Обычаи и традиции аварцев

Чеченцы-аккинцы

Народ, в основном проживающий на территории Чечни. Наименование произошло от названия села Большой Чечен. Собственное название – нохчий. Дагестанские чеченцы именуют себя аккинцы или ауховцы. Их численность 88 тыс.чел., что составляет 3% от населения Дагестанской Республики.
Большинство проживает на территории Чеченской Республики.

Также населяют Ингушетию, Дагестан, некоторые области России. Меньшими группами населены государства: Калмыкия, Северная Осетия, Казахстан, Турция, Украина, Иордания.
Чеченцы – последователи суннитской ветви ислама. Широко распространены суфийские учения в двух толкованиях: накшбанди и надири. До распространения ислама поклонялись божествам, олицетворяющим силы природы и оказывающим покровительство традиционным занятиям.

Основной элемент общества – суфийские общины-вирды и родовые кланы (тейпы). Местами сохранялось многоженство. Браки между родственниками до третьего колена были запрещены. Из обычаев сохранились гостеприимство, побратимство, взаимопомощь, кровная месть. Вопросы кровной мести и возможности примирения решались на общих сходах. При женщинах нельзя было мстить, наказывать или убивать. На сегодняшний день чеченцы живут обычными гражданскими семьями.

Жилье – дом в несколько комнат, расположенных в ряд с отдельным выходом на террасу, которая протягивается вдоль всего дома. В интерьере практически отсутствовала мебель, обустройство комнат состояло из нескольких скамеек, сундука и низкого столика. На стенах вешали ковры и шкуры, а также оружие. Очаг и зола считались священными. Старшая женщина в семье была хранительницей очага.

Основные занятия: скотоводство и земледелие. Занимались разведением породистых лошадей, крупного рогатого скота и овец. Из ремесел были развиты: кузнечное и ювелирное, производство шелка, обработка кости и рога.

Одежда мужчин состояла из рубахи, штанов, черкески и бешмета. Головной убор – высокая папаха из ценного меха, олицетворяющая достоинство мужчины. Сбить с головы папаху, означало навлечь на себя кровную месть. Женская одежда состояла из длинной рубахи-туники и штанов. По цвету одежды можно определить статус женщины и ее семейное положение.

Пищевыми предпочтениями в теплое время года являются мучные, молочные блюда и фрукты, в холодное время – мясные. Из повседневной пищи: супы, каши, блины и чебуреки, лепешки с разнообразными начинками, мясной бульон.

Русские

Большую часть населения РФ составляет восточнославянский народ – русские. В Дагестане проживает около 150 тыс.чел., что составляет более 5% населения.

Происхождение народа уходит своими корнями IX-X века, во времена объединения киевскими князьями восточнославянских племен.

Отдельно можно сказать о казачестве. Они занимались охраной приграничья. Войско было сформировано из разных народов. Большинство казаков были последователями православия.
Культура и рацион зависели от региона проживания и сословия. Общей чертой было употребление в пищу меда и приготовление хмельных напитков.

Основная хозяйственная деятельность: земледелие, разработки руды в горах и создание крупной промышленности. В эпоху развития индустрии, занимаются развитием образования и научными исследованиями.

Основными качествами русского народа являются – помощь всем нуждающимся, общие застолья, которые были не только отдыхом, но и местом общения и знакомства. Нормы поведения определись общественным мнением. Жизнь протекала в рамках общины, которая занималась решением вопросов, касающихся нравственности, хозяйства и самоуправления.

Вне зависимости от региона проживания, традиционная русская семья представляла собой многодетную ячейку общества, главным был обязательно мужчина, который контролировал весь жизненный уклад семьи. Современные семьи отличаются небольшим количеством детей. Народные традиции сохранились только в деревнях.

К национальным занятиям относятся: плетение кружев, вышивка, изготовление керамики, развито ювелирное, токарное и оружейное дело, обработка дерева и бересты. Фольклор богат и разнообразен: от былин до стихов и песен.

Хозяйство аварцев

В ХIV-ХV веках прекращаются вторжения кочевников, большое внимание уделяется земледелию, аварцы начинают выращивать товарное зерно. На равнинных районах аварцы выращивали ячмень, пшеницу, голозерный ячмень, рожь, овес, просо, бобовые, кукурузу, картофель, лен, коноплю

В горных районах и предгорьях земледелие сочеталось со скотоводством, в высокогорье ведущая роль принадлежала скотоводству (главным образом отгонному овцеводству).

Традиционные породы овец грубошерстные, в советское время появились тонкорунные породы овец. Существовавшие государственные образования обычно поддерживали друг с другом дружественные отношения, что обеспечивало беспрепятственный перегон скота с гор на равнину и обратно. Стадо состояло обычно на 2/3 из овец и коз и на 1/3 из крупного рогатого скота, лошадей и ослов. Во все времена аварцы занимались садоводством и виноградарством, практиковали террасирование горных склонов, беспаровой севооборот, чередование сельскохозяйственных культур, трехъярусное использование участков. Существовала оросительная система.

Аварцы использовали деревянные и металлические орудия труда: деревянный плуг с железным лемехом, мотыгу, кирку, малую косу, серп, молотильные доски, волокуши, вилы, грабли, деревянную лопату. Среди главных промыслов и ремесел можно назвать ткачество (сукноделие), производство войлока, ковров, медной посуды, деревянной утвари. Аварцы занимались обработкой кож, ювелирным, кузнечным, оружейным делом, резьбой по камню и дереву, чеканкой по металлу (серебру, меди, мельхиору).

История края

Народ Дагестана прошел в своем историческом развитии такой трудный, насыщенный событиями путь, что полные описания его составляют не статьи, а целые тома. Некоторые национальности республики связывают родством с мидийцами, хеттами, народами древнего Шумера. Первым государством, в которое входила территория южного Дагестана, была Кавказская Албания, образованная в 5 веке до нашей эры. Постоянные войны приводили к тому, что земли переходили от одного государства к другому, менялись правители и религии. Постепенный процесс образования Дагестана как объединения различных национальностей был обусловлен необходимостью сплочения мелких племен для защиты своих земель от более сильных врагов. Исторически сложилось так, что лучшие равнинные земли занимали пришлые народы: арабы, шииты, сунниты. Исконно местные племена вытеснялись в горы, но со временем все сроднились и обосновали свой единый дагестанский эпос.

Традиции

Свадьба у аварцев всегда проходила с размахом и длилась от трех до пяти дней. Существовали следующие варианты выбора невесты:

  1. По сговору родителей. Практиковали «люлечные браки», однако чаще сватались за двоюродных братьев и сестер, предпочитая жениться в пределах тухума.
  2. По выбору юноши. Для этого он приходил в дом избранницы и оставлял в нем свою вещь: нож, папаху, пояс. Если девушка отвечала согласием, начиналось сватовство.
  3. Против воли родителей. Если молодые полюбили друг друга, но их родители не одобрили выбор, жених и невеста сбегали и венчались. Приходилось молить о родительском благословлении постфактум: хотя такая свадьба и считалась позором, прощение новая семья получала.
  4. По настоянию общества. Засидевшихся в девках и вдов выводили на центральную площадь и просили назвать имя свободного мужчины, который ей нравится. Выбранному приходилось жениться, если он не был в сговоре ни с кем другим.

В первый день свадьбы шумное застолье устраивали у друга жениха, и лишь на второй — в доме виновника торжества. Невесту приводили к вечеру, закутанную в ковер, и уводили в другую комнату, где она проводила вечер с подругами. На третий день родственники мужа чествовали молодоженов и дарили им подарки.

Особый обряд вхождения в новую семью существовал у невесты и назывался «обряд первой воды». На утро 3-5 дня сестры и снохи жениха давали невестке кувшин и с песнями шли вместе с ней за водой. После этого она была обязана включиться в повседневные хозяйственные дела.

Особое отношение у аварцев было к гостям: их принимали с почетом, даже если не знали цель визита. Любого незнакомца, пришедшего в аварское село, старейшина определял на постой. В доме его размещали в лучшей комнате, готовили праздничные блюда, не приставали с расспросами. Гость, в свою очередь, не должен был негативно высказываться о еде или хозяине, вставать из-за стола без спроса и проходить в женскую половину дома.

Религия

До принятия христианства аварцы верили в белых и черных духов. У первых просили милости, выздоровления, удачи, а от вторых носили обереги. Тотемными животными разных этнических групп были волки, медведи и орлы. Волка называли «Божьим сторожем», уважали за его смелость, независимость и стремление жить по своим правилам. Орлов почитали за их силу и свободолюбие, и говорили, что, как орлы не улетают зимовать в теплые края, так и аварцы никогда не покинут родину. Во время господства христианства народ придерживался православной веры. До наших дней дошли руины храмов и православных захоронений: один из хорошо сохранившихся находится у села Датуна и относится к X столетию. Сегодня большая часть аварцев исповедует ислам суннитского и шафиитского толка.

Потомки древних племен

Аварцы – это русское название народности, которая в основном заселяет север Дагестана. Сами себя они называют «маарулал», что переводится очень просто и точно: «горцы». Грузины звали их «леками», кумыки – «тавлу». Статистика насчитывает более 900 тыс. аварцев, в том числе 93% из них проживает в Дагестане. За пределами края небольшая часть этого народа обитает в Чечне, Грузии, Азербайджане, Казахстане. Есть община аварцев и в Турции. Аварцы — национальность, которая генетически родственна с евреями. Согласно летописи султан древней Аварии приходился родным братом правителю Хазарии. А хазарские ханы, опять же по летописи, были князьями еврейскими.

Искусство

Представители каганата славились умением резать по кости. Также они создавали ковры, ткани, проводили художественную обработку золота и серебра. Творения авар не сохранились. При раскопках найдены были украшения, но их относят к работе мастеров Востока.

Мужчины носили ремни с бляшками. Эти атрибуты отличались друг от друга. Колчан, меч вождя покрывались золотом, у остальных воинов – серебром. В качестве орнамента использовали растительность, фигуры людей, изображение борьбы между животными.

Авары изготовляли глиняную посуду, в том числе на гончарном круге, обжигали ее в печах. Но орнамент на нее почти не наносили.

Название

Точное происхождение названия народа неизвестно. По одной из версий, оно связано с древним кочевым народом авары из Центральной Азии, который в VI веке мигрировал в Центральную Европу, а затем на Кавказ. Эта версия подкреплена археологическими находками на территории современного Дагестана: богатыми захоронениями людей азиатского типа.

Другая версия связана с правителем раннесредневекового государства Сарир по имени Авар. Часть исследователей сходится во мнении, что предками царей Сарира были те самые аварские племена. В период расселения по Европе они прошли до Кавказа, где и основали Сарир или, по крайней мере, оказали значительное влияние на его становление.

По третьей версии, название народности дали тюркские племена, которые и донесли его до русских. В тюркском языке слова «авар» и «аварала» значат «беспокойный», «тревожный», «воинственный», «дерзкий». Определения соответствуют аварскому характеру, однако в тюркском языке эти слова были нарицательными и могли относиться к любым людям, предметам или группам. Первое достоверное упоминание названия относится лишь к 1404 году. Дипломат, писатель и путешественник Иоанн де Галонифонтибус в своих заметках причислил «авар» к народам Нагорного Дагестана, наряду с аланами, черкесами и лезгинами. Сами же аварцы назвали себя маарулалами (на аварском языке магIарулал). Происхождение слова неизвестно, и большинство исследователей считает его непереводимым этнонимом. Однако существует версия, что слово переводится как «горец» или «верховный». Интересно, что сами аварцы так себя никогда не называли. Они либо использовали общее для всех кавказских народов слово «магIарулал», либо представлялись по названию местности или общины, в которой проживают.

Это интересно: 133,Авария на Чернобыльской АЭС (видео)

Религиозные конфессии

В плане религиозных верований современный народ Дагестана в большинстве своем (90 %) мусульмане-сунниты. Но так было не всегда. Еще в первом веке от Рождества Христова население Кавказской Албании, а затем и все дагестанцы приняли христианство, ислам был навязан албанцам как результат столетней войны с арабами. Но за многие тысячелетия именно ислам утвердился не только в Дагестане, но и распространился по другим территориям Кавказа. Другая ветвь мусульман – шииты, это в основном тюрки, к которым примкнули и некоторые поселения лезгин. Иудаизм исповедуют горные евреи – таты, православное же население, включая приверженцев армяно-григорианской церкви, составляет 9 %. Здесь нет острой неприязни к иноверцам, смесь языков и религий воспитывает терпимость к вероисповеданиям соседей.

Народы Дагестана

Список основных народностей выглядит так:

  1. Аварцы – 30 % от всего населения, в основном занимают горные районы западного Дагестана.
  2. Даргинцы – 17 % этноса, традиционно расселены в горах и предгорьях средней части республики.
  3. Ногайцы – 16 % от численности, основное проживание – Ногайская степь на севере Дагестана.
  4. Кумыки – 13 % населения, которое занимает Теркско-Суламскую низменность и северные предгорья.
  5. Лезгины – 12 %, места расселения – горы, предгорья и равнины Южного Дагестана.
  6. Русское население Дагестана, также относится к местному, занимает 7 % численности. Большинство русских проживают в столице Махачкале и других городах и поселках. Горожане среди русских составляют 80 %. Представители русских сельских жителей – это в основном терские казаки, поселения которых сосредоточены в низовье Терека.
  7. Лакцы – сосредоточены в центральной части гор и насчитывают 5 % этнического состава.

Примерно по 4 % каждый, составляют в общей численности такие народности, как табасараны, тюрки (азербайджанцы), чеченцы. Численность последних резко увеличилась посла начала боевых действий на территории Чеченской республики. Таты (народ Дагестана, который именует себя дагестанскими евреями), рутульцы, агулы, цахуры, проживающие в основном на определенных отдельных территориях, составляют незначительную часть дагестанского населения.

Кроме коренных групп, жителями Дагестана считают себя проживающие здесь с рождения узбеки, казахи, украинцы, грузины, татары, белорусы, осетины, персы.

Появление аварцев в Европе

Авары поселились в районе Карпат. Способствовало этому Великое переселение. На территории современной Венгрии племя обладало сильной политической властью. Сведения об аварах сохранились только в хрониках Византии и Франкского государства.

Известно, что в 568 году лангобарды двинулись на территорию Северной Италии, образовав там Ломбардию. На их прежнее место по обоим берегам реки Дунай пришли авары. Именно они помогли в свое время лангобардам вытеснить германское племя гепидов из желаемых земель.

Аварские посланцы впервые явились в Европу в 558 году. Они захотели вступить на территорию Византийской империи. Для этого посланцы попросили помощи у правителя алан. Чуть позже послы прибыли в Константинополь. Источники отмечают, что мужчины носили прически с вплетенными в волосы лентами разных тонов. Это был отличительный убор для кочевников. Посол авар предложил византийскому императору военную помощь в обмен на предоставление земель.

В то время основным соперником Византии было государство франков. Другой опасностью стало появление в Карпатском бассейне славян. Авары стали выгодным союзником для Константинополя.

Перед тем как узнать, когда был основан Аварский каганат, стоит разобраться c территорией проживания племени. Вначале аварам предложили земли на месте современной Сербии, но те от них отказались. Они попросили поселиться в Добрудже, которая лежала вдоль берегов Дуная. Равнина кочевому народу подходила больше. Но племя задержалось здесь ненадолго. Далее был известный уже союз с лангобардами и поселение в Паннонии. Началось формирование государства.

История и расселение аварцев

Аварцы сегодня проживают на территории Дагестана и являются самым многочисленным этносом этой республики. Эти земли были заселены еще во времена позднего неолита (4-3,5 тысячи лет до н.э.). Аварцы являются прямыми потомками этих народов, говоривших на общем дагестано-нахском языке.

В конце 3 тысячелетия до н.э. предки аварцев перешли в оседлому земледельческо-скотоводческому типу хозяйства. Этногенез аварцев проходил в условиях горной изоляции, способствующей консервации определенных черт хозяйства и культуры, антропологического облика населения, языковых особенностей. Уже античные источники I-II вв. н. э. упоминают «саваров», которые, скорее всего, являются предками современных аварцев. С аварцами связывают также известные со 2-й половины 1 тысячелетия до н.э. племена легов, гелов, каспиев, утиев.

В 1 тысячелетии нашей эры аварцы достигли больших успехов в террасном земледелии. Арабские источники (IХ-Х вв.) содержат данные о царстве Серир, на месте которого возникло Аварское ханство. Аварское ханство рисуется источниками как союз вольных обществ, которые объединялись под центральной властью хана лишь в военных целях. Позже здесь возникло Мехтулинское ханство, в которое входило около сорока «вольных обществ».

В XVв. утвердился ислам суннитского толка, с XVI в. существовала письменность на арабской графической основе. Вплоть до XVIII в. Аварское ханство находилось в зависимости от Ирана. После присоединения Дагестана к России в 1813 г. аварцы приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля. Во второй половине XIXв. к аварцам стали проникать товарно-денежные отношения. Национальная консолидация аварцев ускорилась с образованием Дагестанской АССР (1921 г., с 1991 г. – Республики Дагестан).

Необычные обычаи

Конечно, в наше время далеко не все старинные традиции сохранились, но осталась память о ярких и порой необычных культурных особенностях аварцев. Чаще всего связаны они со свадебными обычаями.

Женились в старину или по сговору родителей, или по выбору жениха. Впрочем, бывали и иные случаи. К примеру, влюблённые девушка и юноша могли сбежать и тайно обвенчаться. Что интересно, такой поступок считался позором, но молодая семья получала прощение родственников.

Но самым интересным был другой обычай. Аварцы считали, что каждая женщина должна найти себе мужа. Если девушка долго оставалась незамужней или становилась вдовой, её приглашали на особый ритуал.

Во время него (часто это бывало в праздники) женщина выходила в центр круга и называла имя мужчины, что ей нравится. Если он не был связан узами брака или обещанием, то обязан был жениться на ней.

И сегодня на родине аварцев можно приобщиться к удивительной культуре этого народа. Поразительным образом аварцы сумели сохранить старинные принцип, мировоззрение, многие обычаи, но также успешно влиться в современный ритм жизни. Это действительно необыкновенный народ, что не теряет гордости и свободолюбия своих предков.

Культура

Аварский фольклор представлен легендами, сказками, пословицами и поговорками, а также песнями:

  • любовными
  • военными
  • плачами
  • героическими
  • историческими
  • лироэпическими
  • колыбельными

Все песни, кроме любовных и колыбельных, исполнялись мужчинами в один голос, напевно и проникновенно. Для аккомпанемента певцам и танцорам использовалось большое число традиционных музыкальных инструментов. Среди них:

  1. Струнные инструменты: чагур и комуз.
  2. Язычковые: зурна и ясты-балабан.
  3. Ударные: бубен и барабан.
  4. Смычковый: чагана.
  5. Свирельного типа: лалу.

Широко развито было искусство чеканки украшений из серебра, плетения узоров. Традиционными орнаментами и символами считали изображения волков и орлов, спиралевидные свастики, лабиринты, мальтийский кресты, солярные знаки.

Проведение торжества

У аваров, живущих в селе в горах, принято приглашать на свадьбу всех жителей селения. Это настоящее пиршество, которое продлится несколько дней.

В первый день жених празднует со своими друзьями, а невеста находится с подругами и старшими женщинами, которые ее наряжают, представляют родственникам. На первом этапе праздника отец невесты посещает дом родителей жениха, где его угощают, одаривают.

Потом наступает очередь жениха, который вместе с братьями и друзьями приносит подарки в дом невесты. Все принесенные дары выставляют на всеобщее обозрение, чтобы соседи могли убедиться в состоятельности жениха и оценить уровень его обеспеченности.

В это время проходит и религиозная церемония, на которой не требуется присутствие невесты.

Девушка в окружении сестер, подруг и старших женщин празднует отдельно от будущего супруга. На третий день происходит прощание с родителями.

Жених забирает невесту в свой дом на второй день свадьбы. Она появляется перед гостями, одетая в свадебный наряд, но укутанная покрывалом. На пороге девушку встречают женщины, свекровь подносит ей ложку меда (чтобы жизнь была сладкой), родственницы дают невесте ребенка (маленького мальчика), чтобы та взяла его на руки.

По древнему поверью, только после этого можно быть уверенным, что первенцем у молодоженов будет сын. Мужчинам запрещено входить в помещение, где находится невеста. Юноша приходит к своей невесте поздней ночью. Утром следующего дня новобрачную поздравляют все женщины, присутствующие в доме. Ей дарят дорогие подарки, ювелирные украшения.

Свадьба продолжается. Жених проводит дни с друзьями, празднуя рождение новой семьи, а невеста ждет его в доме, не покидая пределов отведенной ей комнаты.

Общество

Об обществе известно благодаря исследованиям захоронений, которые расположены на территории современной Венгрии и соседних держав.

Примерная иерархия в обществе:

  • каган стоял у власти;
  • катун – первая жена правителя;
  • тудун, югур – наместники правителя, которые управляли определенными землями;
  • тарханы – сборщики дани в стране;
  • вожди племен, родов;
  • воины – самая многочисленная часть населения.

Судя по поздним захоронениям, в обществе началось сильное расслоение. Встречается много могил со скудным инвентарем. Богатых знатных людей иногда хоронили в деревянных гробах. Простых жителей заворачивали в материал, который истлевал в земле.

У аваров не существовало развитого института рабства. Для домашних работ они могли использовать пленных воинов из других племен либо разорившихся соплеменников.

Известные аварцы

Самыми выдающимися фигурами в истории аварцев были Гази Мухаммад , Гамзат-бек , Хаджи Мурат , Имам Шамиль и Хабиб Абдулманапович Нурмагомедовы.

Самым известным поэтом, писавшим на аварском языке, был Расул Гамзатов (1923–2003).

Хаджи-Мурат был важным аварским лидером во время сопротивления народов Дагестана и Чечни в 1811–1864 гг. Против включения региона в состав Российской империи , он также был соперником имама Шамиля .

  • Магомет Гаджиев был аварским командиром подводной лодки времен Второй мировой войны и героем Советского Союза.
  • Кади Абакаров был аварским сержантом Красной армии , воевал во время Второй мировой войны . За действия в битве на Зееловских высотах Абакарову было присвоено звание Героя Советского Союза .
  • Али Алиев был аварским борцом вольного стиля, завоевавшим пять титулов чемпиона мира, и первым борцом из Дагестана, завоевавшим титул чемпиона мира по вольной борьбе.
  • Мурад Гайдаров — аварский борец вольного стиля, представляющий Беларусь.
  • Магомедхан Гамзатханов — советский и российский боец ​​аварского происхождения.
  • Мустафа Дагистанлы — турецкий борец вольного стиля аварского происхождения.
  • Султан Ибрагимов — профессиональный боксер на пенсии аварского происхождения, бывший чемпион WBO в супертяжелом весе.
  • Мансур Исаев — этнический аварский дзюдоист из России. Он выиграл золото в финале летних Олимпийских игр 2012 года в весовой категории до 73 кг.
  • Тагир Хайбулаев — этнический аварский дзюдоист из России. Он выиграл золото в финале летних Олимпийских игр 2012 года в категории 100 кг.

    Чемпион UFC в легком весе Хабиб Нурмагомедов

  • Хабиб Нурмагомедов — аварский боец ​​смешанных единоборств, двукратный чемпион мира по боевому самбо и бывший чемпион UFC в легком весе. По состоянию на октябрь 2020 года у него непобежденный рекорд в ММА — 29–0. Он ушел из UFC после смерти отца и отказался от титула.
  • Рамазан Эмеев — аварский боец ​​смешанных единоборств, в настоящее время выступает в полусреднем весе чемпионата Ultimate Fighting Championship . Он бывший чемпион мира M-1 в среднем весе.
  • Забит Магомедшарипов — аварский боец ​​смешанных единоборств, в настоящее время выступает в полулегком весе чемпионата Ultimate Fighting Championship . Он бывший чемпион ACB в полулегком весе.
  • Загалав Абдулбеков , первый аварский олимпийский чемпион по вольной борьбе.
  • Абдулрашид Садулаев — борец-аварец, завоевавший для России золотую медаль по вольной борьбе на летних Олимпийских играх 2016 года в Рио-де-Жанейро .
  • Мавлет Батиров , двукратный золотой призер Олимпийских игр по вольной борьбе.
  • Хадзимурад Магомедов , золотой призер Олимпийских игр по вольной борьбе.
  • Сагид Муртазалиев , золотой призер Олимпийских игр по вольной борьбе.
  • Махач Муртазалиев , бронзовый призер Олимпийских игр, двукратный чемпион мира по вольной борьбе.
  • Алиса Ганиева , московский писатель, удостоенный различных наград, пишет на русском языке, но называет себя аваркой.
  • Гаджимурат Камалов , 11 февраля 1965 — 15 декабря 2011, был журналистом-расследователем, хорошо известным своими репортажами о коррупции в Дагестане . Он был застрелен в Махачкале , Дагестан . Он был этническим аварским родился в селе Согратль, который находится в Гунибском районе в Дагестане , Россия.
  • Али Шабанов — аварский борец вольного стиля, представляющий Беларусь.
  • Магомед Толбоев , видный летчик-испытатель космического корабля «Буран» советского времени , Герой России .
  • Шейх Jemaladdin Kumuki, суфий тарик шейх из Кумух и родственник имама Шамиля .
  • Абдулла Дагестани , духовный наставник Шейха Назима , похоронен на горе Касиун в Дамаске.
  • Заки Дагистани читал Коран ( кари ) в мечети Масджид аль-Харам в Мекке.

Что говорит история?

В первых упоминаниях в исторических манускриптах эти северо-кавказские племена представляются как воинственные и могущественные. Их место поселения высоко в горах способствовало ряду успешных побед над хазарами, которые селились на равнинах. Небольшое царство называлось Серир, позднее переименованное в Аварию по имени уважаемого в округе царя. Своего расцвета Авария достигла в XVIII веке. В дальнейшем мусульманская национальность аварцы создала теократическое государство Имамат, которое в таком виде существовало до присоединения к России. Ныне это самостоятельная Республика Дагестан со своими культурными, политическими и религиозными особенностями.

История народа

Земля, занимаемая аварцами в период с V по VI вв. до н. э., получила название Сарир. Это царство простиралось на севере и граничило с поселениями аланов и хазар. Несмотря на все обстоятельства, играющие в пользу Сарира, крупным политическим государством он стал лишь в X веке.

Хоть это и был период раннего средневековья, общество и культура страны были на весьма высоком уровне, здесь процветали различные ремёсла и скотоводство. Столицей Сарира стал город Хумрадж. Особенно отличившегося успешным правлением царя звали Аваром

История аварцев упоминает его как крайне отважного владыку, а некоторые учёные даже полагают, что название народа произошло от его имени

Спустя два века на месте Сарира возникло Аварское ханство — одно из самых сильных поселений, а среди прочих земель выделились самостоятельные «вольные сообщества». Представители последних отличались свирепостью и крепким боевым духом.

Период существования ханства был неспокойным временем: постоянно гремели войны, последствиями которых были разруха и стагнация. Однако в беде народ Дагестана объединялся, и его сплочённость лишь крепла. Примером тому было Андалалское сражение, не прекращавшееся ни днём, ни ночью. Впрочем, горцы добивались успеха благодаря знанию местности и различным хитростям. Этот народ был столь сплочённым, что в военных действиях участвовали даже женщины, гонимые желанием сохранить свой дом. Таким образом, можно сказать, что данная национальность (аварец) действительно получила верное название, вполне заслуженное воинственностью жителей ханства.

В XVIII веке многие ханства Кавказа и Дагестана вошли в состав России. Те же, что не желали жить под гнетом царской власти, организовали восстание, переросшее в Кавказскую войну, длившуюся целых 30 лет. Несмотря на все разногласия, во второй половине следующего века Дагестан стал частью России.

Национальность аварец: характеристика генотипа

Обособленность места проживания, распространение воинственных племен по всей Восточно-Европейской равнине, вплоть до Скандинавии, привело к образованию внешних признаков аварцев, значительно отличающихся от основного населения Кавказа. Для типичных представителей этого горного народа нередка чисто европейская внешность с рыжими волосами, светлой кожей и голубыми глазами. Типичный представитель этого народа отличается высокой стройной фигурой, широким, среднепрофилированным лицом, высоким, но узким носом.

Строгие природные условия выживания, потребность отвоевывать у природы и у других племен пахотные земли и пастбища сформировали на протяжении веков стойкий и воинственный характер аварцев. Вместе с тем они очень терпеливы и трудолюбивы, отличные землепашцы и ремесленники.

Современное состояние аварцев

По переписи населения 2002 года, на территории Российской Федерации проживало более 814 тысяч аварцев. Большинство из них проживает в Республике Дагестан. За последние 35 лет численность аварцев в России увеличилась в 2,5 раза.

Рождаемость и уровень естественного прироста аварцев остаются очень высокими, несмотря на наметившуюся в последние годы тенденцию к их стабилизации. Доля городского населения растет быстрыми темпами. Численность горожан среди аварцев за последние 35 лет выросла в 7 раз, в значительной степени за счет миграций из села. Однако в городах рождаемость падает достаточно медленно.

Несмотря на быстрый процесс миграции в города, сельскохозяйственные занятия преобладают. Доля лиц с высшим образованием относительно невелика, однако численность студентов выше среднего для России уровня. Ввиду слабого развития промышленности, сфера высшего образования и интеллектуальных занятий в течение длительного времени была своеобразной «отдушиной», поглощавшей избыток трудовых ресурсов в слабоиндустриализированной республике. В настоящее время возможности развития сферы образования сокращаются и повышается угроза безработицы.

Ассимиляция аварскому этносу не угрожает. Об этом говорят и высокие показатели выбора языка своей национальности в качестве родного, и достаточно высокий уровень эндогамии (внутриэтнических браков), по всей видимости повысившийся в последнее время. Специальные исследования показали, что в Дагестане не происходит ни ассимиляция коренных народов Дагестана русским населением, ни формирование единого «общедагестанского» этноса, а скорее складываются нескольких относительно крупных этнических общностей в результате ассимиляции ими малочисленных групп.

Язык аварцев относится к группе иберо-кавказских языков нахско-дагестанской языковой семьи. Имеет два наречия: северное и южное, каждое из которых включает ряд диалектов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector