Насколько перспективно развитие машиностроительной отрасли промышленности?
Содержание:
- Сырьевые ресурсы отрасли
- Сырьевые ресурсы отрасли
- Пищевая промышленность
- Машиностроение в разных странах
- Инвестиционная привлекательность машиностроения России
- Добыча природных ресурсов
- Список литературы
- Автомобилестроение мира
- Развитие машиностроения России по отраслям
- Структура машиностроительного комплекса
- Размещение отрасли
- Автомобилестроение мира
- Приоритетные направления развития отечественного машиностроения
- Общий обзор состояния тяжелого машиностроения в Российской Федерации
- Проблемы отрасли
- Структура отрасли
- Распределение продукции машиностроения
- Электротехническая промышленность
- Значение промышленного производства в экономике государства
- История развития отрасли в России
- Номинация № 2. МАШИНОСТРОЕНИЕ: ЛИДЕРЫ ПО РОСТУ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА ЗА ГОД (2019/2018)
- Мировое машиностроение в конце 90-х годов
- Распределение продукции машиностроения
Сырьевые ресурсы отрасли
Основным
конструкционным материалом в машиностроение является черный металл и,
следовательно, главный сырьевой поставщик – черная металлургия. В то же время,
в современном машиностроении черные металлы все в большей степени заменяются
цветными, прежде всего – легкими (алюминий), а также – композитами и
пластмассой.
Однако в
машиностроение, которое является наиболее сложной отраслью, определяющей
уровень развития НТП, все не так однозначно, как в других отраслях
промышленности. Здесь основную роль играют трудоемкие, наукоемкие,
нематериалоемкие производства (за исключением ряда подотраслей тяжелого
машиностроения, производства металлических изделий и конструкций, заготовок и
др.). Поэтому, прежде всего, следует говорить об основном ресурсе – достаточно
большом количестве высококвалифицированной рабочей силы. Большое значение имеют
и потребители, которыми являются не только население, но и другие предприятия и
даже отрасли.
Непосредственно
к машиностроению относятся следующие проблемы: уменьшения потребления металла
за счет повышения его качества и снижения веса изделий, сокращения отходов и
потерь металла при его обработке – за счет производства большей доли проката.
Сырьевые ресурсы отрасли
Основным
конструкционным материалом в машиностроение является черный металл и,
следовательно, главный сырьевой поставщик – черная металлургия. В то же время,
в современном машиностроении черные металлы все в большей степени заменяются
цветными, прежде всего – легкими (алюминий), а также – композитами и
пластмассой.
Однако в
машиностроение, которое является наиболее сложной отраслью, определяющей
уровень развития НТП, все не так однозначно, как в других отраслях
промышленности. Здесь основную роль играют трудоемкие, наукоемкие,
нематериалоемкие производства (за исключением ряда подотраслей тяжелого
машиностроения, производства металлических изделий и конструкций, заготовок и
др.). Поэтому, прежде всего, следует говорить об основном ресурсе – достаточно
большом количестве высококвалифицированной рабочей силы. Большое значение имеют
и потребители, которыми являются не только население, но и другие предприятия и
даже отрасли.
Непосредственно
к машиностроению относятся следующие проблемы: уменьшения потребления металла
за счет повышения его качества и снижения веса изделий, сокращения отходов и
потерь металла при его обработке – за счет производства большей доли проката.
Пищевая промышленность
Важнейшая отрасль отечественной промышленности, специализирующаяся на производстве пищевых продуктов, полуфабрикатов, табака, алкогольных и безалкогольных напитков.
Включает в себя свыше 30 подотраслей, важнейшими из которых являются мясо-молочная, рыбная, мукомольная, пищевкусовая. Ведущие предприятия расположены в крупных городах страны и базовых центрах сельскохозяйственного производства.
Российский пищепром, в целом, ориентирован на внутреннего потребителя. По своему качеству продукция отечественной пищевой промышленности успешно конкурирует с импортом, а в ряде сегментов превосходит продукты, поставляемые из-за рубежа.
Крупнейшие компании пищевой промышленности:
- Петербургский мельничный комбинат;
- Останкинский мясокомбинат;
- Концерн «Объединенные кондитеры»;
- АО «Московский завод «Кристалл»;
- ОАО «Павловский молочный завод»;
- АО «Вимм-Билль-Данн».
