Промышленность японии
Содержание:
- Энергетика
- История[править | править код]
- Авиастроение
- Отрасли промышленности японии
- Воздушный и морской транспорт
- Что производит экономика государства
- Кратко о территории и населении
- После «Фукусимы»
- Современное экономическое положение Японии
- Судостроение
- Отрасль металлургии
- Послевоенная Япония
- Металлургия
- Национальное хозяйство
- Рыболовство
- Горнодобывающая промышленность
Энергетика
Немаловажного значения в промышленности Японии занимает энергетика. Развитие этой отрасли можно разделить на 5 этапов:
- 1950-е годы. Основными поставщиками электричества являются ГЭС. По всей стране насчитывалось 600 станций. Но к концу десятилетия их продуктивность начала снижаться, сильно сказалось постоянное использование речных створов. Передовыми производителями энергетики становятся ТЭС
- 1960-е годы. Япония начала импортировать дешевую нефть, что сделало возможным строительство ТЭС по всей территории страны. Ведь раньше они строились в непосредственной близости к угольным бассейнам. К середине 70-х годов ТЭС обеспечивали 80% электроэнергии.
- 1970-е годы. Энергетическую отрасль промышленности Японии настиг кризис. Нефть резко возросла в цене, из-за чего были пересмотрены энергетические концепции. Нефть была заменена импортным углем, широко использовался природный газ. Построена первая геотермальная электростанция. Но основную ставку правительство поставило на быстрое развитие атомной энергетики.
- 1980-е годы. Развитие электроэнергетической мощности. Энергия поступает не только с ТЭС, ГЭС и АЭС, но и от альтернативных источников.
- 1990-е годы. Последний, перспективный, этап развития энергетики. В это время правительством было принято решение по максимуму использовать всю мощность и возможности АЭС. При этом параллельно развивать альтернативные источники энергии.
Сейчас потребление энергии Японией составляет 5% от мирового производства. В стране функционирует 39 атомных энергетических блоков. Источники нетрадиционной энергии, на которые было возложено столько надежд в 80-х-90-х годах теперь поставляют только 1% от общего энергопотребления.
История[править | править код]
-е годы — эпоха японского экономического чуда.
Согласно государственной программе развития национальной системы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) был осуществлён[когда?] переход от импорта технических достижений к разработке собственной системы НИОКР. Осуществлены кардинальные меры по совершенствованию подготовки кадров и дальнейшего развития международного научного сотрудничества. Были созданы крупные научные центры, занимающиеся разработками в области физики твёрдого тела, атомной энергетики, физики плазмы, новейших конструкционных материалов, космических роботов и др.
Авиастроение
Авиастроение в Японии начало реально развиваться только с 1970х годов, благодаря соглашениям с западными странами. В последнее время всё больше развивается гражданское авиастроение, по объёмам продаж уже перегоняющее военное. Несмотря на это, японское военное авиастроение тоже активно развивается, хоть у правительства и вызывает беспокойство превосходство США в этой области. Проблемой японского авиастроения является зависимость страны от США в вопросах производства двигателей и их деталей, однако правительство пытается её решить путём инвестиций в науку и создания собственных производств.
Отрасли промышленности японии
Теперь о японской промышленности. Она, так же как и экономика, прошла тернистый путь. До 1950 промышленный потенциал страны составляла тяжёлая промышленность, что было характерно для периода милитаризации страны. С запретом содержать вооружённые силы, был взят курс на развитие наукоемких производств при некотором сдерживание энергоемких и металлоемких отраслей. 12% мирового промышленного производства в наши дни приходится на долю этой страны. Полным ходом идёт развитие следующих отраслей промышленности.
1)Чёрная металлургия. В основном она ориентирована на импорт. В настоящее время Япония обеспечивает 14–15% всего мирового производства стали. «Ниппон сэйтэцу» является лидером металлургии. Большая часть заводов расположена на островах Сикоку и Хонсю. Полиметаллические руды, серные и медные колчеданы встречаются практически на всех крупных островах — Сикоку, Хонсю, Косю и Хоккайдо. Но свинец и алюминий приходится импортировать из Австралии, Мексики и Канады. Также как железную руду (экспортируется из Индии, Австралии, Чили и ЮАР) и коксующийся уголь (поступает из Канады, США и Австралии). А такие редкие элементы как таллий, кадмий, селен, индий, германий, теллур и рений получают путем утилизации отходов производства коксохимических производств или полиметаллов и меди.
2)Атомная энергетика.На данный момент в стране насчитывается 39 энергоблоков. В ядерной энергетики важную роль играют монополии такие как, «Мицуи», «Мицубиси» и «Сумитомо». Япония потребляет 5% мирового производства электроэнергии. В 2000 страна занимала третье место по производству электроэнергии (1012 млрд квт) после США и КНР. Японии одной из первых начала использование нетрадиционных источников энергии. Известно, что эта страна славится действующими и потухшими вулканами, фумаролами и гейзерами (они расположены на острове Хонсю). Уже в 1970-е здесь была построена первая геотермальная электростанция. К началу 1990-х в стране появились миллионы «солнечных домов» — в них для обогрева жилых комплексов и нагревания воды использовалась солнечная радиация.
3) Машиностроение. Машиностроение Японии одно из самых развитых в мире. Основные центры машиностроения находятся в Токио, Нагоя, Иокогама, Кобе, Осака, Нагасаки и на северо-западе острова Кюсю). 1970-е годы стали началом бума на японские машины. Из-за «Нефтяного шока» (1973 резкий скачок цен на бензин) покупатели стали отдавать предпочтение небольшим автомобилям, с экономичным использованием топлива. Как раз над такими автомобилями работами японские учёные для внутреннего рынка страны. Тогда и заговорили о «японском» этапе в мировом автомобилестроении. В 1980 году Япония был преодолён 10-миллионный рубеж в выпуске автомобилей, а в конце 1990-х страна заняла первое место (и удерживала его в течение 15 лет) в мире по производству автомобилей. Сейчас производство автомобилей в самой Японии сократилось из-за роста курса иены. Однако японские автомобильные заводы работаю по всему миру (в США и в странах Юго-Восточной Азии).
4)Легкая промышленность. Она работает на местном химическом волокне, хлопке и шерсти из Австралии, ЮАР и США
Японцы – народ, который чтит свои многовековые традиции, поэтому не стоит удивляться, что важное место занимает керамическое производство, как дань традициям, так и весьма выгодное предприятие (в стране свыше 170 месторождений каолина). В стране также быстрыми темпами развивается деревообработка, которая, по количеству предприятий, уступает только текстильным и пищевкусовым отраслям. В Японии насчитывается около 30 тыс
фанерных и лесопильных заводов. Спросов как на внутренним, так и на внешнем рынке пользуются изделия, изготовленные на специализированных предприятиях по выпуску тары, национальной японской обуви –гэта, зонтов, посуды, вееров, труб из бамбука и т.д. Центры деревообработки находятся в Токио, Кобе, Нагои, Иокагамы, Осаки, Окаямы, Хиросимы и на островах Кюсю и Хоккайдо
В Японии насчитывается около 30 тыс. фанерных и лесопильных заводов. Спросов как на внутренним, так и на внешнем рынке пользуются изделия, изготовленные на специализированных предприятиях по выпуску тары, национальной японской обуви –гэта, зонтов, посуды, вееров, труб из бамбука и т.д. Центры деревообработки находятся в Токио, Кобе, Нагои, Иокагамы, Осаки, Окаямы, Хиросимы и на островах Кюсю и Хоккайдо.
Воздушный и морской транспорт
Только с 1970-х годов здесь начало развиваться авиастроение. Япония заключила соглашения о поставке оборудования и испытаниях готового транспорта с другими странами. Но в государстве уже гораздо больше гражданских самолетов и вертолетов, чем военных. Заказчиками выступают частные предприниматели и бизнесмены, которым нужно быстро передвигаться или перевозить свою продукцию.
Правительство Японии все же продолжает финансировать военное авиастроение. Власти обеспокоены тем, что уже который год не могут обогнать США в этой сфере. Дело в том, что азиатская страна зависит от Соединенных Штатов, так как ей постоянно приходится согласовывать производство деталей и двигателей. Своих научных и технологических ресурсов у Японии пока не хватает, хотя правительство много инвестирует в создание собственных предприятий по изготовлению такой продукции.
Государство омывается водами Тихого океана и морей, поэтому в нем развито и судостроение. Им занимаются известные компании — Сасебо и Мицубиси. Их филиалы и заводы расположены на побережьях. Но в последнее время они стали производить меньше кораблей, так как спрос на такой вид транспорта падает начиная с 1980-х годов. Оставшиеся заводы выпускают судна по заказам ВМФ и частных предпринимателей, а их еще достаточно для того, чтобы обеспечить работой жителей прибрежных городов.
Что производит экономика государства
Традиционно Япония удерживает лидирующие позиции в высокотехнологичных отраслях.
Автомобилестроение
Производство авто – основная отрасль экономики Японии, в которой занято около 10 млн населения страны. Почти 90% продукции отрасли экспортируются. Флагманские марки японских автомобилей: Toyota, Honda, Daihatsu, Nissan, Suzuki, Mazda, Mitsubishi, Subaru, Isuzu, Kawasaki, Yamaha и Mitsuoka.
Рис. 4. Автомобиль будущего, изготовленный компанией Toyota
Судостроение
Японские судостроительные предприятия расположены на восточном побережье Японского моря и на северных берегах острова Кюсю. Верфи страны изготавливают большегрузные и пассажирские корабли, нефтяные танкеры, небольшие морские суда марок Сасэбо, Мицубиси, Кавасаки, Юниверсал.
Рис. 5. Пассажирский корабль от компании Сасэбо
Электроника и электротехника
Японское экономическое чудо» стало возможным именно благодаря многочисленным производителям компьютерной, телекоммуникационной, фото-, аудио-, видео-, бытовой техники.
№ |
Компания |
Продукция |
---|---|---|
Canon |
Фотоаппараты, видеокамеры, оптические приборы, принтеры, сканеры, медицинское оборудование |
|
Casio |
Часы, калькуляторы, цифровые фотокамеры, электронные музыкальные инструменты |
|
Fujitsu |
Суперкомпьютер, сервер, рабочая станция, программное обеспечение, смартфон, указывающее устройство |
|
JVC |
Видеокамеры, автомобильная электроника, телевизоры, проекторы и аудиопродукция |
|
Hitachi |
Телекоммуникационное оборудование, электрические инструменты, бытовая техника и программное обеспечение |
|
Konica |
Фототехника, фотоплёнки, лазерные принтеры |
|
Nikon |
Фото- и видеотехника, оптика, микроскопы, оборудование для изготовления микросхем |
|
Panasonic |
Телевизоры, телефоны, компьютеры, цифровые фотоаппараты |
|
Sony |
Бытовая электроника, полупроводники, видеоигры, мультимедиа |
|
Toshiba |
Полупроводники, аппаратное обеспечение, бытовая техника, медицинское оборудование, лифты, эскалаторы, офисная техника, сетевое оборудование, программное обеспечение |
Справка! По данным Всемирного банка, в 2017-2018 гг. Япония производила 58% роботов в мире.
Военная отрасль
После поражения во Второй мировой войне страна начала активно развивать свой военно-промышленный комплекс. Военные предприятия производят полный спектр огнестрельного оружия: автоматы Howa Type 64 и Howa Type 89, пулемёты, снайперские винтовки, револьвер Miroku Liberty Chief.
Справка! Вооружение Япония производит для себя: по конституции вывоз огнестрельного оружия запрещен.
С недавнего времени страна начала выпускать танки и истребители нового поколения Mitsubishi X-2 Shinshin.
Сельское хозяйство
Основная отрасль аграрного производства – выращивание риса. Он занимает 68% возделываемых земель страны. Более 88% риса потребляется на территории страны. Остальные территории занимают овощи и фрукты.
Рыболовство
В японских водах вылавливают скумбрию, тунца, анчоусов, лосося, кальмаров, крабов, камбалу, минтая, сайру, гребешков. В 2018 году Япония заняла 1-е место в мире по экспорту морепродуктов. Японские рыбаки отлавливают не только рыбу: важным компонентом блюд национальной кухни выступают морские водоросли ламинарии.
Рис. 6. Ступенчатые рисовые поля в Японии
Кратко о территории и населении
Японское государство (официально Нихон коку) раскинулось на архипелаге из 4000 островов Азиатско-Тихоокеанского региона. Вереница кусочков суши растянулась на 3500 км. Основное население сосредоточено на четырех самым крупных островах.
Относительно небольшая территория Японии вмещает 127 млн человек. Страна входит в топ-10 государств мира по численности населения в 2021 году.
Самые крупные и густонаселённые острова Японии
Название острова | Площадь, км² | Численность населения, млн чел. |
Кюсю | 35 640 | 12 |
Сикоку | 18 800 | 1,14 |
Хоккайдо | 83 400 | 5,34 |
Хонсю | 227 969 | 104 |
Акватория государства состоит из множества бухт и заливов. Благодаря омывающим архипелаг трём морям и Тихому океану Страна восходящего солнца богата морской флорой и фауной.
Больше информации о Японии Вы узнаете из видео, представленном ниже.
Однако специалисты ООН прогнозируют ухудшение демографической обстановки в государстве и снижение численности местных жителей до 107 млн человек к 2050 году. Это следствие низкого уровня деторождаемости. Сейчас на 100 матерей приходится 146 новорожденных, а для хорошей демографии должно быть не менее 200 младенцев.
Японцы — довольно здоровая нация. Средняя продолжительность жизни здесь 80 лет у мужчин, и 86 лет у женщин. И этот показатель постепенно растёт.
К 2095 году средняя продолжительность жизни японца составит 93,7 года. По национальному составу страна на 99 % состоит из коренного населения. В оставшийся 1 % входят корейцы, китайцы и европейцы.
Почти 100 млн человек являются жителями городов, 12 из которых города-миллионники.
*Самый густонаселённый мегаполис Японии — это столица государства Токио. Здесь проживает около 9 млн человек.
Подробнее о жизни в Японии можно узнать здесь.
После «Фукусимы»
В 2011 году энергетическая промышленность Японии получила серьезный удар. В результате сильнейшего в истории страны землетрясения и последовавшего затем цунами на АЭС «Фукусима-1» произошла авария. После случившейся затем крупной утечки радиоактивных элементов подверглось загрязнению 3% территории страны, население зоны вокруг станции (примерно 80 тыс. чел.) превратилось в переселенцев.
Это событие вынудило многие страны задуматься о том, насколько приемлемой и безопасной является эксплуатация атома.
Внутри Японии прошла волна протеста с требованиями отказаться от ядерной энергии. К 2012 году большинство станций страны было отключено. Характеристика промышленности Японии в последние годы укладывается в одно предложение: «Эта страна стремится стать «зеленой»».
Сейчас она фактически уже не использует атом, основная альтернатива – природный газ
Большое внимание также уделяется возобновляемой энергетике: солнцу, воде и ветру
Современное экономическое положение Японии
Японская экономика после Второй мировой войны развивалась быстрыми темпами, поэтому за короткий период она прошла огромный путь, показав всему миру свои достижения в области науки, техники, в области образования, промышленности и торговле. После поражения в войне страна не только полностью восстановилась, а по достигнутой экономической мощи вышла на второе место в мире после США. Второй экономикой мира страна являлась с $1968$ года, но в $2010$ году она уступила эти позиции Китаю. Став мировым кредитором, Япония осуществила качественную перестройку всей экономической жизни и создала основы постиндустриального общества. Японское «экономическое чудо» появилось не на пустом месте.Экономика страны в этот период имела свои отличительные черты:
- Произошло объединение в тесно связанные группы производителей, поставщиков ресурсов, сбытчиков продукции, банков. Группы получили название кэйрэцу;
- Между предпринимателями и правительством существовали взаимовыгодные отношения;
- Большие корпорации давали гарантию пожизненной занятости;
- В стране наблюдалось деятельное и активное профсоюзное движение.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работыРезкий скачок в развитии экономики имел и свои причины:
- Дешевая рабочая сила;
- Доверие банковской системе;
- В руках государства находился контроль над внешней торговлей;
- Производимая продукция была ориентирована на экспорт;
- Поддержка государством национального производителя;
- Американское кредитование;
- Послевоенная политическая стабильность;
- Освоение новых технологий.
В результате всех проведенных мероприятий Япония достигла высокого технического совершенства, особенно в области передовых технологий. Большую роль в экономике страны играют такие сферы деятельности как банковские услуги, страхование, недвижимость, транспорт, розничная торговля, телекоммуникации, строительство. По отношению ВВП к отработанным часам Япония ещё в $2007$ году занимала $19$-е место. Японские рабочие сегодня имеют самую высокую в мире почасовую зарплату, самый низкий уровень безработицы.
Правда, надо сказать, что в $2009$ году безработица стала увеличиваться и достигла $5,1$ %. Существует индекс легкости ведения бизнеса и по его показателю в $2009$ году страна находилась на $13$ месте. Девятнадцатое место занимала Япония по индексу экономической свободы. Среди азиатских стран у неё было $5$ место. Японский капитализм имеет свои особенности, например, группы кэйрэцу, появившиеся в послевоенный период, и сегодня играют значительную роль в экономике страны. Характерно для страны и пожизненное устройство в одну компанию.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Хозяйство Японии 410 ₽ Реферат Хозяйство Японии 220 ₽ Контрольная работа Хозяйство Японии 210 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Замечание 1
Таким образом, современная экономика Японии и её нынешние позиции в Мировом хозяйстве являются результатом экономического развития второй половины прошлого века.
Судостроение
Это одна из ведущих отраслей, в которой занято более 400 тыс. человек, учитывая работающих непосредственно на заводах и на вспомогательных предприятиях.
Имеющиеся мощности позволяют строить суда всех видов и предназначений, при этом целых 8 доков рассчитаны на выпуск супертанкеров водоизмещением 400 тыс. т. Деятельность отрасли координирует АСКЯ, куда входит 75 национальных судостроительных компаний, суммарно выпускающих около 80% всего объема кораблей, производимых в Японии.
Развитие промышленности Японии в данной сфере началось после Второй мировой войны, когда в 1947 году стала действовать программа планового судостроения. В соответствии с ней компании получали от правительства весьма выгодные льготные кредиты, которые в каждом году по мере увеличения бюджета росли.
К 1972 году 28-я программа предусматривала (с государственной помощью) строительство судов общим водоизмещением 3304 тыс. брт. Нефтяной кризис сильно сократил масштабы, однако заложенная этой программой в послевоенные годы основа послужила стабильному и успешному росту отрасли.
К концу 2011 года портфель заказов для японцев составлял 61 млн двт. (36 млн брт.). Рыночная доля оставалась стабильной на уровне 17% по дедвейту, причем основная часть заказов относилась к балкерам (специализированные корабли, разновидность сухогруза для перевозки грузов вроде зерна, цемента, угля насыпью), а меньшая – к танкерам.
На данный момент номером первым в сфере строительства судов в мире, несмотря на серьезную конкуренцию со стороны южнокорейских компаний, по-прежнему остается Япония. Специализация промышленности и поддержка со стороны правительства создали основу, которая поддерживает серьезные компании на плаву даже в сложившейся ситуации.
Отрасль металлургии
Одна из ведущих отраслей промышленности Японии — металлургия. В 1960−70-х годах наблюдался настоящий бум строительства, поэтому и обработка материалов занимала основное место в производственной структуре. После 1980-х начался спад развития металлургии, но и сегодня государство остается одним из наиболее крупных поставщиков стали — Япония экспортирует около 25 млн тонн ежегодно.
В стране нет собственных месторождений некоторых полезных ископаемых. Из-за этого приходится импортировать их из других государств:
- древесный уголь — Австралия;
- руда — Индия и ЮАР;
- коксующийся уголь — Канада и США.
Большинство металлургических предприятий Японии расположено на прибрежных территориях, недалеко от портов. Так производители сокращают затраты на изготовление продукции. Хотя собственного сырья практически нет, сфера металлургии развита хорошо. Этому способствует высокий уровень автоматизации и крупные инвестиции в производственные компании.
Сегодня Япония сконцентрирована на снижении энергетических затрат, это значительно сократит расходы на изготовление продукции из металлов. А также страна пытается уменьшить количество импортированного сырья. Для этого производители пытаются более эффективно использовать железные руды, залежи которых есть в Японии.
Послевоенная Япония
После окончания войны Япония оказалась перед дилеммой — целиком сосредоточиться на преодолении тогдашней гиперинфляции или направить все силы на восстановлении производства, сильно пострадавшего в ходе войны. Правительству срочно нужно было искать пути выхода их кризиса. Был выбран второй путь.
Япония придерживалась модели реформирования, основные пункты которой были следующие: предоставление дешёвых и целенаправленных кредитов, государственный контроль за внешнеэкономичекой и валютной деятельностью, проведения курса на защиту национального капитала в банковской и производственной сферах, защита аграрного сектора (выделение субсидий сельскохозяйственным рабочим) и главное, была создана своя модель государственного регулирования экономики, которая основывалась на базе взаимодействия хозяйственной системы частого предпринимательства и административного аппарата. Результаты не заставили себя ждать.
Меньше чем за десять лет японское промышленное производство было восстановлено на 80%. Япония отошла от политики строгого регулирования финансов (конкурентоспособность национальной валюты и промышленности в мире говорила сама за себя). После войны стране запрещалось иметь вооружённые силы, что позволило правительству сконцентрироваться на агарном вопросе (большая часть земель была отдана за выкуп крестьянам) и сделать основной акцент на развитие науки и новых технологий. Такой резкий экономический скачок получил название «японское экономическое чудо».
Металлургия
Страна имеет мало ресурсов, в связи с чем была разработана стратегия развития металлургического комплекса, нацеленная на энерго- и ресурсосбережение. Инновационные решения и технологии позволили предприятиям более чем на треть снизить потребление электричества, причем новации применялись как на уровне отдельных компаний, так и в целой отрасли.
Металлургия, как и другие отрасли, специализации промышленности Японии, активное развитие получила после войны. Однако если иные государства стремились модернизировать и обновить уже существовавшие у них технологии, правительство этой страны пошло по другому пути. Основные усилия (и деньги) были направлены на то, чтобы укомплектовать предприятия максимально передовыми на тот момент технологиями.
Быстрое развитие отрасли продолжалось около двух десятилетий и достигло пика в 1973 году, когда 17,27% всего мирового производства стали пришлось на одну Японию. Причем с точки зрения качества она претендует на роль лидера. Стимулировалось это, в числе прочего, импортом металлургического сырья. Ведь ежегодно завозится более 600 млн тонн кокса и 110 млн тонн железнорудной продукции.
К середине 90-х годов китайские и корейские металлургические предприятия составили конкуренцию японцам, и страна начала терять позиции лидера. В 2011 году ситуация ухудшилась из-за природного катаклизма и катастрофы на «Фукусима-1», однако по примерным подсчетам общее уменьшение темпов выпуска продукции не превышало 2%.
Национальное хозяйство
Общая характеристика
Страна, занимающая всего 0,3% от всей земной суши, продуцирует феноменальное количество качественного валового продукта для всего мира. По этому показателю восточное государство обгоняет лишь США. Именно это является самым ярким штрихом экономико-географической характеристики Японии. Япония в мировой экономике является настоящим лидером по количеству производимого ВВП на душу населения – 24400 долларов. Сорок последних лет 20-го столетия эта азиатская империя имела наивысшие темпы экономического роста, равные 9,8% в год. И лишь в последние годы она чуть-чуть умерила свою прыть в этом вопросе. Причинами такой экономико-географической характеристики Японии стала целенаправленная политика державы в 50-х годах истекшего столетия. Традиционная, патриархальная, аграрная империя начала активно развивать промышленность, покупая самые передовые технологии и оборудование. Не последнюю роль в этом глобальном изменении страны сыграл профессионализм и послушание рабочей силы – потомков самураев.
Промышленность
Сегодня гордостью экономико-географической характеристики Японииявляется ее промышленный комплекс. Мощная энергетика работает на привозной нефти и газе из стран Персидского залива и Индонезии, обеспечивая весь комплекс энергией. По объемам ее производства Япония в мировой экономике уверенно занимает первое место. Второй главной отраслью промышленности, после энергетики, идет металлургия. Из преимущественно импортного сырья, импортируемого из Австралии, государство Ниппон производит прокат, трубы разных диаметров, спецсталь, прокат меди, алюминия и легированные сплавы цинка и свинца.
На собственной металлургической базе развивается машиностроение, особенно транспортное, электротехническое, станкостроительное и приборостроительное. Япония в мировой экономике занимает первое место по производству судов. За ними идет выпуск мотоциклов, легковых и грузовых автомобилей, ориентированных на экспорт. Промышленные роботы, офисная техника, оптическая аппаратура являются еще одними отраслями специализации Японии в мировой экономике.
Кроме этого, страна цветущих сакур и каменных садов стоит на 2-м месте после США по производству синтетических смол, красителей, пластмасс, кислот и медикаментов – продукции химической промышленности.
Традиционно развивается легкая промышленность – это изготовление шелка, шерстяных и хлопчатобумажных тканей. В 20-м столетии к ним прибавилось производство синтетических и высокотехнологических тканей.
Сельское хозяйство
Незначительную роль в экономико-географической характеристике Японии занимает сельское хозяйство, поэтому страна вынуждена импортировать подобную продукцию. Стопроцентно предки айнов обеспечивают себя лишь рисом, а вот чай, овощи, фрукты, сахароносы вынуждены завозить с ближайшего материка. По количеству прибыли и занятых в отрасли людей растительная отрасль все же лидирует над животноводством. Последнее отличается ориентацией на рыбоводство и отлов рыбы, по объемам и уровню потребления которой Япония в мировой экономикеконкурентов пока не имеет.
Транспорт
Транспорт – еще одна гордость экономико-географической характеристики Японии. Эта страна имеет наибольший по тоннажу флот на планете, если отбросить корабли, которые ходят под флагами и «липовой пропиской» к портам Либерии и Панамы. Именно морские перевозки осуществляют львиную долю импортно-экспортных операций страны. В центре страны распространены перевозки сенкансенами – скоростными поездами и автомобилями.
Рыболовство
Важное место в промышленности отведено и рыбацкому делу. Ведь Япония — это, прежде всего, рыболовное государство
Активно промышляют выловом даров моря в глубоких водах. Ближе к берегу рыбу ловят с баркасов. По улову рыбы страна занимает первое место в мире, а морепродукты составляют основу пищевого рациона. В Японии активно развивается марикультура. Еще в VIII веке японцы научились создавать искусственные рифы, места для нереста и рыбные пастбища.
Помимо рыбной ловли жители Японии занимаются жемчужной промышленностью. Ежегодно со дна океана достают 500 раковин. Но если раньше в них пытались найти настоящие жемчужины, то теперь раковины нужны для их искусственного выращивания.
И куда бы ни бежал прогресс гармонично сочетать новое и традиционное может только Япония. Промышленность и сельское хозяйство получили возможность снова стать на ноги только благодаря этой особенности японского народа.
Япония (Нихон, или Ниппон) — одна из ведущих экономических держав. Она входит в число лидеров вместе с США и КНР. На нее приходится 70% совокупного продукта Восточной Азии.
Промышленность Японии достигла высокого уровня развития, особенно это касается сфер науки и образования. Среди лидеров мировой экономики — компании «Тойота Моторс», «Сони Корпорейшн», «Фудзицу», «Хонда Моторс», «Тошиба» и другие.
Горнодобывающая промышленность
Горнодобывающая промышленность. Минеральные ресурсы Японии скудны. Имеются лишь довольно значительные запасы известняка, самородной серы и каменного угля. Крупные угольные шахты расположены на Хоккайдо и на севере Кюсю. В стране ведется в небольшом объеме добыча нефти, природного газа, медных и серых колчеданов, железной руды, магнетитовых песков, хромовых, марганцевых, полиметаллических, ртутных руд, пирита, золота и других полезных ископаемых.
Однако этого недостаточно для развития черной и цветной металлургии, энергетики, химической и других отраслей промышленности, которые работают в основном на привозном сырье. Обрабатывающая промышленность. Япония – крупнейший в мире производитель морских судов (52% мирового объема), телевизоров (более 60%), пианино, автомобилей (около 30%), алюминия, меди, цемента, каустической соды, серной кислоты, синтетического каучука, шин и велосипедов.
Япония – мировой лидер в выпуске различных электротоваров и изделий машиностроения, оптических приборов, компьютеров. Характерна высокая степень территориальной концентрации обрабатывающей промышленности. Выделяются районы Токио – Иокогама, Осака – Кобе и Нагоя, на которые приходится более половины доходов обрабатывающих отраслей.
Строительство. Стремительный рост японской экономики требовал развития строительного комплекса. Вплоть до начала 1960-х годов удовлетворялись, прежде всего, нужды предпринимателей и относительно мало внимания уделялось мерам по сокращению дефицита жилого фонда, дорог, систем водоснабжения и канализации. В 1995 около 40% стоимости заказов в строительстве приходилось на объекты общественного пользования и примерно 15% – на возведение жилья. Энергетика.
Несмотря на то, что Япония бедна энергоресурсами, по производству электроэнергии в 1995 (950 млрд. кВт•ч) она занимала третье место в мире. В середине 1990-х годов энергопотребление в Японии оценивалось в 3855 кВт на душу населения. В структуре энергетического комплекса преобладала нефть (56%), причем на 99,7% импортная, на долю угля приходилось 17%, природного газа 11, атомной энергии 12 и гидроресурсов 3%. Примерно треть электроэнергии (275 млрд. кВт•ч в 1995–1996) производится на АЭС. Жилой фонд в Японии полностью электрифицирован, но расходы энергии не столь значительны, как в США, из-за ограниченного использования центрального отопления. После скачка цен на нефть в 1973–1974, а затем в 1979–1980 правительство приняло меры для уменьшения зависимости страны от этого источника топлива.
Они заключаются в более широком использовании импортного угля и сжиженного природного газа, атомной энергии и нетрадиционных источников – энергии солнца и ветра, хотя последние составляют лишь 1,1% общего энергопотребления.
Развернуть
Открыть в широком формате