Первая всеобщая перепись населения российской империи в баку

Содержание:

Происхождение и история народа

Что только не рассказывают про азербайджанцев! Иногда можно даже услышать мнение о том, что этот народ не может считаться кавказским, ведь у них имеется нечто общее с народами Азии. Тем не менее, это досужие вымыслы. Они являются коренным народом Кавказа, как и другие этносы, населяющие этот регион.

Историки пришли к выводу, что происхождение народа связано с выходцами из Кавказской Албании – большого государства, располагавшегося в восточной части Кавказа во II-I веках до новой эры. Затем население этой страны начало смешиваться гуннами, киммерийцами и прочими кочевыми племенами.

Существенное влияние на становление этнической нации азербайджанцев оказала и Персия. В первые века нашей эры в Персии правила династия Сасанидов, которая расширила свое влияние на восточные регионы Закавказья.

Нельзя забывать и о более позднем воздействии турок-сельджуков, которые пришли на эти земли в XI веке. В результате, местное население подверглось сначала влиянию персидской культуры, а затем процессу тюркизации. Таким образом, азербайджанский народ имеет богатую историю и она тесно связано с историей соседних государств.

Тюркские племена постоянно мигрировали по всему региону Малой Азии, начиная от раннего Средневековья и заканчивая XV-XVI веками. Все это не могло не отразиться на местном населении, которое лишь позже начало осознавать свою этническую идентичность. Некоторые исследователи полагают, что современные азербайджанцы – это потомки какого-то конкретного племени, имеющего тюркские корни.

Такая гипотеза разбивается другими доказательствами, в том числе, культурным наследием, а также письменными источниками. Поэтому на сегодняшний день можно говорить о том, что на внешность азербайджанцев оказали воздействие самые разные племена – арабские, тюркские, иранские.

И при этом они все же остаются коренным этносом Закавказья, поскольку их история имеет именно кавказские корни. Это доказывают многочисленные традиции и разнообразные обычаи азербайджанцев, которые находят свои истоки как в иранской, так и в общекавказской культуре.

В XVIII веке закончила свое существование могущественная персидская династия Сефевидов, в результате чего образовался целый ряд ханств, имеющих полунезависимый статус. Во главе этих маленьких закавказских княжеств стояли представители азербайджанских местных династий. Однако сформироваться в единое государство они так и не смогли, поскольку по-прежнему находились под сильным влиянием персов.

А позднее, уже в XIX столетии, начались русско-персидские военные конфликты, которые привели к тому, что они были разграничены по регионам своего проживания. Граница эта пролегала вдоль реки Аракс, вследствие чего северные части Азербайджана попали под влияние России, а южные отошли к персам. И если ранее азербайджанские элиты имели сильное влияние на происходящие в Персии процессы, то после такого деления это влияние исчезло.

Историки признают, что их государственность сформировалась лишь после того, как в России произошла Октябрьская революция и начали создаваться национальные республики. Советская власть дала современному Азербайджану границы и государственно-правовую базу.

Когда же СССР распался, все советские республики получили независимость, в том числе и Азербайджан. Датой обретения независимости является 18 октября.

Территориальные вопросы эноса

Поскольку азербайджанцы – это очень разноплановый этнос, представители народа встречаются не только в данном регионе, но и в других странах мира. Более того, разделение их земель между Россией и Персией привело к тому, что сегодня их, проживающих в Иране, насчитывается от 15 до 20 млн человек. Это гораздо больше, чем население самого Азербайджана – там, по данным государственной статистики, проживает около 10 млн жителей.

Именно они оказали серьезное влияние на развитие здорового национализма в современном Иране. После Второй Мировой войны жители Азербайджанской республики в СССР и азербайджанцы Ирана получили возможность тесно общаться. Это внутреннее единение можно увидеть и сегодня.

Имеются тесные связи у азербайджанцев и дагестанцев в России. В 2000 году дагестанские власти включили азербайджанцев в число коренных народов Республики Дагестан, хотя этот этнос здесь и отнесен к категории малочисленных. В основном, они проживают в южных частях республики, а именно в Дербенте и его районе их проживает больше всего. В республике составляют не более 5% (а то и меньше) от всего дагестанского населения.

Серьезный конфликт возник в свое время у азербайджанцев с армянами, он касался территории Нагорного Карабаха, расположенного на востоке Армянского нагорья. Исторически эта территория относилась к Армении, однако Парижская Мирная Конференция в 1920 году отнесла этот регион к Азербайджану.

С тех пор азербайджанцы Карабах считают своим, что и привело после распада СССР к территориальному конфликту, вылившемуся в полноценные военные действия обеих сторон.

Лишь в 1994 году Армения и Азербайджан заключили перемирие, хотя напряженная ситуация в данном регионе наблюдается и сегодня. Сколько бы азербайджанцы ни утверждали, что являются законными обладателями Нагорного Карабаха, армяне не собираются признавать это.

Кавказский субстрат

Кавказская происхождение азербайджанцев определяет связь между азербайджанцами и их пре-отуречивания кавказской прошлом и в основном относится к азербайджанцам Кавказа, большинство из которых в настоящее время жители , что в настоящее время Азербайджанская Республика . Есть свидетельства того, что из-за неоднократных вторжений и миграций аборигенные кавказцы могли быть культурно ассимилированы сначала иранцами , такими как аланы , а затем турками-огузами . Был получен значительный объем информации об кавказских албанцах, включая их язык, историю, раннее обращение в христианство и тесные связи с армянами . Многие ученые считают, что удинский язык , на котором до сих пор говорят в Азербайджане, является пережитком языка албанцев.

Это кавказское влияние распространилось дальше на юг, в Иранский Азербайджан . В течение 1 — го тысячелетия до нашей эры, еще кавказский народ, то Mannaeans ( Mannai ) заселена большая часть этой области. Эта древняя страна находилась на северо-западе Ирана, к югу от озера Урмия . В период своего существования в начале I тысячелетия до н. Э. Маннай был окружен тремя крупными державами: Ассирией, Урарту и Мидией. С вторжением скифов и возвышением мидян в 7 веке маннеяне потеряли свою идентичность и были объединены под термином мидяне.

Генетическое тестирование

Хотя генетическое тестирование демонстрирует в первую очередь тюркизацию региона, а не тот факт, что азербайджанские турки являются потомками мигрантов из Центральной Азии, тем не менее оно показывает, что этот регион является генетически смешанным. Хотя население Азербайджана культурно разнообразно, генетическое тестирование выявило общие генетические маркеры, которые подтверждают автохтонное происхождение большинства азербайджанских турок. Анализ MtDNA показывает, что основные отношения с иранцами проходят через более крупную западно-евразийскую группу, которая является вторичной по отношению к кавказской, согласно исследованию, в которое вошли не азербайджанские турки, а грузины, которые в других исследованиях сгруппировались с азербайджанскими турками. Заключение по результатам тестирования показывает, что азербайджанские тюрки в республике представляют собой смешанное население с отношениями, в порядке наибольшего сходства, с кавказцами, иранцами и ближневосточниками, европейцами и туркменами. Другой генетический анализ мтДНК и Y-хромосом показывает, что европеоидное население генетически занимает промежуточное положение между европейцами и жителями Ближнего Востока, но в целом они более тесно связаны с жителями Ближнего Востока. Другое исследование, проведенное в 2003 году Российским журналом генетики , сравнивало говорящих на иранском языке жителей Азербайджанской Республики ( талыши и таты ) с тюркскими азербайджанцами и обнаружило, что генетическая структура этих популяций по сравнению с другими ираноязычными популяциями (Персы из Ирана, осетины и таджики) были ближе к тюркским азербайджанцам, чем к ираноязычному населению в других местах.

В 2006 г. М. Регейро и А. М. Каденас из Стэнфордского университета показали, что население центрального Ирана ( Исфахан ) было ближе к кавказскому азербайджанскому народу, чем население Турции с точки зрения распределения гаплогрупп и генетической однородности.

Последнее сравнительное исследование (2013 г.) полного разнообразия митохондриальной ДНК у иранцев показало, что иранские азербайджанцы больше связаны с народом Грузии , чем с другими иранцами , а также с армянами . Однако тот же многомерный масштабный график показывает, что азербайджанцы с Кавказа, несмотря на их предполагаемое общее происхождение с иранскими азербайджанцами, группируются ближе с другими иранцами (например, персами и т. Д.), Чем с иранскими азербайджанцами. Северные азербайджанцы ближе к анатолийским туркам, чем азербайджанцы из Ирана.

Экономические регионы

Азербайджан разделен на 14 экономических регионов.
 Баку .
 Абшерон-Хызы .
 Горный Ширван .
 Гянджа-Дашкасан .
 Карабах .
 Газах-Товуз .
 Губа-Хачмаз .
 Ленкорань-Астара .
 Центральный Аран .
 Мил-Муган .
 Шеки-Загатала .
 Восточный Зангезур .
 Ширван-Сальян .

Ссылка на карту. Экономический район / Автономная Республика Площадь (км 2 ) численность населения Краткая информация
1 Апшерон — Хызы 5 420 2 613 300 Включает Апшеронский и Хызынский административные районы и Сумгаит .

Основные отрасли промышленности: нефтехимическая, химическая, тяжелая, черная и цветная металлургия, энергетика, машиностроение, электротехника, легкая и пищевая промышленность, строительная промышленность, транспортная инфраструктура.

2 Гянджа — Дашкесан 12 480 1,191,700 Включает административные районы Гянджа, Нафталан , Дашкесан, Геранбой , Гокгол , Самух .
3 Шеки-Загатала 8 969 543 400 Включает Балакена . Гахском , Габала , Огуз , Загатала, Шеки административных округов.

Основные отрасли промышленности: легкая и пищевая промышленность.

4 Ленкорань — Астара 6 140 926 500 Включает Астаринский, Джалилабадский , Лерикский , Ярдымлинский , Лянкяранский административные районы.

Основная отрасль: пищевая промышленность.

5 Губа-Хачмаз 6 960 498 400 Включает Шабрана , Хачмаз, Губу, Гусар , Сиазань административных районов.

Основные отрасли промышленности: сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность.

6 Аран 23 375 1,893,036 Самый крупный экономический регион страны. В его состав входят административные районы Агдаш , Гейчай , Кюрдамир , Уджар , Евлах , Зардаб и Мингячевир .
7 Карабах 7 253,5 628 200 Включает Агджабединский , Агдам , Барда , Физули , Ходжалы , Xojavand , Шушу , ТЕРТЕРСКИЙ административных районов и Ханкенди.
8 Восточный Зангезур 7 470 341 200 Включает административные районы Джебраильский , Кельбаджарский , Кубадлинский , Лачинский , Зангиланский .
9 Горный Ширван 6 060 287 800 Включает в себя административные районы Агсу , Исмаиллы , Гобустан , Шамахы .

Основные отрасли: легкая и пищевая промышленность.

10 Нахчыван 5,550 414 900 Включает всю территорию Нахчыванской Автономной Республики .

Основные отрасли: легкая и пищевая промышленность.

11 Баку 2140 2204,2 Включает в себя сам Баку. Это один из основных экономических центров Азербайджана.

Основные отрасли промышленности: международная торговля, нефтепереработка, химическая, машиностроительная, пищевая, текстильная промышленность.

Развиваются военная промышленность, высокотехнологичные отрасли и информационные технологии.

12 Казах — Товуз Включает Акстафа , Gedabek , Газах, Шамкир , Товуз административных районов.
13 Мил-Муган Включает административные районы Бейлаган , Имишли , Саатлы , Сабирабад .
14 Ширван-Сальян Включает административные районы Билясувар , Гаджикабул , Нефтчала , Сальян и Ширван .

Примечание: в таблице приведены данные за период до 7 июля 2021 года.

Этнические группы

Население Азербайджана по этническим группам 1926–2009 гг.
Этническая группа Перепись 1926 г. 1 Перепись 1939 г. 2 Перепись 1959 г. 3 Перепись населения 1970 года 4 Перепись 1979 года 5 Перепись 1989 года 6 Перепись 1999 г. 6 Перепись 2009 г.
Число % Число % Число % Число % Число % Число % Число % Число %
Азербайджанцы 1,437,977 62,1 1 870 471 58,4 2 494 381 67,5 3 776 778 73,8 4 708 832 78,1 5 804 980 82,7 7 205 464 90,6 8 172 809 91,6
Лезгины 37 263 1.6 111 666 3.5 98 211 2,7 137 250 2,7 158 057 2,6 171 395 2,4 178 021 2.2 180 312 2,02
Армяне 282 004 12.2 388 025 12.1 442 089 12.0 483 520 9,4 475 486 7.9 390 505 5,6 ~ 120,700 1,7 ~ 120 300 1,35
Россияне 220 545 9,5 528 318 16,5 501 282 13,6 510 059 10.0 475 255 7.9 392 304 5,6 141 687 1,8 119 307 1,34
Талышский 77 323 3.3 87 510 2,7 85 0,0 21 169 0,3 76 841 1.0 111 996 1,26
Аварцы 19 104 0,8 15 740 0,5 17 254 0,5 30 735 0,6 35 991 0,6 44 072 0,6 50 871 0,6 49 838 0,56
Турки 95 0,0 600 0,0 202 0,0 8 491 0,2 7 926 0,1 17 705 0,3 43 454 0,5 37 975 0,43
Татары 9 948 0,4 27 591 0,9 29 370 0,8 31 353 0,6 31 204 0,5 28 019 0,4 30 011 0,4 25 911 0,29
Таты 28 443 1.2 2,289 0,1 5,887 0,2 7 769 0,2 8 848 0,1 10 239 0,1 10 922 0,1 25 218 0,28
Украинцы 18 241 0,8 23 643 0,7 25 778 0,7 29 160 0,6 26 402 0,4 32 345 0,5 28 984 0,4 21 509 0,24
Цахуры 15,552 0,7 6 464 0,2 2 876 0,1 6 208 0,1 8 546 0,1 13 318 0,2 15 877 0,2 12 289 0,14
Удинс 2,445 0,1 3 202 0,1 5 492 0,1 5 841 0,1 6,125 0,1 4,152 0,1 3 821 0,04
Грузины 9 500 0,4 10 196 0,3 9 526 0,3 13 595 0,3 11 412 0,2 14 197 0,2 14 877 0,2 9 912 0,11
Евреи 20 578 0,9 41 245 1.3 40 198 1.1 48 652 1.0 35 487 0,6 30 792 0,4 8 916 0,1 9 084 0,10
Курды 41 193 7 1,8 6 005 0,2 1,487 0,0 5 488 0,1 5 676 0,1 12 226 0,2 13 075 0,2 6 065 0,07
Другие 94 360 4.1 85 387 2,7 25 889 0,7 22 531 0,4 31,552 0,5 31 787 0,5 9 541 0,1 16 095 0,11
Общий 2 314 571 3 205 150 3 697 717 5,117,081 6 026 515 7 021 178 7 953 438 8 922 447

Тюркизация

Самое раннее крупное тюркское вторжение в район, ныне известный как Азербайджан, началось и ускорилось в период сельджуков. Миграция турок-огузов из нынешнего Туркменистана, что подтверждается лингвистическим сходством, оставалась высокой в течение всего монгольского периода, так как многие войска под Ильханами были тюркскими. В период Сефевидов тюркификация Азербайджана продолжалась под влиянием Цизильбаша, тюркской армии, которая была основой империи Сефевидов. Само название Азербайджана происходит от дотюркского названия провинции Азарбайджан или Адарбайджан и иллюстрирует постепенный сдвиг языка, поскольку названия мест пережили тюркификацию, хотя до этого и существовали в иной форме.

Большинство ученых считают лингвистическую тюркизацию преимущественно нетюркоязычных коренных народов и ассимиляцию небольших групп тюркских племен наиболее вероятной версией происхождения азербайджанского народа.

В Азербайджане нет официальной религии по Конституции

Большинство азербайджанцев — мусульмане. Но какая официальная религия в Азербайджане?

По закону «О свободе вероисповедания» каждый азербайджанец «вправе исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, выражать и распространять свои убеждения в связи с отношением к религии». Кроме того, азербайджанцы могут участвовать в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях.

Текст закона «О свободе вероисповедания»

В Азербайджане нельзя разжигать расовую, национальную, религиозную, социальную неприязнь и вражду. Родители могут воспитывать своих детей по своим религиозным убеждениям.

Большая часть населения страны — мусульмане.

Шамахинская Джума-мечеть — место поклонения мусульман в Азербайджане. Это один из самых древних храмов не только на территории страны, но и на Ближнем Востоке в целом. Построен в 743 году, во времена халифа Халида ибн Валиядина

Еразы грозят власти: мы их породили, мы их и…

21:19, 01 февраля 2018

Сегодня встречался с еразами по их настойчивой просьбе. Еразы — так в Азербайджане называют беженцев из Армении. Термин новый, не оскорбительный, а только сокращение — ЕРменистан АЗербайджанлылары. В 1993 году они, будучи достаточно внутренне организованными, добились прихода к власти Гейдара Алиева, который разрешил землякам остаться в тех домах и квартирах, которые они захватили или купили у армян.  Теперь, как они же говорят, происходит другой процесс. В Баку исполняется «пилотный проект» в рамках 86-го распоряжения Кабмина о замене старых жилых домов на новые многоэтажные, с финансовой компенсацией или обеспечением новой квартирой плюс 20% дополнительной жилплощади вместо прежней. Тем кто получит новую квартиру за старую, стройкомпании будут оплачивать временную аренду съемных квартир.

Некоторые граждане недовольны считая, что их обманывают. В Насиминском районе Баку, в так называемой «завокзальной»,  до девяностых годов жило много армян, потом там вселились беженцы из Армении. А теперь эти дома попали под «пилотный проект».  Жители утверждают, что будучи изгнанными однажды армянами, они теперь изгоняются из бакинских квартир и домов теми, кто в девяностые вместе с ними бежал оттуда, в Армении ездил на ишаках, а теперь передвигаются на государственных БМВ, плюя свысока на земляков.  

«Еразы» говорили мне на диктофон, что если правительство не будет считаться с их особыми желаниями, то они — которые построили это государство, его же…  Они такие суровые, что спорить насчет тезиса о создателях азербайджанского государства я не стал. Во-всяком случае они правы в том, что в самые тяжелые для страны годы пришли и вытащили страну из разваливающегося состояния.

А главное  заключается в следующем: эти люди в отличие от остальных граждан страны традиционно очень организованны, у них свои руководящие негласные структуры, поэтому «еразы» смогут, если захотят, показать свою силу. У них теперь отнимают самое ценное и любимое — недвижимость. Среди «еразов» бедняков чересчур мало, встречающиеся со мной выглядели более чем обеспеченными людьми. Ресурсы для решительных действий у них есть и лучше нашей власти подумать — стоит ли «Пилотный проект» того, чтобы ставить государство перед сложным вопросом. Лучше от него отказаться или выполнять строго в рамках закона, договариваясь с жильцами полюбовно, а не в «добровольно-принудительном порядке».

Ислам в Азербайджане распространился менее чем за сто лет

До ислама на территории Азербайджана были распространены зороастризм, иудаизм и христианство. Ислам там появился во время правления Второго праведного Халифа Абу Хафс Умара ибн аль-Хаттаба аль-Адавия (639-644 гг.). Менее чем за сто лет ислам распространился на всей территории Азербайджана. Евреи и христиане, не принявшие ислам, платили подушную подать и получали покровительство мусульман.

Когда в начале XIX века Азербайджан присоединили к Российской империи, начался новый этап исламизации страны. Политика российского правительства: привлечь на свою сторону мусульманское духовенство и создать в исламской религии структуру, как в христианской церкви. В 1832 году Николай I написал Сенату письмо. В нем он просил подготовить положение об Управлении по религиозным делам мусульман Закавказья. Не одобрил ни один из документов, которых ему прислали.

И только в 1872 году Николай I утвердил «Положение о шиитском и суннитском магометанском духовном Управлении Закавказья». За основу взял принцип организации русской православной церкви. Были созданы два мусульманских административных органа: суннитское и шиитское духовные управления.

Шиитский муфтий, глава Управления мусульман Аллахшкюр Пашазаде на Играх Исламской солидарности в 2017 году. Это спортивное мероприятие объединяет суннитов и шиитов из разных стран.

Игры должны были открываться с суннитского азана. Это вызвало протест у Пашазаде, так как большая часть населения страны — шииты. В итоге от открытия игр азаном отказались

Язык и религиозная конфессия

Азербайджанский язык имеет тюркское происхождение, на его становление, к тому же, оказали влияние арабский и персидский языки. Однако их язык имеет и другие фонетические связи – лингвисты находят сходство в нем с кумыкским и даже узбекским языками.

В настоящее время на азербайджанском говорят около 99% жителей страны. Поскольку этот же язык распространен на севере Ирана и Ирака – это сближает этносы и позволяет аккумулировать культурные связи.

Что же касается их литературного языка, то он сформировался полностью лишь после того, как эти территории были присоединены к России. Однако еще до российского периода истории, литературный язык азербайджанцев постепенно развивался в Ширване и южных регионах Азербайджана.

Что же касается религии, то в своем большинстве они – мусульмане. Почти 90% тех, кто исповедует в Азербайджане ислам, являются шиитами, однако проживают здесь и те, кто относит себя к суннитам. Это – еще одно проявление персидского влияния.

Современная вера азербайджанцев может быть очень разной, поскольку в стране наблюдается полная толерантность по отношению к вероисповеданию.

Здесь можно встретить и христиан, и последователей каких-либо других религий. Человек, проживающий на территории этой страны, имеет право сам выбирать, какому религиозному течению следовать, и воздействовать на его убеждения никто не вправе.

Антропология об азербайджанцах

Одни из антропологических типов Азербайджана

Азербайджанцы — европеоиды средиземноморского и понтийского типов, почти тотальным преобладанием темных глаз и волос.

  • форма головы-длинная,
  • рост средний и выше среднего,
  • преобладает астеническое сложение и ускоренный обмен веществ.

Удлиненная голова у азербайджанцев, едва ли не главный отличительный признак, так как прочие кавказские народы широкоголовы. Это связывается с мнением о длинноголовости индоевропейцев Ирана, однако генетики отрицают их весомый вклад.

Словарь Брокгауза и Эфрона называет азербайджанцев тюрками по языку и иранцами по расе

1.3. Иудаизм – древняя религия с множеством последователей

1.3.1. История азербайджанского иудаизма насчитывает около 1300 лет.

Главный принцип иудаизма очень схож с основным догматом ислама – Бог един, и единственен. Бытует даже мнение, что ислам во многом скопировал основные положения иудейского вероучения. Не будем сейчас рассуждать, так это, или нет; просто отметим, что сходства между исламом и иудаизмом есть, и довольно значительные. Различий, несомненно, тоже много, даже сами объекты поклонения разные: в исламе – Аллах, в иудаизме – Яхве.

Принципы иудаизма:

Иудаизм – уникальное учение. Именно иудеи первые начали поклоняться Богу, как Личности.

  • Бог – живая, действующая Личность, проникающая во все дела человечества, и руководящая ими.
  • «Бог – совершенен. Он – есть абсолютное Совершенство во всех отношениях. Он Всемогущ, Всеведущ, Всевидящ».
  • «Бог дал людям Тору – совершенный Закон, который необходимо в точности соблюдать, чтобы наследовать вечную жизнь».

1.3.2. Иудеи Азербайджана — 16 тысяч жителей республики

Иудеи в Азербайджане делятся на три общества:

  • община горских евреев (субэтническая группа евреев, населяющих преимущественно северную часть Азербайджана),
  • европейские евреи (или евреи-ашкенази, как их ещё именуют)
  • грузинские евреи.

Удивительно, но даже в самые страшные для евреев времена, когда буквально весь мир проявлял антисемитские настроения, евреи Азербайджана жили в относительном спокойствии. Этот факт можно считать доказательством цитаты о «спокойной обстановке, способствующей религиозной терпимости и свободе вероисповедания», приведённой выше. И сегодня, как и всегда, евреи активно участвуют в общественно-политической, культурной и экономической жизни страны.

1.5. Зороастризм в Азербайджане – Земле вечного огня

1.5.1. Зороастризм – одна из древнейших религий.

Основоположником вероучения стал пророк Заратуштра, которого древние греки прозвали Зороастром. Собственно говоря, именно от его имени и произойдёт слово, которое станет в далёком будущем наименованием конфессии. Сам же Заратуштра назвал своё вероучение «Маздаясна», потому что объектом поклонения в зороастризме является верховное божество – Ахура-Мазда.

Предание! Всё началось с божественного откровения. С откровения, данного Заратуштре самим Ахура-Маздой. Заратуштра с самого детства был очень добрым, светлым, мыслящим ребёнком. Его смущало, что мир кругом несправедлив, что убийства и унижения давно стали обыденностью для человеческого общества. И он не выдержал… Заратуштра отправился в путешествие, которое никуда не вело. Он шёл куда глаза глядят и думал. Он философствовал, размышлял о жизни, об этом гнусном и неправильном мире, и Ахура-Мазда дал ему своё откровение. Это откровение Зороастр записал в книгу, названную Авестой. С этих событий и начинается история зороастризма.

1.5.2. Ахуда-Маздра – Мудрый Бог

Зороастрийцы поклонялись Ахура-Мазде. Их поклонение верховному божеству выражалось, в первую очередь, в поклонении огню. Огонь был символом духовного роста, очищения и стремления к небесам. Поэтому зороастрийцев и стали называть огнепоклонниками.

1.5.3. Зарождение религии

Зародился великий культ поклонения огню в Иране. Поначалу новая религия не смогла набрать популярности – на первых порах Заратуштре удалось обратить в новую веру только одного человека – своего близкого родственника. Однако вскоре дела пошли в гору – учение прижилось и набрало обороты. Как и в случае с исламом, идеи зороастризма были распространены в ходе завоеваний. Сначала зороастризм укрепился в Персии времён Ахеменидов. Это государство распространило зороастризм по миру с помощью завоеваний.

Интересный факт! Несмотря на явно выраженную в Авесте идею человеколюбия, распространители этой благодатной вести не гнушались использовать оружие против тех, кто не был солидарен со взглядами огнепоклонников. История повествует, что врачи-зороастрийцы не вводили в свою практику новые методы лечения, пока методы эти не были дважды опробованы на «непокорных».

В 330 году до н.э. династия Ахеменидов распалась. Роль завоевателей-распространителей на себя взяли Сасаниды, которые подчинили себе почти весь Ближний Восток, и насадили свою религию во всех захваченных землях. Государство Сасанидов просуществовало с 226-652 гг. нашей эры. Сасаниды и принесли огонь зороастризма в Азербайджан.

1.5.4. Приход зороастризма на Азербайджанские территории

Историческая справка! В Азербайджане есть места, где естественным путём на поверхность выходит природный газ, и горит негаснущим пламенем. Отсюда и название республики, переводящееся как «земля негаснущих огней».

Конечно, такая земля сразу понравилась служителям зороастрийского культа. Вокруг мест, где горело негаснущее пламя стали возводиться храмы. Один из них, сохранившийся до сей поры, находится в деревушке Сураханы. Храм носит название «Атешгях», что в переводе со среднеперсидского языка означает «дом огня». Сегодня это скорее музей, нежели храм, однако до сих пор сюда приходят паломники, чтобы поклониться Ахура-Мазде.

1.5.5. Зороастризм в республике в наши дни

Зороастризм сегодня исповедуют около 2000 жителей Азербайджана. Зороастрийцы с разных стран переезжают сюда, чтобы жить ближе к своим святыням. Многие традиции зороастризма сегодня уже не соблюдаются — возможно оттого, что большинство Писаний Заратуштры так и не дошли до нас. Из более чем трёхсот пятидесяти тысяч слов, до сегодняшних дней дошла только десятая часть. Адепты этой религии впрочем, сохранили главные принципы учения: чистые мысли, чистые слова и чистые поступки. Сохранился и главный обряд зороастрийцев – поклонение огню.

1.5.6. Колоссальное влияние на современный уклад жизни азербайджанцев

Многие их праздники и традиции уходят корнями в учение Зороастра. Например, игры и обряды, столь любимые у молодого деревенского населения страны, очень тесно связаны с культурой огнепоклонников. И даже у истоков самого главного азербайджанского праздника – Наурыза Байрамы стоят традиции, заложенные когда-то зороастрийцами. Культура огнепоклонников проступает и в мелочах; например, главная восточная сладость – пахлава по форме напоминает знак «бута», который у зороайстрийцев являлся символом огня.

Праздничные традиции азербайджанцев

В азербайджанском календаре масса интересных народных праздников. В сельской местности во время таких торжеств допускаются некоторые вольности поведения за столом, разговоры становятся более свободными и весёлыми. Многие праздничные дни связаны с мусульманской верой, являясь священными датами с давних времён и сочетая в себе языческие обряды с исламскими ритуалами.

Одним и самых значимых среди них стал Новруз-байрам, что символизирует наступление весны и возрождение природы. Традиционно его отмечают 21 марта, в день весеннего равноденствия. Но подготовка к Новруз-байраму начинается задолго до мартовских дней. Ещё с конца зимы азербайджанцы начинают делать ремонт в квартирах, наводить порядок, избавляться от старых ненужных вещей.

Новруз в Азербайджане / aa.com.tr

Новруз-байрам символизирует обновление, а потому в праздник следует войти без старых обуз. Важным этапом подготовки к празднику является выращивание пшеницы. Зёрна проращивают в тарелках, чтобы потом приготовить из него особенное праздничное угощение.

Вечером в Новруз устраиваются народные гуляния. Ребятня разжигает во дворах костры, через которые прыгает под присмотром взрослых. Считается, что этот нехитрый ритуал подарит ребёнку здоровье и счастье. Праздничный стол в Новруз переполнен угощениями и различными яствами. Новруз считается промежуточным временем – между уходом старого и приходом нового года.

Коса и Кечал – персонажи народных преданий Азербайджанцев

В Новруз можно увидеть театрализованные представлениями, главными героями которых выступают Коса и Кечал. Это забавные персонажи народных преданий, имена которых переводятся очень красноречиво: Коса – “редкобородый”, Кечал – “лысый”. Оба героя стараются развеселить публику и дарят зрителям по-настоящему праздничное настроение.

Традиции азербайджанцев берут своё начало в далёкой древности. Несмотря на то, что сегодня большинство представителей этого народа исповедует ислам, многие обычаи сохранились ещё с языческих времён. Без сомнения, азербайджанская культура успешно пройдёт немало столетий и в будущем, ведь её обладатели считают свои традиции – ценнейшим даром, полученным от предков.

На обложке: «Исполнение азербайджанской народной музыки» / Vugarİbadov / commons.wikimedia.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector