«ожесточённое сопротивление врагу»: какую роль сыграло строительство «линии сталина» в срыве немецкого блицкрига
Содержание:
- «Линия Сталина» — как доехать из Минска
- Разоружение
- «Линия Сталина» – важнейшая ударная стройка довоенных лет
- Линия Молотова
- Минский УР
- Могла бы Линия Сталина остановить немецкое наступление?
- Пушки и пулеметы, старые и новые
- Организационная структура укреплённого района
- История линии обороны Сталина
- Прорыв линии обороны
- История «Линии Сталина»
- Кто же разрушил Линию Сталина?
- Для обороны или для наступления?
«Линия Сталина» — как доехать из Минска
Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» находится в 6 километрах от города Заславль (в котором, кстати, тоже есть много чего посмотреть), на северо-западе Минской области, в районе 28 километра трассы «Минск-Молодечно» (Р28). Если на автомобиле сюда добраться весьма просто, то с помощью общественного транспорта — мягко говоря, не очень.
Без автомобиля доехать до «Линии Сталина» можно тремя способами. Первый и самый надежный — маршрутка «Минск-Молодечно» №700-Т, отправляющаяся с ул. Дружная (обратная сторона железнодорожного вокзала «Минск-Пассажирский»), ходит по расписанию. Вам нужно доехать до остановки «Линия Сталина», что в деревне Лошаны.
Второй вариант — маршрутка №482 до деревни Красное Молодченского района. Ее остановка находится также недалеко от ЖД вокзала, на пересечении улиц Бобруйская и Кирова, рядом с магазином «Axis». Ходит без расписания, отправляется «по заполнению», зимой вообще возможны перебои.
Ну и третий вариант — электричка, все с того же ЖД вокзала. Вам нужна электричка, останавливающаяся на станции «Беларусь» (время в пути от 25 до 45 минут). Далее либо пешком, либо на такси, либо автобусами местного сообщения.
Есть еще рейсовый автобус, отправляющийся с центрального автовокзала до станции «Сосновый Бор» и проезжающий по пути нужную остановку, но он ходит всего 2 раза в сутки.
Уехать обратно в Минск еще более проблематично — придется «ловить» на остановке проезжающие мимо маршрутки и автобусы, так что гораздо комфортнее все же ехать на «Линию Сталина» на автомобиле.
Разоружение
После присоединения к СССР в 1939—1940 годах Западной Белоруссии, Западной Украины, Прибалтийских республик и Бессарабии — «Линия Сталина» была законсервирована, и примерно на 300 км западнее стала возводиться новая Линия Молотова. Вооружение из УР «Линии Сталина» было частично снято и сдано на склады, а часть передана на новые укрепления. Г. К. Жуков в своих мемуарах объясняет это нехваткой пулемётного и пушечного вооружения. Слабость артиллерийского и стрелкового вооружения отмечал ранее и М. Н. Тухачевский.
Это затруднило оборонительные действия отступавших в 1941 году войск на линии старой государственной границы.
«Линия Сталина» – важнейшая ударная стройка довоенных лет
В конце 1929 года на территориях Ленинградского и Белорусского военных округов начались работы по строительству первой серии укрепрайонов. В сводках тех лет значится, что из запланированных 20-ти УР, к лету 1935 года удалось закончить 6. Они стали первыми бастионами, в общем оборонительном комплексе «Линия Сталина». Минск, Полоцк, Псков, Кингисепп, а также Мозырь и значительная часть Карелии оказались, таким образом, в зоне, защищённой сложным комплексом инженерно-технических фортификационных сооружений. Столь же интенсивные работы проводились одновременно и в Киевском, а также Одесском военных округах.
Как и все строительные объекты довоенных лет, линия обороны Сталина возводилась ударными темпами, и в 1937 году командование инженерных войск уже докладывало Сталину о создании 3096 инженерных сооружений, находившихся на территориях укрепрайонов. Однако оборонная промышленность страны не успевала снабжать их достаточным количеством вооружения. Известно, что лишь 13,5% построенных УР были оснащены артиллерийскими орудиями, на вооружении остальных имелись в лучшем случае пулемёты.
Линия Молотова
Так называемая Линия Молотова — система укреплений, построенных Советским Союзом в 1940—1941 годах, вдоль новой западной границы после того, как СССР присоединил страны Прибалтики, западные области Украины, Белоруссии и Бессарабию.
17 сентября 1939 года, с началом Второй мировой войны, Советский Союз ввёл войска на территорию Восточной Польши (современные западные области Украины и Белоруссии). Подписанный с гитлеровской Германией 28 сентября того же года Договор о дружбе и границах устанавливал западную границу СССР в целом по линии Керзона, за исключением района Белостока, где она прошла несколько западнее. После освобождения Западной Украины и Западной Белоруссии «Линия Сталина» потеряла своё значение и рубеж обороны был перемещён на 300 километров западнее, где и возникла Линия Молотова. Бытует мнение, что это изменение границы является прямым следствием Пакта Риббентропа-Молотова, подписанного Вячеславом Молотовым, отсюда и название линии Линия Молотова. Название носит неформальный характер и вошло в обиход сравнительно недавно.
Линия простиралась от Балтийского моря до Карпат. Она состоит из 13 укрепленных районов. Большинство из них защищало около 100 км границы. Она является частью более крупной оборонительной системы СССР вдоль его западных границ, простирающейся от Северного Ледовитого океана до Чёрного моря.
Каждый укрепленный район состоит из большого числа долговременных оборонительных сооружений (ДОС) — бетонных бункеров (ДОТов) с пулемётами, противотанковыми пушками и прочей артиллерией. Бункеры были построены группамми для взаимной поддержки, каждая группа образовывала батальонный узел обороны, к которым были приписаны отдельные пулемётно-артиллерийские батальоны (опаб), из бойцов которых состояли гарнизоны ДОС. Численность гарнизонов ДОТов в зависимости от типа сооружения составляла от 8-10 до 30-40 человек. Полевое заполнение укрепрайонов должны были обеспечивать армейские части.
По состоянию 22 июня 1941 г. из 5807 долговременных оборонительных сооружений, возводимых СССР вдоль западных границ в составе 13-ти укрепрайонов «Линии Молотова», было завершено строительство лишь 880. Готовность укрепрайонов составляла в среднем 15-20 %.
В ночь на 22 июня 1941 года в соответствии с «директивой № 1» лишь часть ДОТов приграничных УРов была занята своими гарнизонами до начала немецко-фашистского вторжения. Полевое заполнение УРов не было обеспечено, либо было крайне недостаточным. В результате линия Молотова в целом не сыграла сколько-нибудь значительной роли в ходе приграничных сражений. Узлы обороны, которые успели занять советские войска, обходились и блокировались немцами в первые дни, а затем уничтожались штурмовыми группами. Последний ДОТ 2-й роты 17 опаб был подорван немцами 30 июня 1941 года. Только на 12-й день войны замолчали орудия и пулемёты штабного ДОТа «Орёл», который защищала группа бойцов (25-27 человек) под командованием лейтенанта И. И. Федорова. Отдельные ДОТы линии Молотова оказывали сопротивление до двух недель, находясь в полной изоляции.
Развалины этих сооружений можно найти сегодня в Литве, Польше, Белоруссии и на Украине, многие из них хорошо сохранились.
Минский УР
Минский
укрепрайон был самым мощным из советских УРов.
Занимая по фронту около 140
км (от истока реки Вилия на
севере до истока реки Неман на юге), прикрывал Минск с северо-запада, запада и
юго-запада. Имел 33 артиллерийских бункеров, 114 сооружений для противотанковых
орудий, 401 пулемётных ДОТов, 32 командных бункеров.
К 25 июня
1941 года Минский УР занимали четыре пулеметно-артиллерийских батальона. 26
июня укрепрайон заняли также 64-я и 108-я стрелковые дивизии и 49-й корпусной
артполк 44-го стрелкового корпуса 13-й армии. За линией укреплений разместилась
161-я стрелковая дивизия. На окраинах Минска располагалась 100-я стрелковая
дивизия.
26 июня между укреплениями северного
сектора Минского УРа беспрепятственно прошла немецкая
7-я танковая дивизия (из 3-й танковой группы Гота).
27 июня через центральный сектор
Минского УРа прорвались 20-я и 12-я танковые дивизии
(той же группы Гота), а через южный сектор Минского УРа
прошла 18-я танковая дивизия (из 2-й танковой группы Гудериана).
28 июня 1941 немецкая 20-я танковая
дивизия взяла Минск. Вечером этого дня советская Ставка Верховного
Главнокомандования издала директиву № 0068 командующему войсками Западного
фронта генералу армии Павлову:
«С целью разгрома подвижной группы
противника в районе Радошковиче, опираясь на Минский укреплённый район, силами 21 и
44 ск 28 и 29.06 нанести удар со стороны Молодечно на Красне, Радошковиче
и со стороны Минска на Ракув, Грудск,
Молодечно и, не допустив её отхода на запад,
уничтожить. Наступательные действия не прекращать и ночью.»
Очевидно,
советское верховное командование в Москве не имело понятия, что Минск уже взят
немцами, а остатки частей 21-го и 44-го корпусов находятся в окружении.
Далее в той
же директиве приказывается силами 47-го стрелкового корпуса «прочно занять и оборонять Слуцкий УР».
Могла бы Линия Сталина остановить немецкое наступление?
Концепция строительства мощных оборонительных приграничных укреплений была широко распространена после Первой Мировой войны. Свои укрепленные линии строили во Франции, Германии, Бельгии, Греции, Чехословакии, Финляндии.
Справедливости ради надо заметить, что французская Линия Мажино также была построена лишь на 50% от первоначального замысла. Но Линия Сталина на фоне французских укреплений даже по замыслу выглядит слишком бледно .
Военные теоретики считали, что комплекс укрепрайонов сможет помешать внезапному удару и даст возможность развернуть армии мирного времени. В СССР задачи и назначение укрепленных районов были сформулированы в Уставе РККА, в разработке которого приняли участие такие специалисты как М. Д. Карбышев, Г.С. Иссерсон.
Конечно, вопрос о том, смогла бы сдержать немецкое наступление Линия Сталина, будь она построена в полном соответствии с планами носит сугубо теоретический характер. Однако можно с большой долей уверенности сказать, что решающей роли укрепрайоны сыграть не смогли бы.
Для этого достаточно рассмотреть реальные боевые действия, как в Великой Отечественной войне, так и бои на Линии Мажино в 1940 году.
В отдельных случаях советские укрепрайоны держали оборону несколько дней, но только при условии их наполнения полевыми войсками. Таковыми в первую очередь являлись Остропольский, Летичевский и Могилев-Ямпольский УРы.
Однако, немецкие части обошли эти УРЫ и дальнейшему наступлению танковых групп они уже не мешали. Поэтому, хоть и есть многочисленные примеры сопротивления гарнизонов отдельных ДОТов на Линии Молотова и Линии Сталина, их действия никакого влияния на общую оперативную, и тем более, стратегическую обстановку не оказали.
Кроме того, даже при фронтальном наступлении укрепленные районы не сопротивлялись долго. Как показал опыт боев на Линии Сталина и Линии Мажино, прорыва Красногвардейского УРа под Ленинградом, Вермахт, хоть и с усилиями, но прорывал оборону. Использование артиллерии большой и особой мощности, инженерных войск и, самое главное, авиации, позволяло уничтожать ДОТы или блокировать их. Даже самые совершенные французские и бельгийские форты с их бронированными скрывающимися орудийными башнями, легко выводились из строя огнём прямой наводкой. Танки легко проходили в интервалах между мощнейшими фортами. А что касается авиации, то о ней при создании укрепрайонов во всех странах как-то… забыли. Считалось, что гарнизоны укреплений защищены от авиационных ударов железобетоном. Однако это оказалось ошибкой, и примером тому может служить Кингисепский УР, при прорыве которого решающую роль сыграла именно авиация.
В целом можно смело констатировать, что укрепленные районы в период Второй Мировой войны уже не могли претендовать на самостоятельную роль, но могли составлять костяк обороны полевых войск. И только в этом качестве их и стоит рассматривать.
Пушки и пулеметы, старые и новые
Линия Сталина, в отличие от Линии Молотова имела очень мало артиллерии. В тринадцати УРах к началу 1938 года имелось лишь 222 капонирных пушки и 99 орудий полевой артиллерии. Впрочем, согласно «Энциклопедии отечественной артиллерии» А. Широкорада в 1936 году в РККА капонирных установок с 76-мм пушками обр. 1900 г. было 54, а с 76-мм пушками обр. 1902 г. — 472. А надо учесть, что в это время строилось ещё и тринадцать укрепрайонов на Дальнем Востоке.
Столь малое количество артиллерии отнюдь не свидетельствовало о том, что руководство РККА собиралось сдерживать наступление врага одними пулеметами. Возможности промышленности не позволяли удовлетворить требования армии. Не то чтобы в РККА не хватало вооружения, его было больше чем в любой стране мира, но Красная Армия постоянно росла в размерах и требовала все больше и больше современных образцов оружия и техники. Промышленность же не справлялась с возрастающими требованиями, постоянно срывая планы.
Потому создаваемые укрепления вооружать было нечем. Чтобы как-то решить вопрос, стали использовать устаревшее и трофейное вооружение со складов. В результате Линия Сталина превратилась в подобие артиллерийско-пулеметного музея. Кроме отечественных «Максимов» там стояли пулеметы Гочкиса, Виккерса, Кольта, оставшиеся ещё с Первой Мировой. Среди полевых орудий встречались даже 3,42-дм полевые пушки обр. 1877 года. Тяжелая артиллерия была представлена 6-дм пушками в 120, 190 и 200 пудов и их французскими ровесницами калибра 155 и 120 мм. В качестве противотанковых орудий в ДОТы ставили морские 47-мм пушки Гочкиса и 37-мм батальонные пушки Розенберга. Использовались танковые башни и отдельные 45-мм танковые пушки.
При строительстве Линии Молотова противотанковой обороне уже уделяли гораздо больше внимания . Если на Линии Сталина около 10% ДОТов имели артиллерийское вооружение, то в УРах на новой границе этот показатель планировали увеличить до 30%. В СССР были разработана и принята на вооружение установка ДОТ-4 с 45-мм пушкой и пулеметной установкой Силина. До начала войны их успели выпустить более 800, но в войска поступило лишь 410 установок. Были созданы казематные установки с 76-мм пушкой Л-17 и ДОТ-2. Первых заказали 600 единиц, вторых — 200 в 1939 и ещё 200 в 1941 году.
Разрабатывались бронированные башни с 45-мм и 76-мм пушками, казематные установки 57-мм и 107-мм пушек, но все это не было принято на вооружение.
Организационная структура укреплённого района
Как формирования
Оборона УРов должна осуществляться крепостными войсками, однако к ним могли быть добавлены полевые войска, в том числе артиллерия
Конечно, состав войск УР зависел от местности, важности прикрываемого направления, имеющихся сооружений. Укрепрайоны «Линии Сталина» имели полноценную полосу обеспечения, которая давала и время для занятия позиций в случае наступления противника (в отличие от «Линии Молотова», которую занять войска просто не успели).
Как сооружения
УР мог включать в свой состав:
- Долговременные укрепленные позиции (инженерные сооружения):
- окоп;
- траншея;
- блиндаж;
- ход сообщения;
- бронеколпак;
- ДОТ;
- ДЗОТ;
- ЖБОТ;
- каземат;
- капонир;
- бастион;
- форт.
- Пункт наблюдения
- Командный бункер
-
Заграждения:
- управляемые и неуправляемые минные поля;
- проволочные заграждения;
- надолбы;
- эскарп;
- контрэскарп;
- противотанковый ров;
- противотанковые ежи.
- Войска укреплённых районов (войска УР).
История линии обороны Сталина
Строительство грандиозного сооружения было начато в 1928 году по личному распоряжению Иосифа Виссарионовича. Необходимость в создании столь мощного укрепления района стала после завершения Гражданской войны. Тогда все еще существовала угроза нападения с юга англичан, с Востока — китайцев, а со стороны Запада — поляков. Если первые и вторые вели себя скромнее, то поляки в открытую говорили о присоединении к своей стране новых районов Беларуси и Украины.
Над созданием оборонного комплекса трудились сотни военных инженеров. Опыт Первой Мировой войны показал, что популярные форты и крепости изжили себя, оказались просто неэффективными. К примеру, крепость Новогеоргиевская, насчитывающая более 90 000 солдат и офицеров гарнизона, продержалась перед напором немецкой армии всего 2 недели.
Вражеские войска попросту обходили подобные сооружения и брали их на осадное положение. Далее в дело вступали артиллерия и авиация.
Советские ученые приняли абсолютно беспрецедентное решение: поставить все оборонительные сооружения форта в одну линию. Идея была гениальной: расположить фортификационные сооружения таким образом, чтобы по бокам их прикрывали естественные преграды, мешающие врагу подобраться к советским солдатам сзади (болота, леса, реки).
Но просуществовал оборонительный комплекс недолго. В 1939 году между Советским Союзом и Германией был подписан пакт о ненападении, к СССР были присоединены Прибалтика и Западная Украина. Граница Советского Союза сдвинулась, и необходимость в этом мощном сооружении отпала. Его разоружили и начали возводить новый подобный укрепрайон в месте, где, согласно пакту о ненападении, проходила новая граница СССР.
Немцы воспользовались тем, что новая линия не готова, а старая полностью разоружена, и в 1941 году нанесли сокрушительное поражение советским войскам. Врагу буквально за несколько месяцев удалось захватить Прибалтийские страны, Молдавию, Украину и часть РСФСР. И только в декабре 1941 года советским войскам удалось остановить армию вермахта.
Прорыв линии обороны
Внезапное начало войны застало врасплох строителей, возводивших укрепления на новой границе, а также гарнизоны уже завершённых объектов. Недостроенная и плохо вооружённая линия обороны была прорвана немцами в течение первых же часов наступления.
В результате тысячи советских солдат и офицеров, лишённых возможности оказать сопротивление, оказались во вражеском плену. Кроме того, противнику досталось огромное количество строительных материалов, разнообразного снаряжения, боеприпасов и привезённого, но не установленного на огневых точках вооружения.
Усугубил тяжесть сложившейся обстановки приказ Генерального штаба, предписывающий войскам отступать к старой, основательно разорённой и полностью обезоруженной линии обороны. Такое решение командования явно свидетельствует о полном незнании действительного положения вещей и о том состоянии, в котором находилась тогда прежняя «Линия Сталина».
Танки противника уже 25 июня, то есть всего через три дня после начала войны, достигли укрепрайона, прикрывавшего путь к Минску. Поскольку все его объекты были законсервированы, согласно ранее отданным приказам, к бою он был непригоден, и попытки остановить немцев полностью провалились. Прорвав оборону, которую всё же пытались организовать части 13-й армии, фашисты устремились вглубь страны.
С интервалами в несколько дней пали Слуцкий, Полоцкий, Себежский и все прочие находившиеся на пути неприятеля укреплённые районы. Не смогли противостоять врагу также участки «Линии Сталина», расположенные в Киевском и Одесском военном округах. Их защитники после ожесточённых боёв также были вынуждены отступить.
Исключение составил лишь Карельский УР, защитникам которого удалось остановить вторжение финской армии. Придав войне позиционный характер, они продержались так до июня 1944 года, когда в ходе наступления, предпринятого войсками Ленинградского фронта, враг был отброшен за пределы страны.
История «Линии Сталина»
Название «Линия Сталина» в СССР никогда не употреблялось для обозначения этих фортификационных сооружений — его применяли только на западе. Впервые оно было использовано в одной из статей латвийской русскоязычной газеты «Сегодня», а затем эта статья была перепечатана английской «Daily Express», после чего и получило широкое распространение заграницей.
Строительство оборонительных укрепленных районов (УР) в СССР началось в 1928 году под влиянием общеевропейской тенденции укрепления границ, навеянных Первой Мировой войной и аналогичными западными комплексами, такими как «Линия Мажино» во Франции и «Линия Маннергейма» в Финляндии. Сначала было построено 13 УР: Тираспольский, Рыбницкий, Могилев-Подольский, Летичевский, Новоград-Волынский, Киевский, Коростенский, Мозырский, Минский, Полоцкий, Псковский, Кингисеппский и Карельский, а позже, в 1938 году, еще 8: Каменец-Подольский, Остропольский, Старо-Константиновский, Изяславский, Шепетовский, Слуцкий, Себежский и Островский. Самым крупным из них был именно Минский укрепрайон, к 1936 году состоявший из тридцати трех артиллерийских, 114 противотанковых и 401 пулеметных сооружений и простирался на 140 километров с севера на юг и на 3-5км в глубину.
Качество построек, мягко говоря, было плохим. Во первых, строительство велось по уже устаревшим к тому моменту проектам 7-10 летней давности. За этот срок армии значительно эволюционировали как в вооружениях, так и тактически. Во вторых, даже во времена Сталина в полный рост процветало воровство, и качество строительных материалов из-за этого ощутимо страдало. И в третьих, практически все работы приходилось проводить вручную из-за отсутствия необходимой строительной техники на местах. Вдобавок ко всему, планирование велось по старым картам 1913 года, на которых отсутствовали многие появившиеся важные объекты местной инфраструктуры, например, крупные оросительные каналы, сильно затрудняющие строительство и искажавшие первоначально задуманные фортификационные функции.
В конце 1938 года была проведена глобальная проверка укрепрайонов на «линии Сталина», обнаружившая огромное количество нарушений при строительстве. В актах проверок указывалось, что Псковский укрепрайон «не может быть занят войсками, так как до половины сооружений на 20-40 сантиметров заполнены водой, появившейся из-за неправильной оценки глубины грунтовых вод. В то же время водопровод не работает, электрооборудование УРов отсутствует, в жилых помещениях высокая влажность и спертый воздух, центры снабжения не построены, склады для продовольствия отсутствуют. Из-за неграмотного планирования УР их огневые сооружения не могут вести огонь на дальность более 50-100 м, так как местность имеет бугры, овраги и не вырубленные леса. Амбразуры ДОТов рассчитаны на применение пулеметов «Максим», но оборудованы станками неизвестной конструкции. Артиллерийское вооружение УР состоит из 6 устаревших полевых орудий 1877 года, к которым нет снарядов. Охрана территории УР не ведется — в ходе проверок комиссия неоднократно встречала местных жителей, проходящих в непосредственной близости от огневых сооружений для сокращения пути между поселками». Подобных характеристик были удостоены и остальные укрепрайоны на «линии Сталина» (источник — журнал «Российское военное обозрение»).
После расширения западных границ СССР, в 1939 году, было принято решение о консервации существующих укрепрайонов и начале строительства новых, названных впоследствии «Линией Молотова», но до начала войны их возвести так и не успели.
Есть мнение, что «Линия Сталина» была затем уничтожена по приказу самого Сталина, но это скорее пропагандистская легенда, чем правда. Вот здесь можно почитать интересную статью по этому поводу.
Кто же разрушил Линию Сталина?
В одной из книг широко известного автора Суворова-Резуна есть глава под названием «Зачем Сталин уничтожил Линию Сталина?». В этой главе автор красочно (хоть и совершенно неграмотно) описывает огромную мощь советских укрепленных районов, а затем не менее красочно описывает, как их разрушали и зачем.
Фантазии Резуна появились не на пустом месте. В послевоенных исторических трудах и мемуарах, неоднократно высказывалась мысль, что если бы Линию Сталина не разрушили, то немцы не дошли до Москвы и Ленинграда, во всяком случае, так быстро. Информация о разрушении ДОТов Линии Сталина служила хорошим и понятным объяснением причины поражений. Причём виноватым был сам Сталин, якобы отдавший приказ уничтожить линию укреплений, названную его именем. Кстати, название «Линия Сталина» в СССР никогда до войны не использовалось, оно вообще появилось на западе.
Однако, реальное положение дел, кардинально отличалось от описываемого.
Во-первых, мощь укрепленных районов была существенно преувеличена, а сравнение с французской Линией Мажино или бельгийскими укреплениями, не выдерживает никакой критики.
Изначально было построено 13 укрепрайонов. Подавляющее большинство укреплений в них представляли простейшие одно- реже двухамбразурные ДОТы с пулеметным вооружением, предназначенные для фронтального огня. Количество артиллерийских ДОТов не превышало 10%. Глубина обороны была небольшой, интервалы между укрепленями слишком велики.
Как показала проведенная в 1938-1939 годах инспекция, укрепленные районы оказались совершенно небоеспособны. Планы по строительству не выполнены, а построенные сооружения не соответствовали требованиям. Артиллерийскими орудиями они были обеспечены лишь на треть, причем почти всё это были артиллерийские системы 1877-1895 годов, взятые со складов после долгого хранения. Не лучше обстояло дело и с пулеметным вооружением, среди которого был очень высокий процент иностранных образцов.
Тогда было принято решение срочно ликвидировать недостатки и начать строительство ещё восьми новых укрепрайонов. Причем в новых УРах процент артиллерийских сооружений должен был уже составлять 20-30%.
Однако, вскоре началось строительство оборонительных сооружений на новой границе, известных как Линия Молотова, которые потребовали значительных ресурсов. Поэтому планы по усилению Линии Сталина не были реализованы.
Михаил Свирин в статье «Зачем Сталин уничтожил Линию Сталина?» ещё в 1997 году привел массу фактов вопиющей неготовности большей части объектов укрепрайонов. Он же сообщает и полном отсутствии данных о каком-либо уничтожении укреплений на Линии Сталина или её разоружении. Укрепрайоны просто не были достроены. Причины тому были как объективные: слабые возможности промышленности, так и субъективные, проще говоря, обычная бесхозяйственность.
Для обороны или для наступления?
В вызвавшей некогда большой резонанс книге Резуна-Суворова «Ледокол» и её продолжениях Линии Сталина и Линии Молотова было уделено много места. Автор развил целую теорию об их назначении и планируемом использовании. Как и остальные идеи автора, эти не выдерживали критики и не заслуживали особого внимания, но, перефразируя фразу из популярного фильма: «Поиск он вел в правильном направлении».
Эти линии строились в разные периоды развития военного дела, хоть и разделяет их лишь несколько лет. На рубеже 30-х годов, в СССР рассматривали укрепленные районы на границе, как средство отражения первого удара потенциального противника. В случае возникновения угрозы нападения, гарнизоны укрепрайонов и полевые войска, предназначенные для их наполнения, отмобилизовывались (желательно скрытно), и должны были вступить в бой с противником, перешедшим границу. Задачей укрепрайонов было выиграть время, необходимое для мобилизации основной части вооруженных сил. А дальше, как говорится, по обстановке.
В укрепленных районах планировалось иметь постоянные гарнизоны, которые в опасный период преполагалось усилить. Кроме этого были заранее созданные полевые войска, которые должны были действовать в этих укрепрайонах. В 20-30-е годы шла очень большая теоретическая работа, о чем хорошо рассказано в книге Валентина Рунова «Все укрепрайоны и оборонительные линии Второй Мировой». Согласно существовавшим тогда в мире взглядам, укрепленные районы, состоявшие из долговременных укреплений, занятых постоянными гарнизонами, должны были служить лишь костяком обороны. На этот костяк должны были опираться полевые войска. При этом в таких странах как Франция и СССР часть полевых войск для наполнения УРов формировалась сразу же, и отличалась от обычных общевойсковых соединений. Французские дивизии крепостной пехоты (Division d’Infanterie de Forteresse), вместо обычных стрелковых подразделений имели пулеметные. В Красной Армии, согласно «Плану развития и реорганизации РККА на 1938-1942 гг.» имелись стрелковые дивизии укрепрайонов, которые отличались от обычных наличием дополнительного пулеметного батальона в каждом полку.
Однако, уже в конце 30-х взгляды советского руководства на начальный период войны существенно изменились. Теперь все планы на будущую войну предусматривали нанесение упреждающего удара по сосредоточенной у наших границ группировке противника. Что и было отражено во всех предвоенных документах. Однако, могла сложиться ситуация, когда упреждающий удар запоздает и враг начнет первым. На этот случай и существовали планы прикрытия госграницы, основную роль в которых должны были сыграть укрепленные районы. Они должны были принять на себя удар, сдержать противника и дать возможность советским войскам развернуться и действовать по своему плану.
Именно поэтому Линия Молотова, в первую очередь должна была прикрывать наиболее уязвимые участки границы. Для Линии Сталина задача ставилась полностью прикрыть границу «от моря и до моря».