Физическая география: история, разделы, дисциплины, объект, предмет и методы исследований

Содержание:

Как современные географы изучают Землю

Для изучения природных объектов и явлений географы широко используют различные приборы. Наряду с традиционными (компас, термометр, барометр, рулетка) появились и современные приборы (навигаторы и радары, электронные дальномеры и глубиномеры).

В самых разных уголках Земли по крупицам, шаг за шагом, собирают информацию геологические экспедиции, морские научные суда, воздушные шары метеостанций. Специалисты в разных областях географии ежедневно получают сведения от космических спутников. На основе этой разнообразной информации создаются современные электронные карты, предсказываются природные явления и развитие природных процессов.

Часть 2. Экономическая география мира

Раздел 1. География мирового населения

Глава 1.Динамика мирового населения

1. Динамика мирового населения
2. Особенности расселения населения на планете

Глава 2. Социально-демографические классификации регионов и стран мира
1. Данные доклада ЮНФПА

2. Показатели продолжительности жизни

3. Показатели рождаемости

4. Показатели уровня здравоохранения

5. Показатели уровня образования

6. Коэффициент жизнеспособности нации

Глава 3. Прогнозы роста численности населения мира и его регионов

1. Мировой демографический рост и перспективы человечества

2. Анализ прогнозных оценок численности мирового населения

3. Прогноз численности населения мира: региональные особенности

Глава 4. Особенности политики народонаселения в странах и регионах мира

1. Развитые страны

2. СНГ и Россия

3. Развивающиеся страны

Глава 5. Территориальное передвижение населения (миграция)

1. Понятие миграции населения

2. Межконтинентальные миграции — анализ и прогноз

3. Показатели международной миграции населения

4. Международная миграция рабочей силы

5. Влияние социально-экономических изменений на миграцию населения

Глава 6. Городские и сельские поселения. Урбанизация

1. Различие городских и сельских поселений

2. Историческая смена типов расселения

3. Город и городские агломерации

4. Понятие урбанизации

5. Урбанизация и проблема «население — окружающая среда»

Раздел 2. География мирового хозяйства

Глава 1. География мировой информационной индустрии

1. Общая характеристика 2. Важнейшие регионы информационной индустрии

Глава 2. География мировой электросвязи
1. Общая характеристика связи
2. Особенности развития отрасли
3. Региональные особенности мировой электросвязи

Глава 3. География всемирной компьютерной телекоммуникационной системы Интернет
1. Общая характеристика
2. Региональная структура Интернета

Глава 4. География мирового машиностроения
1. География электронной промышленности мира
2. Электротехническая промышленность
3. География транспортного машиностроения мира

Глава 5. География мировой химической промышленности
1. Общая характеристика
2. Отраслевая структура
3. Регионы химической промышленности мира

Глава 6. География мировой энергетики
1. Общая характеристика
2. Отраслевая и территориальная структура энергетики

Глава 7. География мировой металлургии
1. География мировой черной металлургии
2. География мировой цветной металлургии

Глава 8. География мирового сельского хозяйства
1. Социальная география сельского хозяйства
2. География основных отраслей сельского хозяйства
3. Типы сельского хозяйства мира

Глава 9. География мировой пищевой промышленности
1. Общая характеристика
2. Отраслевая и территориальная структура

Глава 10. География мировой легкой промышленности
1. Общая характеристика
2. Отраслевая и территориальная структура

География России

Любой человек должен иметь в своей голове правильное представление о том, в какой стране, каком районе, городе, селе он живет. Без этого невозможен и истинный патриотизм — любовь к своему Отечеству.

«Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем лучше знаю» — эти слова географ Юрий Константинович Ефремов использовал как эпиграф к своей прекрасной книге «Природа моей страны».

Знание географии имеет особое значение для России — страны, история которой неотделима от ее географии. По словам историка Василия Ключевского, «история России — это история страны, которая колонизируется ». Еще одну сторону значения географии в России хорошо показал Пушкин в своей пьесе «Борис Годунов». В ней есть сцена, в которой царь Борис заходит к своему сыну Федору и застает его рисующим географическую карту:

Царь: А ты, мой сын, чем занят? Это что?

Федор: Чертеж земли московской; наше царство

Из края в край. Вот видишь: тут Москва,

Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,

Вот пермские дремучие леса,

А вот Сибирь.

Царь: А это что такое

Узором здесь виется?

Федор: Это Волга.

Царь: Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!

Как с облаков ты можешь обозреть

Все царство вдруг: границы, грады, реки.

Учись, мой сын: наука сокращает

Нам опыты быстротекущей жизни —

Когда-нибудь, и скоро, может быть,

Все области, которые ты ныне

Изобразил так хитро на бумаге,

Все под руку достанутся твою.

Учись, мой сын, и легче и яснее

Державный труд ты будешь постигать.

Пушкин устами царя Бориса здесь очень точно выразил, чем география может помочь государственному мужу: «обозреть все царство вдруг» (то есть — одновременно), чтобы лучше понять его.

Михаил Васильевич Ломоносов (который, кроме всего прочего, руководил Географическим департаментом Российской Академии наук) похоже сказал о географии, что она «всея вселенная обширность единому взгляду повергает».

География России традиционно обслуживала нужды российского государства, которое, начиная по крайней мере с XIV века, непрерывно «колонизовалось», расширяя свою территорию. В конце XIX — начале XX века некоторые географы даже критиковали Русское географическое общество за то, что оно увлекалось изучением зарубежных территорий (в ущерб изучению собственно России — прежде всего тех, на которые Россия могла «иметь виды», если не с целью присоединения, то для усиления своего влияния в них). Сейчас, когда шестивековая эпоха расширения территории России уже позади, меняются и задачи географии: мы все лучше должны знать внутреннюю, «глубинную» Россию, на которую будут направлены основные усилия государства и от которой в итоге будет зависеть наше будущее.

Картография

Картография

“От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой заканчивается” — Н. Н. Баранский

Именно карта остается основой любого географического исследования, так как не существует никакого другого более точного и удобного метода ориентации в пространстве. Лишь с помощью нее можно наиболее правильно создать модель мира.

Картография — это наука об исследовании, моделировании и изображении пространства, сочетания и взаимодействия объектов и природных явлений.

Объектами этой дисциплины выступает Земля, другие небесные тела, звездное небо и Вселенная. Продуктами ее деятельности выступают разного рода карты: плоские карты, объемные, глобусы или же другие виды. В свою очередь картография имеет несколько разделов.

Картоведение это наука об изучении техники создания и производства карт.

Математическая картография

Математическая картография это наука, которая изучает построение моделей пространства на плоскости. Земля имеет форму сферы, поэтому создать точную карту на плоскости с сохранением всех пропорций, углов и расстояний не представляется возможным. Именно математическая картография пытается создавать наиболее точные модели пространства на плоскости.

Составление и оформление карт — наука о техническом дизайне и физическом воплащении моделей пространства.

Цифровая картография

Цифровая картография это раздел, который сложно назвать отдельным, так как это скорее инструмент, с помощью которого проводятся различные вычисления. Эта наука является дополнением и помощником для других направлений.

Интересный факт: нам, может быть и привычно видеть север в верхней части карты, но так было не всегда. В средние века, когда исламский мир перетянул одеяло лидерства в этой сфере на себя, восток был сверху. На латынь слово “восток” переводится как oriens. И чтобы правильно прочитать карту, восток должен был быть сверху, поэтому говорилось, что ее надо “сориентировать”. Отсюда и появилось это слово!

Определение географии как науки

«Линейное изображение всей известной части Земли, со всем тем, что на ней расположено – заливами, крупными городами, народами, значительными реками». Такое определение географии дал Клавдий Птолемей еще во втором веке. Благодаря этой науке, как говорил известный древнегреческий астроном, мы получаем уникальную возможность «обозреть всю Землю в одной картинке».

В начале XIX века немецкий географ Карл Риттер предложил заменить «землеописание» термином «землеведение». Кстати, именно он впервые разделил географию на две самостоятельные ветки: физическую и общественную (политическую). «Территория влияет на жителей, а жители – на территорию» – эту справедливую мысль Риттер высказал еще в 1804 году.

Другой немецкий ученый Герман Вагнер он дал следующее определение географии: это наука о могуществе пространства, которое проявляется в местных различиях его вещественного заполнения. Вагнер был довольно близок по своим научным воззрениям к Карлу Риттеру.

Интересное определение географии дал известный советский почвовед Арсений Ярилов. По его утверждению, это та наука, которая должна ориентировать человека в пределах отведенного ему природой жилища.

Существует немало других любопытных трактовок данной научной дисциплины. Чтобы подытожить все вышесказанное, следует привести современное определение: география – это наука, изучающая так называемую географическую оболочку Земли, во всем ее природном и социально-экономическом многообразии. О том, что это такое, мы более подробно расскажем в следующем разделе.

Экономический рост против географии

Незнание географии делает человека жертвой своей же хозяйственной деятельности. Пусть сегодня мы настолько могущественны, что можем осушать реки или разрушать хрупкий баланс исконных мест обитания животных, но все это человек делает без знания географии. Складывается впечатление, что недолговечная экономическая выгода ставится выше, чем доводы науки. Мы пока не научились жить в согласии с природой, а просто ее эксплуатируем. Быть может, в вопросе о том, зачем человеку нужна география, ответ следует поискать в возможности нашего мирного существования с растительным и животным миром?

Но экономический рост все это исключает, а экономики мира ускоряются, так как в них вкладываются деньги. Инвесторы хотят получать больше, а исполнители заказов охотятся за прибылями. Наращиваются объемы ВВП, растут прибыли инвесторов. Но какой ценой? Может, мы платим за это увеличением выбросов в атмосферу? Может, загрязнением водоемов из-за нежелания устанавливать дорогие фильтрующие установки? Может, растущими горами мусора по окраинам городов? В действительности за ожидаемый логарифмический экономический рост нас ожидает все это плюс осушение рек и эрозия почвы. А это страшнее всех известных катастроф.

Человек исследует Землю

Греческое слово «гея», давшее название науке о Земле — географии, было именем богини земли Геи, супруги Неба Урана: греки считали Землю живым существом. Подобные представления мы обнаружим у всех древних народов — и у египтян, и у американских индейцев. Однако достаточно рано люди стали задаваться вопросами, какова форма Земли, как она появилась и каково ее место в огромном мире.

  • Плавания к «Индиям»
  • Покорение полюсов
  • Одетая в ледяной панцирь Антарктида
  • Покорение Арктики
  • Исследование благодатной земли Австралии
  • Кто открыл Америку?
  • Вглубь африканского континента
  • Изучение Мирового океана

Современные способы

География, как и любая другая наука, постоянно развивается. Это предполагает появление сравнительно новых способов исследований. К современным методам относят:

  1. Дистанционные явления. Изучение аэрокосмических картин и составление карт планеты благодаря летальным аппаратам.
  2. Географический прогноз и моделирование. Метод позволяет определить состояние геосистемы, помогает спроектировать их состояние в будущем.
  3. Информационный. Позволяет создавать подробную базу данных из той информации, что передаётся метеорологическими станциями и космическими спутниками.

Экономико-математические

Современные и традиционные методы позволили основать целые комплексы мероприятий, которые позволяют изучить явления и процессы, взаимосвязанные со всей системой на протяжении длительных периодов.

Экономико-математический способ основан на использовании компьютерных систем.

Это позволяет за короткий промежуток времени обработать большое количество информации в следующих областях исследований:

  1. География населения. Изучение населения, прогнозирование воспроизводства, использование трудовых ресурсов, миграции.
  2. Системы расселения. Плотность населения и их развитие, инфраструктура.
  3. Территориально-производственные системы. Позволяет нарисовать рисунок развития и размещения отраслей, социально-экономические зоны.

Географическое районирование

Метод основывается на условном делении территории на части (районы) по определённому признаку или группе. Районирование связывают ещё с двумя понятиями: зонирование и ареалирование.

Первое означает разделение на зоны по интенсивности или плотности какого-либо признака. Второе понятие говорит о разделении на ареалы по единому свойству.

Результаты районирования позволяют разграничить территории контурами. Этот метод применяется к самым разным признакам. Например, особенности ландшафта, климатические условия, отрасли народного хозяйства.

Прогнозирование и его виды

Благодаря количеству знаний и пересечению наук в географии для решения проблем практикуются ко́мплексные и долгосрочные общегеографические прогнозы. Они являются предположением какого-либо явления в будущем. Получение прогнозов заключается в изучении определённых исследований, что делает их определённо вероятными.

Географические прогнозы совершаются в двух направлениях:

  1. Состояние природы и её влияние на человеческую жизнь.
  2. Положение социальной и производственно-территориальной среды.

Длительность исследований влияет и на долгосрочность прогноза. Они бывают:

  • оперативный (месяц);
  • краткосрочный (от 1 до 12 месяцев);
  • среднесрочный (1—5 лет);
  • долгосрочный (5—15 лет);
  • сверхдолгосрочный (от 15 лет).

Недра и поверхность Земли

С глубокой древности величайшие умы человечества стремились узнать, что находится у нас глубоко под ногами, что служит основанием окружающего нас мира. Тем не менее до сих пор о глубинных слоях Земли мы знаем меньше, чем о космосе, и шансов когда-нибудь проникнуть в подземный мир не так уж и много.

  • Внутреннее строение Земли
  • Мир минералов
  • Подземные сокровища
  • Полезные ископаемые
  • Дыхание Земли
  • Кто трясет Землю?
  • Горы и равнины
  • Как разрушаются горы?
  • Горы и вулканы
  • Загадочные пещеры
  • Рельеф Земли
  • Материки
  • Земная кора
  • Мантия Земли
  • Откуда взялись горы?
  • Что такое вулкан?
  • Почему на Земле есть пустыни?
  • Гейзеры и фумаролы
  • Из чего состоит почва?
  • Откуда берется нефть?
  • Что такое природный газ?
  • Что такое уголь?
  • Откуда берется золото?
  • Как «рождаются» алмазы?
  • Почему ртуть жидкая?
  • Из чего состоит песок?

Источники и методы

Происходит первое знакомство с методами географических исследований в 5 классе.

Они включают в себя способы изучения закономерностей, по которым происходит формирование и развитие планеты.

Научный подход позволил изучить большие территории Земли. Но некоторые явления и процессы до сих пор недостаточно исследованы.

Существуют традиционные и новые методы географических исследований. К первым относятся:

  1. Наблюдение. Носит описательный характер, позволяет дать полное представление о географическом объекте.
  2. Картография. Основывается на наблюдении за закономерностями расположения в пространстве географических объектов с применением тематических карт.
  3. Статистический. Даёт возможность анализировать и систематизировать информацию, полученную с помощью наблюдений.
  4. Исторический. Исследует географические объекты начиная с момента возникновения и до сегодняшнего времени.
  5. Сравнительный. Позволяет обнаружить общие черты или различия между явлениями или объектами.

Ранняя история географической науки

Итак, как мы уже разобрались, термин «география» придумали древние греки. Ими же были созданы первые детальные карты местности. Собственно, и основы этой науки были заложены именно в эллинскую эпоху. Позднее центр ее развития плавно переместился в арабский мир. Исламские географы не только исследовали и нанесли на карты массу новых земель, но и совершили немало важных новаторских открытий.

Развитию географической науки сильно поспособствовала также китайская цивилизация. В частности, инструментально. Именно китайцы разработали такую полезную вещицу, как компас, которой активно пользуются и в XXI веке.

Самые известные представители раннего периода в истории географической науки:

  • Эратосфен («отец географии»).
  • Клавдий Птолемей.
  • Страбон.
  • Мухаммад-аль-Идриси.
  • Ибн Баттута.

Основные проблемы и дискуссии современной географии

Как ни странно, вопрос «что такое география?» остается одним из самых сложных и дискуссионных среди представителей данной науки. Что должна изучать география, какие цели она обязана ставить перед собой – эти проблемы до сих пор не могут решить умы нынешнего поколения ученых-географов.

Помимо этого, теоретическая география пытается сегодня решить и ряд других актуальных проблем. К самым основным можно отнести следующие:

  • Проблема утраты в обществе интереса к географии.
  • Проблема «отмирания» таких чисто практических дисциплин, как мелиорация, землеустройство, почвоведение.
  • Проблема общей классификации географической науки.
  • Определение ряда ключевых понятий: «географическая оболочка», «ландшафт», «геосистема» и т. п.

В последнее время набирает популярность такое свежее направление, как «конструктивная география». Прежде всего, в силу стратегического характера своих исследований. Данная дисциплина может преобразовать традиционно описательную и теоретическую географию – в практичную и полезную.

6 класс

01.Глобус — модель Земли. Географические карты01.Горы суши02.Градусная сетка02.Равнины суши03.Географическая широта и географическая долгота. Географические координаты03.Рельеф дна Мирового океана04.Изображение высот и глубин на физических картах. Использование карт и планов человеком04.Что такое гидросфера05.Мировой океан и его части06.Свойства вод Мирового океана07.Волны в океане08.Течения в океане09.Подземные воды
10.Реки11.Горные и равнинные реки12.Питание и режим рек13.Озера14.Ледники15.Искусственные водоемы16.Атмосфера, её строение17.Атмосферное давление18.Температура воздуха19.Годовой ход температуры20.Ветер21.Водяной пар и облака22.Атмосферные осадки23.Погода
24.Климат25.Причины, от которых зависит климат26.Распределение солнечного света и тепла27.Распространение организмов28.Воздействие организмов на земные оболочки29.Воздействие человека на природные комплексы

02.План и карта

01.Что такое план местности02.Масштаб плана03.Ориентирование на местности и по плану
04.Изображение неровностей земной поверхности на плане

04.Оболочки Земли

01.Строение Земли02.Породы, слагающие земную кору03.Движения земной коры04.Вулканы. Горячие источники, гейзеры

ЭГП России

Географическое положение государства очень выгодно: оно имеет выходы в моря Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океанов, что играет важную роль в международной торговле. Россия расположена на пересечении торговых путей и граничит со многими странами, что помогает организовать экономическое сотрудничество.

Россия — федеративное государство, состоящее из республик, автономных областей, автономных округов, краев и областей. Главой государства является президент. Основная законодательная власть России принадлежит Федеральному собранию, состоящему из 2-х палат: Государственной думы и Совета Федерации. Основная исполнительная власть принадлежит правительству во главе с председателем.

Развитие географии в XVI-XX веках

В эпоху европейского Возрождения громадное эмпирическое наследие, накопленное географами предыдущих поколений и культур, было систематизировано и переосмыслено. Так называемый период Великих Географических открытий поставил перед «наукой землеописания» совершенно новые задачи и цели, а в обществе возник свежий и неподдельный интерес к профессии географа.

В XVIII веке данную науку начинают изучать в университетах как отдельную дисциплину. В первой половине XIX столетия Александром Гумбольдтом и Карлом Риттером был заложен фундамент современной академической географии — такой, какой мы знаем ее сегодня. В наши дни, благодаря спутниковым технологиям и новейшим геоинформационным системам, география входит в совершенно новый этап своего развития.

Ученые, внесшие существенный вклад в развитие европейской географической науки:

  • Герхард Меркатор.
  • Александр фон Гумбольдт.
  • Карл Риттер.
  • Вальтер Кристаллер.
  • Василий Докучаев.

Это интересно: Адаптация организмов к изменившимся условиям среды обитания

Сельская география

Это специальность, отвечающая за анализ конформации сельских пространств, а также деятельности и условий жизни, которые происходят в этой среде. В частности, в отношении сельскохозяйственного, животноводческого и коммерческого использования.

Сельская география основана на изучении преобразований, которые происходят в сельскохозяйственных или аграрных пространствах в зависимости от экономики страны, распределения собственности, технических производственных проблем, экологических проблем, миграций, перемещений людей. население и культура.

Сегодня сельская география находится в стадии обновления, потому что теперь города, как правило, проникают в сельские районы, либо для строительства жилых домов, для культурных мероприятий и т. Д.

Несмотря на это, для этой отрасли по-прежнему характерно изучение территорий с низкой плотностью населения, которые, как правило, находятся далеко от мегаполиса.

Социально-экономическая география

Важной составной частью является экономическая география, которая изучает промышленные комплексы, их расположение, взаимодействие, развитие. Сюда относятся промышленность, сельское хозяйство, разнообразные услуги, анализ природных ресурсов

Рис. 2. Ново-Ярославский нефтеперерабатывающий завод.

К социальной географии относятся науки о населении:

  • демография изучает процессы изменения численности населения в стране, возрастные особенности регионов;
  • этногеография – наука о народах, их культуре;
  • урбанистика занимается городской средой, ее развитием;
  • к рекреационной географии относятся материалы о местах отдыха и оздоровления.

Рис. 3. Горячие источники Камчатки.

Что мы узнали?

Мы узнали, что изучает география, познакомились с различными географическими науками. Оказывается, география занимается не только природными образованиями. Существует группа наук, которая изучает человеческое общество, его развитие и деятельность.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Рождение науки о Земле

География — одна из древнейших наук. Её название происходит от двух греческих слов: geo — Земля, grapho — пишу (описание). Возникнув в глубокой древности, география сначала действительно имела описательный характер. Путешественники и мореплаватели, полководцы и торговцы брали с собой учёных, чтобы те составляли описания новых земель и народов. Греческий учёный Эратосфен более 2200 лет назад впервые собрал эти описания в научный труд о природе Земли и назвал его «География».

Около 500 лет назад — в эпоху Великих географических открытий — география в течение двух столетий была королевой наук. Монархи и богатые купцы лично обсуждали с географами планы будущих экспедиций и щедро финансировали их путешествия в надежде получить несметные сокровища. За короткий исторический период па карте мира появилась большая часть океанических пространств и обитаемых земель. В это время география представляла собой свод самых разнообразных сведений. Она давала ответы на вопросы «что это?» и «где это расположено?», указывая местонахождение различных объектов на поверхности Земли. Однако белыми пятками на картах даже в 18 веке оставались Арктика, Антарктида, Австралия, многие внутренние районы материков.

Но мере развития географии её главной задачей стало изучение законов, но которым живёт и развивается наша планета. География начала превращаться из описательной дисциплины в науку, отвечающую на вопрос «почему?». Для этого у географов возникла необходимость понимать и объяснять причины появления и изменения объектов и явлений природы.

Ресурсы России

На огромной территории России сосредоточены значительные минеральные богатства. 20% всех топливно-энергетических ресурсов мира располагается здесь. Нефть и газ добываются на Северном Кавказе, в Поволжье, на Урале, в Западной Сибири (где добывается 2/3 всей нефти и 1/2 всего газа страны), в Тимано-Печорском районе, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Каменный уголь в России добывается в основном на востоке страны, где сосредоточено 90% всех угольных запасов России.

Крупнейшие из угольных бассейнов — Кузбасс, где добывается энергетический и коксующийся уголь, Иркутский, Тунгусский, Печорский, в перспективе большое значение приобретает Южно-Якутский бассейн. Бурый уголь, использующийся в основном на ТЭС, добывается в Подмосковном и Канско-Ачинском бассейнах. Основная доля запасов железных руд расположена в Уральских горах, в Хибинах, на юге Сибири, на Дальнем Востоке. Большое значение для центральных районов имеют месторождения Курской магнитной аномалии (КМА). Руды цветных металлов залегают на Урале, на северо-западе Европейской части России, большие запасы обнаружены в Сибири и на Дальнем Востоке. В Якутии добывают алмазы, золото. Апатиты и фосфориты залегают на Кольском полуострове и в Европейской части России. Калийные соли добывают в основном в Предуралье.

Значительная часть территории нашей страны равнинная. Это облегчает хозяйственную деятельность населения. Большая часть России находится в умеренном климате, он в целом благоприятен для жизни населения. Однако до многих внутренних районов страны не доходит влияние океана, оказывающего смягчающее воздействие на климат. Погодные условия севера страны неблагоприятны для проживания людей и сельскохозяйственного производства. Леса в России занимают почти треть ее территории.

Почвенный покров страны представлен широкой гаммой — от тундрово-глеевых до светло-каштановых и бурых. Наиболее плодородными являются черноземы степей, гумусовый слой которых доходит до 100 см. Поэтому лесостепи и степи страны — главная продовольственная база России. Реки в основном равнинные, имеющие небольшое падение. Побережья теплых морей, лесная зона Европейской части России, минеральные источники являются рекреационными ресурсами страны, используемыми для развития отдыха и туризма.

Человеческая география

Этот раздел географии занимается изучением причин и следствий распределения человеческих групп на поверхности земли, хотя он также отвечает за объяснение влияния, которое географические условия оказывают на человека. Это взаимное исследование географической среды и людей.

Другая концепция области изучения человеческой географии связана с тем, как население относится к природе. То есть изучает видимые объекты ландшафта, преобразованные рукой человека.

Именно из-за широты области исследования эта отрасль фокусируется на трех основных аспектах: социальном, политическом и экономическом. Его субдисциплины возникают из этих областей.

Развитие географии в XVI-XX веках

В эпоху европейского Возрождения громадное эмпирическое наследие, накопленное географами предыдущих поколений и культур, было систематизировано и переосмыслено. Так называемый период Великих Географических открытий поставил перед «наукой землеописания» совершенно новые задачи и цели, а в обществе возник свежий и неподдельный интерес к профессии географа.

В XVIII веке данную науку начинают изучать в университетах как отдельную дисциплину. В первой половине XIX столетия Александром Гумбольдтом и Карлом Риттером был заложен фундамент современной академической географии – такой, какой мы знаем ее сегодня. В наши дни, благодаря спутниковым технологиям и новейшим геоинформационным системам, география входит в совершенно новый этап своего развития.

Ученые, внесшие существенный вклад в развитие европейской географической науки:

  • Герхард Меркатор.
  • Александр фон Гумбольдт.
  • Карл Риттер.
  • Вальтер Кристаллер.
  • Василий Докучаев.

География как наука

Собственно, география как наука начинается с «литературы путешествий»: попадая в иные, незнакомые места, умный наблюдатель фиксировал все непривычное для себя: как выглядят люди этой страны, во что они одеваются, какой у них государственный строй, какие растения и животные в этой стране и многое другое. Это и были зачатки страноведения, когда описывается страна в целом, «от геологии до идеологии», причем упоминается именно то, что отличает данную страну от всех остальных.

Эту особенность науки знаменитый русский географ Николай Баранский сформулировал так: «То, что есть везде (как воздух), в географии не должно быть нигде»

Другими словами, не надо писать, что в данной стране есть воздух, почвы, растительность — это есть везде; надо обращать внимание на то, чем воздух этой страны (например, ее климат) своеобразен, чем он отличается от соседних стран

Начавшись со страноведения, география развивалась далее по линии углубленного изучения отдельных компонентов природы, точнее, земных оболочек: атмосферы (ее стали изучать такие науки как климатология и метеорология), гидросферы (гидрология суши и океанология), литосферы (геоморфология — наука о рельефе), биосферы (биогеография), педосферы (география почв). А в целом взаимодействие различных компонентов природы в каждой конкретной местности изучает ландшафтоведение. Аналогично шло углубленное изучение отдельных сторон жизни общества: хозяйство в целом изучала экономическая география, его отдельные отрасли — соответствующие науки: география промышленности, сельского хозяйства, торговли и так далее; жизнь людей — география населения; политическую жизнь — политическая география.

Но это изучение территории «по разделам» не давало сводного представления о каждой стране или районе. По поводу ситуации, когда территория описывается только «по отраслям», Баранский говорил: представьте, что писатель решил изобразить персонажей своего романа следующим образом: вначале описал, во что каждый из них одет, затем во что они все обуты, далее — какого телосложения, какой цвет волос у каждого, затем — черты характера и так далее. В итоге вроде бы вое описано, но целостного представления о каждом человеке нет. Поэтому необходимо после «покомпонентной» характеристики территории давать и характеристики «порайонные».

«География» — в дословном переводе — «землеописание», что остается до сих пор ее основной задачей. Но естественный ход развития каждой науки — следующий: описание — объяснение —предсказание — управление. Быстрее всего эти этапы прошли науки, изучающие неживую природу. Открытые закономерности механики, например, позволяют успешно управлять движением космических аппаратов; знание законов физики твердого тела позволяет создавать новые материалы и так далее. В биологии, имеющей дело с более сложными объектами, задачи управления биологическими процессами начали решаться лишь недавно.

Ветви географии

Объект изучения географии – законы и закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на разных уровнях. Сложность объекта исследования и широта предметной области обусловили дифференциацию единой географии на ряд специализированных (отраслевых) научных дисциплин, образующих систему географических наук. Географию подразделяют на две (физическую и экономическую) или три (физическую, экономическую и социальную) ветви. Иногда отдельно выделяют географическую картографию, как отдельную географическую дисциплину.

Рис. 2. Основные ветви географии 

Экономическая (или социально-экономическая) география изучает население и его хозяйственную деятельность.

Что изучает география?

Наука география занимается изучением окружающей среды, как природных объектов, так и созданных человеком. Это краткий ответ.

Для полного ответа нужно рассмотреть комплекс географических направлений, которые относятся к двум группам – физической и социально-экономической географии.

Физическая география – это комплекс дисциплин, изучающих природную среду.

Социально-экономическая география представляет собой сочетание разделов, посвященных хозяйственной деятельности и социальному устройству общества.

В России Географический департамент был организован в 1739 году М. В. Ломоносовым. Первая кафедра географии открылась в 1884 году в Московском университете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector