Башня сююмбике

Символика форм

Суммируя сказанное, можно констатировать присутствие на фасадах и в силуэте башни Сююмбике мотивов казанско-татарской традиции, механизм появления которых на русском оборонительном сооружении 1 трети 18 века нуждается в специальном разъяснении.

Использование в новом сооружении элементов татарской архитектуры, возможно, служило задаче символизировать идею Царства Казанского (так называлась присоединенная к России территория вплоть до начала 18 века), только что переименованного в Казанскую губернию в образе надвратной башни оберкомендантского дома, под российским управлением (двуглавым орлом). Следует сказать, что воплощение такой идеи в виде стилизации некоторых элементов башни «в татарском духе» выглядит вполне логичным. В их число могли войти как цитаты с фасадов реальных памятников (трехчетвертные колонны, «сталактитовые» капители, ячеистые консоли), так и чисто ассоциативные мотивы, вносящие в образ сооружения воспоминания о татарских прототипах (вытянутость силуэта, минаретоподобное завершение). Особенно интригует выбор места на панораме Кремля, габаритов и типологическое подобие сооружения, фактически повторившие спустя столетие архитектуру Сары Капка. Не думаю, что причиной этого стало сохранение в целом или руинированном виде остатков Сары Капка, вновь восстановленных в 18 веке, на чем настаивает Г.Айдарова-Волкова. Правда, в этом случае сооружение либо попало бы в описание Писцовых книг, либо было бы отмечено местными краеведами. И, самое главное, комплекс «башня-церковь Введения», относись он к татарскому времени, не накрыл бы собою некрополь Казанских ханов 15-16 вв. Более вероятно, что Сары Капка и некоторые другие сооружения Арка были запечатлены кем-то из казанцев (на бумаге или живописно, — например, на иконе) до их исчезновения и воспроизведены при строительстве башни оберкомендантского дома. Большие пожары 1749, 1770 и 1815 гг., уничтожавшие всю Казань, погубили множество документов, — в числе которых, возможно, были и эти изображения. Так или иначе, упомянутые архитектурные детали на фасадах башни Сююмбике говорят нам о существовании реальных прототипов, они не являются чьей-то фантазией и могут быть причислены к вновь выявленным чертам средневекового татарского зодчества.

Легенды башни Сююмбике

Существует несколько легенд о предыстории строительства башни. Так, одна из самых красивых легенд гласит, что после взятия Казани Царём Иваном Грозным, ханская царица по имени Сююмбике, очаровала царя, который сделал ей предложение. Ивану Грозный Царица Сююмбике поставила условие царю Ивану Грозному – построить за семь дней самую высокую башню в Казани и тогда она согласится уехать с ним в Москву. Царь выполнил просьбу: за семь дней была построена башня из семи ярусов, которая возвышалась над всей Казанью. Царица Сююмбике под предлогом желания проститься с Казанью перед отъездом попросила разрешения взглянуть в последний раз на любимый город с высоты этой башни. Но взобравшись на её вершину не желая покидать город — она бросилась вниз. Именно в том направлении в котором она бросилась появляется наклон у башни. В настоящее время отклонение её шпиля от вертикали составляет уже 1,98 метров. Кто-то говорит, что самой причиной взятия Казани русскими войсками был именно отказ царицы Сююмбике Ивану Грозному, которого поразила красота царицы Сююмбике увиденную им на портрете.

По другой версии, Царица Сююмбике была замужем три раза и прожила долгую и спокойную жизнь в городе Касимов и судя по всему все эти события которые связывают с её именем происходили до взятия Иваном Грозным Казани. Но есть и доподлинно известные факты. По этим данным у царицы Сююмбике был сын царевич Утямыш-Гирей. Его вместе с другими пленными, после взятия Казани отправили в Москву в качестве заложника. Его насильно крестили при дворе царя Ивана Грозного, и дали ему имя Александр. Но царевич Александр прожил не долго. Он умер в двадцать лет и был похоронен в Московском Кремле.Долгое время существовала и другая легенда связанная с башней Сююмбике. Дело в том что, до 1830 года на шпиле башни красовалось золочённое яблоко, в котором по преданиям были спрятаны значимые мусульманские летописи и документы. Но когда по приказу министра внутренних дел Российской Империи яблоко было снято со шпиля и в присутствии именитых татар оно было вскрыто, оказалось, что яблоко оказалось внутри пустым, а само оно изготовлено из обычной латуни, а не из золота.В любом случае, сегодня башня Сююмбике является ярким символом Казани, наряду с другими памятниками древности, такими как Казанский Кремль.

Название

Однозначно сказать, почему так назвали строение, невозможно. Но, чтобы приблизиться к истине, достаточно исследовать известные факты. За падением Казани в 1552 году и гибелью ханства последовали печальные события:

  • запрет на исповедание ислама: все мечети разрушили, муллам запретили служить, а верующим – молиться;
  • насаждение православия и требование крещения мусульман: крещеный татарин получал значительные льготы при реализации произведенных товаров;
  • это привело к тому, что исповедовать ислам стали тайно: православие принималось лишь для вида;
  • заселение земель православными: Иван Васильевич приказывал своим вельможам переселять на новые место целые деревни и села;
  • запрещение татарским ремесленникам напрямую продавать товары: продукцию отличного качества татары вынуждены были продавать за бесценок русским купцам;
  • выселение уцелевших после штурма татар на берег озера Кабан (определение черты оседлости);
  • удаление татарских сел от оживленных дорог и замена их русскими селениями: последствие этой меры заметны до сих пор, вблизи некогда оживленных трактов нет татарских поселений.

Но просто так уничтожить народную память об исторических событиях невозможно: из уст в уста передавалась сказание о героической обороне Казани и ее защитниках. Вероятно, в последующие годы, когда в Кремле поселился воевода с подчиненными ему войсками и отстроили сооружение, и была придумана сказочная история о последней царице Сююмбике и дозорной башне.

Легенды башни

Со зданием связано множество легенд и историй:

  • История первая. Царь Иван IV Грозный прослышал о красоте казанской регентши и решил жениться на ней. Царица была против и тогда царь пригрозил сровнять ханство с землей, а всех жителей убить. Сююмбике согласилась ради своего народа, но в свадебную ночь сбросилась вниз с нового строения и погибла.
  • История вторая. Башня была возведена после взятия Казани в 1552 году по указу Ивана Грозного, но по просьбе татарской царицы. На её строительство ушло семь дней, по ярусу на каждый, и после окончания строительства царица захваченного ханства сбросилась с нее вниз.
  • История третья. Сооружение было построено по приказу Сююк в память о её втором погибшем муже Сафа-Гирее.

Правда, однако, оказалась намного печальнее. После взятия Казани Иваном IV Грозным, мурзы откупились казной, царевной и её сыном, которых перевезли в Российскую Империю и крестили. Женой русского царя Сююк не стала. Впрочем, оттого совсем не уменьшается красота и загадочность падающего строения. Не меньший интерес у архитекторов и учёных вызывает причина наклона строения. На основе проведенных исследований предполагают, что наклоняться в восточную сторону строение стало из-за элементарной ошибки в ходе строительства почти сразу же после его окончания.

Обнаружили наклон и предприняли меры только в 1930 году. Жёсткий каркас, элементы которого можно заметить на первом ярусе, остановил падение и помог сохранить объект культурного наследия РФ в первозданном виде, чтобы Вы смогли лично полюбоваться его великолепием.

Экскурсия к башне

Посмотреть на падающую башню, а также сфотографироваться на её фоне, можно на обзорной экскурсии по территории Казанского Кремля. Красивое архитектурное сооружение восхищает туристов не только днём, но и ночью, когда загорается ярким светом при помощи мощных прожекторов. На территории Кремля можно купить сувениры с изображением одной из главных достопримечательностей столицы Татарстана.

Легенды башни

Со зданием связано множество легенд и историй:

  • История первая. Царь Иван IV Грозный прослышал о красоте казанской регентши и решил жениться на ней. Царица была против и тогда царь пригрозил сровнять ханство с землей, а всех жителей убить. Сююмбике согласилась ради своего народа, но в свадебную ночь сбросилась вниз с нового строения и погибла.
  • История вторая. Башня была возведена после взятия Казани в 1552 году по указу Ивана Грозного, но по просьбе татарской царицы. На её строительство ушло семь дней, по ярусу на каждый, и после окончания строительства царица захваченного ханства сбросилась с нее вниз.
  • История третья. Сооружение было построено по приказу Сююк в память о её втором погибшем муже Сафа-Гирее.

Правда, однако, оказалась намного печальнее. После взятия Казани Иваном IV Грозным, мурзы откупились казной, царевной и её сыном, которых перевезли в Российскую Империю и крестили. Женой русского царя Сююк не стала. Впрочем, оттого совсем не уменьшается красота и загадочность падающего строения. Не меньший интерес у архитекторов и учёных вызывает причина наклона строения. На основе проведенных исследований предполагают, что наклоняться в восточную сторону строение стало из-за элементарной ошибки в ходе строительства почти сразу же после его окончания.

Обнаружили наклон и предприняли меры только в 1930 году. Жёсткий каркас, элементы которого можно заметить на первом ярусе, остановил падение и помог сохранить объект культурного наследия РФ в первозданном виде, чтобы Вы смогли лично полюбоваться его великолепием.

Архитектура Сююмбике

Практически сразу же после окончания строительства, Сююмбике стала «падать» на восток, но это не было задумкой архитекторов, а простая ошибка при строительстве. Что удивительно, обнаружили это только к началу XX века. В результате к 1930 году наклон составлял уже 1 метр 28 сантиметров. Было решено остановить падение, поэтому башню охватили железным кольцом и укрепили, чтобы предотвратить трагедию. Сейчас отклонение Сююмбике от вертикальной оси составляет 1 метр и 98 сантиметров. Археологи и ученые считают, что укрепление башни произошло очень своевременно, ведь еще каких-то 50 сантиметров и остановить процесс было бы уже невозможно.

Особенно хорошо отклонение от вертикали видно ночью

Архитектура башни Сююмбике сочетает в себе как традиции татарского, так и русского зодчества. Ее часто считают копией Боровицкой башни Московского кремля. Очертания Сююмбике можно увидеть и в башне Казанского вокзала. Архитектор Щусев при проектировании вокзала взял силуэт башни Сююмбике в качестве прототипа, и чтобы сделать сходство максимальным, он даже посылал своих помощников в Казань, чтобы те сделали обмеры и зарисовали ее во всех подробностях.

Башня представляет собой 7-ярусное сооружение из красного кирпича с широкой аркой-воротами в основании. На вершине мы можем увидеть золотой полумесяц, но он появился там относительно недавно, в 1993 году. До 1918 года шпиль украшал двуглавый орел, который позднее заменили на полумесяц. Но он долго не задержался на макушке Сююмбике, и уже в 1930-е годы его сняли и вернули на место только в конце XX века.

Шпиль башни Сююмбике

Архитектурные особенности

В старинной башне можно увидеть уникальный сплав традиционной татарской архитектуры и средневекового зодчества Московии. Влияние московских мастеров заметно в формах постройки. Внешне Сююмбике напоминает Боровицкую и Спасскую башню в Московском Кремле. Татарские элементы декора угадываются в полуовалах окон, полуколоннах на фасаде, вытянутом тонком шпиле и декоративном оформлении кованых ворот.

Кованные ворота в башне Сююмбике

Чтобы новая башня простояла века, строители забили в фундамент крепкие сваи из дуба. Стройное многоярусное здание поднимается на высоту 58 м, и поэтому видно издалека. Мощные стены выложены из кирпичей, скрепленных известковым раствором, а грани отделаны изящными кирпичными валиками. Это придает башне мягкие очертания.

Достопримечательность Казанского кремля состоит из семи ярусов. Три нижних – квадратные, а четыре верхних – восьмиугольные. Кубы имеют разный размер, поэтому в пространствах между ними устроены гульбища для охраны. Через глазницы в гульбище дозорные могли днем и ночью наблюдать за городом.

Четвертый и пятый ярусы построены восьмериками. При такой геометрии здание менее страдает от ветров, и кладку можно делать на 20% выше. Шестой ярус башни занимает дозорная вышка. Отсюда прекрасно просматривались окрестности Казани, были видны очаги пожаров и приближающиеся враги. На самом верху башни красуется зеленый шпиль и золоченый мусульманский полумесяц.

В 1910 году акционерное общество Московско-Казанской железной дороги решило построить новое здание Казанского вокзала в Москве. Был объявлен конкурс проектов, и участникам поставили задачу – возвести здание, которое бы стало символом крепкой связи Европы и Азии. Жюри выбрало работу Алексея Викторовича Щусева. Талантливый архитектор удачно совместил элементы московского барокко и украсил фасад нового здания вокзала ступенчатой башней, которая очень похожа на Сююмбике.

Загадать желание

Таинственность башни и необычный вид делают ее не только объектом классных фоток, но и заставляют верить в чудеса.

5. Есть поверье, что для того, чтобы желание исполнилось — нужно прикоснуться к башне, закрыть глаза… и ярко представить картинку вашей мечты будто оно уже сбылось. Тогда оно точно исполниться.

Мною проверено — работает. *

* при условии, что вы работаете над своей мечтой, а не протираете диван нижней частью спины.

6. Кстати, ночью башня подсвечивается со всех сторон, поэтому ее даже из других районов Казани.

7. Но самый красивые фото можно сделать на летнем закате…

На этом все, друзья. Всем шанти.

Дважды вдова

Сююк – так звали царицу раньше – была правнучкой основателя Ногинского ханства Едыгея и дочерью хана Юсуфа. Девочка выросла в ногайских степях. Привыкла жить в единении с природой, среди воинов и пастухов. Её совсем не прельщала жизнь в городе, и Сююк была расстроена, узнав о решении отца выдать её замуж за казанского хана Джан-Али.

Когда Сююк стала женой – ей было всего 12 лет. Супруг Джан-Али был значительно старше, но достаточно молод для правителя. Женой он пренебрегал, любил охоту и войны. Брак у них не сложился, детей не было. И это удивительно – Сююк расцветала с каждым годом, становилась всё милее и краше. Летописцы сравнивали красоту Сююк с солнцем, писали, «что луна стыдливо скрывается за тучами, когда на балкон выходит Сююк».

Во время дворцового переворота молодой хан был убит, и на трон взошел крымский царевич Сафа-Гирей. Он сделал Сююк своей пятой женой. Молодая девушка пленила его своей красотой, обаянием и умом. Вскоре на старших жён он и не смотрел. В его сердце жила только Сююк. Наконец-то красавице повезло: она чувствовала себя любимой, её уважали, к ней прислушивались… А когда Сююк родила сына Утямыша, он был назвал наследником престола. Но счастье длилось недолго. Любимый муж умер.

Одни историки говорят, кто он поскользнулся в бане и сильно ударился головой. Другие утверждают, что Сафа-Гирей был убит в бою. А Карамзин утверждал, что хан «пьяный убился во дворце». Сююк горевала по любимому, велела построить в его честь мечеть. Поскольку наследник был совсем мал, она стала регентом и управляла от его имени Татарским ханством. Управляла мудро и дальновидно.

Откуда взялось необычное название башни

В истории Казанского ханства было много славных правителей-мужчин и всего лишь одна царица-регентша, которую звали Сююк. Она происходила из знатного и богатого рода основателей Ногайской орды. Два раза Сююк была замужем, и оба ее мужа правили Казанским ханством.

В 1549 году любимый супруг Сююк – хан Сафа-Гирей умер, а ее трехлетний сын Утямыш-Гирей не мог стать царем из-за того, что был еще несмышленым ребенком. Женщине пришлось нарушить устоявшуюся традицию и принять на себя нелегкие бразды правления ханством.

Вид на башня Сююмбике от Благовещенского собора

Царствование Сююк длилось недолго – всего два года, но было очень достойным. Во время него были отменены некоторые налоги для купцов, ремесленников и крестьян. Хорошо образованная правительница принимала иностранных послов и вела дела с Арменией, Персией и Турцией. По ее указу была построена большая библиотека, книги в которую доставляли из разных стран Азии и Европы.

Народ любил свою царицу и называл ее Сююмбике, что в переводе с татарского значит «любимая госпожа». Этим именем была названа не только башня в Казани, но и улицы в некоторых татарских городах и поселениях.

История

Строительство

Вопрос даты постройки башни является дискуссионным: часть учёных датирует башню XVII—XVIII веками, некоторые — относят строительство башни ко второй половине XVI века, другие — и вовсе к периоду Казанского ханства (то есть до 1552 года).

Не существует исторических документов, описывающих строительство башни, так как основной архив Приказа Казанского дворца, где хранились все документы по управлению Казанью в XVI—XVII веках, сгорел во время пожара Москвы в 1701 году. Татарских документов периода Казанского ханства также не сохранилось, так как они были утеряны во время взятия Казани.

Предположения о существовании башни в ханский период

К версии возникновения башни в ханский период склонялся известный краевед, профессор Казанского императорского университета Н. П. Загоскин.

Исследователь начала ХХ века Н. А. Спасский полагал нижние ярусы башни постройками ханского периода, а остальную часть возведённой в XVIII веке во время превращения бывшей мечети Нур-Али в церковь.

Версии о возведении башни в русский период

В авторитетном труде «Казань в памятниках истории и культуры», вышедшем под редакцией С. С. Айдарова, А. Х. Халикова, М. Х. Хасанова, И. Н. Алеева, башня ориентировочно датируется 1645—1650 годами.

При этом, в академическом издании «Истории Казани» А. Х. Халиков и С. Х. Алишев утверждают, что башня Сююмбике была построена в середине XVII века на месте существовавшей там ханской башни:

Однако, гипотезы о постройке башни ранее второй половины XVII века не подтверждаются древнейшими изображениями Казани, выполненными посещавшими её путешественниками. На самом раннем изображении Казани саксонского учёного Адама Олеариуса, посетившего город в 1638 году, башня Сююмбике отсутствует. Башня Сююмбике также не представлена на «Чертеже Казанском» XVII века, на видах Казани из монографии амстердамца Николааса Витсена «Северная и Восточная Татария» 1692 года.

Сторонники версии о возведении башни в конце XVII века в качестве дозорной отмечают, что в своём современном виде башня сформировалась не ранее 1690-х годов. На это указывает наличие в первом ярусе элементов ордерного оформления — колонны на тумбах, ширинок ограждающих парапетов, а также характерная форма оконных проёмов с арками пониженного очертания, свойственных этому периоду (Московское барокко). Необычно острая форма шатра и ступенчатая композиция башни имеет архитектурные аналоги в шатровых завершениях башен Иосифо-Волоколамского монастыря, а также Боровицкой и Беклемишевской башен Московского Кремля (шатры 1680-х годов).

Общая сухость, строгость декоративного оформления даёт возможность предполагать и более позднюю датировку строительства башни — вплоть до 1730-х годов, когда на башне был установлен двуглавый орёл.

В пользу версии о строительстве башни только в XVIII веке свидетельствует и тот факт, что на плане города Казани это сооружение впервые появляется только в 1717—1718 годах, то есть уже в петровское время. Так, С. Саначин на основе анализа картографических и письменных источников определяет время строительства башни 1694—1718 годами.

Навершие

Установление двуглавого орла на башню относят к 1730 году.

Поскольку по преданиям казанских татар в шаре («яблоке») навершия башни якобы были заключены важные документы, связанные с татарской историей и культурой, в XIX веке его снимали и осматривали.

В феврале 1918 года по инициативе Центрального мусульманского комиссариата (Комиссариата по делам мусульман Внутренней России при Наркомнаце) были подписаны декреты Совнаркома о возвращении мусульманам памятников национальной истории и культуры — башни Сююмбике в Казани и караван-сарая в Оренбурге. Телеграмма о передаче башни Сююмбике, подписанная М. Вахитовым, была оглашена Я. С. Шейнкманом на общем собрании Казанского Совета. Газета «Правда» от 14 марта 1918 года сообщала о торжественной передаче башни мусульманскому населению Казани:215. Тогда же на ней российский герб заменили на полумесяц.

В 1930-х годах в связи с антирелигиозной государственной политикой полумесяц с башни был убран.

В перестроечное время (в конце 1980-х годов) по просьбам татарской общественности на вершину башни вновь установили позолоченный полумесяц.

Башня является проездной, так как в нижнем ярусе — сквозной проезд, перекрытый распашными воротами.

С какой целью была выстроена башня?

Следует сказать, что для появления в раннюю петровскую эпоху столь значительного сооружения в Казанском Кремле как башня Сююмбике, должны были иметься достаточно веские причины. Для чего нужно было ее возведение, когда Казани, казалось бы, уже ничто не угрожало?

Появилась гипотеза: возведение столь монументального въезда в оберкомендантский двор — это как бы декларирование значимости Казанской губернии, учрежденной в 1708 году, что отвечало амбициям обер-коменданта. Но в этом случае оплачивать такое строительство следовало бы только из чьих-то личных средств, иначе ответственный за подобную растрату из государственной казны в те суровые времена рисковал собственной шеей. Кроме того, столь монументальное строительство в центре административного управления краем едва ли могло вестись без «высочайшего» утверждения и финансирования. Для возведения такой башни должны были найтись веские основания внутриполитического, а может, и внешнеполитического характера. Существовали они?

Обратимся к истории Российского государства: на момент преобразования его административной структуры в начале 18 века, состояние империи нельзя было назвать ни стабильным, ни безопасным. Россия постоянно воевала, причем далеко не всегда успешно. Именно на это время приходятся военный союз Карла XII с поляками и литовцами (1706), рискованная военная кампания в Молдавии, едва не закончившаяся поражением России, казачье восстание в Астрахани (1705), восстание Булавина на Дону (1705-1708г.г.), всесокрушающий башкирский бунт 1704-1709 гг. (повстанцы тогда взяли Елабугу и Заинск, подошли к Казани на 30 км.) при полной нелояльности татар. Все это создавало угрозу потери Казани как важнейшего стратегического пункта на Волге, за которым могло произойти отпадение всего юга России.

Казань спешно укреплялась: вокруг городских стен и стен крепости копались дополнительные рвы и бастионы, возводились эскарпы, ремонтировался периметр Кремля. В ряду этих мероприятий стояло, вероятно, и возведение дозорной башни на самой высокой точке Казани, издревле служившей наблюдательным пунктом: отсюда визуально можно было контролировать Волгу на протяжении почти 50 километров — от Свияжска и до Ташевки. (Именно здесь, на этом месте, как считают некоторые археологи, уже в 12 веке стояла высокая дозорная башня, а в более поздние времена — минарет Хан-джами).

Появление высокой дозорной башни в начале 18 века в Казани как элемента реорганизации ее фортификационной структуры было, таким образом, вполне правомерным: по всей видимости, башня была элементом внутреннего оборонительного рубежа, либо не законченного в силу изменившихся обстоятельств, либо не сохранившегося. Об этом говорит стена, соединяющая ее и близстоящую церковь, а также, возможно, свайное основание подобной же стены, примыкавшей к башне с юга (ее обнаружила в 1977 г. археологическая экспедиция проф. А.Х.Халикова).

Башня Сююмбике закладывалась, видимо, в большой спешке: глубина заложения фундамента ее — всего 1,4 м; он не пересек даже толщу насыпных грунтов и частично опирается на напластования культурного слоя, что впоследствии и послужило причиной ее наклона в северо-восточном направлении.

Все эти факты говорят о правомерности появления высокой дозорной башни в начале 18 века в Казани как элемента реорганизации ее фортификационной структуры.

Она не одинока

Таблица 6

О том, что башня Сююмбике возникла как один из элементов большой реконструкции оборонительных сооружений Казанского Кремля в 1 половине 18 века, говорят результаты ее сопоставления с ключевыми объектами того времени: Спасскими и Никольскими (ныне Тайницкими) воротами. Никольские ворота, появившиеся на месте более ранних татарских Нуралеевых ворот, видимо, в целом воспроизвели их важнейшие качества: местоположение, общие габариты, коленчатый проезд, опускающуюся решетку. В то же время в архитектуре Никольской башни явно читаются черты московского зодчества 17 — начала 18 вв.: ширинки, поребрики, раскрепованные лопатки, характерные наличники. В целом же она является как бы родной сестрой двум нижним ярусам башни Сююмбике; последняя лишь оформлена более парадно. Столь же близки Никольской по стилю и характеру декорировки и последующие два яруса башни Сююмбике.

Также и восьмигранный ярус Спасской башни отличается от аналогичного яруса башни Сююмбике лишь наличием разорванных барочных фронтонов над проемами; в остальном они абсолютно идентичны. Каменные шатры обеих башен оформлены гуртами, хотя и различаются деталями и уклоном.

Все это говорит об одновременности появления всех трех объектов и дает дополнительный материал к датировке башни Сююмбике первой третью 18 века.

Республика Татарстан: памятники истории и культуры. Каталог-справочник. — Казань: из-во «Эйдос»; 1993.

Фехнер М.В. Великие Булгары. Казань. Свияжск. — М.: Искусство, 1978. — С.73.

Постановление СМ РСФСР №1327 от 30.08.60 (см. Список памятников истории и культуры ТАССР, находящихся на государственной охране — Казань: МК ТАССР, 1987. — №191/8)

Впрочем, к 1710-м г.г. обстановка в России стабилизировалась, что, вероятно, и сказалось на качестве дальнейшего строительства: сама башня выполнена весьма надежно и тщательно.

Так названы Западные ворота Казанского Арка (Ханского Двора) в книге «Джагфар Тарихы».

См. Халит Н. Очерки по архитектуре ханской Казани. Гипотезы. Факты. Размышления. — Казань: Мастер-Лайн, 1999.

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Архитектурные особенности башни Сююмбике

Стремительно взвивается вверх пятиярусная казанская башня, отличающаяся изысканными пропорциями и безукоризненной архитектурной законченностью строгих форм, хотя некоторые исследователи называют ее семиярусной. Композиционно башня построена из трех разных по высоте четырехгранников, которые поднимаются уступами. На них уверенно опираются два восьмерика. А завершают композицию стройный граненый шатер с дозорной вышкой, увенчанной шпилем.

Шпиль башни заканчивается «золотым яблоком» и полумесяцем

Шпиль, в свою очередь, заканчивается золотым яблоком. Долгое время считалось, что это яблоко является хранилищем неизвестных документов, относящихся к ханскому периоду. В 30-х годах 19 века яблоко было снято и изучено, но документов, увы, в нем не оказалось. Кирпичный шатер и дозорная вышка часто считаются шестым и седьмым ярусами башни. А вся высота сооружения составляет около 60 метров. Из окон небольшого дозорного помещения открывается роскошная панорама на Казань, ее окрестности, Казанку и Волгу.

Скорее всего, башня была построена как проездная, ведь если присмотреться, по форме она очень напоминает Спасскую башню Кремля. Нижний ее ярус оформлен проездной аркой с красивыми распашными воротами, украшенными полусолнцем и полумесяцем.

Красивые ворота башни носят романтическое название — День и Ночь

Нижний массивный ярус декорирован узкими полосками колонок по обе стороны арки. Боковые фасады снабжены маленькими дверками, расположенными по одной на каждом. Эти дверки ведут на внутренние лестницы. Гульбища, образованные ступенчато-ярусным построением четырехгранников, оформлены парапетами, которые декорированы несложными, но и неповторяющимися в каждом ярусе, деталями.

В 1730 году шпиль башни украсили гербом страны — двуглавым орлом, который после революции был заменен на полумесяц. Дело в том, что в 1918 году башню Сююмбике официально отдали мусульманам в качестве национального исторического памятника. Но, в 30—е годы, в разгар антирелигиозной борьбы, полумесяц сняли. Лишь в конце 80-х годов его снова вернули на шпиль.

Казанский вокзал в Москве является архитектурной копией башни Сююмбике

Архитектурную форму башни, являющуюся символом Казани, полностью воспроизвел архитектор Щусев во время строительства Казанского вокзала в Москве. А это значит, что именно она олицетворяет собой Казань. Во всяком случае, сегодня башня Сююмбике — это знаменитая монументальная достопримечательность исторического центра Казани и основная туристическая «изюминка» Казанского Кремля.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Ясно-понятно. Что мы знаем о царице Сююмбике, которой хотят поставить памятник в Казани?

С конца XV века вопрос о том, кто будет возглавлять Казанское ханство, был предметом противоборства двух политических группировок. Одна ратовала за крымских ханов и независимость от Москвы, другая выступала за сближение со столицей. Их конфликт часто приводил к вооруженным столкновениям — то Москва шла войной на Казань, то наоборот.

Промосковские силы были представлены князем Булатом Шириным и ханбикой Гаухаршад (она, кстати, была из древнего рода казанского хана Улуг-Мухаммеда). Ведомые князем Василием III, в 1531 году они изгнали с казанского престола крымского хана Сафа-Гирея и назначили на его место малолетнего касимовского царевича Джан-Али. Фактическое управление государством перешло в руки Гаухаршад, которая в 1532 году женила его на 12-летней Сююмбике. Та была дочерью ногайского мурзы Юсуфа, а ее прапрапрадед Едигей в XV веке основал Ногайскую Орду.

Брак по расчету не складывался, казанская верхушка вновь взбунтовалась против Москвы. В 1535 году «москвича» Джан-Али свергли и убили. Место Джан-Али снова занял проказанский хан Сафа-Гирей, а Сююмбике стала его пятой женой. По мнению татарского историка начала ХХ века Хади Атласи, царица вышла замуж добровольно. Сафа-Гирей скончался в 1549 году, престол унаследовал их двухлетний сын Утямыш-Гирей, при котором Сююмбике стала регентшей. У Сафа-Гирея были дети и постарше, но главного претендента на трон — Булюка Герая, проживавшего в Крымском ханстве, — не отпустил крымский правитель Сахиб I.

Историк Николай Карамзин упоминает о связи Сююмбике с крымским уланом Кощаком (Кучаком), которому посвящена глава исторической повести «Казанский летописец» с красноречивым названием «О любви блудной со царицею улана Кощака». Но другие историки ставят под сомнение существование этой связи.

Сююмбике правила до 1551 года, пока давление Москвы на казанскую знать не стало настолько велико, что те согласились выдать ее царю Ивану IV Грозному. Сююмбике отправили сначала в Свияжск, потом в Москву и, наконец, в Касимов, где ее выдали замуж за касимовского хана Шах-Али. Ее сын Утямыш-Гирей остался на воспитание при Иване Грозном, его крестили в Москве под именем Александра Сафакиреевича. В Казани же стал править не московский ставленник, а вызванный казанцами астраханец Ядыгар-Мухаммед. Он стал последним казанским ханом — в октябре 1552 года город взяли войска Ивана Грозного.

Шах-Али не раз появлялся в истории Казани. В 1519 году промосковские силы во главе с Булатом Шириным посадили его на казанский престол. С ним же в Казань прибыл русский посол Федор Карпов, который не устроил казанцев, из-за чего в 1521 году новоиспеченного хана свергли. Позже он недолгое время правил Каширой и Серпуховом, после чего его уличили в связях с Казанью и сослали в Белоозеро. Затем хана простили и отправили в Касимов. Шах-Али несколько раз ходил с войском на Казань в русско-казанских войнах. В том числе он участвовал во взятии города Иваном Грозным.

Кроме того, Шах-Али был братом Джан-Али — первого супруга Сююмбике. Она могла стать женой Шах-Али еще в 1535 году — для отца Сююмбике была инструментом политической борьбы, поэтому, чтобы наладить отношения с русскими правителями после смерти Джан-Али, Юсуф хотел выдать Сююмбике за его брата.

Точная дата кончины царицы неизвестна, историки сходятся на том, что, скорее всего, она ушла из жизни в 1557 году. Место ее захоронения не установлено. Последний раз Сююмбике упоминается в источниках в январе 1554 года: тогда Иван Грозный хотел убедиться, что Сююмбике находится в здравии, и рекомендовал Шах-Али принять в Касимове своего посла Юнуса. Сам Шах-Али умер в 1566 году, он погребен в Касимове. В том же году скончался сын Сююмбике Утямыш-Гирей, его похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector