Оружейная палата московского кремля
Содержание:
- Состав музея
- Как возникла Оружейная палата
- Залы Оружейной палаты
- История строительства Большого Кремлёвского дворца
- История
- Правила посещения
- История оружейной палаты
- Экскурсии в Московский Кремль
- Государственный Кремлевский дворец
- Здание Арсенала
- История сокровищницы
- Пожар
- Главные экспонаты
- Экспонаты Оружейной палаты
Состав музея
В настоящий момент Оружейная палата состоит из девяти залов. Первые два из них содержат русские золотые и серебряные изделия (первый зал: XII — начало XVII вв., второй зал: XVII — начало XX вв.), а пятый зал представляет западноевропейское серебро XIII —XIX вв.
Почтовые марки с изображением экспонатов Оружейной палаты
Тех, кому больше по вкусу древняя мода, без сомнения, заинтересует шестой зал, экспозиция которого состоит из драгоценных тканей, великолепных образцов лицевого и орнаментального шитья XIV — XVIII вв., а также коллекции светских костюмов в России XVI — начала XX в.
Кроме того, в седьмом зале можно полюбоваться древними государственными регалиями и различными предметами парадного церемониала XIII —XVIII вв.
Восьмой и девятый зал предназначены для демонстрации предметов парадного конского убранства XVI —XVII вв. и изящных конских экипажей XVI —XVIII вв. А для тех посетителей, которые действительно пришли полюбоваться древним оружием, предназначены третий зал, где размешены лучшие образцы европейского и восточного парадного вооружения XV —XIX вв., и четвертый зал, содержащий экспонаты русского вооружения XII — начала XIX в.
Здание музея само по себе является одним из шедевров архитектуры российского имперского классицизма
Как возникла Оружейная палата
Первое упоминание об «оружельничей палате» сегодня относят к 1537 году. В летописных источниках именно за этот год она упоминается как место заточения князя Андрея Старицкого – младшего сына великого князя Василия III и Софьи Палеолог, рискнувшего выступить против Елены Глинской, регентши при малолетнем Иване IV, будущем Грозном. Спустя десять лет уже в другой летописи, повествующей о знаменитом московском пожаре 1547 года, вновь встречается фраза «оружничая палата». А уже в следующем, XVII столетии в структуре московских приказов появляется приказ Государевой Оружейной палаты. Уже в то время он был прообразом нынешней Оружейной палаты, но функции созданного приказа были шире. Помимо того, что это было казнохранилище, здесь работали и мастерские по изготовлению разнообразного оружия (как холодного, так и огнестрельного), мастера приказа создавали и драгоценную утварь для царского двора.
Шапка Мономаха, которой венчали на царство всех царей XVI-XVII веков. Работа мастеров Золотой Орды конца XIII — начала XIV века, опушка и навершие с крестом сделаны московскими мастерами XVII века
Существенная часть всего сделанного в палате оставалась в ней же на хранение: здесь аккумулировались ценности, которые становились составной частью государевой казны, из которой, в частности, выплачивалось натуральное вознаграждение придворным. Эту практику раздачи драгоценного содержимого Оружейной палаты прекратил только Петр I, который в 1720 году на основе Царицыной мастерской палаты, Казенного двора и Конюшенной казны создал единую «Мастерскую и Оружейную палату». В ее коллекцию были включены и сокровища Патриаршей палаты, и всех церквей Московского Кремля. А спустя еще восемь лет у палаты осталась единственная функция: быть хранилищем государственных исторических и художественных ценностей, в том числе коронационных принадлежностей.
Трансформация Оружейной палаты в музей завершилась при императоре Александре I. Царский указ «О правилах управления и сохранения в порядке и целости находящихся в Мастерской и Оружейной палате ценностей» вышел 10 марта 1806 года, и эту дату можно считать официальным днем рождения музея. Правда, открылся он только в 1814 году, и поначалу в Оружейную палату могли войти с экскурсией лишь представители дворянства и купечества, а открытым для всех музей стал лишь после Октябрьской революции. Кстати, в советское время палата в последний раз пережила раздачу хранящихся в ней сокровищ: в начале 1930-х немалая часть коллекции, в том числе и знаменитые пасхальные яйца работы Фаберже, были проданы, чтобы пополнить бюджет СССР.
Вид на старое здание Оружейной палаты, построенное в 1806-1812 годах архитектором Иваном Еготовым. Гравюра неизвестного автора по рисунку художника Павла Свиньина
Залы Оружейной палаты
Доступная посетителям экспозиция тематически распределена в 9 музейных залах:
1 и 2 зал: серебряные, золотые изделия, созданные русскими мастерами в исторические периоды с XII — нач. XVII вв. и с XVII по нач. XX в.;
3 зал посвящен иностранному парадному вооружению XV–XIX веков (Европа и Восток);
4 зал демонстрирует отечественное вооружение XII — нач
XIX в.;
5 зал собрал старинные серебряные изделия из Западной Европы, созданные в XIII—XIX вв.;
6 зал полностью посвящен тканям и исторической одежде, начиная с XIV в., отдельное внимание уделено светскому костюму в России;
7 зал — место экспозиции российских государственных регалий и церемониальных предметов (период — XIII—XVIII вв.);
8 зал знакомит посетителей с парадным конским убранством XVI—XVII вв.;
9 зал представляет экипажи, царские кареты XVI—XVIII вв.
Виртуальный тур по залам Оружейной палаты
История строительства Большого Кремлёвского дворца
У Большого Кремлёвского дворца в том виде, в котором он известен нашим современникам, длительная история. И начинается она с тех пор, когда столица Российской Империи была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург. Многие московские дворцы в то время стали быстро терять свое значение и либо начинали разрушаться, либо уничтожаться пожарами. И даже несмотря на то, что императрица Анна Иоановна большую часть времени любила проводить в Москве, на состоянии Кремлевского дворца это никак не сказывалось, в отличие от множества других строений государственного значения.
Вид на Большого Кремлёвского дворца с Москвы реки
Дело в том, что в 18 веке дворцы, построенные ещё во времена Средневековья, стали терять свою актуальность. Однако всё изменилось, когда императрица поручила знаменитому архитектору Б.Ф. Расстрелли возвести новый дворец, так называемый Зимний Анненгоф. Этот дворец был построен из дерева в соответствии с модным тогда архитектурным стилем барокко.
Уже позже, когда на престол взошла Елизавета Петровна, было принято решение о строительстве в Кремле новой императорской резиденции. Так уже в 1749 году было снесено 3 царские палаты (Столовую, Среднюю и Набережную), и на том же фундаменте был возведен новый дворец. Как и Зимний Анненгоф, московский дворец был исполнен в стиле барокко. По тем историческим документам, которые сохранились до нашего времени, новый московский дворец больше всего напоминал Большой Петергофский дворец.
Однако следующей императрице, Екатерине II, новый дворец не понравился — по её мнению, он был слишком скромен и не соответствовал в полной мере величию Российской империи. Поэтому в очередной раз было принято решение о перестройке московской императорской резиденции. Архитектором Баженовым В.И. был разработан проект нового дворца.
Вид на южный фасад Дворца
Масштабы постройки предполагались немалые — дворец должен был занимать всю околоречную территорию Кремля, начиная от Боровицкого холма и до самого берега Москвы-реки. Для реализации данного проекта на территории Кремля было уничтожено несколько объектов. Например, были снесены приказы, располагавшиеся восточнее Архангельского собора. Подверглась разрушению и часть кремлёвской стены между Первой, Второй и Петровской Безымянными башнями и Тайницкими воротами. Официальная закладка нового дворца была осуществлена в 1773 году. Но, что самое интересное, уже в 1774, через год после торжественной церемонии, проект был признан слишком масштабным и нецелесообразным для тех задач, которым он должен был отвечать. В итоге практически все разрушенные объекты были восстановлены, а на подготовленном месте было возведено одно здание — московское отделение Сената. При этом не забыли о старом дворце — его решили обновить и немного перестроить.
История постройки большого Кремлёвского дворца на этом не заканчивается. Когда в Москве приступили к постройке храма Христа Спасителя, в очередной раз пришла идея об его обновлении. Основанием послужила мысль о том, что новый Кремлевский дворец должен был бы символизировать обновление города.
Инициатором создания нового дворца на месте старого отделения Сената выступил российский император Николай I. Архитектор Константин Тон приступил к разработке нового проекта в 1837 году. Следует отметить, что тот же Константин Тон спроектировал и построил храм Христа Спасителя.
История
В качестве музея Оружейная палата существует с 1806 года по инициативе императора Александра I, хотя ее экспонаты начали собираться в единую коллекцию за много лет до этого момента. Известно, что некоторые из них были частью сокровищницы московских князей еще с 14-го века. Ценная утварь, посуда, оружие передавались из поколения в поколение и стали основой государственной казны, которая к концу 15-го столетия настолько расширилась, что потребовала отдельного здания. Так появилось первое хранилище — Казенный двор, построенный в 1484 году. С тех пор коллекция ценностей стала официально считаться государственной собственностью. Она регулярно пополнялась за счет подарков от зарубежных послов, имущества опальных дворян, военных трофеев. Были здесь и экспонаты, выполненные в старинных кремлевских мастерских, которые в 1720 году стали частью казнохранилища.
Старое здание достопримечательности на картине 1845 года
Фото Москвы из окон здания палаты в 1850 годах
Современная Оружейная палата — изящная постройка в византийском стиле, появилась в 1851 году. Она была построена под руководством архитектора Константина Тона специально для размещения огромной коллекции государственных ценностей. Первое время музей был открыт только для дворян, но после революции 1917 года он стал общедоступным. В настоящее время на его территории не только проводятся экскурсии, но также работает лекторий и действует несколько образовательных программ.
Правила посещения
Граждане, желающие посетить экспозицию, обязаны соблюдать правила:
- приходить в означенное на входном билете время
- оставлять крупногабаритные вещи в камере хранения
- запрещается посещение выставки с животными
- запрещается задерживаться на экспозиции после окончания сеанса
- запрещается пребывать на территории экспозиции в нетрезвом состоянии
- запрещается громко разговаривать или шуметь во время экскурсии
- запрещается проводить собственную экскурсию
- запрещается проводить видео или фотосъемку
- запрещается приносить с собой еду и напитки, в том числе алкогольные
- запрещается употреблять еду и напитки
- запрещается бегать по территории выставки
- запрещается заходить за установленные ограждения
При нарушении правил администрация имеет право удалить посетителя с территории экспозиции. В случае активного неповиновения могут быть приняты меры в соответствии с законами РФ.
История оружейной палаты
Первоначально оружейная палата представляла собой большую коллекцию мастерских в Московском Кремле, в которых производились особенно репрезентативные образцы клинков и огнестрельного оружия, а также вспомогательное оборудование, такое как щиты, шлемы, кольчужные рубашки и кольчужные доспехи для двора российского царя. там. Оружейная палата Кремля была основана примерно в 15 или начале 16 века и впервые упоминается в письменном документе 1547 года, когда пожар уничтожил большую часть ее владений.
В XVII веке, во времена правления первых царей из династии Романовых , кадровый состав оружейной палаты Кремля насчитывал значительно больше мастеров, чем столетием ранее. Здесь работали избранные мастера чугуна, серебра и ювелиров, а также ювелиры и иконописцы из разных регионов Русского Царя, а также из других стран Европы. Уже тогда в арсенале изготавливали не только оружие и аксессуары, но и репрезентативные предметы быта. Все изделия, изготовленные в оружейной палате, имели общий художественный дизайн — часто с использованием драгоценных металлов и драгоценных камней, — который и по сей день демонстрирует былое величие и роскошь царского двора каждому зрителю.
Старое здание оружейной палаты у Троицкой башни. 1852 г.
Преобразование первоначальной придворной мастерской с шедеврами прикладного искусства, накопленными веками, в музей началось в начале 18 века, когда царский двор при Петре I был перенесен из Московского Кремля в новую столицу Санкт-Петербург . С тех пор в Петербурге изготавливают предметы быта и регалии для царского двора. Однако исторические изделия московского производства изначально не предназначались для публичного просмотра. Только при Александре I впервые было построено отдельное здание — также на территории Московского Кремля — для хранения и экспонирования арсеналов оружия. Это здание, дворец раннего классицизма с рядом колонн у входного портала и куполом над ним, было построено между 1806 и 1812 годами по проекту архитектора Ивана Еготова (который также участвовал в оформлении московского дворцового парка Царицыно ). Он стоял возле Кремля, именно там, где сегодня находится Государственный Кремлевский дворец .
Однако вскоре это здание музея оказалось слишком маленьким для растущих запасов оружия. Поэтому спустя три десятилетия, при царе Николае I , было решено построить для выставки новое здание. Концепция и исполнение доверили известному московскому архитектору Константину Тону . Примерно в то же время Тону также было поручено построить новую московскую резиденцию царя в Кремле. Обоим был предоставлен большой участок земли у Боровицких ворот, на склоне Кремлевского холма на берегу Москвы-реки . Царский дворец, который с тех пор является частью комплекса Большого Кремлевского дворца , был построен Тоном в 1838–1849 годах, а новый двухэтажный оружейный склад был построен по соседству в 1844–1851 годах.
Оба здания были стилистически схожи по Тону, а именно в строгом классическом стиле представительного административного здания с ровными рядами орнаментальных оконных рам и не очень обильными декоративными деталями (например, резными рядами колонн) на фасадах. Интерьер был украшен очень красиво, как во дворце; Парадные залы второго этажа, в которых сегодня расположена большая часть экспозиции, характеризуются высокими сводами, поддерживаемыми колоннами, цветовая гамма которых варьируется от зала к залу, а также настенные украшения с мраморными медальонами с изображением русских князей. и цари (первоначально 1770-е гг. Годы скульптора Федота Шубина ).
Старое здание музея 1812 года было перестроено после открытия нового арсенала в 1851 году и использовалось военными в течение нескольких десятилетий. В конце 1950-х годов его окончательно снесли, чтобы освободить место для строительства Государственного Кремлевского дворца (тогда — Кремлевского дворца конгрессов).
После Октябрьской революции 1917 года владения Оружейной палаты, как и другие сокровища Кремля, перешли под контроль новой большевистской государственной власти. Несколько лет музей оставался закрытым, но вновь открыл свои двери в 1924 году как «Музей прикладного искусства». Помимо исторических изделий мастеров-ювелиров и кузнецов, сюда было перенесено большое количество экспонатов из церквей и дворцов Кремля, которые сейчас лишены посвящения. Во время Второй мировой войны музей закрылся, потому что большая часть его фондов была эвакуирована на Урал в случае захвата Москвы вермахтом . Музей был вновь открыт в середине 1950-х годов и с тех пор снова получил свое историческое название — Государственная Оружейная палата.
Экскурсии в Московский Кремль
Есть еще один, пожалуй, самый простой способ попасть в Московский Кремль – предварительно заказать экскурсию. Экскурсии проводит сам музей-заповедник либо для индивидуальных путешественников в составе сборной группы, либо для организованных групп.
На экскурсии в Оружейную палату или Алмазный фонд необходимо входить через отдельные ворота в Боровицкой башне
Подобрать подходящую экскурсию также можно по ссылкам ниже:
- Групповая экскурсия по территории Московского Кремля и временным выставкам (до 10 человек)
- Групповая экскурсия в Оружейную палату (до 10 человек)
- Экскурсия по территории Московского Кремля и одному собору для организованных групп взрослых и индивидуальных путешественников (10-20 человек)
- Экскурсия по Оружейной палате для организованных групп взрослых и индивидуальных путешественников (10-20 человек)
Booking.com
Государственный Кремлевский дворец
Кремлевский дворец был построен в стиле советского модернизма в 1961 году по инициативе Первого Секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева. Дворец построили на территории древнего кремля за рекордные 16 месяцев. Чтобы не закрывать кремлевские здания дворец заглублен на 16 метров. Изначально планировался снос Троицкой башни, Потешного дворца и Троицкой башни, но ограничились сносом только офицерских казарм времен Николая I.
Первоначальное название — Кремлевский дворец съездов. Главное назначение дворца было проведение съездов КПСС, в то же время он сразу стал второй площадкой для Большого театра. 17 октября 1961 года в день открытия дворца на его сцене прошел концерт с фрагментом балета «Лебединое озеро». Сейчас Кремлевский дворец остается главной концертной площадкой страны. Здесь проходят самые значимые мероприятия, вместительность дворца — 6000 мест.
Здание Арсенала
Пушка у здания Арсенала / фото автора
Когда вы пройдете через Троицкие ворота, слева будет лимонное здание Арсенала. До пожара 1701 года на его месте были амбары, в которых хранили запасы хлеба на случай осады.
Считается, что план Арсенала — тогда его называли Цейхгаузом — нарисовал Петр I. Он хотел сделать оружейный склад и музей военных трофеев. Вдоль здания стоят пушки всех мастей. Всего на территории Кремля их 875.
Подойти близко, чтобы рассмотреть архитектуру, не позволит охрана: внутри сейчас казармы Комендатуры Кремля. Дальше находится действующая Резиденция Президента, поэтому вход также запрещен.
Все остальные объекты находятся по правую руку.
История сокровищницы
Древнее хранилище первоначально называли «Оружейным приказом». В первый раз о нем написали в документе 1547 года, как о месте, где находилось царское оружие. Историки предполагают, что уже в те времена здесь располагались мастерские, в которых изготавливали оружие и военные знамена.
Оружейный приказ стоял в Казенном дворе и со времен правления Ивана III Васильевича, прозванного Великим, находился возле Архангельского и Благовещенского соборов. Просторный двор покрывала крыша, а два его окна были обращены в сторону дворцовой площади.
Внутри двора размещалась Большая казна, к которой были приставлены казначеи из бояр и их помощники — дьяки. В ней хранили царскую церемониальную одежду, государственные регалии, иконы, посуду из серебра и золота, а также ценную утварь. За Большой казной стояла Оружейная палата, находившаяся под управлением оружничего. В его обязанности входило хранение царских сабель и мечей, а также изготовление оружия и его ремонт.
Известно, что среди первых дворцовый чин оружничего получил воевода Андрей Михайлович Салтыков (1511 год). Оружничим был и один из предков знаменитого русского поэта А.С. Пушкина — боярин Григорий Гаврилович Пушкин (1647 год). Кроме того, на Казенном дворе располагался Конюшенный приказ, где хранили экипажи царя и сбрую для лошадей, трехэтажный Запасной двор и Мастерские палаты.
Вход в палаты
Во второй половине XVII века царская сокровищница превратилась в настоящий центр русского искусства. В Московском Кремле работали умелые оружейники и знаменщики. В мастерских трудились искусные столяры, граверы по металлу и позолотчики, умевшие обрабатывать кость и дерево. В 1640-е годы при Оружейной палате создали мастерскую царских изографов, которая объединила лучших русских иконописцев. В те времена несколько приказов Кремля находились под управлением влиятельного боярина Богдана Матвеевича Хитрово. Он был страстным коллекционером и приложил немало усилий, чтобы Оружейная палата превратилась в один из лучших музеев Русского государства.
В начале XVIII века согласно указу Петра I царскую сокровищницу передали в ведение Сената, и сюда стали привозить курьезные вещи, которые до этого хранились в разных коллегиях. Вскоре старинных предметов стало так много, что решено было оставить только самые ценные из них, а остальные — продать.
В 1737 году в Москве произошел сильнейший пожар. Беда случилась в день Троицы и поэтому вошла в историю, как Троицкий пожар. Сильный огонь прокатился по всей территории Кремля. Выгорели кровли самых главных соборов, а здание Казенного двора было практически полностью уничтожено. К счастью, царская казна не пострадала, однако пламя не пощадило коллекцию трофейных знамен, завоеванных Россией во время битвы под Полтавой (1709 год).
Шестой зал: Драгоценные ткани, лицевое и орнаментальное шитье XIV—XVIII веков. Светский костюм в России XVI — начала XX века
Восстановление утраченного заняло несколько лет. Оставшиеся реликвии перенесли в Тюремный дворец и возвели для них специальные помещения. В 1812 году по распоряжению императора Александра I для мастерских царской сокровищницы на Сенатской площади Кремля было построено отдельное здание. Однако, оно не обладало системой отопления и поэтому было слишком сырым для хранения реликвий. Когда над Москвой нависла угроза вторжения наполеоновских войск, все ценности из хранилища перевезли в Нижний Новгород, но спустя два года вернули обратно в Москву.
В середине XIX века для царской сокровищницы возвели новое здание. Оно располагалось на месте старинного Конюшенного приказа и составляло единый комплекс с Большим Кремлевским дворцом, построенным по проекту известного российского зодчего Константина Андреевича Тона. Коллекции Оружейной палаты размещаются в этом месте и по сей день. Двухэтажное здание имеет высокий цоколь и декорировано пилястрами и резными колонами. Его стены украшают аккуратные медальоны из мрамора с изображением российских князей и царей.
Пятый зал: Западноевропейское серебро XIII—XIX вв.
Пожар
Кроме того, Петром было предписано передавать работникам мастерской все ценные или даже курьезные вещи. Но очередной пожар 1737 года уничтожил большую часть оружия, в том числе и те предметы, которые достались музею в качестве трофеев после Полтавской битвы. Однако на радость современникам Царская казна все-таки уцелела.
Через несколько десятилетий после уничтожившего ценности пожара все оставшиеся экспонаты были перенесены в Теремной дворец. Он был построен по указу царя Александра I в 1810 году. Однако здание, в котором должна была разместиться Оружейная палата в Москве, было очень сырым: оно не отапливалось из соображений пожароопасности, а потому многие сокровища впоследствии пришлось реставрировать.
В годы Отечественной войны в 1812 году все ценности были вывезены на территорию Нижнего Новгорода. Вернулись же они уже в то здание, в котором и сегодня размещается Московская Оружейная палата. Оно было выстроено в 1851-м по проекту архитектора К. Тона.
Главные экспонаты
По аналогии с 7 чудесами света, в Оружейной палате можно выделить 7 уникальных экспонатов:
- Конечно же, шапка Мономаха. Драгоценный мех соболя окружает узорчатую золотую тулью. Само по себе это красиво. Но шапка имеет еще и огромную историческую ценность.
- Перо-эгрет с сапфиром. Украшение всадника было преподнесено Екатерине Великой султаном Абдул-Гамидом после заключения Кучук-Кайнарджийского мира. Перо-эгрет украшает редчайший сапфир желтого цвета.
- Карета-сани. Сейчас такой комбинацией мало кого удивишь. А во времена Елизаветы Петровны это было новаторское решение. Историки утверждают, что императрица проехала в странном экипаже из Санкт-Петербурга в Москву всего 3 дня. Обычно на такое путешествие тратили около 10 дней. Сохранилось немного возков, елизаветинский – один из них.
- Мантия из горностаев последней императрицы Александры Федоровны. На парадную одежду пошли шкурки 800 зверьков. И сохранить реликвию было непросто.
- Большой Сион. Эта дарохранительница раньше использовалась в Успенском соборе Кремля. Уникальность ее в том, что она выполнена в виде православного храма. Дата изготовления – 15 век. Но некоторые исследователи придерживаются мнения, что некоторые элементы раритета намного старше.
- Оружейный гарнитур Остен-Сакена. Набор вручили парижане губернатору Остен-Сакену в знак признательности за образцовое поведение русских войск в захваченном городе. На рукояти был бриллиант 35 каратов, украденный в 20-е годы ХХ века. При реставрации камень заменили аналогичным.
- Ленный кубок. По традиции, вассалы подносили своему господину такой кубок, наполненный монетами. Особенность раритета в том, что букашки и лягушки, отлитые из серебра, в момент изготовления были живыми. В Германии 15 века такая техника была распространена.
Экспонаты Оружейной палаты
Драгоценные изделия, вошедшие в царскую, а затем в музейную сокровищницу создавались российскими, европейскими и восточными мастерами IV — начала XX века.Постоянная музейная экспозиция охватывает около 4000 предметов декоративно-прикладного искусства, имеющих высокую художественную и историческую ценность.
Среди наиболее впечатляющих экспонатов музейного собрания — царские кареты, коронационное платье, светские костюмы, шапка Мономаха и другие древние государственные регалии, парадное оружие, яйца Фаберже. Фонды Оружейной палаты включают также архивные материалы.
Любительская фото- и видеосъемка в музее запрещена.
Европейское вооружение XV-XVI веков., Музеи Московского Кремля