Оружейная палата кремля: фото и отзывы туристов

Московский Кремль — история и архитектура

Первое упоминание о Москве встречается в летописи и относится к 1147 году.  В 1156 году на берегу Москвы-реки и устья реки Неглинной были построены первые деревянные стены. Русь в то время была разъединена на отдельные княжества, поэтому не смогла в 1238 году устоять от нашествия татаро-монгольского ига. Москва была разорена, а Кремль сожжен.

В период правления Ивана Калиты Московское княжество было укреплено и Кремль перестроен. Сооружены каменные церкви, соборы и крепкие дубовые стены. По указу князя Димитрия Донского, внука Ивана Калиты, в 1367 году возводятся белокаменные стены и башни. Москву стали называть белокаменной. При великом князе Иване III расширяется территория Кремля, был вырыт ров вокруг стен. Совместно с иностранными зодчими строятся Успенский и Благовещенский храмы, Грановитая палата и колокольня Ивана Великого (дозорная башня). Был заложен Архангельский храм. С расцветом культуры и архитектуры в 17 веке преображаются и постройки Кремля. На Кремлевских башнях появились высокие кирпичные шатры с черепичными покрытиями и позолоченными флюгерами.

В начале 18 века по указу Петра I заложено здание Арсенала. С переносом столицы в Петербург Кремль оставался в заброшенном состоянии. Почти все деревянные строения были уничтожены пожарами и не восстанавливались.

Только со 2-ой половины 18 века началось его возведение. По проекту архитектора М. Ф. Казакова строится здание Сената. Под руководством архитектора Ивана Еготова было сооружено первое здание для Оружейной палаты. Во время войны 1812 года Наполеон при отступлении решил взорвать Кремль. Только благодаря мужеству москвичей, он был чудом спасен. Вскоре все поврежденные его постройки были восстановлены.

В 1917 году взятием Кремля была завершена революция в Москве. Сюда в марте 1918 года из Петрограда переехало Советское правительство. В наши дни здесь находится резиденция Президента России.

На территории Кремля Москвы создан Государственный музейный комплекс, включающий в себя Оружейную палату и храмы (Успенский, Архангельский и Благовещенский), церковь Ризоположения и Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов, ансамбль колокольни Ивана Великого, а также коллекции артиллерийских орудий и колоколов. Комплекс Кремля и Красной площади в 1990 году были включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО как один из выдающихся исторических памятников планеты.

Алмазный фонд

Алмазный фонд — это выставка, которая находится в Оружейной палате, но принадлежит Гохрану. Сюда вы попадете только с экскурсией. Группы формируются каждые 20 минут.

В фонде собраны царские регалии, парадные украшения, природные алмазы. Всего 114 подлинных экспонатов. Например, карта России из бриллиантов и двухкилограммовая корона Российской империи, стоимость которой оценивают почти в миллиард рублей.

Интереснейший экземпляр — безукоризненный алмаз Шах в 88,7 карат. Камень — подарок персидского принца русскому правительству. Есть версия, что принц преподнес его как компенсацию за убийство Грибоедова, автора «Горе от ума».

Буквально в нескольких метрах находится выход из Кремля через Боровицкие ворота.

Оружие

Свое название музей оправдывает: в его основе все ж таки – вооружение, над которым трудились мастеровые на протяжении многих веков. Здесь можно увидеть сабли, клинки, мечи, эфесы с инкрустацией драгоценными камнями, доспехи, ордена и многое другое.

Все это поделено на три группы. В одной – русское вооружение, что относится к XII веку. В другой – европейское, большая часть которого датируется эпохой расцвета в 16-17 веках. В третьей — восточное элитное боевое оружие, представленное, в основном, турецкими мастерами, не жалеющими агата, яшмы, нефрита и горного хрусталя для украшения, и иранскими, предпочитающими утяжелять вес оружия жемчугом с золотом.

Можно много рассказывать об истории русского оружия – она прослеживается по экспонатам, представленным в музее. Но мы возьмем три из них: древнюю кольчугу, ружье любительницы пострелять в уток и законодательницы моды на охоту Екатерины II и высшую военную награду Российской империи, которую эта императрица учредила.

Кольчуга весом в 16 кг и состоящая из двадцати тысяч колец относится ко времени правления Ивана Грозного. Она принадлежит его воеводе князю Шуйскому и является самым старым экспонатом среди подобных.

Сохранилась она благодаря тому, что стоила очень дорого и ее берегли больше, чем сегодня самый дорогой фрак от английских дизайнеров.

Охотничье ружье для Екатерины было изготовлено по спецзаказу ведущим оружейным мастером Санкт-Петербургского Ружейного двора. У ружья даже есть стиль, такой же как и у эпохи – рококо. Его ствол темной вороненой поверхности с орнаментом и инкрустацией золотом. При Екатерине II был сделан шаг вперед в освоении зарубежных рынков военного оружия: русское считалось самым выдающимся.

Она же учредила наградное оружие: саблю и знаком ордена Святого Георгия. На ее царствование пришлась война с турками, поэтому большинство из 300 награжденных были ее участниками. 80 наград из этого количества – дорого обошлись казне, потому что были украшены не только золотым эфесом, но и бриллиантом. Ими награждали генералов, а те, кто меньше рангом получали награду без камня.

Есть в экспозиции и наградные гарнитуры: шпага, ружье, пара пистолетов и прочие принадлежности. Этот набор парижане вручили генералу русской армии в 1814 году, о чем свидетельствует гравировка золотом на клинке. Через 20 лет генерал передал дар в Оружейную палату, о чем сохранилось письмо. Он легко расстался со шпагой в белых ножнах с лазуритовым эфесом, в который был вставлен большой бриллиант. Кстати, в революцию камень исчез, его восстановили в годы советской власти.

Некрополь у Кремлевской стены. Могила Неизвестного Солдата в Александровском саду

Стены Московского Кремля стали колумбарием для урн с прахом известных политиков, военачальников, видных ученых и политических деятелей. Между Спасской и Никольской башнями размещено 114 захоронений.

Когда-то, в 16 веке, вдоль Кремлевской стены хоронили нищих и бездомных. Считается, что именно здесь похоронен Василий Блаженный, нищий Москвы, который был известен своими способностями предвидеть. Он просил милостыню на строительство храма. На его похороны пришел даже Иван Грозный.

В первые после революции годы место возле Кремлевской стены было отведено под братские могилы, в которых хоронили тех, кто защищал революцию. Представители духовенства, не разделявшие взгляды большевиков, не согласились отпевать усопших.

В советское время здесь поместили урны с прахом Ф. Э. Дзержинского, М. И. Калинина, М. В. Фрунзе, А. В. Луначарского и других видных политических деятелей революции. Около Кремлевской стены захоронен Сталин: его тело перенесли сюда из Мавзолея, где он некоторое время находился.

Некрополь у Кремлевской стены

В стене покоится прах советских военачальников: Буденного, Ворошилова, Жукова, Василевского. Здесь же захоронен Ю.А. Гагарин, первопроходец космоса.

Возле Кремля, Александровском саду, воздвигнут мемориальный комплекс: Вечный Огонь на Могиле Неизвестного Солдата, стела городов воинской славы, аллея городов-героев. Это место, куда приходят люди поклониться бессмертному подвигу народа, победившего в Великой Отечественной войне.

Могила Неизвестного Солдата в Александровском саду

У Могилы Неизвестного Солдата установлен Пост №1. Смена почетного караула — каждый час.

Могила Неизвестного Солдата – символ несокрушимой силы и мужества советских воинов. Тысячи людей каждый день приходят к этому месту, чтобы выразить благодарность, вспомнить тех, кто не вернулся с войны.

Станция метро: «Площадь революции», «Охотный ряд», «Театральная», «Александровский Сад». Осмотр свободный. Время работы: ежедневно.

Экспонаты Оружейной палаты Московского Кремля

Свое название палата получила по той причине, что в основном здесь работали оружейники — лучшие золотых и серебряных дел мастера. И оружие они изготавливали легкое, удобное и высокими боевыми качествами. Позже  к Оружейной палате присоединяется мастерская по иконописи, в которой трудились знаменитые мастера С. Ушаков, Ф. Зубов и И. Безмин.

На протяжении всей истории музей пополняется ценными предметами: подарками, военными трофеями и ценными находками. Во времена гонения религии здесь также удалось сохранить ценности закрытых храмов. В залах музея представлена парадная одежда царей и одежда представителей русской православной церкви, золотые и серебряные изделия, изготовленные талантливыми мастерами. Одна из самых известных реликвий — это шапка Мономаха, украшенная соболиным мехом и драгоценными камнями. Ею венчали на царство великих князей Руси до начала правления Петра I. Посетители смогут увидеть  знаменитый двойной трон, на котором короновали братьев — пятнадцатилетнего Ивана V и десятилетнего Петра Алексеевича, будущего Петра Великого. Трон необычен тем, что в нем есть маленькая дверца и комнатка. По одной легенде там находился тот, кто подсказывал братьям то, что надо говорить. А по другой легенде здесь прятались те, кому не разрешалось присутствовать на церемониях. Необычен трон Ивана Грозного, облицованный пластинами из слоновой кости с различными изображениями.

Здесь Вы увидите коллекцию вооружения и западноевропейские изделия из серебра и даже предметы парадного конского убранства. Так здесь представлен макет рыцаря на лошади. И рыцарь и лошадь закованы в броню. У рыцаря — только щелка для глаз. У лошади открыты только ноги и глаза. Всего в музее около 4000 уникальных экспонатов декоративно-прикладного искусства России, стран Европы и Востока. Их высокая ценность  принесли мировую известность музею. Дмитрий Лихачев так сказал, что этот уникальный музей «больше чем музей. Это овеществленная память нашего народа, сокровищница России».

Немного истории…

Иван III

Вторая половина XV в. в истории государства Российского была временем и сложным и великим. Хотя были ли в истории России времена простые? Тем не менее именно в это время происходит великое объединение под гербом Московского княжества как сопредельных удельных земель, так и отвоёванных и вновь присоединённых территорий. На княжеском троне с 1462 г. сидит Великий князь Московский Иван III, который продолжая дело своих предшественников, политическими и военными победами строит вокруг некогда захудалого удела Владимирского княжества новое и сильное государство.

Иван III во время своего правления освобождает русские земли от разорительной ордынской дани, превратив Казанского и Крымского ханов из своих противников в союзников, отвоёвывает у короля польско‑литовского Казимира захваченные территории русских княжеств. А одним из главных его достижений стало присоединение к землям Московским великого и древнего Новгородского княжества.

Московская Русь становится мощным и независимым государством на карте Европы, а великий князь отныне называется царём. В столицу едут послы и с Запада, и с Востока. Большая княжеская казна растёт и богатеет от даров, трофеев и взысканной дани. Для её хранения создаются Золотой, Серебряный, Конюшенный и Оружейный приказы, а также царские мастерские…

К началу XIX в. коллекция Оружейной палаты — так к тому времени называлось собрание реликвий, разрастается настолько, что императором Александром I принимается решение о выделении ей для размещения отдельного строения, куда в 1814 г. она и переезжает. А в 1851 г. для неё было возведено новое здание, как часть комплекса Большого Кремлёвского дворца.

После Октябрьской революции

В 1917-м хранилищу были переданы многочисленные произведения, принадлежащие частным коллекциям, а также те, которые находились в монастырях и храмах, в том числе и в Патриаршей ризнице в Московском Кремле. В конце 1924 года Оружейная палата, которая тогда называлась Музеем прикладного искусства, открыла свою первую после революции выставку. А уже через год решением Ученого совета был издан и первый научный сборник трудов, посвященных собранию.

Деятельность этого старейшего в стране музея, которая заключалась и в тщательном изучении его экспонатов, была приостановлена с началом Великой Отечественной. Все коллекции, которые хранились в Оружейной палате, в июне 1941-го были вывезены на Урал. Там они хранились вплоть до февраля 1945-го. Летом того же года они снова вернулись в здание музея и предстали перед посетителями.

Мавзолей В.И. Ленина

Неотъемлемой частью Красной площади стал Мавзолей Владимира Ильича Ленина. Усыпальница вождя революции – культовое место, оставленное в наследство от коммунистического строя. Объект находится под защитой ЮНЕСКО.

Во время постройки усыпальницы остро стоял вопрос о выборе способа бальзамирования тела Ленина: было сложно найти специалиста. Лишь ученые Збарский и Воробьев смогли изобрести уникальную рецептуру мумифицирования с сохранением внешних черт тела.

Мавзолей Ленина на Красной площади

Первый, деревянный, мавзолей был построен в короткие сроки, через несколько дней после смерти вождя. Всего было реализовано три проекта мавзолея архитектора А. В. Щусева: первый и второй были деревянными (временными). Современное здание выполнено из бетонных конструкций и представляет собой подобие зиккурата (храма в Месопотамии).

Проектированием саркофага занимался знаменитый архитектор Константин Мельников. Из девяти предложенных им проектов (среди которых были и достаточно сложные конструкции), выбрали только один.

Перед посещением мавзолея сверьтесь с расписанием работы объекта. Музей работает не каждый день, может закрываться на профилактические работы.

Посещение мавзолея подразумевает соблюдение достаточно строгих правил и мер безопасности. Перед входом в усыпальницу пройдете через контрольно-пропускной пункт, расположенный у Никольской башни. Мужчинам, подходящим к саркофагу, рекомендуется снять головной убор.

В мавзолей запрещено проносить аппаратуру, крупногабаритные сумки, еду и бутылки с жидкостью (сдается в камеру хранения), не разрешается делать снимки и шуметь.

Что рядом: Сенатская башня Время работы: вт, ср, чт, сб, вс. с 10:00 до 13:00. Выходные –понедельник, пятница. Вход свободный. Контакты: https://www.fso.gov.ru/info/p12.html, Телефон: +74956235527

Царь-Пушка

Царь-Пушка – один из самых узнаваемых памятников литейного искусства России. Располагается легендарное артиллерийское оружие напротив Церкви Двенадцати апостолов.

Царь-Пушка

Отлито орудие было в конце XVI века на Пушечном дворе знаменитым мастером Андреем Чоховым и предназначалось для защиты Кремля от неприятеля. Передвигать дуло нужно было при помощи четырёх канатов, прикреплённых к специальным «ручкам». Размер пушки впечатлил даже польских интервентов во время Смуты. Они писали, что оружие настолько большое, что солдаты могли прятаться в нём от дождя.

Масса Царь-Пушки впечатляет не меньше её грозного вида. Вес оружия составляет более 39 тонн! С Пушечного двора на постамент на Лобном месте Царь-Пушку тянули двести лошадей!

Красота оружия, богато украшенного памятными изображениями и надписями, восхищает по сей день. На постаменте около Царь-Пушки находятся декоративные ядра из чугуна весом почти по две тонны каждый. Внутри они полые, стрелять ими орудие не сможет. Эти ядра были отлиты значительно позже создания пушки, лишь в 1835 году.

Существует несколько точек зрения о происхождении имени Царь-Пушки: по размеру и по изображению царя Фёдора Иоанновича (около жерла).

Иногда считают, что, несмотря на свои размеры и устрашающий вид, Царь-Пушка никогда не стреляла. Это ошибочное мнение! Царь-Пушка была настоящим боевым оружием. Она могла стрелять как огромными ядрами, так и картечью (дробью). Во время исследований внутри дула были обнаружены следы пороха. Значит, Царь-Пушка хотя бы раз стреляла.

Расположение: около соборной площади внутри Кремля. Осмотр свободный

История сокровищницы

Древнее хранилище первоначально называли «Оружейным приказом». В первый раз о нем написали в документе 1547 года, как о месте, где находилось царское оружие. Историки предполагают, что уже в те времена здесь располагались мастерские, в которых изготавливали оружие и военные знамена.

Оружейный приказ стоял в Казенном дворе и со времен правления Ивана III Васильевича, прозванного Великим, находился возле Архангельского и Благовещенского соборов. Просторный двор покрывала крыша, а два его окна были обращены в сторону дворцовой площади.

Внутри двора размещалась Большая казна, к которой были приставлены казначеи из бояр и их помощники — дьяки. В ней хранили царскую церемониальную одежду, государственные регалии, иконы, посуду из серебра и золота, а также ценную утварь. За Большой казной стояла Оружейная палата, находившаяся под управлением оружничего. В его обязанности входило хранение царских сабель и мечей, а также изготовление оружия и его ремонт.

Известно, что среди первых дворцовый чин оружничего получил воевода Андрей Михайлович Салтыков (1511 год). Оружничим был и один из предков знаменитого русского поэта А.С. Пушкина — боярин Григорий Гаврилович Пушкин (1647 год). Кроме того, на Казенном дворе располагался Конюшенный приказ, где хранили экипажи царя и сбрую для лошадей, трехэтажный Запасной двор и Мастерские палаты.

Вход в палаты

Во второй половине XVII века царская сокровищница превратилась в настоящий центр русского искусства. В Московском Кремле работали умелые оружейники и знаменщики. В мастерских трудились искусные столяры, граверы по металлу и позолотчики, умевшие обрабатывать кость и дерево. В 1640-е годы при Оружейной палате создали мастерскую царских изографов, которая объединила лучших русских иконописцев. В те времена несколько приказов Кремля находились под управлением влиятельного боярина Богдана Матвеевича Хитрово. Он был страстным коллекционером и приложил немало усилий, чтобы Оружейная палата превратилась в один из лучших музеев Русского государства.

В начале XVIII века согласно указу Петра I царскую сокровищницу передали в ведение Сената, и сюда стали привозить курьезные вещи, которые до этого хранились в разных коллегиях. Вскоре старинных предметов стало так много, что решено было оставить только самые ценные из них, а остальные — продать.

В 1737 году в Москве произошел сильнейший пожар. Беда случилась в день Троицы и поэтому вошла в историю, как Троицкий пожар. Сильный огонь прокатился по всей территории Кремля. Выгорели кровли самых главных соборов, а здание Казенного двора было практически полностью уничтожено. К счастью, царская казна не пострадала, однако пламя не пощадило коллекцию трофейных знамен, завоеванных Россией во время битвы под Полтавой (1709 год).

Шестой зал: Драгоценные ткани, лицевое и орнаментальное шитье XIV—XVIII веков. Светский костюм в России XVI — начала XX века

Восстановление утраченного заняло несколько лет. Оставшиеся реликвии перенесли в Тюремный дворец и возвели для них специальные помещения. В 1812 году по распоряжению императора Александра I для мастерских царской сокровищницы на Сенатской площади Кремля было построено отдельное здание. Однако, оно не обладало системой отопления и поэтому было слишком сырым для хранения реликвий. Когда над Москвой нависла угроза вторжения наполеоновских войск, все ценности из хранилища перевезли в Нижний Новгород, но спустя два года вернули обратно в Москву.

В середине XIX века для царской сокровищницы возвели новое здание. Оно располагалось на месте старинного Конюшенного приказа и составляло единый комплекс с Большим Кремлевским дворцом, построенным по проекту известного российского зодчего Константина Андреевича Тона. Коллекции Оружейной палаты размещаются в этом месте и по сей день. Двухэтажное здание имеет высокий цоколь и декорировано пилястрами и резными колонами. Его стены украшают аккуратные медальоны из мрамора с изображением российских князей и царей.

Пятый зал: Западноевропейское серебро XIII—XIX вв.

Залы

Всего Оружейная палата Кремля располагает девятью залами. В первых двух выставлены золотые и серебряные изделия, принадлежащие русским мастерам. В одном представлены экспонаты, относящиеся к двенадцатому-семнадцатому, а в другом – к восемнадцатому-двадцатому векам.

В третьем и четвертом залах представлены парадные вооружения. Экспонаты поделены по географическому принципу: в одном находится русское вооружение, которое использовалось с двенадцатого по девятнадцатое столетие, в другом — европейское и восточное элитное боевое оружие. В пятом зале представлены серебряные изделия, в следующем — драгоценные ткани и шитье. Есть даже светский костюм, датируемый прошлым веком.

В зале седьмом можно увидеть древние государственные реликвии. Здесь же представлены предметы, которые использовались при парадных церемониях.

Оружейная палата, фото экспонатов которой поражает своей роскошью, славится коллекцией экипажей и конского убранства. Перед данными выставочными экспозициями постоянно много народа.

Соборная площадь

Я рекомендую прийти на Соборную площадь в субботу. С апреля по конец октября в 12:00 здесь проходит развод караулов Президентского полка — пешего и конного.

Зрелище потрясающее: на фоне старинных церквей играет оркестр и маршируют красавцы-военные. Они перестраиваются, показывают строевые приемы с оружием. Самый захватывающий момент — «конная карусель». 20-минутное представление проходит бесплатно для всех, кто находится на территории Кремля.

Далее расскажу о храмах и палатах Соборной площади. Знакомиться с ними будем по часовой стрелке.

Архангельский собор

  • Даты постройки: 1505–1508
  • Архитектор: итальянец Алевиз Новый

Врата Архангельского собора / фото автора

Первый каменный собор заложил на этом месте князь Иван Калита в 1333 году. Здание, которое дошло до наших дней, возвели в XVI веке.

Это не просто храм, а усыпальница царей и князей. Внутри 46 гробниц: погребены Иван Грозный и его сын, Михаил Романов и братья Петра I. Усыпальница Годунова стоит пустой: его останки вынесли из храма в 1605 году по приказу Лжедмитрия I, чтобы «не осквернять» церковь.

В южной пристройке храма посмотрите выставку, посвященную Вознесенскому женскому монастырю. Его основала Евдокия, жена Дмитрия Донского.

Благовещенский собор

  • Даты постройки: 1484–1489
  • Архитекторы: покровские мастера Кривцов и Мышкин

Благовещенский собор / фото автора

Благовещенскому храму более 500 лет. Первоначально он был квадратным и с тремя главками. Сейчас их девять.

Собор работает как музей. Спуститесь в подклет, там организовали экспозицию «Клады и древности Московского Кремля». Выставлены оружие, ювелирные изделия, денежные слитки — всего более 1500 экспонатов.

Раз в год, 7 апреля, в Благовещенском проходят патриаршее богослужение. С крыльца выпускают в небо белых голубок.

Грановитая палата

  • Даты постройки: 1487–1491
  • Архитекторы: Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари

Фрагмент облицовки Грановитой палаты / фото автора

У строения необычный фасад: его облицевали белым камнем, который обтесали на 4 грани. Поэтому палату и назвали Грановитой. Это самый древний церемониальный зал Москвы. Здесь проходили Земские Соборы и Боярские Думы.

Через парадное Красное крыльцо выходил царь. После революции крыльцо разобрали, чтобы построить партийную столовую. Восстановили только в 90-х годах, так что это — исторический новодел.

Церковь Ризоположения

  • Даты постройки: 1484–1485
  • Архитектор: неизвестен

Скромная Церковь Ризоположения выглядит миниатюрной, но в XV веке она была одной из крупнейших в Москве. У храма один купол. По архитектурным особенностям и облику он напоминает храм Покрова на Нерли.

В крытой галерее стоит посмотреть выставку деревянной скульптуры. В небольшой экспозиции представлены резные иконы, складни, кресты.

Успенский собор

  • Даты постройки: 1475–1479
  • Архитектор: Аристотель Фиораванти

Успенский собор Кремля / фото автора

С 1498 года в Успенском соборе венчали на царство, поэтому он считается главным в Кремле.

Южный фасад собора украшен изображением Богоматери Владимирской — копией иконы, которая хранилась в храме, а теперь перенесена в Третьяковскую галерею.

В храме сохранились росписи и иконостас XVII века. Одна из важнейших реликвий собора — Гвоздь Господень.

Патриаршие палаты и собор Двенадцати апостолов

  • Даты постройки: 1635–1656
  • Архитекторы: русские зодчие Огурцов и Константинов

Патриаршие палаты и Собор 12 апостолов. На заднем плане фрагмент Государственного Кремлевского Дворца / фото автора

Патриаршие палаты — редкий памятник гражданского зодчества. Их возвели по распоряжению патриарха Никона на месте более древних.

Поднимитесь на второй этаж, чтобы увидеть постоянную выставку, посвященную русской культуре XVII века. В экспозиции есть старинная мебель, предметы царской охоты, драгоценная посуда, золотое шитье.

В церкви Двенадцати апостолов работает выставка икон.

Колокольня Ивана Великого

  • Даты постройки: 1505–1508
  • Архитектор: итальянец Бон Фрязин

Колокольню возвели в память об Иване III. Столетие спустя по указу Бориса Годунова сооружение достроили. Оно стало самым высоким в Москве XVII века — 81 метр.

Всего здесь 22 колокола. Самый большой весит 64 тонны, самый древний — Медведь — отлит в 1501 году.

Подняться на колокольню разрешают только с мая по сентябрь. Выход на смотровую площадку строго по времени: 10:15, 11:30, 13:45, 15:00 и 16:00.

О лучших смотровых площадках Москвы читайте здесь.

Услуги

Оружейная палата предлагает своим посетителям уникальную возможность: каждый из них может воспользоваться уникальным аудиогидом. Он выдается посетителям без дополнительной платы и позволяет не только увидеть весь план музея, но и индивидуально прослушать информацию о любом выставленном экспонате. Обычно отведенного на экскурсию времени — полутора часов — не хватает человеку, чтоб успеть спокойно осмотреть все сокровища Оружейной палаты. А уж о том, чтобы узнать о них все интересующие сведения, и говорить не приходится. Поэтому многие посетители последние залы зачастую осматривают только беглым взглядом.

Но теперь на помощь тем, кого заинтересовал музей-сокровищница, пришел карманный персональный компьютер — электронный путеводитель. Человек может вывести на дисплей не только планировку этажей и залов Оружейной палаты, но и изображения всех витрин и расположенных в них экспонатов, а также в спокойных условиях прослушать о них полную информацию.

Соборная площадь: соборы Московского Кремля

Соборная площадь – уникальный культурный памятник Москвы, расположившийся на вершине Кремлевского холма. Величественный ансамбль объединяет шедевры архитектуры разных веков, стилей и авторов. Псковские, московские и владимирские зодчие, итальянские градостроители создали чудесные храмы, которые в настоящее время являются музеями культуры и истории.

Соборная площадь

Соборы здесь начали возводить на стыке XIII и XIV веков с постройкой первых деревянных церквушек. Уже тогда было примерное представление о дальнейшей композиции пространства и предназначении. Здесь проходили многие важные культовые духовно-религиозной жизни города: венчания на царствование, отпевание умерших правителей. Современный облик площадь приобрела только к XV веку.

Успенский собор – один из древнейших храмов Москвы. Раньше на его месте стоял деревянный, а в 1327 по приказу Ивана Калиты Успенский собор перестроили в камне.

Успенский собор является хранителем христианских реликвий – Гвоздь Господень и одно из оружий казни Иисуса Христа.

Изящный золотоглавый Благовещенский собор – произведение псковских мастеров. Он был возведен в конце XV века и являлся домовым храмом русских правителей. Изначально имел только три купола. Собор серьезно пострадал во время пожара, и Иван Грозный приказал перестроить церковь ( с тех пор она девятиглавая).

Внутреннее убранство Благовещенского собора составляют иконы и фрески Андрея Рублева, Феофана Грека и Прохора из Городца – великих иконописцев.

По соседству располагается творение итальянского мастера, Алевиза Нового, Архангельский собор. Еще в первой половине XIII века на святом месте находилась деревянная церковь, где в XIV веке при Иване Калите был возведен изящный белокаменный собор. Позже храм был перестроен, в нем стали прослеживаться элементы итальянского Возрождения.

В Архангельском соборе погребены Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван Грозный, Михаил и Алексей Романовы.

Церковь Ризоположения выделяется по своему внешнему виду среди многих московских святынь – ее строили приглашенные псковские мастера (конец XV века), поэтому прослеживаются характерные черты псковской архитектуры.

Через арки Церкви Двенадцати Апостолов обычно входят на территорию Соборной площади. Это самая поздняя постройка: она была возведена по воле патриарха Никона в середине XVII века.

Станция метро: «Площадь революции», «Охотный ряд», «Театральная», «Александровский Сад». Адрес: Красная площадь, Московский Кремль. Соборная площадь находится рядом с Царь-Пушкой, Колокольней Ивана Великого, Царь-Колоколом, Кремлевским Дворцом Съездов. Стоимость билетов: взрослый- 500 рублей, детский до 16 лет –бесплатно, студенты дневных факультетов, пенсионеры – 250 рублей. Льготные категории граждан – бесплатно. Время работы: с 10.00. до 17.00. Телефон для справок: +74956954146

Немного истории

Первые упоминания об этом удивительном музее встречаются в летописи начала шестнадцатого века. В них рассказывается о страшном пожаре 1547 года, уничтожившем все сокровища, в том числе и старинное воинское оружие.

Во времена Ивана III Оружейная палата исполняла несколько другую функцию и звалась по-другому — Большой или Царской казной. Территориально она располагалась в большом здании, расположенном на пространстве, занимающем место от Благовещенского до Архангельского соборов. Во времена царствования Петра Первого на этом месте была создана мастерская. Здесь императором было поручено собирать ценности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector