Русский народный русский костюм

Содержание:

Детская славянская одежда

Дети на Руси одевались так же, как и их родители. Основным элементом детского костюма считалась длинная рубаха. Если мальчики носили портки, то у девочек были сарафаны. В то время, как взрослая повседневная одежда была в большинстве случаев лишена украшений и вышивок, детские вещи имели свои особенные украшения. Так как смертность детей от болезней была очень велика, каждая мать старалась вышить нитками красного цвета обережную вышивку с древними рунами или знаками.

Детская обувь также была более красочной. Часто встречались различные орнаменты, насечки и вставки из цветных нитей. Традиционно обувь для девочек была более нарядной.

Фасон

Максимально простой и комфортный. Широкие юбки, длинные сарафаны, простые рубашки. Для пошива одежды использовались исключительно натуральные материалы: лен, хлопок, ситец, шерсть.

Элементы костюма

Воротничок чаще всего был отложным и имел круглую форму. Рукава были узкими длинными или короткими фонариками. Женский или мужской костюм часто дополнялись поясами и шнуровками.

Цветовая гамма

Среди самых используемых в русском костюме цветов непременно были желтая, красная, белая, черная, зеленая и синяя краска. Очень часто встречались золотистые оттенки, особенно в отделке, декоре или аксессуарах.

Орнаменты

Растительный узор, птицы, животные, древнерусские узоры – самые популярные и наиболее часто используемые примеры украшений одежды. Орнаментальные фигуры вышивались золотыми и серебряными нитями, украшались яркими лентами, бусинами, разноцветными камнями, шнуровкой, кружевом или тесьмой.

Лоскутная одежда

Лоскутная одежда – отдельная часть культуры древних славян. Сегодня искусство создавать одежду или предметы домашнего обихода из разноцветных лоскутков ткани называется «пэчворк». При помощи такой техники раньше шились одеяла, наволочки, коврики. Сегодня этот стиль активно используется для создания юбок, платьев, верхней одежды. А в качестве ярких, пестрых лоскутков часто используются павлопосадские платки.

Аксессуары

Яркие бусы, пышные венки из полевых цветов, ленты, вплетенные в длинные косы, крупные цветные бусы, высокие кокошники, цветастые шали и расписные платки – вот лишь неполный список украшений и дополнений к русскому костюму.

Современные дизайнеры по-своему видят «русский стиль» и создают свои коллекции, исходя из этого видения. Например, Ив Сен Лоран одним из первых по достоинству оценил одежду в русском стиле и представил на парижских подиумах коллекции верхней одежды, стилизованные под старинные тулупы. Конечно, модели дизайнера имели более утонченный и стильный фасон, чем оригинальные модели. Укороченные дубленки украшались опушкой из меха соболя или куницы и красивой, богатой вышивкой.

Среди других именитых мастеров, в чьих коллекциях присутствовала одежда в русском стиле, можно отметить Валентино, Dolce&Gabbana, Жана Поля Готье, Вячеслвав Зайцева, Валентина Юдашкина.

Национальные одежда в Шотландии

Это первая страна, с которой у нас ассоциируются словосочетание «национальный костюм». Шотландская клетка (тартан) — это не просто клетка. Ширина пересекающихся полос и их цвет расскажет об определенном клане, населяющую ту или иную местность

Соблюдение этой традиции важно для шотландского народа

Мужские килты и женские юбки шьются из тартана определенной расцветки, соответствующие их клану.

В настоящее время в Шотландии редко встретишь кого-то в национальном костюме, часто это дело особых случаев: национальных праздников, фестивалей, свадеб, футбольных матчей, встречи шотландской диаспоры в других странах и так далее.

Женская одежда

Великороссияне разных губерний. 1862 Девичий сарафан. Курская губерния, начало XX века. Основой женского костюма была длинная рубаха. Рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Знатные женщины имели верхние рубахи — горничные

. Горничные рубахи шили из яркой шёлковой ткани, часто красного цвета. Эти рубахи имели длинные узкие рукава с прорезом для рук и называлисьдолгорукавными . Длина рукавов могла достигать 8—10 локтей. Их собирали в складки на руках. Рубахи подпоясывали. Носили их дома, но не при гостях. Полики на рубахе — прямоугольные или клиновидные вставки.

Женщины поверх белой или красной рубашки с пристегнутыми к рукавам вышитыми запястьями надевали длинный шелковый летник, застёгивавшийся до горла, с длинными рукавами с вошвами (золотым шитьём и жемчугом) и с пристегнутым воротом (ожерельем).

Два основных вида русского женского костюма — сарафанный (северный) и понёвный (южный) комплексы:

  • Сарафан — народная русская женская одежда в виде платья, чаще всего без рукавов. Сарафаны различались по тканям и покрою.
  • Понёва — набедренная одежда, которую получали девушки, достигшие возраста невест и прошедшие инициацию.
  • Запона — девичья холщевая одежда из прямоугольного отреза ткани, сложенного пополам и имевшего на сгибе отверстие для головы.
  • Телогрея — одежда на меху или подкладке с длинными суживающимися рукавами, застёгивающаяся спереди от верха до подола.
  • Приволока — безрукавная накидка.
  • Шушпан — холщовый кафтан, с красною оторочкой, обшивкою, иногда вышитый гарусом.
  • Летник — старинная верхняя женская одежда.

Верхняя одежда

Женская верхняя одежда не подпоясывалась и застегивалась сверху донизу. Верхней выходной женской одеждой был длинный суконный опашень, с частыми пуговицами, украшенный по краям шёлковым или золотым шитьем, причём длинные рукава опашня висели, а руки продевались в особые разрезы; всё это покрывалось душегреями или телогреями и шубами. Телогреи, если надевались через голову, назывались накладными.

Знатные женщины любили носить шубки

— женскую разновидность шубы. Шубка была похожей на летник, но отличалась от него формой рукавов. Декоративные рукава шубки были длинными и откидными. Руки продевали в специальные прорези под рукавами. Если шубку носили в рукава, то рукава собирали в поперечные сборки. К шубке пристёгивали круглый меховой воротник.

Короткую душегрею носили все слои населения, но для крестьян она была праздничной одеждой. На душегрею был похож шугай и его разновидность без рукавов бугай

Также женщины носили одежду, сходную с мужской: однорядку, шубу в накидку.

Во времена Ивана Грозного богатые женщины носили по три платья, надевая одно на другое. Ношение одного платья приравнивалось к непристойности и бесчестию. Одежда боярыни могла весить 15—20 килограммов.

Муфта — рукав, шитый мехом внутрь и с меховой опушкой.

Головные уборы

Замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы и потому дома носили на голове волосники

илиповойники и повязывались ещё платком, а при выезде из дома надевали богато украшенную кику или кокошник. Девицы носили на голове широкую вышитую повязку (венчик), с широкими лентами позади. Зимой женщины при выходе из дома надевали меховые шапки или покрывали свой головной убор платком.

Другая отличительная черта русского национального костюма — большое разнообразие женских головных уборов:

  • Кичка (кика) — праздничный головной убор замужней женщины.
  • Сорока — род повязки с твёрдым околышем.
  • Кокошник — в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.
  • Повойник — мягкая шапочка, которая полностью закрывала волосы, заплетенные во время свадебного обряда из одной девичьей косы в две.
  • С. Соломко

    . Сорока

  • Сорока. Белгородская область
  • К. Маковский

    . Кичка

  • Кичка. Калужская губерния
  • Кичка. Тверская губерния
  • Рогатая кичка. Рязанская губерния
  • М. Нестеров

    . Кокошник

  • К. Маковский

    . Кокошник

  • В. Суриков

    . Кокошник

  • Кокошник. Белгородская область
  • В. Суриков

    . Убрус

  • Повойник (очипок). Курская губерния
  • Повойник (очипок). Курская губерния
  • Повойник (очипок). Воронежская губерния

ЖЕНСКИЕ НАРОДНЫЕ КОСТЮМЫ СЕВЕРНОЙ РОССИИ

Представляем вам примеры народных костюмов севера России, в них отражена вся красота сказочной природы, они хоть и учитывают суровость климата, но на красоте это никак не сказывается.

Архангельская губерния

Коллекции Шабельского из Российского этнографического музея

Основой женского костюма в России был сарафан — длинное платье без рукавов, которое надевали поверх рубашки с пышными и красиво расшитыми рукавами. Такой костюм носили как крестьянки, так и купчихи — разница заключалась только в материалах, из которых он был сделан, и в богатстве украшений и аксессуаров, таких как манжеты и жемчуг.

Новгородская губерния

Коллекции Шабельского из Российского этнографического музея

Вторым по важности элементом русского костюма был головной убор, который часто называют собирательным словом кокошник. На самом деле эти капюшоны довольно сильно отличались друг от друга — особенно ярко это видно в костюме Архангельской губернии

Олонезская губерния (ныне Республика Карелия)

Коллекции Шабельского из Российского этнографического музея

Рукава рубашек часто сшивались очень длинными и прикреплялись к руке, чтобы придать рубашке определенную роскошь. На запястье накидывались манжеты из бархата, шелка или другой дорогой ткани, богато украшенные и расшитые настоящими или стеклянными бусинами.

Вологодская губерния

Коллекции Шабельского из Российского этнографического музея

На фото — уникальный вологодский свадебный головной убор — Коруна (венок). Этот вид головных уборов, расшитых жемчугом, стоил очень дорого и создавался лучшими мастерами. Кокошник часто носят с косынкой и overcloth обычно прилагаются к кронам .

Тверская губерния

Коллекции Шабельского из Российского этнографического музея

О сарафане фартук носили обычно в холодное время года , который служил Duschegreja , своего рода хлопка куртки в верхней одежде. Он мог быть коротким или длиной до колен и часто был отбит мехом.

Псковская губерния

Коллекции Шабельского из Российского этнографического музея

Один из самых необычных головных уборов был найден в Псковской губернии — он назывался Шишак (от Шишка — конус ). Конусы вышивали перламутром, поэтому такой кокошник стоил очень дорого и служил лишь элементом праздничной одежды для особых случаев. Эта необычная форма, конечно, имела особое значение — шишки обозначали зерно и семена, которые были символом плодородия.

Разновидности

Не только барышни Руси и юноши могли похвастаться собственными нарядами, национальное одеяние было даже у малышей. Каждый костюм имел отличительные черты и уникальные элементы.

Женский

Вещи девушек были намного интересней и разнообразней, чем у мужчин. Это был настоящий образец искусства от славянских рукодельниц. В Древней Руси барышни облачались в сорочницу (длинная рубаха), сарафан и передник. В прохладные дни для сохранения тепла под рубашку надевали плотную сорочку.

Неотъемлемый элемент русской одежды – вышивка. Каждая губерния имела собственный узор, отличающийся по цвету. Орнамент применяли для декорирования подола и рукавов.

Отдельного внимания заслуживают платья славянских барышень. Во времена правления Ивана Грозного считалось недопустимым облачаться в одно одеяние. Как правило, носили сразу по три платья. Подобная многослойность придавала фигуре массивность. К тому же ходить в нем на протяжении дня было сложно из-за приличного веса.

Женские сарафаны имели форму трапеции, были распашными или глухими. Для пошива изделия брали одно или несколько полотен. Для повседневной жизни изготавливали платье из сукна и ситца. Праздничные модели шили из дорогостоящей материи, например, шёлка или парчи.

Мужской

Крестьян предпочитали в нарядах практичность и комфорт. Русская культура всегда была тесно связана с природой и землей. Это нашло отражение в одеянии парней из простого сословия. Для пошива вещей использовали натуральные материи, декорированные растительным орнаментом.

В состав мужского наряда входила простая сорочка, штаны и пояс. Для покрытия головы использовали грешневик из валяной шерсти. Самая популярная обувь по тем временам – это лапти.

Изделие отличалось легкостью и удобством, плюс они хорошо защищали ноги от повреждений при проведении полевых работ. Но для ношения в зимнее время лапти не подходили. С наступлением холодов мужики доставали валенки. На праздничные мероприятия они предпочитали обуваться в сапоги из кожи.

Для детей

Малышня на Руси носила простую одежду, без лишних изысков. Чаще всего это были сорочки свободного кроя без декоративного оформления. Для детей состоятельных славян шили изысканные костюмы, которые практически на 100% копировали наряд взрослых.

Однако молодые барышни в отличие от зрелых женщин до замужества обходились без головного убора.

Праздники

Народные традиции и обычаи русского народа включают не только определенные обряды, но и правила встречи календарных и православных праздников.

Купала

Фото: Традиции и обычаи русского народа. Купала

Праздник Купалы образовался в те времена, когда в честь бога плодородия люди по вечерам распевали песни, прыгали через костер. Данный обряд в итоге стал традиционным ежегодным празднованием летнего солнцестояния. Он смешивает в себе одновременно языческие и христианские традиции.

Бог Купала приобрел имя Иван после крещения Руси. Причина проста – на смену языческому божеству пришел созданный народом образ Ионнна Крестителя.

В настоящий момент праздник Ивана Купалы отмечается 24 июня.

Масленица

Фото: Традиции и обычаи русского народа. Масленица

В древние времена масленица считалась днем поминовения умерших людей. Поэтому процесс сжигания чучела рассматривался в качестве похорон, а поедание блинов являлось поминками.

Со временем русский народ постепенно преобразил восприятие данного праздника. Масленица стала днем проводов зимы и предвкушения наступления весны. В этот день происходили шумные народные гуляния, проводились развлечения для людей – кулачные бои, ярмарки, катания на конных упряжках, катания на санках с ледяных горок, различные состязания и конкурсы.

И неизменной осталась главная традиция – печь блины в больших количествах и приглашать гостей на посиделки с блинами. Традиционные блины дополняются всевозможными добавками – сметана, мед, красная икра, сгущенное молоко, джемы и т.д.

Пасха

Фото: Традиции и обычаи русского народа. Пасха

Праздник Пасхи на Руси считается светлым днем всеобщего равенства, прощения и доброты. В этот день принято готовить стандартные для этого праздника угощения. Куличи и пасхи традиционно пекут русские женщины, хозяйки дома, а яйца раскрашивают молодые члены семьи (молодежь, дети). Пасхальные яйца символизируют капли крови Христа. В настоящее время они не только раскрашиваются во всевозможные цвета, но и украшаются тематическими наклейками и узорами.

Непосредственно в пасхальное воскресенье принято говорить при встрече со знакомыми «Христос Воскресе». Услышавшие данное приветствие нужно отвечать на него «Воистину Воскресе». После обмена традиционными фразами следует троекратный поцелуй и обмен праздничными угощениями (куличами, пасхами, яйцами).

Новый год и Рождество

Фото: Традиции и обычаи русского народа. Рождество и Новый год

Новый год в России отмечается во всех семьях, на Рождество собираются не все. Но, во всех церквях проходят службы по поводу “Рождества Христова”. Обычно на Новый год, 31 декабря, дарят подарки,  накрывают на стол, провожают старый год, а далее встречают Новый год под бой курантов и обращение президента России к гражданам. Рождество является православным праздником, который тесно вошел в быт русского народа. Этот светлый день отмечают все граждане страны независимо от наличия у них веры. Рождество традиционно считается семейным торжеством, которое празднуется в кругу близких.

Фото: Традиции и обычаи русского народа. Новый год и Рождество

День перед рождеством, который приходится на 6 января, носит название «Сочельник». Проиходит от слова «сочиво», обозначающего специальное рождественское блюдо, состоящее из вареной крупы. Сверху крупа поливается медом и посыпается орехами, маком. Считается, что всего на столе должно присутствовать 12 блюд.

За стол садятся, когда на ночном небе появляется первая заезда. На следующий день, 7 января, наступает сам семейный праздник, в который семья собираются вместе, родные дарят друг другу подарки.

Следующие 12 дней после дня рождества называются святками. Раньше во время святок молодые незамужние девушки собирались вместе для проведения различных ритуалов и гаданий, рассчитанных на привлечение женихов и определение своего суженого. В настоящее время традиция сохранилась. Девушки все так же в святки собираются вместе и гадают на женихов.

Русский стиль 2017. Новые тенденции

Необычное и изысканное вечернее платье, созданное в русской стилистике весной- летом 2016 г. будет модным в любых вариациях декора. Например, золотистая вышивка, расклешенный подол, объемные цветы и так далее. Платье должно быть длинным, без выраженной талии.

В новом году мода на красно-белую расцветку необычайно популярна среди дизайнеров Западной Европы. Достаточно бегло просмотреть несколько десятков коллекций из весенне-летнего сезона, чтобы убедиться в том, что красный и белый стали негласными фавритами нового сезона. Именно с этим связывают возрождение актуальности данного стиля в современном женском гардеробе.

Мода на русский стиль в дизайнерских коллекциях последних сезонов

Используются принты: цветы или народные узоры, подчеркивающие фигуру и хороший вкус. Ориентируйтесь на звезд, одетых в русской тематике.

Звезды в русском стиле

Многие знаменитости используют в своем образе русский стиль: Ксения Собчак, Алена Водонаева, Мирослава Дума, Наталья Водянова, Ульяна Сергеенко и многие другие.

Модные коллекции в русском стиле

В 2016 году модные дизайнеры подготовили коллекцию одежды в русском стиле: Юлия Янина с коллекцией осень-зима 2015-2016 гг, Вячеслав Зайцев с новой модной коллекцией этностиля. Русская стилистика в одежде всегда была и остаётся модным течением

И если не относитесь к истинной приверженке народных мотивов, хотя бы одна деталь вашего гардероба, должна быть выполнена, либо украшена в русском стиле, это привлечёт внимание не только мужчин, но и заставит завидовать многих женщин

Русский стиль в одежде — богатство и роскошь русских традиций

Этнический стиль одежды включает в себя богатый перечень национальных направлений. В многоцветном списке яркой привлекательностью и самобытным исполнением выделяется русский стиль. В одежде актуального тренда характерной приметой считается органичное соединение народных мотивов с новейшими тенденциями мировой моды

Практически все современные кутюрье при создании очередных коллекций не обходят своим вниманием выразительный и колоритный стиль

Русский традиционный костюм. Конец XIX – начало XX в.

Характерной чертой мужского костюма было его сравнительное единообразие на всей территории расселения русского народа. Региональные или местные отличия в нем были незначительны и проявлялись в расположении орнамента на рубахе, его цветовой гамме, в технике плетения пояса и форме головного убора. Он состоял из рубахи-косоворотки с невысоким стоячим воротником (или без него), имевшей застежку на левой стороне груди. Рубаху обычно выпускали поверх нешироких штанов и подпоясывали. Дополняли костюм шапка, валянная из овечьей шерсти, кожаные сапоги или лыковые лапти.

Верхняя одежда женщин и мужчин состояла зимой из шубы, сшитой мехом внутрь, меховой шапки, дополнявшейся у женщин платком. Летом носили суконные кафтаны, зипуны, азямы, балахоны.

Особенностью русского традиционного костюма было то, что он разделял людей по возрасту, семейному положению, социальному статусу. Костюм позволял легко отличить богатого от бедного, непросватанную девушку от невесты, старой девы или замужней женщины, парня от женатого мужчины, бобыля от семейного человека, вдову от солдатки, пастуха от мельника, мельника от гончара, гончара от кузнеца и т.п. Кроме того, костюм всегда соответствовал конкретной ситуации или определенному событию в жизни людей. Одежда, надевавшаяся дома в будни, отличалась от одежды, в которой отправлялись на жатву, сенокос, пахоту или сев. Воскресный костюм был иным, чем костюм, надеваемый на Пасху или Рождество; на время похорон или траура полагался специальный «печальный» костюм; жених и невеста стояли в церкви у аналоя в венчальных костюмах.

Одежда была атрибутом многих обрядов. Особенно большую семантическую нагрузку несли такие древние по своему происхождению предметы одежды как рубаха, понева, головной убор.

На рубеже ХVII–ХVIII вв. верхние слои русского общества стали переходить на ношение одежды общеевропейского типа. Это произошло в связи с изменениями в экономической, социальной и политической сфере жизни России и указами Петра Первого от 1700 и 1701 гг., запрещавшим ношение национального платья дворянам, купцам, чиновникам и ремесленникам городов. Традиционный костюм, прошедший длительный путь развития стал в основном одеждой крестьян. В больших селах, расположенных в окрестностях губернских и уездных городов, в ремесленных слободах, казачьих станицах традиционная одежда была заменена одеждой европейского типа уже на рубеже XIX–XX вв. В более отдаленных местностях, в Сибири, в южных районах Европейской России она сохранялась еще в 1930-х годах. В старообрядческих сёлах Сибири традиционный костюм можно было видеть на людях ещё в 1950-х годах.

Татарский костюм

Татарский национальный костюм представляет собой интересное сочетание двух веяний: на него оказали влияние общие традиции восточных народов и ислам. Основой одежды являлась рубаха‑платье, которая называется «кулмэк», и шаровары.

Другими составляющими гардероба были бешмет чекмень и казакин — это разновидности верхней одежды. Также сверху часто надевался халат, изначально считавшийся предметом рабочего гардероба. Среди женского населения в качестве аксессуара также пользовались популярностью жилетки и фартуки, платки (как обязательная составляющая мусульманского гардероба) и массивные украшения. А национальный мужской головной убор — тюбетейка — и по сей день надевается некоторыми представителями народа для религиозных обрядов.

Обратите внимание, что наши современные конфликты также требуют крови. Ссылаясь на концепцию Янки Сова — придерживаясь традиционных непроверенных мифов, мы оторваемся от современной критики, которая позволила бы нам взглянуть на то, в каких обстоятельствах эти мечты, фантазии возникли; Как развивался символизм и что кормили? Отсюда идут проекты, связанные с конституцией нашей идентичности, в том числе, глядя на орла или флаг современным и критическим способом, пересматривая то, что до сих пор было принято некритически

Вопрос в том, имеем ли мы право обсудить это? Такие вещи, как орёл и флаг, покрываются юридическим ограничением? Мне кажется, что в искусстве мы подвергаем их анализу не формально-политическим, а просто художественным. Магдалена Лара: Доктор, профессор Кламан упомянул о фантазиях, мифах. Являются ли мифы только стереотипными, обобщающими?

Мужская славянская одежда

Традиционный костюм мужчины славянского рода состоял из следующих основных частей:

  • Простой рубахи;
  • Порток или штанов;
  • Свитки или кафтана.

Как правило, эта одежда была льняной или шерстяной. Рубаха шилась туникообразного вида, с длинными рукавами. К рубахе обязательно полагался пояс, которым владелец подвязывался. Более простую одежду носили небогатые земледельцы, а знать свои рубахи украшала вышивкой. Как правило, это была славянская символика, несущая глубокий сакральный смысл. Кроме того, такие рубахи имели тесёмки, предназначенные для стягивания рукавов у запястий.

Штаны отличались узким кроем и длиной до щиколоток. Для того чтобы они не спадали, использовалась специальная бечёвка, называемая пояском. Рубаху и штаны без верхней одежды носили преимущественно в тёплое время года. Если холодало, то приходилось надевать свитку или кафтан. Знатные славяне поверх кафтана часто носили корзно, подбитое лёгким мехом.

Зимой носили кожухи и шубы. Что касается последних, то, несмотря на распространённое мнение, что шуба — это одежда степных кочевников, это традиционное славянское изобретение.

Взгляд в древнейшую историю славянского костюма

Одежда древних славян ничем не напоминала любой из традиционных костюмов, которые сейчас так популярны. В связи с тем, что большая часть народа проживали в глуши, и торговые караваны туда даже не заходили, одежда делалась из звериных шкур. После того, как Древний Рим начал завоевывать исконные варварские земли, славяне стали знакомиться с одеждой из ткани. Впрочем, доступна она была только для вождей и знатных воинов, так как стоила достаточно дорого.

Если среди западных славян вещи из ткани перестали быть чем-то выдающимся, то одежда восточных славян ещё долго была меховой. С распространением римской культуры и торговли славяне получили возможность приобщиться к цивилизации. Взамен шкур пушных зверей, они получили матерчатую одежду и ткани. Через некоторое время славяне и сами научились прясть вещи из шерсти, льна или конопли.

Мужская одежда

Основой народного костюма для мужчин была рубаха или сорочка. В старину её шили из хлопка, льна, шёлка. Рукава одежды сужались к кисти. Они бывали как короткими, так и очень длинными (закрывающими ладони) — это зависело от назначения наряда. В нарядах крестьян рубаха надевалась снизу, а у знати — сверху. Одежда выполнялась в белом, синем или красном цвете. Сверху её подвязывали нешироким поясом.

Нижней частью костюма были штаны — гачи или порты, похожие на современные брюки. Они заправлялись в сапоги или онучи (обёртка на ноги под лапти). Сверху штаны подпоясывались шнуром, верёвкой или специальным поясом.

Мужской костюм был менее богат и разнообразен, чем женский. Его украшали вышивкой или вставками в области воротника и подола.

Поверх сорочки мужчины надевали зипун. Далее верхняя одежда зависела от социального статуса гражданина. Богатые носили поверх кафтан, представители знати дополняли его ферязью, охабнем или однорядкой. Другие виды мужской верхней одежды:

  • опашень — длинный кафтан с широкими рукавами, большим количество пуговиц и меховым воротником, который можно пристегнуть по желанию;
  • терлик — нарядный костюм, по крою похожий на ферязь или халат с короткими рукавами, надевался в торжественных случаях;
  • сермяга — грубый кафтан из толстого необработанного сукна, имеет короткий подол и длинные рукава, застёгивается спереди;
  • вотола — одежда из грубой шерстяной ткани;
  • кожух — тёплый зимний кафтан;
  • корзно — нарядная мантия или плащ для знати, застёгивается у правого плеча;
  • бекеша — меховое пальто с урезанной талией и разрезом сзади, предназначены для езды на коне;
  • епанча — тёплый плащ, защищающий от ветра и снега;
  • шуба — массивная одежда прямого покроя с длинными рукавами и меховым воротником.

Украшения народного костюма для женщин

Специфическим аксессуаром славянских дам были уникальные височные кольца. Также часто встречались такие украшения, как бусы, ожерелья и массивные браслеты.

В кинофильмах женщин Древней Руси часто изображают с огромными и сложными аксессуарами, но поскольку в стране было слабо развита ювелирная отрасль, основная часть изделий отличалась простотой.

На древнерусских модницах чаще всего можно было увидеть серьги и ожерелья. Выделялось несколько разновидностей этих аксессуаров. Среди сережек наибольшей популярностью пользовались следующие модели:

  • Колты. Золотые или серебряные литые подвески, которые располагались на лентах возле виска. Они заменяли традиционные серьги и одновременно служили защитным амулетом. Представляли собой два выпуклых щитка, соединенных друг с другом и оснащенных сверху дужкой для подвешивания. Имеют округлую форму или выполнены в виде звезды.
  • Пясы. Вошли в обиход с четырнадцатого века. Это массивные подвески на кольце, оснащенные по краю колокольчиками. Крепились к головному убору и уху.
  • Одинцы, двойчатки. Появились на Руси в пятнадцатом веке. Висячие сережки с одной, двумя или тремя стержнями декорированными шариками, бусинками или жемчугом.
  • Голубцы (орлики). Украшение получило распространение в шестнадцатом веке. Массивные серьги, напоминающие фигурку одной или двух птиц.

Не меньшей популярностью, чем сережки у барышень пользовались ожерелья. Их разнообразие и красота до сих пор поражает воображение:

  • Гайтан. Нагрудный или наспинный аксессуар, состоявший из сплетенных металлических колец. В наши дни гайтана — это длинная полоска бисера шириной до десяти сантиметров. Два ее конца соединены подвеской с украшением.
  • Грибатка. Бисерная полоса, которая с помощью медальонов поделена на равные участки. Внизу может смыкаться или нет.
  • Колодочка. Имитирует тело змеи. Туго сплетенный объемный «ошейник» из бисера или цепочки пользовался популярностью в Калуге и Рязани.
  • Гривна. Ободок, который надевали на шею. Некоторые модели оснащены широкой ставкой из золота или серебра.

Большим спросом у древнерусских красавиц пользовались перлы. Это оригинальное ожерелье из речного жемчуга, нанизанного на конский волос.

История создания

Древнерусским костюмом считается национальная одежда населения Руси домонгольского нашествия и Московской Руси, до прихода Петра I к власти. На формирование особых черт нарядов повлияло сразу несколько факторов: тесные отношения с Византией и Западной Европой, суровые климатические условия, деятельность подавляющего числа населения (скотоводство, землепашество).

Одежду шили в основном из льна, хлопка, шерсти и сама по себе она имела простой покрой и длинный, закрытый фасон. Зато те, кто мог себе это позволить, всячески украшали скромный наряд нескромными декоративными элементами: жемчужинами бусами, шелковой вышивкой, вышивкой золотой или серебряной нитью, меховой отделкой. Национальный костюм отличался и яркой расцветкой (багряный, червлёный, лазоревый, зелёный оттенки).

Костюм эпохи Московской Руси с XV по XVII века сохранил характерные особенности, но претерпел некоторые изменения в сторону более замысловатого покроя. На различия нарядов населения повлияло классовое разделение: чем богаче и знатнее был человек, тем многослойнее был его наряд, причём носили его как в помещении, так и на улице, независимо от времени года. Появились распашные и приталенные одежды, своё влияние оказала восточная и польская культура. Кроме льна использовались суконные, шелковые, бархатные материалы. Осталась традиция шить яркую одежду и богато украшать её.

На рубеже XVII – XVIII веков Петр I издал указы, запрещающие всем, кроме крестьян и священников, одеваться в национальные костюмы, что сыграло отрицательную роль в их развитии. Указы были изданы с целью наладить политические отношения с европейскими союзниками, перенять их культуру. Народу насильно привили вкус, заменив шикарные, но длиннополые и неудобные многослойные одежды более комфортными и облегчёнными общеевропейскими с короткими кафтанами, декольтированными платьями.

Русский национальный костюм остался в пользовании народа и купечества, однако всё-таки перенял некоторые модные веяния, например, подпоясанный под грудью сарафан. Во второй половине XVIII века Екатерина II сделала попытку вернуть некоторую национальную самобытность вошедшим в моду европейским костюмам, особенно в том, что касалось используемых материалов и пышности отделки.

XIX век вернул спрос на национальный костюм, в чём свою роль сыграл возрастающий из-за Отечественной войны патриотизм. Сарафаны и кокошники вернулись в обиход знатных барышень. Шились они из парчи, кисеи, батисты. Появляющаяся одежда, например, «женский мундир», может внешне и не напоминала национальный костюм, но всё-таки имела определённое символическое разделение на «рубаху» и «сарафан». В XX веке из-за отрезанности от европейских поставщиков произошло своеобразное возвращение национальных нарядов, а во второй половине, в 70-ых, оно являлось не больше, чем модной тенденцией.

Несмотря на то, что можно выделить определённый традиционный комплект одежды, из-за большой территории страны национальный костюм принимал характерные черты в тех или иных регионах. Северорусский комплект является сарафанным, а чуть более древний южнорусский – понёвным. В центральной России костюм был больше схож с северным, однако встречались черты южных регионов.

Сарафаны были распашные и глухие, имели трапециевидный фасон, шились из одного или нескольких полотен. Более простыми сарафанами являются изделия на лямках, прямого покроя. Праздничные шились из шёлка и парчи, а для ежедневных дел и жизни – сукна и ситца. Иногда поверх сарафана надевали душегрею.

У каждой губернии были свои предпочтения и особенности в декорировании, цветах, элементах и даже названиях. В Воронежской губернии понёвы украшали вышивкой оранжевого цвета, в Архангельской, Тверской и Вологодской были распространены геометрические символы, а то что в Ярославской губернии называли «ферязь», в Смоленской было «сороклин».

В современном мире своя особенная мода, но в народе наблюдается интерес к истокам, национальной одежде. Традиционные наряды можно увидеть в музеях и иногда на выставках, их используют для театральных и танцевальных постановок, на праздниках. Многие дизайнеры и модельеры используют характерные черты русского народного костюма в своих коллекциях, а некоторые из них, как и исследователи, углубляются в подробное изучение, например, Сергей Глебушкин и Фёдор Пармон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector