Храмы артемиды

Кто пострадал от Артемиды?

Одно из самых известных преданий Древней Греции повествует о нимфе Калипсо.Та не сдержала данного Артемиде слова, потеряв свою невинность. 

Узнав о том, что одна из девушек её свиты носит ребёнка под сердцем, богиня намеревалась расправиться с ней. На помощь нимфе пришёл Зевс. Он превратил Калипсо и её малыша в большую медведицу и медвежонка, после чего поместил их на небо.

Возлюбленный Афродиты, Адонис – ещё одна жертва Артемиды. Из-за гнева и ревности охотница заставила огромного дикого вепря броситься на Адониса. 

После схватки со зверем юноша получил смертельные раны, ему не могла помочь даже подоспевшая Афродита. По велению богов Адонис превратился в цветок и покровителя весны.

А вот с Ифигенией, дочерью Агамемнона, Артемида поступила гуманнее. Когда царь узнал, что по случайности убил священную лань богини, он отправился к оракулу. 

Тот сказал, что спасти от гнева Артемиды себя и свой народ можно лишь одним способом – отдав в жертву богине дочь. Несмотря на жестокий нрав, Артемида помиловала Ифигению, а на жертвенном алтаре оказалась лань. Сама же Ифигения по приказу богини стала служить в её храме.

Гибель первого храма

Храм Артемиды в Эфесе простоял недолго – около двухсот лет. В 356 г. до н. э один из жителей города, Герострат, желая прославиться, поджег святилище. Это было нетрудно: несмотря на то, что само здание было возведено из мрамора, многие работы в середине были выполнены из дерева.
Следует учитывать, что потушить огонь было чрезвычайно трудно из-за его огромных размеров: необходимого оборудования для ликвидации пожаров такого масштаба они попросту не имели. После пожара от святилища остались лишь колонны и стены из белого мрамора, который почернел настолько, что жители города приняли решение полностью разобрать храм.

Преступника вычислили быстро – он абсолютно не прятался и заявил, что поджег здание ради того, чтобы потомки о нём не забыли. Чтобы этого не допустить, городской совет принял решение о том, что имя преступника должно быть полностью изъято из документов и кануть в небытие. Несмотря на то что в документах о нём писали, как об «одном безумце», людская память оказалась живучей, и имя Герострата вошло в историю античного мира навсегда.

Историческая информация

Храм был построен между 550 и 460 годами до н. э. по проекту Херсифрона из Кносса на Крите. Работа над ним продолжалась более 100 лет. В результате эфесцы в своем сооружении превзошли все прочие культовые строения того времени, выполненные из мрамора.

Храм Артемисиона, как его называли в Эфесе, был построен на болотистой местности, так как в Эфесе нередко происходили землетрясения, а пружинистый болотистый грунт должен был немного отражать эти колебания. Для укрепления фундамента Херсифрон распорядился засыпать котлован для фундамента древесным углем и хлопком.

За более чем вековую историю возведения храма в его строительстве принимали участие все государства и города Малой Азии. Неудивительно, что после завершения работ величественный и изящный храм, декорированный лепкой и скульптурами самых известных мастеров своего времени, вызывал удивление и восторг у всех, кто его видел. Пока однажды ночью в 356 году до н. э. Храм Артемиды не был подожжен. На преступление пошел гражданин Эфеса, пожелавший прославиться на века. В официальных документах он был назван «один безумец». Имя же этого человека с этих пор стало нарицательным — Герострат.

Обломки колонн ,  simonjenkins’ photos

В начале III  в. до н. э. Храм Артемиды был построен заново. Средства на его возведение выделил Александр Македонский. Сооружение возвели по первоначальному проекту, но подняли на высокое основание.

В 263 г. Храм Артемиды разорили готы. Местные жители начали мародерствовать, срывая мраморную облицовку здания. Колонны начали падать, их обломки тонули в болоте, на котором святилище было построено.

В XVI в. Эфес, большей частью уже разрушенный, был завоеван турками. Завоеватели не стали восстанавливать город, а построили новый — Сельчук. Так что в наши дни болото, затопившее Храм Артемиды, находится на окраине турецкого города Сельчук.

С развитием археологии удалось разыскать следы постройки времен Александра Македонского, и только в XX в. был поднят фундамент храма, под которым были найдены следы сожженных Геростратом колонн. Их обломки с фрагментами рельефов декора сейчас выставлены в Британском музее. Некоторые из находок являются экспонатами в Стамбульском музее археологии.

Макет Храма Артемиды в городе Эфесе ,  Людмила Султанова

Хранилище храма

Святилище Артемиды занимало огромную площадь 110 на 55 метров, поэтому не удивительно, что храм был хранилищем живописных полотен и скульптур знаковых для того времени мастеров.

В центре храма стояла 15-метровая статуя богини из слоновой кости и золота. Одета Артемида в одежды с изображением животных, ее тело имеет множество грудей, что вызывает споры относительно столь ненатуралистичного образа. По одной из версий, это не груди, а тестикулы верховных жрецов Храма: именно такую жертву они преподносили при вступлении в должность — бросали отрезанные органы к ногам богини.

Артемисион был также сокровищницей и банком. Причем золото, драгоценности и деньги на хранение в храм отдавали не только частные лица, но и государства.

На территории Храма никто не мог задерживать ни сбежавшего от хозяина раба, ни преступника — они находились под защитой Артемиды.

Части колонн simonjenkins’ photos

Интересные факты о храме Артемиды в Эфесе

В постройке участвовали многие, одни помогали финансами, другие вкладывали умение, третьи предлагали новые технические решения. Совместными усилиями было возведено уникальное по тем временам здание, постепенно ставшее центром политической и культурной жизни города.

Вокруг возведения здания возникло несколько легенд. Учитывая пристрастие греков к всевозможным мистическим событиям, это не удивительно.

  1. Считается, что мрамор в окрестностях нашли с помощью баранов. Два самца затеяли драку и один стукнул рогами по скале, открыв мраморный скол. Проблема материала для постройки и облицовки была решена.
  2. Долго не могли решить задачу транспортировки колонн. Их размер и вес глубоко вдавливал повозки в песчаную поверхность. Их стали обшивать деревом, вбивая при этом в торцы прутья. Затем волы волоком тащили колонны к подножию здания.
  3. Иначе как вмешательством Артемиды трудно объяснить феномен установки колонн в идеально вертикальное положение, а также укладку каменной балки порога.
  4. Горизонтальные перекрытия, архитравы, нужно было уложить так, чтобы не повредить капители колонн. Снова применили нестандартный подход, предварительно уложив несколько пешком. Архитравы весом выдавливали песок, он постепенно высыпался, а перекрытия плавно становились на место.
  5. Кроме статуи богини, во внутренних помещениях хранилась уникальная картина, на которой изображен Александр Македонский в образе Зевса с мечом — молнией в руке. Причем мастерство художника было таково, что создавалось впечатление, будто острие выходило за рамки картины, а глаза героя следили за перемещением посетителей.
  6. В исторических летописях зафиксировано, что значительную сумму на строительство пожертвовал Крез.

Эфесская Артемида

Богоматерь Эфесская, 1 век нашей эры, Археологический музей Эфеса.

Гравюра XVIII века римской мраморной копии греческой копии утраченного геометрического периода xoanon

С греческой точки зрения Эфесская Артемида является отличительной формой их богини Артемиды . В греческом культе и мифе Артемида является близнецом Аполлона , девственной охотницы, которая вытеснила титана Селину как богиню Луны . В Эфесе богиня, которую греки связывали с Артемидой, почиталась в архаическом, доэллинском культовом изображении , вырезанном из дерева ( ксоанон ) и украшенном драгоценностями. Черты лица больше всего похожи на ближневосточных и египетских божеств и меньше всего на греческих. Тело и ноги заключены в сужении колонного , как термин , из которого торчит богиня нога. На монетах, отчеканенных в Эфесе, богиня носит фресковую корону (как городские стены), атрибут Кибелы как защитницы городов (см. Поло ).

Традиционная многогрудная интерпретация фонтана Дианы Эфесиной XVI века , Вилла д’Эсте , Тиволи , Италия

Традиционная интерпретация овальных предметов, покрывающих верхнюю часть Эфесской Артемиды, заключается в том, что они представляют собой множественные груди, символизирующие ее плодородие. Эта интерпретация началась в поздней античности и привела к обозначению эфесской богини как Диана Эфезия Multimammia и другим связанным описаниям. Эта интерпретация уходит корнями в христианские нападки Минуция Феликса и Иеронима на языческую народную религию, и современные исследования поставили под сомнение традиционную интерпретацию, согласно которой статуя изображает многогрудую богиню. Факты свидетельствуют о том, что овальные предметы вообще не предназначались для изображения части анатомии богини. В некоторых версиях статуи кожа богини была окрашена в черный цвет (вероятно, имитируя состаренное дерево оригинала), в то время как ее одежда и регалии, включая так называемые «груди», были оставлены неокрашенными или отлиты в разные цвета. . Роберт Флейшер предположил, что вместо грудей овальные предметы были украшениями, которые церемониально вешали на оригинальную деревянную статую (возможно, яйца или мошонки принесенных в жертву быков) и которые были включены в качестве резных деталей на более поздних копиях. «Грудь» Эфесской леди, как теперь выясняется, вероятно, была основана на каплях в форме янтарной тыквы, эллиптических в поперечном сечении и просверленных для подвешивания, которые были повторно обнаружены во время археологических раскопок 1987–1988 годов. Эти предметы остались на месте, где древняя деревянная статуя богини была захвачена наводнением 8-го века. Таким образом, эта форма украшений была разработана еще в геометрический период .

На монетах она опирается либо рукой на посох из переплетенных змей, либо на стопку уробороев , вечной змеи с хвостом во рту. По некоторым сведениям, госпожу Эфесскую посещали священники-евнухи, которых называли «Мегабизой»; это могло быть собственное имя или титул. Практика ритуального самоуничижения как квалификации для служения божеству обычно отождествляется с нищенствующими священниками Кибелы, евнухами, галли . Мегабизой Эфесской Артемиды помогали молодые девственницы ( кораи ).

Вотивная надпись, упомянутая Флоренс Мэри Беннетт, которая датируется, вероятно, 3-м веком до нашей эры, связывает Эфесскую Артемиду с Критом: «Целителю болезней, Аполлону, Подателю света смертным, Евтихий устроил вотивное приношение критской леди из Эфеса, Светоносной «.

Греческие обычаи синкретизма ассимилировали всех чужеземных богов в рамках той или иной формы олимпийского пантеона, знакомого им — в греческой интерпретации — и ясно, что в Эфесе отождествление с Артемидой, которое ионийские поселенцы сделали из «Эфесской госпожи», было тонким. . Тем не менее, более поздние греки и римляне отождествляли ее как с Артемидой, так и с Дианой, а в древнем Риме существовала традиция, отождествлявшая ее и с богиней Исидой.

Христианский подход расходился с синкретическим подходом язычников к чужим богам. Христианская надпись в Эфесе указывает на то, почему на этом месте так мало осталось:

Утверждение, что ефесяне думали, что их культовый образ упал с неба, хотя это был известный миф о происхождении в других местах, известно только в Эфесе из Деяний 19:35:

Линн ЛиДонничи отмечает, что современные ученые, вероятно, будут больше озабочены происхождением Эфесской леди и ее иконологией, чем ее приверженцы в какой-либо момент времени, и склонны создавать синтетическое описание Эфесской леди, собирая воедино документы, которые насчитывает более тысячелетия своего происхождения, создавая фальсифицированную, единую картину, как неизменную икону.

Преступление Герострата

Покуситься на храм не рискнули даже персы, захватившие Эфес в 396 году до н. э. Греки были уверены, что сама богиня лично стоит на страже своего святилища. Власти Эфеса, да и простых горожан волновал вопрос: зачем Герострат это сделал? Официальная версия гласит, что Герострат поджёг храм Артемиды, чтобы прославиться. Правда, греческий историк Феопомп утверждал, что признание это Герострат дал под пытками. Исходя из современных законов, это делает признание Герострата ничтожным

Работы Феопомпа сохранились лишь частично, однако поджог храма Артемиды в Эфесе, описанный им, привлёк внимание римского писателя Виктора Максима, жившего в I веке н. э

Он включил поучительную, на его взгляд, историю Герострата в свою книгу, после чего этот сюжет разошёлся по миру, а имя Герострата стало нарицательным. Если Герострат действительно поджёг храм, а не стал невинной жертвой древнегреческого правосудия, то своей цели он добился — потомки помнят его и спустя два с половиной тысячелетия.

Попробуем найти в поступке Герострата другие возможные мотивы преступления. Греческие города на побережье Малой Азии оказываются во власти окрепшей Персии. В 396 г. до н. э. персы захватили Эфес. Большинство соотечественников Герострата припрятали ненависть к персам до лучших времен. Герострат — отчаянно-безрассудный житель города (видно по поджогу) — мог принадлежать к узкому кругу лиц, не желавших смириться с создавшимся положением. Знаменитый земляк Герострата — Гераклит Эфесский считал, что все изменяется, невозможно дважды вступить в одну и ту же реку — на входящего текут новые воды, так и жизнь человека постоянно изменяется, причем изменения эти происходят в результате борьбы. К тому же, Гераклит считал мировой процесс цикличным, по истечении «великого года» все вещи обращаются в огонь, из огня они и возникают в начале следующего цикла.

Храм Артемиды был восстановлен довольно быстро — уже к началу III в. до н. э. — при этом возведение нового святилища профинансировал Александр Македонский. Строительные работы были доверены архитектору Александру Дейнократу: при реконструкции он полностью придерживался предыдущего плана здания и лишь слегка усовершенствовал его, подняв храм несколько выше, на более высокое ступенчатое основание. Второй храм Артемиды ничуть не уступал первому и выглядел не менее великолепно. Поэтому эфесцы, чтобы отблагодарить Александра Македонского за меценатство, решили установить в храме портрет полководца и заказали работу у Апеллеса, который изобразил полководца с молнией в руке.

Отреставрированный храм Артемиды простоял несколько дольше, чем первый. Разрушение его началось в 263 г., когда его полностью разграбили готы. А ещё столетие спустя, в IV в. н. э. после того, как было принято христианство, а язычество было запрещено, — святилище богини плодородия разрушили: мрамор разобрали для других построек, после чего снесли крышу, нарушив целостность здания, из-за чего начали падать колонны — и их постепенно засосало болото.

Трудные времена Артимесона

В первозданном виде храм Артемиды простоял 200 лет. Величие и роскошь святилища взволновали местного юношу Герострата. Его сверстники, сильные и ловкие, крепкие и мужественные, участвовали в соревнованиях и битвах, и душой Герострата завладела зависть и скорбь. Он – ни умный, ни ловкий, страстно желал славы и решил, что в этом ему поможет Артемида.

Герострат поджег храм. Огонь мгновенно охватил потолок, изготовленный из дорогого ливанского кедра, и вскоре святилище превратилось в гору раскаленных камней. Преступник с гордостью заявил, что хочет оставить в истории память о себе как о величайшем разрушителе.

Суд приговорил его к смертной казни, а разгневанные жители Эфеса постановили навсегда вычеркнуть Герострата из списков и никогда о нем не вспоминать. Древнегреческий историк Феополт, нарушив запрет, оставил в записях имя Герострата как величайшего глупца, который уничтожил одно из чудес света.

Возрождение после пожара

Храм, подожженный летом 356 года, полностью выгорел изнутри, остались закопченные колонны и свод. Деньги на реконструкцию Артимесона дал Александр Македонский. В III веке до н.э.храм возродился, стал более величественным и пышным. Руководил работой Александр Дейнократ, который повысил храм ещё на один уровень.

Теперь гранитные колонны храма возвышались на 22 метра. В центре зала – статуя Артемиды в пышном драгоценном убранстве. Испорченные плиты облицовки заменили другими. Внутренние помещения украсили статуями и драгоценными вазами, которые преподносили посетители.

Благодарные жители города в знак признательности заказали Апеллесу портрет полководца Алесандра Македонского, который разместили в центре храма недалеко от статуи богини. Художник изобразил Македонского в образе Зевса с мечом-молнией в руках. При взгляде на картину складывается впечатление, будто остриё меча выходит за рамки картины, а глаза Зевса следят за перемещением посетителей.

Упадок и разорение

Слава о красоте и сокровищах Артемисона облетела античный мир, и в 263 году до н.э. сюда нагрянули орды готских племен, которые захватили Эфес и разорили святилище.

После завоевания Греции Римской империей храм Артемиды постепенно разрушался. Культ Артемиды сменился поклонением Деве Марии, а разоренное святилище пришло в упадок.

Для украшения церковных постаментов разобрали крышу храма. Потеряв устойчивость, колонны начали падать , и их отправили на постройку Софийского храма. Горожане брали в развалинах Артимесона мраморные плиты для строительства домов. Все, что осталось от храма, поглотило вязкое болото.

В 1426 году Эфес захватили турки, которые обнаружили на месте храма развалины. Завоеватели не стали восстанавливать город, а построили в долине городок Сельчук, используя мрамор древних руин как строительный материал. Теперь на окраине провинциального турецкого городка – болото, поглотившее остатки храма.

Краткое описание

Храм был крупнейшим святилищем древнего мира и его размеры действительно впечатляют: в длину сооружения составляло 110 метров, а в ширину – 55. Крыша постройки подпиралась 127 массивными 18-метровыми колоннами. Стены и крыша храма, возведённого в честь юной богини, были оформлены плитами из мрамора.

Для возведения святыни было выбрано довольно странное место – на болоте. Это объясняется тем, что в ту пору здания часто разрушались в результате мощные землетрясений, в связи с чем архитектором было принято решение строить храм в болотистой местности в надежде, что в случае подземных толчков храм останется невредимым. Однако такое предположение было ошибочным. Почти все остатки грандиозного сооружения ушли на дно. Не помогло даже то, что вырытая на болоте яма была наполнена шерстью и углем.

Внутренние стены храма были украшены скульптурами и рельефами. В его центральной части располагалась 15-метровая скульптура Артемиды, выполненная из слоновой кости и чёрного дерева, на одежде богини изображались животные.

Исполнение желаний

Согласно легенде, Зевс, держа на коленях трехлетнюю Артемиду, спросив ее, что она хочет получить в подарок. Тогда маленькая богиня охоты огласила множество желаний, попросив у отца:

  • вечную девственность;
  • столько же имен, как у ее брата;
  • лук и стрелы;
  • возможность приносить лунный свет;
  • свиту из шестидесяти океанид и двадцати нимф, чтобы они кормили собак, когда она на охоте;
  • все в мире горы;
  • город, который бы выказывал ей почтение превыше всех других богов.

Любящий отец исполнил все желания. Артемида стала богиней охоты у греков, вечной девственницей. Имела большое количество имен, например, таких, как Стрелолюбивая, Охотница, Болотная, Златострельная. Циклопы в кузнице бога Гефеста изготовили ей лук и стрелы. Получила она и город, который ее почитал и даже не один, а целых тридцать.

История

Храм был воздвигнут в честь богини Афродиты, которая по преданию была сестрой-близнецом Аполлона. Его строительство началось в первой половине 6 века до н.э. Проект храма разработал архитектор Херсифрон из Кносса, средства на постройку дал лидийский царь Крёз. Огромное сооружение строилось около 100 лет.

В 356 году до н. э. храм был сожжен Геростратом и поэтому мы мало что знаем о его внутреннем убранстве. Зато как он выглядел внешне, имеется полное представление, ведь в началу III в. до н. э. была возведена точная копия храма Артемиды, лишь ступенчатое основание отличало его от оригинала. Средства на постройку выделил сам Александр Македонский. Архитектором стал Александр Дейнократ.

Артемида

Богиня материнства, охоты, храбрости и отваги была любимицей всех жителей греческого государства. Каждый древний полис строил в честь нее святилища. Греки подносили щедрые дары богине, устраивали пиршества.

Артемида была прекрасной сестрой Аполлона, бога солнца и музыки. Их отцом был могущественный покоритель молний — Зевс.

Богине молились верные жены, чтобы она защитила мужей в бою и подарила потомство, а также воинственные амазонки. Они избрали Артемиду своей главной покровительницей.

Эфес был одним из центральных городов культа вечно юной охотницы Артемиды. Здесь и было решено начать строительство ее храма.

Сожжение второго храма Артемиды Эфесской

Интересной страницей в истории храма была его гибель. Несмотря на пышное убранство и богатство, храм богини Артемиды в Эфесе не было разграблено. Не уничтожили его и стихийные бедствия. Второй эфесский храм был разрушен одним из жителей Эфеса, который пожелал прославиться и навсегда остаться в памяти людей.

Этим греком был Герострат, который поджёг храм летом 356 года до н. э. Ночь, когда это произошло, совпала с ночью рождения Александра Македонского. Поэтому философ Плутарх писал, что сама Артемида допустила сожжение своего дома. Она покинула его, чтобы встретить рождение будущего великого полководца.

О Герострате почти ничего не известно, кроме опять же самой цели поджога. Он был скотоводом и захотел оставить след в истории, пусть даже это будет великое злодеяние. О том, что он сжёг храм именно ради славы, Герстрат сознался под пытками. Одно сами эфесцы пытались помешать этому. Герострата приговорили к смертной казни, а его имя запретили упоминать. В официальных документах того времени грек значился лишь как «один безумец».

Но один из историков по имени Феопомп всё же упомянул имя Герострата в своей работе. В результате грек, по сути, добился своего.

Рождение Артемиды

Ранее мы уже писали статью об Аполлоне, где и рассказывали о нем. Именно поэтому мы совсем немного можем дополнить ту историю, ибо Артемида является сестрой-близнецом Аполлона, а значит она также познала все горести капризного характера Гера. А дело было так.

Как все мы знаем, Зевс – это один из тех богов, которые не отличались супружеской верностью. Так случилось и в этот раз, только возлюбленной Зевса стала прекрасная титанида Лето. На тот момент Зевс уже был женат на Гере, которая жестоко преследовала его любовниц и их детей от Зевса.

Однако любовникам удалось скрывать свои отношения до тех пор, пока окончательно не стало ясно, что Лето беременна, и не от кого-нибудь, а от самого Зевса. Ревности прибавляло и то, что Гера узнала о том, что Лето должна подарить Зевсу сына.

Самому Зевсу Гера не мстила, т.к. однажды уже поплатилась за попытку переворота и была жестоко наказана, после чего связала себя клятвой преданности. Поэтому она вымещала злобу на любовницах и их детях. Такой жертвой стала и Лето. Когда Гера узнала о ее отношениях с Зевсом, она прокляла ее таким образом, что Лето не могла родить ни на одном участке земли.

Параллельно с этим, Лето преследовал Змей Пифон, который не давал ей нормально отдохнуть. Когда пришло время рожать, Лето не смогла этого сделать из-за проклятия, т.к. ни один клочок земли не принимал ее. Помимо этого, Гера подговорила Илифию (богиню родов) не помогать Лето.

Есть легенда, согласно которой Лето помог Посейдон, который пригнал к берегам Эллады плавучий остров Делос, где Лето нашла пристанище и смогла родить. Более того, Посейдон накрыл остров водяным куполом, чтобы Пифон не досаждал титаниде.

Также олимпийцы уговорили Илифию помочь Лето родить. Долгие 9 дней они уговаривали ее, и все же она сжалилась и выполнила свой дол. Так Лето родила прекрасных близнецов, которые получили имена Артемида и Аполлон. Легенда гласит, что едва дети появились на свет – все вокруг расцвело и засияло новыми красками, настолько они были хороши.

История нимфы Каллисто

Однажды Зевс влюбился в нимфу Каллисто (буквально — «прекрасная»), которая в числе прочих сопровождала Артемиду во время охоты и дала обет навсегда остаться девственницей. Через некоторое время Артемида узнала, что Каллисто ждет от Зевса ребенка, и была в ярости от этого.

По одной из версий мифа, богиня застрелила нимфу из лука. По другой – изгнала ее в горы, а после того, как Каллисто родила сына Аркада, разгневалась еще сильнее и превратила свою бывшую спутницу в медведицу.

Когда Аркад вырос, он стал знаменитым охотником и однажды в лесу хотел застрелить медведицу, не зная, что это его мать. Зевс не мог допустить этого, он вознес Каллисто и Аркада на небо, превратив их в два созвездия – Большую и Малую Медведицу.

Заключение

«Храм Артемиды в Эфесе» простоял в своем величии и красоте более пяти веков. В нем проводили Богослужения жрецы. Паломники со всех греческих городов приносили дорогие подарки Богиням. Римские наместники, начиная свое правление, приходили поклониться Артемиде и преподнести ей дорогие подарки. В 263 г д. н. э. готы, узнавшиеся о хранившихся в храме богатствах, захватили Эфес и разграбили святилище Артемиды.

В Византийское время мраморная облицовка храма и колонны, были вывезены в Византию. И как строительный материал, их использовали для различных строений. Но это необыкновенное создание древнего миро полностью уничтожила и поглотила болотистая почва, ил и песок реки Каистры.

И в середине 19-го века, археологи решили отыскать храм, но на том месте, где он когда-то стоял, простиралось болото. В 1863-1871 г, английский археолог Дж. Вуд, начал проводить здесь раскопки. В результате он обнаружил мраморные ступени храма. А на 6 м глубине болота – фрагмент храма, обломки мраморных колонн и статуй.

Но еще несколько десятилетий потребовалось археологам и архитекторам, чтобы восстановить план и общий вид этого знаменитого святилища. Святилища, красоту которого древние поэты воспевали в стихах. Во 2-1 в д. н. э.  поэт Антипатр Сидонский, который считал «Храм Артемиды Эфесской» самым прекрасным из семи чудес древнего мира, писал:

«Кто перенес Парфенон твой, Богиня, с

Олимпа, где прежде

Он находился в ряду прочих

небесных жилищ.

В город Андрокла, столицу ртивых

в бою ионийцев,

Музами, как и копьем, славный

повсюду Эфес.

Видно сама ты, сразившая Тития

больше олимпа

Город родной возлюбя в нем свой

воздвигла чертог.»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector