Машиностроительные колледжи: специальности, факультеты, проходной балл, рейтинг

Содержание:

Перспективы: трудоустройство, заработная плата, карьерный рост

Профессия технолог машиностроения является стабильной и хорошо оплачиваемой, ведь практически каждый цех или производство нуждается в универсальном квалифицированном специалисте подобного профиля. Средний уровень зарплаты составляет 30000-35000 рублей, причем у сотрудника есть все шансы увеличить данную цифру путем повышения собственного разряда. В будущем достаточный уровень квалификации обеспечит ему место начальника цеха или заведующего производством.

В учебных заведениях молодые люди получают такой большой багаж знаний, что впоследствии могут позволить себе устроиться на любую из следующих должностей:

  • заточник;
  • зуборезчик;
  • шлифовщик;
  • наладчик автоматических линий и станков;
  • слесарь;
  • токарь;
  • фрезеровщик;
  • станочник широкого профиля;
  • техник-ядерщик;
  • техник жилищно-коммунальных хозяйств и пр.

Вакансии для технологов машиностроения не иссякают, а лишь появляются снова и снова, причем их предлагают как отечественные, так и заграничные работодатели.

Острая нехватка представителей этой прикладной профессии в промышленных секторах экономики обеспечивает таким инженерам уверенность в завтрашнем дне, ведь без работы они точно не останутся.

Состояние современного машиностроения России

Вес машиностроительных отраслей в экономике России

Проблемы и перспективы развития машиностроения России определяют, что эта сфера промышленности относится к самым депрессивным. В 1999 году выпуск персональных компьютеров и легковых автомобилей сохранил свои прежние темпы или даже нарастил их. При этом изготовление других видов продукции машиностроения сократилось больше, чем в 2 раза. Например, производство комбайнов по уборке зерна снизилось в 25 раз.

В конце ХХ века увеличились темпы производства оборудования общественного потребления. В 1999 году стали наращиваться объемы выпуска телевизоров, холодильников и прочей бытовой техники. В данной отрасли присутствует дифференциация предприятий на основании их способности приспосабливаться к новым условиям. Например, в 1999 году производство телевизоров в Новосибирском регионе сократилось больше, чем в 7 раз. При этом выпуск той же продукции в целом по России вырос в 2,5 раза.

С 2000 года развитие машиностроения происходит более интенсивно. Оно имеет свои особенности:

  • большие темпы наращивания производственной мощности наблюдались на территории Европейской части России;
  • восточные регионы развивались не столь интенсивно;
  • увеличение производства Центрального региона на 41% за счет выпуска электропоездов и легковых автомобилей;
  • развитие предприятий Западной Сибири основано на внедрении государственной программы по выпуску нефтегазодобывающего оборудования;
  • предприятия Восточной Сибири не столь развиты. Скачок производства только в тяжелом, транспортном и сельскохозяйственном машиностроении.

Общий обзор состояния автомобильного машиностроения в России

Россия входит в топ-15 стран мира по уровню развития автомобилестроительной отрасли. Так, по итогам 2018 года РФ занимала 13 место в рейтинге, основывающемся на общем количестве произведенных автомобилей. В этот год в России сошли с конвейера 1 млн 768 тысяч автотранспортных средств. Лидером списка стал Китай, где было произведено почти 28 млн автомобилей. Общемировой показатель составляет чуть менее 96 млн за 2018 год.

Промышленное автомобилестроение структурно состоит из нескольких подотраслей. Для удобства изложения условно следует выделить те из них, которые развиты на территории нашей страны.

Производство легковых автомобилей

Объективно Россия не является лидером в данной сфере, не покрывая даже потребности внутреннего рынка, однако имеющиеся еще со времен СССР мощности позволяют занимать весомую долю в объемах мирового производства.

Производство грузовых автомобилей и спецтехники

Имеющиеся заводы производят продукцию, которая применяется в других отраслях народного хозяйства страны, а также в оборонно-промышленном комплексе. Значительная доля грузового автотранспорта и спецтехники, произведенной отечественными предприятиями, экспортируется в другие государства.

Автобусостроение

По производству пассажирских автобусов Российская Федерация сохраняет одно из лидирующих мест в мире, несмотря на то что после распада Советского Союза именно данная отрасль потерпела наибольшие потери и была в крайне тяжелом положении в период с 90-х по начало 2000-х годов.

Процессы в химическом машиностроении

Процессы в химическом машиностроении основаны на физико-химических закономерностях, которые и формируют особенности производства,  и зависят от производимой продукции.

Существуют химические процессы, в которых используются современные технологии:

  • технологии получения неорганических веществ (производство силикатных материалов, щелочей, минеральных удобрений, кислот).
  • технологии получения органических веществ (для создания синтетического каучука, пластмассы, красителей, спирта, органических кислоты).

В зависимости от того, какие общие кинетические закономерности используются, все процессы химической технологии подразделяют на 5 групп:

  • тепловые;
  • гидромеханические;
  • химические;
  • массообменные (или диффузионные);
  • механические.

Исходя из организационно-технической структуры, процессы делятся на непрерывные и периодические.

Структура машиностроительного комплекса

У машиностроительного комплекса имеется своя уникальная структура, но в отличие от многих других направлений, она в разы сложнее. На 2018 год он состоит из более чем 70 крупных отраслей. Рассмотрим кратко некоторые из них:

  • Машиностроение в области энергетики включает в себя различные счетчики и трансформаторы.
  • Машиностроение в металлургии занимается производством индукционных печей для плавки всех видов металла.
  • Горнорудное оборудование и оборудование для шахт. В частности это специальные машины, оснащенные уникальными инструментами и системами.
  • Машиностроение подъемно-транспортной техники включает в себя различные подъемники, электрокары и другие виды спецтехники.
  • Машиностроение электротехнического класса занимается созданием высоковольтных датчиков и оборудования для оснащения вышек.
  • Химическое машиностроение включает в себя различные приборы, необходимые для смешивания веществ, их синтеза и преобразования.


Рис. 1. Гвардейский ракетный крейсер «Москва»

  • Машиностроение в области нефте- и газодобычи. Данная сфера занимается изготовлением буровых установок и специальных насосов.
  • Станкостроительное машиностроение занимается созданием различных станков для обработки камня, дерева, металла.
  • Строительно-дорожное машиностроение подразумевает под собой выпуск техники для эксплуатации дорожных сетей.
  • Тракторостроение. Данная сфера производит трактора для различных областей деятельности. В частности это сельское хозяйство.
  • Машиностроение общественного и частного транспорта. Включает в себя создание легковых или грузовых автомобилей, автобусов, трамваем, самолетов, поездов, троллейбусов или поездов.

Каждое отдельное направление занимается производством исключительной продукции

В данной сфере деятельности, как нигде больше, требуется огромное внимание и ответственность.

Рис. 2

Атомная подводная лодка «Юрий Долгорукий»

Сварка в химическом машиностроении

Использование сварки в химическом машиностроении стало незаменимой частью производства. Имея дело со сложными резервуарами, насосами и прочими изделиями для химической промышленности, необходимо надежное скрепление всех составляющих оборудования. Поэтому в таком производстве сварка – это один из главных инструментов при сборке будущего агрегата.

ОСТ 26.260.3-2001 «Сварка в химическом машиностроении. Основные положения» определяет основные правила для сварки изделий, используемых при температуре не ниже минус 70 градусов Цельсия под давлением не более 16 МПа (160 кгс/см2) или без давления (под налив), из металлических материалов, применяемых и химическом машиностроении для сварных конструкций.

Продукция химического машиностроения

Активно развивающаяся отрасль химического машиностроения предоставляет оборудование, запасные части к нему, а также аппаратуру для реализации инженерных проектов и создания технологических установок для нефтеперерабатывающей, нефтехимической и газодобывающей промышленности.

Продукция этой отрасли представляет собой насосное и очистное оборудование, криогенные, холодильные, компрессорные, буровые и геолого-разведочные установки. Кроме этого, профильные предприятия используют технологические установки по нанесению защитных покрытий на уже готовое оборудование.

Современные тенденции машиностроения предполагают использование программного управления и модульных технологий, автоматизирующих производственные процессы.

Таблица “Отрасли машиностроения”

Отрасль машиностроения

Продукция

Значение в хозяйстве

Транспортная

Автомобили, поезда, суда, самолеты

Обеспечивает перемещение пассажиров, сырья, товаров

Сельскохозяйственная

Тракторы, уборочные машины, сеялки, комбайны

Обеспечивает сельскохозяйственные работы

Станкостроение

Деревообрабатывающие и металлорежущие станки

Обеспечивает работу металлургического производства, строительства, лесной промышленности

Приборостроение

Часы, измерительные и оптические приборы, оргтехника, средства обработки информации

Обеспечивает работу с точными вычислениями, техника широко используется в быту

Самоочищающаяся краска

Новые технологии машиностроения направлены не только на инновационные конструкторские особенности. Они также касаются дизайна и внешнего вида изделий. Один из крупнейших автопроизводителей компания Nissan поставила себе цель создать автомобильную краску, которая позволит свести повседневный уход за машиной к минимуму.

Краска нового типа работает благодаря ультратонкому слою, состоящему из наночастиц, которые отталкивают от себя пыль, грязь, машинное масло, органические растворители и другие типы загрязнителей, способные оседать на поверхности автомобилей. Для тестов полученного материала была выбрана модель Nissan Note. Для чистоты эксперимента машины покрывали краской, произведённой по новой технологии, лишь наполовину, чтобы иметь возможность сравнивать результат со стандартным покрытием.

Технология, которую опробовали в течение нескольких месяцев, называется Ultra-Ever Dry. Работает она за счёт того, что между окружающей средой и краской возникает тонкий воздушный нанослой, отталкивающий инородные агенты с поверхности. Кроме того, что Ultra-Ever Dry позволит в десятки раз увеличить время между мойками авто, она защитит корпус от деформации вследствие контакта с влагой, что продлит время эксплуатации и сохранит на длительное время безупречный вид модели после схождения с конвейера.

Пищевая промышленность

Важнейшая отрасль отечественной промышленности, специализирующаяся на производстве пищевых продуктов, полуфабрикатов, табака, алкогольных и безалкогольных напитков.

Включает в себя свыше 30 подотраслей, важнейшими из которых являются мясо-молочная, рыбная, мукомольная, пищевкусовая. Ведущие предприятия расположены в крупных городах страны и базовых центрах сельскохозяйственного производства.

Российский пищепром, в целом, ориентирован на внутреннего потребителя. По своему качеству продукция отечественной пищевой промышленности успешно конкурирует с импортом, а в ряде сегментов превосходит продукты, поставляемые из-за рубежа.

Крупнейшие компании пищевой промышленности:

  • Петербургский мельничный комбинат;
  • Останкинский мясокомбинат;
  • Концерн «Объединенные кондитеры»;
  • АО «Московский завод «Кристалл»;
  • ОАО «Павловский молочный завод»;
  • АО «Вимм-Билль-Данн».

Профессия в современности

Фактически по специальности «технология машиностроения» подготавливаются инженеры-технологи различных профилей. Выбор того, кем можно работать, у них просто огромный: конструкторы в авиационной, железнодорожной, судостроительной и других типах промышленности, операторы станков и оборудования с числовым программным управлением (ЧПУ), механики на предприятиях машиностроительного, металлургического, ракетно-космического, оборонного комплексов и т.д.

В целом сама сфера подразделяется на 3 крупных блока – это машиностроение:

  1. Трудоемкое, где создаются приборы, техника, станки, сельскохозяйственные машины и аппараты, автомобили, самолеты, истребители и пр. Отличительная черта трудоемких производств – это зависимость от наличия квалифицированных и компетентных сотрудников, поэтому обычно такие комплексы располагаются в крупных городах с высокой концентрацией населения (в РФ это Москва, Казань, Самара).
  2. Металлоемкое, нуждающееся в больших запасах металлов и обслуживающее производства тяжелой промышленности (металлургические, энергетические, горно-шахтные и пр.). Здесь специалисты подготавливают инструменты для металлургов, горняков, кузнецов, нефтяников, а также разрабатывают сложные автоматические конструкции больших размеров: лифты, подъемные вышки, грузоподъемные краны, конвейеры, тяжелые экскаваторы.
  3. Наукоемкое, требующее опоры на достижения передовой науки. Инженеры наукоемких направлений стоят буквально на передовой, ведь в их задачи входит выпуск инновационной электрической, атомной и космической продукции. Большинство российских заводов, базирующихся на производстве ультрасовременных машин, располагаются вблизи Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска и т.н. подмосковных «наукоградов» – Жуковского, Зеленограда, Дубны, Королева, Обнинска.

Отраслевой состав машиностроения

Машиностроение подразделяется на три группы:

1. Общее машиностроение, включающее станкостроение, тяжелое машиностроение, сельскохозяйственное, атомное машиностроение и др. отрасли.

Общее машиностроение выделяется следующими свойствами:

  • разнообразие продукции от штучных (атомный реактор) до массовых;
  • разнообразие связей с другими отраслями промышленности и сельского хозяйства.

2. Транспортное машиностроение – вторая по значимости отрасль машиностроения, продукция которой часто имеет двойное назначение (гражданское и военное).

Характеристика основных подотраслей транспортного машиностроения:

Автомобилестроение – ведущая отрасль транспортного машиностроения:

  • ежегодно выпускается 60 млн автомобилей, 40 % из которых идет на экспорт;
  • в отрасли занято около 60 млн. человек;
  • 75 % автомобилей – легковые; 25 % — грузовые, из которых много малотоннажных, специальных автомобилей и автобусов;
  • высокая степень концентрации отрасли (90 % автомобилей выпускают 10 крупнейших компаний, самыми крупными из которых являются: Дженерал Моторс (США), Форд (США), Тоёта (Япония), Фольксваген (Германия), Даймер Крайслер (Германия — США), Фиат (Италия), Рено (Франция).

Авиаракетно-космическая промышленность – вторая отрасль транспортного машиностроения.

Отличительные черты:

  • высокая наукоемкость;
  • продукция отрасли выпускается только крупными фирмами;
  • сложный состав отрасли: производство самолетов; производство вертолетов; производство авиационных двигателей; производство авионики (электронного и навигационного оборудования летательных аппаратов); ракетостроение; создание космических аппаратов.
  • применение сложных технологий, предъявляющих особые требования к научно-производственной базе и квалификации работников.

Судостроение.

  • высокая материалоемкость и трудоемкость производства судов
  • роль судостроения среди отраслей машиностроения постепенно уменьшается;
  • в производстве судов происходит уменьшение доли пассажирского транспорта и увеличение доли специального (танкеры, контейнеровозы, ледоколы, научно-исследовательские суда и т.п.);
  • центр судостроения переместился из Западной Европы и США в Азию (Корея Япония КНР) ;

Производство ж/д оборудования – старейшая отрасль транспортного машиностроения, производящая локомотивы, различные грузовые вагоны, цистерны, пассажирские вагоны и др.

Производство ж/д оборудования постепенно сокращается в Западной Европе, США, России, но увеличивается в Азии (КНР, Индия). Европа все более переходит на изготовление скоростных пассажирских поездов.

3. Электротехника, включая электронику.

  • самая наукоемкая отрасль машиностроения;
  • самая быстропрогрессирующая отрасль машиностроения;
  • высокая степень концентрации производства (производство в основном сконцентрировано на крупных фирмах США, Японии, (США и Япония производят 90% микросхем), Юго-восточной Азии (Корея, Тайвань), Западная Европа);
  • быстрый рост системных связей как внутри отрасли, так и с другими отраслями промышленности;
  • внутри отрасли темпы роста производства бытовой электроники сокращаются, а ЭВМ и микросхем растут (производство ЭВМ и микросхем составляет 40 –45% от общего производства электротехники и электроники).

Машиностроение специальность

Машиностроение — «кит», на котором стоит по большей части вся промышленность практически любой страны, в этом числе и России. Для такого крупного государства как наше машиностроение является отраслью, определяющей уровень и пути развития всей экономики.

Специальность машиностроение делится на авиастроение, судостроение, автомобилестроение, энергетическое машиностроение, станкостроение и даже производство сельскохозяйственной техники.

Прежде чем окончательно остановить свой выбор на профиле машиностроения или технологии машиностроения следует проанализировать свои желания и возможности.

Необходимо оценить умения в математике и физике, необходимо осознать, насколько интересно будет посвятить большую часть времени процессу черчения.

Поступив на первый курс института или техникума, первым делом начинающий машиностроитель приступит в изучению начертательной геометрии, сопромата, теормеха, теплотехники, физики.

После первого курса отчисляются студенты, не выдержавшие испытание линейки и карандаша, поэтому чтобы не потерять впустую год своей жизни стоит уделить внимание особенностям выбранной специальности, сделав выводы. Если сопромат, черчение и физика – не являются словами, вызывающими страх и трепет, можно смело подавать документы в машиностроительный вуз

Если сопромат, черчение и физика – не являются словами, вызывающими страх и трепет, можно смело подавать документы в машиностроительный вуз.

Новости рынка Машиностроение, станкостроение

  • 24.09.2021  Северсталь поздравляет машиностроителей
  • 23.09.2021  Уралэлектромедь поставит свою продукцию одной из крупнейших международных компаний нефтяного машиностроения
  • 10.08.2021  НА ЕВРАЗ ЗСМК поступили новые тепловозы
  • 05.08.2021  На ЧерМК обновляют станочный парк
  • 20.07.2021  ”Ижсталь” увеличила отгрузку предприятиям автопрома и машиностроения

Машиностроение остается одной из основных отраслей экономики, которая позволяет выпускать самые разные виды техники и оборудования. В этой сфере занято около четырех миллионов человек, а свою продукцию выпускает несколько тысяч небольших и достаточно крупных заводов. Продукция отечественных предприятий поставляется как на внутренний рынок, так и в другие страны. Спрос на электронное, оптическое и другое оборудование, а также различные виды транспортных средств постоянно растет, что заставляет машиностроительные компании уделять больше внимания модернизации производства, внедрению новых технологий.

Поставки машиностроительного оборудования и станков

Реализацией продукции машиностроительных предприятий занимаются непосредственные производители оборудования и станков, а также компании, которые осуществляют только поставки тех или иных изделий. В большинстве случаев такие поставщики взаимодействуют напрямую с изготовителями, что позволяет им устанавливать минимальные расценки на предлагаемые товары. Благодаря этому заказчик сможет не только использовать станки или оборудования в производственных целях, но и реализовать подобную продукцию с приемлемой наценкой. Большое количество поставщиков машиностроительной продукции представлено на портале Metaprom.ru: ООО Арсенал-Деталь (Екатеринбург), ОАО «Савеловский машиностроительный завод» (Кимры), ООО «РосСтальМаш» (Батайск), ООО «Промресурс» (Санкт-Петербург) и многие другие.

Производители машиностроительной продукции

Практически все предприятия, занятые изготовлением машиностроительной продукции находятся в регионах с высокоразвитой экономикой. Кроме того, заводы расположены вблизи транспортных развязок и недалеко от сырьевых баз. Среди крупнейших производителей машиностроительной отрасли можно отметить:

Машиностроительную Корпорацию «Уралмаш», ОАО «Уралтрансмаш» (Екатеринбург);
ОАО «Вологодский машиностроительный завод» (Вологда);
ОАО «Нижегородский Машиностроительный Завод» (Нижний Новгород);
ОАО «Арсенал» (Санкт-Петербург).

Компании отрасли не только выпускают оборудование, транспортные средства и станки, но и производят ремонт, а также обслуживание своих изделий.

Виды машиностроительной продукции

В машиностроительной отрасли заняты предприятия тяжелого, среднего и точного машиностроения. Только первые выпускают транспортные, погрузочно-разгрузочные, сельскохозяйственные, строительные машины, а также ракетно-космическую, военную и другие виды техники. Предприятия же занятые в среднем машиностроении производят станочное оборудование для легкой, пищевой промышленности. Точное машиностроение предполагает выпуск приборов, электро- и радиотехники, металлоизделий и некоторых других товаров.

Стоимость машиностроительной продукции и станков

Предлагаемая машиностроительная продукция представлена в широком ассортименте и по разной цене. Непосредственное влияние на стоимость оборудования или станков оказывает сложность и затраты на изготовление таких изделий, а также рыночный спрос. Приобрести товары машиностроительных предприятий по оптимальной цене можно у поставщиков, объявления которых размещены на Metaprom.ru.

Выгодная покупка машиностроительного оборудования

Портал Metaprom.ru предлагает воспользоваться каталогом поставщиков и производителей машиностроительной продукции. Большое количество предложений (несколько тысяч) позволит каждому заказчику найти партнера, сотрудничество с которым будет выгодным.

Предложение и спрос на станки и машиностроительное оборудование – доска объявлений станкиФрезерный станок, токарный станок, сверлильный станок цены: где, почем? – узнайте цены на станки в единой базе прайс-листов на промышленное оборудование

Просмотров страницы (всего/сегодня/за 30 дней): 0 / 635 / 0

Стройматериалы, которые востребованы везде

Постепенно проходят те времена, когда «евроремонт» было принято делать европейскими же стройматериалами. Сейчас практически все, что нужно в строительстве и ремонте, производится в России. Импортируется в основном то, что просто невозможно сделать в России – например, итальянский мрамор.

Значительная часть производства стройматериалов идет на экспорт, здесь Россия впереди многих стран мира. Например, их России экспортируют асбест – хоть его на Западе считают канцерогеном, продажи остаются рекордно высокими. Вот что еще экспортируют из России:

  • битумная кровля;
  • облицовочная плитка и отделочная керамика;
  • сборные строительные конструкции;
  • безопасное стекло и зеркала;
  • полимерные покрытия и линолеум;
  • строительные смеси и гипс;
  • керамическая сантехника;
  • известь;
  • строительный кирпич и цементно-стружечные плиты;
  • лаки, краски, обои и многое другое.

Некоторые компании благодаря развитию технологий смогли захватить практически весь свободный рынок. Например, «Техниниколь» поставляет свою продукцию в 95 стран мира – это каменная вата, гибкая черепица, гидроизоляционные материалы, полимерные мембраны, мастики, монтажная пена и еще много разных наименований продукции. Есть и другие известные за пределами России имена – например, производители керамики «Керама Марацци», «Италон», «Этима», «Фрилайт», и т.д. Из России активно экспортируют даже строительное стекло – уже в 2017 году его экспорт многократно превысил импорт.

Ассортимент продукции Технониколь

Производители и исследователи уже смотрят в будущее и разрабатывают несколько новых видов стройматериалов, которые в перспективе могут создать и завоевать рынок. Например, в ДФВУ изобрели пропускающий электричество бетон. Его сфера применения – создание бетонных поверхностей, которые одновременно будут служить обогревателями.

Машиностроение — это… Что такое Машиностроение?

Машинострое́ние — отрасль, производящая всевозможные, орудия, приборы, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения.

Отрасли машиностроения по группам

Машиностроение делится на три группы — трудоёмкое, металлоёмкое и наукоёмкое. В свою очередь, эти группы делятся на следующие отраслевые подгруппы: тяжёлое машиностроение, общее машиностроение, среднее машиностроение, точное машиностроение, производство металлических изделий и заготовок, ремонт машин и оборудования.

Общее машиностроение

Общее машиностроение представлено транспортным машиностроением (железнодорожное, судостроение, авиационное, ракетно-космическая промышленность, но без автомобилестроения), сельскохозяйственным, производством технологического оборудования для различных отраслей промышленности.

Тяжёлое машиностроение

Тяжёлое машиностроение:

Производство технологического оборудования по отраслям:

  • Строительное и коммунальное машиностроение
  • Сельскохозяйственное машиностроение
  • Нефтегазовое машиностроение
  • Химическое машиностроение
  • Лесопромышленное машиностроение

Среднее машиностроение

В состав среднего машиностроения входят автомобилестроение, тракторостроение, станкостроение, инструментальная промышленность, производство технологического оборудования для легкой и пищевой промышленности.

  • Автомобильная промышленность
  • Тракторостроение
  • Станкостроение
  • Робототехника
  • Инструментальная промышленность
  • Оборудование легкой промышленности
  • Оборудование пищевой промышленности
  • Промышленность бытовых приборов и машин

В советское время Министерством среднего машиностроения (Минсредмаш) называлось ведомство, главными объектами которого были разработка и производство ядерного оружия. Оно было организовано в 1953 году, и в его структуру входили собственные рудники, заводы, НИИ, транспорт, сеть связи, вузы и пр.

Точное машиностроение

Ведущие отрасли точного машиностроения — приборостроение, радиотехническое и электронное машиностроение, электротехническая промышленность. Продукция отраслей этой группы исключительно разнообразна — это оптические приборы, персональные компьютеры, радиоэлектронная аппаратура, авиационные приборы, волоконная оптика, лазеры и комплектующие элементы, часы.

  • Приборостроение
  • Радиотехническая и электронная промышленность
  • Электротехническая промышленность

Производство металлических изделий и заготовок

  • Производство ножевых изделий, столовых приборов, замочных и скобяных изделий, фурнитуры
  • Производство массовых металлоизделий (метизов) — проволока, канаты, гвозди, крепеж

Основными элементами развития современного машиностроения является совершенствование средств производства, методов организации производства (к прим. использование технологий серийного и массового изготовления), переход к стандартизации, автоматизации и информационному обеспечению процессов.

Крупнейшие представители отрасли

Мировые компании

Крупнейшие мировые машиностроительные компании на 2005 год
Компания Стоимость фондов, млрд $ Доходы, млрд $ Прибыли, млрд $
General Electric 750,507 (1)* 152,866 (9) 16,819 (4)
General Motors 479,603 193,517 (5) 2,805
Toyota Motor 227,513 172,616 (7) 10,898 (11)
DaimlerChrysler 248,324 176,687 (6) 3,067

*В скобках указана позиция в общем рейтинге по показателю.

General Electric — мощнейшая в мире компания по размеру фондов, по прибыльности уступает только нефтяным энергогигантам British Petroleum, ExxonMobil и Royal Dutch/Shell. Несмотря на то, что в сферу деятельности компании входит множество иных направлений, с момента основания основными являются машиностроение и энергетика.

Среди крупных машиностроителей серьезная часть — это компании автомобильной промышленности, во многом формирующие высокий уровень потребления и состояние экономики в целом.

Российские компании

*В скобках указана позиция в общем рейтинге по показателю.

Компании-автомобилестроители, ориентированные прежде всего на внутренний рынок, составляют верхушку списка, однако их ряды поправляют исторически сильные экспортные компании ВПК.

Крупным игроком на рынке грузовой и строительной техники является группа «Русские машины», а изготовителем продукции нефтегазового машиностроения группы ГМС, Интегра, Римера, Кунгур, Борец.

География отраслей машиностроения

Успешное развитие машиностроения требует определенных ресурсов.

  • Научные центры. Позволят внедрить в производство новые технологии.
  • Развитая инфраструктура. Отличная сырьевая база и сбыт продукции.
  • Потребитель. Предприятиям требуется стабильный спрос на продукцию.
  • Рабочая сила. Квалифицированные специалисты уменьшают риск возникновения брака и влияют на скорость производства.

Специалисты с большим опытом работы в данной сфере повышают качество и количество выпускаемой продукции

Машиностроительная промышленность условно разделена на 4 региона: Северную Америку, Западную Европу, Азию, страны бывшего СССР.

Североамериканский регион включает таких крупных производителей, как США, Канада и Мексика. Стоимость реализуемой продукции составляет 1/3 от общемировой. Еще 1/3 приходится на Европу, где главными экспортерами являются Германия, Франция и Британия. В азиатском регионе лидирующую позицию занимает Япония. Также крупным восточным экспортером в последние годы считается Китай.

Россия бесспорный лидер и основной производитель среди стран бывшего СССР, но на мировой арене отечественное машиностроение наиболее известно в военной сфере. Авиационные и космические разработки российских ученых стабильно привлекают зарубежного потребителя. В других отраслях Россия значительно отстает от иностранных конкурентов.

До недавнего времени крупные компании располагались в достаточно развитых странах и составляли 90% от всего мирового машиностроения. Сейчас наблюдается обратная тенденция и в развивающихся странах находятся уже 25% производств.

Новая география обусловлена недорогой рабочей силой, привлекающая ведущие компании открывать в азиатских странах филиалы. Обычно на таких предприятиях работа несложная и часто сводится к простой сборке техники из предоставленных комплектующих.

Проблемы отрасли

Среди трудностей можно выделить следующие:

  • Общий спад агропромышленного комплекса привел к низкой платежеспособности большей части российских сельхозпроизводителей, что в свою очередь породило существенное снижение спроса на сельхозтехнику в целом, не только российского производства. Новое оборудование могут себе позволить только крупные предприятия, мелкие фермеры предпочитают покупать бывшее в употреблении, причем чаще всего зарубежного производства. Этим и объясняется загрузка производственных мощностей машиностроительных предприятий на уровне 30-35%, не более.
  • Непродуманная политика государства в отношении модернизации и дальнейшего развития российского сельхозмашиностроения.
  • Тяжелое налоговое бремя, высокие цены на энергоносители, существенные транспортные расходы. Впрочем, это проблема для всех видов производства, не только для сельхозмашиностроения.
  • Отсутствие должной поддержки сельхозпроизводителей со стороны государства.
  • Устаревшие конструкторские решения и технологическая отсталость определяют низкую конкурентоспособность отечественных сельхозмашин. Уровень отставания в технологическом плане составляет порядка 20, а по оценкам некоторых специалистов и 30 лет. Этому способствовал процесс приватизации тракторных и комбайновых заводов и ликвидация крупных научно-исследовательских институтов сельхозмашиностроения, таких как НАТИ, ВИСХОМ, ГСКБ, НИИ Тракторсельхозмаш, ВНИИКОМЖ.   
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector