Лыхненский храм успения пресвятой богородицы

Православные святыни Абхазии

Православные святыни Абхазии

Абхазия всегда славилась своими природными красотами и огромным историческим наследием. На этой небольшой территории сосредоточены интереснейшие достопримечательности, посмотреть на которые ежегодно приезжает большое число туристов. И не зря, ведь из этой поездки можно вынести столько полезного и интересного.

Очень привлекает Абхазия своими святынями, что совсем неудивительно, ведь она входит в число тех стран, где впервые зародилось христианство. Именно сюда в первом веке прибыли ученики Христовы для того, чтобы проповедовать Евангелие. С тех самых пор на этой территории прочно прижилось христианство и до сегодняшнего дня сохранились старейшие церкви и монастыри, привлекающие в Абхазию паломников со всех уголков земного шара.

Новоафонский монастырь

КАК ДОБРАТЬСЯ ДО НОВОАФОНСКОГО МОНАСТЫРЯ

Что еще нужно для того, чтобы комфортно и не оскорбляя чувства верующих, прикоснуться к историческому прошлому христианской Абхазии? Обязательно следует соблюдать правила посещения Новоафонского монастыря. Мужчинам недопустимо заходить в обитель в шортах, а женщинам надо непременно покрывать голову, плечи и надевать длиннополую одежду.
В рамках экскурсии можно увидеть не только сам мужской скит, но и пещеры Новоафонского монастыря, а также тропу грешников. Так называется дорога в Новоафонский монастырь. Согласно легенде, тот человек, который пройдёт её от начала до конца, смиренно опустившись на колени, получит отпущение всех грехов.

Видео Абхазия. Новоафонский монастырь

A.R.O. blag. Видео из открытого источника https://www.youtube.com/watch?v=ZC63YE82Y5k. Не для коммерческого использования.

Что привезти из Новоафонского монастыря? Проходя по тропе грешников, можно встретить предприимчивых абхазов, у которых приобрести сухофрукты, мед и даже чачу – один из гастрономических символов страны. Также незабываемым получится фото внутри монастыря: к примеру, свод Пантелеимоновского собора очень высок, а стены расписаны прекрасными фресками, поэтому снимки не оставят равнодушными никого.
Перед посещением обязательно узнайте график работы Новоафонского монастыря и смело отправляйтесь осматривать одну из самых знаковых святынь Абхазии!

Абхазия. Новоафонский монастырь на карте.

Координаты: 43.088063, 40.820555

Приглашаем посетить эту достопримечательность в нашем туре:

  • Майские праздники в Абхазии

  • Новый Год в Абхазии

  • Треккинг в Абхазии

Лыхненский храм Успения Пресвятой Богородицы

Лыхненский храм на окраине поляны Лыхнашты в селе Лыхны был построен в X–XI веках. Здание храма, каменная ограда и внутренняя отделка хорошо сохранились до наших дней.

В середине XIX века император Николай I распорядился обратить эту церковь в монастырь и место пребывания священников. В начале XX века епископ Уфимский Андрей подарил храму икону Знамения Божьей Матери с надписью на абхазском языке.

Лыхненский храм является усыпальницей владетельного князя Абхазии Сафарбея Чачба (Георгия Шервашидзе), умершего в 1821 году. Его останки были перенесены сюда из Сухумской крепости.

Лыхненский храм относится к тем немногим культовым сооружениям, которые фактически не прекращали свою деятельность не только в период насаждения ислама в Абхазии, но и в советское время.

Адрес:

Абхазия, с. Лыхны

Проезд:

Село Лыхны находится сразу к северу от Гудауты. Немного восточнее гудаутского вокзала есть заметный поворот, от которого можно пройти на север ровно 4 километра. Сначала справа будет видна большая поляна, а за ней — храм. Сюда можно быстро добраться на такси. Автобусы наверняка есть, но искать их в Гудауте бывает неудобно.

РЕЗЮМЕ:

  • Гагрский район — 14 храмов.
  • Гудаутский — 32 храма.
  • Сухумский — 20 храмов.
  • Гульрипшский — 30 храмов.
  • Очамчирский — 30 храмов.
  • Ткварчальский — 10 храмов.
  • Гальский — 8 храмов.

Итого: 144 храма (в это число входят и монастырские храмы), два монастыря, два наскальных монастыря, две часовни, четыре чтимых грота, два святых источника.

Здесь не перечислены деревянные храмы, они полностью уничтожены. Их количество достигало приблизительно 20 храмов. В среднем общее количество храмов на территории Абхазии в прошлом достигло до 160 храмов. Большинство из этих храмов представляют собой развалины.

По материалам Официального Сайта Абхазской Православной Церкви http://anyha.info/

Мемориал Независимости

Разгоревшаяся в 1992-93 гг. грузино-абхазская война нанесла обеим странам незаживающие раны. По сей день по всей стране можно увидеть полуразрушенные дома с пустыми глазницами окон, нежилые корпуса санаториев. Невосполнимы и человеческие жертвы: в конфликте погибло 4 тыс. грузин и 5 тыс. абхазов.

Райские места превратились в арену жестоких побоищ. За свою независимость абхазы заплатили высокую цену. В честь победы в Гагре, на центральной площади установлен Мемориал Независимости. Памятник торжества победы возводился за счёт пожертвований меценатов и местного бюджета.

На фоне зеленеющего горного склона высится 30-метровая стела. Композиция, состоящая из 4-х частей, установлена на 3-ярусном пьедестале. К подножию стелы ведут ступеньки. В нижней части постамента установлена мраморная плита с именами погибших защитников Абхазии. Грани обелиска вверху расходятся в форме раскрытой ладони, поддерживающей круглый шар.

Сверкающая золотом сфера символизирует победу и наступившее перемирие. Огороженная живой изгородью из кустарников территория выложена тротуарной плиткой. Вокруг установлены скамейки, зеленеет газон. К стеле не зарастает «народная тропа». Всё время сюда приходят люди с цветами, чтобы почтить память погибших.

Национальный Новоафонский историко-культурный заповедник «АНАКОПИЯ»

Новый Афон – Анакопия – располагается в центре современной Абхазии. Анакопийская (Апсарская) гора, словно бастион, уходит своими крутыми склонами в ущелья рек Псырдзха с востока и Мысра с запада, преграждая путь во всю внутреннюю Абхазию.

Именно поэтому в V в. предки абхазов основали на этой вершине замок, именуемый нами «Анакопийская цитадель». Проходили века, крепость разрасталась.Уже на рубеже VII-VIIIвв. появилась вторая линия обороны, опоясавшая гору с трех сторон.

Особого внимания заслуживает восточная башня цитадели, донжон — наблюдательный и командный пункт, последний оплот светской и военной знати в случае падения крепости. Башня представляет из себя четырехугольное строение с наклоненными внутрь стенами, достигающими 16 метров высоту.

В начале 30-х гг. XIв. в Анакопии укрывались царевна Алда и царевич Дмитрий, сдавшие цитадель греческому гарнизону. Таким образом, город-крепость Анакопия с прилегающими к нему землями, перешла во владение и долгое время оставалась в руках византийских императоров. Именно тогда и была выстроена восточная башня.

15 сентября 2006 г. был положен первый камень реставрации на участке стены между 5й и 6й башнями второй линии обороны Анакопийской крепости. В июне 2007 года президентом Абхазии С.В. Багапш был положен первый камень реставрации на восточной башне. В 2008 году, к 15-летию со дня победы народа Абхазии в Отечественной войне, памятник был открыт для посещения после реставрации.

Первый храм на вершине Анакопийской горы был выстроен в VII-VIIIвв. и был посвящен Пресвятой Богородице. Из средневековвх грузинских летописей XI в., описывающих битву с арабами в 30-х гг. VIII в., дошло свидетельство о чудодейственной силе Анакопийской иконы Пресвятой Богородицы: « Не рукотворное писание, а ниспосланное свыше, о котором никому неизвестно, кто нашел его на верхушке той горы…».

Позже, в XI в. храм был перестроен и посвящен Святому Великомученнику Феодору Тирону. Об этом свидетельствует эпиграфический памятник, найденный в цитадели.

С южной стороны к храму примыкает осадочный колодец. Он выдолблен в скале и отделан цемяночным раствором. Колодец этот неиссякаемый и считается одним из «чудес» нагорной крепости. За «святой» водой из колодца на вершину Анакопийской горы поднимаются тысячи верующих и паломников.

Справка: православные чествуют икону Пресвятой Богородицы Иверской 26 октября. Так же ее днем считается 25 февраля.

Золотой век монастыря

С самого начала своей деятельности монастырь в Новом Афоне представлял собой крупнейший религиозный центр на побережье Чёрного моря. Санкт-Петербург, Новороссийск, Туапсе, Сухум, Пицунда и многие другие города России имели на своей территории подворья. Небольшая пристань превратилась в грузопассажирский причал, а попасть на верхушки Афона и Иверской горы можно было по канатным трассам.

Самым удобным маршрутом для путешественников был морской путь. Их встречали на лодках монастырские жители. Дальнейшая дорога проходил пешим порядком с молитвой. Для этого была вымощена тропа в обрамлении кипарисов в виде пирамид. По одну сторону располагался сосновый бор и сад, засаженный растениями вечнозелёных сортов, по другую — стеклянные оранжереи. Неподалёку от храма Симона есть горный выступ, откуда низвергается рукотворный водопад.

Для размещения паломников построили постоялый двор недалеко от моря. Среди путешественников были как обычные люди, так и представители знатных фамилий. Встречали здесь и императора Николая Второго, наместника Кавказа Михаила Романова, писателей А. П. Чехова и Максима Горького.

Хозяйственная деятельность

Хорошо известно и о хозяйственной активности обители. На месте поросшей колючками низины вдоль реки Псырцхи появился парк с каналами и прудами, где разводилась рыба. Имелась у монастыря и собственная железная дорога, по которой поезд — подарок Александра Третьего, перевозил высокосортную древесину.

Одна из первых речных электростанций в России также появилась у афонских монахов. Источника мощностью в 120 л. с. было достаточно для освещения и снабжения током всего хозяйства. Кроме того, водопад, образованный при обустройстве, превратили в холодильник — лёд, образовавшийся в закрытом от солнца гроте, не таял даже летом.

Продукция разнообразных мастерских — токарной, столярной, литейной, слесарной, переплётной, часовой, кожевенной и пр. — отвечала потребностям монастыря и шла на продажу в окрестные города и сёла. Две пасеки снабжали мёдом, а поля выдавали хорошие урожаи картофеля, кукурузы, пшеницы.

Огороды засевались овощами, а разведённые на склонах сады плодоносили не только яблоками, грушами, абрикосами и персиками. В субтропическом климате монахи умудрялись выращивать апельсины и лимоны, мандарины и оливки, бывшие в этих краях в новинку. Местные жители обучили братию особым приёмам коневодства, и в обители появился свой конезавод.

Благотворительные дела

Известно и о благотворительной деятельности обители. На собственные средства содержались мужская и женская школы для сирот, организовывалась раздача беднякам продуктов и медикаментов. Часто приносились пожертвования в виде икон, книг и прочей утвари для менее богатых приходов. Каждому человеку, обратившемуся в монастырь, оказывалась необходимая помощь, а иногда даже выдавались деньги для покупки обратного билета.

Очамчирский район

  1. Храм Мармал-Абаа в с. Адзюбжа.
  2. Храм в с. Адзюбжа (XIX век).
  3. Храм в с. Атара (XIX век).
  4. Храм в с. Кындга.
  5. Храм Тлут в с. Тхина.
  6. Второй храм в с. Тхина.
  7. Храм Куланба в с. Арасадзыхь.
  8. Храм в с. Кутол (XIX век).
  9. Храм Бзаркалоу в с. Кутол.
  10. Храм Качь-наха в с. Джгьарда.
  11. Храм Пскал в с. Джгьарда.
  12. Храм Гурчух в с. Джгерда.
  13. Храм в п. Джгаруалу.
  14. Храм в с. Гуада-Ахуца.
  15. Храм в п. Амзара.
  16. Храм в с. Кацихалба (Пакуашь).
  17. Собор Успения Богородицы в с. Моква (X век).
  18. Храм в с. Беслаху.
  19. Храм в с. Джал.
  20. Храм в с. Меркула.
  21. Храм в с. Отап.
  22. Крепостная церковь в с. Члоу.
  23. Храм в п. Андроу.
  24. Храм в с. Гуп.
  25. Храм в с. Акуаскьа.
  26. Храм в с. Заган.
  27. Храма в с. Гудаа.
  28. Второй храм в с. Гудаа.
  29. Гюэносский храм в Очамчирах (VI век).
  30. Храм св. Георгия Победоносца в с. Елыр (XI век).

Кто в выигрыше?

Регистрация устава СМА дала возможность отцу Дорофею и его сторонникам получить от Константинопольского патриархата антиминсы — право осуществлять церковные обряды в качестве клириков Константинопольской церкви. Раскольники добились своего — закрепили присутствие в Новоафонском монастыре с перспективой стать архиереями. Теперь в Абхазии могут действовать священнослужители Абхазской, грекоязычных Константинопольской и Элладской церквей. Для какой из них теперь требуют автокефалии?

В безусловном выигрыше оказался и патриарх Варфоломей. Церковный раскол в Абхазии усиливает его влияние на абхазских клириков. А в дальнейшем ведёт к расколу абхаз­ского общества и усилению антироссийских настроений. Это то, о чём ещё недавно противники независимости Абхазии с Запада, которых и представляет Варфоломей, могли лишь мечтать

Неужели этого с самого начала не понимали власти Абхазии? Или церковный скандал был призван лишь отвлечь внимание общества от настоящих проблем, но вышел из-под контроля? До тех пор, пока граждане Абхазии не поймут, к чему уже привела склока, опасность разрушения нашего государства изнутри, опасность потери суверенитета будет сохраняться

Гульрипшский район

  1. Храм Илии Пророка в п. Агудзера ( ??? век).
  2. Успенский собор в п. Дранда (VI век).
  3. Храм святого Феодосия (один из корпусов Драндской тюрьмы).
  4. Храм св. Пантелеимона в окрестности Дранд.
  5. Храм архангела Гавриила в с. Дранда.
  6. Храм в с. Георгиевская.
  7. Храм в с. Владимировка ( ??? век).
  8. Храм в с. Багмаран.
  9. Храм в с. Азанта.
  10. Храм в с. Амткьал.
  11. Крепостной храм в с. Чхалта.
  12. Храм в с. Лата.
  13. Храм в с. Мархеул.
  14. Храм в с. Герзеул.
  15. Крепостной храм с. Герзеул.
  16. Храм в с. Октомбери.
  17. Второй храм в с. Октомбери.
  18. Третий крепостной храм в с. Октомбери.
  19. Храм в с. Полтавка.
  20. Храм на горе Чижоуш, с. Полтавка.
  21. Крепостная церковь в п. Краевичи (Цебельда).
  22. Вторая крепостная церковь, там же.
  23. Храм в п. Марамба.
  24. Храм в с. Юрьевка.
  25. Храм на горе Апианча.
  26. Храм на горе Адагуа.
  27. Храм в с. Наа.
  28. Церковь в крепости Цебельда (VI век).
  29. Вторая церковь в крепости Цебельда (VI век).
  30. Третья церковь в крепости Цебельда (VII век).
  31. Драндские пещеры, в которых до революции размешался небольшой храм и монашеские кельи.

Привратный «страж»

Уже упомянутая выше Ольга Ермолаева отмечала, что Бедиа – это «не только храм». Перед храмом раскинулась живописная зеленая поляна, на которой возвышалось когда-то одно из тех грандиозных вековых деревьев, которые в Абхазии почитаются как священные. Как писала Ермолаева, деревья точно стояли «на страже того дома, который из поколения в поколение хранит их неприкосновенность».

Исследовательница описывала липу с западной стороны храма. Ее ствол, по одной из версий, имел такую необыкновенно большую окружность, что в дупле дерева в течение долгого времени находили приют шесть священников, прибывших когда-то в Бедию с намерением основаться возле развалин храма.

В начале XIX века то дерево погибло. Однако сегодня у подхода к храму стоит его «потомок», новый «страж» Бедийского храма.

Общий вид на липу и храм, Бедиа
Наала Авидзба

Старая липа прогибается под собственным весом, Бедиа
Наала Авидзба

Как появился монастырь?

Православным верующим хорошо известно об Афоне – греческом полуострове, на котором возвышается одноименная 2033-метровая гора и находятся владения знаменитого монашеского государства. В 1874 г. там произошли исторически важные события. У греческого духовенства и протоиерея Святой Горы появился план отправить монахов Пантелеимоновского монастыря в Малую Азию, занимающую часть Турции, для восстановления христианского храма. Службу в обители, оказавшейся на грани закрытия, вели русские монахи.

Чтобы спасти братию, игумен монастыря составил прошение и отослал его графу Игнатьеву – российскому послу в Константинополе. В документе была выражена просьба обратиться к русскому царю с ходатайством о выделении участка на побережье Черного моря для возведения обители. Место для будущего Новоафонского монастыря было найдено иеромонахом Арсением в бывшей абхазской столице Анакопии, расположенной в 26,3 км от Сухума и в 93,2 км от Адлера. Этот участок выбран по нескольким причинам:

  • местная гора по своим очертаниям имела много общего с той, что возвышается на Афоне;
  • апостол Симон Кананит – один из 12 учеников Христа – скончался здесь в муках в 55 г; римские язычники расправились с ним во время Евангельской проповеди;
  • в этом месте находилась столица Абхазского царства, защищенная мощными стенами средневековой крепости; часть цитадели с высокой башней хорошо сохранилась и украшает собой вершину горы.

Благовещенский собор

Архитектурное украшение центра Сухума – Благовещенский собор привлекает внимание изяществом линий и красотой. Его сияющий купол с крестом хорошо виден со стороны моря

Он был возведён в 1909 г. греческими монахами в честь св. Николая. Позже стал именоваться Благовещенским, приобретя статус Кафедрального собора Сухумо-Абхазской епархии.

Здесь пребывают сегодня абхазские митрополиты, рукополагаются клирики. Построенное в неовизантийском стиле здание белого цвета выглядит великолепно после реконструкции 2010 г. Установлен новый купол, изготовленный по самым современным технологиям.

Ячейки купола сделаны из нержавеющей стали, покрытой нитротитановым слоем, имитирующим позолоту. Внутри хранятся уникальные православные святыни. Прихожане поклоняются иконописным образам святых, среди которых Андрей Первозванный, Иоанн Златоуст и др.

Есть здесь истинный раритет – икона Пантелеймона с мощами святого целителя. До 1990 г. в соборе хранился прах Иоанна Златоуста, перенесённый позже в Каманский храм. Особо почитают прихожане иконописные лики святого Симона Кананита, Иверской Богородицы. В знак памяти о Николае Чудотворце в приделе его имени проходят службы. При соборе функционирует воскресная школа.

КАК ДОБРАТЬСЯ ДО ХРАМА

Село Лыхны, в прошлом часто меняющее своё название, находится, как уже говорилось, в Гудаутском районе Абхазии. Оно раскинулась всего 5 км от районного центра под названием Гудаута. На этот населенный пункт и следует ориентироваться во время поездки. Сразу за Гудаутским вокзалом виден поворот. Примерно спустя полчаса, пройдя 4 км, туристы выйдут на поляну Лыхнашта, а там и до храма рукой подать.
Считается, что возраст деревни составляет полторы тысячи лет. Помимо храма Лыхны с чудотворной иконой Богородицы, когда-то здесь был дворец князей Чачба, ныне разрушенный почти до основания. Живописные развалины также являются достопримечательностями края. Усыпальница с прахом Георгия Чачбы – губернатора Тифлиса, располагается в Лыхненском храме. Этот уважаемый человек стоял у истоков вхождения Абхазии в состав Российской империи.

И самое главное – абхазское святилище Лых-ныка. Это одна из семи молелен, где проводятся обряды с традиционным закрыванием емкостей с вином и прочие ритуалы. Кстати, святилище находится непосредственно в границах территории храма Лыхны. Так, причудливым образом в Абхазии сочетаются православие и более древние, языческие верования этого славного народа. Наличие святилища также лишний раз подтверждает версию о том, что храм построен здесь не просто так, а на месте более раннего молитвенного жертвенника.

Видео Абхазия. Храм Лыхны

Алина Хусаинова. Видео из открытого источника https://www.youtube.com/watch?v=StrSJwgVRXk. Не для коммерческого использования.

На поляне Лыхнашта, где виднеются останки раннехристианского храма 7-го века – ещё одной архитектурной памятки Абхазии, по традиции, проводится красочный праздник урожая. Это событие происходит ежегодно в октябре месяце.
В деревню Лыхны стоит приехать хотя бы потому, что места, выбираемые для возведения святилищ, всегда отличались энергетической чистотой. Следовательно, путникам здесь рада сама абхазская земля, дарящая духовную силу и бодрость.

Абхазия. Храм Лыхны на карте.

Координаты: 43.139876, 40.618023

Приглашаем посетить эту достопримечательность в нашем туре:

  • Новый Год в Абхазии

  • Майские праздники в Абхазии

  • Треккинг в Абхазии

Немного исторических фактов о монастыре

Итак, строительство монастырской обители было начато в 1875 году. Монахи проделали колоссальную работу, для подготовки строительной площадки была срезана верхушка горы, вывезены тысячи тонн земли, прорублены скалы. Тяжелый подъем требовал физической подготовки и некоторых альпинистских навыков, это не то, что теперь для туристов протоптаны десятки троп к монастырю и есть даже подъезд для автомобилей. Но уже в 1877 году монастырь был разрушен во время Русско-турецкой войны, а монахам приходилось прятаться в лесах и ущелье реки Псырцха. Только в 1880 году началось восстановление пострадавшей святыни, внушительные средства были выделены Российским императором Александром III, также он подарил музыкальные куранты, до сих пор располагающиеся в главной башне.

Монастырский комплекс по-настоящему впечатляет: на территории находится шесть храмов (Вознесения Господня, Андрея Первозванного, мученика Иерона, в честь иконы Божьей Матери и в честь афонских преподобных отцов, центральный — Пантелеимоновский собор). Для посещения туристов в настоящее время открыт только центральный собор. Строения выполнены в неовизантийском стиле, все стены (в том числе и в монастырской трапезной) украшены монументальной живописью художниками под руководством М. Молова, а Серебрякова и братьями Оловянниковами. Хоть нашему вниманию представлен только один собор, осматривать его можно часами!

Не зря афонскими монахами для строительства столь грандиозной святой обители была выбрана эта гора. Монастырь расположен немного выше древнейшего Симоно-Кананитского храма, который построен над мощами Святого, а за станцией Псырцха находится вход на территорию ущелья, по нему можно попасть в келью апостола (подробнее в статье «Святые места Нового Афона — храм, грот и келья апостола Симона Кананита»).

Ново-Афонские монахи вели активное развитие монастыря, построили на территории школу для прихожан и даже гостиницу для паломников (которая и сейчас существует под названием «Абхазия», одна из стен которой является частью древнейшей Гэнуэзской башни, в ней останавливался А.П.Чехов). Также монахи построили узкоколейную железную дорогу, установили собственную ГЭС — одну из первых во всей Российской Империи, протянули канатные дороги от Иверской годы (где расположена Анакопийская крепость) до Ново-Афонской горы. Также монахи выращивали овощи, фрукты, вырыли 7 прудов для разведения форели, в которых сейчас живут знаменитые черные лебеди (находится эта красота в Приморском парке). Так до Октябрьской революции Ново-Афонский монастырь стал одним из главных духовных центров Российской Империи и Кавказа.

Закрыта монастырская обитель была в 1924 году за «контрреволюционную агитацию», главных духовных лиц монастыря утопили в бухте, а монастырь использовался под склады и долгие годы вообще был заброшен. Оставшиеся в живых монахи вели отшельнический образ жизни в горах Нового Афона. Позже в монастыре советская власть устроила дом отдыха, были построены рядом дачи Сталина и Берии. После советского периода на Святую обитель вновь напала чума в виде Грузино-абхазской войны 1992-1993, в этот период территория и строения монастыря использовались как госпиталь.

Озеро Рица

Жемчужина среди местных чудес природы озеро Рица – главная достопримечательность страны. Посетить уникальное горное озеро заядлый турист считает для себя обязательным пунктом. Туда едут в составе экскурсий или самостоятельно. Дорога к озеру превращается в путешествие по сказочным местам.

На протяжении всего пути по горным серпантинам открываются неотразимые виды, заставляющие замирать от восхищения. Но они меркнут при виде чудотворной красоты озера Рицы. Бирюзово-синяя водная гладь расположилась на высоте 900 м над уровнем моря. Протяжённость акватории 2,5 км, ширина 870 м, глубина в отдельных местах составляет 140 м.

Ожерелье горных вершин обступает озеро со всех сторон, защищая водоём от ветров. О возникновении озера сложена легенда о 3-х братьях и их сестре Рице. Не перенесшая позора сестра бросилась в разлившуюся реку и превратилась в озеро, а 3 брата застыли навечно, охраняя покой сестры.

Вершины Агепста, Пшегишха и Ацетук олицетворяют братьев, а реки Гега и Юпшара – разбойников, напавших на девушку. Из Рицы вытекает только 1 река Юпшара, а впадают 6 рек. В 1936 г. к Рице проложили автомобильную трассу, и появилась возможность сюда добраться. Сегодня здесь есть отель, ресторан, пункт проката лодок и катамаранов. Рядом находится знаменитая дача-музей Сталина.

Иверия – Удел Богородицы

До наших дней дошло православное предание о том, как первые христиане, ученики и последователи Иисуса Христа, в результате гонений решили покинуть Иерусалим. В 44 году нашей эры иудейский правитель Ирод Агриппа стал жестоко преследовать христиан. Апостолы, с согласия Девы Марии, решили покинуть Иерусалим и проповедовать христианство в других краях.

Для решения вопроса кому, в какие края направиться, они кинули жребий, по которому Богородице досталась далекая Иверия (ныне Грузия). Однако перед выездом из Иерусалима, ей приснился сон, в котором ангел велел остаться в Иерусалиме, так как подошло ее время, и Матерь Божья должна предстать пред Всевышним.

Мария призвала апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита, передала им свой нерукотворный образ и благословила в путь. Апостолы пришли в Иверию, где занимались миссионерской деятельностью.

По одной из легенд именно в Абхазии Симон Канонит был зверски замучен. По одной из версий православных канонников это произошло на месте современного Нового Афона.

Гагрский район

  1. Храм в с. Гечьрипш.
  2. Храм в с. Хашупса (VI век).
  3. Базиликальный храм в п. Цандрипш (VI век).
  4. Храм в с. Ачымарда.
  5. Храм в устье реки Бегерепста (Холодная речка).
  6. Храм св. Ипатия Гагрского (Званба) в старых Гаграх (VI век).
  7. Пещера св. Ипатия Гагринского (Мамзышьха).
  8. Храм Преображения Господня г. Гагра (XX век).
  9. Патриарший собор Андрея Первозванного в п. Пицунда (X век).
  10. Храм-часовня в честь Пицундских Святых п. Пицунда.
  11. Комплекс храмов в Пицунде (IV — VII века).
  12. Храм в Сосновой роще п. Пицунда (VI век).
  13. Храм в с. Лдзаа (IV — V века).
  14. Храм Ахаш-ныха в Алахадзы (VI век).
  15. Храм Богородицы на Бзыбе (X век).

Сухумский обезьяний питомник

Популярный туристический объект, известный во всей Европе – обезьяний питомник расположен на склоне горы Трапеция. Это не просто обезьянник, а подразделение Сухумского НИИ экспериментальной патологии и терапии. Его организовали в 1927 г. по инициативе талантливого терапевта Остроумова.

Заповедник находится как раз на месте бывшей дачи его основателя. За время существования питомника учёным удалось разработать множество уникальных вакцин. В эпоху СССР в заповеднике обитало более 1 тыс. приматов, в 90-х годах их было около 3 тыс.

Межнациональная война нанесла тяжёлый урон учреждению, после которого питомник до сих пор полностью не восстановился. Но сюда по-прежнему идёт поток посетителей. На входе в обитель обезьян установлен памятник примату – символ благодарности животным, спасающим жизнь человека. Огромен вклад питомника в исследование методов лечения онкологии и других болезней.

Здесь проживают различные виды обезьян. Особенно любят бывать здесь дети, наблюдая за проворными обезьянками, угощая их лакомствами

Смотрители напоминают посетителям об осторожности – озорники могут в один миг стащить кепку или очки

Действующие храмы

  1. Сухумский кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Настоятель собора — иерей Виссарион Аплиаа (на фото). Священнослужители собора: иеромонах Андрей (Ампар), иеромонах Сильвестор, диакон Григорий. Адрес: г. Сухум, ул. Абазинская, 75. Тел. 6-33-33, (8 442) 73333.
  2. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в г. Гагра. Настоятель — иеромонах Павел (Харченко). Адрес: г. Гагра, ул. Апсны, 22.
  3. Храм-часовня Пицундских Святых в п. Пицунда. Настоятель — иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гагринский район, п. Пицунда. Тел. (8 442) 72504.
  4. Храм Покрова Богородицы в г. Гудаута. Настоятель — иеромонах Василиск (Лейба). Священнослужители храма: иеродиакон Савватий (Лагутин). Адрес: г. Гудаута, ул. Харазия 26. Тел. (8 442) 50192.
  5. Храм Успения Богородицы в с. Лыхны. Настоятель — протоиерей Петр (Самсонов). Служащий священник — иеромонах Игнатий (Киут). Адрес: Гудаутский район, с. Лыхны. Тел. (8 442) 32511.
  6. Храм Покрова Богородицы в г. Новый Афон. Настоятель иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон. Тел. (8 442) 72504.
  7. Храм святого апостола Симона Кананита в г. Новый Афон. Служащий священник — иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон. Тел. (8 442) 72504.
  8. Храм Преображения Господня в с. Яштуха. Настоятель — иеромонах Григорий (Хоркин). Адрес: Сухумский район, с. Яштух.
  9. Храм святых равноапостольных Константина и Елены в с. Акапа. Настоятель — иеромонах Иоанн (Свинухов). Адрес: Сухумский район, с. Акапа. Тел. 6-31-64.
  10. Храм Пророка Илии в п. Агудзера. Адрес: Гульрипшский район, п. Агудзера. Тел. (8 442) 74470.
  11. Драндский Успенский собор. Настоятель — иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гульрипшский район, п. Дранда. Тел. (8 442) 72504.
  12. Храм архангела Гавриила в п. Дранда. Адрес: Гульрипшский район, п. Дранда.
  13. Моквский Успенский собор. Священнослужитель — иерей Игорь Артемьев. Адрес: Очамчирский район, с. Моква. Тел. (8 442) 72348.
  14. Храм святого Георгия Победоносца в с. Елыр. Настоятель — иеромонах Сергий (Джопуа). Адрес: Очамчирский район, с. Елыр.
  15. Храм святого Георгия Победоносца в с. Чубурхинджи. Служащий священник — иерей Никита Адлейба. Адрес: Гальский район, с. Чубурхинджи.

Бедийский храм

В центре села Бедия, на высоком живописном горном плато, возвышаясь над местностью, стоит Бедийский храм. Высокие отвесные обрывы каменистого плато являются одновременно естественной крепостью с единственным подъездом к храму с западной стороны. Отсюда открывается великолепный вид на побережье Черного моря и вершины Главного Кавказского хребта.Бедийский храм является ценнейшим памятником архитектуры Абхазии. Он был возведен в конце Х века при царе Баграте III в честь Влахернской Богоматери. Этот крестово-купольный храм состоит из четырех подкупольных устоев, апсиды алтаря и прилегающих боковых помещений внутри полукруглые. Снаружи и внутри стены храма облицованы гладкими серо-желтыми песчаниковыми плитами. С внешней стороны восточная стена украшена большим резным крестом. Наличники окон и входов отделаны простой и изящной резьбой, отличающейся разнообразием сюжетов. Богатые росписи, покрывавшие внутренние стены храма, в настоящее время, в основном, утеряны.Достоянием храма, позволяющим точно датировать время его возведения, считался золотой потир (чаша), датируемый 990 годом, на котором сохранилась надпись: «Святая матерь Божья, будь ходатайницей перед сыном твоим за абхазского царя Баграта и мать его царицу Гурандухт, пожертвовавших сию чашу, украсивших сей престол и построивших сию святую церковь, аминь». Поверхность чаши украшена рельефными фигурами Спасителя, Богоматери и апостолов.В ста метрах от храма сохранились развалины большого каменного дворца с остатками сводов и колонн нижнего этажа. На втором этаже находились жилые помещения бедийских эпископов, и, возможно, царя или владетеля. В средние века здесь находилась кафедра епископа, власть которого располагалась на земли между реками Ингур и Галидзга. В XIX веке Бедийский храм с прилегающими к нему постройками был превращен в монастырь.В настоящее время в Бедийском храме ведутся реставрационные работы.

Действующие храмы

  1. Сухумский кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Настоятель собора — иерей Виссарион Аплиаа (на фото). Священнослужители собора: иеромонах Андрей (Ампар), иеромонах Сильвестор, диакон Григорий. Адрес: г. Сухум, ул. Абазинская, 75. Тел. 6-33-33, (8 442) 73333.
  2. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в г. Гагра. Настоятель — иеромонах Павел (Харченко). Адрес: г. Гагра, ул. Апсны, 22.
  3. Храм-часовня Пицундских Святых в п. Пицунда. Настоятель — иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гагринский район, п. Пицунда. Тел. (8 442) 72504.
  4. Храм Покрова Богородицы в г. Гудаута. Настоятель — иеромонах Василиск (Лейба). Священнослужители храма: иеродиакон Савватий (Лагутин). Адрес: г. Гудаута, ул. Харазия 26. Тел. (8 442) 50192.
  5. Храм Успения Богородицы в с. Лыхны. Настоятель — протоиерей Петр (Самсонов). Служащий священник — иеромонах Игнатий (Киут). Адрес: Гудаутский район, с. Лыхны. Тел. (8 442) 32511.
  6. Храм Покрова Богородицы в г. Новый Афон. Настоятель иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон. Тел. (8 442) 72504.
  7. Храм святого апостола Симона Кананита в г. Новый Афон. Служащий священник — иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон. Тел. (8 442) 72504.
  8. Храм Преображения Господня в с. Яштуха. Настоятель — иеромонах Григорий (Хоркин). Адрес: Сухумский район, с. Яштух.
  9. Храм святых равноапостольных Константина и Елены в с. Акапа. Настоятель — иеромонах Иоанн (Свинухов). Адрес: Сухумский район, с. Акапа. Тел. 6-31-64.
  10. Храм Пророка Илии в п. Агудзера. Адрес: Гульрипшский район, п. Агудзера. Тел. (8 442) 74470.
  11. Драндский Успенский собор. Настоятель — иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гульрипшский район, п. Дранда. Тел. (8 442) 72504.
  12. Храм архангела Гавриила в п. Дранда. Адрес: Гульрипшский район, п. Дранда.
  13. Моквский Успенский собор. Священнослужитель — иерей Игорь Артемьев. Адрес: Очамчирский район, с. Моква. Тел. (8 442) 72348.
  14. Храм святого Георгия Победоносца в с. Елыр. Настоятель — иеромонах Сергий (Джопуа). Адрес: Очамчирский район, с. Елыр.
  15. Храм святого Георгия Победоносца в с. Чубурхинджи. Служащий священник — иерей Никита Адлейба. Адрес: Гальский район, с. Чубурхинджи.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector