Албанцы: кто такие и откуда взялись, полезная информация для всех
Содержание:
- Претензии на религиозную собственность
- Общество
- Культура
- История
- Споры
- Организация
- задний план
- Правовой статус
- Обычаи и традиции Албании
- Исторический обзор
- Демография
- Экономика Албании
- Ислам в Албании
- Религиозная композиция
- Примечания
- Албания – жемчужина в бункере
- Православие в Албании (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Источники
- Ислам[править | править код]
Претензии на религиозную собственность
Политика и практика правительства способствовали в целом свободному исповеданию религии; однако реституция собственности, экспроприированной бывшим коммунистическим правительством, продолжала оставаться проблемой. Согласно закону о реституции и компенсации за такую собственность, религиозные общины имеют те же права, что и частные лица в вопросах реституции собственности или компенсации, но религиозные общины подвергли сомнению ограничение закона на реституцию собственности до 150 акров (0,61 км 2 ). . В течение отчетного периода правительство не создавало специальный фонд денежной компенсации, но канцелярия премьер-министра постоянно пыталась решить вопросы, связанные с религиозной собственностью. Правительство также объявило о планах устранить бюрократические и юридические препятствия, препятствующие возвращению конфискованной собственности, путем отмены требования о предъявлении религиозными организациями титулов и документов, подтверждающих первоначальное право собственности. В коммунистическую эпоху собственность, конфискованная режимом, обычно регистрировалась, и правительство работало над тем, чтобы признать эти архивные документы эквивалентными титулам собственности, таким образом проясняя право собственности на землю в некоторых случаях.
У всех четырех основных традиционных общин были существенные имущественные претензии, которые остались неурегулированными. В случаях, связанных с возвращением религиозных построек, правительство часто не возвращало землю вокруг зданий, иногда из-за претензий частных лиц на реконструкцию, которые начали возделывать ее или использовать для других целей. Православная церковь продолжила строительство нового собора в Тиране на участке земли, который она получила в качестве компенсации за другие земли, захваченные коммунистическим правительством, но она заявила о непринятии мер по другим имущественным претензиям по всей стране, а также о трудностях в восстановление религиозных икон и ценных рукописей. И православная церковь, и католическая церковь пытались вернуть себе архивы, захваченные коммунистическим правительством и хранящиеся в национальных архивах.
Хотя у католической церкви были существенные неурегулированные имущественные претензии, она указала, что не занимается их активным поиском и решила сосредоточить свои усилия на других областях. Тем не менее, если компенсация в конечном итоге будет выплачена другим религиозным группам, они также будут ожидать компенсации.
Исламская община Албании и мусульманские бекташи также обратились к правительству с просьбой вернуть ряд объектов собственности. Исламскому сообществу удалось получить право собственности на большой участок земли в Тиране, где когда-то стояла мечеть. Однако разрешения на строительство новой мечети он не получил. В соответствии с новым планом городского регулирования в Тиране для этой цели был выделен еще один земельный участок в Тиране, также принадлежащий исламскому сообществу. Исламское сообщество отвергло это место как слишком маленькое и продолжило отдавать предпочтение первоначальному месту. На конец отчетного периода проблема оставалась нерешенной. Община бекташи также требует от правительства компенсации жертвам жестокого обращения на религиозной почве во время коммунистического режима.
Общество
Бен Блуши , самопровозглашенный политик-атеист
В Албании религиозная идентичность обычно определяется приписыванием , как правило, через семейное религиозное происхождение, а не фактической приверженностью, и независимо от религиозности человека или ее отсутствия, она может быть социально значимой, поскольку иногда связана с историческими социально-экономическими и культурными факторами. факторы в некоторых контекстах.
Известный писатель Исмаил Кадаре объявил себя атеистом
Некоторые хорошо известные албанские современные атеисты включают Кадар , Дритеро Аголл , Бен Блуши , Andi Bushati , Фатос Лубонж , Мустафа Nano , Саймер Пирг , Дайану Калите , Элтон Дед, Фатос Тариф , Эдмон Tupja , Ylli Rakipi , Гилман Бакалли , Бленди Февзиу , Мойком Зеко и Ррахман Парллаку .
Некоторая антипатия к явным атеистам была обнаружена в опросах — в одном из выпусков World Values Survey 19,7% католиков, 17% мусульман и 9,4% православных «полностью согласны» с тем, что «те, кто не верит в Бога» непригодны для работы (общее согласие: 47,3% католиков, 46,9% мусульман и 37% православных). Согласно исследованию, проведенному Ipsos в 2011 году, 53,5% албанцев считают атеистов «похожими» на них, а 34,1% — «разными».
Некоторые албанские интеллектуалы жаловались на возрождение «табу» на атеизм, о чем свидетельствует риторика вокруг визита Папы в 2014 году в страну, где атеизм был связан с «коммунистическими преступлениями» и считался «несовершенным», и что новый Конституция Албании провозглашает веру в Бога «универсальной» ценностью, несмотря на то, что в стране существует значительное количество людей, которые не верят в Бога. Также поступали жалобы на дискурс как в Албании, так и со стороны иностранцев, которые цитируют статистические данные о традиционных долях населения различных присутствующих мусульманских и христианских сект, которые показали бы, что страна является 100% религиозной страной, тем самым стирая присутствие нерелигиозных .
Премьер-министр Эди Рама (сам католик и православный, с женой-мусульманкой и выразивший сомнение в существовании Бога) утверждал, что традиционная религиозная гармония Албании, традиционно определяемая как находящаяся между четырьмя основными религиями — суннитским исламом, православным христианством, бекташи. Ислам и римско-католическое христианство также должны включать нерелигиозных. Однако в публичном выступлении 2018 года он использовал слово pafe ( неверный ) в качестве оскорбления своих политических оппонентов.
Культура
Этнический костюм и танец косовских албанцев.
В культурном отношении албанцы в Косово очень близки с албанцами в Албании. Традиции и обычаи отличаются даже от города к городу в самом Косово. Разговорный диалект — гег , типичный для северных албанцев. Язык государственных учреждений, образования, книг, средств массовой информации и газет — стандартный диалект албанского языка, который ближе к диалекту тоска .
Религия
Подавляющее большинство косовских албанцев — мусульмане-сунниты . Есть также католические албанские общины, сосредоточенные в Гьякова , Призрене , Клине и нескольких деревнях недалеко от Печ и Витина .
Изобразительное искусство
Kosovafilmi — это киноиндустрия, выпускающая фильмы на албанском языке, созданные косовскими албанскими кинематографистами. Национальный театр Косово — главный театр, где регулярно показывают пьесы албанских и зарубежных артистов.
Музыка
Музыка всегда была частью албанской культуры. Хотя в Косово музыка разнообразна (поскольку она была смешана с культурами разных режимов, доминирующих в Косово), аутентичная албанская музыка все еще существует. Для него характерно использование чифтелии (аутентичного албанского инструмента), мандолины , мандолы и ударных .
Народная музыка очень популярна в Косово. Есть много народных певцов и ансамблей.
Современная музыка в Косово происходит из западных стран. Основные современные жанры включают поп , хип-хоп / рэп , рок и джаз .
Косовские радиотелевизоры, такие как RTK , RTV21 и KTV, имеют свои музыкальные чарты.
Образование предоставляется для всех уровней, начальных, средних и университетских. Приштинский университет — государственный университет Косово с несколькими факультетами и специальностями. Национальная библиотека (БК) — главная и самая большая библиотека в Косово, расположенная в центре Приштины. Есть много других частных университетов, в том числе Американский университет в Косово (AUK), а также множество средних школ и колледжей, таких как колледж Мехмета Акифа .
История
В Уставе Скутари , согласно Ардиану Клоси и Ардиану Вехбиу , глагол bessare (пер. Приносить присягу) является первым документом, подтверждающим эту концепцию. После этого в требник переводе Гджон Базуку используется в соответствии с верой ( Latin : Fides ) «О gruo, е Маде äshte Беса jote» ( Latin : «О Mulier, магна Эст Fides Туа» ; Евангелие от Матфея 15:28). В начале 19 века Маркос Ботсарис в своем греко-албанском словаре перевел албанское «беса» (написанное «μπέσα») как греческое «θρησκεία», что означает «религия» или, в более широком смысле, «вера». В 1896 году в провинциальном альманахе Османского правительства для Косово под названием Kosova Salnamesi была двухстраничная запись о besa, и она сравнивалась с французской концепцией parole d’honneur (честное слово).
Поздний османский период
Во время Великого восточного кризиса албанцы собрались в Призрене , Косово (1878 г.), и объединились, чтобы сформировать политический союз ( Призренскую лигу ), направленный на поддержание территориальной целостности Османской империи, чтобы предотвратить раздел албанских земель соседними балканскими странами. В 1881 году албанцы поклялись беса и восстали против османского правительства. Абдул Хамид II выступал против кровной мести албанских племен и издал (1892–1893) воззвание к жителям области Икодра ( Шкодер ), призывая их совершить беса и отказаться от этой практики в надежде, что само учреждение (беса) который поддерживал вендетту, можно было использовать против нее.
В 1907 году империя направила в Косово военную инспекционную комиссию, и одна из ее целей по установлению фактов была связана с предотвращением «генерала беса» против правительства Османской империи. Во время младотурецкой революции в июле 1908 года косовские албанцы, собравшиеся в Фирзовике ( Феризай ), согласились на беса, чтобы оказать давление на султана Абдул Хамида II с целью восстановления конституционного правления. В ноябре 1908 года во время конгресса Манастира по вопросу об албанском алфавите делегаты выбрали комитет из 11 человек, который поклялся, что ничего не будет раскрыто до окончательного решения, и в соответствии с этой клятвой согласились на использование двух алфавитов в качестве шага вперед. Во время албанского восстания 1910 года косовские албанские вожди собрались в Фирзовике и поклялись бороться с централистской политикой османского младотурецкого правительства. Во время албанского восстания 1912 года албанцы пообещали провести беса против младотурецкого правительства, которому они помогли прийти к власти в 1908 году. Хаши Зека , землевладелец из Ипека ( Пейе ) организовал в 1899 году собрание 450 косовских албанских знати, и они согласились сформировать Беса-Бесэ ( Лига Пежи ) для борьбы с османским правительством и поклялись беса прекратить всякую кровную месть.
Вторая Мировая Война
Во время Второй мировой войны под немецкой оккупацией албанцы спасли и спрятали более 2000 евреев от нацистских преследований, частично мотивированными культурным учреждением беса, которое уделяет особое внимание помощи и защите людей в моменты нужды.
Современный период
В Черногории мероприятие «Beslidhja e Malësisë» (Клятва Малезии) прошло в Тузи (28 июня 1970 г.) в присутствии католического и мусульманского духовенства. Семьи и другие дальние родственники в регионе Малезия устроили беса и согласились прекратить кровную месть и согласиться с судебными решениями штата в отношении жертв и преступников.
Споры
Снос и конфискация государственными органами
В августе 2013 года православная община Пермета провела демонстрации в результате конфискации Собора Успения Богородицы и насильственного вывоза священнослужителей и религиозных артефактов из храма государственными властями. Якобы собор не был полностью возвращен православной Албании после восстановления демократии в стране. Инцидент вызвал реакцию Православной церкви Албании, а также спровоцировал дипломатическое вмешательство Греции.
Физическим лицам
Существует широко распространенное мнение, что православная вера связана с теориями заговора, в которых отождествление с греческими экспансионистскими планами классифицирует их как потенциальных врагов государства.
В начале 2014 года во время поездки в США архиепископа Анастасия встретили протестующие из албанской диаспоры, которые выступают против его положения главы церкви из-за того, что он из Греции
Принимая во внимание, что из-за того, что глава Албанской православной церкви и некоторые епископы были из Греции, Фатос Клоси , бывший глава албанской разведки, заявил в интервью СМИ в апреле 2014 года, что Албанская православная церковь находится под контролем Греции и больше не является албанским учреждением. Комментарии Клоси были восприняты в Албании как противоречивые, осужденные церковью, а также вызвали дискуссии в средствах массовой информации в то время.
Албанская православная церковь создала новую епархию в Эльбасане 17 апреля 2016 года. Против ее создания выступает отец Николла Марку, который руководит местной церковью Святой Марии и порвал связи с Албанской православной церковью в 1990-х годах. Спор продолжается, поскольку Албанская православная церковь считает, что власть Марку над церковью незаконна. Различия в Марке с православной церковью относятся главным образом к Анастасий Yannoulatos’ является гражданином Греции , возглавляющей церковь в Албании с утверждениями , что он продвигаемые подразделения среди греческого „шовинизма“ православная общины и. Албанские СМИ на протяжении многих лет изображали Марку как « célèbre», как «повстанческого патриота». Тем не менее, он пользуется очень ограниченной поддержкой в Албании.
Православная автокефальная церковь выступила против легализации однополых браков для ЛГБТ- сообществ в Албании, как и лидеры мусульманской и католической церкви страны.
Организация
Расположение епархии
В настоящее время страна разделена на две церковные провинции, каждая из которых возглавляется архиепископами — Шкодер-Пулт на севере и Тирана-Дуррес в центре и на юге. Shkodrë-Pult имеет два викарий епархии для Леже и Sape . Тирана-Дуррес имеет одну суфражистскую епархию для Ррешена, а также столичную власть над Апостольской администрацией византийского обряда в Южной Албании , также известной как Албанская греко-католическая церковь .
Имя | Площадь | Католическое население | % |
---|---|---|---|
Архиепископия Шкодер-Пулт | Шкодер | 166 700 | 70% |
Лежская епархия | Леже | 86 300 | 71% |
Епархия Сапэ | Задрима, Вау-Дежес | 70 701 | 35% |
Архиепископия Тираны-Дуррес | Тирана | 135 400 | 11% |
Епархия Ррешена | Rrëshen | 55 300 | 23% |
Апостольская администрация Южной Албании | Южная Албания | 3 000 | 0,2% |
Первым известным епископом современной Албании был Басс, который был назначен епископом Скутари (Шкодера) в 387 году, суфражистом епископа Салоник , примаса всего Иллирика . В 6 веке Шкодер стал избирательным правом Охрида , в современной Республике Македония , который стал примасом всего Иллирика, а к раннему средневековью Шкодер получил избирательное право епископа Дуклийского в настоящее время. Черногория . В 1867 году Шкодер был объединен с Архиепископией Антивари (Бар, Черногория), но раскололся в 1886 году, чтобы снова стать отдельной Архиепископией с епископами-суфражистами в Леже, Сапе и Пулте. Епархия Пулта (Пулати) — регион к северу от Шкодера между нынешними деревнями Дришт и Прекал — восходит к 899 году, когда епископ Пулта был назначен суфражистом епископа Дуклийского . Епархия когда-то была разделена на Большой Пульт и Малый Пульт, но в конце концов объединилась с Шкодером в 2005 году. Дришт, деревня к северу от Шкодера, также раньше была отдельным епископством. Епархия Сапэ (Саппа), охватывающая область Задрима между Шкодером и Леже, восходит к 1062 году, а епархия Леже (Алессио) — к 14 веку. Архиепископия Дурреса была создана в 13 веке как епископство Албанополиса. Она объединилась с Тираной в 1992 году. Ррешенская епархия была отделена в 1996 году.
Апостольская администрация Южной Албании была создана в 1939 году.
Другими бывшими древними епархиями в Албании были Диннаструм и Балазум.
задний план
Партия Труда Албании объявили Албанию атеистическое государство с 1967 по 1990 год и запретил религиозную практику. Как и прежде, большинство албанцев не сделали официального заявления. Но вы помните, происходит ли ваша собственная семья из мусульманских, православных или католических традиций. Религиозные практики среди албанцев очень редки.
Представители мусульман, православных, бекташи и католиков Албании в Париже на митинге в честь жертв теракта Charlie Hebdo в январе 2015 г.
Мечеть рядом с православным храмом на юге Албании.
По мнению исследователя Юго-Восточной Европы Натали Клейер , история Албании не знает религиозного экстремизма . Религиозная терпимость определяет повседневную жизнь албанцев, которые гордятся гармонией, существующей между последователями религий. Религиозный прагматизм как характерная черта албанского общества привел к многочисленным межрелигиозным бракам на протяжении веков. Возникла сильная объединяющая культурная идентичность. Исторически это также связано с необходимостью защитить свою культуру от попыток покорить и поработить другие народы и страны. Цитата из Пашко Васы (1825–1892), которая позже была принята , все еще можно услышать сегодня :
— Пашко Ваза
По всей стране и во всех религиях суеверия и языческие обычаи широко распространены как часть общей албанской культуры. Амулеты, такие как чеснок , куклы и мягкие игрушки , флажки и нарисованные глаза , которые должны отвращать сглаз ( албанский Syri i keq ), встречаются повсеместно. Особенно в северных горных районах Албанских Альп дохристианские и католические обычаи смешались.
Такие места паломничества , как католический монастырь возле Лака , посвященный святому Антонию Падуанскому , посещают последователи всех религий. Праздники тоже часто отмечают вместе. Здесь языческие элементы, которыми были обогащены христианские святые, играют объединяющую роль в религиях, поскольку языческие верования, мифы и суеверия широко распространены и сегодня.
Правовой статус
Албанская Конституция 1998 года определяет , во введении и подробно в статьях 10 и 24, право на свободу вероисповедания и равное отношение ко всем религиям со стороны государства, которое также признает их правовой статус. Он описывает себя как светского человека . Тёплые отношения между различными религиозными конфессиями способствовали созданию в целом позитивной атмосферы в этой стране. В Албании нет явной государственной религии, все религии одинаковы в глазах государственных властей. Нейтралитет государства в вопросах религии заходит так далеко, что в государственных школах нет уроков религии.
Религиозным группам не требуется регистрироваться, а преобладающие религии (православные, католики, мусульмане-сунниты и община бекташи) пользуются многими официальными привилегиями.
Обычаи и традиции Албании
Несмотря на то, что Албания и ее народ довольно продолжительное время жили в атмосфере тоталитарного режима Ходжи, большинство албанцев сохранили свои культурные традиции и национальные особенности, что на сегодняшний день особенно интересно тем, кто посещает эту страну в качестве туриста.
Особо поражает многих путешественников, то обстоятельство, что на небольшой территории такой страны, как Албания, культурные традиции того же свадебного обряда довольно существенно отличается у одного албанского селения, от того же обряда расположенного практически рядом. В этом, пожалуй, и есть основная особенность, того, что обычаи и традиции Албании
довольно пристально изучаются европейскими этнографами.
Исходя из этого, наиболее интересно путешествовать по этой стране в осенний период, когда все эти обычаи можно наблюдать воочию, когда албанские семьи празднуют не только окончание сбора урожая, но и отмечают создание новых семей.
Исторический обзор
Религиозная карта Албании на начало XX века (приблизительная)
Первая христианская община на территории современной Албании была установлена в 58 году н. э. в Дурресе. После раскола христианской церкви в 1054 году южная Албания сохранила связи с Константинополем, северная часть страны вернулась под юрисдикцию Рима.
В середине XV века Албания была завоёвана Османской империей; албанцы стали первым европейским народом, принявшим ислам. Причин тому было несколько — турецкий прозелитизм, реакция на анти-албанскую деятельность православных в соседних странах и экономические преференции для принявших ислам. В XVIII веке в Албании получает распространение суфийское движение бекташи.
Со второй половины XIX века в Албании действует протестантская Евангелическая церковь Албании. В конце XIX — начале XX века среди албанских православных началось движение за создание поместной национальной церкви, закончившееся созданием Албанской православной церкви. В 1900 году священник Георг Германос, перешедший из православия в католицизм сформировал грекокатолическую общину, которая впоследствии оформилась в Албанскую грекокатолическую церковь
После второй мировой войны и с установлением коммунистического правительства в Албании началось преследование религии. В 1967 году Энвер Ходжа запретил любое отправление религиозного культа и объявил Албанию первым в мире атеистическим государством. В стране были закрыты сотни храмов; некоторые религиозные иерархи были расстреляны, сотни священников разных конфессий были отправлены в тюрьмы.
С началом демократизации страны (конец 1980-х) в Албании началось восстановление храмов и возрождение религиозной жизни. В начале 1990-х годов в страну прибыли различные протестантские миссионеры, проповедники бахаи, Свидетели Иеговы и мормоны.
Демография
Распределение верующих католиков в Албании по данным переписи 2011 года.
Согласно переписи населения Албании 2011 года, 10,03% населения были связаны с католицизмом , в то время как 56,7% были мусульманами , 13,79% не декларировали, 6,75% православные, 5,49% другие, 2,5% атеисты, 2,09% бекташи и 0,14% другие христиане.
Никакой четкой статистики по провинциям бывшей Османской империи не составлено. Однако известно, что до обретения Албанией независимости, когда в стране проживало 1 500 000 жителей, процентное соотношение религиозных жителей составляло: 65% мусульмане , 25% албанские православные христиане и 10% католики . В World Factbook ЦРУ используются данные переписи населения 1939 года: 70% мусульман, 20% православных христиан и 10% католиков .
Тем не менее, католические источники указывают, что статистика существенно изменилась: 38,8% мусульман , 35,4% христиан (16,8% католиков , 16,1% православных, 0,6% протестантов , 0,6% независимых), 16,6% нерелигиозных (9,0% атеистов), 0,2% бахаи. Согласно подсчетам епархий, католическая церковь насчитывает 525 000 членов при населении в 3 миллиона человек.
Географическое распределение
По состоянию на 2011 год католики составляют около 10,03% албанского населения. Они составляют большинство в уезде Леже (72,38%) и самую большую религиозную группу в уезде Шкодер (47,19%).
Доля католиков в Албании на место (перепись 2011 г.) | ||
---|---|---|
Место | Население (2011 г.) | Католики (%) |
Шлак | 671 | 99,1 |
Виг-Мнела | 1 509 | 98,1 |
Орош | 1899 | 97,7 |
Шала | 1 804 | 97,7 |
Хаймель | 4 430 | 96,9 |
Качинар | 1,016 | 96,8 |
Fierzë | 1,302 | 96,5 |
Блиништ | 3 361 | 96,0 |
Пулт | 1,529 | 95,7 |
Рубик | 4 454 | 95,1 |
Ungrej | 1,587 | 93,8 |
Кельменд | 3056 | 93,5 |
Каллмет | 4,118 | 93,4 |
Поклонник | 2 977 | 93,4 |
Gjegjan | 2 846 | 92,6 |
Улез | 1,229 | 92,6 |
Кольч | 4228 | 92,4 |
Дайч | 3 834 | 92,0 |
Rrëshen | 8 803 | 91,8 |
Kthjellë | 2 209 | 91,5 |
Зеймен | 5 660 | 91,0 |
Шош | 304 | 90,9 |
Шенколл | 13 102 | 87,4 |
Temal | 1,562 | 86,1 |
Balldre | 6 142 | 85,4 |
Велипойэ | 5 031 | 84,5 |
Лекбибай | 1 207 | 84,1 |
Селите | 745 | 82,5 |
Кастрат | 6,883 | 82,4 |
Келез | 1,761 | 82,0 |
Кафе-Мали | 1,548 | 81,5 |
Qerret | 1,498 | 81,0 |
Ибалла | 1,129 | 78,2 |
Вау и Дежес | 8,117 | 77,0 |
Фуше-Аррес | 2,513 | 73,3 |
Shëngjin | 8 091 | 72,4 |
Фуше-Куке | 5 460 | 71,3 |
Дайч | 3,885 | 71,1 |
Ррапе | 1,357 | 69,9 |
Гури и Зи | 8 085 | 66,4 |
Леже | 15 510 | 65,3 |
Шкрел | 3 520 | 62,5 |
Laç | 17086 | 60,7 |
Бушат | 14 149 | 57,4 |
Рретинат | 21 199 | 47,4 |
Blerim | 913 | 46,6 |
Мамуррас | 15 284 | 36,9 |
Bërdicë | 5,773 | 36,4 |
Баз | 2228 | 32,9 |
Милот | 8 461 | 32,7 |
Кодер-Туманэ | 12,335 | 31,0 |
Шкодер | 77 075 | 29,9 |
Бубк | 5 951 | 29,2 |
Fierzë | 1 607 | 28,3 |
Груэмире | 8 890 | 26,1 |
Llugaj | 1,787 | 24,0 |
Pukë | 3 607 | 22,5 |
Ана и Малит | 3 858 | 21,6 |
Кендер | 4 740 | 21,2 |
Экономика Албании
В виду своего географического положения Албания уже долгие годы является исключительно аграрной страной, несмотря на наличие таких полезных ископаемых, как нефть, природный газ, а так же месторождения хрома, меди и никеля. Исходя из этого, до середины восьмидесятых годов минувшего столетия экономика Албании
в основном была сориентирована на производство разнообразных продуктов сельского хозяйства предназначенных для внутреннего потребления и экспорта. Однако, в те же восьмидесятые годы, оценив природные достоинства Албании, в стране довольно интенсивно начался развиваться туристический бизнес. Вместе с этим и транспорт Албании
начал приобретать более современные формы. И на сегодняшний более 60% ВВП Албании приходится именно на эту отрасль экономики страны.
Ислам в Албании
Во многих источниках Албанию называют единственной мусульманской страной в Европе. Это не совсем точное определение. Во-первых, не нужно забывать Турцию; во-вторых, мусульманство было доминирующим вероисповеданием только на этапе религиозного возрождения. Итоги последней переписи говорят о том, что процентное соотношение мусульман сейчас представлено цифрой 60 %.
Итак, мусульманская Албания. Религия ислам пришла в эту страну с приверженцами Хаджи Бекташ–вели на рубеже 12-13 веков. Позднее, с 14 века, с османами на территорию державы проникли мусульмане-сунниты. Традиции албанских мусульман-бекташей отличаются от традиционно исламских и содержат некоторые элементы, сходные с христианством.
Если распределять по территориальности, то сунниты занимают в основном северо-восток и центр страны, бекташи преимущественно селятся в городах.
Религиозная композиция
Религиозное большинство по муниципалитетам (перепись 2011 г.)
Суннитское большинство
Большинство не принадлежит к какой-либо традиционной религии / нет ответа
Католическое большинство
ортодоксальное большинство
Бекташи большинство
Перепись 2011 года
Перепись 2011 года выявила следующие религии:
религия | Жители | доля |
---|---|---|
Ислам Мусульмане Бекташи | 1 646 236 1 587 608 58 628 | 58,79% 56,70% 2,09% |
Христиане Католики, Православные Протестанты / Прочие евангелисты | 475 629 280 921 188 992 3797 1 919 | 16,99% 10,03% 6,75% 0,14% 0,07% |
атеизм | 69 995 | 2,50% |
Нет ответа | 386,024 | 13,79% |
Верующие без вероисповедания | 153 630 | 5,49% |
не актуально / не указано | 68,022 | 2,43% |
Результаты переписи 2011 года противоречивы. Автокефальная Православная Церковь Албании официально объявила , что не признает результаты переписи. С ее точки зрения, именно православные христиане недопредставлены, что она объясняет ошибками в проведении личных интервью и преднамеренным бойкотом соответствующих вопросов. Согласно нашим собственным исследованиям, основанным на крещальных и приходских книгах, доля православных христиан в Албании превышает 24%.
Дальнейшие исследования
Дальнейшие исследования последних нескольких лет дают совсем другие цифры. Согласно опросам, проведенным Академией наук Албании в 2003 году, около 40% албанцев принадлежали к суннитам , 20% — к ордену Бекташи , еще 20% — к православной церкви и около 10% — к католической церкви . Остальные 10% назвали себя атеистами или принадлежат к другим религиям и конфессиям, в частности, протестантским или евангелическим свободным церквям. Исследование, проведенное албанским национальным статистическим управлением Instituti i Statistikës в 2005 году, показало, что 79,9% мусульман составляют 79,9% всего населения Албании. По оценкам Швейцарской базы метаданных религиозной принадлежности (SMRE), опубликованной в 2018 году, за период 2000 (1996–2005 гг.) За период 2010 (2006–2015 гг.) Предполагается, что 8% католиков, 15% православных, 65,9% мусульман и 10,9% лиц без религиозной принадлежности. ) SMRE оценивает 8,7% католиков, 9,1% православных, 52,5% мусульман и 29,5% людей без религиозной принадлежности.
Еврейская деноминация насчитывает около ста членов, хотя были евреи в Албании в течение 2000 лет . Синагога была открыта в Тиране в 2010 году , но вскоре снова закрылась. Почти все оставшиеся евреи в этой небольшой общине эмигрировали в Израиль после .
В 2008 году в Албании насчитывалось 1757 культовых и культовых сооружений. Хотя мусульмане составляют относительное и абсолютное большинство, у них меньше домов веры. Было всего 568 мечетей и 70 теккенов , но 1119 церквей . Из церквей 694 были католическими и 425 православными.
Предыдущие опросы
До Второй мировой войны около 70% населения исповедовали суннитский ислам. 20% были православными христианами, в том числе практически все представители этнических меньшинств ( македонцы , аромуны , греки и рома ). Около 10% принадлежали Римско-католической церкви. Православные албанцы жили в основном на юге, католики на северо-западе, а мусульмане были представлены повсюду, за исключением нескольких горных регионов.
Примечания
а. | Косово является предметом территориального спора междуРеспубликой КосовоиРеспубликой Сербия. Республика Косово водностороннем порядке провозгласила независимость17 февраля 2008 года.Сербия продолжает требоватьее как часть своейсуверенной территории. Два правительстваприступили к нормализации отношенийв 2013 году в рамкахБрюссельского соглашения 2013 года. Косово в настоящее время признано независимым государством 97 из 193государств-членов ООН. Сообщается, что в общей сложностигосударств-членов ООН признали Косово в какой-то момент,из которыхпозднее отказались от своего признания. |
Албания – жемчужина в бункере
Теплая, добрая и гостеприимная Страна Орлов, или «Щиптара», как именуют свою родину сами албанцы, осталась в стороне от многолюдных курортных маршрутов. И виной тому не отсутствие климатических достопримечательностей. С этим как раз все наоборот: ласковые и теплые воды Ионического и Адриатического морей, мягкий климат, соседство с популярными курортами Греции, Черногории, Сербии, Македонии… Виной всему – коммунистическое прошлое, которое укоренилось в этой стране наиболее глубоко.
Преданность прежнего правительства делу Ленина и Сталина достигла такого фанатизма, что, когда в СССР начался процесс десталинизма, Албания порвала все связи с бывшим «другом». Полная изоляция от внешнего мира, тотальное уничтожение религиозности привели к тому, что даже сегодня население Албании самое атеистическое в мире.
Православные храмы и мусульманские мечети разрушались или превращались в постройки социально-бытового назначения. Вместо них массово возводились бункеры — убежища от нападения «злых империалистов». После смены правительства верующие, независимо от вероисповеданий, с радостью востанавливают забытые традиции предков.
Православие в Албании (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Зарождение православия в Албании связывают с именем святого Кесаря, который считается апостолом этого края. Имена многих святых великомучеников связаны с албанской землей. Албания, религия которой длительное время находилась под строжайшим запретом (приговорить к тюремному заключению могли за найденную в доме икону), является родиной святых Доната, Ферина, Данакса, Нифонта и других. Мученическую смерть за Христа приняли на этой земле Косма Этолийский и Никита Албанский. Во времена репрессий православные священники пострадали больше остальных.
После смены режима на территории страны не осталось ни одного христианского монастыря, ни одного целого храма. Для сравнения: перед Первой мировой войной православие насчитывало 354 храма, 300 небольших часовен, 28 монастырей и две духовные семинарии.
Восстановление разрушенного православия церковь поручила владыке Анастасию. Первые церковные службы приходилось проводить под открытым небом, так как не было ни одной уцелевшей церкви. Результатом деятельности архиепископа стала реставрация и ремонт разрушенных храмов, сооружение новых, открытие монастырей, обучение священников.
Источники
- Уильям Мартин Лик , Путешествие по Северной Греции (Лондон, 1835 г.)
- Элиза Реклю , Земля и ее обитатели (Нью-Йорк, 1895, англ. Тр.): Европа, I, 115-126.
- Гюстав Леон Ниокс , Пенинсуль на Балканах
- Эдит Дарем , Путешествия
- Джон Гарднер Уилкинсон , алмация и Черногория (1848 г.)
- Гердер, Конверс. Lex., Sv
- Ами Буэ , европейская турка (Париж, 1889 г.)
- Александр Дегран , Сувениры Верхней Албании (Париж, 1901 г.)
- Emanuele Portal , Note Albanesi (Палермо, 1903 г.)
- Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Кристич , Элизабет (1907 г.). « Албания ». В Herbermann, Charles (ред.). Католическая энциклопедия . 1 . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
Документы средневековой религиозной истории Албании лучше всего можно найти в восьми томах Даниэле Фарлати , Illyricum Sacrum (Венеция, 1751–1819). См. Также Августин Тейнер , Vetera Monumenta Slavorum meridionalium Historiam illustrantia (Рим, 1863 кв. Церковную статистику можно увидеть у О. Вернера, Orbis Terrarum Catholicus (Фрайбург, 1890), 122–124 и 120; также в « Католических миссиях» («Рим», «Пропаганда пресс», раз в три года).
Ислам[править | править код]
Центр бекташей во Влёре
В 2010 году мусульмане в Албании составляли 63 — 64 % населения. Данные отчёта исследовательского центра Pew Research Center содержат цифру в 82,1 % населения. Ислам исповедуют албанцы, а также живущие в стране арабы и египтяне. Мусульмане распространены по всей стране, однако наибольшего присутствия ислам добился в центре и на севере страны.
Большинство мусульман являются суннитами (преимущественно ханафитского мазхаба). До 20 % населения Албании относятся к суфийскому движению бекташей; Албания является мировым центром этой конфессии. В крупных городах действуют проповедники Ахмадийской мусульманской общины, которая появилась в Албании в 1934. Ахмадийской мусульманской общине принадлежит одна из самых больших мечетей Албании — мечеть «Байтул Аввал» в Тиране.
Албания является единственной европейской страной, входящей в Организацию исламского сотрудничества.