Машиностроение

Содержание:

Принципы размещения предприятий

Предприятия строятся на планово-научной основе. Проектирование заводов предопределено рядом факторов, каждый из которых устанавливает свои условно-территориальные ограничения по размещению промпредприятий. Их характеристики сведены в таблицу:

Факторы размещения Характеристика фактора
1. Сырьевой Тракторные машины относятся к металлоёмкой продукции, поэтому заводы целесообразно располагать вблизи металлургических комплексов.
2. Потребительский Номенклатура тракторной техники разнообразна, в зависимости от экономической ориентации района организуются производства: в степных районах — сельскохозяйственной техники, в лесозаготавливающих — тяжёлых тракторов.
3. Интеллектуальный Для выпуска современной конкурентоспособной техники большое значение имеет близость специализированных научно-исследовательских институтов и учебных заведений для подготовки квалифицированных кадров.
4. Транспортный Тракторная техника громоздка, сложна в транспортировке, предприятия удобнее располагать вблизи транспортных сетей.
5. Трудоресурсный Машиностроительные заводы по выпуску тракторов построены по универсальному принципу. Помимо основного, развиты вспомогательные производства: заготовительное, инструментальное, кузнечно- прессовое. Численность персонала достигает нескольких тысяч человек, многие предприятия являются градообразующими.

Главным фактором размещения станкостроения является интеллектуальный. Специфика производства требует наиболее квалифицированных инженерно-технических и рабочих кадров, высокий уровень технологической оснащённости, тесный контакт с научной базой. Соответствие местоположения промышленных комплексов факторам создаёт предпосылки для планомерного развития.

Становление тракторостроительной отрасли

Датой рождения отрасли принято считать 1923 год, когда из ворот петроградского завода вышла первая серийная машина. Позже, в годы индустриализации в Советском Союзе, заработали крупные тракторные заводы в городах: Челябинске, Сталинграде, Харькове. Начавшаяся война заставила перепрофилироваться на выпуск военной техники.

Восстановительный период

После Великой Отечественной войны тракторостроение получило дополнительное развитие: производство различных моделей тракторов было налажено на Урале, в Сибири, во многих советских республиках.

Список основных факторов

Размещение заводов, производящих станки и приборы – дорогостоящее и сложное дело.

Правильное размещение является примером и позволит существенно нарастить эффективность работы.

Что необходимо учитывать при определении места закладки предприятия? Учет факторов, влияющих на размещение машиностроения:

  • климат, ископаемые, другие естественные условия;
  • объем капвложений и инвестиций;
  • направленность деятельности производств, экономический уровень;
  • научный уровень в регионе;
  • развитие кооперации;
  • транспортная ситуация;
  • уровень квалифицированности персонала;
  • организационная форма деятельности;
  • потребление продукции машиностроения;
  • транспортные возможности снабжения и сбыта;
  • экологические особенности региона.

Существует большое разнообразие видов производства. Следует отметить два варианта:

  • Металлоемкая промышленность, ей необходимо много металла и других полезных ископаемых.
  • Наукоемкие виды промышленности.

Для предприятий необходим высококвалифицированный персонал и соответствующий уровень научных разработок.

Наиболее важное:

  • трудоемкость;
  • наукоемкость;
  • присутствие сырья;
  • близость потребителей продукции;
  • транспорт;
  • территориальная концентрация связанных производств.

Природные ресурсы и сырьё

Один из важнейших факторов при определении оптимального размещения машиностроения — сырьевые и природные ресурсы.

Стоит учитывать, что важно не только само их наличие в области региона, но также доступность и скорость транспортировки, цена, наличие нескольких постоянных поставщиков, развитая сеть сотрудничества.

Во многом этот фактор зависит от особенностей местности и ландшафта. Залежи природных ресурсов привлекают инвесторов, открывающих металлургические и химические заводы, за ними приходят производители деталей и машин. Облюбованная зона становится привлекательнее для новых компаний, постепенно преобразуясь в слаженный комплекс.

Ведущим фактором размещения новейших отраслей машиностроения является

Автор Krasava задал вопрос в разделе Школы

назовите факторы размещения машиностроения? какой фактор являеться ведущим? и получил лучший ответ

Ответ от Ёемёнов ИгорьМашиностроительное производство имеет ряд особенностей, которые влияют на его размещение. Во-первых, в машиностроении широко развиты специализация (сосредоточение предприятия на выпуске одного или нескольких видов готовой продукции) и кооперирование (форма организации производства, при которой в производстве готовой продукции участвуют несколько предприятий). Например, автомобильный завод выпускает один вид продукции — автомобили, а многие детали и узлы получает от других предприятий, число которых может быть очень велико. Поэтому многие отрасли машиностроения размещаются в районах, где хорошо развита транспортная сеть (Центральная Россия, Поволжье). Транспортный фактор — важный фактор размещения машиностроения.

Развитие машиностроения в мире

В мировом народном хозяйстве ведущие позиции по выпуску продукции машиностроения занимает Европейский союз, Китай, Соединённые Штаты Америки и Япония. Первый из них является лидером по валовому выпуску оборудования. При этом в последние годы Китай является мировым лидером по производству условно-чистой продукции.

На протяжении последнего десятилетия в Европейском Союзе наблюдают прирост производства на 1,1%. В то же время в США и Японии происходит некоторое падение машиностроения на 1,1% и 3,1% соответственно.

Уровень развития машиностроения в регионах и странах мира

В период с 2000 по 2002 год общая занятость населения в отрасли в развитых странах постепенно сокращается. При этом в Китае число рабочих ежегодно растет на 5,8%. В этой стране на машиностроительных предприятиях занято больше 6 млн. человек, что в несколько раз превышает показатели Европейского Союза. Такая особенность связана с тем, что оплата труда в Китае на порядок ниже, чем в других развитых странах мира.

Конкурентные позиции Евросоюза значительно ниже Японии и США. Это вызвано разным развитием экономик стран, находящихся в ЕС. Даже экономически стабильная Германия характеризуется производительностью труда в машиностроительной сфере в 70000 долларов.

Усиление позиций Китая в мире вызвано увеличением числа импортируемой продукции, которая составляет большую часть от мирового рынка торговли. Данный показатель за последние несколько лет вырос с 3% до 13%. Таких темпов развития не наблюдается ни в одной стране мира. В это же время доля США снизилась с 25% до 17%, Японии – с 21% до 16%.

Принципы размещения предприятий

Предприятия строятся на планово-научной основе. Проектирование заводов предопределено рядом факторов, каждый из которых устанавливает свои условно-территориальные ограничения по размещению промпредприятий. Их характеристики сведены в таблицу:

Факторы размещения Характеристика фактора
1. Сырьевой Тракторные машины относятся к металлоёмкой продукции, поэтому заводы целесообразно располагать вблизи металлургических комплексов.
2. Потребительский Номенклатура тракторной техники разнообразна, в зависимости от экономической ориентации района организуются производства: в степных районах — сельскохозяйственной техники, в лесозаготавливающих — тяжёлых тракторов.
3. Интеллектуальный Для выпуска современной конкурентоспособной техники большое значение имеет близость специализированных научно-исследовательских институтов и учебных заведений для подготовки квалифицированных кадров.
4. Транспортный Тракторная техника громоздка, сложна в транспортировке, предприятия удобнее располагать вблизи транспортных сетей.
5. Трудоресурсный Машиностроительные заводы по выпуску тракторов построены по универсальному принципу. Помимо основного, развиты вспомогательные производства: заготовительное, инструментальное, кузнечно- прессовое. Численность персонала достигает нескольких тысяч человек, многие предприятия являются градообразующими.

Главным фактором размещения станкостроения является интеллектуальный. Специфика производства требует наиболее квалифицированных инженерно-технических и рабочих кадров, высокий уровень технологической оснащённости, тесный контакт с научной базой. Соответствие местоположения промышленных комплексов факторам создаёт предпосылки для планомерного развития.

Становление тракторостроительной отрасли

Датой рождения отрасли принято считать 1923 год, когда из ворот петроградского завода вышла первая серийная машина. Позже, в годы индустриализации в Советском Союзе, заработали крупные тракторные заводы в городах: Челябинске, Сталинграде, Харькове. Начавшаяся война заставила перепрофилироваться на выпуск военной техники.

Восстановительный период

После Великой Отечественной войны тракторостроение получило дополнительное развитие: производство различных моделей тракторов было налажено на Урале, в Сибири, во многих советских республиках.

Факторы размещения машиностроения

Машиностроение – это наиболее сложная отрасль промышленности, состоящая более чем из 70 отдельных отраслей.

Факторы размещения машиностроения в основном зависят от технологии производства.

Основными факторами для всех отраслей являются:

  1. Трудоемкость. Производство машин требует большого объема труда. Поэтому многие отрасли располагаются в районах с большой концентрацией населения. Большие затраты труда присущи таким отраслям как станкостроение и приборостроение.
  2. Наукоемкость. В современном мире очень большой акцент делается на науку. Поэтому предприятия данной отрасли сконцентрированы в основном в центральных районах, обладающих высокоразвитой интеллектуальной базой (НИИ, конструкторские бюро, опытные заводы).
  3. Сырьевой фактор. Например, тяжелое машиностроение требует больших затрат металла, а значит предприятия данной отрасли будут располагаться вблизи месторождений данного сырья.
  4. Потребительский фактор. Продукция машиностроения очень разнообразна, и многие предприятия располагаются, ориентируясь на потребителя. Например, тракторы для перевозки леса производятся в Карелии, так как они достаточно тяжелы для транспортировки.
  5. Транспортный фактор. Поскольку перевозка машин, оборудования и деталей осуществляется зачастую на дальние расстояния, то многие заводы располагаются близко к крупным транспортным магистралям.
  6. Территориальная концентрация

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Стоит отметить, что для металлоемкого производства главным фактором является большой объем металла, а для наукоемкого и трудоемкого машиностроения, таким фактором служат квалифицированная рабочая сила и научные разработки.

К примеру, производство точных машин сосредоточенно в районах, где преобладает высококвалифицированная рабочая сила, так как для данного сегмента наличие сырья не играет большой роли.

Профессия в современности

Фактически по специальности «технология машиностроения» подготавливаются инженеры-технологи различных профилей. Выбор того, кем можно работать, у них просто огромный: конструкторы в авиационной, железнодорожной, судостроительной и других типах промышленности, операторы станков и оборудования с числовым программным управлением (ЧПУ), механики на предприятиях машиностроительного, металлургического, ракетно-космического, оборонного комплексов и т.д.

В целом сама сфера подразделяется на 3 крупных блока – это машиностроение:

  1. Трудоемкое, где создаются приборы, техника, станки, сельскохозяйственные машины и аппараты, автомобили, самолеты, истребители и пр. Отличительная черта трудоемких производств – это зависимость от наличия квалифицированных и компетентных сотрудников, поэтому обычно такие комплексы располагаются в крупных городах с высокой концентрацией населения (в РФ это Москва, Казань, Самара).
  2. Металлоемкое, нуждающееся в больших запасах металлов и обслуживающее производства тяжелой промышленности (металлургические, энергетические, горно-шахтные и пр.). Здесь специалисты подготавливают инструменты для металлургов, горняков, кузнецов, нефтяников, а также разрабатывают сложные автоматические конструкции больших размеров: лифты, подъемные вышки, грузоподъемные краны, конвейеры, тяжелые экскаваторы.
  3. Наукоемкое, требующее опоры на достижения передовой науки. Инженеры наукоемких направлений стоят буквально на передовой, ведь в их задачи входит выпуск инновационной электрической, атомной и космической продукции. Большинство российских заводов, базирующихся на производстве ультрасовременных машин, располагаются вблизи Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска и т.н. подмосковных «наукоградов» – Жуковского, Зеленограда, Дубны, Королева, Обнинска.

Общая характеристика

Машиностроение – это наиболее сложная отрасль современной промышленности, без которой другие отрасли попросту не могли бы существовать.

К особенностям машиностроения относят:

  • Высокая стоимость продукции. На данную отрасль приходится около трети стоимости мировой промышленной продукции.
  • Высокая трудоемкость производства, которое является лидером по количеству занятой рабочей силы. Наиболее трудоемкими являются производства, выпускающие сложную технику: аэрокосмическая и электротехническая промышленность, приборостроение, атомное машиностроение.
  • Высокий показатель наукоемкости. Все важнейшие достижения НТП в первую очередь внедряются в машиностроение и только потом применяются в других отраслях.
  • Сложный отраслевой состав. Стремительное развитие науки приводит к быстрому устареванию и смене различных производств, которых в настоящее время насчитывается более трехсот.
  • Стабильно высокий спрос на продукцию машиностроения. Ассортимент данной отрасли постоянно расширяется и насчитывает несколько миллионов наименований.
  • Машиностроение является неотъемлемой частью международных экономических связей.

Машиностроение как отдельная отрасль промышленности возникла в 18 веке. Толчком для ее развития послужило изобретение ткацкого станка, прядильной машины, паровой машины. На предприятиях возникла острая потребность в механизации процессов для повышения эффективности производства. Переход от мануфактуры к механизированному производству стал началом новой эпохи, в которой главенствующая роль досталась машиностроению.

Рис. 1. Ткацкий станок 18 века.

Уровень развития и специализация хозяйств в различных экономических районах

От объемов финансовых вливаний зависит уровень развития отрасли в отдельно взятом регионе. Рурский бассейн может служить примером сверхстабильного развития из-за долгосрочной, выработанной десятилетиями системы финансовых вложений. Имея годовой оборот более 100 миллиардов евро и отчисления в развитие отрасли на уровне 15 – 20 %, предприятия этого региона стабильно и динамично развиваются.

Примером другого рода являются предприятия машиностроения по сборке бытовой техники и радиоэлектроники в большинстве стран Юго-Восточной Азии. Огромные средства направляются в основном на расширение производства и увеличение объема продукции за счет избытка дешевой рабочей силы. Масштабы производства огромные, а уровень развития пока весьма низок.

Основные факторы

Машиностроение — трудная отрасль производства, на успешную реализацию которой должны быть направлены усилия нескольких предприятий и тысяч обученных кадров.

При размещении завода учитываются такие факторы:

  • Наукоёмкость. Современные типы машиностроения опираются на производство сложных механизмов — электроники, радиотехники, приборных компонентов, прошивки. Для этого в составе технологического комплекса должны присутствовать квалифицированные научные кадры и соответствующее оборудование. Особенно это относится к авиакосмической, корабельной, военной сферам.
  • Трудоёмкость. Для строительства машины нужны рабочие — начиная от грузчиков и перевозчиков и заканчивая инженерами, калибровщиками, техниками. Потому заводы стоит размещать в районах с высокой плотностью населения и доступом к квалифицированным кадрам. Особенно это касается производства станков и приборов.
  • Кооперирование. Сложные механизмы состоят из десятков тысяч различных деталей, которые невозможно произвести на одном или нескольких заводах. Потому один из главных пунктов в таблице факторов размещения машиностроения — кооперация заводов, их взаимосвязь. Нередко предприятия строятся в непосредственной близости друг от друга, создавая целые экономические районы машинной промышленности.
  • Металлоёмкость. При производстве расходуется множество ресурсов, основной из которых — металл. Потому заводы стараются размещать рядом с металлургическими базами, карьерами, выплавляющими фабриками.
  • Потребительство. Специализации, работающие с крупными машинами (сельскохозяйственными компаниям, горным оборудованием, поездами), стараются строить предприятия неподалёку от районов-покупателей продукции. Этот фактор учитывается при размещении около 20% производственных мощностей.
  • Военно-стратегическая обстановка. Фактор важен только для заводов военного и оборонного машиностроения. Как правило, их размещают вдалеке от государственных границ. Доступ на предприятия или даже в прилегающие к ним города и районы может быть ограничен или закрыт для широкой публики.

Доска объявлений машиностроительного оборудования, станков

Фото Тема объявления Компания / Город

ЭЛЕКТРОННЫЕ ЛАМПЫ (ТРИОДЫ THALES) ДЛЯ СТАНКОВ
Машиностроение, станкостроение / Прочее оборудование машиностроения

23.09.2021

НОВА-ТЕХ, ООО Санкт-Петербург. 8 (812) 407-28-37; 8 (812) 407-28-38; 8 (812) 993-

ВЫСОКОТОЧНЫЕ ПОДШИПНИКОВЫЕ РЕДУКТОРЫ TwinSpin (SPINEA, Словакия)
Машиностроение, станкостроение / Редукторы

16.11.2018

НПК НОРДТЕХНО-СПБ, ООО Санкт-Петербург. +7 (812) 376-59-03, +7 (981) 860-00-30

Комплексные поставки электротехнической продукции РТЗО, КРУ2-10
Машиностроение, станкостроение / Электротехническая промышленность

24.09.2021

ЕССО-Технолоджи, ООО Чебоксары

Распродаются остатки металлообрабатывающего производства.
Машиностроение, станкостроение / Инструментальная промышленность

24.09.2021

Weiter-techno Челябинск

Станки сверлильные мод. 2Н125, 2С132
Машиностроение, станкостроение / Станкостроение

24.09.2021

ООО «КМЗ» п. Красногорский

Палубное оборудование
Машиностроение, станкостроение / Судостроение

24.09.2021

ГК Регион Пауэр Групп Москва

Штифты ГОСТ 19119-80 производство и поставка штифтов ВСЕХ ГОСТ!!
Машиностроение, станкостроение / Автомобильная промышленность

24.09.2021

Промсталькомплект, ООО Орёл

Контейнерная/мобильная насосная станция/установка
Машиностроение, станкостроение / Энергомашиностроение

24.09.2021

АСХ, ООО Барнаул

Нефтеперекачивающая станция, мобильная насосная установка
Машиностроение, станкостроение / Строительное и коммунальное машиностроение

24.09.2021

АТЭМХОЛДИНГ, ООО Барнаул

Инструмент и оснастка — 22 тн — 85 тыс шт — скидка 70 % — склад
Машиностроение, станкостроение / Инструментальная промышленность

24.09.2021

СПК Техника, OOO Кемерово

КУПЛЮ ГИДРОРАСПРЕДЕЛИТЕЛИ Р203,Р202, РХ 20,Р323,Р3 спрос
Машиностроение, станкостроение / Станкостроение

23.09.2021

Осипов, ИП Санкт-Петербург

Червячное колесо
Машиностроение, станкостроение / Прочее оборудование машиностроения

23.09.2021

Современная Механика, ООО Санкт-Петербург

Станки для каширования цилиндров и плит
Машиностроение, станкостроение / Станкостроение

23.09.2021

СибМегаМастер, ООО Новосибирск

санпропускник STB-HL-03 Step-Steel Bel
Машиностроение, станкостроение / Оборудование пищевой промышленности

23.09.2021

ЧТУП СТЭП-СТИЛ Бел Харьков

Термостойкие ( высокотемпературные ) шланги и рукава
Машиностроение, станкостроение / Прочее оборудование машиностроения

23.09.2021

Гумис-2000, ООО Москва

Редуктор шестерня изготовление по образцу, по чертежу.
Машиностроение, станкостроение / Редукторы

23.09.2021

ОптПром Брянск

Фильтр напорный IKRON HF760-20.106-AS-FG025-LC-B60-G-D-B-XA-H
Машиностроение, станкостроение / Прочее оборудование машиностроения

23.09.2021

Гидроэра, ООО Краснозаводск

плиты стендовые чугунные
Машиностроение, станкостроение / Прочее оборудование машиностроения

23.09.2021

ВелСтанкоПром, ООО Великие Луки

Шаровый кран для оборудования работающего под водой FITOK
Машиностроение, станкостроение / Нефтегазовое машиностроение

23.09.2021

НПО Гидросистемы, ООО Ижевск

АЗС контейнерная
Машиностроение, станкостроение / Нефтегазовое машиностроение

23.09.2021

Алтайспецизделия, ЗАО Барнаул

Все объявления из рубрики Машиностроение, станкостроение (22918)

Машиностроение, станкостроение — предложения и спрос на торговой площадке (доска объявлений)

Авиационная промышленность   

Автомобильная промышленность   

Железнодорожное машиностроение   

Инструментальная промышленность   

Лесопромышленное машиностроение   

Нефтегазовое машиностроение   

Оборудование легкой промышленности   

Оборудование пищевой промышленности   

Подъемно-транспортные машины   

Приборостроение   

Промышленность бытовых приборов и машин   

Прочее оборудование машиностроения   

Радиотехническая и электронная промышленность   

Редукторы   

Робототехника   

Сельскохозяйственное машиностроение   

Станкостроение   

Строительное и коммунальное машиностроение   

Судостроение   

Тракторостроение   

Химическое машиностроение   

Электротехническая промышленность   

Энергомашиностроение   

Машиностроение, станкостроение в регионах:

Крупные регионы:

Москва и Московская обл., 
Санкт-Петербург и Ленинградская обл., 
Свердловская обл., 
Челябинская обл., 

Нижегородская обл., 
Новосибирская обл., 
Самарская обл., 
Краснодарский край, 
Республика Башкортостан, 

Ростовская обл., 
Пермский край, 
Республика Татарстан, 
Кемеровская обл., 
Красноярский край. 

Другие страны:
Украина, 
Казахстан, 
Белоруссия, 
Другие страны. 

География отраслей машиностроения

Успешное развитие машиностроения требует определенных ресурсов.

  • Научные центры. Позволят внедрить в производство новые технологии.
  • Развитая инфраструктура. Отличная сырьевая база и сбыт продукции.
  • Потребитель. Предприятиям требуется стабильный спрос на продукцию.
  • Рабочая сила. Квалифицированные специалисты уменьшают риск возникновения брака и влияют на скорость производства.

Специалисты с большим опытом работы в данной сфере повышают качество и количество выпускаемой продукции

Машиностроительная промышленность условно разделена на 4 региона: Северную Америку, Западную Европу, Азию, страны бывшего СССР.

Североамериканский регион включает таких крупных производителей, как США, Канада и Мексика. Стоимость реализуемой продукции составляет 1/3 от общемировой. Еще 1/3 приходится на Европу, где главными экспортерами являются Германия, Франция и Британия. В азиатском регионе лидирующую позицию занимает Япония. Также крупным восточным экспортером в последние годы считается Китай.

Россия бесспорный лидер и основной производитель среди стран бывшего СССР, но на мировой арене отечественное машиностроение наиболее известно в военной сфере. Авиационные и космические разработки российских ученых стабильно привлекают зарубежного потребителя. В других отраслях Россия значительно отстает от иностранных конкурентов.

До недавнего времени крупные компании располагались в достаточно развитых странах и составляли 90% от всего мирового машиностроения. Сейчас наблюдается обратная тенденция и в развивающихся странах находятся уже 25% производств.

Новая география обусловлена недорогой рабочей силой, привлекающая ведущие компании открывать в азиатских странах филиалы. Обычно на таких предприятиях работа несложная и часто сводится к простой сборке техники из предоставленных комплектующих.

Развитие машиностроения России по отраслям

Тяжелое машиностроение

Тяжелая отрасль машиностроительной промышленности отличается большой металло- и трудоемкостью. Ее разделяют на следующие сферы:

  • металлургическая. Характеризуется высокой стоимостью готовой продукции, а ее предприятия находятся вблизи регионов добычи стали;
  • горная. Выпускает оборудование для добычи полезных ископаемых разного типа, и размещается в регионах потребления готовой продукции;
  • подъемно-транспортная. Отрасль имеет огромное значение для обеспечения потребностей строительства, промышленности;
  • тепловозостроение, вагоностроение, путевое машиностроение. Работает для обеспечения потребностей железнодорожного транспорта;
  • трубостроение. Производит турбины (гидравлические, паровые, газовые) для потребностей электростанций, газоперекачивающее и другое оборудование;
  • атомная. Производит оборудование для работы АЭС;
  • электротехническая. Выпускает более 100 наименований продукции для обеспечения потребностей практически всего народного хозяйства;
  • станкоинструментальная. Специализируется на выпуске станков для переработки металла, дерева и на ремонте производимого оборудования.

Приборостроение

Для выпуска продукции приборостроения необходимо привлекать квалифицированные кадры и постоянно заниматься научно-исследовательской работой. Отрасль характеризуется низкой металло- и энергоемкостью. В России доля продукции приборостроения относительно всего объема изготовленного оборудования машиностроением составляет 12%.

Машиностроительный комплекс для легкой и пищевой промышленности

Сюда относятся направления, которые специализируются на выпуске оборудования для следующих сфер промышленности:

  • текстильной;
  • швейной;
  • обувной;
  • трикотажной;
  • меховой;
  • кожаной;
  • производство химических волокон;
  • пищевой.

Около 90% заводов, относящихся к сфере, размещаются в Европейской части России. Это вызвано их ориентацией на потребителя.

Авиационная промышленность

Для эффективной работы авиационной промышленности в стране развивали другие отрасли, поставляющие комплектующее оборудование. Она может функционировать только благодаря привлечению квалифицированных кадров. Поэтому ее предприятия размещаются в крупных промышленных центрах России – Москве, Воронеже, Казани, Самаре и других.

Авиационная промышленность (общая характеристика)

Специализируется на выпуске орбитальных космических кораблей, спутников и прочей продукции данного типа.

Автомобильная промышленность

Автомобилестроение считается крупнейшей отраслью машиностроения России. Больше 80% производимых грузов приходится на продукцию этой сферы. Основные предприятия размещены в европейской части страны около крупных транспортных узлов.

Сельскохозяйственная и тракторная промышленность

Основные производственные мощности отрасли размещены в следующих регионах страны:

  • Поволжском;
  • Северо-Кавказском;
  • Уральском;
  • Центральном;
  • Волго-Вятском;
  • Западно-Сибирском.

Судостроительная отрасль

Основные предприятия, несмотря на большую металлоемкость, находятся в дали металлургических баз. Это вызвано трудностями транспортировки готовой продукции. Большинство предприятий размещено в устьях рек или в защищенных гаванях.

Особенности среднего машиностроения

Предприятия данной отрасли узкоспециализированы и имеют малую металлоёмкость, но при этом имеют высокую энергоемкость и трудоемкость. Основным технологическим процессом в общем машиностроении является механическая обработка деталей.

Среднее машиностроение отличается массовым и серийным производством. Предприятия оснащены сложным оборудованием. Данная отрасль тесно связанна с научными и конструкторскими центрами.

Так как выпускаемая продукция довольно сложная и точная, то естественно она требует наличия квалифицированных кадров и оснащение новейшим оборудованием.

Количество и квалификация рабочих

На перспективы развития любого предприятия влияет доступность работников с соответствующими навыками.

Именно от их умений, знаний, трудолюбия и ответственности зависит успех фабрики.

Потому перед выбором места руководители предприятий тщательно проверяют доступность трудовых ресурсов по нескольким показателям:

  • численность и плотность населения;
  • традиции региона;
  • средние показатели здоровья;
  • профессиональная пригодность;
  • уровень образования;
  • показатели безработицы и занятости;
  • здоровье людей;
  • общая профессиональная пригодность кадров;
  • демографический состав населения по возрасту, полу и другим показателям.

Природные условия и обусловленная этим география сырьевых и природных ресурсов

В этом регионе расположились также крупнейшие автомобильные и авиационные заводы, основные потребители металла в машиностроении.

География машиностроения прослеживается не только в отдельно взятой стране, но и в мире в целом.

Например, южные штаты США, большая часть Австралии, многие регионы Аргентины и Канады, Ферганская долина в Узбекистане испокон веков являются районами развитого сельского хозяйства и производства пищевых продуктов.

В этих местах неизбежен спрос на продукцию сельскохозяйственного машиностроения и изделий машиностроения для перерабатывающей и пищевой индустрии.

Постоянный прирост и омолаживание населения во многих регионах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки ускорили процесс размещения предприятий по выпуску бытовой техники и изделий радиоэлектроники в этих странах. А неуклонно растущий спрос дал толчок бурному развитию этих отраслей машиностроения в Китае, Сингапуре, Малайзии, Бразилии, Индии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector