Шуваловский дворец

Интересные факты:

Дворец, построенный для графа Шувалова в середине XVIII века, занимал все пространство от Итальянской улицы до Невского проспекта по соседству с Летним дворцом императрицы Елизаветы Петровны. Это был один из самых роскошных петербургских дворцов того времени. Позже этот комплекс был несколько раз перестроен и окружен другими строениями, однако, центральный трехэтажный дворец и по сей день сохранил свое значение памятника барочного зодчества, несмотря на более поздние архитектурные добавления в стиле классицизма.

Характерная деталь оформления здания — объемная центральная часть. Этот трехгранный ризалит на главном фасаде, декорированный с внешней стороны полуколоннами, скрывает за собой восьмиугольный зал по центру второго этажа. Остальные черты елизаветинского барокко проявляются в виде 

фронтона лучковой формы и антаблемента над колоннами. Все эти детали декоративного оформления фасада прекрасно прорисованы.



Внутри дворца сегодня сохранилась оригинальная отделка вестибюля, украшенного низкими колоннами с капителями. Интерьеры щедро оформлены лепниной, правда, большая часть этого декора — уже следы перестроек здания в XIX веке.

Известно, что во дворце часто гостил М. В. Ломоносов, вместе с графом Шуваловым они обсуждали планы создания Московского университета. Также, после учреждения Академии художеств, пока она не обзавелась собственным зданием, ее студенты первое время обучались в Шуваловском дворце.

Из-за дворца И. И. Шувалова нынешняя Малая Садовая улица одно время (в 1781-1829 годы) именовалась Шуваловским переулком.

После того как с воцарением Екатерины II граф И. И. Шувалов был отлучен от двора и уехал из России, в конце XVIII века дворцом поочередно владели вельможи И. С. Барятинский и А. А. Вяземский, благодаря чему петербуржцы прозвали этот дворец «генерал-прокурорским домом». С 1797 года дворец переходит во владение казны и здесь размещается министерство юстиции России. После революции 1917 года в здании расположился Музей гигиены.

Дворец И. И. Шувалова включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Итальянская улица, 25.

Дворец И. И. Шувалова на карте:

Как добраться:
Дворец находится на Спасском острове между Итальянской, Садовой и Малой Садовой улицами.

Ближайшая станция метро — «Гостиный Двор». Наземный транспорт — остановки «Манежная площадь», «Инженерная улица».

Дворец Шувалова

Дворцовый комплекс, расположенный по соседству с летним дворцом императрицы Елизаветы Петровны (не сохранился) построен для молодого фаворита царицы И. Шувалова в середине XVIII века.

Главное здание дворцового комплекса – трехэтажный особняк в стиле барокко. Здание отличалось необычными для того времени архитектурными решениями и обилием украшений.

После прихода к власти Екатерины II Шувалов вынужден был уехать в Европу. Дворец сменил множество хозяев, в его стенах располагались имперские и советские учреждения.

В настоящее время дворцовый ансамбль перестроен, интерьеры практически не сохранились.

Дорогие друзья, я очень надеюсь, что эта подборка поможет вам спланировать свое самостоятельное путешествие и отлично провести время.

А у меня на сегодня все, я благодарю вас за внимание, всем пока!

Шереметевский дворец («Фонтанный дом»)

Потрясающий памятник усадебной архитектуры середины XVIII века, выполненный в стиле раннего барокко. Принадлежал нескольким поколениям графов Шереметевых.

На протяжении полутора столетий особняк неоднократно перестраивался, изменялись интерьеры. Последний хозяин Фонтанного дома создал Общество любителей древней письменности, которое разместилось в одном из флигелей дома. Также в особняке было устроено хранилище древних рукописей и книг.

После Октябрьской революции в здании был открыт музей дворянского быта. Впоследствии особняк занимали различные НИИ.

В северном флигеле были квартиры, и в одной из них почти полвека проживала поэтесса А. Ахматова.

В настоящее время  часть здания принадлежит Музею театрального и музыкального искусства. Проведены масштабные работы по реставрации внешнего облика дворца и его интерьеров.

История Шуваловского дворца в Санкт-Петербурге

Точную дату постройки одного из самых красивых исторических зданий Санкт-Петербурга, дворец Шувалова на набережной реки Фонтанки, дом 21, определить не удается.

Первыми владельцами дворца были граф и графиня Воронцовы. В 1799 году дворец выкупает супруга гофмейстера Д.Л. Нарышкина – Мария Антоновна. Будучи большим ценителем и любителем искусства, Нарышкин приобретал для своего «Музеума».

В 1844 г. в связи с предстоящей свадьбой наследницы дома Софьи Львовны Нарышкиной и Петра Павловича Шувалова началась перестройка дворца, продолжавшаяся вплоть до 1859 года.

После свадьбы в 1846 году Нарышкиной Софьи Львовны и  графа Петра Павловича Шувалова закончился «Нарышкинский» период дворца на Фонтанке и начался «Шуваловский».

После революции 1917 года дворец графини Шуваловой был национализирован 1 августа 1918 года. С 1919 по 1925 годы в Шуваловском дворце был открыт Музей дворянского быта.

В 1963 году было принято решение об открытии в Шуваловском дворце Дома дружбы и мира с народами зарубежных стран. Дворец почти 30 лет существовал без капитального ремонта и постепенно разрушался.

Дворец Безбородко

Шедевр архитектуры последней четверти XVIII века. Был построен для государственного чиновника эпохи Екатерины II А. А. Безбородко.

Дворец построен в результате объединения двух соседних домов. Он отличался скромным внешним обликом и роскошными интерьерами.

В начале XIX века особняк был продан наследниками Безбородко Почтовому ведомству. На протяжении многих лет здание серьезно перестраивалось и перепланировывалось. От первоначального вида не осталось практически ничего. Зато восстановлен облик XIX века. Действует домовая церковь.

В настоящее время в здании находится музей связи.

Музей Истории Аничкова Дворца

Работает в помещениях, где ранее располагался личный музей императора Александра III. Богатейшая экспозиция рассказывает об истории роскошного дворца и его обитателей от момента постройки до наших времен.

Сохранились экспонаты из императорского музея.

Другая часть экспозиции посвящена деятельности бывшего Дворца пионеров (ныне – ГОУ «Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных»). Здесь выставлены документальные свидетельства успешной работы педагогов по выявлению и развитию повышенных способностей у детей – олимпийские медали, спортивный инвентарь чемпионов, которые начали свой путь во Дворце пионеров.

Музей Фаберже залы

Рыцарский зал

В Рыцарском зале размещены кубки, посуда, шкатулки и другие предметы из серебра и фарфора, которыми одаривали победителей военных кампаний. Стены зала обрамляет барельеф, изображающий рыцарский поединок.

Красная гостиная

В Красной гостиной, во втором выставочном зале, собраны лучшие образцы русского художественного серебра XVIII — начала XX веков, изготовленные ювелирами Фаберже и других мастерских.

Синяя гостиная

Синяя гостиная — это главный выставочный зал музея, где выставлены всемирно известные пасхальные яйца Фаберже. Каждый из экспонатов — это подлинный шедевр ювелирного дела со своей историей.

Золотая гостиная

В Золотой гостиной, бывшей столовой, а ныне хранилище императорских подарков. Основа экспозиции — сувениры от фирмы Фаберже, золотые табакерки с государственной символикой и портретами русских императоров.

Аванзал

В аванзале представлены ювелирные украшения и аксессуары, а так же предметы быта. Особенность коллекции заключается в утраченной технологии мастеров Фаберже — покрытии эмалью-гильоше с богатейшей цветовой палитрой.

Белая и Голубая гостиные

В Белой и Голубой гостиных представлены эмалированные изделия, выпущенные ювелирной фирмой Павла Овчинникова, а также русский фарфор XIX века.

Готический зал

В Готический зале, бвший кабинет графа Шувалова, здесь бережно хранится наследие русских иконописцев — иконы XVI–XX веков.

Выставочный зал

В выставочном зале, когда то домашний музей Шуваловых, сегодня здесь размещаются резные каменные изделия XIX–XX веков и полотна русских художников XIX века, включая работы Ивана Айвазовского и Василия Поленова.

Дорогое удовольствие

Последние годы в институте серьезно думают о том, чтобы в перспективе покинуть здания в Шуваловском парке, поскольку содержать эти дворцы ему просто-напросто не по средствам.

— Да, есть планы переехать на более подходящую площадку, — подтвердил генеральный директор ВНИИТВЧ Петр Яременко. — Дворец с охранными обязательствами – не самое лучшее место для производственной и научно-исследовательской деятельности, и скорее всего, мы покинем эти стены, но не ранее 2020-2021 годов. Институт за эти здания не держится, более того, очень хотелось бы переехать на производственную площадку, соответствующую требованиям современного производства. Акции ВНИИТВЧ принадлежат государственной корпорации «Ростех», и именно ей принимать решение по этому вопросу. Выезжая отсюда, мы эти здания продадим либо передадим тем, кто будет использовать их не как производственную площадку, а в соответствии с их историческим статусом. Что здесь может быть в идеале? Например, загородная резиденция любой процветающей компании или правительственной структуры.

— Для ВНИИТВЧ находиться во дворцах – дорогое удовольствие, — считает и Инна Пухальская, советник гендиректора по строительству и реставрации. – Раньше институт являлся пользователем всей территории парка – 136 гектар. Теперь, после того как ВНИИТВЧ акционировался, он стал собственником пяти земельных участков общей площадью 8,4 га. Это территория внутри ограды института, где находятся федеральные  памятники архитектуры, а также четыре участка в парке, из них самый большой — это транспортный цех, а остальные — по срезу фундаментов построек: Зеленая дача, Желтая дача (дача Г. Месмахера) и оранжерея. Теперь, кроме шести памятников архитектуры,  мы несем ответственность за сохранность только этих земельных участков, что, в общем-то, весьма облегчило нашу работу.

Как рассказала Инна Пухальская, разработан план мероприятий по сохранению этих зданий и территории парка. Первый пункт — комплексная программа исследований памятников — уже разработана и согласована с КГИОП. В ближайшее время будет объявлен конкурс на проведение комплексных научно-исследовательских работ: и в архивах, и непосредственно на памятниках. Сметы уже составлены, деньги планируется выделить из бюджета института. В следующем году предполагается приступить к проектированию, а затем и непосредственно к проведению ремонтно-реставрационных работ. 

— Дело в том, что институт много лет пытался выполнить реставрацию своих объектов-памятников за счет федеральной программы «Культура России», — поясняет Инна Пухальская. – И, пока был ФГУПом, имел возможность это сделать. Шесть раз на протяжении десяти лет подавались заявки, и ни разу они не попали в федеральную программу. Почему всякий раз получали отказ? Считаю, что здесь субъективная причина. В институте до 2016 года не было специалиста по реставрации, поэтому не были выявлены и устранены причины отказов…  Какой мы видим судьбу усадьбы после реставрации? Мы хотели бы открыть ее людям. Например, выставку к 70-летию института планируем сделать доступной для всех желающих. Это будет важным шагом на пути открытия «закрытой» прежде территории ВНИИТВЧ.

 Так сегодня выглядит замурованная Туфовая арка. Фото Всеволода Пежемского.

 Туфовая арка на открытках начала ХХ века

Что касается Туфовой арки, которая в давние времена служила одной из визитных карточек Шуваловского парка, то возможна ее реставрация. А вот стоит ли ее раскрывать, будучи закрытым учреждением, как это было ранее: она ведь находилась на аллее, соединявшей Нижний и Верхний парки, пока вопрос открытый… Часть объектов, принадлежащих ВНИИТВЧ, институт планирует признать непрофильными активами и выставить на продажу. Речь идет о трех постройках в Шуваловском парке: Зеленой даче (нет охранного статуса), Желтой даче (даче Месмахера) – памятнике регионального значения, оранжерее, а также – транспортном цехе (в составе: земельный участок 0,75 га и четыре постройки).

Чесменский дворец

Построен в качестве путевого дворца Екатерины II. Изначально назывался Кекерикексенским по названию местности, от финского «лягушачье болото». Впоследствии получил название в честь 10-летия Чесменской битвы.

Дворец выстроен в псевдоготическом стиле и имеет необычную треугольную форму. Каждый из углов здания выполнен в виде башни.

Интерьеры дворца отличались богатством отделки и контрастировали со строгим внешним обликом здания. К сожалению, до наших дней ничего из внутреннего убранства путевого дворца не сохранилось.

Ныне в Чесменском дворце располагается Университет аэрокосмического приборостроения.

Музей Фаберже и интерьеры Шуваловского дворца

Посетив музей Фаберже, можно не только прикоснуться к уникальной коллекции, но также и прогуляться по отреставрированным помещениям бывшего Шуваловского дворца, интерьеры которого впечатляют уже сами по себе.

Парадная лестница

Парадная лестница была выстроена в 1840-х годах Николаем Ефимовичем Ефимовым на месте главного проезда и окаймлена галереей для демонстрации скульптуры. Позднее архитектор Рудольф Богданович Бернгард возвел над лестницей роскошный декорированный лепниной купол.

Рыцарский зал

В зале представлена военная тема в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства, которая объединяет акварели Карла Карловича Пиратского и Петра Ивановича Балашова, с изделиями фарфора и предметами из серебра.

Рыцарский зал получил название по фризу с изображением средневекового рыцарского турнира.

Красная гостиная

Красная гостиная отведена под коллекцию русского художественного серебра 18 — начала 20 веков. В отдельных витринах представлены выдающиеся произведения лучших столичных фирм (К. Фаберже, П. Сазикова, Никольса и Плинке, братьев Грачевых, Тигельштейна), носивших высокое звание Поставщиков Высочайшего Двора.

Синяя гостиная

В центральной гостиной дворца представлены императорские пасхальные яйца, принадлежавшие последним Романовым. Именно эти изделия, каждое из которых имеет свою уникальную историю, прославили фирму Фаберже на весь мир.

Золотая гостиная

В зале представлены царские подарки, objets de fantaisie фирмы Фаберже и презентационные коробки.

Значительная часть экспонируемых в Золотой гостиной предметов связана с представителями династии Романовых и их родственниками за границей.

Особого внимания заслуживают фантазийные произведения, выполненные мастерами фирмы Фаберже, и золотые коробки с портретами российских императоров.

Аванзал

В Аванзале представлена коллекция предметов быта состоятельных людей, демонстрирующая богатую цветовую палитру эмалей-гильоше, и драгоценные ювелирные украшения — в наименьшей степени сохранившаяся часть наследия фирмы Фаберже.

Белая и Голубая гостиные

В залах представлен русский фарфор 19 века. Белая гостиная открывает тему русского эмальерного искусства предметами из мастерских Павла Овчинникова.

Выставочный зал

В Выставочном зале, который при первых Шуваловых назывался «Большим кабинетом» и в котором находился домашний музей, сегодня экспонируются камнерезные изделия фирмы Фаберже и живописные полотна русских мастеров 19 столетия.

Готический зал

В Готическом зале, некогда бывшем кабинетом графа Петра Шувалова, собрана коллекция русских икон 16-20 веков, большая часть из которых украшена богатыми драгоценными окладами известнейших ювелиров Москвы и Петербурга.

Верхняя буфетная

В Верхней буфетной собраны картины русских и французских мастеров конца 19 — начала 20 вков, имена которых связаны с импрессионизмом и неоимпрессионизмом.

Особого внимания заслуживают произведения Пьера Огюста Ренуара и выдающегося русского импрессиониста — Константина Коровина.

В зале также представлены образцы русского фарфора, ведущее положение среди которых занимает дворцовая ваза с росписью Федора Ивановича Красовского.

Бежевый зал

В Бежевом зале можно составить представление о формах и фасонах посуды, имевшей хождение в быту императорской России. Также как и представленные в зале портсигары, они демонстрируют различные техники обработки серебра и декорирования эмалями.

Дворец Белосельских-Белозерских

Последний частный дворец Невского проспекта.

Построен для представителей одного из древнейших русских дворянских родов. Считается одним из лучших образцов аристократического дома середины XIX века.

Переделан из особняка в стиле ампир, который был построен в начале того же века. Также были изменены и интерьеры.

В 1884 году дворец был выкуплен казной для брата Александра III, Сергея, и получил название Сергиевского.

После Октябрьской революции в здании находился райком партии. Впоследствии прекрасно сохранившийся особняк передали Комитету по культуре.

Интерьеры дворца, картины, мебель и отделка  сохранены почти без изменений.

Интересные факты

Сегодня в бывшем особняке Шувалова расположен Музей гигиены, рассказывающий об анатомии и физиологии человека, гигиене, борьбе со СПИДом, половом воспитании и т.д.

Дворец в полной мере воплощает в себе черты, свойственные елизаветинскому барокко — яркое покрытие фасада, позолота, использовавшаяся для декорирования. Обильно использованы и различного рода украшения — пилястры, колонны, лепнина, скульптуры. Причины столь богатого и роскошного оформления вполне очевидны: те, кто находились у власти, всячески стремились подчеркнуть свой высокий статус, стараясь делать свои жилища все более и более помпезными. Хотя в случае с шуваловским особняком сия роскошь отнюдь не выглядит вычурной. 

История

Парадная лестница дворца в 2015 году

Частная собственность

Детали постройки неизвестны, но дворец Нарышкина-Шувалова был построен в конце 18 века, возможно, по проекту итальянского архитектора Джакомо Кваренги . Первыми владельцами дворца были граф и графиня Воронцовы.

В 1799 году дворец приобрела Мария Нарышкина , урожденная княгиня Мария Четвертынская-Святопелк (которая была польским дворянином и в течение 13 лет была любовницей царя Александра I ). Ее муж, Дмитрий Львович Нарышкин, наполнил его великолепными произведениями искусства и мраморными скульптурами, а также предметами старины, включая драгоценные камни, монеты и оружие. Дворец стал центром петербургского общества, а его большой бальный зал, также известный как Александровский или Белый Колонный зал, принимал светские балы с участием до 1000 человек. Самый известный бал прошел 29 апреля 1834 года по случаю 16-летия царевича Александра Николаевича, будущего императора Александра II .

В 1844 году дворец подвергся капитальному ремонту к свадьбе Софьи Львовны Нарышкиной, единственной дочери Льва Нарышкина и Ольги Потоцкой , с графом Петром Павловичем Шуваловым . После свадьбы 1846 года дворец стал называться Нарышкино-Шуваловским. Реставрация дворца Нарышкина-Шувалова продолжалась до 1859 года, за это время он был переделан в стиле неоренессанса французским архитектором Бернаром де Симоном и русским Николаем Ефимовичем Ефимовым.

Когда в 1914 году началась Первая мировая война , последняя владелица дворца Елизавета Владимировна Шувалова пожертвовала дом для использования в качестве военного госпиталя для раненых солдат. Большой бальный зал использовался как офицерская палата. После революции 1917 года Шуваловский дворец был национализирован 1 августа 1918 года.

Советское время

После революции знаменитые произведения искусства и древности дворца были стратегически спрятаны в секретных укрытиях. Первые предметы были обнаружены в 1919 году, когда был перенесен лазарет времен Первой мировой войны. Под камином в «Синей комнате» была обнаружена большая кладовая с картинами, фарфором и лиможской эмалью .

С 1919 по 1925 год во дворце работал «Музей аристократического быта». После закрытия музея большая часть шуваловских коллекций была передана в Эрмитаж и Русский музей , а часть экспонатов осталась в музейном фонде.

В то время дворец служил типографией, а в 1930-х годах — проектным институтом. Во время блокады Ленинграда в результате обстрелов и бомбардировок дворец сильно пострадал. 14 сентября 1941 года бомба полностью разрушила дворовое крыло. Зажигательная бомба нанесла еще больший ущерб, когда она прошла через крышу на чердак над Александровским залом, вызвав разрушительный пожар, в результате которого обрушилась крыша.

Тайны «Желтой дачи»

Мы заглянули на «Желтую дачу». Деревянная, с резными деталями, она напоминает то ли готический дворец, то ли сказочный русский терем. Находится она прямо напротив дворцового комплекса. Ее современный адрес — Шуваловский парк, 13-15. 

Постройка эта — след «дачной лихорадки», охватившей Парголовское имение Шуваловых во второй половине XIX века. Построил «Желтую дачу» известный петербургский архитектор Максимилиан Егорович Месмахер для своего брата Георга. Первый проект дачи датирован 1870-ми годами, однако год завершения строительства – 1902 – указан на флюгере, вместе с инициалами владельца «GM».

В архиве музея ВНИИТВЧ хранятся уникальные архивные документы по этому зданию, переданные туда историком архитектуры Татьяной Евгеньевной Тыжненко, автором книги о Максимилиане Месмахере. Сопроводительная записка гласит: «Приношу в дар 2 документа на землевладение Г. Месмахера и постройку дачи 1899 и 1909 г. Желаю удачи музею и хочу быть полезна ему. С почтением».

Первый документ, от 25 января 1899 года: «отставной статский советник Георг Георгиевич Месмахер и поверенный Высочайше учрежденного Опекунского Управления над имениями и делами Князя Михаила Андреевича Воронцова, графа Шувалова, Великобританский подданный Николай Егорович Кларк заключили этот контракт в следующем: Я, Месмахер, взял в арендное содержание принадлежащее князю Воронцову графу Шувалову и находящиеся 2-го стана, С-Петербургского уезда, в Парголовском имении его, у «Вторых» или «Красных» ворот Шуваловского парка, напротив дач г.г. Буренина и Рейна…».

Второй документ, от 16 сентября 1909 года: «Мы, нижеподписавшиеся: доверенности Статс-Дамы, Графини Елизаветы Андреевны Воронцовой-Дашковой, артиллерии Подполковник (в отставке) Алексей Петрович Акинин и отставной Статский Советник Георг Георгиевич Месмахер заключили настоящий контракт…»

 Дача Георга Месмахера, или «Желтая дача»

(источник — spbhi.ru)

Что же касается нынешней жизни дома Месмахера, то на протяжении последних лет сторож и фактически хранитель дома Месмахера – заядлый рыбак по имени Марат. Как бы то ни было, но он уже тоже стал персонажем из истории шуваловской усадьбы.

— Раньше работал в охране ВНИИТВЧ, — рассказал Марат. — Потом мне дали возможность – сказали: хочешь – живи в этом доме, только стереги его, как зеницу ока, и ни в коем случае никого сюда не пускай.

По словам Марата, отпугивать непрошенных гостей ему приходится постоянно. То бомжей, то любителей пофотографировать старину, то какие-то киношники с треногой пытались забраться…

— Однажды внутрь хотели попасть – говорят, снимали дипломную работу про Гарри Поттера. Все равно не пустил. Бывают просто «тихие» любители старины – просят им показать дом внутри. И все равно никого не пускаю, — говорит Марат.

— Несмотря на сегодняшнее неприглядное состояние дачи Георга Месмахера, есть люди, которые заинтересованы в ее приобретении, — отметила советник гендиректора по строительству и реставрации ВНИИТВЧ Инна Пухальская. – Они понимают архитектурную и историческую ценность этого здания, готовы его восстановить и приспособить под современное использование. Это может быть ведомственный дом отдыха, штаб-квартира какого-нибудь творческого или спортивного союза, мини-отель или просто дача для отдыха на природе.

Воронцовский дворец

Дворец в стиле барокко, выстроенный по проекту Ф. Растрелли для вице-канцлера Империи М. Воронцова в середине XVIII века.

Фасады и интерьеры особняка отделывались с большим размахом и роскошью. Однако, Воронцов прожил в этом доме совсем недолго.

После отъезда канцлера за границу дом перешел в казну.

За полтора столетия во дворце был и гостевой дом, и резиденция мальтийского ордена, и торговые помещения, и даже пажеский корпус. В этот период были утрачены роскошные интерьеры.

В советское время здание занимали различные организации, потом его передали суворовскому училищу.

В настоящее время ведутся работы по реставрации мальтийской капеллы.

Как добраться до музея Фаберже

Музей расположен неподалеку от пересечения Невского проспекта с набережной реки Фонтанки.

Ближайшая станция метро — «Гостиный двор». От нее — семь минут пешей прогулки по Невскому до Аничкова моста, затем нужно, не переходя на другой берег, повернуть налево и пройти еще пару шагов до входа во дворец.

От станции «Маяковская» и «Площадь Восстания» идти пешком примерно 15 минут.

Схема линий метро Санкт-Петербурга

Также неподалеку располагается остановка автобусов и троллейбусов (схема маршрутов электротранспорта Санкт-Петербурга).

Альтернатива общественному транспорту — такси. У уличных таксистов цены, как правило, необоснованно завышенные, поэтому лучше заказывать машину через мобильные приложения, такие как Яндекс. Такси, Maxim и Uber.

Путь от станции «Гостиный двор» до музея Фаберже

Видео

Музей Фаберже

Музей Фаберже является частным. После открытия он стал первым в России негосударственным музеем федерального масштаба.

История музея берёт начало с 2004 года, когда российский предприниматель Виктор Вексельберг приобрел знаменитую коллекцию изделий фирмы Фаберже, принадлежавшую наследникам американского медиамагната Малкольма Форбса.

Тогда коллекция насчитывала более 200 предметов, включая 9 уникальных пасхальных яиц, созданных Карлом Фаберже для двух последних русских императоров. Приобретя коллекцию на торгах (всю целиком) Виктор Вексельберг спас коллекцию как единое целое и вернул уникальные предметы на родину — в Россию, для того чтобы сделать их доступными для публики.

В последующем коллекцию Фаберже дополнили и другие предметы знаменитых русских ювелиров 19 — начала 20 века, собираемые в течение 10 лет по всему миру: в Европе, Азии, Северной и Южной Америках.

Таким кропотливым образом удалось создать бесценное собрание русского ювелирного искусства.

Сегодня в центре коллекции лежит крупнейшая в мире коллекция изделий фирмы Фаберже, насчитывающая более 1000 единиц: так называемые фантазийные предметы, ювелирные украшения и аксессуары, парадное серебро, драгоценную галантерею и интерьерные вещи.

Также в музее находятся и другие драгоценные предметы, связанные с историей Дома Романовых: вещи личного обихода и официальные «кабинетские» подарки, поднесенные выдающимся людям того времени от лица русского императора.

Помимо этого в музее Фаберже экспонируются коллекции русского фарфора 19 века, эмали, камнерезные изделия, русские иконы, живопись и серебро.

— пасхальное яйцо «Курочка». Первое яйцо императорской серии, подарок императора Александра III супруге — императрице Марии Федоровне, на Пасху 1885 года. Санкт-Петербург, 1885, фирма К. Фаберже, мастер Э. Коллин;

— пасхальное яйцо-шкатулка «Ренессанс». Подарок императора Александра III супруге — императрице Марии Федоровне, на Пасху 1894 года. Санкт-Петербург, 1894, фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин;

— пасхальное яйцо «Бутон розы». Подарок Императора Николая II супруге — императрице Александре Федоровне, на Пасху 1895 года. Санкт-Петербург, 1895, фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин;

— пасхальное яйцо «Ландыши». Подарок императора Николая II супруге — императрице Александре Федоровне, на Пасху 1898 года. Санкт-Петербург, 1898, фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин, миниатюры И. Цейнграфа;

— пасхальное яйцо «Коронационное». Подарок императора Николая II супруге — императрице Александре Федоровне, на Пасху 1897 года. Санкт-Петербург, 1897, Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин, копия кареты изготовлена Г. Штайном;

— пасхальное яйцо-часы «Петушок». Подарок Императора Николая II матери — вдовствующей императрице Марии Федоровне на Пасху 1900 года. Санкт-Петербург, 1900, фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин;

— пасхальное яйцо «Лавровое дерево». Подарок Императора Николая II матери — императрице Марии Федоровне, на Пасху 1911 года. Санкт-Петербург, 1911, фирма К. Фаберже;

— пасхальное яйцо «Пятнадцатилетие царствования». Подарок императора Николая II супруге — императрице Александре Федоровне, на Пасху 1911 года. Санкт-Петербург, 1911, фирма К. Фаберже, мастер Г. Вигстрём, художник-миниатюрист В.Зуев;

— пасхальное яйцо «Орден Святого Георгия». Подарок императора Николая II матери — императрице Марии Федоровне, на Пасху 1916 года. Петроград, 1916, фирма К. Фаберже.

Новая история Шуваловского дворца

В 2006 году правительство Петербурга приняло решение передать Шуваловский дворец в аренду на 49 лет культурно-историческому фонду «Связь времен»

После революции Карл Фаберже уехал за границу и большинство секретов ювелирного дела исчезло. Уникальная коллекция создана и представлена в музее Фаберже благодаря фонду «Связь времен», основанному Виктором Вексельбергом в 2004 году. Основной задачей фонда было возвращение в Россию утраченных культурных ценностей.

В этом же году был объявлен аукцион на продажу коллекции из 180 предметов коллекции Фаберже, которую собирал в течение 50 лет американский предприниматель Малкольм Форбс.

Распродажа отдельных предметов на аукционе привела бы к распылению уникальных работ русского мастера по всему миру. Неожиданным для всех стала отмена аукциона и приобретение всей коллекции Виктором Вексельбергом, что обошлась бизнесмену в 100 миллионов долларов.

В коллекцию входили и уникальные 9 пасхальных яиц, созданных фирмой Фаберже. В настоящее время на хранении находится более 4000 предметов, многие из которых принадлежали семьям последних Российских императоров – Александра III и Николая II.

Фото:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector