сравнительно короткой зимой и более тёплым и продолжительным летом обеспечивает произростание здесь многих сельскохозяйственных культур, в том числе хмеля, подсолнечника, сахарной свёклы и конопли, отсутствующих в Заволжье. В тоже время частая повторяемость засушливых периодов (особенно в южных районах) заставляет прибегать к мероприятиям, направленным на борьбу с иссушением почв.
Климатические условия (грунтовые воды на глубине 2—3 м, многоснежная зима) Заволжья способствуют высокопроизводительному росту лесов, поэтому большая часть территории сильно залесена. Самые плодородные почвы Заволжья — тёмно-серые и лесные. Высоким плодородием также отличаются аллювиальные и перегнойно-глеевые, содержащие соответственно 5 и 7% гумуса.
Минерально-сырьевая база Волго-Вятского района не соответствует мощной структуре хозяйственного комплекса. В основном в недрах района залегают нерудные ископаемые, среди них — гипс, известняки, кварцевые пески, глины, доломиты. Район выделяется запасами фосфоритов Вятского и Камско-Кобринского месторождений — крупнейших в Европейской части России. Основные ресурсы фосфоритов сосредоточены в Кировской области на одном из крупнейших — Вятско-Камском месторождении.
Топливные ресурсы Волго-Вятского района имеют местное значение. Распространён торф, есть незначительные залежи горючих сланцев, которые, впрочем, не разработаны, обнаружены нефть и газ.
Волго-Вятский район является частью старо-промышленного центра страны, одной из основных баз обрабатывающей промышленности, в особенности машиностроения и металлообработки.
Нижний Новгород ещё до строительства железной дороги занимал выгодное экономико-географическое положение. Со строительством в 1861 — 1862 гг. железной дороги из Москвы, а потом, в 1901 — 1903 и 1912 гг., продлении до Арзамаса и Казани экономика города и области сильно возросла.
Страницы: 1
Население и трудовые ресурсы
Численность населения региона составляет 8,4 млн чел., или 5,7 % численности населения РФ. За период экономических реформ численность населения региона сократилась на 36 тыс. чел., что объясняется отрицательными показателями естественного прироста и миграционными потоками в другие регионы страны. Средняя плотность населения 31,7 чел. на 1 км2, что почти в 4 раза превышает среднюю заселенность России. Однако территория заселена неравномерно. Так, плотность населения Чувашской Республики составляет 74,4 чел. на 1 км2, а в Кировской области – 13,5 чел. на 1 км2. Индустриализация региона и высокий отток населения из сельской местности способствовали урбанизации населения. 70,1 % населения региона проживют в городах. Наиболее высокий уровень городского населения в Нижегородской (77,9 %) и Кировской (70,4 %) областях. Менее урбанизированы Республики Мордовия, Марий Эл, Чувашская; в них на долю городского населения приходится 58,3; 62,6 и 60,6 % соответственно. Основная часть городского населения проживает в 8 городах региона. Крупнейшую городскую агломерацию страны представляет Нижегородская, включающая Нижний Новгород и города-спутники, прилегающие к нему: Дзержинск, Бор, Кстово и др., а также тяготеющие к нему поселки городского типа.
Тенденция концентрации населения в немногочисленных точках региона при обезлюдении основной территории получила здесь широкое распространение. Воспроизводство населения в регионе в последние годы осуществлялось замедленными темпами. Многие показатели демографической ситуации (половозрастной состав, брачность, рождаемость, смертность, естественный прирост) свидетельствуют об отрицательных тенденциях в развитии демографических процессов. Отток населения из сельской местности, особенно молодежи, крайне осложнил демографическую ситуацию на селе. Показатели естественной убыли на 1,1 % пункта превышают средние по стране и составляют 6,4 % в районе против 5,1 % в стране. Отрицательный прирост населения характерен для всех административно-территориальных единиц, однако показатели выше среднерайонного отмечаются в Нижегородской и Кировской областях.
К числу важнейших предпосылок развития и размещения производительных сил относится обеспеченность региона трудовыми ресурсами. В течение длительного времени регион относился к районам, имеющим избыток трудовых ресурсов, и служил источником для пополнения трудовыми ресурсами других регионов страны. Однако отнесение Волго-Вятского региона к трудоизбыточным в настоящее время следует пересмотреть. Численность экономически активного населения в районе за 1992–1996 гг. снизилась на 203,1 тыс. чел., или на 4,6 %, и составила 4063,6 тыс. чел., а занятых в экономике уменьшилась на 8,6 %, что связано с дальнейшим сокращением работающих в сфере материального производства.
Уровень безработных возрос за этот же период с 5,3 до 9,3 %. Трудоспособное население составляет 4,0 млн чел., из них в общественном производстве занято 90,7 %, в том числе в материальном производстве занято 69,6 %, в непроизводственной сфере – 30,4 %. В связи с развитием рыночных отношений, банкротством нерентабельных предприятий, сокращением рабочих мест возрастает удельный вес безработных, особенно в малых и средних городах с моноотраслевой структурой хозяйства. Поэтому в этих городах необходимо широкое развитие малого бизнеса, непроизводственной сферы, что способствовало бы дополнительному привлечению рабочей силы и смягчению уровня безработицы и социальной напряженности в регионе. Удобное географическое положение, устойчивые транспортные связи, наличие строительных площадок, пригодных для размещения новых промышленных объектов, высококвалифицированных кадров создают благоприятные предпосылки для наращивания экономического потенциала региона.
Хозяйство Волго — Вятского района
Легкая промышленность региона опирается на местную сырьевую базу. Кожевенное производство сложилось в Нижегородской области (Богородск), меховое и овчинно-шубное — в Кировской (Слободское). Предприятия по производству пеньки и шпагата размещены в Нижегородской области (Горбатов) и Мордовии (Саранск), льняных тканей — в Нижнем Новгороде. Используя привозной хлопок, развивается хлопчатобумажная промышленность в Чувашии. Далеко за пределами региона известны изделия декоративно-прикладного искусства из дерева — хохломская, Городецкая роспись (Нижегородская область), глины — дымковская игрушка (Киров).
Крупные города
Бо́льшая часть населения проживает в городах. Они известны не только промышленностью, но и туристическими достопримечательностями. Самые крупные на карте района:
- Саранск;
- Йошкар-Ола;
- Нижний Новгород.
В первую очередь рекомендуется посетить Саранск. Здесь сохранились исторические постройки — старинные памятники архитектуры и оборонительные крепости
Срубы, бревенчатые усадьбы, два музея с артефактами постоянно привлекают внимание посетителей города. Возвели их очень давно, но население поддерживает здания в хорошем состоянии, а некоторые постройки были реставрированы.
В Саранске недавно открыли дом-музей писателю Александру Полежаеву. Есть здесь и музыкальный театр, этнографический комплекс «Мордовское подворье». По воскресеньям население собирается на службах в православных церквях.
Значительные рекреационные ресурсы имеются в Йошкар-Оле. Этот город можно считать основным культурным центром района. Здесь располагаются многочисленные театры и музеи. Можно посетить старинные усадьбы купцов и архитекторов. Экскурсоводы предлагают послушать историю и описание интересных мест. Любителям искусства понравится городская художественная галерея, а влюбленные пары предпочитают проводить вечера в огромном национальном парке.
Нижний Новгород изначально возводился как поселение-крепость. По плану архитекторов здесь построили каменное укрепление с башнями. Оно датируется XVIII—XIX столетиями, но и сегодня выглядит довольно внушительно
Местный кремль, огромное количество двухэтажных купеческих домов, церкви — все это привлекает внимание туристов.
Транспорт и хозяйственные связи Волго-Вятского района
В районе используются все виды транспорта. Характерной чертой является относительно высокая доля речного транспорта в пассажирских и особенно в грузовых перевозках {рис. 105). Это связано с расположением крупных городов района на берегах Волги и её притоков — Вятки, Ветлуги и Оки. Тем не менее главным видом транспорта, обеспечивающим основной (как и в большинстве районов страны) грузо- и пассажирооборот, остаётся железнодорожный. Сеть железных дорог функционирует во взаимодействии с работой речных портов, которые находятся в местах пересечения рек железнодорожными магистралями. В таких транспортных узлах может производиться смена вида транспорта для перевозки определённых грузов. По территории района проходит несколько нефте- и газопроводов из Поволжья, Урала и Западной Сибири.
Ввоз товаров в Волго-Вятский район больше, чем вывоз. На его территорию ввозятся нефть, газ, каменный уголь, чёрные и цветные металлы, зерно и др. За границы района вывозятся автомобили, станки, тракторы, речные суда, лес и лесоматериалы, бумага, картон, изделия лёгкой промышленности, продукция химической индустрии (минеральные удобрения и т.п.).
Повторим главное 1. Состав района: Кировская и Нижегородская области, Республика Марий Эл, Республика Мордовия и Чувашская Республика. В районе находится третий по числу жителей город страны — Нижний Новгород. 2. Природные ресурсы незначительны. Исключение составляют богатые лесные и водные ресурсы. Район занимает выгодное транзитное положение на пересечении широтных и меридиональных транспортных путей. 3. Специализация района: транспортное машиностроение, другое трудоёмкое и наукоёмкое машиностроение, а также ряд дополняющих его отраслей (нефтепереработка, производство красителей, шин, пластмасс и др.). Развита также лесная промышленность. |
Проверим знания
1. Какие субъекты Федерации входят в состав Волго-Вятского района? 2. Какие отрасли, обслуживающие автомобилестроение, развиты в районе? 3. Какая продукция вывозится из Волго-Вятского района?
А теперь более сложные вопросы
1. Что позволяет объединять Волго-Вятский район вместе с Центральным и Центрально-Чернозёмным в регион Центральная Россия? 2. Какой фактор определил развитие автомобилестроения в районе? 3. Проанализируйте состав грузов, вывозимых и ввозимых в регион.
Структура хозяйственного комплекса Волго-Вятского района
Основные центры черной металлургии – Выкса, Кулебаки, Омутнинск, Нижний Новгород.
Регион имеет развитую базу строительного комплекса. Предприятия по производству строительных материалов размещены главных образом в Нижегородской области и Республике Мордовия. Борский стекольный завод специализируется на производстве дефицитного стекла для автомобилей и оконного стекла.
Волго-Вятский экономический район располагает всеми видами транспорта – железнодорожным, речным, автомобильным, трубопроводным и воздушным. Наибольшее значение имеет железнодорожный транспорт, на долю которого приходится свыше 2/3 всех межрайонных перевозок. Регион располагает большими возможностями для создания технополисов как региональных центров внедрения достижения отечественной и мировой науки.
Одними из главных задач регионального развития являются изменение промышленной структуры, особенно в Нижегородской области с высокой концентрацией предприятий оборонного комплекса, а также реконструкция предприятий тяжелой индустрии путем конверсии оборонных гражданских отраслей.
Актуальной задачей Волго-Вятского района является оздоровление экономической среды, и в первую очередь, Волги и крупных городов, перенасыщенных промышленными предприятиями. Поэтому необходимо внедрение новых экологически чистых технологий. Важными задачами региона являются также восстановление и развитие экономических связей, в том числе и связей по кооперированию с другими районами России.
Отрасли промышленности
Почти половина населения района считается трудоспособной. Каждый второй взрослый житель занят в сельском хозяйстве. Остальная рабочая сила развивает промышленность:
- пищевую;
- легкую;
- нефтехимическую;
- производство строительных материалов.
Но главными отраслями специализации Волго-Вятского района являются машиностроение и металлургия. В составе всех сфер промышленности занято более 65% природных ресурсов зоны. Есть крупные предприятия по строительству автомобилей, они расположены в Нижнем Новгороде, Канаше, Кирове, Заволжье, Саранске, Павловске.
Старейшая отрасль промышленности — судостроение. Химическое производство основывается на привозном сырье. Заводы выпускают полупродукты для органической и полимерной химии, минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты. Лесной комплекс развит благодаря естественным ресурсам, поскольку район находится в окружении посадок деревьев. На местных предприятиях изготавливают строительные материалы, бумагу, мебель.
Топливо поставляется из других регионов. Уголь привозят из Кузнецкого, Печорского, Подмосковного бассейнов, нефть и газ поступают по магистральной связи из Западно-Сибирского и Поволжского районов. Горьковская АСТ, Чебоксарская и Нижегородская гидроэлектростанции обеспечивают население энергией.
Легкий производственный комплекс представлен швейными, льняными, кожевенными, меховыми, хлопчатобумажными предприятиями. Большинство сырья есть в самом районе, некоторые виды завозят из тех областей, которые с ним граничат. Пищевые заводы производят мясные, грибные, молочные и масляные продукты. Основа региона — развитое сельское хозяйство и агропромышленный комплекс.
Район обеспечен всеми видами транспорта, у него развитая сеть железных дорог, шоссе, трубопроводов. Такие схемы позволяют обеспечивать быструю перевозку грузов и пассажиров. Внешние и внутренние связи обеспечивают судоходные реки — Волга, Ветлуга, Ока, Вятка. Новгород и Чебоксары — города, в которых расположены крупные порты.
↑ Крупные предприятия
- Горьковским автомобильным заводом (ГАЗ), один в России, выпускается спектр автомобилей, спецтехники и автокомпонентов.
- Автобусостроительный завод ПАЗ, относится к мировым лидерам, ОАО «Павловский автобус».
- Саранск. Завод автосамосвалов.
- АО «Кировский шинный завод».
- Лидер в судостроении «Красное Сормово», завод в Нижнем Новгороде.
- АО Балахнинский бумкомбинат «Волга».
- Саранск. ПАО «Электровыпрямитель».
- Агрегатный завод в Чебоксарах.
- Чебоксары. ПАО завод «Промтрактор».
- АО «Дзержинскхиммаш» — главное предприятие, выпускающее оборудование для отраслей индустрии.
Географическое положение и его особенности
Каково же экономико-географическое положение этой местности (ЭГП)?
В его состав входят 3 республики и 2 области:
- Республика Марий Эл;
- Республика Мордовия;
- Чувашская Республика;
- Кировская обл.;
- Нижегородская обл.
Изучаемый район находится в подчинении Приволжского федерального округа.
Какие у него границы? В его экономическое окружение входят следующие «соседи»:
- Центральный район (запад);
- Северный район (север);
- Уральский район (восток);
- Поволжский район (юг).
Площадь территории составляет: 265,4 тыс. кв. км.
История этого экономического района берет свое начало в тот же год, когда образовался СССР. Правда в том виде, в котором район сейчас все знают, он начал существовать лишь во второй половине 20-го века. Причем выделить один определенный административный центр невозможно.
Хозяйство
Отдельные территории
Волго-Вятского района неравноценны по
экономическому развитию. Специализацию
определяют следующие факторы: удобное
ЭГП; исторически сложившаяся индустриальная
база Нижнего Новгорода (Сормовский
завод — один из крупнейших в дореволюционной
России); значительные трудовые ресурсы;
большие запасы водных, лесных ресурсов,
но явный недостаток сырьевых и
энергетических.
По размерам
производства и разнообразию выпускаемой
продукции район значительно уступает
соседнему Центральному.
Район специализируется
на машиностроении, химической и лесной
промышленности. Ориентируется на
привозное сырье и топливо с Урала,
Поволжья, Западной Сибири.
Машиностроение
представлено автомобиле- и судостроением,
производством двигателей, изделий
радиотехники, приборов, инструментов,
оборудования для химической и
деревообрабатывающей промышленности.
В этой отрасли занято 50% экономически
активного населения района.
Автомобильный
завод в Нижнем Новгороде связан с
заводами-смежниками и имеет филиалы:
автобусный завод (Павлово на Оке), завод
автосамосвалов (Саранск). Скоростные
суда на подводных крыльях «река-море»,
речные ледоколы производил ранее завод
«Красное Сормово» в Нижнем Новгороде.
Машиностроительные заводы созданы в
Кирове и Чебоксарах (тяжелые промышленные
тракторы, тягачи, гусеничные тракторы,
бульдозеры, вездеходы). Заводы Саранска
выпускают электролампы, ртутные, дуговые,
кварцевые лампы и др.
В составе
машиностроительного цикла работают
местные передельные заводы (большая
часть металла поступает с Урала).
Химическая
промышленность — вторая отрасль
специализации района (центр — г.Дзержинск),
где вырабатываются синтетические смолы,
пластмассы, азотные удобрения, серная
кислота и др.
В Кстово —
нефтеперерабатывающий завод (на привозной
нефти — к городу подведен нефтепровод).
Лесная промышленность
базируется на собственных ресурсах.
Производят пиломатериалы, спички,
мебель. Целлюлозно-бумажные заводы
построены на Волге — в Правдинске,
Балахне, Волжске. Сохранился и развивается
старинный кустарный промысел —
хох-ломская роспись (г.Семенов).
Агропромышленный
комплекс.
Сельское
хозяйство — многоотраслевое, но лишь
частично обеспечивает потребности
района. Ведущее место принадлежит
животноводству (естественные луга и
пастбища по долинам рек). Разводят
крупный рогатый скот, овец, свиней.
Земледелие специализируется на
производстве картофеля, на юге —
выращивание зерновых и технических
культур.
Топливно-энергетический
комплекс.
Энергетика
использует торф и гидроресурсы
(Нижегородская и Чебоксарская ГЭС), но
основное значение имеют нефть и газ
Поволжья и Западной Сибири, уголь
Печорского и Кузнецкого бассейнов.
Транспорт.
В пределах
района проходят железные дороги,
связавшие Центр с Уралом, трубопроводы.
Крупная транспортная артерия — Волга.
На территории Российской федерации выделяют одиннадцать экономических районов. Общая характеристика Волго-Вятского экономического района России даёт представление о размерах территории, географическом положении региона, его природно-ресурсном потенциале, населении, трудовых ресурсах и специализации хозяйства.
Население и трудовые ресурсы Волго-Вятского района
По последним данным, на население региона составляет восемь с половиной миллионов человек, то есть шесть процентов всех жителей страны. Как показывает тест, численность граждан динамично меняется за счет миграции, естественного прироста, демографических изменений, экономических предпосылок. В последние годы происходит стремительная урбанизация района. Люди массово покидают села и деревни, перебираясь в крупные города.
В 2020 году отмечалось разительное сокращение количества жителей района. Размещение населения – неравномерное. Есть несколько районов с максимальной плотностью населения, но основные территории пустуют. Это объясняется переездом большинства людей в мегаполисы. Например, около семидесяти процентов людей проживают в двух областях. Это Кировская и Нижегородская области.
Национальный состав населения состоит преимущественно из коренных русских. Также на территориях проживает некоторый процент татар, марийцев, мордован, чувашей. Последствия экономического кризиса сильно отразились на регионе. Возросла безработица, молодежь покинула малые поселки, сельскохозяйственный сектор ослабел.
Промышленность Волго-Вятского района
Население и хозяйство района обеспечивают энергией Нижегородская и Чебоксарская ГЭС, а также тепловые электростанции. Однако они не покрывают всех потребностей в электроэнергии. Часть недостающей электроэнергии поступает из других районов страны.
Ведущая отрасль промышленности Волго-Вятского района — машиностроение. В промышленности развиты многие отрасли, требующие высококвалифицированного труда. Здесь производятся сложные фрезерные и деревообрабатывающие станки, электроизмерительные приборы, телевизоры, инструменты. Но главной отраслью машиностроения является автомобилестроение. Производство легковых и грузовых автомобилей ранее было организовано на крупном Горьковском автозаводе (ГАЗ), находящемся в Нижнем Новгороде (рис. 104). В районе выпускаются автобусы (Павлово), самосвалы (Саранск); есть и моторный завод. Один из старейших заводов Нижнего Новгорода — «Красное Сормово» — производит речные суда, которые используются в бассейне Волги.
Мощность местных заводов передельной металлургии недостаточна для обеспечения машиностроения необходимым количеством металла. Поэтому он завозится с Урала.
В районе много производств, обслуживающих автомобилестроение: стекольная промышленность выпускает техническое (автомобильное) стекло, текстильная — технические и льняные ткани. Химический комплекс производит резинотехнические изделия, автомобильные шины, искусственные кожи, пластмассы.
На сибирской и поволжской нефти работает нефтеперерабатывающий завод в Кстово.
Волго-Вятский район — один из главных районов лесной промышленности Европейской России. Местная заготовка древесины обеспечивает сырьём предприятия по деревообработке, производству фанеры, мебели, спичек и др. В районе действуют несколько крупных целлюлозно-бумажных комбинатов. Здесь налажено производство продукции лесной химии.