Екатерининский дворец
Содержание:
Еще немного исторических фактов
Во время очередной войны со Швецией Петр I знакомится с Мартой Скавронской. Девица настолько очаровала императора, что он, не задумываясь о разнице в положении, возрасте, вероисповедании, предлагает той стать его супругой и императрицей. Марта соглашается.
В качестве одного из подарков Петр преподносит ей Сарскую мызу со всеми деревнями, расположенными в непосредственной близости. Начало 18-го века — время активного строительства Санкт-Петербурга — любимого города Петра. Не забывает император и про свою семью. В Царском Селе, на землях подаренных любимой жене, возводится первый дворец, полностью выстроенный из камня и названный «каменными палатами».
Начало переделки дворца
Елизавета Петровна, трепетно относившаяся к памяти Петра I, решила расширить и перестроить Екатерининский дворец. В 1742 году М. Г. Земцов получает соответствующее распоряжение. Но в 1743 году зодчий умирает, не успев ничего изменить.
Далее над перестройкой последовательно трудились лучшие архитекторы Российской империи и мира А. В. Квасов, Дж. Трезини. По высочайшему повелению на место Трезини приглашается любимый архитектор императрицы С. И. Чевакинский. В 1748 году руководство проектом передается Ф. Б. Растрелли, выписанному из Италии.
Елизавета принимает решение не о пристройке к старому зданию, а о возведении нового, грандиозного дворца. 30 июля 1756 года венценосная особа в сопровождении двора принимает готовую работу.
Растрелли — руководитель проекта
Растрелли не отошел от своего любимого стиля — барокко. Для фасада выбран голубой цвет. Для внутреннего оформления — позолота. По оценкам экспертов на декорирование стен потрачено 100 кг червонного золота. Главное здание становится анфиладой комнат и парадных залов.
Фасад по всей длине украшен белоснежными колоннами, кариатидами, скульптурами, масками львов. Подготовка моделей для скульптур и всей лепнины доверена Ф. Дункеру. В это же время появляется «восьмое чудо света» — Янтарная комната. Стены помещения по приказу Елизаветы полностью оформляются панелями из натурального янтаря.
Особого внимания заслуживал северный корпус, представлявший собой Дворцовую церковь. Его венчали пять луковичных куполов. Над южным корпусом возведен один купол, оканчивающийся шпилем и звездой. Подъезд ко дворцу был оформлен в виде плаца, окруженного дворцовыми и подсобными постройками.
Изменения дворца при Екатерине
После смерти Елизаветы Петровны хозяйкой дворца становится Екатерина II. Она не занимается кардинальной перестройкой, но решает изменить оформление своих покоев. К работе привлекается Ч. Камерон, прибывший из Шотландии. Главным результатом труда становится Арабесковая гостиная, позже ставшая залом для приема высокопоставленных гостей.
Не менее впечатляла Лионская гостиная и любимый императрицей Китайский зал. Званые обеды проходили в Купольной столовой. Указы венценосная особа подписывает в Серебряном или Синем кабинетах. Изменена и Опочивальня царицы. В период блокады Ленинграда Царское Село и город Пушкин подвергались особо жестоким бомбардировкам.
Уникальный по красоте и отделке Екатерининский дворец, его роскошные залы были практически уничтожен. Все шедевры, созданные Камероном, погибли. На данный момент времени не удалось восстановить все в полном объеме.
Последующие перестройки
Не остался в стороне от переделок и перестроек и внук Екатерины II — Александр I. При нем Парадный кабинет, прилегающие помещения передаются под своеобразный музей, посвященный героям войны с Наполеоном. В 1863 году к работам по перестройке и переделке Екатерининского дворца привлечен И. А. Монигетти.
Под его руководством выстроена парадная лестница, ведущая в Тронный зал, предназначенный для балов и приема высоких гостей. Высота стен здесь достигает 7 метров. Двухярусные окна соседствуют с зеркалами. Все стены отделаны позолотой и украшены канделябрами для свечей.
Над росписью потолка трудились Вундерлих и Франчуоли. В 21-м веке реставраторы восстановили одну из «жемчужин», украшавших Екатерининский дворец в Царском Селе — Янтарную палату. Оригинал, созданный при Елизавете, полностью утрачен в период Великой Отечественной Войны.
Гости могут посетить достопимечательности, собранные многими поколениями царей: Эрмитажную кузню, пройти через Готические ворота и побывать в Китайской беседке.
Определение. Временные рамки
В России
барокко появляется еще в XVII веке
(«нарышкинское барокко», «голицынское
барокко»). В XVIII веке в правление Петра
I получает развитие в Санкт-Петербурге
и пригородах в творчестве Д. Трезини —
так называемое «петровское барокко»,
и достигает расцвета в правление
Елизаветы Петровны творчестве С.И.
Чевакинского и Б. Растрелли.
Русское барокко
— стиль в искусстве (в первую очередь, в
архитектуре, скульптуре и живописи);
российская «реплика» европейского
стиля барокко в полной мере сложившаяся
в русском искусстве к концу первой
половины XVIII века.
Этот стиль, тяготевший к
созданию героизированных образов, к
прославлению могущества Российской
империи, наиболее ярко проявился в
середине XVIII в архитектурных сооружениях
одного из крупнейших зодчих этого
направления — Ф.Б. Растрелли.
Екатерининский дворец – история и экспозиции
Композиционный центр Царскосельского ансамбля – Екатерининский дворец. В 1717-1714 гг. архитектор Браунштейн построил довольно скромный каменный дворец для императрицы Екатерины Алексеевны, супруги Петра Великого. Этот дворец унаследовала их дочь Елизавета, которая, придя к власти, начала его энергично перестраивать и расширять. В 1740-х годах над перестройками работали М. Г. Земцов, А. В. Квасов, С. И. Чевакинский, а с 1748 по 1756 год построить нынешнюю версию дворца выпала честь Ф.-Б. Растрелли. Роскошный грандиозный дворец в стиле барокко отвечал вкусам царственной владелицы. После ее смерти следующая правительница, Екатерина Вторая, в 1770-е годы поручила архитектору Ч. Камерону переделать ее личные покои во дворце в соответствии с новой модой на античность. Далее при Александре I во дворце переделал комнаты императора В. П. Стасов, и последние перестройки во дворце проходили во время Александра II в 1860-е годы. Все эти интерьеры, бережно восстановленные нашими реставраторами после разрушения в Великую Отечественную войну, можно увидеть во время экскурсии в Екатерининский дворец.
Дальше — интереснее!
Адрес: г. Пушкин, ул. Садовая, д. 7
Вот уже 300 лет центральную часть Царского Села занимает величественное здание Екатерининского дворца с раскинувшимся вокруг Екатерининским парком. Однако несмотря на столь значительный возраст, дворец по-прежнему поражает всех своей красотой и великолепием. За годы своей истории дворец поменял множество царственных хозяев, а в его постройке и оформлении принимало участие множество архитекторов.
Строительство резиденции в подаренном ей в 1710 году селении, Екатерина I начинает в 1717 году. Она привлекает к строительству немецкого архитектора Иоганна-Фридриха Браунштейна, в то время занимавшегося возведением архитектурного ансамбля в Петергофе.
Екатерининский дворец, Царское Село
В 1741 году императрицей и новой владелицей дворца стала Елизавета Петровна. В конце 1742 года по ее указанию начинается перестройка дворца под руководством архитектора М. Г. Земцова. Однако скорая смерть зодчего помешала осуществлению первоначальных планов.
Следом за ним к работе привлекаются А. В. Квасов с помощником Джузеппе Трезини, которого в 1745 году сменяет архитектор С. И. Чевакинский. С конца 1748 года строительство возглавил обер-архитектор императорского двора Франческо Бартоломео Растрелли, также известный своими масштабными работами в Зимнем дворце и Смольном соборе. К 30 июля 1756 года дворец был представлен хозяйке и ее гостям в новом прекрасном облике.
Большой Царскосельский дворец
Выполненный в стиле барокко дворец, поражал своей красотой и размерами. Лазоревый фасад был украшен белыми колоннами, а золоченый орнамент придавал дворцу еще более торжественный вид. Фасады украшали лепные украшения и фигуры атлантов, модели которых выполнил скульптор И.-Ф. Дункер. Северный корпус венчали пять золоченых глав церкви дворца, а южный корпус с парадным крыльцом заканчивался шпилем с многоконечной звездой.
Не меньшей роскошью отличались внутренние апартаменты дворца, также обустроенные Растрелли. Парадные комнаты располагались на всю длину здания, образуя Парадную анфиладу, украшенную по всей своей длине золоченой резьбой. Такое расположение залов появилось в России только с середины XVIII века.
Начиная с 1770 года дворец обустраивала под свой вкус Екатерина II. Вести работу она поручила шотландскому архитектору Чарльзу Камерону, большому знатоку античной архитектуры, которой увлекалась императрица. Во дворце Камероном были созданы Серебряный и Синий кабинеты, Лионская и Арабесковая гостиные, Купольная столовая и Китайский зал. Все созданные интерьеры отличались строгостью стиля и утонченной, даже несколько таинственной, красотой отделки.
Екатерининский дворец в Пушкине
Также Камероном были обустроены комнаты для сына Екатерины II, Великого князя Павла Петровича и его супруги. К ним относятся Парадная голубая и Китайская голубая гостиные, Зеленая столовая, Официантская и Опочивальня.
При императоре Александре I, в 1817 году, архитектором В. П. Стасовым был создан Парадный кабинет и несколько прилегавших к нему комнат. Оформление этих помещений полностью было посвящено прославлению победы в войне с Наполеоном.
До 1910 года Екатерининский дворец носил название Большой Царскосельский дворец.
Режим работы: C 1 июня по 31 августа посетители по билетам обслуживаются 12:00 до 19:00 (20:00 по понедельникам). Санитарный день в последний понедельник месяца с мая по сентябрь отменяется.
В период школьных каникул, а также в мае, посетители по билетам обслуживаются с 12:00 до 14:00 и с 16:00 до 17:00. По понедельникам с 12:00 до 14:00 и с 16:00 до 20:00
В остальное время часы работы: с 10:00 до 18:00; кассы и вход посетителей до 17:00. По понедельникам: с 10:00 до 21:00; кассы и вход посетителей до 20:00.
Выходные дни: вторник и последний понедельник месяца (с октября по апрель).
Про режим работы
Адрес и часы работы музея
Екатерининский дворец находится по адресу: город Пушкин, ул. Садовая, дом 7.
График работы: с 12-00 до 18-00 ежедневно. Кассы работают до 16-30. Вторник-выходной. А последний понедельник месяца – санитарный день.
Цена билетов на различные выставки – до 500 рублей. Цена билета для взрослых: 400 рублей, школьников и пенсионеров – 200 рублей.
Как добраться?
Добраться до дворца из Санкт-Петербурга можно с помощью общественного транспорта от станций метро «Купчино» и «Звездная» на автобусе №186.
От метро «Московская» ходят автобус №187, и маршрутные такси №545 и 342, которые останавливаются непосредственно рядом с музеем. Либо маршрутки № 286, 287, 347, которые останавливаются на железнодорожном вокзале Пушкина.
Также с Витебского вокзала регулярно отправляются электропоезда до станции «Детское Село», откуда можно воспользоваться автобусом №371 или маршрутными такси № 371, 377, 382.
Описание
От фасадов здания Екатерининского дворца исходит блеск и роскошь, ослепляющие взоры многочисленного количества туристов и жителей Петербурга. Екатерининский дворец является едва ли не главной достопримечательностью Пушкина или Царского Села. Здание великолепно со всех сторон. Длина фасадов равна 300 метрам, а если взглянуть на северный корпус, то любопытному взгляду представятся пять золоченых куполов Дворцовой церкви.
Дворец стали возводить в 1717 году, и сегодня дворец принято считать шедевром в стиле русского барокко. Этапы строительства были сложными, для строения привлекалось немалое количество архитекторов, первым из которых стал Браунштейн.
Новым этапом в строительстве дворца стало Время царствования Елизаветы Петровны. В 1748 году работы возглавил первый архитектор Царского Села Франческо Бартоломео Растрелли. Однако войны нанесли чудовищный разгром, и комнаты были уничтожены.
Убранство Дворца завораживает. В качестве декораций используются картуши, маскароны, атланты и кариатиды, а великолепный образ дополняют капители колонн. Центральный фронтон украшает картуш, в виде «Е» и корона Екатерины. Что касается внутреннего убранства , то можно выделить картинный зал, стены которого увешены картинами европейских художников. Не менее популярна недавно восстановленная янтарная комната.
Неотъемлемой частью дворца является парк, территория которого ухожена и декорирована клумбами и скульптурами
Особое внимание заслуживают Эрмитаж, Верхняя и Нижняя Ванна и Грот, уютно расположившись в пейзажном парке
Благодаря труду реставраторов и историков, из общего количества 58 помещений, которые были разрушены во время Второй мировой войны, удалось восстановить 32. С послевоенных времен Октябрьской революции по сегодняшний день, Дворец Екатерины действует как Музей, в котором регулярно проводятся индивидуальные экскурсии и экскурсии для туристических групп.
Легенды Царского Села
Самая известная легенда повествует о том, как Екатерина II поставила караул к одной из роз в саду, собираясь подарить цветок своему внуку. Позже императрица забыла о приказе, а часовые охраняли это место ещё целых полвека.
Слухи ходят и о Большом и Малом капризах. Согласно им, мосты были подарены императрице её любовником Григорием Потемкиным и были построены в течение одной ночи.
Ещё одна легенда гласит, что новый Екатерининский дворец был настолько раскрашен позолотой, что гости и жители Царского села с первого взгляда принимали золотые фрагменты за воспламенившиеся и в ужасе убегали.
В музее-заповеднике соединились несколько исторических эпох. Прогуливаясь по его садам и павильонам, не перестаешь восхищаться творениями великих мастеров XVIII и XIX столетия, создавших гармонию и красоту в Царском селе.
Арабесковый зал
Арабесковый зал. Долгое время здесь проводились реставрационные работы, поэтому туристы не имели возможности посещать арабесковый зал. Однако он всё же открылся в 2010 году, когда реставрация была завершена. Изначально данное помещение предназначалось для торжественных приёмов по случаю приезда императрицы. Впоследствии эта комната была преобразована для обычных торжественных приёмов, а название такое залу дали потому, что его стены украшены арабесковыми росписями.
Арабский зал
мраморные колонны
парадная лестница
Екатерининский дворец парадная лестница
Александровский парк сверху
Екатерининский дворец зимой
Екатерининский дворец в снегу
От небольшого здания до роскошного дворца
История дворца берет свой отсчет с 1717 года. Но тогда это еще был не тот Большой Екатерининский, который мы знаем сегодня. Первоначально царская резиденция представляла собой скромных размеров двухэтажное здание. Над его строительством трудился немецкий архитектор Иоганн Браунштейн. Тогда оно задумывалось как летняя резиденция Екатерины I.
В 1843 году новая императрица Елизавета Петровна решила его расширить и обустроить. Задача была поручена архитекторам Андрею Квасову и Михаилу Земцову.
Это первое здание «продержалось» до 1752 года, и его перестроили. Так увидел свет роскошный дворец, полностью соответствующий своему высокому статусу. Во дворце предусмотрели множество служебных корпусов и даже дворцовую церковь. При оформлении не скупились на золото. Позолотой покрывали интерьеры и внутри и снаружи. Фигуры атлантов на главном фасаде и то были покрыты золотом.
Свой нынешний облик Большой Екатерининский дворец обрел именно при Елизавете. Прежнее здание даже после перестройки она сочла маленьким и несовременным. Демонтаж старого дворца и последовавшая за ним перестройка продолжались четыре года. И вот 325-метровый дворец готов! Когда его презентовали 30 июля 1756 года царским вельможам и гостям из Европы, все были потрясены великолепием и размахом.
Перестройка дворца
После того как власть в стране в результате дворцового переворота захватила младшая дочь Петра I Елизавета, перемены коснулись и Екатерининского дворца. По ее приказу в 1742 году было принято решение расширить здание. Исполнителем задуманного был выбран М. Г. Земцов, проявивший себя талантливым зодчим при постройке многих церквей и строений Петербурга. Однако в конце сентября 1743 года архитектор умирает. В этот период сменилось много зодчих на перестройке дворца. Это и А. В. Квасов, Дж. Трезини, С. И. Чевакинский. Так продолжалось до 1748 года, когда выбор главного архитектора пал на Ф. Б. Растрелли.
Проект перестройки был готов уже в мае 1752 года, после подписания указа царицы начались активные строительные работы. Уже к середине лета 1756 года Франческо Бартоломео представил царственным особам и послам иностранных государств свое творение. Елизавета Петровна была восхищена анфиладами, которые впервые имели длину всего здания. Растрелли также перестроил галереи, сделанные из дерева, создав полноэтажные сооружения.
Понравилась царице и необычная на те времена цветовая гамма, выбранная архитектором. Позолоченные лепнины фасада были сняты и заменены на покрашенные элементы. Нежно-голубой оттенок здания прекрасно сочетался с белым цветом колонн и золотом куполов церкви Воскресения Христова.
Тайна исчезновения «8-го чуда света»
До сих пор остаётся неразгаданной загадка исчезновения знаменитой Янтарной комнаты из Екатерининского дворца. То, что мы видим сегодня в Государственном музее-заповеднике «Царское Село» — это блестяще созданная копия.
Подлинная Янтарная комната была вывезена фашистами из Екатерининского дворца осенью 1941 года. Вместе с немецкими частями, ворвавшимися в Царское Село, прибыли специалисты из команды «Кунсткомиссион». Оккупанты демонтировали и отправили панно в Кёнигсберг. Похищенные янтарные панно и двери были смонтированы в одном из залов 3-го этажа Кёнигсбергского замка.
При отступлении немцев панно снова были разобраны и не позднее 6 апреля 1945 года вывезены в неизвестном направлении. С этого времени следы комнаты теряются. Её поиски пока безрезультатны, однако некоторые фрагменты убранства Янтарной комнаты удалось возвратить.
Как нацисты похитили Янтарную комнату?
В начале Великой Отечественной войны музейные ценности из Екатерининского дворца были вывезены в Новосибирск. Янтарную комнату решили не трогать. Долго не проводили реставрацию и панели были хрупкими, они могли быть повреждены при демонтаже. Сотрудники музея произвели её консервацию на месте.
Чтобы защитить янтарные панно от взрывной волны, их оклеили сначала бумагой, затем марлей и ватой. Фашисты, захватив Екатерининский дворец, ограбили его и похитили Янтарную комнату. По официальной версии, двое суток нацистам потребовалось, чтобы демонтировать панели.
Куда перевезли ценность Царского Села?
По некоторым данным, с 1942 года по весну 1944 года немцы собрали панели Янтарной комнаты и установили в одном из залов Королевского замка в Кёнигсберге. Там помещение было по размерам существенно меньше, чем зал в Екатерининском дворце. Поэтому, с тех пор какая-то часть янтарных панелей хранилась отдельно.
В августе 1944 года после налёта английской авиации в замке случился пожар. Но считается, что панели при этом почти не пострадали. По свидетельству очевидцев, янтарные панно упаковали в ящики и сложили в одном из залов замка. Они хранились там вплоть до начала штурма города Советской Армией.
Дворец отвоевали 9 апреля 1945 года, а 11 апреля, как было установлено много лет спустя, начался пожар. Но Янтарной комнаты там уже не было.
Где находится оригинал сейчас?
В настоящее время местонахождение подлинной Янтарной комнаты неизвестно. Некоторые исследователи считают, что она хранится в пещерах возле Дрездена или в туннелях в Польше.
Из оригинальных элементов Янтарного кабинета в Россию вернулись только янтарный комод и флорентийская мозаика, которые были украдены немецким офицером во время вывоза ценностей из Екатерининского дворца.
История
Своей красотой Екатерининский дворец обязан трём российским императрицам — Екатерине I, Елизавете Петровне и Екатерине II, уделявшим большое внимание загородной резиденции в Царском селе. В настоящее время трудно себе представить, что триста лет назад на месте этого величественного сооружения находился скромный двухэтажный дворец, состоявший из 16 комнат и получивший название Каменных палат
В настоящее время трудно себе представить, что триста лет назад на месте этого величественного сооружения находился скромный двухэтажный дворец, состоявший из 16 комнат и получивший название Каменных палат.
Его строительство началось в 1717 году под руководством архитектора Иоганна Браунштейна. Одновременно на склоне с восточной стороны был разбит Верхний сад, состоящий из трех террас, и Нижний сад. К западу был построен Зверинец, позже преобразованный в Александровский сад.
В 1744 году по плану молодого архитектора Квасова здание было надстроено и связано галереями с пристроенными двухэтажными флигелями. В дальнейшем каждый новый Российский правитель также перестраивал Екатерининский дворец.
Коренное преобразование прошло при императрице Елизавете Петровне в 1752 году. Четыре года Франческо Растрелли, известный специалист стиля барокко, руководил работами по реконструкции здания и парка.
Во время Великой Отечественной войны территория Царского села была оккупирована и дворец практически полностью был разрушен, 80% его интерьеров было утрачены. Янтарная комната была вывезена фашистами из Пушкина и бесследно исчезла в Кенигсберге перед вступлением в него советских войск.
Кроме того, многие экспонаты музея были потеряны еще до начала войны, в 1930-е годы, когда началась распродажа многих ценных предметов живописи, скульптуры и прикладного искусства. Сотрудники комплекса, как могли, защищали экспонаты, намеченные к продаже. Хранители пытались спасти произведения искусства, снижая ценность картины, например, вместо итальянской школы указывали испанскую.
Кроме того, многие ценные работы уходили в Эрмитаж: когда там появлялась «брешь», произведения искусства отбирали из музея в Царском селе.
Полностью были утрачены ценные экспонаты детской половины дворца, в том числе учебники, диапозитивы и гербарии, карандаши и тетради. Это всё было отдано в детские колонии, куда привозили всех детей Петрограда, лишившихся родителей.
В 1959 году, благодаря кропотливой работе реставраторов, историков и архитекторов были открыты шесть залов музея. В 2003 году посетители смогли увидеть и жемчужину Екатерининского дворца — Янтарную комнату, на восстановление которой ушло около 6 тонн янтаря.
Екатерининский дворец до 1910 года назывался Большим Царскосельским. В настоящее время это объект культурного наследия Федерального значения, входящий в состав Государственного Музея-заповедника «Царское село».
Жители и посетители
В Александровском дворце жили все русские государи. Здесь они провели свое детство: жили во дворце с весны до поздней осени. Играли на Детском острове, бродили по паркам, занимались рыбалкой и верховой ездой.
Император Александр в апартаментах дворца бывал редко. Здесь жили гости и приближённые императорской семьи. Брат Александра I, будущий император Николай I, любил Царское Село и проводил здесь много времени с семьёй: ему нравился простой уклад загородной жизни.
При Николае II летнюю резиденцию перестроили, так что семья императора жила здесь круглый год. В неспокойное для страны время дворец 12 лет был постоянным прибежищем царской семьи, которая жила в Царском Селе неотлучно. Отсюда после длительного домашнего ареста в 1918 году Романовых отправили в ссылку, где расстреляли.
После высылки Романовых в здании устроили выставку, посвящённую жизни последнего русского императора. Демонстрировали парадные залы и личные вещи императорской четы, коллекции произведений искусства. Вскоре во дворце устроили дом отдыха сотрудников НКВД и детский дом, где разместили несколько тысяч ребятишек.
Во время оккупации города Пушкина в Александровском дворце немецкое командование устроило штаб и гестапо. В подвалах здания разместилась тюрьма, а дворцовую площадь немцы превратили в кладбище офицеров СС.
В 1949 году сюда перевели Всесоюзный Пушкинский музей, а в 1951 году дворец передали Министерству Обороны, и территорию закрыли для посещений. В 1996 году началась реставрация, которую планируют закончить в 2022 году. Сегодня посетители осматривают дворец только снаружи и гуляют по Александровскому парку.
Реставрационный проект предполагает превращение Александровского дворца в многофункциональный музыкальный комплекс с выставочными залами, библиотекой и детским центром. В цокольном зале разместятся кафе, экскурсионные бюро, музыкальный магазин и технические помещения.