Казанский собор

Краткое описание

Храм построили в честь Казанской чудотворной иконы Божией Матери, являющейся самой важной его святыней. Автор проекта придерживался стиля архитектуры «ампир», подражая церквям Римской империи

Неудивительно, что вход в Казанский собор украшает красивейшая колоннада, оформленная в виде полукруга.

Здание вытянулось на 72,5 м с Запада на Восток и на 57 м с Севера на Юг. Венчает его купол, расположенный на высоте 71,6 м над землей. Этот ансамбль дополняют многочисленные пилястры и скульптуры. Со стороны Невского проспекта вас приветствуют скульптуры Александра Невского, св. Владимира, Андрея Первозванного и Иоанна Крестителя. Прямо над их головами находятся барельефы с изображениями сцен из жизни Божией матери.

На фасаде храма имеются шестиколонные портики с барельефом «Всевидящее око», которые украшают треугольные фронтоны. Вся верхняя часть декорирована объемным аттиком. Форма самого здания копирует форму латинского креста. Дополняют общую картину массивные карнизы.

Главное помещение собора разделено на три нефы (коридоры) – боковые и центральный. По форме оно напоминает римскую базилику. Перегородками служат гранитные массивные колонны. Высота потолков – более 10 м, они декорированы розетками. Для создания правдоподобности в работе использовался алебастр. Пол выложен серо-розовым мрамором в виде мозаики. У амвона и алтаря в Казанском соборе имеются участки с кварцитом.

В соборе размещено надгробие известного полководца Кутузова. Оно обнесено решеткой, спроектированной все тем же архитектором Воронихиным. Тут же находятся ключи от падших под ним городов, маршальские жезлы и различные трофеи.

История создания кратко

Раньше на месте Казанского Собора стояла простенькая церковь Рождества Богородицы, с деревянным куполом и скульптурами апостолов на карнизе. Ее часто сравнивают с Петропавловским собором. Несмотря на скромное убранство храма, в нем венчался сам император Павел I. Но он считал, что она слишком неказиста, и надо бы построить какой-нибудь грандиозный собор, достойный «Северной столицы». Образцом для него должен был служить собор Святого Петра в Риме.

В 1799 году император объявил конкурс на проект собора, в котором участвовало множество известных архитекторов. Но ни один из них Павлу не нравился. Он даже вроде бы отбирал некоторые проекты, но потом вновь от них отказывался. И тут граф Строганов представил императору наброски Воронихина. Они-то и отвечали желаниям Павла затмить Рим.

Он не только утвердил проект Воронихина, но и назначил Строганова главой попечительского совета, который контролировал ход строительства. Кстати, этот совет заявил Павлу о том, что в проекте собора нет колокольни, и это существенный недостаток. На что Павел заявил, что если у собора Святого Петра в Риме нет колокольни, то и здесь она не нужна. Поэтому колокола разместили прямо в проемах Колоннады.

Однако Павел I не дожил до закладки первого камня собора. Это произошло уже при его наследнике Александре I, который присутствовал во время этой торжественной церемонии. Воронихину помогал известный российский архитектор и гравер Николай Алферов, а денег на строительство ушло очень много – грандиозная по тем временам сумма, больше 4 миллионов рублей! Если учесть, что тогдашний рубль стоил столько же, сколько 550 нынешних, то это значит, что строительство собора обошлось в 35 миллиардов долларов США. Собор закончили в 1811 году. Его освятил митрополит Амвросий. Тогда же окончательно разобрали и старую церковь.

Архитектурный облик храма

По воле Павла I наружный облик собора спроектировали похожим на римско-католическую церковь Святого Петра в Ватикане. Поэтому Казанский храм имеет ряд черт, несвойственных архитектурным стилям православных соборов того времени: наличие снаружи колоннады и только одного купола. Кафедральный собор – грандиозное творение человеческих рук, поражающее своим внешним и внутренним убранством.

Во французском имперском стиле ампир был воздвигнут Казанский собор, архитектор Воронихин и скульптор Гордеев в единении с другими выдающимися художниками девятнадцатого века изрядно потрудились над базиликальной формой храма и скульптурами, богато украшающими собор.

Рельефные работы венчают снаружи Казанский собор – скульптор Пименов в тандеме с другими талантливыми художниками выполнили прекрасные бронзовые скульптуры великих святых. Кафедральный храм Петербурга – первая в Российской Империи церковь, созданная в европейской манере русским зодчим.

Проект великого архитектора

Так исторически сложилось, что в Казани нет ни одной постройки, спроектированной российскими архитекторами, что называется, первого ряда. Это не значит, что в Казани нет выдающихся зданий — достаточно вспомнить здание университета, безусловно, красивейшее из всех учебных зданий в России. П.Г. Пятницкий был в высшей степени талантливым, но все же локальным архитектором. Новый собор Казанского Богородицкого монастыря является, пожалуй, единственным строго документированным примером участия выдающегося архитектора всероссийского масштаба в проектировании сооружения для Казани. Поэтому кажется нелишним привести читателю еще одну цитату, на этот раз из Русского биографического словаря.

«Старов, Иван Егорович, адъюнкт-ректор Императорской академии художеств, известный архитектор, статский советник, сын дьякона московской епархии, родился в 1743 г. в Москве. Усвоив начатки грамоты под руководством своего отца, в 1756 г. он поступил в гимназию при Московском университете, но там пробыл всего лишь год и переведен в гимназию, находившуюся при Петербургской академии наук; в последнем заведении Старов оставался до 1758 г., когда был принят (одним из первых по времени) в число учеников Императорской академии художеств. Здесь он избрал своею специальностью архитектуру и в области ее оказал настолько выдающиеся успехи, что по окончании академического курса для дальнейшего совершенствования был направлен за границу».

Живя преимущественно в Риме и оттуда предпринимая поездки в другие итальянские города, выдающиеся своими старинными и стильными постройками, Старов пробыл за границей всего около 6 лет и за это время основательно изучил гражданскую и особенно церковную архитектуру. По возвращении на родину, он в 1768 г. советом академии художеств был назначен в академики, а в следующем году за представленный им проект здания шляхетского кадетского корпуса признан академиком. Педагогическая деятельность его в академии началась в 1770 г., когда он был избран адъюнкт-профессором архитектуры, каковым пробыл до 1785 г.; с этого же времени и до самой смерти, последовавшей в 1808 г., он состоял ординарным профессором архитектуры; наконец, его участие в направлении художественно-воспитательной деятельности академии начинается с 1790 г., когда он был избран в члены академического совета, а еще более усиливается с 1794 г. — времени назначения его адъюнкт-ректором академии. Старов был энергичным администратором и талантливым профессором, но вся его известность, однако, создана не этими сторонами его деятельности, а почти исключительно работами его как практического архитектора. В этой области он является, несомненно, одним из наиболее видных русских деятелей. Уже вскоре после возвращения из-за границы, именно в 1773 г., он был назначен членом комиссии строения императорских дворцов и садов, в которой достиг такого влияния, что редко какое-либо сооружение обходилось без его непосредственного участия; позже он состоял членом целого ряда комиссий, образованных для строения храмов; так, например, в 1776 г. он Высочайшим указом был определен руководителем строительства соборной церкви Александро-Невского монастыря, в 1801 г. назначен членом комиссии, строившей церковь Казанской Божией Матери в Петербурге, и пр. Старову принадлежит длинный ряд построек в различных местах России. Самыми капитальными памятниками его архитекторской деятельности являются Таврический дворец (окончен постройкой в 1782 г.) и собор Александро-Невской лавры (1779—1791 гг); из менее значительных сооружений следует назвать еще собор в Софии, близ Царского Села, упомянутую выше церковь Казанской Божией Матери в Петербурге и дачные дворцы в имениях Демидова — Сиворицы и Пелла Петербургской губернии. По смерти Старова в его домашних бумагах и в академии художеств осталось большое количество архитектурных проектов и относящихся к архитектурному искусству записок.

В заключение остается напомнить, что закладка и освящение собора вкратце описаны в первой цитате наших заметок и предложить читателю снимки, хранящиеся в фондах Национального музея РТ.

Намоленное место

Деревянная церквушка простояла совсем недолго. В начале 1730-х императрица Анна Иоанновна повелела ее перестроить в камне и по образцу Петропавловского собора. Благодаря выдающейся колокольне церковь стала самым высоким сооружением в округе. За день до освящения в 1737-м году в храм перенесли икону Казанской Божьей матери. Святое строение начали именовать в народе Казанским собором.

Через год Кривушу украшал деревянный мост, названный Рождественским. Берега речки в 1760-е были облицованы, и она получила новое название — Екатерининский канал. Сейчас это всем известный канал Грибоедова. Деревянный мост заменили на каменный, который сегодня мы знаем как Казанский мост.

Вставший на престол сын Екатерины Великой — Павел Первый хотел построить величественный храм во имя Казанской иконы Божией Матери и наподобие собора святого Петра в Риме. Было решено заложить монументальное сооружение за церковью Рождества Богородицы, потом ее разобрать, ибо вид ее уже не вписывался в архитектурный облик столицы, ставшей за все предыдущие годы своего развития намного изысканней.

Для таких грандиозных целей потребовалось больше пространства. Поэтому строительство стартовало с расчистки территории, было выкуплено и разобрано одиннадцать частных строений. В 1805 году Казанский мост снова подвергся перестройке: его сделали шире на девяносто пять метров. С этого времени происходит окончательное формирование границ Казанской площади.

Сердце Кутузова

Многие приходят в храм, чтобы почтить память фельдмаршала Кутузова и поклонится его могиле. Полководец умер во время военного марша по дорогам Силезии в апреле 1813 года. По личному указу царя покойного забальзамировали и с почестями перевезли в Санкт-Петербург. По православному обряду Кутузова похоронили в главном соборе города.

Прошло время, и среди россиян поползли слухи, что в храме покоится только тело, а сердце фельдмаршала находится в Силезии. Оно было погребено адъютантом военачальника на кладбище небольшой деревни Тиллендорф, в 3 км от Бунцлау. Причиной для таких разговоров стали последние слова полководца, что после смерти его сердце навсегда останется с российскими солдатами.

В 1933 году, когда собор уже был музеем, специальная комиссия вскрыла старый склеп и составила акт. В документе было указано, что внутри обнаружены кости, остатки тканной материи и серебряный сосуд с забальзамированным сердцем.

Где находится Казанский собор в Санкт-Петербурге и часы работы

Кафедральный Казанский храм считается действенным святилищем Православной Русской Церкви Московского Патриархата. Также стоит заметить, что на территории молельни установлены некоторые правила, а именно:

  • мужчины, прежде чем зайти в помещение святилища должны снять головной убор, а женщины наоборот покрыть голову платком или косынкой;
  • в православной молельне запрещено сидеть, кроме тех случаев, когда человек болен;
  • говорить необходимо тихо, дабы не мешать другим посетителям собора;
  • согласно более строгим канонам, вход в богомольню женщинам в юбках короткой длины, брюках и с нанесенной на лицо косметикой воспрещено.

Режим работы Казанского собора в Санкт-Петербурге

Молебен открыта для всех желающих с понедельника по пятницу с 07:00-20:00, а в выходные дни, а также в праздничные с 6:30 утра и до 20:00 вечера. Закрывается же храм сразу после проведения вечернего богослужения. Вход же является бесплатным, однако если туристы желают послушать экскурсию, то за пожертвование работники святилища могут провести ее.

Расписание богослужения выглядит следующим образом. В будние дни:

  • 07:00 – песнопение божественное (ранние часы), начинание исповедания также происходит в это же время;
  • 10:00 – песнопение божественное (поздние часы), начало исповедания приходится на 09:30;
  • 18:00 0 вечерняя служба.

В праздничные и воскресные:

  • 07:00 – божественное раннее песнопение, начало исповедания в 07:00;
  • 10:00 – божественное позднее песнопение, исповедание проводится в 9:30 утра;
  • 18:00 – вечернее служение.

Лучшая статья для Вас, переходите: Англиканский собор Святого Андрея в Москве

В этом храме каждодневно проводятся богослужения, венчания, таинства крещения, а также панихиды. В храме постоянно присутствует дежурный священнослужитель. Есть Церковно-приходская школа для взрослых и воскресная школа для детей, школа художеств и читальня.

Действует программа «Православный путь верования», которая направлена на просвещение православных в церковном плане. Из года в год в сентябре месяце 12-го числа от молебни по Невскому пр-ту вплоть до Александро-Невской Лавры в честь князя Александра Невского совершаются крестные ходы. С покровительством архимандрита храма священнослужителя Павла Красноцветова здесь проходят паломнические служения.

Как добраться

Казанский собор находится в центре Москвы на Никольской улице. Добраться до него не составит труда — в шаговой доступности от святыни находятся несколько станций метро и остановки общественного транспорта. Кроме того можно воспользоваться услугами такси или доехать на машине.

Метро

Метрополитен является, пожалуй, самым удобным транспортом в столице. От ближайшей к собору станции «Охотный ряд» (красная ветка), идти всего около 100 метров от выхода № 7. Кроме того, недалеко находится станция «Театральная» (зеленая ветка), а чуть дальше «Площадь Революции» (синяя ветка).

Схема метрополитена Москвы — Яндекс. Метро

Вид на собор с Никольской улицы:

Общественный транспорт

В 300 метрах, возле станции метро «Охотный ряд», располагаются остановки: «Метро Охотный ряд» и «Манежная площадь». Здесь ходят автобусы и маршрутки: № М2 (до Рижского вокзала), М3, М10, М27, Н1 (ночной до аэропорта «Шереметьево»), Н2 (ночной), Н11 (ночной до аэропорта «Внуково»), Н12, 101, 144, 904.

Чуть дальше (с противоположной стороны Красной площади, у храма Василия Блаженного) есть еще одна автобусная остановка — «Красная Площадь». От нее ходят автобусы № М5 и 158.

Портал общественного транспорта Москвы

Строительство собора Казанского собора

Само же возведение Казанского собора началось после гибели императора в 1801 году. 21 августа 1801 года при непосредственном участии Александра I в присутствии императрицы Марии Федоровны был торжественно заложен в фундамент будущего величественного храма первый камень. Памятник истории и русского зодчества был построен за поразительно короткий срок – 10 лет. В строительстве были задействованы тысячи крепостных крестьян. Росписями стен собора занимались именитые мастера-живописцы – В.Шибуев, В.Боровиковский, К.Брюллов, Ф.Брунни. В строительстве был задействован строительный материал, привезенный из Карелии. Известковым туфом, добытым в Гатчинском районе, облицовывали наружные стены собора. Он же использовался и в изготовлении наличников, капителей и фризов. Основным декоративным материалом был выбран пудостский камень, имеющий большое сходство с итальянским травертино, который использовался в строительстве собора Св.Петра. Добывали камень в окрестностях Санкт-Петербурга. Внутренняя отделка была из порфира, яшмы и мрамора. Строительство Казанского собора было закончено в 1811 году. Спустя два года после завершения строительства была разобрана старая церковь, которая стояла рядом со строящимся Казанским собором.

примечательности Санкт-Петербурга

История Казанского собора

История собора связана с чудотворной иконой Казанской божией матери. Перед ней молился Петр I накануне Полтавской битвы, он перенес ее список в Казанскую часовню, расположенную на Петроградской стороне. После строительства придворной церкви Рождества Пресвятой Богородицы икона была перенесена туда. А после возведения на ее месте Казанского собора икона обрела в нем свое постоянное место обитания.

Церковь Рождества Богородицы была построена в 1730-е годы по указу императрицы Анны Иоановны на середине Невского проспекта. Архитектор Михаил Земцов построил ее внешне схожей с Петропавловским собором. Церковь стала главным храмом Санкт-Петербурга, где проводились торжественные службы. Здесь крестилась Екатерина II, венчалась с Петром III, приняла присягу гвардейских полков, здесь также венчался ее сын Павел.

Став императором Павел посчитал, что храм выглядит слишком скромно и не соответствует главной улице столицы. Павел хотел построить храм похожий на собор Святого Петра и Санта-Мариа-Маджоре в Риме. Был открыт конкурс на лучший проект нового храма. Множество знаменитых зодчих представили свои работы, но выбран был проект молодого архитектора Андрея Воронихина, бывшего крепостного президента Академии художеств графа Строганова.

Закладка храма с участием сына Павла — Александра I произошла в 1801 году, сам Павел не дожил до этого события. Торжественное освящение храма произошло 15 сентября (по старому стилю) 1811 года, в этот день Казанская икона после крестного хода была помещена в иконостас.

Сразу после возведения Казанского собора в Санкт-Петербурге произошла Отечественная война 1812 года, которая изменила его историю. Он стал главным памятником победы Российской империи в этой войне.

Перед отъездом в армию под Смоленск Кутузов молился в соборе перед Казанской иконой. Сюда стали свозить трофейные знамена и штандарты французской армии, ключи от взятых крепостей и городов. Сейчас они находятся в Историческом музее города Москвы.


Казанский собор памятник Кутузову

В 1818 году перед собором были установлены скульптуры Кутузова и Барклая-де-Толли по проекту скульптора Орловского, которые завершили ансамбль Казанского собора.


Казанский собор, памятник Барклай-де-Толли

Казанский собор в Санкт-Петербурге был кафедральным до 1858 года, пока данное звание не перешло к Исаакиевскому собору.

В 1893 году в Казанском соборе отпевали Петра Ильича Чайковского. Желающих помолиться за покойного композитора было так много, что они не вмещались в собор. На службе присутствовал великий князь Константин Константинович. Император Александр III велел оплатить погребение из своих личных средств.

После революции 1917 года храм вступил в эру атеизма: был снят крест, иконы переданы в музеи, драгоценная церковная утварь изъята, а церковнослужители репрессированы. В 1931 году собор был закрыт, а в одном из главных храмов страны разместился Музей истории религии и атеизма.

В 1991 году были возобновлены богослужения, а в 2000 году храм полностью был передан Русской православной церкви. Он снова получил статус кафедрального собора.

Три века истории храма

До того, как был построен Казанский собор, список чудотворной иконы хранился в церкви, освященной в честь Рождества Богородицы. Эта церковь была построена в 30-е годы XVIII века, а к концу названого столетия обветшала. Тогда решено было возвести на ее месте новый храм. Императором был объявлен конкурс, знаменитые архитекторы представили свои проекты, но ни один из них не стал победителем. Спустя некоторое время императору был предложен еще один проект, автором которого являлся бывший крепостной Андрей Воронихин. Именно этот проект и получил одобрение императора.

Строительные работы продолжались десять лет (очень короткий срок, если учитывать технологии XIX столетия!). Стоимость этих работ превысила четыре с половиной миллиона рублей. Старая церковь, в которой хранился список чудотворного образа, была разобрана только после того, как строительство нового храма завершилось.

Работы по отделке здания продолжались до конца 20-х годов XIX столетия. Они завершились спустя почти восемнадцать лет после освящения собора. В 40-е годы XIX века в храме в первый раз были проведены ремонтные работы. Спустя почти двадцать лет был произведен второй ремонт. Он включал в себя восстановление стенной живописи, реставрацию икон.

На площади перед собором неоднократно проходили студенческие демонстрации. Там же в середине 70-х годов XIX века состоялась демонстрация одного из революционных обществ.

В начале XX века в храме произошло торжественное событие — празднование трехсотлетия дома Романовых. Но эту страницу истории храма нельзя назвать радостной: во время торжеств в переполненном соборе началась страшная давка, в которой погибли несколько десятков человек.

В послереволюционное время, а точнее, в 20-е годы XX века, из храма было изъято множество ценностей, его интерьеры сильно пострадали. В частности, был уничтожен уникальный иконостас, изготовленный из трофейного серебра. Он был отправлен в переплавку. Всего из собора было изъято приблизительно две тонны серебра (не считая многих других ценностей). В начале 30-х годов XX века храм был закрыт, а спустя короткое время в его здании открылся музей, экспозиции которого были посвящены истории религии и атеизма. В середине XX столетия в здании были проведены реставрационные работы. Сначала были тщательно отреставрированы интерьеры, затем — фасады.

В начале 90-х годов в одном из приделов собора возобновились богослужения. Спустя несколько лет над куполом храма вновь засиял крест. В конце 90-х годов здание было полностью освящено. В начале XXI века оно было окончательно возвращено Русской православной церкви.

Внутреннее убранство храма. Иконы

Для внутренней отделки Воронихин выбрал мрамор, гранит, порфир, яшму. Мраморные плиты разных расцветок на полу выложены в виде затейливых орнаментов. Красота камня оттеняется восхитительной люстрой, деталями из золота и других драгоценных металлов.

Первый иконостас, изготовленный по проекту Воронихина, мы уже не увидим. Он украшал храм до 1936 года, а потом городу преподнесли великолепный серебряный иконостас с чеканкой – трофей донских казаков в войне 1812 года.

Здесь есть иконы кисти лучших мастеров:

  • Кипренского
  • Угрюмова
  • Боровиковского

В конце XX века справедливость восторжествовала, собор вернули епархии, там стали проводиться богослужения, совершаться религиозные таинства. Через некоторое время вернулась сюда и икона Казанской Богородицы. Прихожане получили возможность помолиться перед чудотворным образом.

Конкурс проектов нового собора.

В ноябре 1800 года Павел I повелел воздвигнуть вместо церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Этому решению предшествовал конкурс на лучший проект нового храма, проведенный в 1799 г. В этом конкурсе участвовали: выдающийся зодчий строгого классицизма Чарльз Камерон, только что прибывший в Россию архитектор Жан Тома де Томон и живописец-декоратор, мастер паркостроения, Пьетро Гонзаго. Однако ни одному из конкурсантов не удалось найти решения, которое бы удовлетворило требованию монарха включить в проект колоннаду, подобную римской. Более всех проектов Павлу понравился проект Ч.Камерона, который задумал охватить невысокими колоннадами площадь перед западным фасадом собора без выхода на Невский проспект. В ноябре 1800 года Павел предписывает петербургскому губернатору фон Палену: «Я поручил архитектору Камерону составить проект Казанской церкви в Петербурге. Уведомляю Вас о сем для того, чтобы вы оказали ему содействие, сделав распоряжение. Благосклонный к Вам Павел». Однако вскоре произошел неожиданный поворот. 14 ноября того же года император утвердил другой проект Казанского собора, составленный малоизвестным русским зодчим А.Н.Воронихиным. Бывший крепостной графа А.С.Строганова в 1797 г. получил от Академии художеств звание академика перспективной и миниатюрной живописи и только в 1800 г., по представлению президента Академии Строганова, — звание архитектора. Не исключено, что в выборе Павла I между проектами Камерона и Воронихина сказывалась его неприязнь к Камерону, пользовавшемуся благосклонностью Екатерины II. В то же время император считался с мнением графа Строганова, который сыграл решающую роль в утверждении проекта Воронихина. После долгих  творческих поисков, Воронихин находит оригинальное решение. Проект Воронихина действительно очень напоминает собор святого Петра в Риме. Однако колоннады римского храма, пристроенные Бернини через сто лет после долголетнего строительства собора святого Петра, играют вспомогательную роль, лишь формируя площадь перед собором. А колоннады Воронихина органически связаны с массивом собора и включают собор в ансамбль Невского проспекта. Купол более стройный и легкий, чем купол собора святого Петра, и во многом напоминает купол парижского Дома инвалидов или церкви св.Женевьевы (Пантеон). Кроме того, колоннады Казанского собора скрывают определенную асимметрию храма. По православной традиции главным входом в собор является западный, напротив которого, с восточной стороны, размещается алтарь. Поэтому у Казанского собора, представлявшего в плане латинский (вытянутый) крест, основной вход ориентирован не на Невский проспект — парадную коммуникацию города, а на узкую Большую Мещанскую улицу. Купол же расположен не в центре храма, а значительно сдвинут от него в сторону востока. Эта асимметрия скрыта колоннадами. Само здание собора скрывается за ними. Виден только купол, находящийся между двумя крылами колоннады, создающих зрительную иллюзию его центрального положения в самом здании. По проекту предполагалось возведение двух колоннад — с северной и с южной стороны храма и создание вокруг храма трех площадей — с северной, южной и западной сторон. Колоннады завершаются боковыми порталами — проездами со стороны набережной Екатерининского канала и Большой Мещанской улиц. В связи с начавшимся строительством была реконструирована вся прилегающая территория. Собор возводился южнее церкви Рождества Богородицы, которая оставалась на месте до конца строительства собора. Работы развернулись 22 ноября 1800 г., через восемь дней после утверждения проекта Воронихина. Павел I приказал: «Для построения Казанской церкви по конформированному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств, действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину». К январю 1801 года была составлена расходная смета и определены сроки строительства. Комиссия определила расходную смету в сумме 2 843 434 руб. и, подчиняясь повелению Императора, обязалась построить собор в три года. Павел собственноручно определил жалование архитектору три тысячи рублей в год. Сумма по тем времена большая, учитывая, что рабочий каменщик получал не более трехсот рублей в год.

Живопись

Живописные труды, украшающие Казанский собор, выполнены выдающимися деятелями изобразительного искусства, творившими в конце XVIII века и начале XIX века. Живопись можно увидеть на иконостасе, стенах и пилонах. Художественные творения отражают академизм того времени. Их исполнение — это яркий образец манеры написания великими мастерами эпохи Возрождения.

Особого внимания заслуживает работа Карла Брюллова «Взятие Богородицы на небо». Она относится к шедеврам религиозной живописи. Изображения художника Владимира Боровиковского характерны для иконописи XVIII века. Сегодня в храме можно увидеть такие шедевры мастера, как иконы для царских врат главного иконостаса, архангела Гавриила и девы Марии для Благовещения, всех 4-х евангелистов.

Лучшим творением художника Василия Шебуева стали изображения Трех Святителей, находящиеся в подкупольных пилонах. Григорий Угрюмов нарисовал прекрасную икону «Поклонение Волхвов». Созданный этим художником образ Христа Спасителя и сегодня поражает всех молящихся своим светлым, проникновенным взглядом. Глядя на Его лик, можно забыть про мирскую суету. Поэтому каждый человек хоть раз должен увидеть шедевры живописи и скульптуры знаменитого Казанского собора.

Интерьер Казанского собора

Внутри собор имеет форму римской базилики, разделенной рядами гранитных монолитных колонн с капителями, коринфского ордера на три нефа (коридора).

Центральный неф в четыре раза шире боковых и перекрыт полуцилиндрическим сводом. Боковые нефы перекрыты прямоугольными кессонами.

Пол собора мозаичный. Выложен серым и розовым карельским мрамором.

Полы и ступени алтаря и амвона, основание царского места и кафедра облицованы малиновым шокшинским кварцитом (порфиром).

Неотъемлемой частью интерьера петербургского Казанского собора является живопись.

Иконостас собора был расписан лучшими художниками конца 18 — начала 20 веков. К. Брюллов, Бруни, Басин, Шебуев, Боровиковский, Угрюмов, Бессонов и другие расписывали иконостас собора, его стены и подкупольные столбы — пилоны.

Наиболее примечательной живописной работой в соборе является запрестольный образ «Взятие Богородицы на небо» работы К.П. Брюллова.

Главной святыней собора является чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список (копия) с чудотворной иконы, обретённой в Казани в 1579 году. Хотя икона в петербургском соборе и копия, но она, как и сама изначальная икона, признана чудотворной.

Казанскую икону, принадлежавшую царице Парасковии Федоровне, родственнице Петра, в Санкт-Петербург привезли при Петре I. Согласно исследованиям она была списком с изначального казанского прототипа. После длительного нахождения в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, икона была помещена в новом Казанском кафедральном, который был возведен для неё. Казанская икона стала одной из главных православных святынь Санкт-Петербурга.

После закрытия Казанского собора в 1932 году икону удалось спасти — её перенесли в Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне в Петербурге. В августе 2002 года икону Казанской Божьей Матери вернули в собор и установили по правую сторону от Царских Врат воссозданного иконостаса.

Внутри, как и снаружи, Казанский кафедральный собор богато украшен скульптурой.

Рельефные скульптурные работы и внутри и снаружи созданы скульпторами Гордеевым, Рашеттом, Прокофьевым и другими.

Потолок собора украшен имитирующими живопись розетками в виде стилизованного цветка из французского алебастра.

Купол собора, вид изнутри.

Придел Святых Антония и Феодосия Киево-Печерских.

В северо-восточной части собора, напротив придела святых Антония и Феодосия Киево-Печерских, погребен М.И. Кутузов.

Над могилой возведена бронзовая ограда, созданная по проекту А.Н. Воронихина. Над памятной плитой из красного мрамора установлена икона Смоленской Божией Матери и укреплен герб Светлейшего князя Смоленского.

На стене над могилой укреплена картина художника Алексеева «Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве». На картине изображено событие из истории российской воинской славы — освобождение Москвы ополчением под руководством К. Минина и князя Д. Пожарского в октябре 1612 года с Казанской иконой Божией Матери.

После успешного освобождения русскими войсками под командованием М.Б. Барклая де Толли Западной Европы от Наполеона в собор начали поступать ключи от французских крепостей, взятых русскими войсками. 97 ключей было размещено на стенах собора. Большинство из ключей сейчас находятся в Москве. 6 связок расположены над могилой М.И. Кутузова в петербургском Казанском кафедральном соборе.

У выхода из собора, по обеим сторонам от северной двери, размещены памятные доски в честь императоров — начало (основание) и окончание строительства собора: «Соизволеніемъ ПАВЛА I-го начата 1801» и «Попеченіемъ АЛЕКСАНДРА I-го кончана 1811».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector