Дворец дожей в венеции

Архитектурные особенности

У здания особенный вид. Мастера Пьетро Базейо, Филиппо Календарио создали дворец в изящном готическом стиле с византийской пышностью, соединив различные архитектурные направления. При взгляде на эклектичную архитектуру вначале кажется нелогичным то, что массивная часть стоит на легких ажурных арках: дворец напоминает перевернутое судно.

Наружные стены трехэтажного здания построены П-образно. Дворец возвели из красного кирпича и отделали белым, розовым, серым мрамором, выложенным геометрическим узором. Детали архитектурного комплекса гармонично сочетаются друг с другом.

Секретные помещения Дворца Дожей в Венеции

Дворец дожей имеет три этажа, не считая этажа лоджий, с множеством залов и небольших помещений, предназначавшихся для работы бессчетных канцелярий Республики и проведения заседаний. С 1923 г. в них экспонируются картины, оружие, доспехи.

Однако не все из помещений дворца сохранили свой первоначальный вид. Французы, захватившие Венецию в 1797 г., увезли в Лувр немало картин знаменитых художников. В том числе и потолочное панно Веронезе «Зевс поражает молнией пороки» (сейчас на его месте копия) из зала Совета Десяти, где заседал Трибунал, выносящий приговоры томящимся неподалеку преступникам. Неподалеку – то есть этажом выше, где под самой крышей находилась одна из старых тюрем – Пьомби.

Ящик для доносов во Дворце Дожей

Крыша была покрыта свинцовыми пластинами, и в жару накалялась до невообразимых температур, а в холод – в буквальном смысле слова леденила душу, замораживая тело.

Кроме Пьомбо, Дворец дожей располагал и тюрьмой Поцци («колодцы»), в полуподвальных помещениях, на уровне воды в каналах.

Преступники под крышей и под землей содержались в нечеловеческих условиях. В свое время узниками Пьомби были Джордано Бруно и Казанова, который все же сбежал из тюрьмы, что ранее не удавалось никому.

Мост Вздохов связывал Дворец Дожей с новой тюрьмой

Кстати, несмотря на то, что камер в обеих тюрьмах было не так уж и мало, в XVI в. было построено отдельное здание, предназначавшееся для содержания преступников.

От Дворца Дожей новую тюрьму Карчери отделяет лишь узкий канал, через который перекинут знаменитый Мост Вздохов, названный так потому, что через его зарешеченные оконца ведомые в камеру или на казнь могли бросить прощальный взгляд на город и вздохнуть, горюя о своей участи.

В число секретных помещений дворца входят, помимо тюрем и зала Совета Десяти, зал Совета Трех (инквизиции), зал пыток и зал исполнения приговоров (эшафот).

Особенности архитектуры

При первом взгляде на Дворец дожей, кажется, что он построен нелогично. Массивное здание опирается на легкое воздушное основание. Создается впечатление, что дворец перевернули. Но нет, такова задумка его создателей.


Крылья дворца огибают двор с портиками. Главные фасады созданы в готическом венецианском стиле. Над ярусами с колоннадами возвышается корпус, который инкрустирован мрамором и имеет стрельчатые окна. Завершаются арки верхней колоннады трилистником. В центре фасадов находятся, обрамленные шпилями, балконы, украшенные статуи. Легкость зданию придают тонкая резьба колонн капители, мраморный орнамент, зубчатый изящный карниз со шпилями из мрамора розового и белого цветов.

Основные ворота дворца дожей

Так называемые «Бумажные ворота», служащие парадным входом, сделаны в стиле пламенеющей готики. Их украшают декоративные элементы и аллегорические скульптуры. Их пришлось восстанавливать после разрушения французами.

Бумажные ворота Дворца дожей

Со стороны лагуны расположены Ворота зерна. Еще одни со стороны Пьяцетты – Оружейные ворота. Вход во внутренний двор украшает Триумфальная акра, которая была посвящена дожу Франческо Фоскари. Рисунок дворовых колоннад аналогичен колоннадам наружного фасада.

Скульптуры над Бумажной дверью

Лестница гигантов

С внутреннего двора к главному входу дворца идет внушительная по размерам Лестница Гигантов. Её ступени вырезаны их каррарского мрамора. В середине 16 века верхнюю площадку лестницы украшали огромные мраморные статуи Марса и Нептуна (от них и пошло название Лестница Гигантов). Их считали покровителями Венеции. Лестница начала возводиться в 1492 году.

Лестница гигантов

Золотая лестница

Золотая лестница стала продолжением Лестницы гигантов внутри здания. Свое название она получила благодаря отделке золотой фольгой. Завершением Золотой лестницы служит квадратный атриум, чей плафон расписывал Тинторетто.

Золотая лестница

Зал Большого Совета

Именно к нему ведет Золотая лестница. Это самый большой зал даже не в Венеции, а во всей Италии. Он расположился на 54 метра в длину и 25 метров в ширину. Высота зала целых 15 метров. Он занял все южное крыло дворца.
В этом зале стоял трон правителя (дожа) и шесть кресел для членов Малого Совета.

Потолок украшает гигантская овальная картина «Триумф Венеции», написанная Паоло Веронезе.

На данный момент в Зале Большого Совета вы увидите галерею с портретами всех 120 дожей Венеции.

Зал Большого Совета

Зал выборов (или Зал Судьбы)

Сюда можно пройти из Зала Большого Совета. Здесь публично проходило баллотирование на должности чиновников, а временами и осуждение их. В этом зале могли вынести приговор (отсюда и название Зал Судьбы).

Зал выборов

Зал компаса

В старинные времена это помещение былл своеобразной прихожей перед Залом Совета Десяти, и одновременно инквизиции. Здесь осуждённые ожидали приговора. Тут же находилась известная «Львиная пасть», в которую опускались сообщения и доносы.

Зал Совета десяти

В этом зале заседал трибунал, проводивший следствия по политическим преступлениям против государства. Трибунал возглавлял дож, в его состав входило десять членов Большого Совета и шесть советников. Прямо над этим залом располагались тюремные камеры (их называли Пьомби от слово свинец по-итальянски, так как потолок в них был сделан из свинца). В камерах тюрьмы когда-то были заключены Джакомо Казанова и Джордано Бруно.

Зал Совета десяти

Это практически кабинет географии. На его стенах висят карты, а в центре стоят два больших глобуса 17 века.

Зал Карт

Зал Коллегии

Здесь фактически собиралось все правительство Венеции, так называемая Коллегия. Возглавлял её дож, а в состав входили 6 его советников, старшины, главы Совета десяти и Верховный Канцлер.
В этом зале принимались самые важные решения правительства.

Зал Коллегии

Тюрьмы Дворца дожей

Кроме тюрьмы в самом Дворце дожей, через легендарный Мост Вздохов, построенным над Дворцовым каналом, можно попасть в здание Новой тюрьмы.

Тюремные казематы

По Мосту Вздохов идут два коридора. Верхний приводит к Новым тюрьмам, а нижний к портику Дворца дожей.

История Дворца дожей в Венеции

В Средние века Венецианская Республика практически безраздельно властвовала в Средиземном море, а в число ее владений входили Крит, Кипр, Ионические острова, Далмация, Истрия, Иллирия (практически вся территория бывшей Югославии).

Турецкой угрозы еще не существовало, арабы не имели такого мощного флота, торговля с восточными странами вплоть до Индии шла полным ходом – Венеция процветала.

В начале XIV в. было принято решение о строительстве нового Дворца дожей – дворца для правителей республики и заседаний Большого совета (законодательного органа), Совета Сорока (судебного и исполнительного органа) и Совета Десяти («тайной канцелярии» республики).

Причем, это уже был бы четвертый по счету Дворец дожей в Венеции. Первое здание, возведенное еще на античных руинах и представлявшее собой, скорее, крепость, было разрушено в 976 г. во время восстания.

Дворец дожей в Венеции

Второе сгорело в 1106 г., а третье, выстроенное на месте сгоревшего, уже без башен и бойниц, окончательно обветшало и не соответствовало представлению венецианцев о величии государства.

Возведение нового дворца велось более века, с 1309 по 1424 г., но еще вплоть до конца XVI в. его достраивали и улучшали, а после пожара 1577 г., уничтожившего практически все южное крыло, художникам пришлось воссоздавать все интерьеры заново.

К сожалению, тогда в огне безвозвратно погибли шедевры Джорджоне. И, к счастью, что заказ на восстановление росписи интерьеров получили Веронезе и Тинторетто.

Кстати, Веронезе приглашали во Дворец дожей не один раз, и теперь его картины можно увидеть в залах Совета Десяти (50-е гг. XVI в.), Большого Совета и Голосования (1577 г., как раз после пожара).

Дворец дожей в Венеции не имеет единого стиля. Фасад, выходящий на лагуну и делающий дворец похожим на перевернутый корабль – это дань и поздней европейской готике, и Византии, в состав которой после падения Западной Римской империи какое-то время входила Венеция.

Во внутренний двор ведет несколько ворот, самые известные из которых –  Бумажные, получившие такое название то ли от того, что на них некогда вывешивались новые указы, то ли благодаря сидевшим возле них писцам, помогавшим составлять прошения.

Внутренний двор – это несколько этажей ажурных галерей. Северное крыло дворца, где располагались личные апартаменты дожей, украшено статуями знаменитых философов. А статуи архангелов по углам этой части здания символизируют мир, войну и торговлю, то есть основные занятия венецианцев.

Внутренний двор Палаццо украшают фигуры философов

На второй ярус галереи Дворца можно попасть, поднявшись по Лестнице Гигантов (Нептуна и Марса, уже языческих покровителей), на верхней площадке которой происходила церемония коронации дожей.

Осматривая галерею и делая фото Дворца дожей, стоит несколько раз сфотографировать и капители колонн – настоящие скульптурные шедевры – иллюстрирующие историю христианства и Венеции.

Повсюду – львы с крыльями и книгой – символ Святого Марка, покровителя города и республики. Но львиные морды и искаженные лица с отверстиями в стенах – это не украшение, а ящики для сбора доносов.

Совет Десяти, избиравшийся на год, и постоянно изобличающий государственных преступников, работал с любыми «документами». Правда, к рассмотрению принимались только доносы за подписью составителя и свидетелей.

Во внутренние помещения с галереи дворца ведет Золотая лестница (1538-59). Вплоть до упразднения института дожей, в 1797 г., пройти туда без особого распоряжения могли только члены Большого совета, чьи фамилии были вписаны в Золотую книгу, хранящуюся в комнате под лестницей.

Палаццо Лабиа (Palazzo Labia)

Некоторое время назад, а именно в 18 веке, этот потрясающий дворец считался фамильным домом самой богатой в городе семьи Лабиа, которые пригласили создать проект строения талантливейших архитекторов города на воде – Алессандро Треминьона (Alessandro Treminiona) и Андреа Коминелли (Andrea Cominelli)

Однако вскоре состоятельная семья, вовсю наслаждавшаяся светской жизнью и повышенным вниманием со стороны общественности, разорилась и потеряла палаццо, который перешел во владения принца Лобковича. Но и представитель знати быстро продал дворец израильтянскому фонду Кенигсбера

После этого дворец использовался для различных нужд: он был и лесопилкой, и текстильной фабрикой, и сушилкой для белья. В 1960-х его приобрела итальянская телерадиокомпания RAI, сделавшая во дворце свой офис.

Мосты Венеции

Мосты Венеции — это целый отдельный организм. Нетрудно представить, что для города на воде мост является первой необходимостью. Поэтому Венецию можно по праву считать одним из городов Европы, если не мира, с самым большим количеством мостов на своей территории. Насчитывается их более 400, выполненных из камня, железа или дерева.

Мост вздохов

Мост вздохов (Il Ponte dei Sospiri ) — самый известный и самый впечатляющий из венецианских мостов. Находится он в нескольких шагах от площади Святого Марка и соединяет Дворец дожей с Тюрьмами Светлейшей Республики. Романтичное, на первый взгляд, название моста на самом деле происходит от вздохов осужденных, которые пересекали его в последний раз, прежде чем быть заключёнными навсегда в своих камерах.
Однако есть всё-таки и более поэтичная легенда, связанная с этим мостом, согласно которой, влюбленным суждена вечная любовь, если они будут целоваться под ним сидя в гондоле, под звон колоколов Святого Марка на закате.

Мост Риальто

Мост Риальто (Ponte Rialto) — самый старый из четырех мостов на Большом канале. Он известен как своей архитектурой, так и историей. В течение многих лет он был центром торговли Венеции. Построен он между 1588 и 1591 годами по проекту архитектора Антониу да Понте, чтобы заменить предыдущее деревянное строение, которое дважды рухнуло и несколько раз сгорело. Конструкция моста аналогична предыдущей и состоит из двух наклонных пандусов, соединенных портиком в центре.

Перейдя мост Риальто с площади Сан-Марко, вы попадете на рынок Риальто — красочное место, где продаются фрукты и овощи. Находится здесь рынок с 1097 года. Название «Rialto» происходит от «Rivus altus», в переводе с итальянского означает «глубокий канал», что указывает на то, что эта зона не подвергается наводнениям.

В 1514 году пожар уничтожил Риальто, поэтому большинство его зданий относятся к XVI веку. Узкие улочки, окружающие рынок, имеют названия гильдий, которые находились в этом районе.

Мост Академии

Популярность Венеции в XIX веке росла с каждым годом и привела к необходимости улучшить соединение между двумя берегами Большого канала. В 1854 году был открыт новый переход, названный Ponte dell’Accademia. Новый мост был полностью построен из железа, но близость к воде и высокий уровень влажности, поражающий Венецию, быстро продемонстрировали неудачность выбранного материала. Вскоре мост был перестроен по проекту инженера Эудженио Миоззи, в основу которого легла деревянная конструкция. Внешне мост не представляет из себя особенной архитектурной ценности и это далеко не самый красивый мост в Венеции, но зато именно с этого моста открывается один из самых живописных и захватывающих видов на вереницу цветных домов вдоль Большого канала на фоне ярко синего неба и купола церкви Санта-Мария-делла-Салюте.

Понте дельи Скальци

Понте дельи Скальци (Ponte degli Scalzi), дословно — мост босоногих — это первый мост, который пересекают все приезжие на железнодорожный вокзал. Это был третий переход через Гран Канал после строительства Моста Академии. Понте дельи скальци был построен в 1858 г., чтобы облегчить связь с железнодорожным вокзалом, построенным незадолго до этого. В 1934 г. мост прошёл реставрацию, полностью заменив старое сооружение истрийским камнем, материалом, широко используемым в Венеции, инженером Эудженио Миацци, который также построил «Мост Академии». Перила, поддерживаемые низкими колоннами, также выполнены из истрийского камня, что придает мосту аристократический и элегантный вид, который хорошо вписывается в окружающий пейзаж.

Людовико Манин – последний венецианский дож

Он правил Венецией с 1789 по 1797 гг. и был вынужден принять недвусмысленное предложение Наполеона об отречении. Венеция пыталась сохранять нейтралитет во время Итальянской кампании Бонапарта, и французы не спешили захватывать город. Но произошли события, круто повернувшие судьбу Республики. Первым стала «Веронская Пасха», когда на площади Бра в Вероне произошло восстание против французских оккупантов, вторым – обстрел французского судна из форта острова Лидо, в результате чего погиб капитан корабля.

Взбешенный Наполеон направил войска в Венецию, которая не смогла, да и не пыталась оказать сопротивление. Ее капитуляция была унизительной, со словами раболепной благодарности «за освобождение Венеции». С того момента Серениссима прекратила свое существование, а ее земли поделили между собой Франция и Австрия.

Венецианский дож: обязанности и запреты

Несмотря на то, что власть дожей ограничивалась различными предписаниями, получить титул мечтали многие. Доходы у них были минимальными, поэтому на этой должности нельзя было разбогатеть. Мало того, после смерти дожа проводилась проверка его деятельности на предмет нанесения в период правления материального ущерба. Если его обнаруживали, то от наследников требовали полноценного возмещения.
Будущих претендентов привлекала окружавшая церемонии пышность, ими руководило желание быть более значимыми, нежели просто богатый аристократ, и казаться влиятельными. Дож мог командовать флотом и армией в военное время, а в мирный период он представлял царственную особу, впрочем – без собственного царства. Он считался официальным лицом Венеции на публичных церемониях и в дипломатических отношениях с другими государствами, но самостоятельно ничего не решал. Он председательствовал на всех советах Республики, однако его голос не имел решающего значения и воспринимался как голос любого другого члена Серениссима Синьории.

Поднесение кольца дожу Венеции (фрагмент), Парис Бордоне, 1534 г.

Венецианский дож постоянно находился под контролем, не мог общаться с народом и не имел охранников. Любые врученные ему подарки отправлялись в сокровищницу Сан-Марко или в государственную казну. Ограничений было много, в том числе они касались членов семьи, но это мало кого останавливало.
Венецианским дожам запрещалось:

  • встречаться с иностранными посланниками «глаз на глаз», а тем более с правителями других государств;
  • без надзора вскрывать официальную корреспонденцию и предоставлять личные аудиенции;
  • появляться на публике без сопровождения и общаться с народом;
  • покидать пределы Венеции без особых полномочий;
  • жениться на иностранках (запрет касался и детей дожа);
  • иметь собственность за пределами Догадо (Венецианского герцогства);
  • размещать свою резиденцию за пределами Дворца дожей;
  • заниматься коммерческой деятельностью, в том числе догарессе (жене дожа);
  • иметь привилегии для членов семьи, к примеру сыновьям получать должности в государственных магистратурах;
  • с 1339 года отрекаться от титула по собственной инициативе;
  • навязывать свое мнение.

В то же время, дожи нередко финансировали церемониальные шествия и проведение пышных городских праздников, а также несли большие личные расходы на содержание своего офиса. Венецианцы описывали дожа так: в Сенате он сенатор, на форуме он гражданин, по привычке он принц, а другими словами – не что иное, как красивый знак.
В истории были попытки установления наследственной монархии и непрерывающихся династий, особенно в IX-XII вв. Все они были отвергнуты аристократией, которая, в конечном итоге, сделала дожа верховным судьей и первым слугой республики. Выборы правителя имели четкие правила и достаточно сложную процедуру.

Билеты на экскурсию по Дворцу Дожей

Попасть на территорию дивного Дворца пытаются многие туристы. Однако приобрести только один билет практически невозможно – билеты реализуют только «оптом». Так, чтобы попасть во Дворец, туристам приходится покупать, к примеру, 4 билета, которые дают возможность посетить сразу 4 музея Венеции.

С одной стороны это отличная возможность поближе познакомиться с историей страны и ее достопримечательностями, что особенно актуально семьям, которые заехали в отель в Италии для отдыха с детьми. С другой стороны небольшим огорчением для туристов может стать новость о том, что билеты не дают им возможности посетить секретные помещения здания и мост Вздохов.

Впрочем, увидеть эти места все-таки получиться. Для этого придется раскошелиться на отдельный билет, ведущий на экскурсию, продолжительностью 75 минут. Только нужно помнить, что в день успевают провести не более 3-х экскурсий. Стоимость билета в среднем составляет 19 EUR. 

Архитектурные особенности Дворца Дожей

Шикарный Дворец Дожей представлен конструкцией из трех корпусов-крыльев:

  • 1. античное крыло, в котором располагается Зал Большого Совета (работы по его перестройке велись с 1340 года);
  • 2. крыло Дворца Правосудия, расположенное по направлению к площади (его реконструкция началась в 1424 г.);
  • 3. крыло, возведенное в эпоху Возрождения (1483 – 1565 гг.). На его территории расположены правительственные офисы и резиденция самого дожа.

Необычный внешний вид и роскошное внутреннее оформление дворцовых помещений полностью отображают финансовое благополучие Венеции. Стрельчатые арки лоджий, выполненные в модном готическом стиле и декорированные изящным узором из мрамора, зубчатый карниз, богатое оформление капителей колонн и стен, балконы и входы в здание, обрамленные интересным орнаментом, — всё подобрано со вкусом и передает величие и роскошь резиденции венецианских вождей. Ее нижняя часть, выстроенная как портик с аркадой, опирается на несколько колонн. Самые массивные из них стоят по трем углам сооружения и выполняют сразу две функции – и поддерживают мощную конструкцию, и передают символику древней венецианской республики.

Центральный балкон на южном фасаде Дворца

Учитывая основное предназначение Дворца Дожей, декораторы изобразили над капителями колонн несколько скульптурных групп, символизирующих божественную справедливость и правосудие:

  • «Суд Соломона»;
  • «Ева, Адам и змей-искуситель»;
  • «Опьянение Ноя».

Над нижним портиком раскинулась лоджия с аркадой из тонкого мраморного кружева. По ее углам в скульптурные группы собраны статуи архангелов. Капители портика богаты изображениями таких древних прославленных деятелей, мудрецов и талантливых ученых, как Навуходоносор, Тит, Аристотель, Пифагор, Соломон, Траян, Цицерон. Рядом с ними мирно соседствовали и другие художественные произведения – аллегорические изображения, передающие различные ремесла, месяцы года, планеты. Для малообразованного итальянского народа они были своеобразной энциклопедией знаний.

Стены Дворца Дожей покрыты плитами нежного розового и белого цвета – мастера сложили их в геометрический узор. А центральные части фасадов оборудованы балконами, на которые выходил дож для выступления перед народом. Балконы обрамлены вытянутыми и заостренными башенками, но над одним из них «зависла» статуя Правосудия, а над другим – скульптура-олицетворение Венеции.

Порта делла Карта — «Бумажная дверь»

Вход во дворец, наименованный итальянцами как Порта делла Карта — «Бумажная дверь», имеет две версии своего названия. Первая – это расположение Дворца Дожей по соседству с архивом документов. Вторая – во Дворце трудились писари, помогающие простым венецианцам составлять деловые бумаги (по-итальянски Carta означает «бумага»). Итак, вход во дворец стал очередным шедевром готики, изобилующим архитектурным орнаментом в виде необычного кружева – позолоченного и лазурного, отточенного в соответствии с лучшими традициями ювелирного искусства. Декор Порта делла Карта дополняют ниши со статуями, олицетворяющими добродетели, и скульптурная группа, «участниками» которой являются крылатый лев Святого Марка и склонивший перед ним колени дож по имени Франческо Фоскари.

Далее свое начало берет длинная колоннада, ведущая во внутренний двор. Вход в него украшен не менее богато, чем Порта делла Карта. Здесь есть и башенки, и фронтоны, и арка со скульптурой, и фасад с часами. Колоннада имеет собственное название – портик Фоскари. Затем следует и сам двор с двумя бронзовыми бассейнами, а уже напротив арки-украшения портика Фоскари располагается вход внутрь дворцового здания. Добираться до него следует по лестнице Гигантов – привлекательной конструкции с огромными статуями Нептуна и Марса. Однако это была не простая лестница для перемещения – в особо торжественных случаях она превращалась в трон, на котором старейшина Совета надевал новому правителю на голову специальный убор «корно дукале» (символ государственной власти).

Внутренний двор с видом на портик Фоскари (слева), лестницу Гигантов (справа) и бронзовый колодец

Мост Вздохов – немаловажная деталь Дворца Дожей. В древности по нему из Зала управления уголовными делами переходили в Новые тюрьмы преступники, приговоренные к смертной казни. Сегодня мост Вздохов стал привлекательным местом для свиданий влюбленных пар.

Стоимость входа во дворец Дожей

Сколько стоит посещение знаменитого палаццо Дукале в Венеции? Затраты на осмотр величественной постройки зависят от нескольких факторов. Отметим, что общепринятым ценником на билет для одного взрослого является 17 евро, но администрация дворца предлагает гостям немало выгодных предложений.

  • Для студенческих и школьных групп стоимость билетов будет равна 5,5 евро, если они планируют осмотр объекта в период с 1 сентября по 15 марта. Состав группы и время посещения необходимо согласовать с администрацией.
  • Дети 6-14 лет, люди старше 65 лет, студенты 15-25 лет, а также граждане, сопровождающие студенческие и детские экскурсионные группы имеют право приобрести билет за 10 евро.
  • Дети до 5 лет, инвалид и 1 сопровождающий могут посетить знаменитый дворец бесплатно. При оформлении группового заказа на экскурсию от 15 человек 1 из туристов может пройти внутрь бесплатно, но при условии внесения оговоренной суммы предоплаты заранее.

Специальные предложения

  1. Каждому туристу предлагается экскурсионная программа с осмотром секретных мест дворца Дожей. За такое удовольствие придется отдать 20 евро (имея льготу, посетитель может рассчитывать на билет за 14 евро). Такая экскурсия проводится для групп от 2 до 15 человек.
  2. Любителям острых ощущений администрация дворца идет навстречу, и предлагает воспользоваться услугой «осмотр после закрытия». Фиксированной стоимости такого мероприятия нет, все детали экскурсии обговариваются заранее (а именно за 5 дней), при этом администрация учитывает пожелания посетителей и их количество.

Интересные факты

  1. На светлом фасаде дворца (который выходит на Пьяцетту) во втором ярусе можно увидеть две бардовых мраморных колонны. Красноватый оттенок был придан не случайно: именно здесь заключенным оглашались смертные приговоры.
  2. Практически в каждой части здания можно увидеть скульптуры крылатых львов с книгами. Они считаются символами покровителя Венеции св. Марка. Морды зверей, а также искаженные аллегорические лица, выполняли не только декоративную функцию. В отверстия архитектурных форм отправлялись доносы, которые рассматривал Совет Десяти. «Официальными документами» признавались те бумаги, которые имели подпись составителя, а также несколько подписей свидетелей.
  3. Золотая лестница, ведущая в парадные помещения дворца, была построена в 1538-1559 годах. До 1797 года этим путем могли воспользоваться только члены Большого Совета, имена которых были записаны в Золотой книге, хранящейся под лестницей.
  4. Почему парадный вход в палаццо имеет название «Бумажные ворота», доподлинно неизвестно до сих пор. Однако в обществе бытует несколько мнений. Например, что на эти ворота постоянно вешали объявления, что они расположены рядом с архивным зданием, а также благодаря писарям, которые помогали венецианцам составлять документы, прошения и жалобы.
  5. Зал выборов – особенное место дворца, в котором решалась судьба отдельных граждан, а также всей республики. В нем часто выносили приговоры, однако никому не разрешалось заходить в помещение вооруженным.
  6. В палаццо Дукале имелось несколько секретных помещений. К ним относились 3 тюрьмы (Поцци, Пьомбо и Карчери), зал Совета Трех, зал исполнения приговоров, зал пыток и пр.
  7. Соединяющий объект дворца и Новых тюрем – мост Вздохов, получил свое название не случайно. В стенах крытого моста имеются небольшие оконца, из которых осужденные могли в последний раз увидеть город и вздохнуть, сетуя на свою незавидную участь.

Посещение дворца Дожей является обязательным мероприятием для всех приехавших в Венецию туристов. Прогуливаясь по величественному зданию, вы узнаете об истории Венецианской республики, его государственном аппарате, а также насладитесь эстетической составляющей этого места.

История

Рисунок Дворца Дожей, конец 14 века

В 810 году дож Аньелло Партиципацио перенес резиденцию правительства с острова Маламокко в район современного Риальто , когда было решено построить palatium duci ( латинское «герцогский дворец»). Однако от этого здания 9-го века не осталось никаких следов, поскольку дворец был частично разрушен в 10-м веке во время пожара. Следующие работы по реконструкции были выполнены по приказу дожа Себастьяно Зиани (1172–1178). Великий реформатор, он коренным образом изменил всю планировку площади Сан-Марко . Новый дворец был построен из крепостей, один фасад обращен к площади Пьяцетта, а другой — к бассейну Сан-Марко. Хотя лишь немногие следы остаются от этого дворца, некоторая византийская-венецианской архитектура характеристики все еще можно увидеть на первом этаже, с основанием стены в Истрии камня и некоторой елочки картины кирпич мощением.

Политические изменения в середине 13 века привели к необходимости переосмысления структуры дворца в связи со значительным увеличением числа членов Великого совета. Строительство нового готического дворца началось примерно в 1340 году и было сосредоточено в основном на стороне здания, обращенной к лагуне. Только в 1424 году дож Франческо Фоскари решил расширить реконструкционные работы до крыла с видом на Пьяццетта, служащего судами, с аркадой первого этажа снаружи, открытыми лоджиями на первом этаже, идущими вдоль фасада, и внутренним двором. сторона крыла, завершенная постройкой Порта делла Карта (1442 г.).

В 1483 году вспыхнул сильный пожар на стороне дворца, выходящей на канал, где находились Покои Дожей

И снова возникла необходимость в важной реконструкции, заказанной Антонио Риццо, который привнесет новый язык Возрождения в архитектуру здания. Рядом с каналом была возведена совершенно новая структура, простирающаяся от моста Понте делла Каноника до моста Понте делла Палья , с официальными помещениями правительства, украшенными работами по заказу Витторе Карпаччо , Джорджоне , Альвизе Виварини и Джованни Беллини .

Еще один сильный пожар в 1547 году уничтожил некоторые комнаты на втором этаже, но, к счастью, не повредил структуру в целом. Ремонтные работы проводились во дворце, когда в 1577 году третий пожар уничтожил Зал Скрутинио и Зал Большого Совета вместе с работами Джентиле да Фабриано , Пизанелло , Альвизе Виварини , Витторе Карпаччо , Джованни Беллини , Порденоне и Тициана . В ходе последующих восстановительных работ было решено уважать оригинальный готический стиль , несмотря на то, что влиятельный архитектор эпохи Возрождения Андреа Палладио представил альтернативные неоклассические проекты . Однако есть и некоторые классические черты — например, с XVI века дворец был соединен с тюрьмой Мостом вздохов .

Помимо герцогской резиденции, во дворце размещались политические учреждения Венецианской республики до наполеоновской оккупации города в 1797 году, когда его роль неизбежно изменилась. Венеция была подчинена сначала французам, затем австрийцам и, наконец, в 1866 году стала частью Италии. В течение этого периода во дворце размещались различные административные помещения, а также размещалась Biblioteca Marciana и другие важные культурные учреждения города.

К концу 19 века структура демонстрировала явные признаки разрушения, и итальянское правительство выделило значительные средства на ее восстановление, и все государственные учреждения были перенесены в другое место, за исключением Государственного управления по охране исторических памятников. который до сих пор находится на этаже дворцовой лоджии. В 1923 году итальянское государство, владелец здания, передало управление венецианскому муниципалитету в качестве музея. С 1996 года Дворец Дожей входит в сеть венецианских музеев, которые с 2008 года находятся в ведении Fondazione Musei Civici di Venezia .

В чем особенность Дворца Дожей?

Архитектурная уникальность этого здания обусловлена его многовековой историей, начавшейся задолго до того, как Совет Дожей поставил перед архитектором Календарио задачу превратить ряд связанных между собой построек в единое целое, во Дворец, который бы отображал финансовую стабильность и политическую значимость, силу флота и в принципе показывал мощь Венеции.

aroundcard.com

Согласно данным официального архитектурного реестра, в чем-то напоминающего по содержанию документы всем знакомой отечественной структуры БТИ, здание Дворца состоит из следующих фрагментов-крыльев:

  • Крыло Совета, или же – античное, основную площадь здесь с 1340 года занимает зал Большого Совета.
  • Крыло Правосудия, изначально возведенное как самостоятельный дворец, стало частью палаццо Дукале в 1424 году, тогда же началась его полная реконструкция, практически Дворец Правосудия был перестроен заново.
  • Крыло Дожей, хотя и присутствовало в проекте Календарио, построено было только в эпоху стиля Возрождения, между 1483 и 1565 годами, здесь расположена резиденция дожа, секретариат и различные правительственные канцелярии.

Все три крыла здания украшают два этажа галерей-лоджий, оформленных готическими стрельчатыми арками-окнами. Балконы, лоджии, входы и выходы, даже половые плитки очень богато оформлены с задействованием символик Венеции.

wordpress.com

Снаружи, помимо резных плит розово-белой гаммы, здание украшено рядом скульптурных композиций, самыми популярными из которых принято считать:

  1. «Опьянение Ноя».
  2. Триптих «Ева, Адам и змей-искуситель».
  3. «Суд Соломона».

Все это великолепие перемешано с религиозными сюжетами и множеством скульптур архангелов с рожками и горнами. К слову – рожок был символом власти в Венеции, присуждаемым народом и выдаваемым дожам Большим Советом. Хорошо управляющий и почитаемый населением дож носил на камзоле рожок, а плохо справляющийся с обязанностями управления – не носил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector