Центральный выставочный зал манеж
Содержание:
- Канистры из-под бензина
- Массовые мероприятия и события[ | ]
- Здание Манежа
- Архитектура здания Манежа на Моховой
- Описание
- Табак для революционеров
- Выставочный зал «Манеж»
- Александровский сад и памятник князю Владимиру
- Ансамбль[ | ]
- Из истории
- Что посмотреть
- История возникновения данного термина
- Примечания[ | ]
- История
- XXй век
Канистры из-под бензина
О причинах пожара исследователи спорят до сих пор. Главный вопрос: случайным было возгорание или кто-то поджёг Манеж? С течением времени доводы в пользу первого варианта слабеют, а в пользу второго укрепляются. Лужков ещё до начала следствия уверенно заявил, что пламя было вызвано неисправностью проводки. Но в деревянных перекрытиях кровли никакой проводки не имелось. Рассматривалась версия о брошенной с улицы петарде. Но эксперты установили, что чердак здания не мог загореться ни от неё, ни от оставленного окурка — возгоранию предшествовал мощный выброс тепловой энергии, который можно создать только с помощью горючей жидкости. Помогавшие в разборе завалов московские диггеры рассказали о находке нескольких пустых канистр из-под бензина. О поджоге может говорить и тот факт, что огонь на чердаке распространялся слишком стремительно: в 21:00 охранники обошли здание и проверили верхние помещения — всё было в порядке, запах дыма отсутствовал. А уже в 21:15 крыша Манежа пылала, площадь возгорания составила около 500 квадратных метров. Притом что толстые, обработанные специальным составом доски поджечь чрезвычайно трудно. В итоге вопрос до сих пор остаётся открытым. Юрий Лужков, уволенный президентом Дмитрием Медведевым в 2010 году с поста мэра Москвы с формулировкой «в связи с утратой доверия», через несколько лет переехал на местожительство в Австрию. А главная выставочная площадка Москвы продолжает свою успешную работу — как в культурном, так и в коммерческом плане.
Метки: Александр I, эпоха Романовых, Москва, Тайны 20 века, пожар, преступление, здание, поджёг, История Москвы, манеж, 2004
Назад
Массовые мероприятия и события[ | ]
Вид на Манежную площадь, 2020 г. Манежная площадь неоднократно становилась местом проведения массовых митингов и манифестаций. На площади проходили самые многочисленные акции протеста периода перестройки и постсоветского времени: 4 февраля 1990 года здесь состоялся митинг с требованием отменить шестую статью Конституции СССР, собравший до 300 тыс. человек. 14 января 1991 года на Манежную вышли более 100 тыс. человек под лозунгом «Не допустим оккупации Литвы!». Во время августовского путча Манежная стала одним из мест массового выступления противников ГКЧП.
31 августа 1999 года на третьем ярусе ТК «Охотный ряд» прогремел взрыв, в результате которого один человек погиб и пострадало более 30.
9 июня 2002 года на площади произошли массовые беспорядки, ставшие следствием поражения национальной сборной в матче с Японией в ходе чемпионата мира по футболу.
11 декабря 2010 года на Манежной вновь случились беспорядки. Их причиной стали убийство болельщика «Спартака» Егора Свиридова и порядок расследования преступления.
30 декабря 2014 на площади прошел митинг сторонников Алексея Навального под лозунгом «Евроманежка», однако по общему мнению он оказался провальным и вызвал язвительные отклики в СМИ.
Манежная площадь является также местом проведения open air концертов и выступлений: в 1997 году на этом месте выступили The Prodigy, собрав около 250 тысяч человек, а в 1998-м состоялся концерт рэпера Кулио.
Здание Манежа
Объект изначально задумывался как экзерциргауз — крытое пространство для проведения строевой подготовки кавалеристов, смотров и парадов. Помещение должно было вмещать до двух тысяч военных, с возможностью их свободного маневрирования верхом на лошадях.
Фонтан перед зданием выставочного зала, Nicolas Dubs
Автором проекта назначили российского подданного испанского происхождения — архитектора, инженера и строителя А. Бетанкура. Манеж возвели за 8 месяцев под руководством российского инженера французского происхождения Л. Карбонье. В этот период привлекалось от 500 до 700 рабочих одновременно.
Одноэтажное здание прямоугольной формы имело размеры 166 на 44 метра. Его высота составляла 15 метров, а площадь — более 7,4 тысячи квадратных метров. Уникальность конструкции заключалась в отсутствии внутренних столбов. Деревянные фермы длиной 45 метров опирались лишь на несущие стены. Для их изготовления использовались вековые лиственницы.
Поспешность возведения Манежа через год привела к появлению трещин в теле двух стропильных ферм. Одной из причин называли жару, но исследователи уверяют, что виной могли стать ошибки в расчетах и недостаточное количество самих ферм. Конструкция была усилена по проекту Р. Бауса в 1823–24 гг.
Выставочный зал, moscowmanege.ru
С наружных торцов здания имелись аркады, украшенные полуколоннами и фронтонами. Поверхности боковых фасадов визуально разделялись полуколоннами, между которыми установили большие сводчатые окна, дающие хорошее дневное освещение. Вход в здание был организован с каждой из четырех сторон.
К отделке приступили через несколько лет после торжественного открытия экзерциргауза. Работы были закончены в 1824–25 гг. Проект О. Бове предусматривал в качестве декора установку лепных деталей и горельефов, стилизованных под военные доспехи и атрибуты. Но бо́льшая часть задумок так и осталась на бумаге из-за недостатка финансирования. К зданию Манежа чуть позже была пристроена Ротонда. В советскую эпоху ее разобрали.
Чтобы уберечь деревянные конструкции от грызунов и насекомых, О. Бове распорядился рассыпать на чердаке полуметровый слой махорки. В годы ВОВ ее выкурили, но достаточно крепкий «аромат» ощущался еще на протяжении как минимум трех десятков лет.
Размещение художественных экспонатов, Александр Сенников
Ремонт здания выполнялся в самом начале ХХ столетия. А в 1930-е годы просевшие балки подперли колоннами, нарушив, тем самым, открытую планировку пространства. В 1953-м были организованы масштабные реставрационные работы с демонтажем всех гаражных конструкций и восстановлением настенных барельефов. Это была подготовка к открытию выставочного центра в 1957 г.
Вынужденная реконструкция 2004–05 гг
позволила увеличить выставочную площадь Манежа почти вдвое (за счет подземного этажа) и организовать дополнительные парковочные места рядом со зданием, что немаловажно в условиях расположения объекта в центре Москвы. Строение оборудовали эскалаторами и прозрачными ограждениями, установили лифты и стеклопакеты, усовершенствовали системы пожаробезопасности, вентиляции и кондиционирования
Работы выполнялись по проекту П. Андреева, сумевшего воссоздать внешний вид фасадов по чертежам О. Бове, а также возродить уникальные фермы Бетанкура с использованием современных строительных материалов и технологий.
Оформление экспозиции, Александр Сенников
Сегодня в здании Московского Манежа размещены не только выставочные площади, но и рестораны, кафе, зоны отдыха и конференц-зал. Споры по поводу искажения замысла Бетанкура в сторону «новодела» ведутся по сей день, но страсти, бушевавшие в начале восстановительной реконструкции здания, утихли.
Архитектура здания Манежа на Моховой
Здание Манежа представлено в виде одноэтажного строения площадью 6 с половиной тысяч квадратных метров. Длина боковых фасадов составляет порядка 180 метров.
Выполнена постройка в стиле классицизма. Торцевые фасадные плоскости украшают гладкие фронтоны, а также аркада, состоящая из семи арочных проемов.
Монументальность зданию Манежа на Моховой придает некая укрупненность его геометрических пропорций, сдержанная цветовая гамма плоскостей, а также мерная ритмика колонн и пилонов.
Рисунок боковых фасадов создается с помощью аркады окон, между которыми размещены особые тосканские колонны, и антаблементами с рельефными вставками.
Легкость в восприятии высокой двухскатной крыши обеспечивается за счет часто установленных слуховых окон.
Стоит отметить, что ранее к кровельным балкам изнутри крепился потолок, скрывавший оригинально исполненную решетку ажурной конструкции крыши.
Описание
Здание манежа имеет всего один этаж, но протяженность его боковых сторон — около 180 метров, а общая площадь составляет около 6500 кв. метров. Строение выполнено в классическом стиле, его торцевые и боковые фасады украшены фронтонами и арочными проемами без какого-либо декора.
Благодаря умело выбранным пропорциям и симметричному ряду колонн, сооружение выглядит монументальным. Здание оборудовано мощной системой кондиционирования, новейшей системой пожаротушения, круглосуточно работают камеры видеонаблюдения. Имеются лифты и эскалаторы, удобная подземная парковка, все это делает здание Манежа привлекательным выставочным комплексом в центре столицы.
Табак для революционеров
Любопытно, что строительству Манежа способствовали… пожар и французы. По одной из версий, в 1812 году солдаты Наполеона подожгли Москву. В числе многих других объектов сгорели и торговые ряды на площади, где продавали дрова, сено и сухой мох для законопачивания щелей в домах — за что место получило название «Моховая площадка» (позже примыкавшую к площади улицу назвали Моховой). К пятилетнему юбилею разгрома армии Наполеона император Александр I повелел построить на месте образовавшегося пустыря экзерциргауз (здание для обучения пеших и конных военнослужащих). Причём такой, каких в Европе не существовало, — рассчитанный на полк из двух тысяч солдат. Пятую годовщину победы готовились отметить смотром войск, и экзерциргауз возвели для его подготовки. Работы велись под руководством архитектора Августина де Бетанкура, обрусевшего испанца. Всего за семь месяцев был возведён огромный корпус длиной 174 и шириной 45 метров, внутреннее пространство которого не имело ни одной промежуточной опоры. На строительстве трудились 800 мастеров-каменщиков, привезённых из окрестных губерний. Прямоугольное одноэтажное здание стало образцом архитектуры классицизма. Внутреннее помещение было открытым и полностью просматриваемым. Для кровли требовались длинные стропила — и в Москву со всей России свозили огромные вековые лиственницы. Чтобы спасти деревянные перекрытия от насекомых-вредителей, на чердаке рассыпали полуметровый слой сухих табачных листьев, запах которых отпугивал жуков-древоточцев. После революции, когда помещение приспособили под правительственный гараж, табак скурили большевистские служащие. Вместо него положили опилки, которые хуже спасали от сырости и совсем не годились для борьбы с насекомыми.
Выставочный зал «Манеж»
Свое начало история возникновения выставочного зала берет в 1817 году. Здание строилось российским инженером Львом Карбонье по проекту А.А. Бетанкура. В 1824—1825 годах внешние фасады были оформлены в стилистике ампир Осипом Бове. Момент окончания строительства ознаменован пятилетним юбилеем победы в Отечественной войне. Манеж стал великолепным олицетворением памяти подвигу русского человека в 1812 году. По этой причине территория зала была приспособлена для военных учений и тренировок. Название дома для муштры звучало как «Экзерциргауз». Подобного здания в мире на тот момент не существовало. Своеобразная планировка позволяла сооружению держаться только за счет основных стен, без присутствия опор и колонн внутри. Известные «фермы Бетанкура» являлись частью архитектуры здания. Торжественное открытие происходило в присутствии Императорского Величества и сопровождалось парадом войск.
Начало 20 века изменило предназначение здания на новый лад. На тот момент облагородили автопарк для автомобилей членов правительства. Но ближе к семидесятым годам Манеж стал основной площадкой для проведения ярмарок, выставок и мероприятий. 1967 год дал зданию новое имя. Привычное всем название Центральный выставочный зал «Манеж» было получено зданием именно в тот период времени.
В 2004 году произошло возгорание в здании выставочного зала. Пожар нанес серьезные повреждения культурному достоянию столицы. Значительная его часть была бесследно уничтожена. Целый год лучшие реставраторы возвращали Манеж в первозданный вид по проекту архитектора П. Ю. Андреева. В 2005 году Манеж гостеприимно распахнул свои двери для посетителей после восстановления. Многие люди ждали это грандиозное событие. Первый вернисаж, организованный в стенах уже нового здания, был представлен выставкой известного художника Сергея Андрияки. Работы его учеников также присутствовали в экспозиции.
Современный Манеж обустроен в соответствии с новейшими технологиями. Мощная система проветривания путем установки кондиционеров, вентиляция и новейшая техника делают Манеж актуальным в наш век цифровых технологий. Система пожаротушения продумана до мелочей. Прошлый опыт подсказывает, что к этому вопросу нужно подходить с огромной ответственностью, что с успехом удалось осуществить высококвалифицированным мастерам. Чтобы сохранить прекрасный колорит здания от недисциплинированных личностей и во избежание конфликтных ситуаций, Манеж оснащен камерами круглосуточного видеонаблюдения. Реконструкция здания сделала его очень удобным для посещения людей. Эскалаторы, лифты, удобная подземная парковка, стеклянные ограждения привлекают современного жителя мегаполиса.
В Манеже постоянно проходят различные выставки, мероприятия, презентации на различные тематики. Для всех категорий москвичей и гостей столицы есть интересные предложения для посещения. Для самых маленьких детей в возрасте до 8 лет всегда работает детская игровая комната «Детский манеж». Взрослые могут спокойно погулять и ознакомиться с выставкой, пока их дети под присмотром опытных педагогов занимаются развивающими играми.
Цены на посещение выставочного зала вполне приемлемы. Всего за 400 рублей можно посмотреть все представленные экспозиции. А в каждое третье воскресенье месяца Манеж можно посетить совершенно бесплатно. Манеж работает до 22 часов. Этот факт очень радует, так это отличный шанс провести незабываемый вечер.
Культура – это часть человеческой жизни. Поэтому не стоит пренебрегать возможностью увидеть прекрасное.
Как добраться:
Александровский сад и памятник князю Владимиру
Александровский сад находится в самом центре столицы, возле стен Кремля. Сегодня – это красивый ухоженный парк, где расположены памятники, напоминающие об исторических событиях и боевой славе страны. Своим именем место обязано императору Александру I. По его приказу река Неглинная была заключена под землю, а на ее месте были разбиты сады для увековечения памяти о победе в войне 1812 года и для народных гуляний.
Парк был спроектирован архитектором О. Бове. Им же была построена одна из главных достопримечательностей сада – Итальянский грот
Внимание туристов привлекают памятник-обелиск Романовых, фонтанный комплекс, Кутафья башня.
Самое значимое место в Александровском парке – это Вечный огонь возле Могилы Неизвестного Солдата. Мемориальный комплекс является символом величественного подвига тех, кто сражался за мир и свободу во время Великой Отечественной войны. Охраняет Вечный огонь Почетный караул. Его ежечасная смена всегда собирает большое количество туристов.
Новейшая скульптура, расположенная в конце сада – это памятник киевскому князю Владимиру, крестившему Русь. Он был открыт в 2016 году. Архитектор Салават Щербаков создал мощную скульптуру князя с поднятым высоко в небо крестом, указывающим путь к истинной вере. Пологие ступени напоминают воды Днепра, где проходили обряды крещения первых христиан Древней Руси.
Ансамбль[ | ]
Манежная площадь является одной из самых крупных и старых в Центральном административном округе Москвы. Она расположена рядом с Кремлем и Александровским садом, на неё выходят фасады зданий Манежа и Государственного исторического музея. В 1990-е годы на площади были восстановлены Воскресенские ворота и часовня Иверской иконы Божьей Матери. Около часовни находится основанный в 1997 году Музей археологии Москвы и здание отеля «Four Seasons Hotel Moscow» (бывшая гостиница «Москва»). От площади отходят улицы Моховая, Тверская, одноименная Манежная и улица Охотный Ряд.
Одной из основных скульптур Манежной площади является памятник Георгию Жукову, установленный в честь 50-летия победы в Великой Отечественной войне у входа в Исторический музей. В центре площади на поверхность выходит стеклянный купол подземного торгового комплекса «Охотный ряд», увенчанный скульптурой Георгия Победоносца. Между Манежной площадью и Александровским садом прорыт канал, вдоль которого установлены скульптуры Зураба Церетели.
Ансамбль Манежной площади дополняют фонтаны, построенные в 1996 году в честь 850-летия Москвы. Внутри «Гейзера» — центрального фонтана композиции — установлена скульптурная группа «Времена года», представленная в виде четырех коней. С 1996 года на площади у Воскресенских ворот расположен знак «Нулевой километр автодорог России», от которого ведется отсчет километража российских дорог.
Из истории
Создание Манежа началось после пожара в 1812 году, тогда огонь, не утихавший неделю, уничтожил многие деревянные постройки столицы. Специальная комиссия решила, что на месте старых купеческих лавок в центре города будет возведен Манеж, а в начале 1817 года император Александр I издал указ о начале работ.
Строительство выполнялось под руководством инженера Льва Карбонье по проекту архитектора Августина Бетанкура, предложившего построить перекрытие по уникальной технологии: стропила имели специальную конструкцию и перекрывали пространство шириной почти в 45 метров без внутренних опор.
Ход строительства контролировал сам Александр I и поэтому работы велись активно. Через 8 месяцев, в ноябре 1817 года к пятилетию победы над Наполеоном, строение, предназначенное для военных учений, было построено. Здание для муштры — Экзерциргауз, было торжественно открыто в присутствии императора и сопровождалось военным парадом.
Замысел Бетанкура был воплощен: построенная площадка, предназначенная для военных учений, была просторна и как бы продолжала прилегающую площадь.
В 1825 году строение было украшено лепными деталями в стиле ампир архитектором Осипом Бове. Для предотвращения от порчи насекомыми и грызунами деревянных конструкций чердачные помещения были покрыты слоем махорки в 50 см.
Несмотря на то, что во время Отечественной войны в 1941–1945 годах всю махорку выкурили, в 70-х годах прошлого века все деревянные детали оставались в отличном состоянии.
Для военных целей здание использовалось недолго — через 15 лет, с 1831 года, в нем проходили выставки, концерты и народные гулянья.
Так, на концертах Николая Рубинштейна и Гектора Берлиоза собиралось до 12 тысяч человек, а на выставке, рассказывающей о быте народов России с помощью костюмов, одетых на манекены из папье-маше, побывал император Александр III, быстро покинувший мероприятие, обозвав экспонаты уродами.
После революции историческое здание превратили в автопарк правительственных машин, а во времена Никиты Хрущева с 1957 года помещение использовалось как выставочный центр.
Пожар в марте 2004 года нанес огромный ущерб зданию, большая часть памятника была уничтожена огнем. Работы по возрождению исторического здания проводились лучшими реставраторами России под руководством архитектора Павла Юрьевича Андреева. Через год, в апреле 2005 года, Манеж в Москве был открыт, первую экспозицию представили художник Сергей Андрияка и его ученики.
Что посмотреть
Автор архитектуры фасадов — Осип Бове. Их классический рисунок создают аркады окон между тосканскими колоннами и рельефными вставками. Все внутреннее пространство просматривается насквозь, ведь командирам необходимо было видеть каждого гвардейца и его коня.
Уже с 1831 г. в Манеже не только гремели сапоги и копыта, но и проводились концерты и вернисажи. Именно здесь состоялась печально знаменитая «бульдозерная» выставка, резко раскритикованная Н. С. Хрущевым. Ныне вся площадь Манежа разделена на несколько экспозиций, где представлены работы выдающихся мастеров современного российского искусства.
К 200-летнему юбилею подготовлена большая и интересная выставка «Гений Места: от экзерциргауза к выставочному залу. 200 лет в истории», подробно освещающая чуть ли не по дням все этапы жизни прекрасного украшения центра столицы.
Центральный выставочный зал на Манежной площади — это только часть музейно-выставочного объединения «Манеж». В него входят еще несколько объектов, в том числе выставочный на проспекте Мира, рассказывающий о знаменитом монументе. В фойе установлен огромный молот рабочего, поднимаясь по пандусу, посетители узнают много нового и неожиданного о великой эпохе «Сталинского Ампира», увидят как зарождался замысел и сооружалась гигантская скульптура. Документы повествуют о борьбе за свое детище, которую выдержали его создатели, об их триумфе, постепенном разрушении монумента и его возрождении в 2009 г.
История возникновения данного термина
В русский язык, как, впрочем, и в английский, слово «манеж» (что такое, указано в первом пункте) пришло из французского. В переводе с языка Руссо и Наполеона существительное manège означало «карусель». На первый взгляд кажется, что данный термин никак не связан с манежем, однако это заблуждение.
Дело в том, что изначально каруселью именовали конный балет, появившийся в качестве развлечения для королевского двора Франции еще XVI в.
В Российскую империю моду на представления с участием лошадей ввела императрица Екатерина II.
С ее легкой руки это царское хобби стало пользоваться большой любовью у помещиков, которые организовывали у себя в имениях собственные конные карусели. Однако к началу XX в. мода на лошадиные балеты пошла на убыль, а после и вовсе иссякла.
В свое время, чтобы участвовать в manège, нужно было быть отличным наездником, а для этого требовались постоянные тренировки, которые проходили в тех же зданиях, где потом и проводились выступления. По этой причине постепенно каждое специально отведенное место для обучения верховой езде стали называть манежем.
Примечания[ | ]
- ↑ 123Екатерина Шалыгина. Манежная площадь(неопр.) . Узнай Москву. Дата обращения 30 августа 2020.
- ↑ 123456 Манежная площадь(неопр.) . Городской портал Москвы. Дата обращения 30 августа 2020.
- Москва: все улицы, площади, бульвары, переулки / Вострышев М. И. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2010. — ISBN 978-5-699-33874-0.
- ↑ 12 Манежная площадь(неопр.) . Культура.рф. Дата обращения 6 сентября 2020.
- Манежная площадь (неопр.) . Отдых и выходные в Москве. Дата обращения 6 сентября 2020.
- Манежная площадь в Москве (неопр.) . life-globe (8 февраля 2016). Дата обращения 6 сентября 2017.
- Манежная площадь (неопр.) . Тонкости туризма. Дата обращения 6 сентября 2020.
- Векслер, 2012, с. 18-21.
- Сытин, 1958, с. 170.
- Векслер, 2012, с. 22-27.
- Сытин, 1958, с. 171-172.
- Векслер, 2012, с. 22-29.
- Векслер, 2012, с. 32-33.
- Векслер, 2012, с. 50-51.
- Векслер, 2012, с. 52.
- Супруненко Ю. П. Москва подземная. Крона и корни великой тайны. — М., 2020. — ISBN 978-5-699-33874-0.
- Васькин, Гольштадт, 2009, с. 240-245.
- ↑ 12 Муравьёв, 2007, с. 277-278.
- Хранитель. Алексей Ильич Комеч и судьбы русской архитектуры / Самовер Н.. — М.: Искусство — XXI век, 2009. — ISBN 978-5-980-51-060-2.
- Ревзин Г. И. Охотный ряд открыт до самой глубины(неопр.) . Коммерсантъ (11 декабря 1997). Дата обращения 30 августа 2017.
- Торговый комплекс «Охотный ряд» на Манежной площади (неопр.) . Институт Мосинжпроект. Дата обращения 30 августа 2020.
- Самые массовые акции протеста в Москве c 1990 года. История вопроса (неопр.) . Коммерсант (10 декабря 2011). Дата обращения 30 августа 2017.
- 15 самых страшных московских терактов (неопр.) . Big Picture (10 июня 2013). Дата обращения 30 августа 2017.
- Разъяренные болельщики разгромили центр Москвы (неопр.) . newsru.com (9 июня 2002). Дата обращения 30 августа 2020.
- Беспорядки на Манежной площади в Москве 11 декабря 2010 года (неопр.) . РИА Новости (11 декабря 2015). Дата обращения 30 августа 2017.
- Ридус. Участники провалившейся «Евроманежки»: мы к такому не готовы (рус.). Ридус. Дата обращения 22 марта 2020.
- Contra Magazin: Призывы к российскому «евромайдану» звучат из Вашингтона (неопр.) . ИноТВ. Дата обращения 22 марта 2020.
- Концерт Prodigy на Красной Площади (неопр.) . The Prodigy (27 сентября 1997). Дата обращения 30 августа 2017.
- Алена Скворцова. Пять бесплатных шоу, которые Москва не забудет никогда(неопр.) . 360°. Дата обращения 30 августа 2020.
История
Начиная с XII века, на месте Манежной площади была плотная застройка, однако в 1493 году все деревянные строения рядом с Кремлем снесли из-за риска возникновения пожара. В XVI веке при Иване Грозном здесь разместился Опричный двор, немного позже, при Борисе Годунове – слобода стременных стрельцов. В 1708 году на месте слободы построили толкучий рынок с торговыми рядами: Лоскутным, Обжорным, Кузнечным, Охотным, Мясным и другими. Рядом находились низшего разряда кабаки и ночлежные дома.
На пересечении Моховой и Тверской улиц в 1670 году был построен Моисеевский женский монастырь, сгоревший в 1737 году. Он дал название Моисеевской площади, которая впоследствии станет частью Манежной. Во время пожара 1812 года этот уголок Москвы полностью сгорел. В 1817 году здесь построили здание Экзерциргауза или Манежа для проведения строевой подготовки солдат. Территория, окружающая Манеж, была разбита на небольшие переулки, получившие свое название от бывших торговых рядов: Большой и Малый Лоскутный, Обжорный и проч. Они были застроены трактирами, закусочными, постоялыми дворами, лавками.
С началом строительства метро в1932-1938 годах здания в переулках снесли. Освободившееся пространство получило название «Манежная площадь». В 1967 году ее переименовали в честь 50-летия Октябрьской революции, и она стала называться «Площадь 50-летия Октября». До 90-х годов прошлого века площадь оставалась пустой и служила стоянкой для многочисленных туристических автобусов. В 1993 году ее облагородили, преобразовали по проекту М.Посохина и З.Церетелли, вернули прежнее название. Наземная часть стала культурно-прогулочной зоной с фонтанами, памятниками, скульптурами, а подземная – трехэтажным торговым центром.
XXй век
1931 год – начало заметных перемен в бывшем Занеглименье, вызванных осуществлением Генерального плана реконструкции Москвы. Площадь перед южным фасадом Манежа получает его название, а лавки Охотного ряда сносятся из-за строительства магистрали к Дворцу Советов и метро. К 1938 году на этой территории не осталось ни одного здания, и в 1940-1990 гг. Манежка не застраивалась. Она использовалась как стоянка для туристических автобусов, а в 90-е москвичи устраивали здесь митинги против советской власти.
в 1967 году площадь переименовали в честь 50-летия Октября, однако это название она проносила лишь до 1990 года, когда ей было возвращено историческое. Советская власть даже планировала установить памятник в честь праздника, но дело так и не сдвинулось дальше закладного камня.