Михайловский замок
Содержание:
- Что случилось с замком после смерти Павла I?
- Помещения и интерьеры
- Строительство замка
- Внешний вид и отделка фасадов Михайловского замка
- Жизнь и смерть бедного Павла
- Архитектура и интерьеры
- Михайловский дворец и великая княгиня
- Возведение архитектурного исполина
- История создания замка
- Михайловский замок в Советское время
Что случилось с замком после смерти Павла I?
Со временем, а именно в 1819 году, по императорскому приказу замок перешел во власть Главного инженерного училища. Это дало второе имя ему (оно часто встречается) — Инженерный. Михайловский замок в Санкт-Петербурге (фото внутри свидетельствуют о перепланировке) со временем претерпел изменения и внутри, и снаружи. Помещения были переоборудованы, чтобы соответствовать нуждам училища. Позолоченную лепку отбеливали или просто покрывали слоями штукатурки и краски.
Мрамор из замка вывозили в Новый Эрмитаж. Его строительство происходило в 1840 году, а мрамор пригодился в оформлении нового музея. Михайловский замок в Санкт-Петербурге претерпевал значительные изменения. На месте парадной спальни построили Малую церковь. А Большую разделили на три разные помещения. В конце 1895 года в галерею провели лестницу.
Известным стало училище благодаря талантливому ученику — Федору Достоевскому. Он в нем не только учился, но и жил. Много других известных людей окончили Инженерное училище.
Михайловский замок в Санкт-Петербурге значительно пострадал во время Великой Отечественной войны, особенно крыша и столовая. С 1953 года проводилась реконструкция замка. В тот период было обнаружено немало открытий.
Стоит отметить, что Михайловский замок был первым и единственным сооружением романтического классицизма в России.
Помещения и интерьеры
Расскажем подробнее о некоторых помещениях замка и об интерьерах, которые были здесь в начале XIX столетия.
Одной из самых ярких деталей интерьера Общего столового зала были две огромные люстры, на каждой из них находилось по полсотни свечей. Зал являлся одним из парадных покоев императрицы. В тот период, когда в здании размещалось училище, зал был разделен на несколько сравнительно небольших помещений. При реставрации залу был возвращен его изначальный объем. Сегодня две огромные яркие люстры вновь освещают его роскошные интерьеры.
Стены Тронной комнаты, принадлежавшей супруге императора, украшал бархат малинового цвета. В этом помещении, как явствует из его названия, был установлен трон; на нем восседала императрица. Одним из главных украшений комнаты был плафон, расписанный знаменитым в то время немецким живописцем. Изображения на этом плафоне являлись аллегорическим прославлением красоты императрицы. Плафон был окружен раскрашенной лепкой, часть которой была покрыта золотом. В середине XIX столетия одна из стен комнаты была сильно изменена — в ней появилась арка. Это была как раз та стена, напротив которой раньше находился трон. В начале XXI века комната была отреставрирована. Нужно отметить, что в замке было пять тронных комнат. Две из них принадлежали императору, одна — императрице, еще две — наследнику престола и его брату.
Сильно изменен в середине XIX столетия был интерьер Георгиевского зала. Само помещение было перестроено. Нужно отметить, что первоначально зал предназначался для кавалеров рыцарского ордена. В середине XX столетия в ходе реставрационных работ его изначальный облик был частично восстановлен.
Говоря о помещениях замка, нужно упомянуть и о Мраморной галерее. Она была построена специально для проведения собраний кавалеров рыцарского ордена, к которому принадлежал император.
Строительство замка
Михайловский замок был построен Бартоломео Растрелли для императора Павла І в период с 1797 по 1801 годы. В его проектировании принимали участие архитекторы Василий Иванович Баженов и Винченцо Бренна. Замок был построен в удивительные по тем временам сроки – четыре года. Для обеспечения такой скорости строительства 6000 рабочих вынуждены были трудиться круглосуточно и без выходных.
Для максимально быстрого выполнения работ на строительство замка были переброшены строительные материалы, предназначавшиеся для других строек: декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры из Царского Села, дворца в Пелле и Академии художеств; со стройки Исаакиевского собора — фриз, который поместили над главными воротами; из Таврического дворца — наборный паркет. Согласно проекту замок должен был являть собой неприступную крепость, а завершался сей бастион подъемный мостом. У стен замка протекали воды Мойки и Фонтанки. Назван замок был в честь святого архангела Михаила.
Общий замысел создания замка и первые эскизы его планировки принадлежали самому Павлу. Работа над проектом будущей резиденции началась ещё в 1784 году, в бытность его великим князем. В процессе проектирования, которое длилось почти 12 лет, он обращался к различным архитектурным образцам, увиденным им во время заграничного путешествия 1781—1782 годов. Указ о строительстве замка — многолетней мечты, был издан в первый же месяц царствования Павла I в 1796 году:
Замок возвели на месте деревянного Летнего дворца Елизаветы Петровны, спроектированного архитектором Растрелли. Именно здесь 1 октября 1754 года великая княгиня Екатерина Алексеевна родила великого князя Павла Петровича, и тут в 1762 году она была провозглашена императрицей.
Первый камень был заложен 9 марта 1797 года. Помимо Баженова и Бренны в создании проекта принимал участие сам император, сочинивший несколько рисунков для него. В помощниках у Бренны также числились Фёдор Свиньин и Карл Росси.
Для росписи потолков в парадных помещениях замка были привлечены известные художники того времени: итальянцы Карл Скотти и Антонио Виги, поляк Франциск Смуглевич, немец Иоганн Меттенлейтер. Интерьеры замка украсили картины крупнейших русских художников эпохи: И. А. Акимова, А. Е. Мартынова, Г. И. Угрюмова, В. К. Шебуева, а также проживавшего в России англичанина Д. Аткинсона.
21 ноября 1800 года, в день святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящён, но работы по его внутреннему убранству ещё продолжались до марта 1801 года.
Внешний вид и отделка фасадов Михайловского замка
- То ли замок, то ли крепость.
- Отделка корпуса.
- Фасады замка.
- Дополнения к южному фасаду: памятник конному Петру Великому и Кленовая аллея.
С виду Михайловский замок выглядит как замкнутое сооружение с большим квадратным внутренним двором, с высоты птичьего полета похожее на крепость-бастион. Павел I боялся придворных заговоров (от одного из которых в итоге погиб) и сознательно или подсознательно хотел укрыться, спрятаться в надежной крепости. Безотчетный страх, усиленный мрачными предсказаниями (то тень Петра Великого являлась ему, то цыганка), заставил его покинуть Зимний дворец и поселиться в новой резиденции, выстроенной на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы. В Летнем дворце и родился будущий император Павел.
Отделкой корпуса замка занимались видные скульпторы того времени – Тибо и П. Стаджи, художники – А. Виги и Д. Б. Скотти и другие. Дорогие материалы, применяемые для отделки фасадов, придали зданию торжественность. Мрамор, использованный при строительстве, был заготовлен для Исаакиевского собора.
Фасады Михайловского замка не похожи друг на друга. Восточный фасад, который виден с берегов Фонтанки, считается самым скромным, а южный – самым торжественным.
Северным фасадом, или главной, лицевой частью замок смотрит на Летний сад и Марсово поле. В пруду Летнего сада в безветренную погоду можно увидеть отражение верхних этажей и надстроек замка. Северный фасад гостеприимно приглашает посетителей на просторную террасу с мраморной колоннадой.
В центральной части западного фасада Михайловского замка, выходящего на Садовую улицу, выделяется зеленоватый купол с позолоченным шпилем церкви, в которой предполагалось совершение молебнов царского семейства. Храм был выстроен в честь Архистратига Михаила, давшего замку имя.
Восточным фасадом сооружение выходит на набережную реки Фонтанки. На фасаде присутствует выступ, расположенный по центру и строго напротив аналогичного выступа с западной стороны (где церковь). Это Овальный зал, относившийся к парадным императорским покоям. Как и церковь, выступ увенчан башенкой и шпилем – для симметрии.
Южный фасад одет в мрамор и содержит портик с колоннами, выделяющийся на фоне огромного замка как необычная, неожиданная деталь. Обелиски с рыцарскими доспехами эпохи Средневековья дополняют картину величия.
Южный фасад знаменит и заметен еще и тем, что перед ним установлен памятник Петру I. Это был первый в СПб и в России монумент, запечатлевший конного императора-реформатора. Его свинцовая модель была выполнена великим Б. К. Растрелли еще при жизни Петра Великого, в 1719 – начале 1720-х годов. Затем, сорок лет спустя, памятник отлили из бронзы, но после этого ему пришлось еще сорок лет ждать, когда он окончательно воцарится на постаменте. На пьедестале – отделка олонецкого мрамора (его можно встретить и в самом замке). Патриотические барельефы с изображением Полтавской битвы и легендарного сражения у мыса Гангут украшают его.
К южному фасаду ведет просторная и длинная Кленовая аллея. Всякий раз, когда в Питер приходит осень, кленовые листья, рыжие, как окраска стен, подчеркивают строгую красоту замка. Справа и слева от аллеи расположены павильоны, построенные в конце 1700-х – 1800 гг. Их создатели – архитектор В. И. Баженов и скульптор Ф. Г. Гордеев.
Жизнь и смерть бедного Павла
В истории Дома Романовых – немало случаев цареубийства. Но убийство императора Павла в этом ряду особо: вся жизнь и смерть его, насквозь пропитаны мистикой. Ведь Павел был магистром Мальтийского ордена и сам был всегда мистиком.
Не претендую на полное описание жизни Павла; здесь будет только то, что так или иначе, связано с Замком. А о Павле рекомендую посмотреть великолепный фильм «Бедный Павел» с Виктором Сухоруковым в главной роли.
Легенда
Над Воскресенскими воротами цетрального фасада размещена крупная надпись с исправленной версией библейского афоризма «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ». Посчитайте, сколько букв в ней. Правильно – 47. За некоторое время до гибели императора, гадалка (говорят, что это была Ксения Петербургская) предрекла ему, что он проживет столько лет, сколько букв в этой надписи Павел прожил 47 лет…
Идея, и ее реализация
Идея постройки замка родилась у Павла, когда он был еще Великим князем; Император всячески подстегивал строителей, велел им работать и днем и ночью…Торопился государь: боялся он заговоров и неуютно чувствовал себя в Зимнем.
парадная лестница
И построили Замок всего за 4 года; сравните с долгостроями Спаса-на-Крови и Исаакия…Не постеснялся Павел стянуть мрамор из недостроенного Исаакиевского собора… Так торопился государь себе на погибель…Даже новоселье устроил, когда еще не были закончены отделочные работы.
из Летнего сада
40 дней прожил Павел после этого (число-то, тоже символическое)…
За что уважаю Павла, так это за то, что перед замком, поставил памятник Петру I с надписью «Прадеду от правнука».
из Летнего сада
Название
Ну, замком — то, назвал его сам хозяин, поскольку очень хотел соответствовать своему магистерскому званию; в замке он планировал устраивать различные мероприятия для рыцарей Мальтийского ордена.
из Летнего сада
Михайловским его назвали, поскольку приурочили его открытие ко дню Михаила Архангела. А почему замок стали потом называть Инженерным — об этом чуть позже.
Место
Изначально Великий князь планировал построить замок в Гатчине, но, став императором, решил поселиться в центре. И использовал для этого обветшавший дом, где он, собственно, родился, разрушив его — Летний дом Елизаветы Петровны.
Как выглядит
Выглядит мрачно. Резко отличается от традиционных дворцов русских царей. Действительно напоминает средневековую крепость. Если Дворец в Павловске больше отражает личность императрицы Марии Федоровны, которая и сама поучаствовала в отделке интерьеров. А и внешний вид, и интерьеры замка, безусловно, отражали психопатичную личность Павла. Отделка стен менялась: считалось, что изначально они были выкрашены в кирпично — красный цвет, что соответствовало оттенкам, характерным для Мальтийского ордена. Но, при реставрации под кирпичным слоем, обнаружили краску странного, оранжево-желтовато-розового оттенка – цвета перчатки Лопухиной – фаворитки Павла. Считалось, что это легенда: как-то на балу Лопухина демонстративно уронила перчатку, и первым бросился поднимать сей предмет император, желая вручить его даме; но он замешкался, будучи пораженным необычным цветом. А мы уже знаем, что Павел был символистом… Интерьеры и внешний вид менялись много раз по ходу дальнейшей истории…
Жизнь после смерти
Ничего мистического я не собираюсь здесь больше рассказывать. Я имею в виду, жизнь замка после смерти Павла.
Романовых совершено не интересовал мрачный замок. Мало этого они продолжили воровские манеры Павла, потихоньку грабя его: Александр I переплавил серебряные врата из дворцовой церкви – для изготовления сервиза (свадебного подарка сестре Анне – королеве Нидерландов), а Николай I не побрезговал воровством мрамора из замка – для постройки Нового Эрмитажа (того, что с атлантами).
Ну, а потом и вовсе, там поселилось Главное инженерное училище, давшее второе название замку – Инженерный. Замок безжалостно перестраивался…
Во время ВОВ в замке располагался госпиталь, потом – различные учреждения, продолжавшие ломать и перестраивать…
А сейчас?
Слава богу, к 300-летию Санкт-Петербурга замок отреставрировали. Теперь он считается филиалом Русского музея, и в нем, соответственно, располагается часть экспозиции Русского музея. А теперь, когда идет затянувшаяся реставрация Летнего сада, в замке хранится часть и его экспонатов.
Замок мрачен, но все же красив и неповторим. Когда-то, в советские времена, я и не собирался посещать его, да и экскурсоводы не советовали. Да и в эту нашу поездку мы оставили его на последний день. Но я очень рад, что мы там побывали! Тем более, что посещение его нам ничего не стоило, благодаря Карте гостя Санкт-Петербурга.
Здесь я ищу билеты, отели, горящие туры и экскурсии:
Архитектура и интерьеры
Если посмотреть на замок сверху, становится понятно, что назначение здания, в первую очередь, оборонительное. Это скорее крепость, чем резиденция венценосной семьи. Здание замка квадратное, со скругленными углами, внутренний двор представляет собой вписанный в квадрат восьмиугольник. Расположен дворец на слиянии рек Мойки и Фонтанки, во время строительства две оставшиеся стороны были отделены от суши специально прорытыми Церковным и Вознесенским каналами, создав тем самым искусственный остров. Соединяет замок с сушей похожий на трезубец гранитный Трехчастный мост.
Примечательны и фасады дворца – ни один из них не похож на другой, при этом каждый служит своей цели и гармонично вписывается в окружающее пространство. Северный фасад выходит на Летний сад и Марсово поле, то есть является парковым. Это отражено в богатстве украшения аттика, широкой лестнице, декорированной скульптурами, а также мраморной колоннадой. Противоположный ему Южный фасад является главным входом, чем обусловлена репрезентативность этой стороны здания. Центральная часть выложена серым мрамором, приподнятый портик украшают парные колонны из мрамора и обелиски в виде рыцарских доспехов. Одноименную площадь перед замком украшает памятник конному Петру I с надписью «Прадеду правнук». На фасаде можно прочесть «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ».
Этот немного переиначенный библейский текст породил легенду, о которой будет рассказано дальше. Восточный и Западный фасады являются второстепенными по отношению к двум главным фасадам Михайловского замка. Западная сторона является церковной, в центре ее вздымается купол и золотой шпиль церкви Архистратига Михаила. Наконец, самый скромный, Восточный фасад выходит на набережную Фонтанки и имеет симметричную апсиду с куполом и флагштоком, на котором поднимался штандарт во время нахождения в замке его владельца. В округлом выступе располагался Овальный зал.
Архитектурным стилем дворца принято считать романтический классицизм. Внутреннее убранство дворца было роскошным, как и подобает статусу его владельцев. В отделке использовано много мрамора, стены украшали картины и скульптуры известных мастеров. В комплекс Михайловского замка входит целый ряд строений, помимо самого дворца. Если повернуться спиной к его главному фасаду, перед нами окажется площадь, ранее служившая военным плацем и называвшаяся площадью Коннетабля, с памятником Петру I по центру. От суши ее также отделяли рвы, соединенные с сушей подвесными мостами, тщательно охранявшимися.
По периметру площадь была укреплена пушками и бастионами и представляла собой вторую линию фортификационных укреплений замка. Сразу у конца площади с двух сторон можно увидеть трехэтажные западный и восточный павильоны Кордегардий, в которых размещался охранный караул. Затем начинается Кленовая аллея, в длинных сооружениях с двух сторон которой ранее располагались конюшни и здание манежа, также авторства В. Бренна. Наконец, выход из комплекса и вход в него осуществлялся через трехпроходные ворота, центральная часть которых предназначалась для венценосной семьи, остальные для других посетителей. Они, к сожалению, не сохранились до нашего времени.
Представив полную картину замкового комплекса, становится понятно, насколько это здание необычно для Санкт-Петербурга и какую сложную задачу удалось выполнить его создателям, органично вписав замок в городской ландшафт.
Михайловский дворец и великая княгиня
Помимо светских раутов и балов, устраиваемых в Михайловском дворце, Елена Павловна прославилась своей благотворительностью. Она внесла огромный вклад в музыкальную жизнь Петербурга и всей Российской империи XIX века
По смерти мужа, великого князя Михаила Павловича, посвятила себя делам государственной важности.
Именно великая княгиня стала инициатором открытия Русского музыкального общества и Петербургской консерватории. С именем Елены Павловны связаны два крупнейших события — создание первого в России концертного учреждения и первого высшего музыкального учебного заведения. Во главе этих организаций стоял композитор Антон Рубинштейн.
Однако Елена Павловна приняла активное участие в реализации этих планов, обсуждала и согласовывала вопросы, связанные с проектами, в кругу императорской семьи, весьма щедро жертвовала собственные средства. Одним из первых студентов Петербургской консерватории стал Пётр Ильич Чайковский. В ноябре 1865 года студент Пётр Чайковский дал первое публичное выступление как пианист и композитор. Его первый концерт состоялся именно в Михайловском дворце, куда Пётр Ильич прибыл по приглашению великой княгини Елены Павловны.
Здесь же принимали знаменитых зарубежных музыкантов, в числе которых был — Рихард Вагнер. В Михайловском дворце во время петербургских гастролей 1967 года жил Гектор Берлиоз. Великая княгиня не только увлекалась живописью, но и выступала в качестве мецената. Она поддерживала, в том числе финансово, художников Карла Брюллова и Ивана Айвазовского, дала свои деньги художнику Александру Иванову на доставку картины «Явление Христа народу» в Россию.
Елена Павловна отлично разбиралась в русской литературе. Ей посвящали стихи Александр Пушкин и Фёдор Тютчев. Великая княгиня зачитывалась произведениями Николая Гоголя и содействовала изданию его сочинений. Она жертвовала средства на исследования Российской Академии Наук, способствовала экспедиции путешественника Николая Миклухо-Маклая на острова Тихого океана.
Современники отлично понимали, какой вклад внесла в культуру и жизнь Петербурга и России бывшая прусская принцесса, ставшая русской великой княгиней, и ценили это. Известно, что Иван Тургенев с глубоким сожалением отозвался в адрес великой княгини, когда её не стало: «Вряд ли кто её заменит».
К началу 1890-х семья Елены Павловны постепенно расселилась на периферии Михайловского дворца и во флигелях. Опустевшие дворцовые залы постепенно ветшали. После кончины великой княгини Екатерины Михайловны 30 апреля 1894 года, единственной из пяти дочерей Михаила Павловича и Елены Павловны, пережившей своих родителей, наследники решили продать дворец.
Возведение архитектурного исполина
Процесс строительства был запущен 26 февраля 1797 года в момент закладки первого камня в фундамент будущего сооружения. Император торопил со сроком сдачи объекта и работы велись «стахановскими» темпами.
На момент возведения архитектурного «монстра» были прекращены все значимые стройки по стране и лучшие специалисты перенаправлены на царский объект.
Баженов был не в состоянии выдерживать такую строительную гонку, и в дальнейшем руководил постройкой Винченцо Бренна — придворный архитектор императора.
Работы велись в буквальном смысле и день, и ночь при свете факелов, в любое время года и при любых погодных условиях. На строительной площадке одновременно находилось около 5 тысяч работников.
Для ускорения строительства стали перебрасывать с других строек готовые архитектурные компоненты. В ход пошли колонны и фризы из Царского Села, скульптуры из Академии художеств.
Даже с Исаакиевского собора сняли уже установленный фриз с библейской надписью. Это было немыслимым святотатством и есть легенда, что причиной гибели Павла I стал этот необдуманный приказ о снятии фриза со стен храма.
Строительство продолжалось, и по известному сценарию Таврический дворец остался без наборного паркета.
В спешке строительные работы велись с нарушением технологии и надлежащих нормативов. Фундамент, вырытый глубокой осенью, и зимняя кладка стен привели к неимоверной сырости и снижению уровня теплозащиты.
Однако император подгонял строительство и ценой невероятных усилий к ноябрю 1800 года удалось закончить возведение здания. В этом же месяце в день Архангела Михаила дворец был освящен, но отделка помещений продолжалась еще несколько месяцев.
В знаменательный день 1 февраля 1801 года император со всей семьей въехал в новую резиденцию.
История создания замка
Указ о строительстве Инженерного замка в Санкт-Петербурге вышел в девяносто шестом году восемнадцатого века. Местом для него был выбран Летний дворец, в котором и родился император. Считается, что он всегда говорил о мечте умереть там, где появился на свет. Поэтому место под застройку было выбрано не случайно. К тому же Летний дворец был практически заброшен, его стены обветшали, а многие предметы вывезены в другие дворцы.
Многие современники Павла I писали о его мистических наклонностях. Считалось, что он обладал настоящим даром предвидения и даже имел отношение к Мальтийскому ордену. Как бы то ни было, но к строительству император подошел с большим энтузиазмом. Он самолично разработал архитектурный проект замка, в котором воплотил все свои идеи. Можно добавить, что изначально в нем прослеживались идеи масонства. А знаки этого тайного ордена и до сих пор явно читаются в разных местах замка. После создания первого проекта Павел I приступил к внесению правок, и в конечном итоге на его столе оказалось целых тринадцать проектов, выбрать из которых он не мог.
На помощь государю пришел архитектор Василий Баженов, соединивший все идеи в единый проект и сделавший на него смету. Руководить возведением своего детища император доверил Винченцо Бренна, которого самолично контролировал.
Интересно, что Инженерный замок – это второе название дворца. Изначально все знали его как Михайловский. Причем и здесь не обошлось без легенд. Согласно им, одному из солдат на посту ночью явился сам архангел Михаил и повелел пойти к государю и передать распоряжение о строительстве на месте Летнего дворца храма. Назвать его нужно было непременно Михайловским. На утро вояка отправился к императору и рассказал ему о своем сне. Удивительно, но Павел I был будто уже осведомлен обо всем. Поэтому в считанные дни отдал приказ о возведении замка и строительстве храма в честь святого Михаила.
В феврале девяносто седьмого года восемнадцатого столетия сам император принял участие в закладке фундамента. Кроме монет, которые было принято закладывать в основание новых сооружений, туда же положили несколько кирпичиков из обработанной яшмы. Ранее и позже такого никто и никогда не делал.
Михайловский замок в Советское время
После революционных событий 1917 года здание было национализировано и с 1918 года в его залах разместились аудитории Ленинградского военно-инженерного училища.
С начала войны и до 1945 года в замке располагался госпиталь, и после войны военное училище продолжило образовательный процесс. В тоже время в здании размещалось множество различных советских учреждений с немыслимыми для воспроизведения названиями.
Начиная с 1988 года, арендаторы стали постепенно освобождать занимаемые площади и к 1994 году Михайловский замок перешел в распоряжение Государственного Русского музея. Был восстановлен первоначальный облик здания и частично сделана реставрация интерьеров по эскизам современников.