Екатерининский дворец в пушкине

Дальше — интереснее!

Адрес: г. Пушкин, ул. Садовая, д. 7

Вот уже 300 лет центральную часть Царского Села занимает величественное здание Екатерининского дворца с раскинувшимся вокруг Екатерининским парком. Однако несмотря на столь значительный возраст, дворец по-прежнему поражает всех своей красотой и великолепием. За годы своей истории дворец поменял множество царственных хозяев, а в его постройке и оформлении принимало участие множество архитекторов.

Строительство резиденции в подаренном ей в 1710 году селении, Екатерина I начинает в 1717 году. Она привлекает к строительству немецкого архитектора Иоганна-Фридриха Браунштейна, в то время занимавшегося возведением архитектурного ансамбля в Петергофе.

Екатерининский дворец, Царское Село

В 1741 году императрицей и новой владелицей дворца стала Елизавета Петровна. В конце 1742 года по ее указанию начинается перестройка дворца под руководством архитектора М. Г. Земцова. Однако скорая смерть зодчего помешала осуществлению первоначальных планов.

Следом за ним к работе привлекаются А. В. Квасов с помощником Джузеппе Трезини, которого в 1745 году сменяет архитектор С. И. Чевакинский. С конца 1748 года строительство возглавил обер-архитектор императорского двора Франческо Бартоломео Растрелли, также известный своими масштабными работами в Зимнем дворце и Смольном соборе. К 30 июля 1756 года дворец был представлен хозяйке и ее гостям в новом прекрасном облике.

Большой Царскосельский дворец

Выполненный в стиле барокко дворец, поражал своей красотой и размерами. Лазоревый фасад был украшен белыми колоннами, а золоченый орнамент придавал дворцу еще более торжественный вид. Фасады украшали лепные украшения и фигуры атлантов, модели которых выполнил скульптор И.-Ф. Дункер. Северный корпус венчали пять золоченых глав церкви дворца, а южный корпус с парадным крыльцом заканчивался шпилем с многоконечной звездой.

Не меньшей роскошью отличались внутренние апартаменты дворца, также обустроенные Растрелли. Парадные комнаты располагались на всю длину здания, образуя Парадную анфиладу, украшенную по всей своей длине золоченой резьбой. Такое расположение залов появилось в России только с середины XVIII века.

Начиная с 1770 года дворец обустраивала под свой вкус Екатерина II. Вести работу она поручила шотландскому архитектору Чарльзу Камерону, большому знатоку античной архитектуры, которой увлекалась императрица. Во дворце Камероном были созданы Серебряный и Синий кабинеты, Лионская и Арабесковая гостиные, Купольная столовая и Китайский зал. Все созданные интерьеры отличались строгостью стиля и утонченной, даже несколько таинственной, красотой отделки.

Екатерининский дворец в Пушкине

Также Камероном были обустроены комнаты для сына Екатерины II, Великого князя Павла Петровича и его супруги. К ним относятся Парадная голубая и Китайская голубая гостиные, Зеленая столовая, Официантская и Опочивальня.

При императоре Александре I, в 1817 году, архитектором В. П. Стасовым был создан Парадный кабинет и несколько прилегавших к нему комнат. Оформление этих помещений полностью было посвящено прославлению победы в войне с Наполеоном.

До 1910 года Екатерининский дворец носил название Большой Царскосельский дворец.

Режим работы: C 1 июня по 31 августа посетители по билетам обслуживаются 12:00 до 19:00 (20:00 по понедельникам). Санитарный день в последний понедельник месяца с мая по сентябрь отменяется.

В период школьных каникул, а также в мае, посетители по билетам обслуживаются с 12:00 до 14:00 и с 16:00 до 17:00. По понедельникам с 12:00 до 14:00 и с 16:00 до 20:00

В остальное время часы работы: с 10:00 до 18:00; кассы и вход посетителей до 17:00. По понедельникам: с 10:00 до 21:00; кассы и вход посетителей до 20:00.

Выходные дни: вторник и последний понедельник месяца (с октября по апрель).

Стоимость билетов 2021

Продажа билетов онлайн по сеансам. Нераспроданные билеты на текущую дату поступают в продажу в кассы Информационного центра музея (у Лицейской арки). Продажа именных билетов только при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность.

В осмотр включены: Парадная лестница, Первая выставочная комната, Большой зал, Антикамеры, Кавалерская столовая, Белая парадная столовая, Малиновая столбовая, Зелёная столбовая, Портретный зал, Янтарная комната, Картинный зал, Малая Белая столовая, Китайская гостиная, покои Александра I, выставка «Династия Романовых в Царском Селе».

Льготный тариф

  • Взрослые (налоговые резиденты РФ и граждане государств ЕАЭС*) – 700 руб.
  • Пенсионеры РФ и государств ЕАЭС* – 350 руб.
  • Курсанты, военнослужащие срочной службы – 350 руб.
  • Члены союзов художников, архитекторов, дизайнеров РФ и стран ЕАЭС* – 350 руб.
  • Учащиеся (с 16 лет), студенты – 350 руб.
  • Лица младше 16 лет – бесплатно (обязательно оформление входного билета).

* Государства-члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС): Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения, Кыргызская Республика.

Посещение объектов по льготной цене

Продажа льготных билетов осуществляется только при предъявлении документа удостоверяющего льготу таким гражданам, как:

  • Пенсионеры Российской Федерации и Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армении, Кыргызской Республики
  • Учащиеся
  • Курсанты военных училищ
  • Военнослужащие срочной службы
  • Студенты
  • Сотрудники государственных музеев России, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армении, Кыргызской Республики.
  • Члены союзов художников, архитекторов, дизайнеров России, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армении, Кыргызской Республики.

Бесплатное посещение музея-заповедника

Право бесплатного посещения объектов Музея-заповедника предоставляется следующим категориям граждан при предъявлении соответствующего документа:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные Кавалеры ордена Славы независимо от гражданства;
  • участники и инвалиды Великой Отечественной Войны (в т.ч. узники), блокадники, труженики тыла независимо от гражданства;
  • инвалиды I (право бесплатного посещения распространяется на 1 сопровождающее лицо) и II группы граждане РФ и Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армении, Кыргызской Республики;
  • сотрудники государственных музеев Санкт-Петербурга, члены Творческого союза музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области, члены ИКОМ;
  • дети дошкольного возраста до 7 лет (право бесплатного посещения распространяется только на ребёнка);
  • лица, не достигшие 16 лет.

Посещение Екатерининского парка для вснх категорий граждан — вход бесплатный.

Бесплатный день в ГМЗ «Царское Село»

Имеют право на бесплатное посещение объектов ГМЗ «Царское Село» один раз в месяц в следующие дни следующие категории граждан:

Во второе воскресенье каждого месяца

  • учащиеся и студенты (курсанты) образовательных организаций РФ среднего профессионального образования;
  • студенты (курсанты) образовательных организаций РФ высшего образования;
  • аспиранты; адъюнкты; ординаторы; ассистенты-стажёры;
  • многодетные семьи граждане РФ и Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армении, Кыргызской Республики;
  • лица, не достигшие 18 лет.

Легенды Царского Села

Самая известная легенда повествует о том, как Екатерина II поставила караул к одной из роз в саду, собираясь подарить цветок своему внуку. Позже императрица забыла о приказе, а часовые охраняли это место ещё целых полвека.

Слухи ходят и о Большом и Малом капризах. Согласно им, мосты были подарены императрице её любовником Григорием Потемкиным и были построены в течение одной ночи.

Ещё одна легенда гласит, что новый Екатерининский дворец был настолько раскрашен позолотой, что гости и жители Царского села с первого взгляда принимали золотые фрагменты за воспламенившиеся и в ужасе убегали.

В музее-заповеднике соединились несколько исторических эпох. Прогуливаясь по его садам и павильонам, не перестаешь восхищаться творениями великих мастеров XVIII и XIX столетия, создавших гармонию и красоту в Царском селе.

Собрание музея «Царскосельская коллекция»

6 февраля 2021 года музей отметил 30-летний юбилей. Со времени открытия его художественный фонд вырос до более чем 6000 единиц хранения, и с каждым годом экспозиция только увеличивается. В частности, в 2020 году «Царскосельская коллекция» пополнилась интересными работами Валентина Исааковича Левитина, а накануне своего юбилейного дня рождения музей получил в дар от Натальи Романович ценное собрание работ ее отца — Сергея Михайловича Романовича (1894—1968 гг.), известного русского и советского художника.

В «Царскосельской коллекции» можно увидеть произведения русских и советских художников, графиков и скульпторов, охватывающие целое столетие. Преимущественно, это работы представителей ленинградского и московского «живописно-пластического реализма», датируемые 1920–90 гг. Среди них есть имена авторов, признанных Союзом художников и относящихся к андеграунду. В музее присутствуют работы В. Стерлигова, Л. Юдина, М. Матюшина, К. Рождественского, В. Ермолаевой, Т. Мавриной, Б. Эндера, Д. Митрохина и др.

«Царскосельская коллекция» на facebook.com

Тематические разделы посвящены различным художественным направлениям современного искусства и творческим группам, оказавшим влияние на развитие отечественной культуры. В музейной коллекции представлены объединения:

  • новаторский ГИНХУК, ставший в 1920-х гг. школой профессионального мастерства для целой плеяды ленинградских художников;
  • «Ма́ковец», куда входило несколько десятков московских живописцев, стремящихся к символичности образов, традициям европейского романтизма и русского средневекового письма;
  • «Тринадцать», где боролись с любым проявлением академизма и основывались на передаче живых впечатлений в формате «на одном дыхании, чтобы не утомлять бумагу», но, в конце концов, были обвинены в чудачестве и нарочито детском взгляде на мир;
  • «Арефьевский круг», возникший в конце 1940-х как неформальное объединение группы независимых ленинградских художников-нонконформистов, называвших себя Орденом Нищенствующих, или Непродающихся, живописцев (ОНЖ) и Последними импрессионистами.

Кроме художественного наследия современного искусства мастеров XX века, в музейных залах экспонируются произведения живописцев нашего столетия. Музей «Царскосельская коллекция» традиционно устраивает временные художественные выставки, а также издает тематические альбомы и материалы фестиваля «Царскосельский вернисаж».

Общая выставочная площадь музея — более 400 кв. м.

«Царскосельская коллекция» на facebook.com

Цены и экскурсии

Сотрудники музея проводят обзорные экскурсии по экспозиционным залам и истории создания «Царскосельской коллекции», а также тематические туры по «Арефьевскому кругу». Музей открыт в среду-воскресенье с 11:00 до 17:00. В четверг он работает дополнительно два часа — до 19:00.

Полный билет для взрослых — 100 руб. Школьники, студенты, пенсионеры и ветераны труда имеют право на льготный билет — 50 руб. Дети до 6 лет, члены Союза художников РФ, учащиеся художественных заведений, работники музеев, инвалиды I и II гр., ветераны ВОВ и блокадники могут проходить бесплатно. Льготы должны подтверждаться соответствующими документами.

В дни открытия выставок — вход в музей свободный для всех.

«Царскосельская коллекция» на facebook.com

Экскурс в прошлое

В XVII веке на месте Екатерининского дворца стояла усадьба шведского магната, окруженная небольшим парком. Петр I, изгнав шведов, подарил дом Марте Скавронской, ставшей супругой императора под именем Екатерины I.

На территории усадьбы императрица приказала заложить двухэтажный каменный дворец с 16 комнатами. В 1717 году немецкий архитектор Иоганн Фридрих Браунштейн начал строительство летней резиденции Екатерины I, в честь которой назван дворец.

В 1724 году торжественно праздновали открытие Каменных палат, сооружения в голландском стиле. Деловитая практичность и красота внешнего убранства дворца сочеталась с внутренним уютом и неприхотливостью интерьеров.

Екатерининский дворец в Царском селе

Одной из архитектурных доминант музейного комплекса является бывшая императорская резиденция — Екатерининский дворец. Это яркий памятник в стиле барокко, заложенный в 1717 году. Свое название дворец получил в честь императрицы Екатерины I, которая приказала построить в Царском селе летнюю резиденцию. В последующие годы здание переходило другим членам царской семьи — Елизавете Петровне и Екатерине II.

Самое популярное помещение Екатерининского дворца — Янтарная комната — она широко известна не только в России, но и за рубежом. В годы Великой Отечественной войны комната была разграблена, а янтарные панели вывезены из страны. О их судьбе до сих пор ничего не известно. Нынешняя комната — это, по сути, новодел, выполненный с большой точностью по сохранившимся эскизам и описаниям.

Особой ценностью обладает Лионский зал Екатерининского дворца, стены которого обиты шелком. Интерьер также сильно пострадал в годы войны. Реконструкция Лионского зала завершилась лишь в июне 2019 года.

Видео об открытии Лионского зала:

Среди многочисленных комнат дворца, можно также выделить парадные залы и столовые, китайскую гостиную Александра I, столбовые, Парадную и Стасовскую лестницы.

Из построек, примыкающих к Большому Екатерининскому дворцу, наиболее популярной стала Дворцовая церковь, которая открыта для осмотра, хотя и до сих пор реставрируется.

План помещений Екатерининского дворца в Царском селе

Сегодня часть помещений Екатерининского дворца открыта для посещения, при планировании поездки в Царское село, ознакомьтесь с расписанием мероприятий на ближайшие дни.

Концерты в Екатерининском дворце и анонсы мероприятий в Царском селе

Панорамы залов Екатерининского дворца:

Бесплатное и льготное посещение

Право бесплатного посещения объектов «Царского Села» предоставляется следующим категориям граждан при предъявлении соответствующего документа:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные Кавалеры ордена Славы независимо от гражданства;
  • Участники и инвалиды Великой Отечественной Войны (в т.ч. узники), блокадники, труженики тыла независимо от гражданства;
  • Инвалиды I (право бесплатного посещения распространяется на 1 сопровождающее лицо) и II группы граждане РФ и Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армении, Кыргызской Республики;
  • Многодетные семьи граждане РФ и Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армении, Кыргызской Республики (имеют право на бесплатное посещение один раз в месяц – во второе воскресенье каждого месяца);
  • Сотрудники государственных музеев Санкт-Петербурга, члены Творческого союза музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области, члены ИКОМ;
  • Дети дошкольного возраста до семи лет (право бесплатного посещения распространяется только на ребенка);
  • Лица, не достигшие 16 лет;
  • Лица, не достигшие 18 лет (имеют право на бесплатное посещение один раз в месяц — во второе воскресенье каждого месяца);
  • Учащиеся и студенты (курсанты) образовательных организаций Российской Федерации среднего профессионального образования; студенты (курсанты) образовательных организаций Российской Федерации высшего образования; аспиранты; адъюнкты; ординаторы; ассистенты-стажёры (имеют право на бесплатное посещение один раз в месяц – во второе воскресенье каждого месяца);
  • Воспитанники Суворовских и Нахимовских училищ (по пятницам);
  • Продажа льготных билетов осуществляется только при предъявлении документа удостоверяющего льготу таким гражданам, как:
  • Пенсионеры Российской Федерации и Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армении, Кыргызской Республики;
  • Учащиеся;
  • Курсанты военных училищ;
  • Военнослужащие срочной службы;
  • Студенты;
  • Сотрудники государственных музеев России, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армении, Кыргызской Республики;
  • Члены союзов художников, архитекторов, дизайнеров России, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армении, Кыргызской Республики.

Здание «Царскосельской коллекции» в Пушкине

Бывший дом Марии Стеткевич, вдовы статского советника, достался музею в плачевном состоянии, практически готовым под снос. Он был построен в 1909 году по проекту петербургского архитектора Густава Густавовича фон Голи, автора нескольких зданий в Царском селе. До революции семья Статкевич занимала цокольный этаж, остальные помещения сдавались в аренду. В последующие годы дом подвергли перепланировке для размещения в нем коммунальных квартир. В результате зданию был нанесен непоправимый ущерб, фасады и перекрытия стали постепенно разрушаться. Власти города сочли невозможным его восстановление, а в 1989 году всерьез задумались о сносе.

Спасти исторический особняк удалось группе художников под руководством Александра Некрасова. В сотрудничестве с Комитетом по охране памятников истории и культуры СПб был воссоздан первоначальный архитектурный облик дома. Полная реконструкция завершена в 2009 году. Сегодня здание имеет статус «вновь выявленного объекта культурного наследия регионального значения».

«Царскосельская коллекция» на facebook.com

Архитектура

Угловой дом в стиле северного модерна привлекает внимание своим грибообразным граненым эркером, выходящим на перекресток улиц Магазейная и Леонтьевская. Он образует парящую в воздухе, возвышающуюся над кровлей башню, увенчанную ребристым куполом и шпилем

Фасады трехуровневого здания с высоким цокольным этажом, облицованным колотым гранитом, украшены средним рядом стрельчатых окон с объединяющим их меандровым поясом. В проемы добавлена оригинальная клетчатая расстекловка. Портал главного входа декорирован стрельчатой аркой, опирающейся на столбы, сложенные из круглых и прямоугольных каменных блоков. Его форму повторяет дверной блок.

Историко-литературный музей

Если вы хотите больше узнать о Царском Селе, сходите в музей, который находится в бывшем здании Полицейского управления. Трехэтажный особняк с колоннами был построен в 1820-е годы. В его залах экспонируются предметы декоративно-прикладного искусства, коллекции живописи, графики и скульптуры, редкие книги, старинные монеты и находки археологов.

Посетителям рассказывают об истории Царского Села, поэзии Серебряного века, зарождении скаутского движения и событиях, которые происходили в Пушкине во время войны. Музей находится на ул. Леонтьевская, 28. Он открыт с субботы до среды с 10:00 до 17:00.

Историко-литературный музей города Пушкина

Пушкинские музеи

В Царском Селе открыто два музея, которые посвящены Александру Сергеевичу Пушкину. Первый организован в бывшем императорском лицее, куда отдавали учиться детей дворян. Элитное учебное заведение просуществовало с 1811 по 1843 год. Здесь были воспитаны Пушкин и его одноклассники, многие из которы потом стали декабристами.

Мемориальный Музей-Лицей А. С. Пушкина

Туристам показывают красивые интерьеры, раритетную мебель, старинные книги, учебные кабинеты и комнаты, в которых жили ученики. Мемориальный музей-лицей находится рядом с Большим Екатерининским дворцом и открыт в любой день, кроме вторника, с 10:30 до 17:00.

Второй музей – двухэтажный дом, где в 1831 году Пушкин жил, писал стихи и готовил к изданию «Повести Белкина» и «Сказку о царе Салтане». В красивом особняке собрана коллекция личных вещей поэта. Отдельные залы музея-дачи посвящены творчеству В. А. Жуковского и Н. М. Карамзина.

Памятник А.С. Пушкину в Царском Селе

Старый сад

Старый сад был разбит в регулярном стиле, в нем была выполнена правильная симметричная планировка. Деревья и кустарники были красиво подстрижены, из них создавались галереи и залы, также в саду построили павильоны и установили скульптуры.

Работы по созданию Старого сада велись голландскими садовыми мастерами Яном Роозеном и Иоганном Фохтом, а позже переустройство парка проводили архитекторы Алексей Квасов, Савва Чевакинский и Бартоломео Франческо Растрелли.

Перед фасадом Екатерининского дворца устроены два симметричных партера, в центре которых установили скульптуры «Мир» и «Великолепие». Узорный партер, выполненный из угольной крошки и битого кирпича, песка и толченого стекла, напоминал своим орнаментом паркеты дворцовых залов.

Главной осью Старого сада является Эрмитажная аллея, соединяющая Екатерининский дворец с Эрмитажем. Вдоль неё установлены скульптуры Персея, Андромеды и Галатеи, Геракла и других героев античной мифологии. Все эти статуи по распоряжению Петра Первого были выполнены по специальному заказу в Венеции.

Для справки: Император придавал большое значение мраморным скульптурам, изображавшим мифологических персонажей, выражающих аллегорические идеи могущества и славы Российского государства.

Одна из скульптур на правой стороне Эрмитажной аллеи — амазонка, опирающаяся на щит, на котором изображены сражающиеся орел и лев, представляющие образы России и Швеции.

С левой стороны аллеи возвышается статуя Геркулеса, символизирующая императора Петра I, победившего многочисленных врагов России.

При Елизавете Петровне, дочери Петра Первого, статуи Персей и Андромеда, Геркулес, Марс и многие другие скульптуры приобрели сугубо декоративную роль.

В конце главной аллеи Старого сада построен роскошный малый дворец — Эрмитаж, уникальный памятник русского зодчества XVIII века, предназначенный для небольших приемов и развлечений узкого круга особо приближенных к императрице особ. Красота интерьеров Эрмитажа соседствовала с хитроумными устройствами: подъемными столами, замаскированными дверями и потайными ходами.

Янтарная комната

Жемчужина Екатерининского дворца – янтарная комната, предмет гордости Петра I и Елизаветы Петровны. Екатерина II внесла в интерьер изменения, потратив 450 килограммов янтаря.

Комната использовалась как кабинет для уединения и размышления. Помещение, отделанное янтарем, возводилось в Германии для королевского дворца. Прусский король преподнес «восьмое чудо света» Петру I.

Особенности янтарной комнаты

Площадь янтарной комнаты – 100 квадратных метров, высота – 7,8 метра. На облицовку стен потрачено 6 тонн янтаря из Калининградского месторождения. Янтарь – податливый в обработке материал, но малопригодный для отделки стен: при изменении температуры и влажности отслаивается.

Интерьеры янтарной комнаты

Янтарным убором оформлены три стены комнаты. На средней – восемь вертикальных панно с композицией из цветных камней работы флорентийского камнереза Луи Сириеса. Картины, созданные из яшмы и кремния, изображают аллегории пяти чувств: зрения, вкуса, слуха, осязания, обоняния.

Комната обильно украшена деревянной золоченой резьбой и бронзовыми светильниками тонкой работы, зеркалами и живописным плафоном, паркетом из драгоценных пород дерева. В центре потолка – огромная картина неизвестного автора, изображающая Мудрость, которая охраняет Юность от соблазнов Любви.

Дополнительное убранство янтарного кабинета

Янтарный кабинет освещался 565 свечами, вставленными в бронзовые стенники. 24 зеркальных пилястры – вертикальных выступов стены – и зеркала в простенках между окнами делают комнату торжественной и парадной. Дополнительное убранство – комоды ручной работы и китайский фарфор.

Янтарный угловой столик на изящно изогнутой ножке, с часами в виде пастуха и пастушки, сидящими под цветущим деревом, крона которого поддерживает циферблат часов, уютно вписался в интерьер кабинета. Позолоченная бронза изделия сочетается с красочно расписанными фарфоровыми цветами.

В застекленных витринах – коллекция янтарных изделий. Здесь хранятся кресты и распятия, шахматы с футляром и шашки, ларцы и настольные украшения. Резные безделушки и табакерки, пудреница и коробочки, подсвечники работы русских мастеров дополняют коллекцию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector