Михайловский инженерный замок в санкт-петербурге. что посмотреть?
Содержание:
История
Проектирование Михайловского замка началось задолго до его реального строительства — еще будучи великим князем и только мечтая о престоле, Павел I создал десятки вариантов своей будущей резиденции. Но в то время его шансы на престол были невелики. Когда же в результате переворота он все-таки занял трон, указ о возведении дворца был издан в первый же месяц правления.
Портрет императора Павла 1 — основателя Михайловского замка (18 век)
Согласно давней легенде место для резиденции было выбрано ввиду того, что именно здесь караульному солдату привиделся святой Михаил. Не исключено, что в честь этого события в нише у моста установлена небольшая фигурка солдата. Однако многие историки считают, что этот миф был создан самим царем, чтобы оправдать авральное строительство нового дворцового комплекса. Более того, для его возведения была разобрана другая царская резиденция — Летний дворец императрицы Екатерины II, матери Павла и его извечной соперницы.
Новая резиденция строилась на месте Летнего дворца Екатерины 2 (картина Михаила Махаева, 1756 год)
Строительные работы стартовали в начале весны 1797 года, а в 1801 году император с семьей уже заселился в новые покои. Возведение Михайловского замка велось круглосуточно и потребовало участия до 6 000 рабочих в каждую смену. Автором проекта стал уже известный в то время зодчий Василий Баженов (он же строил и усадьбу Царицыно). Но сами работы велись под началом другого архитектора — Винченцо Бренна, который спроектировал также отделку интерьеров.
Гравюра «Вид Михайловского замка» (1801 год)
К сожалению, император, столь долго мечтавший о собственном дворце, успел прожить в нем лишь 40 дней — в начале весны 1801 года он был убит заговорщиками, ворвавшимися ночью прямо в спальню. Из-за этого убийства и ввиду противоречивой, неоднозначно воспринимаемой фигуры Павла I, замок приобрел плохую репутацию. Долгое время он был заброшен, и более того, часть материалов оттуда взяли на другие государственные нужды.
На картине изображено убийство императора Павла 1 в Михайловском замке (19 век)
Лишь в 1819 году дворец обрел второе рождение — в нем открыли Главное инженерное училище. Вместе с назначением частично изменился и внешний вид здания, а также его убранство: были закопаны рвы и убраны подъемные мосты, закрашены росписи на стенах, дворцовые залы превратились в учебные классы. Название «Инженерный» также появилось именно в те времена.
С 1819 года в замке функционировало Главное инженерное училище (картина 1850 годов, Иосиф Шарлемань)
Во Вторую мировую войну в Михайловском (Инженерном) замке некоторое время располагался госпиталь, а после эту территорию снова заняло Ленинградское инженерное училище и военно–морская библиотека. В 1990-х годах часть здания была передана Русскому музею, прошла реставрация с восстановлением интерьеров, реконструированы сохранившиеся под землей фрагменты мостов. Сегодня в дворцовых залах есть постоянная экспозиция и регулярно проходят выставки, а в замковом храме иногда ведутся службы.
В годы Второй мировой войны в стенах замка располагался госпиталь
Интересно: Павел I построил свою резиденцию в виде крепости с многочисленными тайными ходами и подземельями. Согласно легенде в одном из тайников скрыт ларец с сокровищами Мальтийского ордена, в части, со Святым Граалем. У этого мифа есть основание: император действительно был Великим магистром и хранителем ценностей ордена.
История создания замка
Указ о строительстве Инженерного замка в Санкт-Петербурге вышел в девяносто шестом году восемнадцатого века. Местом для него был выбран Летний дворец, в котором и родился император. Считается, что он всегда говорил о мечте умереть там, где появился на свет. Поэтому место под застройку было выбрано не случайно. К тому же Летний дворец был практически заброшен, его стены обветшали, а многие предметы вывезены в другие дворцы.
Многие современники Павла I писали о его мистических наклонностях. Считалось, что он обладал настоящим даром предвидения и даже имел отношение к Мальтийскому ордену. Как бы то ни было, но к строительству император подошел с большим энтузиазмом. Он самолично разработал архитектурный проект замка, в котором воплотил все свои идеи. Можно добавить, что изначально в нем прослеживались идеи масонства. А знаки этого тайного ордена и до сих пор явно читаются в разных местах замка. После создания первого проекта Павел I приступил к внесению правок, и в конечном итоге на его столе оказалось целых тринадцать проектов, выбрать из которых он не мог.
На помощь государю пришел архитектор Василий Баженов, соединивший все идеи в единый проект и сделавший на него смету. Руководить возведением своего детища император доверил Винченцо Бренна, которого самолично контролировал.
Интересно, что Инженерный замок – это второе название дворца. Изначально все знали его как Михайловский. Причем и здесь не обошлось без легенд. Согласно им, одному из солдат на посту ночью явился сам архангел Михаил и повелел пойти к государю и передать распоряжение о строительстве на месте Летнего дворца храма. Назвать его нужно было непременно Михайловским. На утро вояка отправился к императору и рассказал ему о своем сне. Удивительно, но Павел I был будто уже осведомлен обо всем. Поэтому в считанные дни отдал приказ о возведении замка и строительстве храма в честь святого Михаила.
В феврале девяносто седьмого года восемнадцатого столетия сам император принял участие в закладке фундамента. Кроме монет, которые было принято закладывать в основание новых сооружений, туда же положили несколько кирпичиков из обработанной яшмы. Ранее и позже такого никто и никогда не делал.
Русский музей
Русский музей включает в себя:
- Михайловский дворец (Инженерная ул., 4) и корпус Бенуа (наб. канала Грибоедова, 2).
- Михайловский замок (Садовая ул., 2)
- Строгановский дворец (Невский пр., 17).
- Мраморный дворец (Миллионная ул., 5/1).
- Домик Петра I (Петровская наб., 6).
- Летний сад.
- Михайловский сад.
Время работы Русского музея и его филиалов:
- Понедельник: 10.00 – 18.00 (Корпус Бенуа и Михайловский дворец 10.00 – 20.00).
- Среда, пятница, суббота, воскресенье: 10.00 –18.00.
- Четверг: 13.00 – 21.00.
- Выходной день — вторник.
Цена билета в Михайловский дворец:
- Взрослые — 400 руб.
- Школьники и студенты старше 16 лет, пенсионеры — 200 руб.
- Лица до 16 лет — бесплатно.
Цена билета в корпус Бенуа:
- Взрослые — 300 руб.
- Школьники и студенты старше 16 лет, пенсионеры — 150 руб.
- Лица до 16 лет — бесплатно.
Цена билета в Мраморный дворец и Строгановский дворец:
- Взрослые 350 руб.
- Школьники и студенты, пенсионеры 170 руб.
- Лица до 16 лет — бесплатно.
Цена билета в Михайловский замок:
- Взрослые 400 руб.
- Школьники и студенты старше 16 лет, пенсионеры 200 руб.
- Лица до 16 лет — бесплатно.
Комплексный билет на 3 дня:
- 1000 руб. при покупке на сайте,
- 1200 руб. при покупке в кассе,
- 600 руб. — льготный.
По этому билету можно посетить все филиалы кроме Домика Петра I и Летнего дворца Петра I.
Дней бесплатного посещения в Русском музее нет.
Домик Петра I открывается 1 мая 2021 года.Время работы:
- Понедельник, среда, пятница, суббота, воскресенье: 10.00 –18.00.
- Четверг: 13.00 – 21.00.
- Выходной день — вторник.
Цена билета 300 руб. Льготные категории 150 руб. (бронирование входных билетов данной категории на Сайте музея не предусмотрено. Приобретение входных билетов осуществляется в день посещения музея в кассах Михайловского дворца, корпуса Бенуа, Мраморного, Строгановского дворцов и Михайловского замка).
Летний дворец Петра I открывается 1 мая 2021 года.Время работы: Понедельник, среда,четверг, пятница, суббота: 11.00 –19.00.Выходной день — вторник. Сеансы для одиночных посетителей: 12:00, 13:00, 14:00, 15:00, 16:00, 17:00, 18:00.Цена билета: 700 руб.
Летний сад и Михайловский сад открыты:
- С 10.00 до 22.00 с 1 мая по 30 сентября,
- С 10.00 до 20.00 с 1 октября по 31 марта.
- В апреле оба сада закрыты на просушку.
- По вторникам Летний сад закрыт,
- Михайловский сад открыт ежедневно.
- Вход свободный.
Экскурсии, которые могут быть Вам интересны:
- Экскурсия-квест для детей по Летнему саду.
- Игра-квест «Вокруг Михайловского замка».
Сайт музея: rusmuseum.ru Тел. для справок: 595-42-48, 314-34-48.
Судьба замка после смерти императора
Павел I не долго был хозяином своего замка. В его стенах он прожил всего лишь сорок дней и был зверски убит в ночь с одиннадцатого на двенадцатое марта. Императора не спасли глубокие рвы, толстые стены, охрана и даже тайный ход, имевшийся в его покоях. Почему-то в ночь убийства дверь к потайному ходу была заперта.
Многие считают, что Павел I знал о своей смерти. Перед этим к нему явился дух Петра I, его прадеда, и повелел уезжать из замка. А в день убийства император увидел свое отражение в зеркале со сломанной шеей. Однако все это не заставило его покинуть Михайловский замок, и он смело шел навстречу своей судьбе.
Сразу же после кончины Павла I замок опустел. Его жители в спешке выезжали из своих покоев. За последующие годы никто из императоров так и не смог вернуть жизнь в это место. Все обходили его стороной, веря в роковое предназначение замка.
За несколько лет из него были вывезены все ценности, а постепенно он лишился и части обшивки стен. Как когда-то делал для строительства своего замка Павел I, его потомки без стеснения разбирали величественное сооружение, чтобы украсить свои дворцы.
Через восемнадцать лет после смерти императора замок был передан Главному инженерному училищу. Отсюда пошло его второе название, которое сегодня используется довольно часто. Для нужд студентов строение было почти полностью перепланировано: рвы засыпали землей, многие залы перекрасили, в комнатах установили перегородки. Замок уже мало напоминал то величественное сооружение, которое создал Павел I.
История замка
Прежде, чем рассказывать о строительстве замка, нужно сказать несколько слов о его названии. В замке находилась часовня, освященная в честь Архистратига Михаила, ей-то здание и обязано своим названием. Некоторые мемуаристы императора утверждают, что на том месте, где позже был построен замок, одному из солдат явился сам Архистратиг. Нужно отметить, что название светского сооружения в честь святого — это беспрецедентный случай во всей истории российского зодчества.
Но почему именно «замок»? Почему не «дворец» (как обычно назывались аналогичные строения того времени)? Причина проста: это было прихотью императора, который состоял в одном из старинных рыцарских орденов.
Как уже было упомянуто выше, у замка есть еще одно название — Инженерный. Оно появилось позже, когда в здании разместилось училище, готовящее инженерные кадры.
История замка началась в середине 80-х годов XVIII столетия. Именно тогда была начата работа над проектом здания. Проектирование длилось около двенадцати лет. В качестве архитектора выступал сам будущий император Павел Петрович (в то время еще великий князь). Им было подготовлено тринадцать вариантов проекта.
Взойдя на трон, Павел I отдал приказ о начале строительных работ. Разработку окончательного варианта проекта и руководство строительными работами он поручил профессиональным архитекторам. Для того, чтобы строительство продвигалось быстрее, использовались строительные материалы, переброшенные с других строек. Было разобрано несколько царскосельских павильонов и один дворец недалеко от северной столицы, все полученные строительные материалы пошли на постройку замка. Работы велись круглосуточно. В темное время суток стройку освещали многочисленные фонари и факелы. Над возведением здания трудились шесть тысяч рабочих.
В начале XIX века замок был достроен. Император прожил в нем всего сорок дней. В этом замке он был убит. Вскоре после этого здание пришло в запустение. Позже его мрамор использовался при возведении Нового Эрмитажа.
Спустя восемнадцать лет после убийства хозяина замка начался новый этап в истории здания: оно было превращено в училище, готовившее инженеров. Та комната, где был убит император, была превращена в церковь.
Нужно отметить, что первоначально здание было окружено водной преградой (каналами). В 20-е годы XIX века каналы исчезли: их засыпали. Территория вокруг замка лишилась и подъемных мостов. Было перестроено и само здание. Его первоначальный облик был утрачен.
В разное время в замке располагались различные научные и учебные учреждения. Лишь в 90-е годы XX века началась реставрация здания. В начале XXI столетия реставрационные работы были закончены. Восстановлена часть первоначальных интерьеров. Также теперь на территории, окружающей замок, можно увидеть фрагменты одного из каналов и подъемного моста.
В настоящее время замок является филиалом Русского музея. В нем можно увидеть несколько интересных экспозиций, одна из которых посвящена истории здания.
История Русского музея в Санкт Петербурге
Мысль о его учреждении возникла в 1889 г у Александра III. Но, реализована она была только через 5 лет после его смерти Николаем II, его сыном. 7 марта 1898 г «Русский музей императора Александра III» впервые принял посетителей.
Основная часть экспозиций Русского музея в Петербурге находится в его центральном здании – Михайловском дворце. Он был построен в 1825 году знаменитым итальянским архитектором Карлом Росси для Великого князя Михаила, сына Павла I.
Дворец представляет собой двухэтажное строение в стиле высокого классицизма. Его главный вход украшает коринфский портик с колоннами и два каменных льва. В соответствии с канонами стиля исполнены ворота и ограда дворца. Они украшены копьями и пиками, атрибутами римского бога войны Марса, а также российским двуглавым орлом.
После смерти последней хозяйки, княгини Елены Павловны, дворец стал приходить в запустение. Он был выкуплен казной, и реконструирован под руководством молодого архитектора В. Свиньина.
Через 16 лет Михайловский дворец стал слишком мал для постоянно пополняющейся коллекции экспонатов. В 1917 году архитектором Л.Н. Бенуа было спроектировано дополнительное здание, которое в настоящее время служит для организации временных экспозиций.
Оба помещения получили серьёзные повреждения в годы Великой Отечественной войны. Но, они были быстро восстановлены, и 9 мая 1946 г Русский музей Петербурга снова открыл двери для посетителей. Сейчас постоянные и временные выставки организуются также в Строгановском, Инженерном (Михайловском) замке и Мраморном дворцах.
Архитектура дворца
Михайловский замок построен в полном соответствии с пожеланиями императора и его представлениями о надлежащей императорской резиденции.
Архитектор Баженов создал уникальный и необычный для русского зодчества дворец, где ни один из четырех фасадов не похож на другой. Однако внешний вид замка производит ощущение целостности, что является несомненной заслугой архитектора.
Это гигантское квадратное здание с закругленными углами создает впечатление неприступного крепостного бастиона. Особенностью архитектурной конструкции является огромное восьмиугольное внутреннее пространство и два небольших внутренних дворика.
Задуманное, как неприступная твердыня, оно располагается на слиянии рек Мойки и Фонтанки. С двух других сторон были прорыты Воскресенский и Церковный каналы. Таким образом, замок оказался расположенным на рукотворном острове, и заехать на его территорию можно было только по трем разводным мостам.
Перед, выходящим на юг, главным фасадом, была сооружена просторная площадь Коннетабля, также окруженная со всех сторон водой. По фронту площади главный разводной мост защищали два полубастиона с пушками. Всего по периметру дворца в крепостной стене перед замком было расположено около 20 пушек.
В центре площади император приказал установить конную статую Петра I, изготовленную еще во время великого государя гениальным Растрелли. Есть одна малоизвестная особенность этой скульптуры, которая кажется совершенно невероятной.
Главный фасад дворца с выступающим ризалитом из серого камня выходит на площадь. По краям ризалита сдвоенные колонны из красного мрамора поддерживают треугольный фронтон с барельефом «История заносит на свои скрижали славу России».
Центральным входом в замок являются Воскресенские ворота, к которым ведет трехпролетный мост через водный канал, опоясывающий центральную площадь Коннетабля.
По обеим сторонам центральные ворота фланкированы величественными обелисками во всю высоту здания с рыцарской атрибутикой и вензелями императора.
Выступающая часть ризалита на уровне верхних двух этажей выделена рядом колонн, поддерживающих фриз со знаменитой строкой, снятой с Исаакиевского собора. Цокольный этаж, выполненный из тесаных каменных глыб, служит непоколебимой основой всего сооружения.
Северный фасад здания выходит в сторону Летнего сада. Центральная часть фасада выступает вперед и отличается широкой лестницей, по бокам которой на постаментах выставлены бронзовые скульптуры Геракла и Флоры — копии античных шедевров.
Сдвоенные колонны, стоящие на верхней площадке лестницы, поддерживают центральную террасу на уровне второго этажа. Высокий аттик с пятью барельефами венчает центральную часть здания и придает целостность всей архитектурной композиции северного фасада.
Восточный фасад выходит на Фонтанку и выделен в центральной части овальным выступом. Венчает выступ купол с флагштоком. В момент, когда император находился в замке — на флагштоке поднимали царский штандарт. Стена овального выступа служит контуром для знаменитого овального кабинета на втором этаже замка.
Западный фасад является церковным и выглядит наиболее нарядно. В его выступающем далеко вперед полукруглом ризалите находится дворцовая церковь Архангела Михаила, в честь которого был назван замок.
Центральный ризалит завершается радиусом купола с остроконечным шпилем, увенчанным мальтийским крестом. Стены украшены лепным карнизом. К северу от ризалита находятся Рождественские ворота, ведущие в небольшой дворик, из которого можно пройти в императорские апартаменты.
Разные архитектурные решения фасадов объединяет в целостный облик единая окраска стен здания. С необычным и неожиданным цветом стен связана, разумеется, и необычная легенда.
Фаворитка осталась без перчатки, ибо она оказалась у архитектора В. Бренна. Царь изумился нежному персиковому цвету этого дамского аксессуара и принес его архитектору в качестве образца цвета для дворцовых стен.
Архитектурный облик здания уникален и не характерен для внешнего вида дворцов и особняков Санкт-Петербурга. Это единственный дворец в стране, построенный в стиле романтического классицизма.
Его образ стал символом периода правления императора Павла I — чудного правителя, такого же неоднозначного, как и его своеобразное детище.
Михайловский дворец и великая княгиня
Помимо светских раутов и балов, устраиваемых в Михайловском дворце, Елена Павловна прославилась своей благотворительностью. Она внесла огромный вклад в музыкальную жизнь Петербурга и всей Российской империи XIX века
По смерти мужа, великого князя Михаила Павловича, посвятила себя делам государственной важности.
Именно великая княгиня стала инициатором открытия Русского музыкального общества и Петербургской консерватории. С именем Елены Павловны связаны два крупнейших события — создание первого в России концертного учреждения и первого высшего музыкального учебного заведения. Во главе этих организаций стоял композитор Антон Рубинштейн.
Однако Елена Павловна приняла активное участие в реализации этих планов, обсуждала и согласовывала вопросы, связанные с проектами, в кругу императорской семьи, весьма щедро жертвовала собственные средства. Одним из первых студентов Петербургской консерватории стал Пётр Ильич Чайковский. В ноябре 1865 года студент Пётр Чайковский дал первое публичное выступление как пианист и композитор. Его первый концерт состоялся именно в Михайловском дворце, куда Пётр Ильич прибыл по приглашению великой княгини Елены Павловны.
Здесь же принимали знаменитых зарубежных музыкантов, в числе которых был — Рихард Вагнер. В Михайловском дворце во время петербургских гастролей 1967 года жил Гектор Берлиоз. Великая княгиня не только увлекалась живописью, но и выступала в качестве мецената. Она поддерживала, в том числе финансово, художников Карла Брюллова и Ивана Айвазовского, дала свои деньги художнику Александру Иванову на доставку картины «Явление Христа народу» в Россию.
Елена Павловна отлично разбиралась в русской литературе. Ей посвящали стихи Александр Пушкин и Фёдор Тютчев. Великая княгиня зачитывалась произведениями Николая Гоголя и содействовала изданию его сочинений. Она жертвовала средства на исследования Российской Академии Наук, способствовала экспедиции путешественника Николая Миклухо-Маклая на острова Тихого океана.
Современники отлично понимали, какой вклад внесла в культуру и жизнь Петербурга и России бывшая прусская принцесса, ставшая русской великой княгиней, и ценили это. Известно, что Иван Тургенев с глубоким сожалением отозвался в адрес великой княгини, когда её не стало: «Вряд ли кто её заменит».
К началу 1890-х семья Елены Павловны постепенно расселилась на периферии Михайловского дворца и во флигелях. Опустевшие дворцовые залы постепенно ветшали. После кончины великой княгини Екатерины Михайловны 30 апреля 1894 года, единственной из пяти дочерей Михаила Павловича и Елены Павловны, пережившей своих родителей, наследники решили продать дворец.
Строительство единственного замка в Петербурге
Возведенный по приказу императора Павла I Михайловский замок стал его последним жилищем. Павел I начал его строительство в ноябре 1796 г. — через месяц после коронации, с нетерпением ждал возможности переехать, а прожил в нем всего 40 дней.
Этот император был одержим идеями средневекового рыцарства, вступил в Мальтийский орден и даже был провозглашен его Великим магистром. Поэтому мечтой о постройке величественной средневековой крепости он жил всю жизнь. А с другой стороны, не слишком любимый в российском обществе государь постоянно боялся заговоров, и в его представлении именно замок мог стать достойной защитой. Как впоследствии оказалось, Павел I ошибался.
Архитекторами, ответственными за строительство, были назначены Винченцо Бренна и Василий Баженов, а наброски плана делал сам Павел I.
Странности, связанные с замком, начались еще на этапе подготовки проекта. Император приказал возвести свою резиденцию на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны, там в 1754 г. он появился на свет. Свое решение государь объяснял тем, что хотел бы умереть в том же месте, где родился. По странному, почти мистическому стечению обстоятельств так и случилось.
Замок строился в большой спешке силами почти 6000 рабочих. Работы не прекращались даже ночью при свете факелов. Однако, если людских ресурсов и упорства в России всегда было достаточно, то строительных материалов постоянно не хватало. По приказу Павла I их «заимствовали» на других объектах. Мрамор привезли со строительства третьего Исаакиевского собора (тот собор, который мы можем видеть сегодня, четвертый по счету), наборный паркет доставили из Таврического дворца, а скульптуры — из Царского Села.
История создания Меншиковского дворца в Санкт-Петербурге
Первый российский император Петр I, сам не ценивший роскоши и особого комфорта в бытовой жизни, в силу своей щедрости отвел своему другу, первому губернатору Петербурга, Александру Даниловичу Меншикову резиденцию на Васильевском острове. Здесь в 1710–1714 гг. с участием зарубежных архитекторов Г. Фонтана, Г. Шеделя и других знаменитых мастеров велось строительство дворца. Западноевропейские зодчие разработали облик дворца, но его строительством занимались русские умельцы — каменщики, столяры и художники. Уникальность здания в том, что оно использовалось и как служебное и как жилое помещение. В стиле строения видны как исконно русские черты, так и новые решения. В строительстве использовались новейшие достижения в области росписи и укладки камня. Скульптуры, украшающие помещения, выполнены в античном и итальянском стиле. Комнаты отделаны мрамором. К 1721 году Меншиковский дворец стал центром культурной жизни города. В нем были представлены ценные коллекции живописи и скульптуры, книги и монеты. Во дворце, который часто называли Посольским домом, проходили пышные приемы, праздники. Поэтому внутренняя отделка дворца была великолепна.
Напротив парадного входа у Невы была пристань, к которой причаливали небольшие судна.
В 1727 г. губернатора Меншикова сняли с должности и отправили в изгнание. После ссылки царского фаворита в Сибирь, дворец горел. Знаменитый регулярный парк с оранжереей и цветниками, фонтанами и статуями был заброшен и погиб. Все имущество князя было изъято. Строение передается Первому кадетскому корпусу и перестраивается для нужд училища. В этом учебном заведении учились Суворов, Задунайский и другие знаменитые личности. С 1880 г. здание становится музеем Первого кадетского корпуса.
С 1956 года в нем проводились реставрационные работы. Они осложнялись тем, что здание многократно перестраивалось. Кроме того, уровень высокого крыльца из-за надстроек набережной и мостовой сильно опустился за три столетия. Цвет здания изменился с тёмно-красного до желтой охры. Благодаря большой работе реставраторов здание было восстановлено в первоначальном виде.
В 1981 году Меншиковский дворец был передан музею Эрмитаж. И стал открыт для посетителей.