Оружейная палата. сокровищница государства

История сокровищницы

Древнее хранилище первоначально называли «Оружейным приказом». В первый раз о нем написали в документе 1547 года, как о месте, где находилось царское оружие. Историки предполагают, что уже в те времена здесь располагались мастерские, в которых изготавливали оружие и военные знамена.

Оружейный приказ стоял в Казенном дворе и со времен правления Ивана III Васильевича, прозванного Великим, находился возле Архангельского и Благовещенского соборов. Просторный двор покрывала крыша, а два его окна были обращены в сторону дворцовой площади.

Внутри двора размещалась Большая казна, к которой были приставлены казначеи из бояр и их помощники — дьяки. В ней хранили царскую церемониальную одежду, государственные регалии, иконы, посуду из серебра и золота, а также ценную утварь. За Большой казной стояла Оружейная палата, находившаяся под управлением оружничего. В его обязанности входило хранение царских сабель и мечей, а также изготовление оружия и его ремонт.

Известно, что среди первых дворцовый чин оружничего получил воевода Андрей Михайлович Салтыков (1511 год). Оружничим был и один из предков знаменитого русского поэта А.С. Пушкина — боярин Григорий Гаврилович Пушкин (1647 год). Кроме того, на Казенном дворе располагался Конюшенный приказ, где хранили экипажи царя и сбрую для лошадей, трехэтажный Запасной двор и Мастерские палаты.

Вход в палаты

Во второй половине XVII века царская сокровищница превратилась в настоящий центр русского искусства. В Московском Кремле работали умелые оружейники и знаменщики. В мастерских трудились искусные столяры, граверы по металлу и позолотчики, умевшие обрабатывать кость и дерево. В 1640-е годы при Оружейной палате создали мастерскую царских изографов, которая объединила лучших русских иконописцев. В те времена несколько приказов Кремля находились под управлением влиятельного боярина Богдана Матвеевича Хитрово. Он был страстным коллекционером и приложил немало усилий, чтобы Оружейная палата превратилась в один из лучших музеев Русского государства.

В начале XVIII века согласно указу Петра I царскую сокровищницу передали в ведение Сената, и сюда стали привозить курьезные вещи, которые до этого хранились в разных коллегиях. Вскоре старинных предметов стало так много, что решено было оставить только самые ценные из них, а остальные — продать.

В 1737 году в Москве произошел сильнейший пожар. Беда случилась в день Троицы и поэтому вошла в историю, как Троицкий пожар. Сильный огонь прокатился по всей территории Кремля. Выгорели кровли самых главных соборов, а здание Казенного двора было практически полностью уничтожено. К счастью, царская казна не пострадала, однако пламя не пощадило коллекцию трофейных знамен, завоеванных Россией во время битвы под Полтавой (1709 год).

Шестой зал: Драгоценные ткани, лицевое и орнаментальное шитье XIV—XVIII веков. Светский костюм в России XVI — начала XX века

Восстановление утраченного заняло несколько лет. Оставшиеся реликвии перенесли в Тюремный дворец и возвели для них специальные помещения. В 1812 году по распоряжению императора Александра I для мастерских царской сокровищницы на Сенатской площади Кремля было построено отдельное здание. Однако, оно не обладало системой отопления и поэтому было слишком сырым для хранения реликвий. Когда над Москвой нависла угроза вторжения наполеоновских войск, все ценности из хранилища перевезли в Нижний Новгород, но спустя два года вернули обратно в Москву.

В середине XIX века для царской сокровищницы возвели новое здание. Оно располагалось на месте старинного Конюшенного приказа и составляло единый комплекс с Большим Кремлевским дворцом, построенным по проекту известного российского зодчего Константина Андреевича Тона. Коллекции Оружейной палаты размещаются в этом месте и по сей день. Двухэтажное здание имеет высокий цоколь и декорировано пилястрами и резными колонами. Его стены украшают аккуратные медальоны из мрамора с изображением российских князей и царей.

Пятый зал: Западноевропейское серебро XIII—XIX вв.

Главные экспонаты

По аналогии с 7 чудесами света, в Оружейной палате можно выделить 7 уникальных экспонатов:

  • Конечно же, шапка Мономаха. Драгоценный мех соболя окружает узорчатую золотую тулью. Само по себе это красиво. Но шапка имеет еще и огромную историческую ценность.
  • Перо-эгрет с сапфиром. Украшение всадника было преподнесено Екатерине Великой султаном Абдул-Гамидом после заключения Кучук-Кайнарджийского мира. Перо-эгрет украшает редчайший сапфир желтого цвета.
  • Карета-сани. Сейчас такой комбинацией мало кого удивишь. А во времена Елизаветы Петровны это было новаторское решение. Историки утверждают, что императрица проехала в странном экипаже из Санкт-Петербурга в Москву всего 3 дня. Обычно на такое путешествие тратили около 10 дней. Сохранилось немного возков, елизаветинский – один из них.
  • Мантия из горностаев последней императрицы Александры Федоровны. На парадную одежду пошли шкурки 800 зверьков. И сохранить реликвию было непросто.
  • Большой Сион. Эта дарохранительница раньше использовалась в Успенском соборе Кремля. Уникальность ее в том, что она выполнена в виде православного храма. Дата изготовления – 15 век. Но некоторые исследователи придерживаются мнения, что некоторые элементы раритета намного старше.
  • Оружейный гарнитур Остен-Сакена. Набор вручили парижане губернатору Остен-Сакену в знак признательности за образцовое поведение русских войск в захваченном городе. На рукояти был бриллиант 35 каратов, украденный в 20-е годы ХХ века. При реставрации камень заменили аналогичным.
  • Ленный кубок. По традиции, вассалы подносили своему господину такой кубок, наполненный монетами. Особенность раритета в том, что букашки и лягушки, отлитые из серебра, в момент изготовления были живыми. В Германии 15 века такая техника была распространена.

История создания музея

Первые упоминания об Оружейной палате датируются началом шестнадцатого века, но ценности, положившие начало коллекции начали собираться гораздо раньше. Пополнение кладовых Московского Кремля возрастало по мере становления города. Чем больше становилась Москва, тем больше съезжалось в нее русских и иностранных мастеров, создававших шедевры прикладного искусства. Большой вклад в сокровищницу вносили и иностранные послы, московских князей одаривали щедрыми подарками: серебряными кубками, драгоценными тканями, воинским снаряжением, парадной конской сбруей.

В период самоизоляции рекомендуем обратить внимание на онлайн экскурсии. Экспонат музея


Экспонат музея

В годы правления Ивана III для хранения великокняжеской казны было решено возвести уже отдельное здание. Двухэтажное каменное здание располагалось между Архангельским и Благовещенским соборами, именоваться оно стало «казенный двор» и совместило в себе функции хранилища и производственных мастерских. Во времена Смуты казенный двор нес большие убытки, так, к примеру, Василий Шуйский взошедший на престол после убийства Лжедмитрия, был вынужден отдать приказ на переделку казенных драгоценных изделий в золотые и серебряные монеты, настолько пуста была казна. Также практически полному опустошению подверглась кремлевская сокровищница во время польской интервенции в Москве в 1610-1612 годах. После того, как Москва была освобождена, деятельность кремлевских мастерских восстанавливается с новой силой, и ко второй половине 17 века они переживают эпоху расцвета.


Музей-сокровищница Оружейная палата

Одна за другой создаются при Оружейной палате новые мастерские: в 1640 – иконописная; в 1683 – живописная; в 1700 – основаны Золотая и Серебряная палаты. В мастерских работали лучшие русские и зарубежные мастера: живописцы, ювелиры, граверы и оружейники. Проводилось также и обучение молодежи художественным ремеслам и живописи.

После перенесения Петром I столицы из Москвы в Петербург, значение Оружейной палаты немного снизилось. Но пополнение фондов сокровищницы проводилось и в петровские времена. В 1709 году в Оружейную палату были переданы все захваченные трофеи, полученные после победы в битве под Полтавой. Однако, со временем большая часть мастеров все-таки была переведена в Петербург, новую столицу надлежало поднять до европейского уровня. В 1726 году Оружейную палату объединили с Казенным двором, Конюшенной казной и Мастерской палатой, тем самым сведя на «нет» производственное значение Оружейной палаты. Она превращается в хранилище предметов, которые имеют большое художественное и историческое значение и в 1806 году преобразовывается в музей.


Экспозиция музея

После полной ревизии ценностей, проведенной в начале 19 века, издается первый печатный труд по истории Оружейной палаты. В период Отечественной войны 1812 года, накануне Бородинской битвы, все ценности из Оружейной палаты вывезли в Нижний Новгород. В 1844-51 годах для Оружейной палаты было воздвигнуто новое здание. Архитектор Константин Тон создал проект здания в стиле древнерусских теремов, украшенного белокаменными резными колонами.

Оружейная палата Кремля

Оружейную палату называют музеем-сокровищницей. Она находится в здании Большого Кремлевского дворца, построенного по проекту Константина Тона. В 9 залах представлено более 4000 экспонатов: яйца Фаберже, доспехи, посуда.

5 чудес Оружейной палаты:

  • Шапка Мономаха с собольей опушкой — ей венчали на царство
  • Кареты XVI-XVIII веков: от открытой колымаги английских мастеров до зимнего возка, на котором везли на коронацию Елизавету Петровну
  • Кольчуга Шуйского — по преданию после кончины князя ее отдали Ермаку
  • Двойной трон для коронации будущего Петра I и его брата Ивана
  • Мантия последней русской императрицы Александры Федоровны — накидку сшили из меха 800 горностаев

В Оружейную палату пускают по времени. Сеансы начинаются в 10:00, 12:00, 14:30 и 16:30.

Самые знаменитые экспонаты

Академик Лихачев в свое время сказал, что Оружейная палата — это не только сокровищница, но и овеществленная память русского народа.

На протяжении всей истории своего существования музей пополнялся ценными предметами: военными трофеями, подарками и ценными находками. Одной из наиболее известных реликвий является «та самая» шапка Мономаха. Она украшена соболиными мехами и драгоценными камнями. Именно ею венчали на трон великих князей Руси.

Посетителям предлагается посмотреть и на знаменитый сдвоенный трон, на котором короновались пятнадцатилетний Иван V и десятилетний Петр Алексеевич, будущий великий российский император. Необычность этого предмета состоит в том, что в нем есть маленькая комнатка с дверцей. По одной из легенд, в ней прятался тот, кто должен был подсказывать братьям, что им говорить. А по другой, здесь скрывались те, кому не разрешали присутствовать на торжественных церемониях. Необычен и трон Ивана Грозного, которым тоже гордится Оружейная палата. Фото этого уникального экспоната свидетельствует о великолепной работе мастеров, которые его изготовили. Трон облицован пластинами, сделанными из слоновой кости, на которых выгравированы различные изображения.

Билеты в Оружейную палату

Купить билеты в Оружейную палату можно заранее — на этой странице Музеев Кремля. Перед посещением музея распечатку электронного билета необходимо обменять в кассе на входной билет.

Онлайн оформляются только билеты по полной стоимости: льготные/бесплатные нужно покупать/получать в кассе.

Музейные кассы (стеклянные павильоны) находятся в Александровском саду — их можно узнать издалека. Билеты в кассах продаются в режиме живой очереди за 45 минут до начала сеанса.

На посещение Алмазного фонда в здании Оружейной палаты необходимо покупать отдельный билет.

Билеты и экскурсии в Оружейную палату Купить на

Купить билеты в «Алмазный фонд»

Попасть в «Алмазный фонд» вполне возможно, коллекция доступна для осмотра. Цена билета в «Алмазный фонд» зависит от категории посетителей:

  • взрослый — 500 руб.;
  • льготный (пенсионеры, военнослужащие, многодетные семьи, дошкольники, школьники, учащиеся сузов и вузов) — 100 руб.;
  • «Алмазный фонд» могут посетить: Герои СССР и РФ, полные кавалеры ордена Славы, ветераны ВОВ и боевых действий, дети-инвалиды, неработающие инвалиды I и II групп, сотрудники музеев РФ. Эти категории лиц могут приобрести билеты в «Алмазный фонд» Московского Кремля вне очереди.

Билеты в «Алмазный фонд» можно купить исключительно на месте, в день визита. Для этого нужно пройти к кассам № 4 и 5 в Александровском саду по Манежной улице, владение 2–10, стр. 3.

На выставку проходят по 20 человек, для которых организуется экскурсия в «Алмазный фонд» (услуга включена в билет, самостоятельно пройти в залы нельзя). Гид будет сопровождать вас и пояснять экспонаты. Экскурсии в «Алмазный фонд» Кремля для иностранцев организуются при помощи аудиогида. Доступные языки: английский, французский, испанский, итальянский, немецкий, китайский, японский. Вопросы про билеты в «Алмазный фонд» Кремля можно задать по телефону: +7. Интервалы между сеансами экскурсий в «Алмазный фонд» Кремля составляют 20 мин. За билетами в «Алмазный фонд» Оружейной палаты советуют приезжать с утра, обычно в кассы образуются большие очереди. В кассах один человек может приобрести до четырех билетов.

Администрация выставки информирует, что билеты онлайн в «Алмазный фонд» не продаются. С интернет-порталами по продаже билетов они не сотрудничают. Для группового посещения необходима предварительная заявка по электронной почте Тем не менее, некоторые турагентства позволяют купить билет в «Алмазный фонд» Кремля на сайтах своих организаций. Цена билета на такие экскурсии значительно выше, чем в официальных кассах. Многие торгуют объединенными экскурсиями в «Алмазный фонд» и Оружейную палату.

Прежде чем попасть в «Алмазный фонд» Кремля, необходимо сдать в камеру хранения Александровского сада рюкзаки, чемоданы и другие крупногабаритные предметы. Перед проходом в залы организуется досмотр посетителей и их вещей. Нужно учесть, что фото и видеосъемка не допускаются во время экскурсии в «Алмазный фонд» Московского Кремля. Внутри ведется строгое наблюдение за посетителями. Экскурсии в «Алмазный фонд» Оружейной проходят таким образом, что вся группа держится рядом с экскурсоводом. Гид рассказывает о разных экспонатах и потом дает возможность гостям ближе осмотреть стенды.

Билеты и экскурсии в Алмазный фонд Купить на

Купить билеты онлайн в «Алмазный фонд» на официальном сайте нельзя, их можно лишь зарезервировать.

Бронирование

На сайте «Алмазного фонда» есть опция бронирования билетов. Предложение действует для физических лиц, с 08:00 до 18:00. При бронировании «Алмазный фонд» позволяет отложить максимум четыре билета за один раз. Резерв можно сделать за 34 дня до даты посещения.

Забронировать билеты в «Алмазный фонд» не означает совершить покупку, заплатить за них нужно в день визита в кассе, прийти придется за час до начала экскурсии. На электронную почту придет не сам билет, а лишь подтверждение бронирования, которое нужно будет предъявить в бумажном виде или на электронном устройстве. Когда вы подойдете, чтобы купить билеты в «Алмазный фонд» Московского Кремля, нужно будет также показать идентифицирующие документы.

Цены в «Алмазном фонде»

Сергей Кузнецов

История

По повелению Петра Великого государевы мастерские и склады должны были преобразоваться в музей. Называться это учреждение должно было по самому старому хранилищу – Оружейной палате. Но завершить эту работу удалось только Александру I в 1806 году.

Для новой экспозиции построили отдельное здание. Во время работ проводились изучение и опись коллекции. Руководил всем Почетный член Малиновский. Первая часть каталога была издана через год. Тираж оплачивал лично император Александр I. Малиновский впервые описал раздел экспозиции – Государственные регалии.

Здание для размещения коллекции строил архитектор Еготов. Оно было готово в 1809 году, но отделка продолжалась до лета 1812.

Во время вступления Бонапарта в Москву зданию нанесен ущерб. Ценности эвакуировали, но из-за того, что они хранились в ящиках, экспонаты утратили былое великолепие. Требовалась реставрация. После реконструкции здания и работы с артефактами экспозиция переехала на постоянное место. Это произошло только в 1814 году.

Цель организации выставки – воспитание патриотических чувств у граждан России, напоминание о ратных подвигах.

Скоро стало ясно, что здание не отвечает многим требованиям. Отсутствовало отопление, экспонаты сырели и поражались грибком. Деревянные конструкции могли легко воспламениться. Было принято решение разместить кремлевский гарнизон в строении Еготова, а для экспозиции выстроить новое помещение.


Фото: pastvu.com

Еготовская постройка использовалась как казармы более 100 лет. Затем советское правительство решило возвести Кремлевский Дворец съездов, и первое здание Оружейной палаты снесли.

Экскурсии в Московский Кремль

Есть еще один, пожалуй, самый простой способ попасть в Московский Кремль – предварительно заказать экскурсию. Экскурсии проводит сам музей-заповедник либо для индивидуальных путешественников в составе сборной группы, либо для организованных групп.


На экскурсии в Оружейную палату или Алмазный фонд необходимо входить через отдельные ворота в Боровицкой башне

Подобрать подходящую экскурсию также можно по ссылкам ниже:

  • Групповая экскурсия по территории Московского Кремля и временным выставкам (до 10 человек)
  • Групповая экскурсия в Оружейную палату (до 10 человек)
  • Экскурсия по территории Московского Кремля и одному собору для организованных групп взрослых и индивидуальных путешественников (10-20 человек)
  • Экскурсия по Оружейной палате для организованных групп взрослых и индивидуальных путешественников (10-20 человек)

Booking.com

Как купить билеты в Кремль

Вид на Троицкую башню с Троицкого моста / фото автора

Попасть в Кремль могут все желающие. Билетные кассы находятся в Александровском саду, в застекленном коричневом здании. Заранее билеты покупайте только на сайте . В противном случае нарветесь на мошенников или просто переплатите.

Какие бывают билеты в Кремль:

  • Билет в Кремлевский сквер стоит 250 руб. Вы проходите на территорию, любуетесь Царь-колоколом, Царь-Пушкой, старинными церквями. Но внутрь соборов не зайдете.
  • Билет на Соборную площадь обойдется в 1000 руб. с аудиогидом и в 700 руб. без него. Увидите все на территории, плюс экспозиции в палатах и соборах.
  • Билет в Оружейную палату стоит 1000 руб. По нему попасть на остальную территорию Кремля не получится: потребуют отдельный билет в Кремлевский сквер или на посещение Соборной площади.
  • Билет на колокольню «Иван Великий» стоит 350 руб. Его продают в кассах за 45 минут до начала сеанса. Точное расписание смотрите ниже.

Дети до 7 лет проходят бесплатно.

Алмазный фонд расположен на территории столичной крепости, но не имеет к музеям Кремля никакого отношения. Билеты стоят 800 руб. Они продаются в кассах № 4 и № 5 в Александровском саду и на официальном сайте gokhran.ru.

Кремль открыт в любой день, кроме четверга — это выходной.

Зимой музеи работают с 10:00 до 17:00. В летний период (с 15 мая по 30 сентября) на час дольше.

Интересные факты

При Иване 3 на территории располагалась Большая казна. Историки считают ее предшественницей будущей Оружейной палаты. В первой половине 16 века сформировался Оружейный приказ. Он использовался для складирования оружия. Во второй половине 16 века название изменилось на Оружейную палату.

Мало кто знает, что Иван 4 организовал в хранилище оружия мастерские. В них изготовлялись разные предметы по государеву заказу. Во второй половине 17 века хранилище дополнилось предметами искусства. Именно с этого времени кладовая стала центром общерусского национального искусства.

В государевых мастерских изготовляли:

  • оружие
  • знамена
  • броню
  • золотили кость и дерево
  • резали и ковали железо
  • писали иконы

Фонды палаты пострадали во время пожара Кремля в первой половине 18 века. Сгорели знамена полков Карла Шведского, захваченные в Полтавском сражении. Часть раритетов оказалось повреждена и не подлежала восстановлению. Сокровища, пережившие пожар, разместили временно в Теремном дворце.

Построенное для сокровищницы здание не имело отопления. К тому же, оно было из дерева, то есть пожароопасного материала. Раритеты то пересыхали, то отсыревали, плесневели и ржавели. Переоборудовать старое помещение оказалось слишком дорого. Поэтому потребовалось строить новое здание.

К началу войны 1812 года фонды экспозиции были довольно внушительны. Их эвакуировали в Нижний Новгород. К сожалению, на месте временного хранения условия оказались не подходящими: части предметов потребовалась реставрация.

Во время Великой Отечественной войны остро встал вопрос о сохранении раритетов. Сначала предполагалось укрыть экспонаты в Тайницкой башне. Но уже к осени стало понятно, что эвакуация неизбежна. Сокровища погрузили в вагоны и отправили в Свердловск. С ценностями поехали 11 сотрудников. Операция была секретная, контролировалась НКВД.

В Свердловске раритеты приняло на хранение местное НКВД. Сотрудников поселили в бараках. Но ценности не остались без надзора. Эвакуированные работники осматривали сокровища, своими силами проводили реставрацию.

В Кремлевской Оружейной палате оставили экспонаты, которые было трудно перевозить: кареты, троны. Их сохраняли оставшиеся в Москве сотрудники. Руководили работами комендант Кремля и директор музея. В 1943 году их наградили орденами.

Подготовка к возвращению раритетов началась после того, как угроза, нависшая над Москвой, миновала. Это заняло несколько лет. Сокровища вернулись на свое постоянное место только в феврале 1945 года.

Экспонаты Оружейной палаты

Драгоценные изделия, вошедшие в царскую, а затем в музейную сокровищницу создавались российскими, европейскими и восточными мастерами IV — начала XX века.Постоянная музейная экспозиция охватывает около 4000 предметов декоративно-прикладного искусства, имеющих высокую художественную и историческую ценность.

Среди наиболее впечатляющих экспонатов музейного собрания — царские кареты, коронационное платье, светские костюмы, шапка Мономаха и другие древние государственные регалии, парадное оружие, яйца Фаберже. Фонды Оружейной палаты включают также архивные материалы.

Любительская фото- и видеосъемка в музее запрещена.

Европейское вооружение XV-XVI веков.,  Музеи Московского Кремля

Режим работы

Попасть в «Алмазный фонд» Кремля путешественники могут ежедневно, за исключением четверга. Режим работы «Алмазного фонда» в остальные дни: 10:00—18:00, обед: 13:00—14:00. Расписание может меняться в дни праздников, новости об изменениях размещаются на официальном сайте «Алмазного фонда». Например, в новогодние праздники «Алмазный фонд» закрывается раньше 31 декабря, не работает 1 и 2 января.

Кассы «Алмазного фонда» Московского Кремля работают в те же дни по режиму: 09:00—16:30, с обедом 12:00—13:00. При планировании визита следует заложить время (около 30 мин.) на прохождение досмотров, чтобы успеть подойти к началу экскурсии (время сеанса указано на билете). Экскурсии в «Алмазном фонде» в Москве идут около 45 мин., время четко расписано по минутам. Многие негативно отзываются о больших очередях и небольшом размере экспозиции. Но впечатления после осмотра выставки перекрывают негатив. Несмотря на то, что экспонатов — немного, чувствуется их огромная ценность.

На коне

Отдельный зал и не самый маленький по площади отдан коллекции конского убранства, которая не имеет аналогов в мире. Ни у кого нет такой, а у нас она сохранилась, благодаря традициям сохранять все царское. Привозят, например, дары покоренные турки Екатерине II из своей сокровищницы, а она велит их везти на хранение. Седла, попоны, сбруя, другие украшения в золоте и драгоценностях, одно только перо для всадника, усыпанное бриллиантами, могло кормить и поить весь двор в течение года — все складировалось в Конюшенную казну. Кроме, разумеется, породистых скакунов. Среди турецких подарков оказалось серебряное ведро начало XVII века, которое царица получила в дар полтора столетия спустя.

Накопилось много ценного и из предметов, созданных в собственных мастерских. Это седла в оправах, украшенных дорогими камнями, позолоченные уздечки, попоны и покрывала из дорогих тканей, расшитые золотом, различные украшения для коней по богатству не уступающие королевским ювелирным изделиям.

Самым ранним в этой коллекции является седло Ивана Грозного из красного бархата, прекрасно сохранившим яркость цвета, украшенный золотыми вкраплениями, серебром, сапфирами и другими камнями, с чеканной вставкой и расшитый золотыми нитями. Историки утверждают, что он был большим любителем покрасоваться верхом и был талантливым полководцем.

Недаром Конюшенная казна занимала важное место в ряду государственных сокровищниц. Ее штат в XVII веке состоял из семисот человек, содержащих более 40 тысяч лошадей

Из них 150-т предназначались для царя, еще столько же для царской семьи, остальные для послов. В парадных выездах участвовали три тысячи лошадей элитных пород. Но большинство – конница для военных походов.

Не уступает по уникальности и коллекция экипажей, в которых венценосные пассажиры пересекали границы Кремля. Их двадцать четыре, начиная от созданных в XVI веке колымаг, возивших исключительно царей и представителей церкви (только через столетие в конные повозки могли сесть бояре и прочая знать), до карет, какие мы все видим в фильмах о том времени. Все они имеют определенные названия, конструкцию, назначения и отражают дух времени. Петербургские мастера сделали двухместную карету для Анны Иоановны в стиле барокко, а ее последовательница Елизавета Петровна выезжала в венской карете, отмеченной рококо. Элегантные четырехместные кареты появились во времена правления Екатерины II: зимой она выезжала в экипаже, созданном в Берлине, а летом пользовалась английской коляской. Этот летний открытый экипаж ей подарил граф Орлов. Знатоки называют ее шедевром каретного искусства того времени. Она необычна по исполнению: это чисто женский вариант — ее кузов напоминает то ли гондолу, то ли крылья птицы, то ли открытую морскую раковину. В общем, на этой жемчужине коллекции поднимали придорожную пыль и последующие правители. Несмотря на то, что они были мужчинами.

Увидеть можно экипажи для парадных выездов мастеров и других европейских центров — Парижа и Вены. Французский вариант принадлежал дочери Петра I. Это изящная, легкая, сверкающая золотом на солнце, в росписи из нимф карета. Елизавете Петровне принадлежали и две кареты венских мастеров, одна из которых роскошный подарок графа Разумовского.

На месте Конюшенного приказа и стоит современное здание музея.

Революция, гражданская война и Великая Отечественная повлияли на сохранность многих экспонатов. Часть коллекции (исключая кареты и некоторые иконы) была эвакуирована в Свердловск летом 1941 года, но, несмотря на тяжесть времени и сложность дороги, пережила все это время благополучно. Волнений у хранителей, сопровождавших сокровища, было предостаточно. А как только они вернулись в Москву, был уже готов проект новой экспозиции. Через полтора месяца, весной 1945 года, в залах проводили экскурсии для участников Парада Победы, одним из которых был будущий президент США Эйзенхауэр.

Несмотря на большой интерес и положительные отзывы от деятелей культуры и искусств об экспозиции, выставочные площадки Кремля открыли для массового посещения только в 1955 году. Через пять лет Оружейная палата официально вошла в его состав, а еще через два года открылся филиал в Патриарших кремлевских палатах как Музей прикладного искусства. В самом же здании Оружейной палаты вот уже полвека работает постоянная выставка Алмазного фонда.

Реликвии

Несмотря на свое название, музей хранит не только памятники, относящиеся к боевому арсеналу. Оружейная палата в Москве демонстрирует своим посетителям и государственные древние регалии, и церковную, и царскую парадную одежду. Здесь экспонируется одно из крупнейших в стране собраний золотых и серебряных изделий, принадлежащих русским мастерам, роскошные ткани, старинные экипажи царей и императоров, а также конское убранство.

Однако свое название Оружейная палата Кремля получила в первую очередь из-за того, что здесь, в мастерской, трудились специалисты, которые изготавливали удобное и легкое, обладающее высокими боевыми характеристиками оружие. Чуть позже к ней присоединилась и иконописная, в которой творили Ф. Зубов, С. Ушаков.

Здесь можно увидеть макет рыцаря, сидящего на лошади. Он закован в броню. Всего Оружейная палата выставляет около четырех тысяч уникальных предметов российского декоративно-прикладного искусства. Есть здесь экспонаты, привезенные из стран Европы. Их ценность принесла музею мировую известность.

Веками хранящая государево добро

Оружейный приказ при Московском Кремле был хранилищем военного снаряжения и вооружения. Он был связан с Казенным двором, куда свозили все ценности государева двора. В 1560 году объединили эти два объекта и изменили название.

С тех давних пор, Оружейная палата – это место особое, где находились под усиленной охраной бесценные артефакты, принадлежащие предшественникам царей, дорогие подарки и трофеи, взятые у неприятеля. А Россия во все времена вступала в различные войны, так что недостатка в них не было.

Другая функция прикремлевской ризницы – собственные мастерские, где изготавливали оружие, занимались поставкой различной утвари для дворца, обучали иконописи и выполняли многие другие работы. Надо ли говорить, что в них работали самые лучшие мастера?

В разное время эта прикладная деятельность менялась, например, в XVII веке там работали ювелиры, но неизменным оставалась главная задача – сохранять царские реликвии. Уникальными экспонатами еще в то время были награды царей и патриархов, золотая и серебряная посуда, княжеский шлем отца Александра Невского и многое другое, относящееся к XII веку.

С каждым новым правителем и новой войной фонды пополнялись и не только из дворцовых палат, но из конюшен, столовых, княжеских усадеб, полей сражений.

Не уберегли часть реликвий лишь однажды: в 1737 году в Москве случился большой пожар, оставивший целыми лишь казну и несколько самых древних экспонатов, хранившихся отдельно от всего. Пострадавшее от огня здание пришлось разобрать, сохранившиеся экземпляры переехали на временное хранение в Теремной дворец. Для страховки пригласили художника, который написал своеобразную художественную летопись. Его рисунки дошли до нашего времени и стали наравне с другими описями – бесценным свидетельством истории.

Война с Наполеоном внесла свои коррективы: казну и все ценности погрузили на корабль и доставили в Нижний Новгород. Два года они там находились под неусыпным контролем.

Вернулись они уже в новое здание, изменился и статус Оружейной палаты: ко всем прочим служащим в руководство государственным хранилищем были введены просвещенные знатоки истории и искусств, и перед посетителями впервые открылись двери.

Здание Оружейной палаты было возведено по приказу Николая I. Он интересовался всем: даже проекты эскизов расположения экспонатов в залах утверждал сам. Он и стал первым посетителем получившего статус музея – дворцового хранилища. Позже двери музея открылись для представителей всех сословий, исключая крепостных. Популярностью у тысячи зевак пользовались не только залы с уникальным оружием, оправленным драгоценными камнями, но и с гардеробом коронационных особ.

Ввел правило все платья непременно после коронации сдавать на хранение в Оружейную палату еще Петр I. Поэтому по ним легко проследить модные тенденции целых эпох. В коллекции 17 нарядов, десять из которых – женские. И это – не самая большая из всех существующих в мире. Например, подобная традиция существовала в Швеции, где хранится самая значительная коллекция королевских одежд. Есть подобные экспонаты в Англии, Австрии и Дании. Но вряд ли где сохранилось подробное описание создания платьев: так называемые кроильные книги составляют отдельную историческую ценность, и все они, наравне с другими описями хранятся в архивном фонде Оружейной палаты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector