Храмы кхаджурахо

Строительство

Храмы сгруппированы в три географических подразделения: западное, восточное и южное.

Храмы Кхаджурахо построены из песчаника с гранитным фундаментом, который почти скрыт от глаз. Строители не использовали раствор: камни складывались с помощью пазов и шипов и удерживались на месте под действием силы тяжести. Такая конструкция требует очень точных стыков. Колонны и архитравы были построены из мегалитов, весивших до 20 тонн. Некоторые ремонтные работы в XIX веке проводились с использованием кирпича и раствора; однако они стареют быстрее, чем оригинальные материалы, и со временем темнеют, поэтому кажутся неуместными.

Регион Кхаджурахо и Калинджар является домом для высочайшего качества песчаника, который можно точно вырезать. Сохранившаяся скульптура отражает мелкие детали, такие как пряди волос, ухоженные ногти и замысловатые украшения.

Во время записи телешоу « Затерянные миры» («Исторический канал») в Кхаджурахо Алекс Эванс воссоздал каменную скульптуру под четырьмя футами, на вырезание которой потребовалось около 60 дней, пытаясь составить приблизительное представление о том, сколько работы, должно быть, потребовалось. Роджер Хопкинс и Марк Ленер также провели эксперименты по добыче известняка, в ходе которых 12 работникам карьеров потребовалось 22 дня, чтобы добыть около 400 тонн камня. Они пришли к выводу, что для создания этих храмов потребовались бы сотни высококвалифицированных скульпторов.

Западная сторона.

Восточная Группа Кхажурахо

Восточная группа храмов Кхаджурахо состоит преимущественно из джайнистских святынь – Парсванатха, Ади-натха, Шанти Натха и Гхантаи, построенных религиозно терпимым Чанделой. Здесь также находятся целый ряд небольших индуистских храмов, таких как Джавари, Вамана, Брахма и Хануман. Из них первые три посвящены богу Вишну, Вамана посвящен его воплощению в образе карлика, а храм Брахма из песчаника и гранита, один из старейших в Кхаджурахо, был назван так по ошибке.

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Хануман, обезьяний бог и преданный помощник Рамы, был  когда-то  очень популярным  в  северной  Индии  (он все еще высоко почитается в штате Махараштра). В храме находится  8-футовая  статуя Ханумана,  датируемая  922 годом н.э.

Явное тайное

Построенные по указу короля Чандравармана, эти храмы пестрят скульптурами и барельефами сексуального содержания. Они сводили с ума пуритански мыслящих британцев, и если бы не затеряность в джунглях, моголы сровняли бы их с землей. Но истинный смысл этих храмов всегда будет ускользать от непосвещенного.

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Индуистский храм представляет собой лежащую с раскрытыми ногами женщину. При входе стоят столбы, символизирующие половые губы. Далее идет галлерея, символ влагалища. И наконец мы попадаем в святая святых — пространство матки. В центре святилища стоит лингам, погруженный в йони. Жидкости, поливаемые на лингам во время пуджи (вода, молоко, ги) суть женские выделения разного характера во время разных стадий возбуждения. Все это суть признание и почитание пантеона богов и божественных планов, участвующих в Творении и сакральном создании новой жизни. Горящий огонь суть огонь кундалини, неугасимый и вездесущий.

Фото внутри

Изнутри комплекс поражает своим великолепием и размахом. Арочные ворота, украшенные каллиграфией, составляют борта гробницы. Вертикальные выступы (пилястры)стен украшены прелестными бутончиками цветков лотоса.

Пройдя через возвышенную комнату в центре и четыре комнаты в виде восьмиугольника, можно лицезреть Тадж-Махал во всём его внутреннем великолепии. Эти комнаты были изначально предназначены для установки в них могил других представителей королевского рода.

В центральном помещении расположен памятник Мумтаз Махал, а слева и чуть выше него – Шаху Джахану. Памятники имеют персидские надписи, а монумент покойной жене императора отмечен записями из Корана.

Над могилами горят кайренские лампы, пламя которых можно является негасимым. Возле могил расположены впадины, украшенные различными полудрагоценными камнями, оставленными в качестве признательности посетителями за создание такого уникального архитектурного сооружения. А недавно мы писали про самые древние храмы Индии и про озерный дворец Джаг-Нивас.

Кандарайя Махадэва

Кандарайя Махадэва. Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Западная группа храмов, шиваитских и вишнуитских, сохранилась лучше других и располагается в два ряда. Каждый из них состоит из одного большого храма и нескольких более мелких. Самый большой, наиболее известный и богатый убранством – розово-белый Кандарайя Махадева, украшающий обложки бесчисленного количества книг об индийских храмах. Пропорции Кандарайя Махадевы достаточно впечатляющи – длина храма 102 фута, ширина 67 футов, высота с башней – 118 футов. Он мастерски построен и исключительно удачно спланирован, и является типичным образцом этой восхитительной группы сооружений.

Посвященный богу Шиве, комплекс из пяти храмов (panchayatana) был построен между 1025 и 1050 гг. н.э.

Сегодня из пяти первоначально существовавших зданий осталось только главное. Все пять были сооружены на высокой площадке, хотя, конечно, вспомогательные храмы были намного меньше по размеру и зрительно как бы связаны длинными каменными скамейками, где паломники могли немного отдохнуть.

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Цоколь храма, к которому ведет пролет высоких ступеней, был оформлен девятью равномерно расположенными нишами для статуй Шивы, Ганеши и семи богинь матерей, matrika-s (или sakti-s). Шакти также означает женскую силу, суть жизни. Искусно спланированный постамент, так же как и выступающие вперед окна наверху (oriel), ориентированы на страны света. Изысканные балконы обеспечивают достаточное количество света для обзора скульптур в святая святых.

Вы входите в роскошно отделанную прямоугольную галерею и неф через словно вырезанный из слоновой кости арочный вход (torana) с фигурами сказочных чудовищ, небесных музыкантов, танцовщиков (gandharva-s) и богов (deva-s). Внутренняя часть храма так же старательно отделана резьбой, как и наружная поверхность. Комнаты храма наполнены воздухом и светом, что придает объем резьбе на их полукруглых потолках. Своей отделкой они очень напоминают легендарные мраморные джайнистские храмы горы Абу.

Вход в алтарь также украшен резьбой. Здесь аскеты медитируют, речные богини охраняют бога гор, а каменные цветы предлагают себя богу. Обрамленный этим богатством, здесь находится Shankara (Шива) в виде мраморного мужского члена (linga), символа жизни. Его место расположения, как и его пещера в Гималаях, темно и свободно от украшений. В тишине и полумраке бог отдыхает, успокаивая паломников своим молчаливым, строгим присутствием.

Алтарь окружен украшенной круглой дорожкой (рradakshina), а на его постаменте находятся восемь ведущих богов (ashtadikpala-s) – Индра, Агни, Яма, Наирита, Варуна, Вайю, Кубера и Исана, охраняющие Шиву. Над ними в стене находятся ниши для скульптур каждого члена святой триады.

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Три горизонтальных пояса скульптур на стенах, повторяясь, продолжают друг друга, создавая чувство волнообразного движения по всему сооружению, освещая одних и придавая им силу, и маскируя других своей тенью. В жаркий день храм мерцает как волшебное видение.

Множество богинь (deva-s, devi-s) и чувственных танцовщиц (apsara-s) – согласно подсчетам всего 872 – предстают на стенах как влюбленные, мечтатели и воины. Все человеческие и божественные фигуры кажутся восторженными, наполненными внутренней радостью. Их глаза устремлены поверх смотрящего на них, в какой-то их личный рай. Даже в эротических скульптурах состояние экстаза на лицах пар скорее божественное, чем земное. Безусловно, создатели Кхаджурахо были не только высококвалифицированными, обученными и глубоко религиозными людьми, они также хорошо знали Кама Сутру.

Внешне храмы также украшены рядами рельефных изображений. Над рядами скульптур миниатюрные башни соединялись с центральной. Главный шпиль (shikhara) храма Кандарайя Махадева, выражающий мирские и духовные устремления, поднимается в виде параболической дуги, имитирующей соединенные руки паломника, сложенные в приветствие (namaskar).

Восточная группа

Восточная группа храмов включает в себя семь храмов – четыре джайнских и три брахманских. Также в этой группе можно увидеть сильно перестроенный джайнский храм Шантинатх, возведенный на древнем постаменте. Храмы расположены вокруг деревни Кхаджурахо и возле озера Нинора.

Храм Брахмы (около 900 г.) представляет собой простое сооружение квадратной формы с портиком и святилищем. Храм ошибочно приписывается Брахме; на самом деле он посвящен Вишну, о чем свидетельствует его образ на обрамлении дверного проема. Как и другие ранние храмы, он построен из гранита и песчаника.

Храм Вамана (около 1050 – 1075 г.г.) посвящен пятому воплощению Вишну в образе карлика-брахмана. Храм представляет собой образец зрелого стиля Чандела. Храм имеет традиционную планировку, включающую в себя портик, мандапу с трансептами, вестибюль и святилище. Внешние стены украшены двумя фризами со скульптурными изображениями, в том числе чувственными сурасундари, однако эротическая скульптура здесь не представлена. В святилище находится образ четырехрукого Ваманы и главных индуистских богов – Брахмы, Вишну и Шивы.

Храм Паршванатха (середина X века) – самый значительный из джайнских храмов Кхаджурахо по своему размеру и художественным достоинствам. По-видимому, изначально храм был посвящен Адинатхе – первому тиртханкаре, духовному учителю джайнов, достигшему просветления. Сейчас в святилище находится черная статуя Паршванатхи, которая была установлена только в 1860 году.

Храм имеет вытянутую форму с выступами на двух концах – входной портик на восточной стороне и дополнительное святилище на западной. Скульптурное обрамление храма великолепно, от трех рядов горельефов на внешних стенах до искусного декора дверного проема. Храм известен прекрасными женскими фигурами, изображениями танцоров и музыкантов и небесных существ.  Хотя храм принадлежит джайнской религии, в его оформлении присутствуют многочисленные вайшнавистские сюжеты – эпизоды из легенды о Кришне, Рама, Сита и Хануман, другие индуистские боги в разных воплощениях и их супруги.

Адинатха (вторая половина XI века), расположенный рядом с Паршванатхой, относится к группе джайнских храмов. Он представляет собой оригинальную шикхару с вестибюлем; портик же был пристроен значительно позже. Стены храма опоясаны тремя рядами горельефов с изображениями сурасундари, летающих видьядхар, танцоров и музыкантов.

Небольшой храм Джавари (примерно 1075-1100 г.г.) примечателен своими гармоничными пропорциями, которые достигаются высокой, устремленной вверх шикхарой, и изящной макара-тораной, украшающей портик. Храм посвящен Вишну, чей поврежденный образ без головы находится в главном святилище.

Храм Гхантай (конец X века) получил свое название от орнамента в виде колокольчиков, которым декорированы элегантные колонны. Храм почти полностью разрушен, сохранились лишь входной портик и мандапа с четырьмя колоннами, чьи потолок и соединяющий их дверной проход украшены утонченной резьбой.

Железнодорожная станция

Железнодорожная станция Кхаджурахо, выбивается из общего представления об железнодорожных станциях в Индии. Не так часто встретишь железнодорожную станцию которая расположена дальше чем аэропорт, в Кхаджурахо именно так.

ЖД станция Кхаджурахо построена не так давно, возможно именно этот факт говорит об ее опрятности, да еще не такое уж оживленное место представляет собой деревня Кхаджурахо.

Но обо всем по порядку. Местный мальчишка вызвался бескорыстно доставить меня из деревни на железнодорожный вокзал Кхаджурахо, у него это получилось и вот я стою перед новеньким зданием с отвалившимися буквами в названии станции, по правую руку стоянка таксистов, которые не так давно оказали теплый прием. Здание сделано с явным намеком на древние храмы Кхаджурахо, но до мастерства древних этим строителям далеко.
Железнодорожная станция Кхаджурахо, здание ЖД вокзала

Захожу внутрь вокзала, чистота и порядок, рядом с офисами работников стоят растения в больших горшках, у ларька с едой сразу две мусорные корзины, пол в буквальном смысле блестит.
Железнодорожная станция Кхаджурахо, не индийская чистота на вокзале

Я в Индии? Спрашиваю я сам себя и повертев головой, найдя глазами кучку местных на лавке, убеждаюсь что в ней самой. На перроне такая же чистота, что и рядом с офисом менеджера по вокзалу, мусора нет даже на шпалах рядом с перроном.
Железнодорожная станция Кхаджурахо, удивительно чистый перрон

Общий вид умиляет, темно-синее небо в легкой дымке, контрастирует с залитым солнечным светом перроном, на котором мирно ожидают своего часа голубые вагончики, стройная шеренга фонарей поблескивает алюминием козырьков над желтыми навесами и лишь упрямые рельсы убегают прочь за горизонт.
Железнодорожная станция Кхаджурахо

На табличке название станции Кхаджурахо, не совсем понятно, почему на новой станции такая выцветшая табличка.
Железнодорожная станция Кхаджурахо, табличка с названием жд станции

Лишь беспорядочно разбросанный багаж обшитый джутовой мешковиной, вносит частичку индийского беспорядка, но этот беспорядок напротив добавляет пикантности деревенской станции под названием Кхаджурахо.
Железнодорожная станция Кхаджурахо, аккуратно сложенный багаж

Окошко касс стандартно для всех железнодорожных станций Индии, не стандартно лишь то, что народу нет никого.
Железнодорожная станция Кхаджурахо, билетная касса

Из информационного стенда узнаю о расписании поездов, их тут немного, но маршруты весьма удобные: Дели, Варанаси, Джханси, Удайпур, Канпур.
Железнодорожная станция Кхаджурахо, расписание поездов

Туризм и культурные мероприятия

Схема расположения храмов — Группа памятников Кхаджурахо.

Храмы в Кхаджурахо в целом разделены на три части: восточная группа, южная группа и западная группа храмов, из которых только западная группа имеет возможность организовать аудиогид, во время которого туристы проходят через семь-восемь храмов. . Существует также аудиогид, разработанный Археологической службой Индии, который включает повествование об истории и архитектуре храма.

Фестиваль танца Кхаджурахо проводится каждый год в феврале. Здесь представлены различные классические индийские танцы на фоне храмов Читрагупта или Вишванатх .

Храмовый комплекс Кхаджурахо предлагает каждый вечер шоу son et lumière (звуковое и световое). Первое шоу на английском языке, второе — на хинди . Он проводится на открытых лужайках храмового комплекса и получил неоднозначные отзывы.

Явное тайное

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Построенные по указу короля Чандравармана, эти храмы пестрят скульптурами и барельефами сексуального содержания. Они сводили с ума пуритански мыслящих британцев, и если бы не затерянность в джунглях, моголы сровняли бы их с землей. Но истинный смысл этих храмов всегда будет ускользать от непосвящённого взора.

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Индуистский храм представляет собой лежащую с раскрытыми ногами женщину. При входе стоят столбы, символизирующие половые губы. Далее идет галерея, символ влагалища. И наконец мы попадаем в святая святых – пространство матки. В центре святилища стоит лингам, погруженный в йони. Жидкости, поливаемые на лингам во время пуджи (вода, молоко, ги) суть женские выделения разного характера во время разных стадий эротического возбуждения (=процесса творения). Все это суть признание и почитание пантеона богов и божественных планов, участвующих в Творении Мира и сакральном создании новой жизни. Горящий огонь суть огонь кундалини, неугасимый и вездесущий.

Храмы Кхаджурахо – микрокосмос человека

Первые индуистские храмы представляли собой простую платформу с крышей или даже без нее. Позже, в период Гупта (3-5 в.в. н. э.), архитектура храмов постепенно начала усложняться, и сформировались каноны, в соответствии с которыми велось строительство культовых сооружений. Тогда появились основные элементы – квадратное святилище и портик с колоннами. Позже добавился обход вокруг главного святилища и цоколь с колоннами, вход в который, как правило, предварялся портиком. Форма крыши, плоская изначально, изменялась, в ее конструкции появлялась многоярусная надстройка – шикхара, характерная для северных храмов.

В Средние века в Индии появились «Шилпашастры» — трактаты, посвященные индуистской храмовой архитектуре и иконографии. Храм стал микрокосмом, моделью мироздания, символом Абсолюта. Каждая часть здания имеет особое значение, но все вместе они составляют неделимое целое, символизирующее единство Вселенной.

Храм строится на массивном каменном основании – адистхане, поверх которого расположена еще одна платформа – джагати. Основание символизирует алтарь, на который как жертва богам возлагается само здание. Святая святых храма, куда допускались только священнослужители храма, называется «гарбагриха». Это небольшое темное помещение со скульптурой божества, которое находится под высокой башней пирамидальной формы, увенчанной шпилем, – шикхарой. Для молитвенных собраний верующих предназначается большой молельный зал – мандапа, соединенный с гарбагрихой небольшим вестибюлем – антаралой. Вход в мандапу предваряется портиком – ардха-мандапой. Элементы храмов могли различаться в зависимости от эпохи строительства и культурного влияния соседних регионов, но основополагающие принципы были едины и строго соблюдались архитекторами.

Храмы Кхаджурахо – типичные образцы северной школы Нагара, которая отличается высокой шикхарой округлой формы, сужающейся кверху. Планировка храмов включает в себя гарбагриху, мандапу, ардха-мандапу и антаралу, каждая из которых увенчана собственной пирамидальной крышей. Все вместе они образуют единое целое, постепенно увеличиваясь по высоте от самой низкой крыши над портиком до самой высокой – шикхары над святилищем. Центральная шикхара символизирует мифический пик Меру, небесное царство Брахмы, или священную гору Кайлас, обитель Шивы.

Все шикхары Кхаджурахо как бы наклонены внутрь. Такой эффект создается за счет небольших шикхар, примыкающих к основной башне и устремленных вверх, к небесам. Каждый уровень плавно переходит в следующий, что символизирует рост, обновление всего сущего, бесконечную смену миров. Этот эффект дополнительно подчеркивается амалаками – дисками в форме окружности с ребристыми краями, которые пересекают вертикальные линии башен. Шпили шикхар оканчиваются калашами – сосудами с нектаром бессмертия амритой.

Храмы Кхаджурахо построены на высоких цоколях и окружены открытыми галереями. В самых больших храмах Кхаджурахо – Кандарья Махадева, Лакшамана и Вишванатха – также есть прадакшина, обходная галерея вокруг святилища, а мандапа имеет четыре боковых выступа с окнами для вентиляции и освещения, благодаря которым храм имеет форму двойного креста.

Архитектура святилища полна сакрального смысла: шикхара включает в себя семь вертикальных выступов нага, символизирующих единый восходящий аспект всего сущего,  – такой тип шикхар называется «саптаратха», а по горизонтали оно разделено на семь уровней-выступов сапта-баба, которые отражают многообразие нисходящих уровней сущего. Внутри и снаружи храмы богато декорированы орнаментами и многочисленными скульптурами, которые кажутся живыми и динамичными благодаря контрасту света и тени, придающему фигурам объем и пластичность.

Южная Группа Кхажурахо

В южной группе сохранились только два храма – Чатурб-худж и Дуладео, в первом из них находится огромная статуя бога Вишну, а Дуладео, вероятно, является последним храмом, который был здесь построен.

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Дуладео – храм Шивы, но его название означает “Святой Жених”. Рассказывают, что однажды мимо храма проходила свадебная процессия, и жених скончался у его входа, превратившись в божество. Небольшой, изящный пятипалатный храм хранит несколько известных эротических резных скульптурных изображений, но все же это строение не столь совершенно, сколь его предшественники”.

Южная группа храмов

Южная группа представлена двумя индуистскими храмами, которые находятся на некотором отдалении от основных достопримечательностей. Это наиболее поздние строения в комплексе Каджурахо времен эпохи Чандела.

Храм Чатурбхудж (около 1100 г.) был построен, когда расцвет династии Чандела остался позади, а искусство, как и само государство, уже начинало приходить в упадок. Хотя стены храма и украшены традиционными тремя рядами горельефов, фигуры стереотипны и лишены выразительности. Однако в святилище храма стоит замечательное скульптурное изображение Шивы высотой 2,7 метров, которое выступает предметом споров исследователей – некоторые из них предполагают, что статуя изображает бога Вишну.

Название храма Дуладео (около 1100-1150 г.г.) означает «священный жених». Храм посвящен Шиве, чьи многочисленные изображения и лингам украшают гарбагриху. Дуладео – последнее творение Чандела в Кхаджурахо, в котором чувствуется закат блестящей эпохи. Храм щедро декорирован, но ему недостает жизненной силы и глубины образов, которыми славится Кхаджурахо.

Особенности архитектуры храмов Кхаджурахо

Большинство их них посвящены Шиве, Парвати, Вишну. Второстепенные постройки, небольшие по размерам, были возведены в честь местных богов-хранителей или благосклонных к людям духов.

Они значительно отличаются от традиционных образцов индийской архитектуры. Подобно древним пирамидам, сооружения четко ориентированы по сторонам света, установлены на специальных постаментах, возведены без использования скрепляющего раствора. На основании располагается конструкция купольной формы, имитирующая горную цепь на которой, по легендам, обитают боги.

Кроме того, они отличаются компактностью, отсутствием стен вокруг основных построек, вытянутыми силуэтами, наличием открытых галерей, большим количеством скульптур и барельефов, расположенных в несколько рядов. Независимо от величины здания, они построены по одному плану:

  • вход;
  • галерея-вестибюль;
  • центральный зал;
  • святилище.

Как и для большинства культовых индийских построек, материалом послужил песчаник. Он достаточно податлив в обработке, но даже этот факт не объясняет, каким образом блоки в 20 тонн были подняты на высоту в 30 м. и филигранно установлены в специальные пазы.

Большинство барельефов и скульптурных групп носит отчетливый эротический характер, остальная часть относится к бытовым темам, демонстрирует сцены охоты, земледелия. Ряды скульптур четко выверены по горизонтали, масштабу. Создается впечатление, будто их создавали единым движением резца. Перемычки между барельефами тоже украшены каменной резьбой в более мелком масштабе. Несмотря на то, что некоторые части фигур сколоты, раскрошились от времени и воздействия ветра, большая часть уцелевших украшений поражает точностью и реалистичностью воспроизведения. Они наполнены жизнью, многие скульптуры запечатлели момент движения.

Храмовые постройки расположены 3 группами. Они возведены на расстоянии нескольких километров, что явно имеет сакральное значение, но его смысл тоже пока скрыт от исследователей.

Восточная группа

Она включает 3 индуистских храма и 4 джайнских. Хануман знаменит статуей бога-обезьяны, достигающей 2,5 м. в высоту и надписью, датированной 922 годом. Она считается одной из самых древних в храмовом комплексе.

Храм Брахмы тоже относится к самым старым, изображение над входом указывает на то, что изначально он был посвящен Вишну. Неплохо сохранились здания, посвященные Ваману и Джавари.

Южная группа

В ее составе до нашего времени дошли всего 3 храма:

  • Дуладео, отличающийся введением деревянных элементов;
  • Чатурохуджа, где полностью отсутствуют статуи и барельефы эротического направления;
  •  Биджамандала, находящийся в процессе раскопки.

Западная группа

В ней находятся самые крупные, хорошо сохранившиеся сооружения. В их число входят храмы:

  • Вараха;
  • Лакшми;
  • Лакшмана;
  • Деви Джагадамба;
  • Читрагупта;
  • Парвати;
  • Вишванат;
  • Нанти.

Здания, находящиеся на внешней стороне ограждения, в большинстве представляют живописные руины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector