Самый высокий уровень урбанизации в мире

Особенности и виды урбанизации


Шоссейная дорога

В качестве причин, порождающих урбанизацию, можно назвать:

  • развитие промышленной индустрии, требующей большого числа рабочей силы;
  • усложнение характера труда, появление территориальных специализаций;
  • увеличение культурного значения городов и их политического влияния;
  • высокое качество образования в городах по сравнению с сельской местностью;
  • более высокий уровень жизни и доходов в городской местности.

Выделяют три стадии урбанизации. На первой из них города возникают и развиваются как отдельные, локальные районы. Исторически они появлялись вдоль торговых маршрутов, в районах удобных портов или на берегах рек. По мере развития города его организация становится всё более сложной, появляются проблемы, которые требуют своего решения.

На второй стадии вокруг точечных городов формируются агломерации. Более мелкие поселения становятся спутниками крупных городов, их экономики начинают объединяться. Возникает явление маятниковой миграции, когда население, живущее на окраинах города или даже за его пределами, начинает ездить в центр для работы, досуга, решения бытовых проблем.

На третьей стадии урбанизации формируется опорный каркас расселения. Происходит рассредоточение жителей на большом пространстве. Каркас представляет собой сеть, в которой в качестве узлов выступают сформированные городские поселения, связанные друг с другом транспортными артериями (автомагистралями, железными дорогами и т.п.).

Города оказывают существенное влияние на окружающую природу. В случаях, когда происходит нарушение экологического равновесия, и негативные факторы урбанизации начинают доминировать над положительными, говорят о явлении гиперурбанизации. Она характерна для развитых стран.

Свои особенности имеет процесс урбанизации в бедных, развивающихся странах. В них часто прирост городского населения не сопровождается аналогичным ростом спроса на рабочую силу и повышением роли городов в экономике. В результате возникает так называемая ложная урбанизация. Впервые это явление стало наблюдаться в Латинской Америке во второй половине XX века, позже схожие процессы стали происходить в Азии и Африке. Что же заставляет население переезжать в города, если там нет спроса на рабочую силу? Дело в аграрном перенаселении стран. Этот эффект возникает, когда земля уже не способна прокормить всех крестьян, работающих на ней. В результате часть из них мигрирует в города, хотя она и не способна найти там себе достойную работу.

В результате переселенцы из деревень становятся маргиналами, которые начинают участвовать в теневой, криминальной экономике. Проживают они в трущобах. Возникают целые районы, в которые официальные представители власти (полицейские) предпочитают не заходить. Там формируется свой собственный мир, где большая власть принадлежит преступным группировкам. В Бразилии подобные районы именуют фавелами.

Факторы урбанизации

Рост городов в развивающихся странах обусловлен демографической волной. Отток из сельской местности продолжается, но главный фактор городского взрыва сегодня заключается в темпах естественного прироста городских жителей, которые остаются высокими из-за все еще высокой рождаемости и падения смертности. Хотя существует фундаментальная взаимосвязь между экономическим ростом и урбанизацией, поскольку последняя приносит доход, в основном приносящий пользу городу, процесс концентрации не зависит исключительно от экономического роста.

В Африке или Латинской Америке урбанизация является результатом перенаселения сельской местности и роста механизации сельского хозяйства, что усиливает безработицу.Идея о том, что агломерации предлагают лучшие перспективы на будущее, привела к массовому перемещению в города, которое оказало огромное давление на муниципальные администрации, вынуждая их предоставлять услуги, которые они с трудом могут организовать.

Читайте ещё интересные статьи: Сколько материков на Земле, Китай и его экономика и культура, село и деревня — в чем разница.

Последствия урбанизации и её влияние

Урбанизация имеет многоплановые последствия, охватывающие социальную, политическую и экономическую сферы.

Рост ВВП — урбанизация увеличивает потребность в транспортных средствах, связи, большем количестве потребительских товаров и т. д.

Рост такой категории людей, как квалифицированная рабочая сила. Причины — хорошие школы, колледжи.

Рост среднего класса. А средний класс со временем требует политических прав. Развитие демократических институтов.

Рушится деревня, но это созидательное разрушение.

Сфера услуг в значительной мере способна развиваться только в городе. А это 4я пром. революция.

Сфера услуг увидит значительный рост по мере роста населения среднего класса.

Больше городов — больше туризма благодаря бОльшему количеству объектов.

Урбанизацию многие считают необходимым условием достижения целей устойчивого развития.

Доход на душу населения и расходы будут расти. Равно как и будет расти само население.

Развитие банковского сектора.

Уровень жизни улучшается с доступом к бОльшему количеству городских объектов.

Больше возможностей для трудоустройства. Больше возможностей для бизнеса. Городская среда создаёт условия для стартапов.

Быстрое увеличение спроса на товары первой необходимости в городских районах может привести к резкому росту инфляции.

Урбанизация создаёт почву для экономической глобализации.

Со временем появляется такое явление, как Субурбанизация — это отток населения в пригородные зоны. С одной стороны — сокращается численность населения городов, но растёт экономическая мощь окружающих территорий. Сам город получает дополнительную подпитку в рабочей силе и деньгах, минус в территориальных налогах. Плюс этого процесса в том, то при последующем расширении города он поглощает более развитые районы.

Есть так же такое отрицательное явление, как Ложная урбанизация — это когда в город прибывает не активное в экономическом плане население или люди, которые не находят работу, которые пополняют ряды городской бедноты.

Уровни

Урбанизация в географии имеет отличительные характеристики, и это проявляется в различии ее уровней.

По степени урбанизированности все мировые страны разделяют на 3 группы:

  • Высокоурбанизированные государства, с показателями в 73% (Австралия, Европа и обе части Америки).
  • Среднеурбанизированные державы, имеющие коэффициент 40 % (азиатская и африканская территории).
  • Слабоурбанизированные страны, с цифрой в 20% (слаборазвитые регионы Африки).

В экономически сильных государствах с повышенным урбанистическим уровнем доля градожителей в нынешний момент растет медленно, а количество народонаселения в мегаполисах немного сокращается.

Отдельные горожане выбирают проживание в пригородных зонах и сельских районах. Это обусловлено подорожанием инженерного обустройства, старением инфраструктуры, трудностями с транспортной системой и загрязнением атмосферы. Урбанистические явления начинают приобретать новые виды и развиваться вглубь.

На развивающихся территориальных пространствах, где показатели урбанизированности несколько ниже градостроительство растет вширь, а численность горожан значительно увеличивается, при этом реальное развитие отстает. В этом случае отмечен эффект под названием «городской взрыв».

В настоящее время каждый год прирост градожителей почти в 2 раза выше, чем возрастание мирового народонаселения в целом. Города разного класса, размера и значения со стремительно расширяющимися пригородными зонами и агломерациями окружают собственным влиянием большую долю человечества. Главенствующую роль в этом явлении играют города-миллионники.

Плюсы и минусы урбанизации

Очевидно, что урбанизация представляет собой процесс, оказывающий ощутимое влияние на все сферы жизни современного общества и на всё человечество в целом. При этом отдельные аспекты этого влияния могут быть как положительными, так и отрицательными. Рассмотрим преимущества и недостатки данного процесса подробнее.

Плюсы урбанизации:

  • Повышение уровня жизни населения. В городе гораздо больше внимания уделяется качеству жизни граждан. Хорошо организован городской транспорт, благодаря чему люди могут быстро перемещаться на значительные расстояния. В отличие от сельской местности, в городе хорошо налажена подача холодной и горячей воды, присутствует быстрый доступ к интернету, кабельному телевидению и другим телекоммуникационным технологиям. Медицинские и образовательные учреждения также выполняют свои функции гораздо качественнее.
  • Доступ к большему числу благ. В городе у человека присутствует гораздо больше возможностей для работы, развития и отдыха. Здесь есть круглосуточные магазины, рестораны, развлекательные заведения и всевозможные салоны, обслуживающие различные сферы жизни.
  • Больше возможностей для самореализации. Благодаря большому количеству больших и малых предприятий, любой человек может найти себе подходящую сферу деятельности. Это не отменяет безработицы, однако если говорить именно о количестве возможностей, город в этом плане значительно превосходит сельскую местность. Кроме того, есть множество возможностей для саморазвития и образования.
  • Более качественное обслуживание. В каждой сфере услуг работает большое количество компаний, вынужденных конкурировать. В этой конкурентной борьбе они стремятся найти необходимый баланс между стоимостью и качеством обслуживания. Кроме того, горожане пользуются услугами централизованного водо- и теплоснабжения, у них есть канализация и другие коммунальные услуги, облегчающие жизнь.

Минусы урбанизации:

  • Перенаселённость. Плотность населения в городах очень высока по сравнению с сельской местностью, а в последние десятилетия она ещё и растёт намного быстрее, чем раньше. Поскольку инфраструктура развивается медленнее, наблюдаются такие проблемы как постоянные пробки на дорогах, нехватка готового жилья, заполненность детских садов и школ, большие очереди на получение различных услуг и прочее.
  • Жилищные проблемы. Поскольку готового жилья недостаточно для того, чтобы обеспечить потребности постоянно увеличивающегося городского населения, это приводит к быстрому росту стоимости квартир. Нехватка жилья и высокая цена делают его менее доступным не только для приезжих, но и для самих горожан.
  • Безработица. Данная проблема типична для городов. Характерной особенностью городской безработицы является то, что она особенно распространена среди образованных людей, а также среди молодёжи. Социологические исследования показывают, что более 50% безработных молодых людей в большинстве стран проживает в столицах.
  • Преступность. Уровень преступности в городах выше, чем в сельской местности. Это объясняется значительной безработицей, высокими ценами, слишком очевидной разницей в уровне жизни и многими другими факторами. Особенно сильно проблемы с преступностью проявляются в быстрорастущих городах.
  • Проблемы со здоровьем. Уровень медицинского обслуживания в городах несравнимо выше, чем в сельской местности. Но медицина доступна не всем, а экологические проблемы, стресс, городской образ жизни и специфическое питание (в частности, фастфуд) оказывают существенное влияние на здоровье.
  • Пробки. Это, пожалуй, самая очевидная проблема крупных городов, возникающая из-за того, что развитие транспортной инфраструктуры не успевает за ростом населения.
  • Проблемы с мусором. Среднестатистический горожанин производит несколько килограмм мусора в день, не задумываясь о том, как будет происходить его утилизация. Для города с миллионным населением это тысячи тонн мусора в день и более миллиона тонн в год. Мусоросжигательные заводы справляются лишь с малой долей отходов, поэтому рядом с городами образуются огромные свалки.

Плюсы и минусы урбанизации

К положительным сторонам урбанизации стоит отнести:

  • экономический рост и развитие,
  • появление возможностей у каждого человека развиваться и самореализовываться,
  • развивается инфраструктура города и качество медицинских, образовательных услуг
  • исчезают бытовые проблемы,
  • урбанизация-есть рычаг прогресса человечества,
  • культурное развитие и прогресс стимулируется,
  • специализируются и развиваются социальные потребности.

С ростом индустриализации общество получает огромные темпы экономического роста, которые, в свою очередь, порождают потребность в изобретениях, потребность в развитой санитарии, общественном транспорте и безопасности.

Отрицательные стороны урбанизации проявляются:

  • в перезагрузке автострад личным транспортом,
  • загрязненностью окружающей среды,
  • перемещением населения из сельской местности в городскую зону, и как следствие сокращение сельскохозяйственного сектора в экономике,
  • в сложности перемещения из пригорода в город из-за отсутствия доступности общественного транспорта
  • в уязвимости населения от различных инфекций, техногенных или природных  катастроф
  • интенсификацией ритма жизни,
  • увеличению преступности,
  • проблемами утилизации мусора,
  • нехваткой жилья, что приводит к снижению рождаемости и как следствие — демографический кризис, а стало быть, неминуема и депопуляция,
  • дефицитом взаимосвязи между человеком и естественной окружающей средой.

Этапы урбанизации

В разных формах урбанизация наблюдались во всех культурах, в которых существовали города. Но в современном виде она существует примерно два с половиной столетия. Начавшись в конце 18 века, она продолжается и по сей день, хотя многие её проявления заметно поменялись за это время. В социологии принято делить урбанизацию на 3 периода:

  • Локальный. Данный этап начался в конце 18 века и продолжался вплоть до начала 20 века. Центром урбанистического движения стала Великобритания, обладавшая на тот момент самыми обширными колониями, разбросанными по всей планете. Несмотря на то, что этап называется «локальным», характерной особенностью урбанизации того времени было стремление жителей колоний переехать в метрополию (благодаря этому в английской литературе 19-20 веков популярны сюжеты, связанные с переездом из Индии).
  • Планетарный. Этот этап начался в начале 20 века, а сроком его завершения принято считать 1950 год. Во всех странах наметилась отчетливая тенденция, заключавшаяся в том, что сельское население стремилось перебираться в города. Этому способствовал бурный рост промышленности, благодаря чему человек сразу после переезда мог найти работу и «закрепиться» в большом городе.
  • Глобальный. Данный период начался в 1951 году и продолжается по сей день. Всё это время наблюдается взрывной рост научно-технических достижений человечества. Растёт также уровень жизни, повышается качество товаров и услуг. На данном этапе урбанизация считается одним из важнейших факторов глобализации.

Литература

  1. Алаев Э. Б. Социально-экономическая география : Понятийно-терминологический словарь / Э. Б. Алаев. – М. : Мысль, 1983.
  2. Алексеев А. И. География: население и хозяйство России (учебник 9 класса) / А. И. Алексеев, В. В. Николина. – М. : Просвещение, 1996.
  3. Апостолов Е. Т. Урбанизация: тенденции и гигиеническо-демографические проблемы / Е. Т. Апостолов. – М.: Медицина,1997.
  4. Браде И. Районная планировка и разработка схем расселения / Браде И., Е. Н. Перцик, Д. С. Питерский. – М. : Международные отношения, 2000.
  5. Демографический ежегодник: России статистический сборник / Государственный комитет РФ по статистике. – М. : Гос. ком. стат. России, 1999.
  6. Коган Л. Б. Быть горожанами / Л. Б. Коган. – М.: Мысль, 1990.
  7. Константинов О. А. Типы урбанизации в СССР // Изв. АН СССР. Сер. Геогр. – 1976. – №5.
  8. Лаппо Г. М. География городов / Г. М. Лаппо. – М. : Владос, 1997.
  9. Листенгурт Ф. М. Пути совершенствования расселения на территории СССР / Ф. М. Листенгурт // Изв. АН СССР. Сер. Геогр. – 1985.-№2. – С.68-76.
  10. Литовка О. П. Проблемы пространственного развития урбанизации / Литовка О. П. – Л .: Наука, 1976.
  11. Максаковский В. П. Географическая культура: учеб. пособие для студентов вузов / В. П. Максаковский. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
  12. Население России 1998: Шестой ежегодный демографический доклад / Под ред. Вишневского А.Г. – М. : «Книжный дом «Университет», 1999. – 144с.
  13. Озерова Г. Н., География мирового процесса урбанизации: Пособие для учителей / Г. Н. Озерова, В. В. Покшишевский. – М. : Просвещение, 1981.
  14. Пивоваров Ю. Л. Мировая урбанизация на пороге ХХI века / Ю. Л. Пивоваров // География. – 1997. — №6. – С. 8-9.
  15. Пивоваров Ю. Л. Основы геоурбанистики: Учеб. пособие для студентов / Ю. Л. Пивоваров. – М. : Владос, 1999.
  16. Пивоваров Ю. Л. Проблемы современной урбанизации / Ю. Л. Пивоваров. – М. : Статистика, 1972.
  17. Пивоваров Ю. Л. Современная урбанизация / Ю. Л. Пивоваров. – М. : Статистика, 1976.
  18. Пивоваров Ю.Л. Урбанизация в современном мире / Ю. Л. Пивоваров. – М. : Знание, 1982.
  19. Регионы России: Стат. Сб. в 2т. Т.2 / Госкомстат России. – М., 1999. – 861 с.
  20. Ром В.Я. География России: Население и хозяйство: Учеб для общеобразоват. Учеб. Заведений / В. Я. Ром, В. П. Дронов. – 2-е изд., испр. – М. : Дрофа, 1996. – 400 с.
  21. Российский статистический ежегодник: Стат. Сб. / Госкомстат России. – М., 1999 – 621 с.
  22. Россия в цифрах: крат. Стат. Сб. / Госкомстат России. – М., 2000. – 396 с.
  23. Урбанизация и демографические процессы / Хорев Б.С. . – М. : Финансы и статистика, 1982.
  24. Численость населения РФ по городам, ПГТ и районам на 1 января 1999 г. – М., 1999.
  25. Численность состав и движение населения в РСФСР: стат. Сб. / Госкомстат РСФСР. – М., 1990.

История становления и развития урбанизации

Если принимать в расчёт современное понимание того, что такое урбанизация, то в таком виде она возникла буквально пару столетий назад. Но если рассматривать её как процесс перетока населения в города, можно сказать, что она существовала на протяжении всей истории человечества. В некотором смысле именно благодаря урбанизации возникла наша цивилизация. Это произошло примерно 5 тысяч лет назад, когда люди, жившие до этого разрозненными племенами, начали строить первые города.

В античные времена центрами торговли, науки и других сфер общественной жизни служили крупные города, такие как Спарта, Афины и Рим. Многие греки и римляне, жившие в провинции, стремились перебраться в эти мегаполисы. Историки утверждают, что в период рассвета Римской империи население Рима достигало 1,2 миллиона человек. Это просто фантастическое количество по тем временам, если учесть, что население планеты составляло порядка 300 миллионов, а население Европы – порядка 60 миллионов человек.

В средние века люди, имевшие такую возможность, также стремились переезжать в города, которые были центрами торговли и давали предприимчивым гражданам массу возможностей.  В период промышленной революции фабрики и заводы также строились преимущественно в городах. Им требовалось большое количество рабочей силы. В то же время востребованность крестьянского труда снижалась, поэтому сельские жители с новой силой устремились в города.

Наибольших масштабов урбанизация достигла в 20 веке, во многом благодаря взрывному росту населения. Так в 1800 году на долю городов приходилось всего 3% населения планеты, к 1900 году их доля достигла уже 14%, а к 1950 – 29%. Во второй половине XX века процесс урбанизации ускорился ещё сильнее, и приблизительно в 2000 году доля городского населения превысила 50%. На данный момент она достигла уже 55% или 4,2 млрд человек (данные ООН за 2018 год).

История[править | править код]

Урбанизация тесно связана со многими политическими процессами в государстве (а часто и собственно появлением этого института). Например Р. Адамс считает наличие городов непременным признаком государства. У истоков отечественной теории урбанизации, которая сложилась в 1960-х годах, стояли: Ю. А. Левада, Л. Б. Коган, А. С. Ахиезер и О. Н. Яницкий. Уже в последние годы Гринин и Коротаев указывают на тесную взаимосвязь между урбанизацией и эволюцией государственности.

Так, первая фаза урбанизации наблюдались в IV — нач. III тыс. до н. э. и была связана со становлением ранних государств. Появление первого развитого государства (в середине II тыс. до н. э. в Древнем Египте) оказало заметное влияние на динамику урбанизации: в XIII в. до н. э. численность городского населения мира впервые превысила 1 млн чел. Урбанизационный взрыв XIX—XX вв. и мегаурбанизация в сфере политического развития соотносятся с повсеместным распространением зрелой государственности.

В XVII—XVIII веках быстрее всего росло городское население в Англии и Пруссии, где горожане составляли около 25 % от всего населения.

К 1851 году Великобритания стала первым в мире урбанизированным обществом. К 1861 году 38,2 % населения Великобритании проживало в городах с населением более 20 тысяч человек. По другим данным, если к середине XIX века городское и сельское население было примерно равно по численности, то к началу XX века в городах проживало 80 % населения Великобритании. Приток сельского населения в города опережает потребность в рабочей силе, что часто приводит к росту безработицы, обострению социально-экономических проблем. В то же время, урбанизация, благодаря быстрому снижению рождаемости в индустриальном обществе, способствует сглаживанию отрицательных последствий демографического взрыва в развивающихся странах.

По состоянию на 2014 г., более половины населения Земли проживает в городах — 3,9 млрд человек, количество горожан продолжает расти.

Урбанизационные процессы в современной России

Общие тренды

Россия относится к странам с высоким уровнем урбанизации. Так, согласно переписи населения 2010 года, доля городского населения в стране составила 73,7 %. Среднее значение доли городского населения в мире достигло 50 % только в 2008 году. В России городская численность населения достигла уровня в 73 % в 1990 году.

Карта глобальной урбанизации по странам, показывающая процент урбанизации и крупнейшие мировые населенные пункты в 2018 году по оценкам ООН.

Географическая дифференциация

Согласно переписи населения 2010 года, средний показатель урбанизации по стране составил 73 %. Это означает, что примерно такой процент жителей страны зарегистрированы в городах и посёлках городского типа. Однако показатель урбанизации, также как и другие параметры, различается в зависимости от региона. Считается, что самый высокий уровень урбанизации (свыше 80 %) — в тех регионах, климат которых малопригоден для ведения подсобного сельского хозяйства. К таким регионам относятся Европейский север и Дальний Восток (в особенности Мурманская, Магаданская, Сахалинская, Камчатская области, ХМАО, ЯНАО. Высокой степенью урбанизации отличается и старое промышленное ядро в центре Восточно-Европейской равнины с густой городской сетью вокруг обеих столиц — Москва и Санкт-Петербург, а также прилегающим к ним областей (Ивановская, Владимирская, Тульская, Ярославская. Третьим мощным очагом промышленной урбанизированности являются регионы Урала, Поволжья и юга Сибири (Свердловская, Кемеровская, Челябинская, Самарская области). По переписи 2010 года, в 5 регионах России преобладало сельское население: Республики Алтай (27,6 %), Чечня (38,2 %), Ингушетия (38,3 %), Калмыкия (44,1 %), Дагестан (49,9 %) имеют низкую долю горожан и расположены на юге страны. Далее следует Республика Крым (50,8 %), без Севастополя. Адыгея и Краснодарский край ненамного превышают пятидесятипроцентный порог. При этом урбанизационные процессы в Краснодарском крае весьма своеобразны: при невысокой доле городского населения, городов здесь много, в том числе и крупных.

Иногда грань между селом и городом может быть размытой: население некоторых южных станиц, исторически представлявших собой сельские населённые пункты, ныне достигает десятков тысяч человек, превышая население некоторых небольших городов и посёлков городского типа на севере страны. Важнейшей особенностью российской урбанизации является и то, что в советский период благодаря командной экономике Россия стала единственной страной в мире, сумевшей развить крупную городскую инфраструктуру в районах крайнего севера и в приравненных к ним регионах Дальнего Востока.

Статус городов

Три города в границах современной Российской Федерации обладают особым статусом города федерального значения. Город федерального значения представляет собой город, являющийся самостоятельным субъектом Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 65), такой статус в пределах границ Российской Федерации имеют три города: Москва, Санкт-Петербург (оба непрерывно с 1931 года) и Севастополь (в —, затем вновь с 2014 года). На них приходится менее 0,3 % территории страны, но более 12 % её населения и около четверти ВВП России. Первые два города в разное время выполняли или выполняют функции столиц Российского государства. Кроме того, согласно Соглашению между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, в отношениях с Российской Федерацией на период аренды ею комплекса космодрома Байконур (до 2050 года) наделяется город Байконур (город областного подчинения Кызылординской области Республики Казахстан). Однако Байконур при этом не имеет статуса субъекта Российской Федерации, а органы его исполнительной власти не представлены в Совете Федерации, а российская местная власть находится в подчинении Московской области.

Также имеются города республиканского значения, областного и районного.

Что это

Под термином «городское население» подразумеваются жители, которые проживают непосредственно в городах. Город – крупный населенный пункт, большая часть жителей которого, работает либо на крупных промышленных предприятиях, либо в экономической, образовательной, медицинской и других сферах. Данный статус получают населенные пункты с определенным числом жителей, который меняется в зависимости от страны. В Российской Федерации, например, число жителей должно превышать десять тысяч человек.

Под «сельским населением» подразумеваются жители, живущие в сельское местности. Сельские населенные пункты отличаются от городских небольшим числом жителей, а также основной сферой деятельности, которой обычно является скотоводство и .

Урбанизация в России

В России это явление распространенное, и связано, прежде всего, с экономической ситуацией в стране. В столице РФ человек может получать в 2-5 раз больше, чем в селе, выполняя такую же работу. Процент урбанизации сейчас довольно высокий — он составляет 73%.

На это повлияли такие негативные факторы:

  • отсутствие в законодательных актах нормативов, которые бы адекватно регулировали вопросы миграции внутри страны,
  • сложности в экономическом положении страны,
  • большие задержки заработной платы,
  • небольшой выбор вакансий в сельской местности,
  • нестабильность в политической сфере,
  • низкие заработные платы.

Градация городов Российской Федерации

Существует градация городов России в зависимости от количества проживающих в них жителей:

  • крупнейшие, которые населяет более 1 млн. чел.;
  • крупные, в которых проживает от 250 — 1 млн. чел.;
  • Большие, с численностью населения от 100 — 250 тыс. чел.;
  • средние, с населением от 50 тыс. чел. до 100 тыс.;
  • малые — от 12 тыс. до 50 тыс. чел.

Названы крупнейшие города страны на 01.01.2016 г. в соответствии с этой градацией: столица РФ г. Москва с 12.33 млн. чел., культурная столица России г. Санкт-Петербург с 5.23 млн. чел, сибирская столица г. Новосибирск с 1.58 млн.чел., главный город промышленного Урала — Екатеринбург с 1.44 млн.чел., центральный город Поволжья — Нижний Новгород с 1.27 млн. чел., далее идет столица Татарстана г. Казань с 1.27 млн. чел., г. Челябинск с 1.19 млн. чел., г. Омск с 1.17 млн. чел., г. Самара с 1.17 млн. чел., г. Ростов-на-Дону с 1.12 млн. чел., столица Башкортостана г. Уфа с 1.12 млн чел., г. Красноярск с 1.07 млн. чел., г. Пермь с 1.04 млн. чел., центр Черноземья г. Воронеж с 1.03 млн. чел., город-герой Волгоград с 1.01 млн.чел. Население остальных городов России не превышает 1 млн. человек.

В числе лидеров по количеству городов, в которых проживает более 100 тыс. чел., находится Московская обл. с 20-ю городами, далее следует отметить Ростовскую обл. с 7-ю городами, Челябинскую обл., Ставропольский край и Башкортостан с 5-ю городами. Почти все субъекты федерации имеют в своем составе хотя бы 1 город, с количеством населения, превышающим показатель в 100 тыс. чел.

Урбанизация: минусы

На фоне всех плюсов такого процесса, как урбанизация, казалось бы сложно найти негативные стороны, но они существуют. Главное, что недостатки являются более глобальными и их необходимо решать, ведь вскоре может произойти нечто страшное. Разберём каждый недостаток такого явления, как урбанизация отдельно, чтобы осознать всю серьёзность грядущих проблем.

Перенаселённость

В мегаполисах плотность населения быстро растёт. Инфраструктура больших городов развивается недостаточно быстро. Из-за этого происходит нехватка жилья, мест в детских садах и школ. Такие города обладают рядом проблем — это пробки на дорогах, долгие ожидания в очередях на получение качественных услуг.

Нехватка жилья и безработица

В мегаполисах существует проблема дефицита жилья. Популярность и недоступность жилых метров приводит к повышению цен на недвижимость. Его дороговизна и малое количество делает недоступным для всех категорий жителей.

Одна из основных проблем мегаполисов — это нехватка рабочих мест. Безработица существует среди образованных людей и молодёжи. Исследования социологов показывают, что 50% молодёжи не могут найти рабочее место в городах.

Урбанизация — это рост преступности

Урбанизация имеет ещё один важный недостаток. Уровень преступности в мегаполисах больше чем в маленьких городках. Это обусловлено сумасшедшим ростом экономики и промышленности городов.

Высокие цены на недвижимость, товары, продукты питания, явная разница между уровнями благополучия слоёв населения вынуждает или подталкивает некоторых граждан к преступной жизни.

Проблемы со здоровьем

Уровень медицины в мегаполисах выше. Специалистов, работающих в узком направлении лечении, можно найти только в крупных городах. Качественная медицинская помощь стоит дорого или нужно долго ждать своей очереди, поэтому она доступна не всем. Городская жизнь приносит человеку вред:

  • выбросы заводов и машин;
  • стресс и депрессия от большого города;
  • плохое питание приводит к ожирению и проблем (чаще депрессий и хандры, что можно прочесть на сайте) со здоровьем.

Урбанизация — это автомобильные пробки и мусор

Проблемы с передвижением, а именно пробки. Значительный рост численности населения городов переполняет дорожную инфраструктуру, что приводит к пробкам.

Урбанизация имеет важный недостаток, а именно проблема с мусором. Человек за день создаёт много (2-5) килограммов (среднестатистически) мусора и совсем не думает о его дальнейшей судьбе. В течение дня жители мегаполиса вырабатывают 1000-чи тонн мусора, за год эта сумма превышает несколько миллионов тонн.

Малая часть перерабатывается и сжигается заводами, но большая часть мусора выбрасывают на свалки за городом. Мусор с полигонов пытаются перерабатывать, закапывая в землю, но это мало помогает, когда отходы начинают разлагаться.

Будущее урбанизации

THE LINE — это линейная урбанистическая застройка протяженностью 170 км, состоящая из «гипер-связанных сообществ будущего». Революция в городской жизни будет построена вокруг природы без машин и дорог. Проект будет разработан таким образом, чтобы все необходимое было в шаговой доступности.

Мохаммед бен Салман, наследный принц Саудовской Аравиии председатель совета директоров NEOM, поделился:

На протяжении всей истории города строились для защиты своих граждан. После промышленной революции города ставили машины, автомобили и фабрики выше людей. В городах, которые считаются самыми развитыми в мире, люди проводят годы в пути. Дорожная структура неэффективна.

К 2050 году продолжительность поездок увеличится вдвое. К 2050 году одному миллиарду человек придется переехать из-за роста выбросов CO2 и повышения уровня моря.

90% людей дышат загрязненным воздухом.

Почему мы должны жертвовать природой ради развития? Почему семь миллионов человек должны ежегодно умирать из-за загрязнения?

Почему мы должны ежегодно терять миллион человек из-за дорожно-транспортных происшествий? И почему мы должны мириться с потраченными годами на поездки на работу?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector