Что такое церковь христова?
Содержание:
- Древняя Церковь лучше современной?
- Церковь Иоанна Воина на Якиманке (1 130 запросов)
- Церковь Вознесения Господня в Коломенском
- Собор Казанской иконы Божьей Матери на Красной площади (1 424 запросов)
- Успенский собор
- Понятие Церковь в Христианстве
- Виды православных храмов
- Румынский Патриарх и его папские облачения
- Почему без Церкви невозможно Спасение
- История храма в XVII-XX веках
- Архитектура храма
- Новодевичий монастырь
- Православная Финляндия: Пасха вместе с протестантами
- Реставрационные работы в середине ХХ в
- Если посмотреть на Церковь как на корпорацию — она «красная» или «бирюзовая»?
- История строительства
Древняя Церковь лучше современной?
Пятидесятница. Фреска. Сербия. XIV век
Церковь как явление парадоксальна. Она, конечно, не исчезла; она одновременно и изменилась, и осталась неизменной. Дело в том, что Церковь — это не изобретение людей, а подарок Бога людям, которым было дано отчасти им распоряжаться.
В день Пятидесятницы Святой Дух сошел на апостолов (Деян 2:1–4), и это стало моментом рождения Церкви в мире. Православные богословы неоднократно пытались дать Церкви определение, но все полученные в итоге формулировки нельзя признать удовлетворительными, потому что суть бытия Церкви не поддается описанию. Ведь она (эта суть) имеет непосредственное отношение к Божественной реальности, и эта часть природы Церкви не меняется веками, но постоянно меняется ее человеческая составляющая. В первые века она была одной, сегодня стала иной.
Церковь Иоанна Воина на Якиманке (1 130 запросов)
Эта церковь появилась в 1704-1713 годах во время правления Петра I. Церковь Иоанна Воина – прекрасный образец русского барокко, он уже свыше трёх веков стоит на Большой Якиманке. Планировка у здания исконно русская (якобы её начертал сам император), использующая принцип «восьмерик на четверике». У здания неожиданно яркий фасад, украшенный жёлтой, зелёной и красной мозаикой. За всю свою длинную историю эта церковь никогда не прекращала работу, даже в суровые для неё 20-30 годы прошлого века. Верующие особенно чтят этот храм и за то, что в нём находится много особо почитаемых реликвий: икона и кусочек мощей с перстнем от великомученицы Варвары, икона Владимирской Божьей Матери, другие иконы и ковчеги, содержащие прах свыше 150 угодников.
Руки в Ноги
Оценить!
8.63
10014
12345678910
Церковь Вознесения Господня в Коломенском
Фото: Fotokto.ru
Имеет огромную историческую ценность. Церковь выстроена в 16-м веке из камня и кирпича вблизи села Коломенское. Обитель предназначалась для посещения царской семьи. Потому она не впечатляет размерами. Но внутренние убранства поражают роскошью и великолепием.
К сожалению, первоначальная роспись стен не сохранилась. Все, что видит посетитель – реконструкция. Но факт не влияет на посещаемость. Церковь всегда полна желающих вознести молитвы и благодарность Господу.
Сюда лучше приехать в составе экскурсии. Историческое место достойно внимания и подробного изучения.
Московские храмы удивительно красивы. Их история интересна и поучительна. Именно поэтому посещать их лучше в сопровождении профессионального гида. Он поведает немало подробностей, связанных с историей достопримечательностей, расскажет удивительные факты и легенды. Религиозные памятники столицы – важная часть истории города и государства. Не упускайте возможности увидеть эти легендарные шедевры архитектуры.
Собор Казанской иконы Божьей Матери на Красной площади (1 424 запросов)
Первый собор на этом месте появился в 1625 году, после чего он неоднократно подвергался разрушениям и последующим реконструкциям, при каждой из которых его облик существенно менялся. Последняя «реинкарнация» собора произошла в 1990 году. Согласно легенде, чудесное обретение иконы Казанской Божьей Матери произошло после сильного пожара 1579 года, превратившего Казань и её кремль в руины. Начавший немедленно отстраивать свой сгоревший дом стрелец обнаружил под слоем песка икону Божьей Матери. По всему городу вскоре поползли слухи о чудесных исцелениях, виновницей которых считали икону. Долгое время эта икона служила покровительницей и защитницей русских воинов. Во время войны с Польшей русская армия брала копии этой иконы, а когда война завершилась победой, то воины обещали построить в центре Москвы храм в честь этой иконы.
Успенский собор
Фото: Elohov.ru
Строение 15-го века признали образцом нового архитектурного направления. Стиль отличают характерные черты. Они отсутствуют у других московских религиозных памятников.
Для архитектуры Успенского собора характерны:
- четкость линий;
- строгость экстерьера;
- богатое внутреннее убранство.
Интерьеры поражают великолепной полихромной росписью, обилием паникадил, ликами святых.
Иллюстрация Страшного Суда на западной стене оставляет яркое впечатление. Лица грешников с удивительной точностью передают страдания и муки, которые ждут каждого нераскаявшегося христианина. Картина служит напоминанием о необходимости вести праведную жизнь.
Здесь проходили венчания на государственную службу, епископов возводили в сан, оглашались указы правителей.
Храм входит в состав Государственного музея-заповедника «Московский Кремль». Посещать его лучше в составе экскурсии. Гид подробно расскажет историю обители, поведает немало любопытных преданий и легенд.
Понятие Церковь в Христианстве
Существующее понятие Церковь предполагает несколько значений. Что означает это слово в христианском понимании, в её догматическом значении? Православное вероучение дает четкий и ясный ответ на данный вопрос, основываясь на творениях святых отцов и учителей Церкви.
Определение Церкви в её догматическом значении
Церковь — это не просто храм (здание). В это понятие вкладывается куда более глубокий смысл. Под Церковью, в христианском смысле, понимается общество людей, объединенных единым священноначалием (духовенством через апостольское преемство), едиными таинствами (в православии их семь), в единой Главе – Господе Иисусе Христе. Церковь — это не просто общество верующих, а живой, развивающийся «организм». Основателем Церкви является Сам Иисус Христос. Он так и вещал апостолам о её создании. Причем упоминал о невозможности даже самому аду одолеть такое общество верующих людей. Любой христианин, участвующий в церковной жизни, является членом такого общества и, соответственно, членом Церкви.
Какая бывает Церковь
Понятие Церковь — не однозначно. Церковь Христова условно может быть поделена на несколько «видов». В частности, Церковь Земная и Небесная. Под Земной церковью понимают всех христиан, живущих на земле. Эту Церковь в богословии именуют «воинствующей», поскольку люди-христиане являются воинами на земле. Они борются со своими страстями и пороками, а также иногда и с самими проявлениями бесовской силы. Второй вид Церкви –Небесная. Ещё иначе она именуется «торжествующей». В неё входят, во-первых, все святые люди, которые уже переступили порог вечности. Во-вторых, к Небесной церкви относятся все те, кто сподобился достигнуть рая и единства с Богом после своей смерти. Они уже торжествуют в вечной славе с Богом и находятся в его общении и любви.
Смысловые значения слова Церковь
Таким образом, понятие Церковь в православии имеет разные смысловые значения.
Во-первых, Церковь — приход, община.
Во-вторых, Церковь — это христианская община в целом, форма организации верующих христиан.
В-третьих, Церковь — культовое сооружение, предназначенное для собрания христиан, совершения богослужений и религиозных обрядов.
В-четвёртых, Церковь — социальный институт, характеризующийся централизованным иерархическим правлением, наличием профессиональных священнослужителей, часто тесно связанный с государственной властью.
В-пятых, Церковь — термин, используемый в самоназвании некоторых новых религиозных движений («Церковь саентологии», «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (мормоны) и т. п.
И, наконец, Христианская церковь — религиозное сообщество христиан, объединённых общей верой в Иисуса Христа как Бога и Спасителя, который есть создатель Церкви и её Глава. В экклезиологии под Церковью понимается сообщество христиан прошлого и настоящего, составляющих мистическое «Тело Христа» («Тело Христово»), «Главой» которого является Христос. В религиоведении под Церковью понимается сообщество христиан, объединённых на основе общего вероучения, как отдельная община, или как всемирное объединение христианских общин.
Вывод
Следует отметить, что приведённый перечень понятия Церковь не окончательный! При желании он вполне может быть скорректирован и расширен.
Желаете продолжить знакомство?
При желании, продолжить знакомство с православными храмами Вам поможет публикация — Понятие и виды православных храмов.
Виды православных храмов
Собор
Итак, чем отличается храм от собора? Статус собора обычно получают самые крупные или значимые храмы города или монастыря. Если город большой, то в каждом районе выбирается свой собор, например, в Санкт-Петербурге более пятнадцати соборов. Также соборами называют те храмы, в которых располагаются или когда-либо располагались епископские кафедры. Ещё к соборам относят крупные мемориальные церкви, такие, как “Спас на крови” в Санкт-Петербурге или собор Василия Блаженного в Москве.
Собор может не отличаться по размерам от обычного приходского храма. Его особенностью является то, что собор рассчитан на богослужение, совершаемое собором духовенства во главе с епископом, архиепископом или патриархом. Собор это почти всегда храм с несколькими престолами, поэтому службы в них могут вестись параллельно, собирая большое количество верующих.
Церковь
Церковь как синоним храма — это основной и самый распространённый вид культовых христианских сооружений. Она имеет три части: алтарную, где находится алтарь и располагается во время службы духовенство; центральную, где молятся прихожане; и притвор — некое «преддверие». Три части храма собой олицетворяют Небо или Рай (алтарь), землю тварную (центральная часть) и землю греховную, еще не обновленную (притвор).
Если позволяет ландшафт, алтарная часть храма всегда обращена на восток. Если нет, то на север или юг, но никогда — на запад. Это напоминает верующим о том, что Христос — Солнце мира. Часто алтарную часть храма сравнивают с Сионской горницей — местом, где впервые совершилась Евхаристия.
Алтарь от центральной части отделяет иконостас. Часто центральную часть называют “нефом” — кораблём, который несёт всех верующих ко спасению. Если алтарь символизирует Божественное начало, и его иногда называют “Небом на земле”, то неф — это начало человеческое. Здесь молятся верные или люди, уже принявшие крещение.
Притвор символизирует землю греховную. Традиционно здесь молятся люди, готовящиеся ко крещению, или те, на кого наложили епитимью — наказание за серьёзные грехи. В современных обстоятельствах когда храмы переполнены такое деление редко соблюдается. Свечные лавки также иногда располагаются в притворе (или выносятся во двор). Три части храма нередко называют тремя ступенями в жизни христианина. Притвор — вход в духовную жизнь, центральная часть — борьба со грехом, и алтарь — жизнь вечная.
Существует несколько основных типов строения церквей. Храмы типа «базилика» — это вытянутые прямоугольные здания, символизирующее корабль спасения или Ноев ковчег. Церкви крестово-купольного типа характеризуются квадратной центральной внутренней частью, разделённой четырьмя колоннами на девять частей. Церкви в виде круга символизирует бесконечность и целостность Православной Церкви. Храмы в виде восьмиугольной звезды олицетворяет собой свет, который Церковь несёт в мир.
Часовня
Чем часовня отличается от храма и церкви? Часовня — это малый храм без алтаря. Из-за этого в часовне невозможно на постоянной основе совершать Литургию, только с использованием переносного алтаря. После Крещения Руси часовни часто ставились в местах, где раньше располагались языческие капища или другие почитаемые язычниками места. В наши дни часовни строят на памятных местах (например, на полях сражений), на кладбищах (часовни-усыпальницы), над святыми источниками (часовни-купели) и в местах, где нет возможности поставить храм — в глухих деревнях, в малонаселенных районах и так далее.
Чаще всего часовни используются для служения молебнов и панихид, чтения акафистов или часов. Отсюда и название “часовня”. Так же как и храмы, часовни освящаются в честь праздников, особо чтимых икон или святых.
Румынский Патриарх и его папские облачения
То, что Русскую Церковь возглавляет Патриарх, мы воспринимаем как что-то само собой разумеющееся. А вот то, что есть другие Православные Церкви с Патриархами во главе, знают не все. Вообще в мире сегодня существует пятнадцать Поместных Церквей. И девять из них обладают
статусом патриархата, совсем
как Русская Церковь. В России
Патриарх носит на голове белый
куколь — особый головной убор
белого цвета. Это знак или символ его
служения. Куколь — вещь уникальная, его носит исключительно Патриарх Московский и всея Руси. Еще одним уникальным элементом патриаршего облачения является зеленая мантия с
бело-красными полосами — «потоками».
Патриарх Румынский Мирон (1868–1939)
У Патриархов иных Поместных Церквей
также очень интересные облачения. Вот, например, в Румынской Церкви
все одежды Патриарха имеют
белый цвет: и клобук (головной убор), и ряса
(верхняя повседневная одежда). Выглядит все это, надо сказать,
очень торжественно и красиво. Румынская Церковь очень
древняя и при
этом очень молодая. Дело в том, что христианство существует на нынешних румынских землях почти с первого века.
А вот независимой Румынская Церковь стала
только в 1885 году. В течение своей
истории румынские христиане были то частью
Римской Церкви,
когда она еще не отделилась от православия, то частью Церкви
Константинопольской. Какое-то время население Румынии в церковном плане
подчинялось и России.
В 1925 году было
принято решение, что Румынскую Церковь будет возглавлять епископ с титулом
Патриарха. Первый Румынский Патриарх Мирон (Кристя) в знак своего
статуса стал носить
белые одежды. Как кажется, причина
этого кроется в названии
государства. В оригинале «Румыния» звучит как «Романия», то есть «римская». Румыны до сих пор ощущают
себя наследниками величия
Римской империи. Они даже
говорят на измененной, но все же латыни.
Несмотря на полное
господство в Румынии
православия, сами румыны
чаще смотрят на Запад, чем
на Восток. Их священники,
подобно западным, бреют
бороды. Белые одежды Румынского Патриарха — это в каком-то
смысле дань западному прошлому Румынской Церкви, ее принадлежности к римской церковной традиции, ведь и глава
Католической Церкви Римский
Папа традиционно носит белые одежды.
Почему без Церкви невозможно Спасение
Господь устроил Церковь для спасения людей. Восстановление человека из падшего состояния возможно только благодатию Божией, живущей в Святой Церкви. Кто не желается подниматься из падшего состояния, тому Церковь не нужна. Священномученик Киприан заключает:
Не принимающий Жертву Христову лишен спасения. Православная Церковь устремлена не к миру и его житейским заботам, а к Небу. Христиане вслед за Петром пренебрегают луковой красотой и приятностью временного мира, следуя за Своим Учителем, веря слову Его:
В Православной Церкви сохраняется неизменно учение Христово, Церковь освящает жизнь словом Истины, в Церкви мы находим лечебницу для души, школу добродетели и воспитания веры. Жизнь внутри Церкви есть истинная Жизнь, в ней наше спасение. Любя нас, Христос зовет Нас к себе в дом Божий, и говорит:
История храма в XVII-XX веках
В 1647 году к Казанскому собору пристроили придел, посвященный святым Гурию и Варсонофию. В торжественной церемонии его освящения участвовал сын и приемник Михаила Федоровича — российский государь Алексей Михайлович.
Несмотря на то, что храм имел маленькие размеры, он всегда играл большую роль в духовной жизни города. Казанский собор почитали вместе с самыми известными церквями Москвы, а его настоятель был очень уважаем среди московского духовенства.
Шло время, и в 60-е годы XVIII века на средства княжны М. А. Долгоруковой Казанский собор реконструировали. Обветшавший придел снесли, а вокруг колокольни появилось множество торговых лавок, где продавали восковые свечки, яблоки и румяные калачи. Долгое время в каменной церкви приводили к присяге московских купцов.
Вид собора от Государственного исторического музея
Со временем возвышавшиеся рядом Верхние торговые ряды настолько расстроились, что практически закрывали вид на храм со стороны кремля. В самом начале XIX века шатровую колокольню разобрали, и вместо нее возвели двухъярусную звонницу по новому образцу.
Как и вся Москва, Казанский собор претерпел немало испытаний во время нашествия французских войск в 1812 году. Перед самым приходов врагов возле храма москвичи охотно скупали лубочные картинки и карикатуры на французов и самого Наполеона. Чтобы почитаемая икона не досталась врагу, священник храма заблаговременно спрятал ее. Однако, когда французские войска вошли в город, они не преминули поглумиться над православным храмом. Солдаты выбросили из алтаря престол и втащили внутрь церкви лошадиный труп.
Еще одну масштабную переделку собора провели в 1865 году. Архитектор Николай Иванович Козловский подготовил проект, храмовые фасады перестроили в классических традициях, а к колокольне добавили еще один ярус. Примечательно, что и прихожане, и священники сильно сожалели о таких переменах. После реконструкции Казанский собор утратил свой оригинальный вид и стал похож на множество сельских храмов, стоявших в разных уголках страны.
С приходом советской власти церковная жизнь изменилась. Богослужения в соборе запретили не сразу. Летом 1918 года проповедовавший здесь патриарх Тихон рассказал прихожанам о том, что царская семья была расстреляна большевиками. А осенью того же года самая бесценная храмовая святыня — знаменитая Казанская икона бесследно исчезла.
Вид на собор с юго-востока и Аверкиевский придел
В середине 1920-х годов известный реставратор Петр Дмитриевич Барановский занялся капитальной реставрацией здания. Работы растянулись на несколько лет, так как реставраторы старались вернуть собору исторический облик. К 1929 году они сумели оформить стены и воссоздать ряды старинных килевидных кокошников, но произошло неожиданное. Барановскому стало известно, что руководство Москвы приняло решение снести собор. Московские власти хотели проводить на Красной площади физкультурные парады и демонстрации трудящихся и поэтому не желали видеть рядом ни одного культового здания.
Архитектор был очень огорчен, но успел провести тщательные замеры всех архитектурных частей храма. Составленные им документы были использованы несколько десятилетий спустя, во время восстановления собора. В начале 1930-х годов богослужения в соборе запретили. Сначала внутри бывшего церковного здания открыли столовую, а потом создали склад мрамора, который использовался для строительства московского метро.
В 1936 году собор разрушили до основания, а на его месте вырос павильон, сооруженный по проекту Бориса Михайловича Иофана. Потом здесь соорудили летнее кафе, затем площадку отделали мрамором и устроили посредине фонтан. После всего этого на месте православного храма построили общественный туалет.
Архитектура храма
Собор Покрова на Рву (также называемый Покровский) был выполнен в шатровом стиле и является его высшим достижением. Насколько бы ни казалось сложна архитектура постройки на самом деле все просто, это привычный в русском зодчестве восьмерик на четверике. В центре выстроено самое большое здание по высоте, остальные меньше, по принципу убывания. Примечательно, но собор абсолютно не симметричен.
Все переходы от высокого к малому, от широкого к узкому сглаживают удивительные элементы декора: резьба, кокошники, выемки, цветовая игра. Соотношения высоты и основных частей этого храма образуют ряд золотого сечения.
Как говорилось ранее, купола обрели цвет только в XVII веке. Все поражаются тому, что цвета везде разные, но никто не придает вниманию их форме и рисунку. На самом деле ни один из куполов не повторяет другой. Форма самих главок луковичная, а вот их декоративные элементы имеют форму правильных многогранников: тетраэдр, куб, октаэдр, икосаэдр, додекаэдр.
В соборе поразительная акустика. Любые звуки усиливаются и словно поднимаются вверх, под самый купол. Мастера, которые работали над постройкой знали одну хитрость. Они вмонтировали в стены глиняные кувшины, которые выступили в роли акустических резонаторов.
Собор Покрова на рву в разные годы. Счастливая судьба
Храм поразителен не только своим внешним видом, но и своей историей. Он неоднократно подвергался пожарам, во время войны с Наполеоном французы грабили утварь, осколки снарядов терзали стены и крышу, а при становлении советской власти храм и вовсе хотели взорвать.
Никто не смог стереть с лица земли эту удивительную постройку. Да, она подвергалась многочисленным реставрациям и раньше была вовсе не такой, какой мы видим ее сейчас. Нынешний облик храм приобретал на протяжении шести столетий.
История названия храма
Почему же название храма первоначально было другим? Второго октября состоялось взятие Казани, это произошло на следующий день после праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Строение именовали Собором Покрова что на рву в честь церковного события. Но в народе закрепилось другое название, привычное для современников. Люди назвали церковь Храмом Василия Блаженного в честь известного в Москве юродивого. Говорят, Василия очень любит простой люд, а царская знать уважала и не смела с ним спорить. Юродивый круглый год ходил без одежды, считая, что это долг за его дар.
Мужчина был прозорлив и нередко высказывался о делах государства. После смерти Василия Блаженного похоронили в одном из приделов собора.
Постройки, входящие в комплекс храма
Стоит отметить, что Собор Василия Блаженного состоит из одиннадцати церквей. Каждый придел храма назван в честь святого, дни памяти которых приходились на ключевые бои за Казань. Удивительно, что собор снаружи выглядит весьма внушительным, а внутри его места очень мало. Некоторые приделы могут вместить до 10 человек.
Здания храма образуют восьмиконечную звезду, образованную совмещением ромба и квадрата. По углам ромба расположены крупные церкви, по углам квадрата – малые. Восьмиконечная звезда является символом Богородицы. Звезда считается путеводной. Считается, что она ведет человека к Небесному Иерусалиму.
Мастера вкладывали в здание особый смысл, люди относились к нему с особой любовью, а главы государства боялись его «трогать». Многие говорят, что бог помог сохранить храм в самые его тяжелые году, будто накрывал его огромным невидимым куполом для защиты. Сейчас сложно надеяться на высшие силы и только люди могут сохранить это рукотворное чудо. Ныне в храме не проводятся служения, он является частью государственного музея. В нем проводятся экскурсии, есть штат сотрудников, которые следят за порядком и чистотой.
Новодевичий монастырь
Фото: Fotokto.ru
Достопримечательность представляет собой комплекс архитектурных сооружений, выстроенных на рубеже 16-17-го веков. Возведена по указу Василия III. Монастырь входит в список объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО.
Ансамбль состоит из 16 сооружений. В их число входят 8 храмов. Особого внимания заслуживает Смоленский собор, украшенный фресками. В его стенах хранится работа евангелиста Луки – образ Одигитрии.
Тут же находится известное Новодевичье кладбище. Тут захоронены исторические личности и знаменитости с мировым именем. Здесь всегда людно. Тысячи людей приходят почтить память тех, для кого Новодевичье кладбище стало последним пристанищем.
Православная Финляндия: Пасха вместе с протестантами
Когда-то все православные христиане жили по одному календарю — Юлианскому, или, как его еще называют, по старому стилю. В 20-х годах XX века ситуация изменилась. Большая часть Православных Церквей перешла на Новоюлианский календарь, или новый стиль. Рождество Христово они теперь празднуют 25 декабря, как это делают католики и протестанты, а Пасху по-прежнему отмечают по старой традиции. И Пасха до сего дня — общий для всех православных праздник.
Пасхальное богослужение в Финской Православной Церкви, г. Тампере
Но есть одно исключение. Православная Церковь Финляндии не только живет по западному календарю, но и Пасху празднует с западными христианами. Получилось это из-за того, что, по сравнению с иными конфессиями, православных в Финляндии не только очень мало, но они еще и находятся под жестким контролем государства. Когда Финляндия была частью Российской империи, финские православные были частью Русской Церкви. Когда же Финляндия получила независимость (в 1917 году), государственная власть вынудила их принять новые традиции, в том числе праздновать Пасху не с остальными православными, а с католиками и протестантами. Традиция отмечать Пасху по западному обычаю противоречит канонам (церковным законам). Но Православные Церкви иных стран не прерывают общения с Финской Церковью, понимая, что отступление от древнего обычая было сделано ею вынужденно. Из-за того что православные, лютеране и католики в Финляндии празднуют Пасху всегда вместе, у них появились общие пасхальные традиции.
Например, обычай встречи пасхального утра. Рано утром в день Пасхи финские дети выходят на улицу и поднимают оглушительный шум. Некоторые из них стучат в барабаны, другие гремят жестяными банками, третьи дудят. Целые процессии шумящих детей движутся по улицам финских городов и будят их жителей. Смысл обычая следующий: пасхальное утро проспать нельзя, нужно им насладиться — встретить Пасху вместе с восходом солнца. Финские лютеране и православные верят, что солнце на Пасху играет красками, особым образом переливается цветами.
Надо сказать, что в другие дни на такой способ побуждения можно было бы обидеться, но на Пасху своеобразному «детскому будильнику» радуются почти все. Вот и получается: и детям забава, и взрослым радость!
Реставрационные работы в середине ХХ в
Храм на Красной площади в Москве стал едва ли не первым зданием, которое попало под защиту и обеспечение государства. Он был признан мировым памятником. Теперь здесь начался процесс музеефикации – превращения храма в объект музейного показа. Службы были официально прекращены.
Для полноценного перехода храма в состояние музея его требовалось полностью отреставрировать, так как долгие годы революции и разрухи не позволяло заботиться о храме и привело к его серьезным повреждениям.
В нем были выбиты окна и повреждена крыша, а в зимнее время некоторые приделы храма заносились снегом и обмерзали, не позволяя даже открыть двери. В 1920-х гг. собор был масштабно отремонтирован, а в 1923 г. его статус был изменен: его признали историко-архитектурным музеем. С того времени он был постоянно открыт для посещения и закрывался лишь однажды, в период Великой Отечественной войны.
Собор активно изучали: например, в нем были обнаружены подземные тоннели, ведущие в Кремль, замурованные комнаты. Дополнительно было сделано открытие, что нижний уровень храма был оборудован окнами-бойницами. В процессе ремонта эти бойницы были закрыты кирпичной кладкой, что усложнило работу.
Обнаружение развило теорию, что собор был оборудован пушками и при необходимости оттуда мог вестись бой. Тогда же стало известно, что нижние подклеты использовались в качестве хранилища казны и были оборудованы дверьми, от которых остались лишь петли.
В 1929 г. в Покровском соборе прошла последняя литургия, после чего колокола были сняты, а церковные службы – окончательно запрещены.
1930-й г. едва не стал решающим для древнего собора: Лазарь Каганович представил Иосифу Сталину макет обновленного города и площади.
Когда он смахнул с макета модель собора, предлагая его убрать, Сталин сказал легендарную фразу: «Лазарь, поставь на место», что и спасло архитектурную реликвию от сноса. Впрочем, в 1936-м г. нависла новая угроза сноса. Относительно новой разметки города он был расположен неудобно и перекрывал часть магистрали.
Реставратор Петр Барановский отказался участвовать в сносе древнего и важного сооружения, и сообщил в телеграмме, что взорвет себя вместе с храмом, а после ареста его убеждали продолжить работы тем, что храм уже и так взорвали. Если верить легенде, то сразу же после освобождения, спустя полгода заточения, он поспешил к Кремлю, чтобы убедиться, что собору ничего не угрожает
Если посмотреть на Церковь как на корпорацию — она «красная» или «бирюзовая»?
Клер Грейвз, американский психолог
Последние
годы периодически можно услышать словосочетание «бирюзовая компания». О чем, собственно, речь? Это понятие восходит к теории психолога Клера Грейвза
(1914–1986), который утверждал,
что человечество развивается от грубых
биопсихосоциальных форм (типа
примитивных племен, главная
цель которых — выжить) к более прогрессивным и, по сути,
человечным. В 2014 году Фредерик Лалу применил теорию Грейвза к управленческим моделям в бизнесе. Лалу
описал пять типов
(точнее, стадий развития) организаций, которые можно встретить и сегодня. Каждому типу для наглядности был присвоен определенный цвет.
Последний, самый совершенный, пятый тип и есть «бирюзовый». Вот как сам автор
характеризует этот тип:
Только представьте себе фирму, где прямо на совещании руководства играют дети сотрудников, и это не какой-то форс-мажор — няня заболела, а обычная ситуация. Каждый сотрудник имеет право голоса, и когда кто-то из новичков предлагает хорошую идею, ее поддерживают, даже если до этого основатель компании предложил что-то другое. Начальника не боятся, а уважают. Между сотрудниками компании устанавливаются доверительные, практически семейные отношения. То же самое происходит и в отношениях с клиентами. Вы скажете, это какая-то очередная утопия, придуманная группой хипстеров. На бумаге (или экране) все это выглядит очень гладко, но в жизни такого быть не может. Но нет, «бирюзовые» компании существуют, их уже тысячи по всему миру, и они показывают невероятную эффективность, так что даже такие солидные и консервативные организации, как Сбербанк, начинают применять «бирюзовые» принципы организации труда.
К чему это долгое вступление? Если задуматься, то Церковь еще задолго до Грейвза, во времена рабовладельческого строя, провозглашала много чего «бирюзового»: говорила о том, что все мы братья и сестры, что если хочешь быть первым, будь всем слугой, что надо носить тяготы друг друга. И это были не просто слова — как пишет апостол Лука, в раннехристианской общине «у множества уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян 4:32). Апостол Павел говорил, что Церковь — это Тело Христово (1 Кор 12:27), живой организм. У Церкви как организации есть одно существенное отличие от «бирюзовых» компаний. Если человек не вписывается в семью «бирюзовой» компании, его уволят (да, вежливо, с улыбкой, но уволят), а Церковь прибегает к этому средству (отлучению) только в самых крайних случаях. Это порой даже возмущает.
Христиане не могут сказать: так, все белые и пушистые — к нам, а черные и колючие, например, к мусульманам. Господу нужен каждый. Нет, Церковь земная — это не «бирюзовая» компания, это «врачебница», больница. А в больнице нужен режим, процедуры и послушание врачам. Вот когда «будет Бог все во всем» (1 Кор 15: 28), тогда золотые стены Нового Иерусалима будут отливать бирюзой (Откр 21:19–20).
История строительства
В вышедшем в конце XVIII века историческом путеводителе по городу сообщалось, что первый храм, который воздвигли в честь почитаемой иконы, появился у кремля в 1625 году. Он был построен из дерева на деньги Дмитрия Михайловича Пожарского.
Вид собора от Красной площади
Известно, что во время второго народного ополчения, сформированного в 1611 году, Пожарский не расставался со списком, сделанным со знаменитой иконы. После победы над польско-литовскими захватчиками и освобождения столицы, он хранил заветный образ в своем приходском храме на Лубянке. Новый деревянный собор был выстроен князем специально для Казанской иконы. Однако, церковь простояла всего 9 лет и сгорела во время пожара.
Место возле Красной площади пустовало недолго. Уже в 1636 году царь Михаил Федорович выделил деньги, и возле Московского кремля поставили новый каменный храм. Как это было принято в храмовой архитектуре в начале XVII столетия колокольню пристроили с северо-запада от церковного здания. Новая церковь сразу приобрела высокий статус, потому что ее освятил сам Московский патриарх Иоасаф I.