Государственно-политическое устройство белоруссии
Содержание:
- Конституционно правовые основы
- Российская империя
- Политические партии
- «Рука Кремля»
- Местное самоуправление
- Белоруссия в Первой мировой войне
- «Несостоявшаяся государственность»
- Все подпишут
- Политические партии
- Праздники
- Население
- Белорусы против
- Белоруссия «атакует»
- Государственно-политическое устройство
- Крупные страны Европы: проверяем Германию, Францию, Италию, Испанию и США
- Политика
Конституционно правовые основы
Правовые основы страны зафиксированы в Конституции Республики Беларусь, согласно которой высшая ценность государства – человек.
К личным правам в Республике Беларусь относят:
- право на жизнь;
- право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности;
- право на личную жизнь;
- право на создание семьи;
- право на неприкосновенность жилища;
- право на свободу передвижения и выбор места жительства.
К политическим правам белорусов относят:
- право граждан участвовать в управлении делами государства;
- право избирать и быть избранным;
- право на обращение в государственные органы;
- право на свободу объединений;
- право на равный доступ к должностям в государственных органах и прочее.
К экономическим, социальным и культурным правам относят:
- право на труд;
- право на справедливую долю вознаграждения по результатам труда;
- право собственности;
- право на жилище;
- право на охрану труда и тд.
В обязанности гражданина перед государством входят:
- соблюдение Конституции и уважение национальных традиций;
- уважение достоинства, прав, свобод и законных интересов других людей;
- принятие участия в финансировании государственных расходов;
- беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности;
- защита Республики Беларусь.
Российская империя
После того, как в 1795 году, после третьего и окончательного раздела Польши, Великое Княжество Литовское прекратило свое существование, и территория Белоруссии отошла к России, на этих землях началась проводиться политика русификации, направленная на искоренения местных особенностей и тесное сближение с соседними, русскими регионами. На этих землях провели административно-территориальную реформу, которая поделили Белоруссию на пять губерний: Могилевскую, Минскую, Гродненскую, Витебскую и Виленскую.
Губернии в свою очередь делились на уезды, с населением около 20-30 тысяч в каждом. Губернии входили в состав двух генерал-губернаторств: Белорусского (Витебская и Могилевская губернии) и Литовского (Минская, Гродненская и Виленская губернии). Руководители этих административных единиц – генерал-губернаторы – имели беспрекословную власть. Опорой этой власти служил мощный административный, политический и военный аппарат. Одним из примеров такой безграничной власти, был белорусский генерал-губернатор З.Г. Чернышев, который даже имел свой собственный трон, подчеркивая этим всю полноту и величие своего положения для генерал-губернаторства.
В течение месяца, после опубликования приказа о присоединении этих земель к Российской империи, местное население приводилось к присяге. Тем, кто отказывался присягать, предписывалось покинуть пределы империи в трехмесячный срок, предварительно продав все недвижимое имущество. Боясь проигнорировать важные отличия государственно-правового положения людей, населявших эти земли, власти оставили Статут Великого княжества Литовского от 1588 года главным законодательным документом в области гражданского права. Местное население могло заниматься вопросами самоуправление, однако главная роль в этих процессах отводилась царским ставленникам.
Политика российского правительства по отношению к разным социальным группам была разной. Те представители шляхты, кто присягнул на верность, получали все права и привилегии дворянства. В тоже время, магнаты лишались права на владение собственными армиями и крепостями. Для стабилизации положения, проводилось активное насаждение русского землевладения. Имения с крепостными крестьянами, бывшие владения магнатов, что выехали заграницу, бывшие церковные владения – все это отдавалось русским помещикам. Одними из самых крупных владельцев на территории Белоруссии стали князь Г.А. Потемкин-Таврический (около 15 тысяч крестьян), фельдмаршал П.А. Румянцев-Задунайский (больше 11 тысяч крестьян), А.В. Суворов (7 тысяч). В общей сложности, за время правления Екатерины II и Павла I, около 200 тысяч крестьян было пожаловано в наследственное владение
Политические партии
Партийная система в Республике Беларусь не развита, что объясняется различными причинами, в числе которых отсутствие традиции партийности, проведение всех выборов по мажоритарной системе, сложные условия для регистрации и деятельности партий, слабое развитие гражданского общества и др. Партии практически не оказывают влияния на политику. К основным партиям относятся:
- Коммунистическая партия Беларуси;
- Республиканская партия труда и справедливости;
- Белорусская партия левых «Справедливый мир»;
- Партия БНФ;
- Консервативно-христианская партия — БНФ;
- Объединённая гражданская партия;
- Белорусская социал-демократическая партия (Громада);
- Либерально-демократическая партия.
«Рука Кремля»
Эксперты отмечают, что обвинения в росте числа нелегалов, стремящихся в ЕС, звучат в адрес не только Минска, но и Москвы. В частности, в миграционных проблемах Россию и Белоруссию обвинил министр обороны Польши Мариуш Блащак, назвав это «грязной игрой Лукашенко и Кремля». Его мнение разделяет и премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий, по словам которого в Москве и Минске написаны сценарии, которые угрожают независимости республики.
О якобы существующей координации действий двух стран по нелегалам заявлял министр обороны Литвы Арвидас Анушаускас. По его словам, миграционный кризис вызван «гибридной атакой».
«Мы убеждены, что Белоруссия с самого начала согласовывала свои действия с Россией», — говорил Анушаускас на встрече по региональной безопасности и обороне с прибалтийскими и польскими коллегами и министрами иностранных дел этих стран.
Он также назвал нынешнюю ситуацию с нелегалами «ценным уроком» и для региона, и для ЕС в целом.
- На белорусской границе
- Reuters
В России подобные инсинуации неоднократно опровергались. Так, Владимир Путин на совместной с главой Белоруссии Александром Лукашенко пресс-конференции 9 сентября подчеркнул, что Москва не имеет никакого отношения к миграционному кризису на европейских границах.
«К совместным действиям меня призывают мои западные коллеги и европейские лидеры некоторых стран, как раз ссылаясь на то, что кризис на белорусско-литовской, белорусско-польской границе возник. Меня просят как-то на это повлиять. Ответ очень простой: это нас не касается, это не наша граница. Это граница Республики Беларусь и государственная граница Литвы и Польши», — сказал глава государства.
Позднее, 15 сентября, глава МИД Сергей Лавров заявил, что Москва не собирается нести ответственность за возможные миграционные кризисы, вызванные действиями Запада.
«Мы не собираемся делить бремя ответственности за то, что было не только не поддержано нами, а что было нами осуждено», — сказал Лавров журналистам по итогам совместного заседания глав МИД, министров обороны и секретарей совбезов Организации Договора о коллективной безопасности.
В свою очередь, Александр Лукашенко обвинил Евросоюз в нежелании брать на себя ответственность за судьбу беженцев из разорённых Западом стран, которые идут в ЕС за лучшей жизнью.
«Мы их не звали, и они вообще к нам не идут. Они через нас идут туда (в ЕС. — RT), куда их позвали. Берите, это ваша проблема… И потом, что вы от нас требуете? Вы против нас каждый день вводите всё новые и новые санкции… И я или белорусский народ должны их защищать на границе? Нет. Они свернули все программы по договору по реадмиссии… Так получайте теперь плоды своей политики», — заявил он на пресс-конференции по итогам переговоров с Путиным.
Местное самоуправление
Республика Беларусь — унитарное государство, поэтому местное самоуправление решает в основном местные вопросы. Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы.
Деятельность органов местного самоуправления регулируется Законом Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 4 января 2010 г. № 108-З с изменениями и дополнениями. Компетенция местных Советов депутатов регулируется статьёй 17 Закона.
Белоруссия в Первой мировой войне
В Первую мировую войну (1914–1918) территория Белоруссии вновь стала ареной кровопролитных боевых действий: в 1915 году германскими войсками были оккупированы западные её земли, с которых русскими властями были демонтированы или вывезены в Россию 432 промышленных объекта, ряд учебных заведений. Также из прифронтовых Минской, Могилевской и Витебской губерний вывезли 29 предприятий, а летом 1915 года в местностях, находящихся под угрозой оккупации провели уничтожение посевов и запасов сельскохозяйственной продукции с выплатой крестьянам компенсации по государственным расценкам.
Из Белоруссии был также эвакуирован в Россию и в Украину ряд учебных заведений: например, кадетский корпус из Полоцка перевели в Сумы. Война имела также некоторые положительные последствия, выразившиеся в росте объемов промышленного производства, ориентированного на снабжение армии – например, производство одежды в Могилевской и Витебской губерниях в 1916 году превысило уровень 1913 года почти в 4 раза.
Война принесла инфляцию, значительное использование женского и детского труда, в прифронтовой полосе мирное население мобилизовывалось на военные работы (например, в конце 1916 года в Минской губернии мобилизовано было 219,3 тыс. мужчин и женщин). Западные земли, оккупированные немцами в 1915 году (около 50 тыс. км. кв.), были разделены на военно-административный округ Обер-Ост, военно-операционную полосу и Брест. Оккупированные в 1915 году территории были подчинены военному германскому командованию, которое ввело ряд ограничений для местного населения (паспорта с отпечатками пальцев даже для детей, система пропусков при выезде с места жительства). Также практиковались реквизиции сельскохозяйственной продукции, запрет без специального разрешения убивать домашний скот и птицу (разрешение предполагало сдачу части мяса властям). В 1915 году были введены принудительные оплачиваемые работы для женщин 18 – 45 лет и мужчин 16 – 50 лет. Немецкие оккупационные власти пытались развить местную лесную промышленность – в 1915 году в Беловежской пуще начали работу 7 лесопилок. Вместе с тем германские оккупационные власти открыли ряд белорусских, литовских и еврейских школ, где также было введено обязательное изучение немецкого языка (учить детей на русском было запрещено).
«Несостоявшаяся государственность»
9 марта 1918 года в Минске исполкомом Рады Всебелорусского съезда (разогнанного большевиками в декабре 1917 года собрания представителей политических сил населённых белорусами губерний России. — RT) заявил о создании Белорусской народной республики (БНР) во главе с Верховной радой.
Также по теме
«Похабный мир»: как Брестский договор повлиял на ход истории России
3 марта 1918 года Россия подписала Брестский мирный договор. Молодое Советское государство приняло ультиматум Германии и вышло из…
Это был уже второй декрет, вторая Уставная грамота нового государства, которое претендовало на власть в населённых белорусами районах. Однако никакой реальной власти на тот момент самопровозглашённая Белорусская народная республика не имела. Минск с 20 февраля 1918 года контролировали немецкие войска, и провозглашалась республика в условиях немецкой оккупации большинства белорусских территорий.
Первая Уставная грамота, передававшая всю власть исполкому Рады Всебелорусского съезда, принималась в более свободных условиях. Произошло это 20 февраля 1918 года, когда Минск на один день был занят 1-м Польским корпусом генерала Иосифа Довбор-Мусницкого. Поляки даже разрешили вывесить флаги белорусских националистов — бело-красно-белые знамёна. Пришедшие позже немцы такой вольности не позволяли. Они хотя и не стали разгонять интеллигентов, называвших себя властями, но БНР — новую республику — не признали.
Поэтому, когда 23 марта 1918 года Рада БНР провозгласила независимость нового государственного образования, это решение осталось лишь на бумаге. Все властные функции по-прежнему выполняла немецкая оккупационная администрация.
Лишь со второй половины 1918 года органам власти БНР было дозволено осуществлять некоторые административные функции на оккупированных территориях. Независимость БНР не признали ни Советская Россия, ни белые правительства, ни страны Антанты.
С выводом немецких войск в 1919 году руководители БНР отправились в эмиграцию, а в Минске вся власть перешла к правительству образованной ранее Советской Социалистической Республики Беларусь.
Однако эпизодически республика времён немецкой оккупации ещё напоминала о себе. В 1920 году под флагом БНР против советской власти воевал известный авантюрист времён гражданской войны — «батька» Станислав Булак-Балахович, до этого успевший послужить и красным, и белым, и везде отличившийся крайней жестокостью и участием в еврейских погромах.
- Булак-Балахович (крайний слева) с эстонскими офицерами. Фото 1920 года
В том же 1920 году в Слуцком уезде произошло скоротечное антибольшевистское восстание. Формально восставшие ориентировались на эмигрантскую Раду БНР, но реально, как и Балахович, опирались на поддержку поляков.
«БНР была политическим проектом части белорусских элит, оставшихся на территории, оккупированной немцами, которые попытались создать белорусское государство, но этого не получилось. И в 1925 году на съезде Рады БНР было признано, что именно Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР) является единственным субъектом, представляющим интересы белорусского народа на международной арене», — отметил в интервью RT научный сотрудник Института философии Национальной академии наук Беларуси Пётр Петровский.
«В большинстве своём в общественном сознании белорусов БНР попросту нет. Есть только у небольшой группы людей: либо профессиональных историков, либо оппозиционных политиков, которые используют БНР как исторический феномен для своих политических целей, противопоставляя БНР советской государственности», — отмечает эксперт.
Все подпишут
Александр Лукашенко планируют 9 сентября подписать пакет «дорожных карт» по интеграции России и Беларуси. Об этом посол Беларуси в Москве Владимир Семашко сообщил на встрече с губернатором Воронежской области Александром Гусевым и вице-спикером Госдумы Алексеем Гордеевым.
По словам посла Беларуси в Москве Владимира Семашко, на встрече в Москве подпишут все дорожные карты и общую карту углубления интеграции. «
“Мы, слава богу, спустя три года находимся на финише, когда из 28 карт осталась одна. Последнюю, я думаю, мы 7-го числа (сентября) дожмем”, — цитируют Семашко российские СМИ.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в разговоре с журналистами подтвердил, что Путин и Лукашенко встретятся 9 сентября. По его словам, стороны проведут переговоры, после чего дадут пресс-конференцию. Песков не стал говорить, о чем будут переговоры.
Политические партии
Партийная система в Республике Беларусь не развита, что объясняется различными причинами, в числе которых отсутствие традиции партийности, проведение всех выборов по мажоритарной системе, сложные условия для регистрации и деятельности партий, слабое развитие гражданского общества и др. Партии практически не оказывают влияния на политику. К основным партиям относятся:
- Коммунистическая партия Беларуси;
- Республиканская партия труда и справедливости;
- Белорусская партия левых «Справедливый мир»;
- Партия БНФ;
- Консервативно-христианская партия — БНФ;
- Объединённая гражданская партия;
- Белорусская социал-демократическая партия (Громада);
- Либерально-демократическая партия.
Праздники
Национальные праздники Беларуси
- 1 января – Новый год
- 7 января – Рождество Христово
- 8 Марта – Международный женский день
- 15 марта — День Конституции
- Пасха (по календарю православной и католической конфессий)
- 2 апреля — День единения народов Беларуси и России
- 9-й день после православной Пасхи — Радуница
- 1 Мая — Праздник труда
- 9 Мая — День Победы
- 3 июля — День Независимости Республики Беларусь
- 7 ноября – День Октябрьской революции
- 25 декабря – Рождество Христово (католическое)
Сувениры
Вот небольшой списочек наиболее распространенный сувениров, которые туристы обычно привозят из Беларуси
- Аутентичные изделия торговой марки «Ragna»
- Белорусские сладости
- Белорусская керамика
- Валенки и шапки из овечьей шерсти
- Изделия из дерева
- Изделия из соломки
- Натуральный белорусский лен
- Кожаные изделия торговой марки «Макей»
- Слуцкие пояса
- Сувениры из лозы
«Ни гвоздя, ни жезла» или таможенные правила
Все въезжающие и выезжающие из страны должны заполнить таможенную декларацию. Таможенные правила Беларуси разрешают провозить до 50 кг личного багажа, стоимость которого не превышает 1500 евро. Все что свыше — облагается пошлиной в размере 30%, но не менее 4 евро за каждый лишний килограмм.
Разрешено ввозить: алкоголь и пиво не более 3 литров (на одного человека, достигшего возраста 18 лет); сигареты 200 сигарет или 50 сигар, или 250 г табака или указанные товары в ассортименте общим весом не более 250 граммов.
Ввоз иностранной валюты в Беларусь не ограничен. Суммы более 10 000 долларов в эквиваленте при ввозе в Беларусь подлежат письменному декларированию.
Запрещено ввозить: огнестрельное оружие, военную амуницию, наркотики, яды, радиоактивные и взрывоопасные вещества.
Ввоз животных и растительных культур разрешается только при наличии соответствующих ветеринарных и медицинских документов.
Население
Основная статья: Население Белоруссии
Численность населения достигла исторического максимума (10 миллионов 243,5 тысячи человек) в 1994 году и с этого времени непрерывно снижается. Основным фактором, влияющим на ситуацию, остаётся превышение числа умерших над числом родившихся.
По данным переписи населения 2009 года, в стране проживало 9 миллионов 503 тысячи 807 человек. Из них в качестве белорусов себя определило 83,73 %, русских — 8,26 %, поляков — 3,10 %, украинцев — 1,67 %, евреев — 0,14 %. Городское население составило 74,33 %.
По оперативным данным, численность населения страны на 1 января 2014 года составила 9 468 074 человек.
Белорусы против
Политолог, координатор общественной кампании в защиту независимости Свежий ветер Андрей Егоров отмечает, что большинство белорусов выступает за сохранение статуса-кво в отношениях с Россией. “За время существования независимой Беларуси в обществе сложился достаточно ясный консенсус по этому вопросу, — говорит политолог. — Людей в целом устраивает нынешние дружеские взаимоотношения с Россией, но более глубокой формы интеграции они не хотят. Общество опасается, что вместе с интеграцией придут нормы и правила организации жизни в России, которые белорусам не нравятся. Они боятся, что внешнее управление страной ухудшит их жизнь”.
Егоров подчеркивает, что противники объединения с Россией вовсе не обязательно при этом выступают за европейскую интеграцию. “В обществе есть сторонники интеграции с ЕС, но их примерно 20-25% и они не обладают значительным политическим влиянием”, — отметил он.
Однако сторонников вхождения Белоруссии в состав России еще меньше: всего 1,4% по данным независимых исследователей и 7,7% по данным Института социологии НАН Беларуси.
Вскоре, похоже, им придется смириться с новой действительностью.
Белоруссия «атакует»
Многие политики в Латвии убеждены, что за наплывом мигрантов в страну якобы стоит Белоруссия. 16 августа канал LTV7 цитировал заявление премьер-министра страны Кришьяниса Кариньша: «То, что происходит на латвийско-белорусской границе, — это активная гибридная война, которую белорусский режим ведёт против ЕС, конкретно — против стран Балтии и Польши».
По словам главы кабмина, недовольным жизнью в своём государстве гражданам стоит просить убежища «в стране, куда они прилетели, то есть в Белоруссии».
Также по теме
«Демократия только в виде лозунгов»: как развивается кризис с мигрантами на границах между Польшей, Литвой и Белоруссией
ООН и Совет Европы обратились к Польше и Литве с призывом соблюдать установленные международными организациями стандарты в отношении…
Министр внутренних дел Латвии Мария Голубева ранее и вовсе отказала мигрантам, стремящимся в Литву, в праве называться беженцами.
«Они не являются настоящими беженцами, они не являются жертвами военных конфликтов или других таких ситуаций, когда нужно бежать и спасать жизнь. В основном это люди, которые купили билет на самолёт, чтобы оказаться в определённом месте и перейти границу», — говорила Голубева в эфире Латвийского радио.
Мнение о том, что Белоруссия ведёт «гибридную атаку» на страны ЕС, поддержала глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
«Давайте называть вещи своими именами: это гибридная атака, направленная на дестабилизацию Европы, и мы этого не потерпим», — заявила она в обращении к Европарламенту 15 сентября.
По её убеждению, Минск использует мигрантов в качестве инструмента.
«Их сажают на самолёты и буквально подталкивают к европейской границе. С этим нельзя мириться. И быстрая реакция Европы тому подтверждение. Будьте уверены, мы продолжим поддерживать Литву, Латвию и Польшу», — подчёркивала фон дер Ляйен.
- Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен
- Reuters
В связи с этим она указала на необходимость ускорить принятие пакта о миграции и предоставлении убежища. В соответствии с предложением предусматривается общая ответственность стран — членов ЕС за приём или депортацию мигрантов. Им предлагается либо размещать беженцев у себя, либо брать обязательства по отправке на родину тех, кто не получил права остаться на территории Евросоюза. При этом если страна не смогла депортировать нелегала в течение определённого срока, то он остаётся на её территории, а государство получает за это компенсацию в размере €10 тыс. из бюджета ЕС.
Также по теме
В МИД Белоруссии напомнили о готовности обсуждать с ЕС проблему мигрантов
Геополитически Белоруссия не может влиять на выбор путей мигрантов и пунктов их назначения, заявил пресс-секретарь белорусского МИД…
На минувшей неделе, 8 сентября, представительство Европейского союза в Белоруссии заявило протест Министерству иностранных дел республики. По утверждению европейской службы внешних действий, увеличение нерегулярных переходов границы в 50 раз «не является отражением неспособности властей Белоруссии соблюдать свои обязательства в борьбе с незаконной миграцией и торговлей людьми» и не имеет объективных причин.
«ЕС осуждает использование мигрантов в политических целях и настоятельно призывает власти Белоруссии прекратить эту практику. Нерегулярная миграция не может быть предметом торга», — подчеркнули в представительстве.
В тот же день глава Белоруссии Александр Лукашенко внёс в нижнюю палату парламента законопроект о приостановке соглашения с Евросоюзом о реадмиссии нелегалов. Эта процедура предусматривает возврат лица, незаконно пересёкшего границу, на ту территорию, с которой он осуществил переход.
«В ближайшее время соответствующие обязательства нашей страны будут заморожены. Такое приостановление Беларусь осуществляет в соответствии с международным правом. Соглашением предусмотрено, что каждая сторона вправе частично или полностью временно приостановить его действие, официально уведомив об этом другую сторону», — говорится в сообщении пресс-службы президента.
Государственно-политическое устройство
Основная статья: Государственно-политическое устройство Белоруссии
Белоруссия — унитарное государство, форма правления — президентская республика. Президенту Белоруссии делегированы законодательные полномочия на издание декретов и указов, имеющих силу закона.
Существует двухпалатный парламент — Национальное собрание Республики Беларусь, состоящее из Палаты представителей и Совета Республики. В Палате представителей 110 депутатов. Депутаты избираются по мажоритарной системе прямым всеобщим голосованием. Совет Республики избирается местными Советами — от каждой области и города Минска избираются по 8 членов Совета Республики. 8 членов Совета назначаются президентом — всего 64 человека. Срок полномочий Национального собрания — 4 года.
Административное деление
Основная статья: Административное деление Белоруссии
Белоруссия делится на 6 областей, области делятся на районы и города областного подчинения. Общее число районов во всех областях составляет 118, а городов областного подчинения — 12. Город Минск является самостоятельной административной единицей, которая не входит ни в одну область.
Область | Почтовыйиндекс | Датаоснования | Площадь км²(на 1.01.2012) | Население(на 1.01.2013) | Административный
центр |
||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Витебская область | 210000 | 15 января 1938 | 40 050,32 | 1 208 018 | Витебск | ||
Гомельская область | 246000 | 15 января 1938 | 40 369,51 | 1 427 638 | Гомель | ||
Гродненская область | 230000 | 20 сентября 1944 | 25 126,98 | 1 058 415 | Гродно | ||
Минская область | 220000 | 15 января 1938 | 39 894,75 | 1 401 861 | Минск | ||
Могилёвская область | 212000 | 15 января 1938 | 29 068,63 | 1 076 485 | Могилёв |
Брестская область | 224000 | 4 декабря 1939 | 32 786,44 | 1 390 364 | Брест |
В ряде городов областного подчинения и в городе Минске имеется деление на городские районы.
Крупные страны Европы: проверяем Германию, Францию, Италию, Испанию и США
Госдеп США говорит, что и в Германии, и во Франции, и в Италии политзаключенных нет. Мы также не нашли данных об этом.
А вот с Испанией есть вопрос. В 2017 году в Каталонии состоялся референдум за независимость региона. Властями страны он признан незаконным, а несколько человек оказались задержаны и впоследствии осуждены за «подстрекательство к мятежу». Госдеп США уточняет, что рабочая группа ООН в 2020 году подтвердила свою ранее данную рекомендацию освободить семь из этих девяти каталонских заключенных.
Демонстрации после референдума в Каталонии, 2017 год. Фото: Reuters
Представители нескольких национальных политических партий Каталонии назвали осужденных политическими заключенными, но при этом ни правительство Испании, ни какие-либо международные правозащитные НГО не поддержали это утверждение. Полемика продолжается до сих пор: в начале 2021 года глава МИД России Сергей Лавров назвал задержание каталонцев политизированным, а глава МИД Испании Аранча Гонсалес Лая сказала, что «в Испании нет политзаключенных, есть заключенные политики».
Таким образом, официально в Испании политзаключенных ноль.
Данных о политзаключенных в самих США в 2021 году нам найти не удалось.
Политика
Внешняя, международные отношения
В Белорусская Советская Социалистическая Республика стала членом-учредителем СССР, в 1945 — членом-учредителем ООН, в 1991 — СНГ
Белоруссия является членом ОДКБ, Евразэс, а также других международных объединений.
Дипломатические отношения с Российской Федерацией установлены с 25.06.1992.
Власть
Исполнительная
Президент Республики Беларусь — глава государства.
Исполнительную власть осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь — центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчётно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь.
Президентом Республики Беларусь является А. Г. Лукашенко, впервые избранный на этот пост в 1994 году.
14 мая 1995 года по инициативе Лукашенко был проведён первый в истории Белоруссии референдум, на который было вынесено 4 вопроса — о придании русскому языку статуса государственного, наравне с белорусским, об установлении новых Государственного флага и Государственного герба, о поддержке действий Президента Республики Беларусь, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией и о его праве распускать Верховный Совет. По всем четырём вопросам было вынесено положительное решение. За проголосовало 83,3 %, 75,1 %, 83,3 % и 77,7 % соответственно
24 ноября 1996 года был проведён второй референдум, на который были вынесены 4 вопроса, предложенных Президентом, и 3 вопроса, вынесенных депутатами Верховного Совета. В результате положительное решение было принято по двум вопросам — о переносе Дня независимости на 3 июля (день освобождения города Минск от немецких захватчиков) и о принятии изменений и дополнений в Конституцию, предложенных Президентом. Эти изменения расширили полномочия исполнительной власти.
17 октября 2004 года в Белоруссии проведён третий референдум, на котором, по официальным данным, 77,3 % белорусских избирателей поддержали исключение из Конституции государства ограничения на количество президентских сроков, что позволяло Александру Лукашенко участвовать в следующих президентских выборах. В Белоруссии официально зарегистрировано 6,9 млн избирателей. По данным Центризбиркома, явка на голосование составила 89,7 %.
19 декабря 2010 года прошли очередные президентские выборы. Победу в первом туре одержал Александр Лукашенко, набравший по официальным данным 79,65 % голосов. Его ближайший соперник — представитель оппозиции Андрей Санников — получил лишь 2,43 %.
11 октября 2015 года состоялись очередные выборы Президента, на которых вновь в первом туре победу одержал действующий президент, с результатом 83,5 % голосов избирателей.
Законодательная
- Законодательный орган — двухпалатное Национальное собрание.
- Верхняя палата — Совет Республики (64 места).
56 членов избираются органами местного самоуправления, 8 назначаются Президентом.
Нижняя палата — Палата представителей (110 мест).
Депутаты избираются по мажоритарной системе в одномандатных округах. Срок полномочий депутатов — 4 года.
- Председатель Совета Республики — Михаил Мясникович.
- Заместитель председателя Совета Республики — Марианна Щёткина.
- Председатель Палаты представителей — Владимир Андрейченко.
- Заместитель председателя Палаты представителей Пирштук Болеслав.
- — избрание Верховного Совета 13 созыва. В конце 1996 года попытался начать процедуру импичмента президента РБ.
- — Верховный Совет заменён новым двухпалатным законодательным органом — Национальным собранием.
- — состоялись выборы в Палату представителей Национального собрания, однако, они были полностью бойкотированы белорусской оппозицией.
- 17 октября — состоялись очередные парламентские выборы. По утверждению оппозиции, все избранные депутаты входили в так называемый «список Лукашенко».
- 28 сентября — состоялись очередные парламентские выборы.
- 23 сентября — состоялись очередные парламентские выборы.
- 11 сентября — состоялись очередные парламентские выборы.
- 17 ноября — состоялись очередные парламентские выборы. В Палату представителей не вошёл ни один член оппозиции.