Машиностроение в разных странах
Германия
В Германии в 2011 году в машиностроении было занято около 900 000 человек, а за рубежом — примерно 300 000 человек. Совокупный оборот сектора составил 238 миллиардов евро, из которых 60% пришлось на экспорт. Действовало около 6 600 компаний, и в 95% из них работало менее 500 человек. Каждый сотрудник заработал в среднем 148 000 евро. Одними из крупнейших компаний Германии являются DMG Mori Seiki AG , GEA Group , Siemens AG и ThyssenKrupp .
Франция
Во французской машиностроительной промышленности в 2009 году было занято около 650 000 человек, а оборот сектора составил 44 миллиарда евро. Из-за кризиса оборот сектора упал на 15 процентов. Из-за роста потребительских расходов и продолжающегося спроса со стороны энергетического и транспортного секторов ущерб от кризиса все еще был ограниченным. В качестве альтернативы некоторые компании решили сосредоточить свой запрос на бывшем в употреблении промышленном оборудовании. Это гарантирует привлекательные цены и более сжатые сроки доставки.
Нидерланды
В Нидерландах в 1996 году в машиностроительной промышленности было занято в общей сложности около 93 000 рабочих, при этом присутствовало около 2 500 компаний. В 1000 из этих компаний работало 20 и более сотрудников. В Нидерландах, по данным Торговой палаты, в этом подсекторе отрасли в 2011 году действовало около 15 000 компаний. Некоторые из крупнейших компаний в Нидерландах — это Lely , Philips и Stork BV .
Соединенные Штаты
В 2011 году общий объем продаж машиностроительной отрасли США на внутреннем и внешнем рынках составил 413,7 миллиарда долларов. Соединенные Штаты являются крупнейшим в мире рынком машиностроения, а также третьим по величине поставщиком. Американские производители занимали 58,5% внутреннего рынка США.
Инвестиционная привлекательность машиностроения России
Инвестиционная привлекательность предприятий машиностроения России является очень низкой. Это связано с резким снижением темпа развития во время кризисов, моральным и физическим износом оборудования, отсутствием перспективных научных разработок. Все представленные факторы негативно влияют на развитие экономики всей страны, которая пребывает в тесной взаимосвязи с машиностроением.
На сегодняшний день Россия занимает 30 место в мире по числу поданных заявок на патенты и 31 место по расходам на научно-исследовательские работы. Поэтому она находится позади многих стран мира.
Машиностроение в большой степени зависит от экономической конъюнктуры рынка. При снижении инвестиционной способности компаний, покупающих производимое отраслью оборудование, снижается производственные возможности всей промышленности. Поэтому данная отрасль сильно зависима от чередования периодов экономического роста и кризисов.
Добыча природных ресурсов
Добыча полезных ископаемых является важнейшей отраслью российской промышленности, обеспечивающей значительную часть ВВП страны. Россия считается одним из мировых лидеров в добыче и экспорте нефти и природного газа. Она обладает значительными объемами минеральных ресурсов, таких как нефть, газ, каменный уголь, металлические и неметаллические руды, алмазы. Объем добавленной стоимости в данном сегменте промышленности превышает 3,5 трлн рублей.
Крупнейшие нефтегазовые месторождения России расположены на Западно-Сибирской равнине и полуострове Ямал. Металлические руды сосредоточены на Урале, в Западной Сибири и в районе Курской магнитной аномалии. Угольные бассейны страны – Кузбасс, Воркута, Эльгинское месторождение в Якутии и Элегестское в Республике Тыва.
Ведущими компаниями добывающей отрасли являются:
- ПАО «Сургутнефтегаз»;
- ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь»;
- ПАО «Татнефть» имени В. Д. Шашина;
- АО «Самотлорнефтегаз»;
- АО «Ванкорнефть».
Список литературы
География
промышленности России. – М.; просвещение, 1990 год
Новое в мире
(Цифры и факты). – М.;«Дрофа»,1999 год
Готовимся к
экзамену (Экономическая география 9-11 классы). – М.; «ОЛМА-ПРЕСС», 2000год
Учебник
(Экономическая и социальная география мира). — М.; просвещение,1998 год
География (3-х
томник). – В.П. Максаковский.
География
мирового хозяйства. – М.; 1991. Стр. 114.
Если Вам нужна помощь с академической работой (курсовая, контрольная, диплом, реферат и т.д.),
обратитесь к нашим специалистам. Более 90000 специалистов готовы Вам помочь.
Бесплатные корректировки и доработки. Бесплатная оценка стоимости работы.
Подробнее
Поможем написать работу на аналогичную тему
Реферат
Любая тема
От 250 руб.
Контольная работа
Любая тема
От 250 руб.
Курсовая
Любая тема
От 700 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному
проекту
Узнать стоимость
Страницы:
Автомобилестроение мира
90% всех
выпускаемых в мире автомобилей – легковые.
Ежегодно в мире
выпускается более 40 млн. легковых автомобилей. Крупнейшими производителями
легковых автомобилей в мире являются:
Япония (8,5
млн. шт.);
США (6,8 млн.
шт.)
Германия (4,4
млн. шт.)
В десятку
крупнейших производителей автомобилей входят также Франция, Испания, Южная
Корея, Канада, Бразилия, Италия и Великобритания.
Крупнейшими в
мире центрами автомобилестроения являются Токио, Нагоя, Кобе, Иокогама
(Япония), Детройт (США), Вольфсбург, Штуггарт, Мюнхен, Кельн (Германия), Париж
(Франция), Турин (Италия), Лондон (Великобритания), Сеул (Южная Корея), Торонто
(Канада), Сан-Паулу (Бразилия).
Развитие машиностроения России по отраслям
Тяжелое машиностроение
Тяжелая отрасль машиностроительной промышленности отличается большой металло- и трудоемкостью. Ее разделяют на следующие сферы:
- металлургическая. Характеризуется высокой стоимостью готовой продукции, а ее предприятия находятся вблизи регионов добычи стали;
- горная. Выпускает оборудование для добычи полезных ископаемых разного типа, и размещается в регионах потребления готовой продукции;
- подъемно-транспортная. Отрасль имеет огромное значение для обеспечения потребностей строительства, промышленности;
- тепловозостроение, вагоностроение, путевое машиностроение. Работает для обеспечения потребностей железнодорожного транспорта;
- трубостроение. Производит турбины (гидравлические, паровые, газовые) для потребностей электростанций, газоперекачивающее и другое оборудование;
- атомная. Производит оборудование для работы АЭС;
- электротехническая. Выпускает более 100 наименований продукции для обеспечения потребностей практически всего народного хозяйства;
- станкоинструментальная. Специализируется на выпуске станков для переработки металла, дерева и на ремонте производимого оборудования.
Приборостроение
Для выпуска продукции приборостроения необходимо привлекать квалифицированные кадры и постоянно заниматься научно-исследовательской работой. Отрасль характеризуется низкой металло- и энергоемкостью. В России доля продукции приборостроения относительно всего объема изготовленного оборудования машиностроением составляет 12%.
Машиностроительный комплекс для легкой и пищевой промышленности
Сюда относятся направления, которые специализируются на выпуске оборудования для следующих сфер промышленности:
- текстильной;
- швейной;
- обувной;
- трикотажной;
- меховой;
- кожаной;
- производство химических волокон;
- пищевой.
Около 90% заводов, относящихся к сфере, размещаются в Европейской части России. Это вызвано их ориентацией на потребителя.
Авиационная промышленность
Для эффективной работы авиационной промышленности в стране развивали другие отрасли, поставляющие комплектующее оборудование. Она может функционировать только благодаря привлечению квалифицированных кадров. Поэтому ее предприятия размещаются в крупных промышленных центрах России – Москве, Воронеже, Казани, Самаре и других.
Авиационная промышленность (общая характеристика)
Специализируется на выпуске орбитальных космических кораблей, спутников и прочей продукции данного типа.
Автомобильная промышленность
Автомобилестроение считается крупнейшей отраслью машиностроения России. Больше 80% производимых грузов приходится на продукцию этой сферы. Основные предприятия размещены в европейской части страны около крупных транспортных узлов.
Сельскохозяйственная и тракторная промышленность
Основные производственные мощности отрасли размещены в следующих регионах страны:
- Поволжском;
- Северо-Кавказском;
- Уральском;
- Центральном;
- Волго-Вятском;
- Западно-Сибирском.
Судостроительная отрасль
Основные предприятия, несмотря на большую металлоемкость, находятся в дали металлургических баз. Это вызвано трудностями транспортировки готовой продукции. Большинство предприятий размещено в устьях рек или в защищенных гаванях.
Структура машиностроительного комплекса
У машиностроительного комплекса имеется своя уникальная структура, но в отличие от многих других направлений, она в разы сложнее. На 2018 год он состоит из более чем 70 крупных отраслей. Рассмотрим кратко некоторые из них:
- Машиностроение в области энергетики включает в себя различные счетчики и трансформаторы.
- Машиностроение в металлургии занимается производством индукционных печей для плавки всех видов металла.
- Горнорудное оборудование и оборудование для шахт. В частности это специальные машины, оснащенные уникальными инструментами и системами.
- Машиностроение подъемно-транспортной техники включает в себя различные подъемники, электрокары и другие виды спецтехники.
- Машиностроение электротехнического класса занимается созданием высоковольтных датчиков и оборудования для оснащения вышек.
- Химическое машиностроение включает в себя различные приборы, необходимые для смешивания веществ, их синтеза и преобразования.
Рис. 1. Гвардейский ракетный крейсер «Москва»
- Машиностроение в области нефте- и газодобычи. Данная сфера занимается изготовлением буровых установок и специальных насосов.
- Станкостроительное машиностроение занимается созданием различных станков для обработки камня, дерева, металла.
- Строительно-дорожное машиностроение подразумевает под собой выпуск техники для эксплуатации дорожных сетей.
- Тракторостроение. Данная сфера производит трактора для различных областей деятельности. В частности это сельское хозяйство.
- Машиностроение общественного и частного транспорта. Включает в себя создание легковых или грузовых автомобилей, автобусов, трамваем, самолетов, поездов, троллейбусов или поездов.
Каждое отдельное направление занимается производством исключительной продукции
В данной сфере деятельности, как нигде больше, требуется огромное внимание и ответственность.
Рис. 2
Атомная подводная лодка «Юрий Долгорукий»
Размещение отрасли
Размещение
машиностроения в целом определяется социально-экономическими факторами и прежде
всего – наличием достаточно большого количества квалифицированных трудовых
ресурсов, а также – потребителей готовой продукции. Характерной чертой
машиностроения, влияющей на размещение, является высокое развитие специализации
и кооперирования. Специализация облегчает организацию массового производства,
содействует более рациональному использованию оборудования, повышению
производительности труда. Одной из наиболее характерных, в плане широкого
развития специализации и кооперирования предприятий, в машиностроении является
автопромышленность.
Автомобилестроение мира
90% всех
выпускаемых в мире автомобилей – легковые.
Ежегодно в мире
выпускается более 40 млн. легковых автомобилей. Крупнейшими производителями
легковых автомобилей в мире являются:
Япония (8,5
млн. шт.);
США (6,8 млн.
шт.)
Германия (4,4
млн. шт.)
В десятку
крупнейших производителей автомобилей входят также Франция, Испания, Южная
Корея, Канада, Бразилия, Италия и Великобритания.
Крупнейшими в
мире центрами автомобилестроения являются Токио, Нагоя, Кобе, Иокогама
(Япония), Детройт (США), Вольфсбург, Штуггарт, Мюнхен, Кельн (Германия), Париж
(Франция), Турин (Италия), Лондон (Великобритания), Сеул (Южная Корея), Торонто
(Канада), Сан-Паулу (Бразилия).
Приоритетные направления развития отечественного машиностроения
Перспективы развития и размещения машиностроения в отечественном производственном комплексе определяются решением следующих задач:
- преимущественное развитие отраслей, которые характеризуются большой наукоемкостью (автомобилестроение);
- устранение монополий. На данный момент они составляют 80% от всех существующих производств России;
- увеличение количества высокоразвитых производств по выпуску нефтяного оборудования, различных станков, микроавтобусов;
- налаживание старых и открытие новых экономических и технологических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;
- стимулирование инвестиционной привлекательности отечественных предприятий;
- государственная поддержка предприятий, которые имеют огромные перспективы развития.
Общий обзор состояния тяжелого машиностроения в Российской Федерации
Россия является одним из мировых лидеров в производстве продукции рассматриваемой отрасли. В стране примерно в одинаковой степени развито тяжелое, общее и среднее машиностроение. Это обусловлено большими запасами сырьевых ресурсов и развитой технологической базой, доставшейся России еще со времен Советского Союза.
Историческая справка
Машиностроение получило свое развитие с началом научно-технической революции. Этот процесс заключался в переходе к фабричному типу производства, а также заменой ручного труда машинным. В большинстве развитых стран этот период пришелся на XIX век.
До революции Российская империя была государством, преимущественно, аграрным с незначительной долей промышленного производства в экономике страны в целом. Последнее же носило локальный характер. Развитие машиностроительного комплекса пришлось на 30-е годы, когда в рамках первых пятилеток государство приступило к ускоренной индустриализации страны.
Великая Отечественная война нанесла значительный ущерб народному хозяйству и рассматриваемой отрасли, однако послевоенное восстановление и последующий рост экономики потребовали внушительных вложений в тяжелое машиностроение, что привело к лидерству СССР в данной отрасли на протяжении многих лет.
Перестройка и кризис 90-х годов крайне негативно сказались на экономике государства. Тяжелое машиностроение практически перестало существовать, многие предприятия были ликвидированы. Однако с началом XXI века ситуация улучшилась, поэтому на сегодняшний день отрасль развивается довольно успешно.
Особенности размещения предприятий тяжелого машиностроения
Предприятия тяжелой промышленности являются одними из основных потребителей продукции металлургических заводов и комплексов. Это объясняет размещение данных производств в относительной близости друг от друга. Таким образом, компании располагаются, преимущественно, в традиционных металлургических центрах страны.
Кроме этого, отдельные виды производств размещаются в непосредственной близости от основных потребителей. Так, производители горно-шахтного оборудования находятся, преимущественно, в Западной Сибири и на Кузбассе, где развита добыча соответствующих ресурсов.
При размещении предприятий тяжелого машиностроения руководствуются в первую очередь наличием доступной сырьевой базы, а также территориальной близостью потребителей их продукции.
Проблемы отрасли
Основные трудности отрасли – структурные, являются последствием распада СССР и присущей ему экономической модели.
Так, развал Советского Союза означал нарушение хозяйственных связей между бывшими республиками. Машиностроение оказалось в сложном положении, поскольку традиционные рынки сбыта были ликвидированы или закрыты. На сегодняшний день данная проблема сохраняется, хоть не в столь острой форме. Объемы выпуска продукции в современной России практически вдвое ниже, чем аналогичный показатель в РСФСР в 1990 году.
Также важной проблемой считается устаревшее оборудование и технологические процессы. Это не позволяет конкурировать продукции отечественного машиностроения с глобальными игроками на международном рынке
Перспективы отрасли
Развитие тяжелого машиностроения невозможно без улучшения производств. В различных его сферах эта задача выполняется с разной степенью эффективности. В рамках модернизации государство предоставляет различные меры поддержки системообразующим компаниям, а также создает условия для притока инвестиций, в том числе и за счет средств иностранного капитала.
Ведущие игроки отрасли
Значимыми российскими предприятиями в тяжелом машиностроении являются:
- ПАО «Уральский завод тяжелого машиностроения»;
- ООО «Юргинский машиностроительный завод»;
- ОАО «Тяжпрессмаш»;
- ОАО «Южно-Уральский машиностроительный завод»;
- АО «Тяжмаш»;
- ПАО «Ижорские заводы»;
- АО «Суходольский завод специального тяжелого машиностроения»;
- АО «Сибнефтемаш»;
- ОАО «Стройдормаш»;
- ОАО «Анжерский машиностроительный завод».
Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделе Машиностроительные заводы.
20.12.2019
Проблемы отрасли
Среди трудностей можно выделить следующие:
- Общий спад агропромышленного комплекса привел к низкой платежеспособности большей части российских сельхозпроизводителей, что в свою очередь породило существенное снижение спроса на сельхозтехнику в целом, не только российского производства. Новое оборудование могут себе позволить только крупные предприятия, мелкие фермеры предпочитают покупать бывшее в употреблении, причем чаще всего зарубежного производства. Этим и объясняется загрузка производственных мощностей машиностроительных предприятий на уровне 30-35%, не более.
- Непродуманная политика государства в отношении модернизации и дальнейшего развития российского сельхозмашиностроения.
- Тяжелое налоговое бремя, высокие цены на энергоносители, существенные транспортные расходы. Впрочем, это проблема для всех видов производства, не только для сельхозмашиностроения.
- Отсутствие должной поддержки сельхозпроизводителей со стороны государства.
- Устаревшие конструкторские решения и технологическая отсталость определяют низкую конкурентоспособность отечественных сельхозмашин. Уровень отставания в технологическом плане составляет порядка 20, а по оценкам некоторых специалистов и 30 лет. Этому способствовал процесс приватизации тракторных и комбайновых заводов и ликвидация крупных научно-исследовательских институтов сельхозмашиностроения, таких как НАТИ, ВИСХОМ, ГСКБ, НИИ Тракторсельхозмаш, ВНИИКОМЖ.
Структура отрасли
Высшие этажи
машиностроения (тонкое, точное, прецизионное машиностроение). Эта группа
новейших отраслей включает электронную и радиопромышленность, производство
точных машин, станков, приборов и инструмента, робототехнику,
ракетно-космическую технику и выделяется наименьшей металлоемкостью и
наибольшей трудо- и наукоемкостью. Технологический процесс сводится в основном
к точной механической обработке и сборке.
Автостроение является
типичным представителем среднего машиностроения, производящего сложные машины и
оборудование средних габаритов для отраслей народного хозяйства,
специализированного по стадиям технологического процесса, с развитым
кооперированием и ориентацией основного производства на районы концентрации
квалифицированных трудовых ресурсов, выделяющиеся высокой технической
культурой.
Автомобильная
промышленность включает предприятия по производству автомобилей всех видов,
автобусов, троллейбусов, мотоциклов, велосипедов, а также автомобильных,
мотоциклетных, велосипедных и лодочных двигателей и запасных частей.
Тяжелое
машиностроение включает производство оборудования для металлургических
предприятий, горношахтного, горнорудного, крупного энергетического и подъемно-транспортного
оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, а также других
металлоемких и крупногабаритных изделий.
Сельскохозяйственное
машиностроение включает предприятия по производству сельскохозяйственных машин
для механизации всех видов сельскохозяйственного производства (обработка почвы,
посев культур, сбор урожая), в том числе в животноводстве.
Тракторное
машиностроение включает предприятия по производству тракторов, тракторных и
комбайновых двигателей, специализированные предприятия по производству
агрегатов, узлов, деталей и запасных частей к тракторам.
Распределение продукции машиностроения
Почти ¾
продукции машиностроения перераспределяется между развитыми странами. Это
обусловлено тем, что развивающиеся страны не могут позволить себе больших
затрат на науку
Развитые капиталистические и новые индустриальные страны
выделяются масштабами продукции машиностроения, предназначенной на экспорт, а
отсюда их повышенное внимание к улучшению качества выпускаемой продукции
Основные
грузопотоки машиностроительной продукции распределяется следующим образом:
Япония Þ США
США Þ
Западная Европа
Машиностроительный
комплекс России, Украины и других стран СНГ, Китая, Индии, Бразилии работает
преимущественно на внутренний рынок, а это зачастую приводит к производству
продукции низкого качества.
Электротехническая промышленность
Электротехническая
промышленность и электроника в развитых странах опирается на развитую научную
базу, высококвалифицированные трудовые ресурсы и потребителя, а в новых
индустриальных странах – на дешевые трудовые ресурсы. Данная отрасль
характеризуется многоотраслевой структурой, однако, среди лидеров можно
встретить довольно ограниченную группу стран, относящихся к разряду развитых
или новых индустриальных стран, а также Китай.
По производству
телевизоров (130 млн. шт.) мировыми лидерами являются:
Китай (25 млн.
шт.)
Южная Корея (16
млн. шт.)
Япония (15 млн.
шт.)
По производству
радиоприемников (около 170 млн. шт.) выделяются:
Китай (свыше 50
млн. шт.)
Малайзия (более
20 млн. шт.)
Сингапур (20
млн. шт.)
По производству
часов (около 800 млн. шт.) лидирующие позиции занимают:
Китай (почти
400 млн. шт.)
Япония (около
300 млн. шт.)
Швейцария (25
млн. шт.)
По производству
стиральных машин выделяется Китай, магнитофонов – Япония, компьютеров – США и
Япония, промышленных роботов – США, Германия и Япония.
Значение промышленного производства в экономике государства
Промышленное производство и промышленность играют огромную роль в современной экономике. Промышленность является тем типом структур, по образу которых модернизируются все другие отрасли экономики. Промышленное производство характеризуется высокой концентрацией технологий и техники, гибкими организационными системами. Промышленность одна из немногих отраслей экономики, которая производит орудия и инструменты, которые используются в других отраслях экономики. Промышленное производство играет важную в роль в создание рабочих мест и трудоустройства населения, а затем как следствие и благосостояние населения. Благодаря промышленности ускоряется научно-технический прогресс и урбанизация населения страны. Особую роль в экономике играет тяжелая промышленность, которая служит фундаментов всего народного хозяйства.
Уровень развития промышленности в стране напрямую влияет на ее обороноспособность. В военное время большая часть предприятий имеет возможность перепрофилирования своего производства на нужды государства и армии.
Важную роль играют предприятия пищевой промышленности, которые обеспечивают потребности населения в продовольствии.
Несмотря на то, что доля промышленности в современных развитых экономиках и в их уже не такая как была в 19 веке — первой половине 20 веке, однако по-прежнему составляет около 10-20%. Так доля промышленности в структуре ВВП США — крупнейшей экономики в мире составляет около 20%. Еще большая доля промышленного производства у второй экономики мира — Китая, около 41% от ВВП приходится на промышленное производство. Доля промышленности в экономике России на 2020 год составляет около 33 %. Доля промышленности в мировом ВВП к 2020 году снизилась до 30%. Наибольшую долю производства в экономике имею развивающиеся страны с большим количеством полезных ископаемых, в первую очередь это нефть и газ. Так доля промышленности в экономиках Катара и Кувейта достигает около 60%.
История развития отрасли в России
Один из первых автомобилей российского производства был представлен в 1896 году на выставке в Нижнем Новгороде. Спустя чуть более 10 лет в Российской империи было налажено промышленное производство автотранспортных средств. Крупнейшим производителем стал Русско-Балтийский завод, располагавшийся в Риге. Впоследствии знаменитые Руссо-Балты выпускали и в других частях страны.
Революция 1917 года и связанные с ней последующие события отбросили развитие отечественного машиностроения на некоторый срок. Немного позже, в середине 20-х годов, ввели в строй заводы АМО (будущий ЗИС) и НАЗ (будущий ГАЗ). Производство было заточено на развитие грузового автомобилестроения, с чем советская промышленность справилась в полной мере к концу 30-х, став лидером по изготовлению грузовиков в Европе.
В послевоенный период большое внимание стало уделяться производству легковых автомобилей. Ключевая роль в том принадлежала строительству Волжского автозавода, которое велось с 1966 по 1970 год при участии итальянских специалистов
В 90-е годы отечественная промышленность пережила спад, производство резко сократилось, а некоторые заводы были ликвидированы. Те же предприятия, которые сумели адаптироваться к новым условиям, успешно функционируют и в наше время.
Номинация № 2. МАШИНОСТРОЕНИЕ: ЛИДЕРЫ ПО РОСТУ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА ЗА ГОД (2019/2018)
№ |
Компания |
Прирост производительности труда в 2019-м по сравнению с 2018-м, в % |
Регион |
1 |
Брянский арсенал |
234 |
Брянская область |
2 |
Электромеханика |
167 |
Тверская область |
3 |
Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им Н.И. Сазыкина» |
116 |
Приморский край |
4 |
ЗВЕЗДА |
111 |
Санкт-Петербург |
5 |
Нижнетуринский машиностроительный завод «Вента» |
102 |
Свердловская область |
6 |
Тяжмехпресс (Завод по выпуску тяжелых механических прессов) |
87 |
Воронежская область |
7 |
Сибирское специальное бюро электротермического оборудования |
76 |
Новосибирская область |
8 |
ММП им. В.В. Чернышева |
68 |
Москва |
9 |
Пензенский завод компрессорного машиностроения |
60 |
Пензенская область |
10 |
Рузаевский завод химического машиностроения |
57 |
Республика Мордовия |
11 |
ИЛ (Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина) |
53 |
Москва |
12 |
НЕФАЗ |
51 |
Республика Башкортостан |
13 |
Чебоксарский агрегатный завод |
49 |
Республика Чувашия |
14 |
Криогенмаш |
47 |
Московская область |
15 |
Кузнецов |
46 |
Самарская область |
16 |
Судостроительный завод «Вымпел» |
43 |
Ярославская область |
17 |
Промтрактор |
41 |
Республика Чувашия |
18 |
НПП «Старт» им. А.И. Яскина |
38 |
Свердловская область |
19 |
Дукс |
38 |
Москва |
20 |
ТЯЖМАШ |
36 |
Самарская область |
21 |
Амурский судостроительный завод |
35 |
Хабаровский край |
22 |
Уралкриомаш |
33 |
Свердловская область |
23 |
Бугульминский электронасосный завод |
32 |
Республика Татарстан |
24 |
Сиблитмаш |
31 |
Новосибирская область |
25 |
Муромский стрелочный завод |
30 |
Владимирская область |
26 |
Смоленский авиационный завод |
29 |
Смоленская область |
27 |
Ижевский завод нефтяного машиностроения |
29 |
Республика Удмуртия |
28 |
ЗАРЕМ |
28 |
Республика Адыгея |
29 |
Тверской вагоностроительный завод |
28 |
Тверская область |
30 |
Электростальский завод тяжелого машиностроения |
28 |
Московская область |
31 |
Пролетарский завод |
27 |
Санкт-Петербург |
32 |
Заводоуковский машиностроительный завод |
26 |
Тюменская область |
33 |
Мордовское Агротехническое Машиностроение |
25 |
Республика Мордовия |
34 |
Монолит |
22 |
Брянская область |
35 |
Калужский турбинный завод |
21 |
Калужская область |
36 |
Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П. Королева |
21 |
Москва |
37 |
Коломенский Завод |
21 |
Московская область |
38 |
Северное производственное объединение «Арктика» |
21 |
Архангельская область |
39 |
ИЗ-КАРТЭКС им. П.Г. Коробкова |
20 |
Санкт-Петербург |
40 |
Машиностроительный завод «ЗиО-Подольск» |
20 |
Московская область |
41 |
Каменск-Уральский литейный завод |
20 |
Свердловская область |
42 |
МТЗ ТРАНСМАШ |
20 |
Москва |
43 |
Завод Старт |
19 |
Курганская область |
44 |
Воронежское акционерное самолётостроительное общество |
19 |
Воронежская область |
45 |
Демиховский машиностроительный завод |
19 |
Московская область |
46 |
НПП «Респиратор» |
18 |
Московская область |
47 |
Авиаагрегат |
18 |
Самарская область |
48 |
Краснодарский завод «Нефтемаш» |
17 |
Краснодарский край |
49 |
Казанькомпрессормаш |
16 |
Республика Татарстан |
50 |
АК Туламашзавод |
15 |
Тульская область |
51 |
Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг» |
15 |
Республика Удмуртия |
52 |
Ишимский механический завод |
15 |
Тюменская область |
53 |
Казанское моторостроительное производственное объединение |
14 |
Республика Татарстан |
54 |
Чепецкий механический завод |
14 |
Республика Удмуртия |
55 |
Волгограднефтемаш |
12 |
Волгоградская область |
56 |
Псковский электромашиностроительный завод |
12 |
Псковская область |
57 |
Курганский машиностроительный завод |
11 |
Курганская область |
58 |
Шадринский автоагрегатный завод |
11 |
Курганская область |
59 |
ОДК -Уфимское моторостроительное производственное объединение |
11 |
Республика Башкортостан |
60 |
НПО «ЭЛСИБ» |
10 |
Новосибирская область |
61 |
КАМАЗ |
10 |
Республика Татарстан |
62 |
Санкт-Петербургское открытое акционерное общество «Красный Октябрь» |
10 |
Санкт-Петербург |
63 |
ОДК-Стар |
9 |
Пермский край |
64 |
Гидроагрегат |
8 |
Нижегородская область |
65 |
Бердский электромеханический завод |
8 |
Новосибирская область |
66 |
Димитровградский завод химического машиностроения |
7 |
Ульяновская область |
67 |
Тутаевский моторный завод |
7 |
Ярославская область |
68 |
ПК «Новочеркасский электровозостроительный завод» |
7 |
Ростовская область |
69 |
Завод им. В.А. Дегтярева |
7 |
Владимирская область |
70 |
ОДК-Сатурн |
7 |
Ярославская область |
71 |
Челябинский кузнечно-прессовый завод |
6 |
Челябинская область |
72 |
ТКЗ «Красный котельщик» |
6 |
Ростовская область |
73 |
Контур |
6 |
Новгородская область |
74 |
Белебеевский завод «Автонормаль» |
6 |
Республика Башкортостан |
75 |
Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус (Hyundai Motor Company) |
6 |
Санкт-Петербург |
76 |
НПО Наука |
6 |
Москва |
77 |
Уральские локомотивы |
5 |
Свердловская область |
78 |
Вяземский машиностроительный завод |
4 |
Смоленская область |
79 |
АК «Корвет» |
4 |
Курганская область |
80 |
Ступинское машиностроительное производственное предприятие |
4 |
Московская область |
Мировое машиностроение в конце 90-х годов
Машиностроение
занимает 1-е место среди отраслей мировой промышленности как по числу занятых,
так и по стоимости продукции.
Свыше 90% всей
машиностроительной продукции производят развитые страны.
В мире
сложилось шесть машиностроительных регионов: США, Европа, СНГ, Япония, Китай и
новые индустриальные страны Азии.
В странах
«Большой восьмерки» и в Китае развиты все виды машиностроения. Небольшие страны
Западной Европы специализируются на точном машиностроении, новые индустриальные
страны – на трудоемких отраслях машиностроения, а во многих развивающихся
странах Африки, Юго-Западной Азии и Центральной Африки машиностроение
практически отсутствует.
Распределение продукции машиностроения
Почти ¾
продукции машиностроения перераспределяется между развитыми странами. Это
обусловлено тем, что развивающиеся страны не могут позволить себе больших
затрат на науку
Развитые капиталистические и новые индустриальные страны
выделяются масштабами продукции машиностроения, предназначенной на экспорт, а
отсюда их повышенное внимание к улучшению качества выпускаемой продукции
Основные
грузопотоки машиностроительной продукции распределяется следующим образом:
Япония Þ США
США Þ
Западная Европа
Машиностроительный
комплекс России, Украины и других стран СНГ, Китая, Индии, Бразилии работает
преимущественно на внутренний рынок, а это зачастую приводит к производству
продукции низкого качества.