Пергамский музей (pergamonmuseum)

Старый музей

Первым музеем, построенным на Музейном острове, стал Старый музей. Он был открыт в 1830 году (до 1845 музей назывался Королевским). Комиссией по возведению музея руководил сам Вильгельм фон Гумбольдт, знаменитый филолог, философ и государственный деятель. Здание музея было построено по образу и подобию портика в Афинах: крытая галерея, ряд колонн на главном фасаде. Не обошлось и без еще одной отсылки к античности: купол здания первоначально представлял собой точную полусферу, идею которой взяли от римского Пантеона. В Старом музее хранится большое собрание произведений древнегреческого искусства, например, там можно посмотреть на древних Кикладских идолов (Кикладская цивилизация относится к бронзовому веку, примерно 3−2 тысячелетие до н. э.). Известен также отдел этрусского искусства.

Старая национальная галерея

Старую национальную галерею проектировали по королевским рисункам Фридриха Вильгельма IV. Величественное сооружение по архитектуре ассоциируется с древнеримским храмом. Первых ценителей живописи здесь встретили в 1876 году выставкой 262 художественных полотен, предоставленных немецкой буржуазией. Сегодня в анфиладах галереи представлены впечатляющие по размеру, жанрам, видам и стилям картины известных европейских мастеров XIX века. Полотна, написанные в стилях романтизма и классицизма, знакомят с художественным творчеством знаменитых немецких живописцев.

Импрессионизм и бидермайер представлены творчеством французских художников Клода Моне и Эдуарда Мане. Поклонники модернистского стиля поразмышляют над сюжетами картин, написанных Ловисом Коринтом, Максом Либерманом и Адольфом Менцелем. Просматривая художественные шедевры знаменитых мастеров кисти: Сезана, Дега, Делакруа и Ван Гога, посетители забывают о времени. Выставки живописи дополнены искусными назарейскими росписями и скульптурными фигурами.

Старый музей

Находящийся возле кафедрального собора Берлина Старый музей – здание с ионическими колоннами, увенчанное по центру круглым куполом, охраняемое фигурами орлов по верху фасада. Видом монументального античного сооружения создается настрой на восприятие творчества Древней Эллады, Римской империи и этрусков, вошедшего в сокровищницу музея. Перед входом посетителей встречают конные скульптуры и грандиозная чаша из гранита 7 метров в диаметре, весящая 76 тонн. Музейные экспозиции занимают два этажа. Тематические залы Античной коллекции первого этажа представлены коллекциями ваз и фризов, оружия, золотых и серебряных украшений, бронзовых и глиняных фигур.

Пространство круглого купольного зала-ротонды отведено греческим каменным и мраморным скульптурам, расположенным на постаментах между стройных дорических колонн в порядке хронологии. Второй этаж отдан искусству Древнего Рима и этрусков. Он знакомит с портретами Клеопатры и Цезаря, скульптурой императора Клавдия, саркофагами, фресками, мозаикой «Битва кентавров», мраморными барельефами, изображающими шествия богов. Здесь увидите несколько Фаюмских портретов, традиционно создававшихся для гробницы на тончайших золотых листах еще при жизни человека. Видное место занимают эротические скульптурные композиции из камня и бронзы, вазы и медальоны с эротическими сюжетами.

Археологический центр

Монументальное серое здание Археологического центра, пристроенное кбывшим казармам XIX столетия, контрастирует с рядом стоящим необарочным строением музея Боде. Внешняя отделка, приближенная к цвету почвы, подчеркивает массивность и форму здания. Во внутреннем интерьере властвует белый цвет стен, пола и лестниц, оживляемый лишь экспонатами, расположенными на площади в почти 11700 кв.м. Археологический центр – место, где исследуются археологические находки, имеющиеся в фондах музеев и артефакты для вновь создаваемых экспозиций. В стенах археологического центра находятся: специализированная библиотека, архив, реставрационные мастерские и кабинеты ученых.

Красная базилика (Кызыл Авлу)

У подножия Прегамского Акрополя – там, где протекает река Бергама (древний Селинус), высятся огромные руины Красной базилики. В начале это был храм, который был посвящён египетским богам Исиде и Серапису (II в. н.э.). Затем храм преобразовали в византийскую церковь. Эта раннехристианская базилика фигурирует в последней книги Нового Завета как одна из семи церквей Апокалипсиса. Здание прямоугольной формы, длина которого составляла 275 м., ширина – 110 м., а высота 19 м. носит название Кызыл Авлу (Красный зал) из-за применения при строительстве красного кирпича.

Красная базилика (Кызыл Авлу)

Также для гостей города Бергама несомненный интерес представляет Археологический музей  в центре города и район старой османской застройки Эски-Бергама с его деревянными домиками, антикварными и ковровыми лавками, который находится чуть ниже Акрополя в в окрестностях Красной Базилики.

Ворота Иштар

Ворота Иштар — восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне. Построены в 575 году до н. э. по приказу царя Навуходоносора в северной части города.

Ворота Иштар представляют собой громадную полукруглую арку, ограниченную по сторонам гигантскими стенами и выходящую на так называемую Дорогу Процессий, вдоль которой тянулись стены. Ворота посвящены богине Иштар и сооружены из кирпича, покрытого ярко-голубой, жёлтой, белой и чёрной глазурью. Стены ворот покрыты перемежающимися рядами изображений сиррушей и быков. Всего на воротах около 575 изображений животных. Крыша и двери ворот были изготовлены из кедра. Через ворота Иштар по Дороге Процессий в день празднования Нового года проносились статуи богов.

Реконструкция ворот Иштар и Дороги Процессий была произведена в 1930-х годах в самом Пергамском музее из материала, найденного археологом Робертом Колдевеем. Фрагменты ворот и львы, украшавшие Дорогу Процессий, хранятся в разных музеях мира. В стамбульском Археологическом музее хранятся барельефы львов, драконов и быков. В детройтском Музее Искусств хранится барельеф сирруша. Барельефы львов есть в Лувре, музее Метрополитен в Нью-Йорке, Восточном Институте в Чикаго, Музее школы дизайна Род-Айленда и Музее изящных искусств в Бостоне.

Жандарменмаркт — самая красивая площадь Берлина

Свернув с Унтер ден Линден, мы миновали приземистый, с шароподобным куполом собор св. Ядвиги (он был построен по «мотивам» римского Пантеона)

Собор св. Ядвиги

и вышли на одну из красивейших берлинских площадей – Жандарменмаркт — прямоугольник, с театром в центре и двумя церквями-близнецами по краям. Одна из церквей называется Французской, она была построена для французов-гугенотов, вынужденным покинуть родину. Напротив Французской стоит Немецкая лютеранская церковь.

Жандарменмаркт

Памятник Шиллеру

На краю площади в одном из кафе мы перекусили. И отправились на Александерплац.

Остаток вечера был отдан шопингу, весьма поверхностному. А в 9 вечера мы загрузились в поезд Париж – Москва и отправились на восток.

В путешествии поездом есть много неудобств. Неудобны и тесны европейские купе с тремя полками одна над другой, распахивающиеся в коридор двери. Помимо этого поезд Париж-Москва еще и очень неудобно прибывает. На Белорусский вокзал мы приехали в час ночи, так что пришлось брать такси. И на следующее утро идти на работу не выспавшись.

Но что такое мелкие бытовые неудобства по сравнению с приобретенными впечатлениями! Про недосып забыто. Остались воспоминания о красоте. Остался новогодний Париж, и Баварские замки, заснеженные Альпы, гладь Женевского озера, вечерняя Женева с увлекательным рассказом, зачарованный Люцерн и Цюрих на фоне дождя. И берлинский Пергамон, конечно, тоже

Промокод от ТравелатаAF300putevyeAF500putevyeСвои путешествия я организую с помощью этих сайтов:

  • авиабилеты — Aviasales
  • отели — Booking и Hotellook
  • туристическая страховка — Cherehapa
  • такси/трансфер — KiwiTaxi или intui.travel
  • прокат авто — Myrentacar, Economybookings и Rentalcars
  • экскурсии — Tripster и Sputnik

Достопримечательности Пергамон-музея

Античное собрание

Коллекция, которую начали собирать еще прусские курфюрсты, объединяет бесценные шедевры древнегреческого, древнеримского, кипрского и этрусского искусства.

Самым знаменитым экспонатом является, несомненно, 113-метровый алтарь из города Пергам, давший название музею. На мраморном пьедестале алтаря, построенного в период с 180 по 159 гг. до н.э., изображена битва греческих богов с гигантами. Считается, что алтарь был широко известен в эпоху Античности и даже упоминается в «Откровениях Иоанна Богослова». В XIX в. он был обнаружен инженером Хуманом во время инженерной разведки при строительстве дорожного полотна в Малой Азии. Величественный алтарь был вывезен из Германии после войны и выставлялся в Государственном Эрмитаже до 1958 г., когда генсек Никита Хрущев жестом доброй воли вернул архитектурный памятник в Берлин.

Музей переднеазиатского искусства

Венцом коллекции, знакомым практически каждому по школьным учебникам истории, является реконструкция Вавилонских Ворот, посвященных богине Иштар. Гигантская кирпичная арка, покрытая синей, желтой и белой глазурью, стояла на выходе из города на Дорогу Процессий. Ворота богато украшены барельефами с изображением львов, быков и мифических животных сиррушей. В различных музеях мира хранятся фрагменты и скульптурные изображения с оригинальных ворот, датируемых 575 г. до н.э. До 2004 г. в Ираке существовала реплика ворот, однако она была разрушена во время военного конфликта.

Другими всемирно известными экспонатами коллекции являются остатки Вавилонской башни, храмов шумерского города-государства Урука и фрагменты тронного зала вавилонского царя Навуходоносора II.

Музей исламского искусства

В данном корпусе собраны художественные ценности исламских народов, проживавших на обширной территории от Индии до современной Испании, за период с VIII по XIX вв. Очень интересен отдел, знакомящий посетителей с миниатюрами эпохи Империи Великих Моголов, искусством персидского каллиграфического письма и изделиями мусульманских ткачей.

Особенной привлекательностью для туристов отличается орнаментальный рельефный фриз, подаренный османским султаном прусскому кайзеру Вильгельму II в 1903 году. Фриз украшал дворец Мшатты, построенный в VIII в. вблизи от современной столицы Иордании одним из халифов династии Омейядов. Одна из башен была разрушена в результате прямого попадания бомбы в здание Музея во время войны.

Выводы

Пергамону неоспоримо принадлежит ведущее место в ряду всемирно знаменитых музеев. Богатейшее собрание античных древностей на континенте делает Пергамон обязательным для посещения во время визита в Берлин. Многие экспонаты музея входят в золотой культурный фонд человечества

Обратите внимание, что знаменитый Пергамский алтарь будет закрыт для посещения в связи с реставрацией в период с 29 сентября 2014 г. до, предположительно, 2019 г

Планы

Комплексный план Музейного острова включает расширение Пергамского музея с подключением к Новому музею , Бодемузю , Старой национальной галерее и новому центру для посетителей, галерее Джеймса Саймона .

Архитектурный конкурс 2000 года выиграл Освальд Матиас Унгерс из Кельна . Пергамский музей будет реконструирован в соответствии с его планом, который вызывает споры и предлагает большие изменения в зданиях, не изменившихся с 1930 года. Нынешнее входное здание в Суде чести будет заменено четвертым крылом и подземным переходом ( Archäologische Promenade , археологическая прогулка) соединит четыре из пяти музеев.

С конца сентября 2014 года музей частично закрыт на реконструкцию. Зал с Пергамским алтарем останется закрытым для публики. Первоначально открытие было запланировано на 2019 год. В ноябре 2016 года выяснилось, что реконструкция не будет завершена до 2023 года, а предполагаемая стоимость проекта увеличится почти вдвое и составит 477 миллионов евро. Две насосные станции, построенные в земле во время первоначального строительства между 1910 и 1930 годами, были обнаружены, что привело к увеличению затрат и задержек. По крайней мере, 60 миллионов евро увеличенных затрат напрямую связаны с тем, что затраты на строительство выросли по сравнению с первоначальной оценкой 10 лет назад. Также было объявлено, что напротив Музейного острова, недалеко от Пергамского музея, будет построено временное выставочное пространство. В нем будет представлена панорама древнего города, выполненная берлинским художником Ядегаром Асиси , трехмерная реконструкция знаменитого пергамского алтаря, выполненная Институтом исследований компьютерной графики им. Фраунгофера, и части алтаря, включая . Временное здание планируется открыть весной 2018 года.

История

Местность, называемая сегодня Музейным островом, в XIII столетии представляла настоящее болото. Через два века от излучины реки Шпрее проложили несколько каналов, осушив болотистый участок. В XIX столетии мысли про создание на этом месте культурного центра Берлина завладели императором Вильгельмом II, правящим страной. Он поддержал предложенный ученым-археологом Алоисом Хиртом план по строительству на острове галереи, где следовало выставить на обозрение людей собранные при археологических раскопках артефакты и творения современного искусства.

Начало было положено возведением Старого музея, открывшего свои запасники горожанам в 1830 году. Через 29 лет состоялось открытие Нового музея, а в 1876 году посетители увидели живописные шедевры в Старой Национальной галерее. В начале ХХ столетия грандиозная культурная стройка продолжилась. До острова протянули мост Монбижу, а к музейному комплексу прибавилось строение музея, позднее названного именем искусствоведа Боде. 1930 год ознаменовался празднованием столетнего юбилея основания Музейного острова с презентацией музея Пергамон. С тех пор любители искусства называют столицу Германии «Афинами на Шпрее».

Пергамская библиотека

Пергамская библиотека, основана Эвменом II,  располагалась рядом с храмом Афины в северной части Акрополя. Во II в. до н. э., библиотека стала вторая по величине библиотека античного мира и начала соперничать с известной Александрийской библиотекой. Вот именно из-за этого, Египт запретил вывоз папируса в Пергам. В ответ пергамцы изобрели новый материал (обработанные овечьи и козьи шкуры), который по имени города стал называться пергаментом. В своё время вплоть до 41 года до нашей эры в пергамской библиотеке хранилось двести тысяч томов. Затем Марк Антоний подарил книги из этой библиотеке Клеопатре.


Пергам – вид на город Бергама с Акрополя

Туристу на заметку: главные достопримечательности столицы Германии

Германия богата музеямии, древними монументальными сооружениями и современными изыскамии архитектурной и художественной мысли. Она отличается особой атмосферой и объединением в неповторимом тандеме черт прошлого и современности.

Берлин как главная земля страны постоянно находится в центре внимания. Ежегодно сюда приезжают многомиллионные потоки туристов, чтобы познакомиться с немецкой культурой, традициями, достопримечательностями и национальной кухней.

Планируя поездку в Берлин, следует тщательно составить график посещения самых популярных мест. В список must see необходимо включить: Берлинский кафедральный собор, Бранденбургские ворота, Берлинскую стену, Шарлоттенбург. Стоит совершить прогулку по бывшей рыночной площади Александрплац, любуясь архитектурными ансамблями, а к вечеру насладиться спектаклем в Берлинской опере.

Составлять маршруты по Берлину удобно, так как комфортабельная система общественного транспорта позволяет быстро и просто добираться из одного конца города в другой.

История

Первое здание Пергамского музея

Первое здание Пергамского музея было построено в
1897—1898 гг. и было торжественно открыто для доступа публики
в 1901 г. В световом дворе музея разместились произведения
древней архитектуры из Пергама, Приены и Магнесии на Меандре.

Pergamon museum — Wugging Gavagai @ Flickr

После сноса первого здания Пергамского музея в 1908 г. все
пергамские художественные ценности до возведения нового здания
размещались в восточном колонном зале
Нового музея.

Второе здание Пергамского музея

Поскольку обнаруженные при раскопках в
Вавилоне, Уруке, Ашшуре и
Египте монументальные экспонаты не могли достойно разместиться
в первом построенном здании музея, у которого к тому же вскорости
обнаружились строительные дефекты фундамента, для решения вопросов,
связанных с возведением нового здания на том же месте, в
1905 г. был назначен новый генеральный директор Королевских (а
с 1918 г. — Государственных) музеев, а в 1906 г. к
работе был привлечён Вильгельм фон Боде. Помимо коллекции античной
архитектуры в северном корпусе нового здания музея предполагалось
разместить послеантичное искусство Германии из Немецкого музея, а в
южном — отдел переднеазиатского искусства. В соответствии с
изменениями в плане от 1927 г. здесь же должна была обрести
своё место и коллекция исламского искусства.

my favorite piece of art there — Wugging Gavagai @ Flickr

В 1907 г. Альфред Мессель приступил к проектированию
монументального здания из трёх корпусов в строгом неоклассицистском
стиле. После смерти Месселя в 1909 г. работы продолжил его
близкий друг Людвиг Хофман, занимавший административную должность в
правительстве Берлина по вопросам строительства. В 1910 г.
начались строительные работы, которые остановили Первая мировая
война, революция 1918 г. и инфляция 1922—1923 гг. Лишь к
1930 г. строительство музейного здания было закончено, и
четыре музея в его стенах открыли свои залы для публики.

Pergamon Museum — Wugging Gavagai @ Flickr

Вторая мировая война и её последствия

Пергамский музей серьёзно пострадал во время воздушных налётов
на Берлин. Многие экспонаты были перевезены в более безопасное
место, монументальные вещи были укреплены. В 1945 г. большая
часть фондов музея была вывезена советскими офицерами по защите
художественных ценностей в восточную часть Берлина для отправки в
будущий Музей Победы имени Иосифа Сталина. Лишь в
1958 г. музейные фонды вернулись в Германскую Демократическую
республику, но не полностью. До настоящего времени значительная
часть коллекции вопреки принципам международного права хранится в
запасниках
Пушкинского музея в
Москве и Эрмитажа в
Санкт-Петербурге. Возврат этих художественных ценностей, в том
числе знаменитого «клада Приама», урегулирован официальным
договором, заключённым между РФ и
ФРГ в 1990 г., однако его исполнению препятствует
Государственная Дума и музейные чиновники России.

Пергамский музей

Двухэтажный Пергамский музей – сооружение неоклассического стиля, украшенное композициям дорических колонн на фасаде, возведено в 1930 году. Его назвали именем бесценной находки археологов – Пергамского алтаря Зевса, обнаруженного при строительстве инженером Карлом Хуманом на земле бывшего Пергамского царства в Турции. В древнем мире алтарь с горельефным изображением битвы Зевса с Титанами на фризе считался чудом света. Сегодня – это ценнейший экспонат музея, датируемый 180-160 годами до нашей эры. Для монументального алтаря с колоннадой, расположенного на 120-метровом фризе, специально проектировали огромный зал. Три музейных крыла отведены собраниям:

  • демонстрирующим предметы античного искусства Греции и Рима. Поражает вид Милетских ворот, строившихся древними римлянами в I веке нашей эры. Глядя на античные скульптуры, художественные полотна, мозаики и сокровища Трои, словно попадаешь на тысячелетия в прошлое
  • представляющим культуру Азии с 200 экспонатами, найденными в Анатолии, Месопотамии, Сирии. Прогуливаясь вдоль Вавилонских ворот, посвященных богине Иштар, поражаешься масштабной кирпичной арке со стенами. Ворота колоритно выделяются покрытием, украшенным разноцветной глазурью, орнаментами и золотистыми рельефными изображениями животных
  • раскрывающим богатое исламское искусство с предметами VII-XIX столетий, коллекцией ковров и фризом XVIII века с ажурной резьбой по камню, служившим декором дворца Мшатту. Интересный экспонат – Алеппская комната с росписями по деревянным панелям

В 2011 году в комплексе Пергамона открылась панорама, переносящая зрителей в гущу жизни горожан древнего Пергама II столетия до нашей эры.

Новый музей

Новый музей, созданный в 1855 году, сильно разрушили бомбардировками во Вторую мировую войну. Недавно он был восстановлен из руин в облике, максимально похожем на первозданный оригинал. Идентичность прослеживается на фасадах и внутри: в конструкции зальных сводов, мозаиках на полу и росписях. В возрожденном музее, раскрывшем свои сокровища экскурсантам в 2009 году, можно часами ходить по Египетскому музею и Музею доисторического периода и ранней истории, поражаясь уникальности подлинных историко-культурных предметов.

Египетская коллекция переносит во времена Древнего Египта 1500-500 годов до нашей эры, поражая сотней скульптур и бюстов фараонов, видом их гробниц и мумий. По статуэткам простых людей и предметам быта, маскам и одежде жрецов воссоздается картина жизни и верований древних египтян. Особо интересен Египетский двор, приподнятый с цокольного этажа до первого. В нем, словно парящем над другими залами, находится галерея портретов семейства фараона Эхнатона: его дочерей и супруги. Жемчужиной египетского собрания стал бюст Нефертити, созданный в XIV веке до нашей эры, найденный при раскопках в Тель-эль-Амарны.

В одном из залов размещены фрагменты древних стен с изображением иероглифов и рисунков, дающих представление об архитектуре Древнего Египта. Интерес представляют деревянные лодки, в которых плавали в эпоху фараонов в 3200—2240 годах до нашей эры. Вызывает удивление собрание древних папирусов с изящными рисунками и письменами. Размеры некоторых письмен настолько длинные, что достигают нескольких метров.

Музей доисторического периода и ранней истории собрал более 6 тысяч экспонатов с эпохи палеолита до Средневековья, найденных на территориях Европы и Азии. Тематические залы воссоздают эпизоды из жизни неандертальцев и кроманьонцев, показывая сцены охоты, быта, орудия труда. Один из залов иллюстрирует сюжеты германской и скандинавской мифологии, в остальных экспозициях — находки с Кипра, Древней Этрурии, культурное наследие древних греков и римлян.

В античной коллекции представлен обширный спектр предметов искусства и быта. Здесь выставлены: бюст греческого философа Сократа, галерея бюстов римских философов, изваяния богов, бронзовые предметы быта и ювелирные украшения, вазы, изделия из стекла и слоновой кости, музыкальные инструменты уникальной формы.

Самый таинственный затемненный зал отведен для уникального экспоната — Берлинской Золотой шляпы, созданной во времена прокельтской цивилизации в 1000—800 годах до нашей эры. Высочайшая в мире 88- сантиметровая шляпа выполнена из листового золота с изображением неизвестных знаков. Одни исследователи предполагают, что шляпа служила головным убором жрецов при погребальных обрядах, другие считают ее календарем древних кельтов. История шляпы остается загадкой для ученых.

История музея

Предпосылкой к созданию музейного комплекса послужило следующее событие — в 1878 году Карл Хуман во время строительства дороги случайно нашел части античного 120-метрового фриза с барельефами героев и богов. Это и был тот самый Пергамский алтарь Зевса, который сегодня является жемчужиной музейной коллекции.

Когда находку привезли в Берлин, оказалось, что выставить ее для всеобщего обозрения фактически негде. И тогда было решено построить Пергамон — отдельное здание, которое вместило бы не только этот артефакт, но также собрание античной и древнеазиатской скульптуры. В 1901 году был открыт первый музей, однако вскоре стало понятно, что постройка имеет существенные дефекты фундамента и ее нужно сносить.

Строительство второго здания под руководством архитектора Альфреда Месселя было начато в 1907 году, но в 1909 году мастер умер, и его дело продолжил Людвиг Хофман. Работа продвигалась медленно, вначале помешала Первая мировая война, а после — экономический кризис, и лишь в 1930 году музейный комплекс наконец-то принял первых посетителей.

К сожалению, на этом несчастья в истории Пергамона не закончились — во время Второй мировой войны здание было полуразрушено вследствие воздушных бомбардировок, а в 1945 году многие экспонаты были вывезены в СССР. Часть из них после вернулась в Германию, но некоторые и сейчас еще хранятся в Москве и в Санкт-Петербурге.

История

В древнегреческой мифологии Пергам был основан сыном Андромахи и Гелена (братом Гектора, первого мужа Андромахи). Новорожденный был наречен Пергамом в память о Троянской цитадели, которая называлась Пергам. После смерти Гелена Пергам с Андромахой переселились в Малую Азию, где Пергам основал новый город, получивший название по имени своего основателя.

При Атталидах в Пергаме была собрана вторая по величине (после Александрийской) библиотека античного мира. Согласно легенде, переданной Плинием Варрским, изобретение пергамента состоялось в Пергаме вследствие запрета египетских Птолемеев на вывоз папируса. Насчитывавшая в своё время 200 000 книг, библиотека была захвачена и вывезена в Римский Египет Марком Антонием.

Большой алтарь из Пергамского музея в Берлине.

Пергам упоминается в Новом Завете: в нём, согласно Иоанну Богослову, — одна из семи церквей Апокалипсиса, где расположен «престол сатаны» (Откр. ).

Раскопки Пергама велись немецкими археологами Карлом Хуманом и Эрнстом Курциусом в —, — и последующие годы. На равнине сохранились руины римского города, среди которых выделяется Красный зал времён «славных императоров». В 1302 году византийский Пергам занимают турки эмирата Карасы, в данный бейлик был покорён османами. Название турецкого населённого пункта, расположенного на его месте — Бергама.

Музейный остров в Берлине. Пергамон

В Берлине мы прямиком отправились на Музейный остров, где намеревались посетить музей Пергамон. Давно я туда стремилась, ведь в этом музее собраны такие жемчужины древнего искусства, как ворота Иштар из Вавилона, ворота Милетского рынка и – самый знаменитый экспонат – Пергамский алтарь. Немецкие археологи много чего интересного привезли на родину из своих экспедиций.

Музей оказался потрясающим. Буквально на входе посетитель оказывался у подножия огромных ворот Иштар, отделанных глазурованной плиткой цвета кобальта. Рядом стоял черный длинный камень с высеченным на нем законом Хамурапи (копия). В следующем зале – огромные ворота из города Милет, отчасти напоминающие библиотеку Цельса в Эфесе. Еще в этом зале были мозаики, скульптуры и барельефы из Пергама.

Ворота Иштар

Прошлись Дорогой Процессий к воротам Иштар.

Ворота Милета

Пергамский алтарь нас сразил наповал. Немцы не пожалели музейного пространства и представили его во всей красе. Собственно, сам музей был построен именно для этой сенсационной находки.

Можно было взобраться по крутым ступеням на самый верх алтаря, туда, где когда-то древние греки приносили жертвы богам и где сохранились фрагменты мозаики – птицы на черном фоне. Фриз алтаря украшен скульптурами на тему битвы богов и титанов. Многие скульптуры сильно пострадали, но и сохранившиеся фрагменты впечатляют.

Пергамский алтарь

Барельеф Битва богов и титанов

После алтаря мы, честно говоря, уже готовы были покинуть музей, полагая, что лучше этого мы здесь ничего уже не увидим.

Но – остались, конечно, и нашли еще много всего интересного, сотворенного шумерами, ассирийцами, вавилонянами: диковинные животные в виде скульптур и барельефов, высеченные в камне письмена, фрагменты фигурной кирпичной кладки, изразцы.

На втором этаже представлено исламское искусство. В приглушенном свете мерцали великолепные михрабы, купола, покрытые изощренными узорами.

Михраб

И еще был один зал, который потряс нас, пожалуй, не меньше Пергамского алтаря. В просторном этом зале располагался фриз из Мшатты – лента из каменных блоков (высотой метров 8-10), сплошь покрытая вырезанными в камне узорами.

Обнаружили ее в иорданской пустыне немецкие археологи и тут же отписали кайзеру Вильгельму 2-му, дескать, тут такой шедевр, надо срочно выкупить. Кайзер послал султану письмо, а тот ответил, что с удовольствие подарит эту каменюку дорогому кайзеру, поскольку никаких священных текстов на ней нет и потому большой ценности она не представляет.

Мшатта

В общем, понравился нам этот музей чрезвычайно. Три чудесных музея мы посетили в эту поездку: Старую Пинакотеку в Мюнхене, Пергамон в Берлине и музей д’Орсе в Париже.

Вышли из Пергамона – солнце уже клонилось за крыши домов, но воздух еще был наполнен светом и бодрящей январской ясностью. Зашли в Новую вахту, в темной глубине которой стоит единственная скульптура – Пьета Кете Колвиц.

Скульптура Кете Колвиц «Пьета»

Сама Кете в войну потеряла сына, и тема оплакивания матерью погибшего сына все время присутствовала в ее творчестве.

Ценные экспозиции Пергамона

Пергамский музей вмещает три основные экспозиции, которые демонстрируют греческое и римское античное искусство, коллекцию художественных предметов Передней Азии и экспонаты, представляющие исламское искусство. Это наиболее полное собрание артефактов древних цивилизаций в Европе, посещение которого сродни путешествию во времени.

Коллекция находок и архитектуры времен античности

Главный экспонат музея – это Пергамский алтарь, именно ради него было построено новое здание. Алтарь был найден на территории ранее существовавшего Пергамского царства, ныне месторасположение Турции.

Монументальное сооружение относится к 180-160 годам до нашей эры. Размеры алтаря впечатляют: на фризе длиной 120 метров, который служит фундаментом, и лестнице из мрамора, располагается верхняя площадка алтаря, поддерживаемая колоннами. Фриз представляет собой уникальный художественный объект, так как его украшают множественные горельефы. Они полномасштабно изображают войну между богами и гигантами.

Благодаря тщательному анализу фрагментов битвы учёные установили, что алтарь посвящён главному богу пантеона – Зевсу. Этот факт существенно повышает ценность и без того уникального сооружения. В настоящее время проводятся реставрационные работы, в связи с этим посещение Пергамского алтаря невозможно до 2021 года.

Другим монументальным экспонатом являются ворота Милетского рынка – превосходный образец античной римской архитектуры І века н. э. Клад легендарного города Трои также экспонируется здесь.

Экспозиция переднеазиатских предметов искусства

В этом отделе хранятся и демонстрируются более двух сотен предметов и монументов из Сирии, Анатолии и Месопотамии. Коллекция искусства Передней Азии славится воротами Иштар. Они имеют вид полукруглой арки громадных размеров, которая ограничена стенами по сторонам и ранее вела на Дорогу процессий.

Эти ворота были восьмыми во внутреннем городе северной части Вавилона. К большому удивлению историков, ворота великолепно сохранились для своего возраста. Они были возведены из кирпича, который покрывала глазурь нескольких цветов: голубого, белого, чёрного и жёлтого.

Часть вышеупомянутой Дороги процессий также представлена в качестве экспоната в Пергамском музее. Здесь же вы сможете увидеть остатки знаменитой Вавилонской башни и фрагменты тронного зала Навуходоносора II.

Коллекция предметов исламского искусства

Артефакты, принадлежащие к VII-XIX векам, в полной красе представляют особенности исламского искусства. В этой экспозиции демонстрируется ещё одно известнейшее монументальное сооружение – каменный рельефный фриз, который в VII веке украшал дворец Мшатта. Орнаментальный фриз длиной 33 метра и высотой 5 метров украшен остатками былых надвратных башен.

В этом отделе посетители также увидят сирийскую Алеппскую комнату, Михраб ( ниша, размещаемая в стене мечети) и невероятной красоты ковры ручной работы.

Руины древнего Пергама

Пережив все обычные перестройки, город всё же сумел сохранить три основных атрибута, которые обеспечили ему известность и вес в древнем мире. Во-первых, Пергам был важным центром религии, где культ Зевса находился в соседстве с поклонением императорам, покровительнице города – Афине и экзотическим египетским богам. Во-вторых, город был ещё и медицинским центром. Храм посвящён культу Асклепия — бога врачевания, по своей сути напоминал современный санаторий. В-третьих в Пергаме находилась библиотека, которая соперничала со знаменитой библиотекой Александрии. Сегодня среди руин древнего города, которые обнаружил в 1870 году Карл Хуманн, немецкий инженер, при строительстве железной дороги, отчётливо можно выделить две зоны: Акрополь и Асклепион.

Карта руин античного Пергама

Старая национальная галерея

Старая национальная галерея была создана в 1861 году на основе собрания Иоганна Генриха Вагенера. Здание галереи было построено в 1869—1876 годах по эскизу самого короля Фридриха Вильгельма IV. Ему же посвящен конный памятник прямо перед зданием галереи. В самой галерее выставляются многочисленные произведения классицизма и романтизма, например, знаменитая работа Каспара Давида Фририха «Монах у моря», бидермейера (ответвление романтизма), французского импрессионизма, например, полотна Эдуара Мане и Клода Моне. Известная также скульптура Иоганна Шадова «Кронпринцесса Луиза и принцесса Фридерика».

Пергамский музей

Пергамский музей был построен уже в XX веке — он был открыт в 1930 году. В первую очередь музей был создан для расположения в нем Пергамского алтаря. Этот алтарь был возведен как памятник в честь победы пергамского царя Аттала I над галатами. Считается, что построен он был царем Эвменом II примерно во II веке до н. э. Кому именно был посвящен памятник, понять сложно, но, по самой распространенной версии, Пергамский алтарь является посвящением Зевсу. Алтарь украшен рельефными изображениями, главная тема которых — борьба богов с титанами.

Кроме Пергамского алтаря в музее находятся произведения искусства из собрания Переднеазиатского и Исламского музея. Например, в числе экспонатов последнего, можно назвать Фриз из Мшатты. Фриз — это декор в виде горизонтальной полосы, который обрамляет часть архитектурного сооружения. Фриз из Мшатты датируется серединой VIII века, он украшал дворец Мшатту в пустыне Иордании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector