Обитель минотавра, любви и греха: культурная история лабиринта

Минотавр и Тесей

Данную часть истории мы хотим начать с легенды о Тесее. Он являлся сыном Эфры и одновременно Эгея и Посейдона. Случилось это так. Однажды Эгей (царь Афин) отправился к пифии, дабы узнать у него, родится ли у него сын, который станет его достойным приемником. Пифия дала Эгею очень странное предсказание, понял которое лишь Питфей – отец Эфры. То ли обманом, то ли вином, но он заставил царя Афин вступить в любовную связь со своей дочерью. Но, буквально за день до этого, любовью с Эфрой занимался Посейдон.

Это и послужило тому, что мальчик, который родился от этих отношений, имел сразу 2 отцов. Тем не менее, Эгей принял ребенка, как своего. Но взять его с собой в Афины он не мог, ибо его племянники Паллантиды (50 сыновей Паланта – те самые, что впоследствии убили Андрогея и навязали жестокое наказание афинянам) вечно оспаривали у него трон и вполне могли навредить младенцу.

Эгей поступил мудро. Он нашел огромный камень и положил под него меч и сандалии, велев Эфре, чтобы та отправила к нему сына тогда, когда он сможет поднять этот камень. И этот день наступил. На тот момент Тесей рос ученейшим и сильнейшим из мужей своего времени. Боевому искусству его обучала сама Афина, а охоте – мудрый кентавр Хирон.

Тесей забрал отцовские дары из-под камня и выдвинулся в путь. Долгий путь выбрал юноша. Дорогу ему преграждали разбойники и чудища, но он их всех одолевал. День, когда Тесей появился в Афинах, стал поистине знаменательным. Молодой, красивый 17-летний юноша, шагающий по берегу моря вызывал невольное восхищение у местных жителей. Те места считались крайне опасными, ибо берег моря населяли самые жестокие разбойники. Но Тесей без особого труда их всех одолел.

И снова на горизонте появились Паллантиды. Но в этот раз герой оказался им не по зубам. Тесей перебил их всех, чем вызвал бурный восторг постаревшего Эгея, который закатил великий пир в честь удалого путника. Однако Эгей не сразу признал сына. В то время у него жила Медея – колдунья, которая родила царю сына и надеялась сделать его правителем Афин. Она почти уговорила Эгея отравить Тесея на пиру, но в последний момент царь Афин узнал свой меч и следом признал и сына. Долго-долго они праздновали, и Тесей зажил счастливою жизнью принца. Но долго так продолжаться не могло, ибо близился час, когда критское войско должно прийти за «данью».

Историческая справка о Миносе

В ней отражена эпоха минойской цивилизации, зародившаяся в XXX веке до н.э., длившаяся до XII века до н.э., и названная по имени царя Миноса, правителя острова Крит. Он создал могущественное государство, имеющее свою армию и флот, которое успешно развивалось, благодаря торговле медью, бронзой и керамикой.

На острове возводились прекрасные дворцы – настоящее чудо архитектуры – для богатой знати. Следы минойской цивилизации были открыты в 1900 году археологом из Англии Эвансом, который и назвал ее минойской. Позже было установлено, что процветающее критское государство сильно пострадало от вулканической катастрофы, произошедшей на соседнем острове и вызвавшей невиданное цунами, дошедшее до Крита.

Былая мощь минойцев закатилась, и, просуществовав еще меньше 3 столетий, ушла в небытие, оставив память о властолюбивом и жестоком царе и его окружении.

Что привезти из Греции – обзор лучших сувениров.

Часы работы и цена билетов

Музейный комплекс лабиринта Минотавр открыт для желающих посетить знаменитую достопримечательность в будние дни с 8 часов до 19 часов, в период с июня до конца октября месяца. В остальной период – ноябрь-май часы работы с 8 часов до 15 часов. В выходные дни до 15 часов. Стоимость посещения с одного взрослого человека составляет 6 евро, льготной категории и детям от 5 до 12 лет – 3 евро, самым маленьким посетителям до 5 лет – бесплатный вход.

Обратите внимание: существуют и особенные дни в музее, когда вход для всех желающих абсолютно бесплатный: 27 сентября, 15 августа, 5 июня, 18 мая.

Билеты на популярнейшую достопримечательность острова Крит можно приобрести повсюду. Также на месте можно присоединиться к одной из экскурсионных групп или нанять гида. С экскурсоводом путешествие в мифическое прошлое будет намного более информативным и познавательным. Приобретя русскоязычный путеводитель, можно смело двигаться в лабиринт, самостоятельно планируя экскурсию.

Что осмотреть в первую очередь

Для того чтобы собственными глазами оценить масштаб лабиринта и перенестись на несколько тысяч лет в прошлое, рекомендуем пройти по популярному туристическому маршруту — большинство экскурсий водят именно по нему. Кстати, заблудиться невозможно — все локации обозначены специальными стендами.

Начните с Центральной площади — так называется мощеное каменными плитами пространство, на котором происходили важнейшие мероприятия жизни дворцового комплекса. Отсюда отправляйтесь в Тронный зал — центральное помещение всего сооружения: трон, фрески на стенах, ритуальные чаши — словом, достаточно для того, чтобы сформировать представление о церемониальной части жизни критских правителей.

Далее углубляемся в лабиринт: Дорога Процессий и Южные Пропилеи — коридоры, которые, по всей видимости, составляли церемониальную процессию жрецов. Неудивительно, что в легенде говорилось о непроходимом лабиринте: из-за тесноты и темноты впечатления остаются, действительно, не самые радужные.

Выйдя из коридоров, осматриваем руины ярусной лестницы: предположительно она вела на следующие этажи здания — вы можете предположить, каков был их размер. Пройдя рядом и повернув по указателям, попадаем в место хранения припасов дворцового комплекса. Особенно запоминаются гигантские сосуды для хранения масла и вина — изготовленные из обожженной глины, они прекрасно сохранились в земле (их возраст составляет около 4 тысяч лет).

Заключительный этап путешествия — знакомство с бытом простых жителей комплекса: одна из восстановленных локаций демонстрирует оснащение комнаты гончарных дел мастера с черепками изделий, инструментами и рабочим столом.

Дедал и Икар: как важно быть умеренным

Сюжет мифа:

Миф гласит, что Дедал был выдающимся скульптором и зодчим древности. За преступление в родных Афинах его приговорили к смерти, и он бежал на Крит, к царю Миносу. Там Дедал создал множество произведений искусства и построил Лабиринт, в который заключили Минотавра.

Как объяснялся:

Дедал, родоначальник всех ремесел, для греков был реальной исторической фигурой, а вот полет на крыльях вызывал у них оправданные сомнения и считался неосуществимым чудом. В конце концов они пришли к выводу, что Дедал изобрел первый парус (кто-то ведь должен был его изобрести?), с помощью которого быстро и с комфортом убрался с острова.

Вот как античный географ и писатель Павсаний пытался объяснить этот миф в своем «Описании Эллады»:

История о Дедале — прародитель всех современных историй о гениальном ученом, который не смог совладать со своими собственными изобретениями, о технологиях, вышедших из-под контроля (например, в «Терминаторе») и трагедии научного ума.

Миф об Икаре, который изначально был историей о том, что надо знать меру и не подниматься слишком высоко или опускаться слишком низко, в современной культуре стал романтической легендой о стремлении к невозможному (например, «Фауст» Гете или «Космическая одиссея» Кубрика).

Схватка с Минотавром

Эгей вынужден был рассказать сыну о той страшной дани, которую они ежегодно выплачивают Миносу. Однако молодой герой негативно высказался в адрес критского царя, сказав, что они сполна заплатили за преступление Паллантидов, и что он собственными руками перебил их всех. Но даже Тесей не мог противостоять армии Крита, поэтому он решил своими руками сразиться с Минотавром, о котором уже слагали легенды.

Долго Эгей отговаривал сына, но Тесей был неумолим. Когда прибыл корабль на черных парусах, Эгей дал Тесею белый флаг и сказал, чтобы тот повесил белые паруса, если он справится со своей задачей и живым вернется в Афины. Так Тесей попал на Крит. Легенда гласит, что он взял с собой еще 2 воинов, переодетых в женщин. По прибытии, Миносу понравилась одна из девушек, но Тесей вступился за нее и не отдал ее на изнасилование Миносу. Более того, он представился и сам, сказав, что он принц Афин и сын Посейдона, и что он не боится Миноса.

Однако правитель Крита лишь высмеял дерзкого юношу. Со смехом на устах он снял один из перстней и бросил его в воду, сказав, что если Тесей действительно сын Посейдона, то владыка морей вернет ему это кольцо. Тесей и афиняне недолго ждали. Вдруг из воды вынырнул дельфин, который перелетел корабль и бросил к ногам Тесея кольцо Миноса. Смех вокруг резко умолк.

Однако это не изменило ни отношения Миноса к Тесею, ни дальнейшей судьбы молодого героя. Но Тесей заметил, что Миноса сопровождает красивая девушка, которая во время встречи не проронила ни слова, но все время «буравила» его своим взглядом. Это была Ариадна – единоутробная сестра Минотавра, которой повезло родиться человеком. В ночь, перед походом в лабиринт, она пришла к Тесею и пообещала ему помочь, если тот согласится жениться на ней.

Тесей пообещал Ариадне жениться на ней и даже провел с ней ночь. Ариадна действительно помогла герою. Она дала ему в руки волшебный клубок ниток, сказав, что он должен привязать один конец ко входу, пройти в центр лабиринта, победить Минотавра, а затем смотать клубок обратно и вернуться ко входу. Тесей последовал ее совету. Более того, Ариадна проводила его к лабиринту под покровом ночи, и Тесей взял с собой меч, чего не дозволялось делать пленникам.

Как нашли Лабиринт дворец Минотавра

В сознательном возрасте Эванс начал вплотную изучать вопрос о возникновении Греции. В то время внушительных теорий о происхождении древней цивилизации не было,что еще больше его заинтересовало. Эванс пытался найти связь между Грецией и Микенами,но понимал,что без письменных источников работа всей его жизни рано или поздно зайдет в тупик. Именно их он решил найти на территории около пятисот тысяч квадратных метров.

Древний город Кносс на острове Крит

Altapress.ru

Спустя еще несколько лет непрекращающихся экспедиций ученым удалось окончательно раскопать дворец Минотавра. Сотни комнат,парадные лестницы,кладовые,ремесленные мастерские,а еще уникальные системы водоснабжения. Трудно поверить,но здание,построенное 2000−1650 лет до нашей эры,имело туалеты с системами слива.

На территории критского дворца ученые нашли фреску,на которой изображено упомянутое выше состязание Минотавра и Тесея. Нашли и изображения привычного для нас лабиринта — в виде двух спиральных витков и открытой сверху площадки по центру.

Уникальная постройка представляет собой скопление множества комнат и залов — идеально подходит под описание того самого лабиринта. Однако,и тут существуют расхождения — некоторые исследователи сходятся во мнении о том,что Кносский дворец построен намного позже мифического лабиринта.

Тесей и Минотавр

Далее, согласно мифам, следует триллер, по ходу которого сын афинского правителя Тесей добровольно отправляется на Крит в числе афинской молодежи для жертвоприношения, убивает Минотавра и бежит с помощью дочери Миноса Ариадны, которая предаёт отца и брата (Минотавра). Тесей предаёт любовь Ариадны, вероломно бросив её на необитаемом острове в море. Ариадна насылает на него гнев богов, которые организуют смерть отца Тесея Эгея.

Этот триллер интерпретировать сложно. Возможно, это отголосок некоего события, которое положило конец традиции отправки афинских детей, юношей и девушек на Крит. Не исключено, что Афины действительно отправили делегацию на Крит во главе с сыном правителя, которого, возможно, и звали Тесеем, для соответствующих переговоров. Либо переговоры увенчались успехом и в знак союза критяне и Тесей вместе принесли в жертву Зевсу-Баалу быка, либо действительно имела место кровавая стычка в святилище, в результате которой были перебиты жрецы, а Тесею удалось успешно сбежать.

Пляжи Ираклиона

В центре Ираклиона, также, как и в Салониках, не предусмотрено пляжа для купания. В сторону аэропорта пляжи начинаются только уже за аэропортом, формально это уже соседний городок Картерос (Karteros).

В противоположную от аэропорта сторону, в 2 км от центра города пляж есть. Он начинается сразу за рекой Rema Giofiros в районе спортивного комплекса и стадиона «Панкритио». Пляж здесь протяженностью более 4 км, он необорудованный, песочный, чистый и малолюдный.

Когда мы были в Ираклионе в июне, на пляже было всего несколько человек, все они лежали на расстоянии не более 200 метров от его начала. Мы прошли чуть дальше, метров 500-600 и были на пляже совсем одни.

Пляж за стадионом «Панкритио»

К пляжу из центра Ираклиона можно дойти пешком вдоль набережной, это красивая ухоженная дорога, где встречаются фонтаны и памятники, например, Юрию Гагарину. На набережной есть лавочки для отдыха, а ближе к пляжу стоят беседки с крышей, в которых можно отдохнуть летом от палящего солнца. Также до пляжа можно доехать на городском автобусе.

Набережная по дороге на пляж
Храмик между полосами дорогиГолубой фонтан на набережнойПамятник Юрию Гагарину на набережной Ираклиона

Атмосфера на этом пляже очень расслабляющая, может потому, что здесь пустынно, а может быть по какой-то другой причине, никогда я не расслаблялась на пляже сильнее, чем здесь в Ираклионе. Вода в июне была теплая, песок мягкий, лежа под солнышком с закрытыми глазами и прислушиваясь к своим ощущениям от острова и города, в какой-то момент тело будто выдохнуло и полностью отпустило все напряжения, а на ум пришли вот такие строки:

В потоке света и души стремленияЯ вижу Крита отображенье.Слезы прозрачной блеск искрится,Солёным морем мне не насладиться.Меж двух миров я словно зависаю.И кроме пустоты ещё внимаюСвободы и вневременья моменты,Где хаос и порядок беспредельно метки.Волшебное местечко Средиземноморья,Лишённое моральных норм, общественных устоев,Где королева в вожделении быка прельщает,Сестра легко родного брата умерщвляет.Истории легенд имеют сотни версий,И правды не найти,И ни к чему здесь эти сантименты.Между мирами смысла в правде нет,Лишь вдох и выдох есть на все ответ.Существованья миг определен судьбою,Осознавая это, так легко здесь быть собою…

Пляж в Ираклионе за стадионом

Из истории — легенда о Минотавре

Начинается легенда с царя, который когда-то правил островом Крит, Миноса. В почтение богу Посейдону он должен был принести в жертву священное животное быка. Однако он не пожелал этого делать и оставил быка себе. Посейдон в свою очередь настолько разгневался, что заколдовал жену Миноса. Под действием чар она совершила прелюбодеяние с этим быком и родила полубыка. Он имел очертания человека и быка, и назвали его Минотавром.

Минотавр был страшным и свирепым, поэтому царь Минос поручил архитектору Дедалу построить большой лабиринт, из которого нельзя было выбраться. Минотавр был помещен туда и охранял лабиринт. Чтобы кормить его каждый год ему поставляли 14 девушек и юношей. Доставляли их из Афин, так как они провинились перед царем Крита. Афины не хотели войны, поэтому подчинялись и каждый год отправляли корабль с черными парусами.

Однажды об этом узнал Тесей – сын царя Афин. Он отправился на Крит вместе с обреченными юношами с целью убить Минотавра. Отцу он пообещал, если у него получится это сделать, то на корабле по его возвращении будут установлены белые паруса. Помогла Тесею в этом деле дочь Миноса Ариадна. Она полюбила греческого героя и дала ему клубок ниток, перед тем как он отправился в лабиринт Минотавра. Тесей победил свирепое животное, и с помощью ниток смог найти дорогу обратно. Он забрал Ариадну с собой, и они вместе отправились в Афины. Однако Тесей забыл поменять черные паруса на белые и его отец, завидев с далека корабль, бросился со скалы в море. Такая история-легенда с грустным концом вспоминается на Крите и по сей день. Именно это привлекает многих путешественников и туристов.

Убийство сына и месть Миноса

Но сама судьба была против мирной жизни Миноса. Пасифая, до того, как попасть в лабиринт, родила Миносу любимого сына Андрогея.

Существует также легенда, согласно которой матерью Андрогея была Крета, но, в данном случае, это не имеет никакого значения.

Видимо, божественные гены сказались в юноше. Он был чрезвычайно красив, умен, находчив, силен и ловок. Спустя несколько лет, после того, как Минотавра заточили в лабиринте, Андрогей отправился в Афины, где он пожелал принять участие в спортивных состязаниях, проводившихся раз в 5 лет в честь Пана. Учитывая данные и родословную Андрогея, не удивительно, что он одолел своих соперников без особых проблем, и сразу стал знаменитым, заслужил уважение и любовь местных жителей.

В то время Афинами правил царь Эгей, и было у него несколько племянников. Только они единственные не радовались восхождению молодого героя. Долго они наблюдали за его успехами, но противостоять ему не могли. Но они улучшили момент, дождались, когда Андрогей будет возвращаться домой уставший, после очередного состязания и напали на него всей толпой. Сын Миноса мужественно отбивался, но противники сильно превосходили его числом. В итоге Андрогей упал замертво, а племянники Эгея бросили его на дороге, как последнего раба.

Минос, характер которого без жены сделался еще более суровым, был в отчаянии и бешенстве. Он снарядил огромное войско и войной выдвинулся на Афины. Его армии хватило одной только ночи, чтобы захватить город, а царь Эгей, проснувшись утром, увидел Миноса пред собой. Выхода не было, и мудрый Эгей сразу же сдался на милость царя Крита, но племянников своих защищал и не выдал.

Тогда Минос принял жестокое, но справедливое решение. Он сказал, что раз афиняне убили его сына, то за это они должны будут поплатиться своими детьми. С тех пор ежегодно войско Миноса приплывали в Афины и, пользуясь жребием, забирали из города 7 юношей и 7 девушек, которых приводили в Кносс и запускали в лабиринт, из которого они не могли выбраться и умирали, либо от голода, либо от рук ужасного чудовища.

Медея: берегись мести брошенной женщины

Сюжет мифа:

Медея была дочерью царя Колхиды и помогла Ясону добыть золотое руно. Ясон, покидая Колхиду, забрал полюбившую его Медею с собой. Долго прожили они вместе, но потом Ясон решил жениться на дочери коринфского царя. Медея в гневе, но притворяется, что смирилась, чтобы отомстить. Будучи могущественной колдуньей, она отправляет сопернице подарок: великолепное платье и головной убор. Не в силах устоять перед подарками, девушка их надевает. Внезапно наряд вспыхивает огнем, невеста гибнет, и отец ее вместе с ней.

Как объяснялся:

В античные времена люди уже были знакомы с нефтью и знали ее горючие свойства. Так появилось предположение, что Медея смазала свои подарки не таинственным колдовским зельем, а нефтью, и наряд царевны вспыхнул не сам по себе, а от попавшей на него искры. Ситуация правдоподобная, если помнить, что открытый огонь непрерывно окружал людей того времени, будь то алтарь, очаг, факел или треножник, освещавший жилище.

«Некоторые люди, стремясь примирить предание с истиной, весьма правдоподобно утверждают, что именно нефть была тем зельем, которым Медея смазала воспетые в трагедиях венок и пеплос», — пишет Плутарх, описывая путешествие Александра Македонского по Вавилонии и то, как местные жители поджигали нефть, чтобы развлечь царя.

Древнегреческие мифы. Тесей и Ариадна

Минотавр стал изощренным наказанием, посланным Посейдоном минойскому правителю за отказ принести в жертву богам прекрасное животное. Жена Миноса, прекрасная Пасифея, воспылала любовью к быку, который, согласно различным сказаниям, был послан на землю не то Посейдоном, не то самим Зевсом. Плодом их преступной страсти и стал кровожадный Минотавр.

Чудовище требовало регулярных человеческих жертв. Каждый семь лет на остров с лабиринтом Минотавра доставлялись по семь прекраснейших афинских юношей и девушек. По одной из версий, они становились добычей монстра, по другой – умирали естественной смертью от жажды и голода, в отчаяньи блуждая по лабиринту и не находя выхода.

Эта несправедливость длилась долгие годы, пока в лабиринт Минотавра в качестве одной из жертв не прибыл афинский герой Тесей, сумевший сразить кровожадное чудовище и освободить страну от кровожадного тирана. Осуществить этот подвиг ему помогла родная сестра Минотавра, подарив Тесею путеводную нить, которая помогла герою уверенно найти выход и покинуть лабиринт. Ее имя давно стало нарицательным и известно едва ли не более, чем само чудовище. Миф «Лабиринт Минотавра» сделал Ариадну покровительницей путников. Ее незримые нити всегда укажут верный путь и не дадут погаснуть надежде.

Современный взгляд на мифический лабиринт

Существует научное мнение, что в реальности им являются остатки огромного монументального сооружения Кносского дворца, расположенного в окрестностях критской столицы – Ираклиона. Он поражает своими размерами и нагромождением бесчисленных помещений, соединенных между собой причудливо изогнутыми ходами, которые и можно условно считать знаменитым лабиринтом, если отбросить несоответствие между разницей в сроках возведения дворца и существования минойской цивилизации.

Однако людям хочется верить в чудеса и считать царственные развалины гигантского сооружения древности таинственным лабиринтом. Не только этим ценен уникальный раритет: он – настоящий музей архитектуры и художественного искусства Критского государства, свидетельство высокого уровня развития общества до н.э.

Остатки стен и монументальных колонн, простоявших тысячелетия, иллюстрируют грандиозные возможности и мастерство строителей. А яркие, красочные настенные изображения грациозных гречанок с амфорами в руках просто великолепны, как и танцующие красавицы, одетые в вычурные наряды.

Огромное полотно изображает священного быка, холеного и могучего, на спину которого художник поместил акробата, чтобы сравнить силу и мощь обожествляемого животного с маленьким и слабым человеком. Но умное животное покорно ему, поэтому рядом с ним те, кому он подчиняется.

Поражает роспись одного из парадных залов Дворца необыкновенной эстетичностью оформления, изяществом линий, жизнерадостностью оттенков многочисленных узоров. Повсюду размещены изображения диковинных тотемных животных с птичьими головами. Сохранилось даже подобие трона, отлитое из неведомого материала, над которым не властно время.

Прекрасные фрески с резвящимися дельфинами выглядят необыкновенно экспрессивно, несмотря на некую схематичность изображения. Сколько рук талантливых художников трудилось в этих необъятных чертогах, сколько мастеров создавали такие чудные краски! Классические орнаменты, украшающие по периметру входы, изумляют своей современностью. Обозревая все это, начинаешь думать, как справедливо утверждение, что история движется по кругу.

Также рекомендуем отправиться на осмотр Метеоров в Греции.

Миф о Тесее и Минотавре

Один из известных древнегреческих мифов гласит, что когда-то на острове Крит обитало страшное существо – минотавр – чудовище с телом человека и головой быка.


Минотавр

Он явился плодом порочной связи жены критского правителя Миноса Пасифаи с быком. Чтобы скрыть следы неверности своей супруги, Минос приказал Дедалу выстроить лабиринт, в который и поместил чудовище.

После того как на соревнованиях в Афинах погиб сын Миноса Андрогей, разгневанный правитель Крита, потребовал с афинян страшную дань – каждые 9 лет 7 девушек и 7 юношей прибывали на остров на корабле. Все они в знак наказания отправлялись в лабиринт, где либо погибали, так и не сумев выбраться из лабиринта, либо были разорваны свирепым монстром, охранявшим подземные владения.

Третья ужасная дань от Афин увозила на остров Крит и сына правителя Афин – Тесея. Юноша упросил своего отца Эгея отпустить его вместе с молодыми людьми в надежде победить чудовище и прервать цепь ужасной дани. Так под черными парусами – символом траура – отправилась очередная группа страшного жертвоприношения. Однако Тесей заверил своего отца, что он вернется живым, и о своей победе возвестит белыми парусами.

Согласно мифу в Тесея влюбилась дочь правителя Крита прекрасная Ариадна. Чтобы спасти возлюбленного, она придумала хитроумный план – тайно передала ему нож для убийства Минотавра и клубок ниток, по которой герой и его спутники смогли бы выбраться из лабиринта.

План удался – монстр был побежден, а молодые люди отправились к себе на родину. За возлюбленным последовала и Ариадна. Однако Тесей вынужден был отказаться от девушки, потому как она предназначалась в жены богу Дионису.

Опечаленный разлукой, юноша забыл поменять паруса, и корабль вошел в гавань Афин под черным стягом. Увидев это, обезумевший от горя Эгей, решив, что его сын погиб, бросился со скалы в море. С тех пор оно и стало именоваться Эгейским.

Этимология

Лабиринт — слово догреческого происхождения, происхождение и значение которого неясны. Максимилиан Майер еще в 1892 году предположил, что лабиринт мог происходить от слова labrys , лидийского слова, означающего «топор с двумя лезвиями». Артур Эванс , который раскопал Кносский дворец на Крите в начале 20 века, предположил, что дворец был оригинальным лабиринтом, и, поскольку мотив двойного топора появляется в руинах дворца, он утверждал, что лабиринт можно понимать как «дом». двойного топора ». Однако этот же символ был обнаружен и в других дворцах Крита . Нильссон заметил, что на Крите двойной топор не является оружием и всегда сопровождает богинь или женщин, а не богов-мужчин.

Связь с «лабрис» потеряла некоторую значимость, когда в 1950-х годах было расшифровано линейное письмо Б , а микенская греческая версия «лабиринта» появилась как да-пу-ри-то ( 𐀅𐀢𐀪𐀵 ). Это может быть связано с минойским словом du-bu-re или du-pu 2 -re , которое встречается в линейном письме A на таблицах возлияния и в связи с горами Дикте и Ида, которые связаны с пещерами. Пещеры возле Гортины, столицы Крита в I веке нашей эры, назывались лабиринтосом .

В « Естественной истории» Плиния приводятся четыре примера древних лабиринтов: критский лабиринт, египетский лабиринт, Лемнийский лабиринт и итальянский лабиринт. Все это сложные подземные сооружения, и это, по-видимому, было стандартным классическим пониманием этого слова.

Бикс также считает связь с labrys умозрительной и предлагает вместо этого связь с греческим λαύρα («узкая улица»).

Богиня двойного топора, вероятно, руководила минойскими дворцами, особенно Кносским дворцом . Линейный Б ( Микенский ) надпись 𐀅𐁆𐀪𐀵𐀍𐄀𐀡𐀴𐀛𐀊 на планшетном ΚΝ Gg 702, интерпретируется как да-пу 2 -ri-к-дзё, ро-ти-п-JA ( labyrinthoio potnia , «Хозяйка лабиринта), и она несомненно, была богиней дворца. Слово дабуринтос ( лабиринтос ) может, возможно, демонстрировать ту же двусмысленность между начальными буквами d и l-, которая обнаруживается в вариации раннего хеттского королевского имени Табарна / Лабарна (где буква t- может означать фонетический г- ).

Теории и доказательства

Многие из тех, кто побывал на развалинах Кносского дворца, согласны с рядом ученых в том, что именно этот дворец описан в мифе как лабиринт Минотавра: размеры этого дворца грандиозны, а система внутренних помещений беспорядочна. Приверженцев этой теории не смущает, что дворец был построен гораздо позже, чем возник миф. Есть люди, которые считают, что лабиринт находится в горах и состоит из причудливо соединенных пещер и переходов между ними. Сторонники этой версии утверждают, что и по сей день в этих пещерах обитают загадочные существа.

Так или иначе, но древние люди считали лабиринт символом жизни: продвигаясь вперед, можно оказаться в тупике, найти неожиданный выход, запутаться, оказаться внезапно далеко-далеко от выхода, а затем совершенно неожиданно обрести искомый путь. Изображение лабиринта в древности почиталось наравне с магическими реликвиями и использовалось для заклинаний. Кроме того, лабиринт олицетворял борьбу с темными силами, а выход из него — победу над ними.

Фрески Кносского дворца

В Кноссе было найдено немало фресок в самых разных частях комплекса. Некоторые фрески можно увидеть на стенах в помещениях дворца, другие — в качестве экспонатов в Археологическом музее города Ираклиона. 

Все найденные фрески исследователи делят на две группы. К первой группе они относят изображения с декоративными или геометрическими композициями. Во вторую группу включены так называмемые сюжетные фрески. На них мы видим сцены из повседневной жизни минойцев, их религиозные праздники и священные ритуалы.

Вот пример фрески с растительным орнаментом. 

Смотрите, как гармонично она вписывается по цветовой гамме в интерьер дворцового зала. 

А вот примеры сюжетных композиций. На фото слева — фреска, найденная в так называемом Коридоре процессий. Древний художник изобразил юношей, которые несут дары царице

Обратите внимание, что фигуры окрашены в темно-красный цвет. Это говорит о том, что изображены мужчины или юноши.  

На фото справа — очень известная фреска, которая получила название «Принц с лилиями» или «Царь-жрец». На ней изображен юноша в юбке с широким поясом и в короне с павлиньими перьями. Правой рукой, сжатой в кулак, принц касается груди. Левой рукой, отведенной назад, он сжимает жезл. Принц проходит среди растущих белых лилий с красными тычинками и порхающих бабочек. Как видите, на фреске красной нитью проходит тема лилий. Они есть и в короне, и в ожерелье из бусин, и в нижней части изображения.  

Фреска с принцем была обнаружена в поврежденном виде. От неё сохранились лишь часть перьев султана, грудь, ноги и одна рука принца. Но посмотрите, как филигранно поработали реставраторы!

Вот ещё одна известная фреска — «Игры с быком». Она была найдена в Восточном крыле Кносского дворца. Я помню эту фреску ещё из своего школьного учебника по истории древнего мира.  

Тавромахия

Тавромахия это игра-состязание юношей и девушек с быком

Обратите внимание: фигура юноши, который перепрыгивает через быка, выкрашена в темно-красный цвет, а вот фигуры девушек по бокам — в белый

Если внимательно посмотреть на фреску, то становится понятной суть игры. Нужно было схватить бегущего быка за рога, сделать двойной переворот в воздухе над его туловищем и спрыгнуть сзади. Здесь от участников требовались и ловкость, и смелость, и сноровка. 

Ещё один интересный момент: юноши и девушки, изображенные на фреске, одеты одинаково. У каждого из них на бедрах тонкая повязка, на талии — металлический пояс. Широкая груда, тонкая талия, гибкость, мускулистость считались в то время признаками мужской и женской красоты. 

По мнению искусствоведов, это была не просто игра, но и особый сакральный ритуал. Мы же с вами прекрасно знаем, что на Крите бык считался священным животным. Вот два рельефных изображения быка. Первое можно увидеть в Археологическом музее Ираклиона, а второе — на северном бастионе Кносского дворца. 

Одно из сакральных помещений дворца — Тронный зал. В нём до сих пор сохранился небольшой каменный трон. На нём восседал царь, который считался верховным жрецом. Остальные жрецы сидели на скамьях вдоль стены. 

А теперь давайте посмотрим на фрески. На всех стенах четко видны изображения грифонов среди тростниковых растений. Это мифологическое животное появилось здесь неспроста. Минойцы верили, что грифон объединяет в себе три божества: божество небесное с головой орла, божество земное с телом льва и божество подземное со змеиным хвостом. 

От южной стены Тронного зала вниз идёт так называемая Большая лестница. Она ведёт на веранду, где изображены щиты.   

Щиты представлены парами, в виде восьмёрок. Каждая пара словно нанизана на общую спираль, которая хорошо просматривается на фотографии.  

Вот изображение фрески со щитами в Археологическом музее Ираклиона. 

Древние жители Крита были мореходами и рыбаками. Они прекрасно знали море и его многочисленных обитателей. Об этом свидетельствует фреска, которая сохранилась в мегароне царицы.

Что такое мегарон

Это тип дома, состоящего из прямоугольного помещения, боковые стены которого продолжены в сторону входа и образуют портик, иногда колонный.

На фреске, которая относится к раннему периоду истории минойской цивилизации, изображены дельфины, рыбы, медузы и морские ежи. В более поздний период изображение частично закрыли другой фреской, где тянется пояс со спиралями.

Обратите внимание на пилястру (внутренню часть колонны) справа. Там ещё одна фреска, которая получила название «Танцовщица»

Мы видим танцующую женщину с черными, развевающимися на ветру волосами. На танцовщице — длинная разноцветная юбка и блузка с рукавами, украшенная вышивкой.   

Фрагментом фрески можно полюбоваться в Археологическом музее Ираклиона. 

Смерть Минотавра

Долго-долго шел по лабиринту Тесей. И если бы не спасительная нить Ариадны, молодой герой уже давно бы заблудился в этом огромном лабиринте. Но он продолжал идти к своей цели. И нашел ее…

Вопрос эксперту
Почему Тесей долго шел по лабиринту?

Не забывайте о размерах и мудреностях лабиринта. Легенда гласит, что в нем без вести пропадали даже рабочие, которые его строили. Что уж говорить о людях, попавших туда впервые.

Ужасен был Минотавр. Он оказался гораздо более ужасным, чем Тесей себе представлял. Но юноша взял себя в руки, обуздал страх и начал сражаться. Минотавр был сильнее Тесея, и последний сразу это понял. Вместо того, чтобы меряться с ним силой, Тесей выбрал стратегию мудрого отступления, тем самым он изматывал противника (сказывались уроки Афины). Когда же Минотавр выбился из сил, Тесей принялся осыпать его градом ударов. Существуют картины, которые изображают эту схватку. Если верить им, то Тесею удалось отрубить рог Минотавра, а затем вогнать его в голову противнику, а впоследствии ее и отрубить совсем.

После этого победитель забрал свой клубок и безопасно выбрался из лабиринта. Его уже ждала верная Ариадна, которая освободила остальных афинских пленников, и они все вместе покинули Крит. На утро Минос обнаружил, что пленники бежали, а Минотавр погиб. Однако он не стал их преследовать, ибо позор всей его жизни был уничтожен, за что он был благодарен Тесею и освободил Афины от черной дани.

С тех пор Тесей совершил еще множество различных подвигов, которые сохранились до наших дней, но об этом мы вам расскажем в статье, которую полностью посвятим Тесею. А пока – вернемся к Минотавру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector