Карлов мост в праге

Развлечения на Влтаве

В Праге для туристов приготовили массу развлечений, доступных на воде. Это и обычные катамараны, которые можно легко арендовать и самостоятельно покататься по реке. И настоящие круизные прогулки, во время которых опытные гиды рассказывают историю города, и показывают некоторые достопримечательности. Кроме таких примитивных развлечений, Влтава предлагает и более экстремальные — например рафтинг. Если отъехать немного от Праги, то можно встретить несколько точек, доступных для рафтинга, или для мирного сплава на каноэ, которое кстати доступно для детей от 10-ти лет.

Источники

  • https://chezgid.ru/otdyh/chto-posmotret/vltava-reka.html
  • https://FB.ru/article/132384/a-vyi-znaete-kakaya-protekaet-reka-v-prage
  • https://praga-praha.ru/vltava/
  • https://czlife.ru/reka-vltava/
  • http://euro-provodnik.ru/reka-vltava-mosty-pragi.html

   1 голосСредняя оценка: 10 из 10

Что смотреть – знаменитые статуи

Всего здесь 30 статуй, по 15 с каждой стороны. Большинство статуй установили с 1683 по 1714 годы, тогда в украшении моста приняли участие лучшие чешские скульпторы: Матиас Браун, Ян Брокофф и его сыновья Майкл Жозеф и Фердинанд Максимилиан. В 1965 году все статуи заменили на копии, а оригиналы выставлены в Национальном музее.

Пожалуй, не будем подробно рассказывать о всех 30 скульптурах, остановимся только на самых интересных.

Скульптурная композиция “Распятие” (или “Голгофа”) может похвастаться самой богатой историей (на фото справа, кликните на фото для увеличения). Первое деревянное распятие на этом месте Карлова моста было установлено еще в 1361 году, вероятно, оно было уничтожено гуситами во время волнений 1419 года. В 1629 году построено новое деревянное распятие, но оно было сильно повреждено шведами в конце Тридцатилетней войны в 1648 году. Останки этого распятия хранятся в Национальном музее.

Новое металлическое распятие установлено в 1657 году, в 1666 году добавлены две фигуры, которые в 1861 году заменили. Фигуры изображают Деву Марию и Иоанна Богослова.

Скульптурная композиция “Турок” (или “Тринитарии”) больше других вызывает внимание туристов. Ее создал Фердинанд Максимилиан Брокоф в 1714 году

Это самая большая по размерам и самая дорогая статуя Карлова моста.

Статуя создана в честь двух основателей монашеского Ордена Тринитариев, которые выкупали христианских рабов у мусульман. Это святые Жан де Мата и Феликс де Валуа. Турок, естественно, символизирует мусульман. Третьего христианина зовут “Святой Иван”, кого именно из святых здесь имел в виду автор, так и не выяснено.

Фото и описание

Карлов мост – одно из немногих хорошо сохранившихся средневековых сооружений, переход через реку Влтаву. До 1870 года назывался Пражским, получил имя в честь короля Карла IV, отдавшего распоряжение о его строительстве и заложившего первый камень.

Изначально для пересечения реки использовались многочисленные броды возле Пражского замка, а через некоторое время был построен деревянный мост, разрушенный в 1157 году наводнением. Под протекторатом епископа пражского Даниила, поддержке короля Владислава и королевы Ютты в 1158-1172 был выстроен каменный мост, опиравшийся на 27 арок. Переход был стратегически важен, ибо он единственный соединял два берега города.

Мост украшали скульптуры, а с двух концов были выстроены башни. Большой ледоход и низкие арочные пролеты стали причиной полного разрушения моста в феврале 1342 года. Сохранилась до наших дней одна мостовая башня на Малостранской стороне моста и несколько его арок, а также основания на дне реки.

Мост Карла IV

В июле 1357 года, в 5.31 утра, чешский правитель Карл IV поместил первый камень в кладку нового моста. Дата и время закладки были выбраны по рекомендации астрологов, должны были способствовать прочности и долговечности сооружения. Руководил работами чешско-немецкий архитектор Петр Парлерж. Завершили строительство в начале 15-го века при Вацлаве IV.

При строительстве был учтены предыдущие просчеты — мост Карла был выше, шире, располагается южнее относительно предыдущего. Кроме того, зодчие мастера Парлержа возвели Староместскую мостовую башню.

В 1432 году Прагу настигло наводнение, были разрушены пять мостовых арок. Ремонт был начат в том же году и проводился до 1503-го. Штурм Праги немцами в 1611 году и бои на мосту разрушили несколько опор и скульптуры, они были восстановлены. Ледоход 1784 года повредил пять подпорок моста, они был укреплены и выстроены заново.

По Пражскому мосту был проложен один из первых трамвайных маршрутов, до электрификации в 1905-м это была конка, а после, до 1908 – трамвай с подачей тока снизу.

Архитектурные особенности

Староместская башня по проекту Парлержа построена в едином стиле с собором Св. Вита, с характерными балдахинами. Через ее свод проходили парадные процессии чешских правителей при коронации. Известно, что с в 20-х годов 17-го века на башне для устрашения были выставлены отрубленные головы предводителей восстания сословий.

Отделка строения – скульптуры 1400 года в готическом стиле, выше – гербовые щиты земель в составе Чехии. На галереи башни ведут 138 ступеней, перекрытие – сетчатый свод. В настоящее время в башне находится смотровая площадка и Музей Карлова моста.

Малостранские башни служили защитными сооружениями. Низкая башня – наследство от предыдущего моста, перестроена в 1591 году, Высокая – закладка датируется 1464 годом, во время правления Ирижи Подебрада, ремонт, отделка и модификация – 1648 годом. Рельеф, обнаруженный в 19 столетии в замурованной нише, относится к чешской скульптуре романского периода. Соединяют две башни готические ворота 15-го века.

Скульптуры моста

Карлов мост украшают тридцать скульптур на религиозную тематику, большая часть была установлена в 1683–1714 гг. Правом поставить статую обладали религиозные ордена, университетские факультеты и др. Всего здесь находится 30 статуй, самая старая и знаменитая – статуя Яна Непомуцкого, пражского архиепископа, которого в 1393 году сбросили в Влтаву именно с Карлова моста.

Большая часть скульптур была выполнена из песчаника, неустойчивого к влиянию внешней среды и заменена на копии. Оригиналы находятся в Национальном музее и музее «Горлица» в Вышеграде.

Легенда дома U Obrazku Panny Marie

В 1890 году Прагу настигло такое наводнение, во время которого ушли под воду не только Кампа, Стрелецкий остров  и значительная часть Малой Страны, но и часть Старого Места. В доме у Карлова моста осталась в плену водной стихии хозяйка дома Анна. Когда бедная женщина уже утратила всякую надежду на спасение, она заметила икону Девы Марии, принесенную к дому паводковыми водами. Анна смогла достать икону из воды и непрестанно молилась перед образом до тех пор, пока вода не стала убывать.

Пражане больше года восстанавливали город, пострадавший от наводнения. И в 1892 году, когда остров Кампа вернулся к своей обычной жизни, в верхней части дома хозяйка установила икону-спасительницу, а перед ней лампадку.

В память об этом знаменательном событии дом получил название U Obrazku Panny Marie. Уже больше века потомки бдительно оберегают ознаменованное место. На смену лампадке пришли электрические свечи. В теплое время года балкон дома расцветает, привлекая восхищенные взгляды прохожих. Особенное впечатление производит освященный уголок в вечернее время, мерцая огоньками свечей.

Впрочем, и легенду эту я услышала, когда стояла вечером на Карловом мосту и заворожено смотрела на мерцающие огоньки перед иконой.Карлов мост привлекателен и удивителен в любое время суток. Мы только что совершили дневную прогулку. Интересно пройтись по мосту вечером, когда тени мостовых башен и скульптур в лучах заходящего солнца создают причудливую картину на мостовой.

Великолепен мост Карла в темное время суток, когда фонари и прожектора освещают мост и создают выразительную композицию моста и Пражского Града.

Вечерне-ночной Карлов мост эффектнее выглядит со стороны набережных или с острова Кампа. Но гулять по нему, конечно же, лучше в дневное время. Прогулка длиною в 520 м практически неизменно входит в обзорные экскурсии по Праге. Особенно, если туристы стремятся познакомиться с Прагой за один день. В этом случае, они рискуют пробежать мост за каких-то 15 минут, толком ничего и не увидев. Не нужно торопиться! Карлов мост – одна из самых значимых достопримечательностей Праги. Осмотритесь, почувствуйте его атмосферу, и вы обязательно еще вернетесь на этот мост.

Ваш euro-проводник Татьяна

Карлов мост в Праге

Полезная информация для туристов

Как добраться

Приехать на Карлов мост можно на общественном транспорте:
• на метро (зеленая ветка) до станции Староместска или Малостранска;
• автобусом №№194,192 до остановки Староместска или Малостранска;
• трамваем №№ 2,5,7,13,14, 15,17,18, 20,22,23,41,93,97 до Карлова моста или Малостранска площадь.

Транспорт ходит по расписанию с небольшими интервалами. Посещение Карлова моста бесплатное.

Существует поверье, что если дотронуться рукой до любой статуи на мосту, загадав при этом желание, то оно исполнится обязательно. Особенно помогает в этом фигура Иоанна Непомуцкого. В исполнении желаний помогают поцелуи на мосту.

Посмотреть Карлов мост и его достопримечательности лучше всего с 3 часов ночи до первых петухов, если вы поклонник мистического и таинственного. Остальным лучшее время – с утра до обеда. Во второй половине дня и до ночи мост оккупирован музыкантами, художниками, уличными артистами, торговцами. И толпами туристов.

История Карлова моста

Каменный мост назван в честь императора Римской империи Карла IV, который положил первый камень при строительстве в 1357 году. Здесь не обошлось без магии. Придворные астрологи рассчитали время для начала строительства: 09.07.1357 в 5.31 утра. Последовательность цифр несет особую энергетику, читается одинаково в обоих направлениях. Это гарантирует благополучие, долговечность, силу и выносливость, а также богатую яркими событиями историю. Именно в это время Солнце, Сатурн и Земля выстроились в один ряд.

Архитектор моста Петр Парлерж, его творением является собор святого Витта в Злате Праге. Открытие моста произошло в 1380 году, однако строительство башен продолжалось до 1402 года. Именовался он тогда «Каменным» или «Пражским». Лишь с 1870 года писатель Йозеф Рудл назвал мост «Карлов». Название прижилось. Скульптурные композиции были установлены в17-18 веках.

Одно из преданий гласит, что жители местечка Велвар сварили яйца вкрутую, опасаясь, что они не доедут целыми. А из городка Угношть доставили не только яйца и молоко, но и сыр, творог и даже вино, чтобы задобрить злых духов. Другое предание о прочности связано с мечем Брунцвика, заложенным в кладку моста. Про Тадж-Махал читайте здесь.

Как бы то ни было, мост на протяжении нескольких веков выдерживает наводнения. Нагрузка на мост была значительная. По нему до начала XX века ездили всадники и экипажи, конки, трамваи, автомобили. И лишь с 1965 года мост Карла IV стал пешеходным.

Техническая характеристика строения:

  • протяженность — 520 м;
  • ширина — 9,5 м;
  • высота — 13 м;
  • монолитных арок – 16;
  • башен – 3;
  • скульптурных композиций– 30;
  • туристов, ежегодно посещающих мост – 12 000 000 человек.

Статуи, исполняющие желания

Украшением моста являются скульптурные композиции. Первоначально они были выполнены из песчаника. Поскольку это материал подвержен разрушению, оригиналы заменили на копии. Сами статуи находятся в Национальном музее.

Старейшая скульптура «Распятие» создана в 1657 году. Позднее создавались статуи Иисуса Христа, Богородицы, святых Витта, Фомы Аквинского, Иоанна Непомуцкого, Бернхарда. Материалом для фигур служил мрамор или камень. Лишь скульптура Иоанна Непомуцкого выполнена из бронзы.

Это самый почитаемый и любимый святой Карлова моста. По приданию он был брошен в реку с этого моста по приказу короля Вацлава IV за отказ раскрыть тайну исповеди королевы. После казни святого над водой засверкали пять звездочек. По этому знаку горожане нашли его тело и предали земле. На 8 опоре моста памятной доской обозначено место казни. Статуя святого Иоанна установлена в 1683 году между 9 и 10 опорами.

Скульптурная композиция короля Карла IV с сыном Вацлавом IV и святым Виттом расположена в нише Староместской мостовой башни. Башня древняя, строилась одновременно с мостом. Это самое красивое готическое сооружение Праги и всей Европы. Башня была триумфальной аркой к резиденции короля, поэтому ее богато декорировали.

Башни, охраняющие мост

Несмотря на свою красоту и парадность с 1621 по 1631 год в Староместской башне была тюрьма.
История башни хранит печальную память о 12 казненных мятежниках. Их головы на протяжении 10 лет висели в металлической клетке на галерее крыши для устрашения народа. Неупокоенные души казненных появляются ночами в виде призраков, раздается невнятный шепот.

По другую сторону Карлова моста, на левобережье Влтавы стоят две башни, соединенные аркой. Это Юдитина высотой 29 метров и Высокая, ее высота 43.5 метра. Юдитина башня построена в XII веке, а Высокая в 1464 году. Объекты строились для защиты от нападений неприятеля, поэтому не декорированы.

Карлов мост

Особенности строения Карлова моста в Праге

Длина моста, построенного из песчаника, 515 метров, а ширина 10 метров. Представляет собой конструкцию из 16 опорных столбов, соединенных арочными пролетами.

Со стороны Старе-Места и Малой-Страны на мосту установлены могучие башни — все в готическом стиле, хотя и сделаны в разные эпохи. Староместская башня представляет собой массивное сооружение оборонного характера. Она богато украшена скульптурой, в том числе парадными портретами Карла IV, его сына Вацлава IV и изображением Святого Вита. Внутри башни — обзорная площадка. Малостранские башни соединены между собой стеною с воротами, а низкая южная башня является уцелевшей частью старого моста Юдифи.

Пороховая башня, закрывающая улицу Целетную, была построена в 15 в. и служила въездными воротами Старого Города. Рядом с ней находится Муниципальный дворец («Обецни дум»), который считается самым красивым зданием стиля модерн в Праге. Сам мост начинается у двух (романская и большая готическая) башен на малостранском берегу и заканчивается Пороховой башней на староместском берегу. Последняя башня была построена в конце XIV века Петром Парлержем и до сих пор считается «самыми красивыми воротами Центральной Европы». Башня раньше была частью романского укрепления, защищавшего подступы к мосту. Рядом с ней расположен бывший монастырь ордена крестоносцев «красной звездой» и бывший иезуитский колледж Клементинум.

На мосту водружены многочисленные скульптуры, принесшие ему всемирную славу. К самым старым монументам относят Распятие (установлено в 1630 году) и статую Святого Яна Непомуцкого (необыкновенно чтимого в Праге мученика, утопленного во Влтаве по велению короля Вацлава IV). Ян Непомуцкий был личным исповедником королевы, и король, приревновав, повелел наемным убийцам сбросить его с моста в реку, что они и сделали. Через несколько дней его тело вытащили сетями рыбаки. Вокруг головы утопленника сияло 5 звездочек (после того, как его канонизировали, он везде изображается с 5 звездами). На том месте, где он был сброшен, есть крест, а фигура стоит на правой стороне чуть дальше (по направлению к Мала-Страна). Говорят, что если прикоснуться к этой статуе на мосту и загадать желание, то оно непременно сбудется. Туристы выдумали легенду, будто прикосновение к собачке у его ног приносит здоровье их домашним питомцам.

Кроме этих традиций, есть еще одна, благодаря которой этот мост еще называют мостом «тысяч поцелуев». Считается, что если возлюбленные поцелуются на середине моста, то они никогда не расстанутся.

На противоположном парапете от Малой-Страны можно увидеть статую князя Вацлава, группу «турок на мосту» (скульптура Св. Яна Матского и Св. Феликса, вызволяющих христианских пленников из агарянского плена), а также статую святителя Адальберта. За лестницей со спуском к острову Кампа — статуя Св. Николая Толентинского, Св. Викентием Феррером и Св. Прокопием, изваяние Св. Франциска Ксаверия со скульптурным автопортретом выдающегося ваятеля эпохи барокко Брокоффа.

Сегодня большинство статуй заменены копиями, а оригиналы находятся в Лапидариуме (филиале Национального музея).

Сейчас мосту требуется серьезная реконструкция. Воды Влтавы, подмывая Карлов мост снизу, угрожают ему разрушением. Значительный урон, к сожалению, приносят туристы. Ежедневно по Карлову мосту проходят тысячи людей. На полный ремонт моста требуется около 6 миллионов долларов. Не располагая подобной суммой, мэр чешской столицы предложил организовать всенародный сбор средств. Предполагается, что к 2010 году Карлов мост будет полностью отреставрирован.

История строительства и эксплуатации моста

Первый камень в основание нового моста заложил король Карл IV. Любопытно, что время для проведения этой церемонии – в начале июля 1357 года рассчитали королю его придворные астрологи. Такое огромное значение в Средневековье придавали магическим числам!

Вид на северную сторону моста

Руководил возведением моста один из известнейших представителей потомственной немецко-шведской династии архитекторов – Петер Парлер. Стройка заняла долгое время и закончилась только в начале 15 века, хотя первых пешеходов и повозки пустили здесь еще 1380 году.

Мостовую конструкцию, шириной более 9 и длиной 520 м, первоначально называли просто – «Пражский мост». В честь короля Карла IV мост переименовали только в 1870 году. Полотно, по которому можно пересечь реку, лежит на 16 массивных каменных арках, построенных из тесаных блоков песчаника.

Раньше через мост пролегал Королевский путь – церемониальная дорога, по которой властители Чехии ехали для коронации. Он брал начало в Старо Место у Королевского двора и до моста через реку шел возле Староместской ратуши и через площадь Крестоносцев. После Карлова Моста Королевский путь выходил мимо Градчанской площади к собору Святого Вита. Чешские короли ездили по этой дороге с 1438 по 1836 год.

Вид на северную сторону моста с реки Влтава

Обычные граждане, чтобы проехать или пройти по мосту, вносили плату. В праздничные дни здесь организовывали ярмарки и проводили пышные рыцарские турниры.

До начала прошлого века по мостовому полотну проезжали конки. Потом здесь провели электричество, и с 1905 по 1908 год мост можно было пересечь на трамвае. Живописный средневековый мост не раз снимали в художественных кинолентах.

История Карлова моста в Праге

В древние времена для пересечения Влтавы жители пражских городов использовали многочисленные броды и переправы. Предшественниками Карлова моста были первый деревянный мост, сооруженный в Х веке, и каменный мост, построенный в 1160 г. Оба моста были снесены наводнениями.

Мост, который считается в наши дни чуть ли ни главной достопримечательностью столицы Чехии, был заложен 9 июля 1357 года по приказу Карла IV, чьим именем в последствии и был назван. Строителю собора Святого Вита, Петеру Парлержу, было поручено строительство нового моста, который должен появиться на месте старого.

Дата и время постройки точно высчитывались придворными астрологами. Его закладка произошла ровно в 5 часов 31 минуту. В это время солнце находилось на одной линии с Сатурном, а это предвещало благополучие. Немаловажна роль и у магии чисел: цифры года, месяца, дня, часа и минуты читаются одинаково в двух направлениях, как слева направо, так и справа налево: 1357 9 7 5 31 (1357 год, 9 июля, 5 часов 31 минута). Это также обещало немалое процветание.

В то время, когда строился мост, очень трудно было найти качественные компоненты раствора, которые обеспечили бы устойчивость всей конструкции. Как не странно, но главным строительным веществом, из которого строили мост, был яичный белок. По приказу Карла со всей страны свозились тысячи яиц. Правда, малограмотные крестьяне, не всегда понимая, для чего используются яйца, присылали их вареными.

Мост возводили более 50 лет, а окончательно он был достроен только к началу XV века. С этого момента Карлов мост стал важным средством общения между двумя главными районами города, центром общественной жизни. Здесь располагались торговые точки, происходили турниры и общественные суды, здесь же совершали расправы над ворами — их опускали во Влтаву на большой плетеной корзине.

Сооружение имело важное стратегическое и военное значение. На мосту находились башни, выполняющие сторожевые функции

В Средние века просторные ворота одной из башен были защищены опускающейся решеткой. В конце Тридцатилетней войны (1618-1648 годы) мост спас Старую часть города от разрушения. С моста пушки шведов обстреливали город. Большая часть ядер попадала в Староместскую мостовую башню. После двухнедельных переговоров было подписано мирное соглашение.

В 1890 г. Карлов мост пострадал от наводнения: оторвавшиеся от берега плоты заблокировали течение воды между опорами, и две из них обрушились. Мост был восстановлен и в течение пяти веков он оставался единственным мостом через Влтаву.

Только в 30-е гг. XIX в. началось строительство других пражских мостов, а сам Карлов мост стали украшать скульптурами, число скульптур и скульптурных групп постепенно достигло 30, мост превратился в художественную галерею под открытым небом. Скульптурная галерея создавалась не один век. Свой вклад внесли известные чешские мастера — Майер, Михаил Ян Йозеф Брокофф и Фердинант Максимилиан.

С самого начала своего существования Карлов мост стал излюбленным местом для прогулок. Правда, долгое время его просто называли Пражским или Каменным мостом. Мост стали называть Карловым только в конце XIX века.

История

Когда-то берега Влтавы соединял другой мост, сооруженный к 1172 году по приказу короля Владислава II. Назывался он — Юдитин мост. Он исправно служил нуждам города пока наводнение 1342 года не разрушило его.

Тогда Карл IV, правивший в этот период, решил что старый мост ещё пригодится, но новой растущей Праге нужен более надёжный и более современный мост.

Был сделан проект и заложена основа, недалеко от Юдитина моста. Новое сооружение было готово к началу XV столетия. Карл Карл IV к этому времени уже умер, но в память о любимом короле, мост назвали Карловым.

Согласно легенде, дату начала строительства Карлу IV подсказали астрологи. Если разложить число на цифры, то получится восходящая и нисходящая последовательность из нечетных чисел. Считалось, что заложенный именно этого числа мост простоит века.

Есть еще одна интересная легенда, связанная с новой переправой. По преданию, именно оттуда сбросили в реку святого Яна Непомуцкого. А там, где его тело погрузилось в воду, образовался ореол из пяти звезд. С тех пор святой непременно изображается с нимбом из пяти звезд.

Но мы немного отвлеклись от истории. До начала XX века Карлов мост был приспособлен исключительно для езды на лошадях. С 1905 года по нему стал ходить трамвай.

  • Эта переправа была свидетелем многих важнейших для Праги событий.
  • Здесь проходила Королевская дорога
  • По этим плитам гуситы вошли на Малую Страну
  • Отсюда шведы атаковали Градчаны.
  • На его мостовой башне 10 лет висели головы участников Сословного восстания.

Вид на мост со смотровой площадки Пражского Града

Облик

Рассказ о современной жизни самой популярной достопримечательности Праги начнем с формальных характеристик. Без них рассказ о каменном гиганте будет не полон:

  • Длина моста — 520 метров
  • Ширина 9,5 метров.
  • Вся эта нехилая конструкция стоит на 16 арках, облицованных песчаником.

Со стороны Старе Место стоит Восточная мостовая башня или Староместская мостовая башня. Она украшена фигурной пластикой, гербом Римской империи а также изображением зимородка.

На втором этаже башни скульптура покровителя моста – Святого Вита, а также Вацлава IV и Карла IV.

Наверху располагаются скульптуры покровителей страны: Сигизмунда и Войтеха.

Западные Малостранские мостовые башни были построены не одновременно. Приглядитесь и вы заметите разницу. Долгое время башни с разных концов переправы были ее единственным украшением. Пока в период барокко не были установлены скульптуры.

Скульптуры на мосту

На мосту сейчас всего около 30 скульптур.

Самая впечатляющая — скульптурная группа «Видение св. Луитгарды»

Видение Святой Луитгарды

Самая древняя – группа «Распятие», она была установлена в 1657 году.

Турок на мосту – самая популярная из местных скульптур. Она изображает турка, стерегущего плененных христиан.

Композиция Пражский турок

Еще одна знаменитая работа, «Дева Мария с младенцем и святая Анна» принадлежит скульптору М. В. Якулы.

Мадонна является центральной фигурой и другой композиции под названием «Мадонна со святым Бернардом».

Есть здесь и скульптура Яна Непомуцкого. Именно к ней спешит большинство туристов.

Если прикоснуться к барельефам, которые расположены у подножия скульптуры и загадать желание, оно всенепременно сбудется. Судя по натертым до блеска фрагментам скульптуры, в это верят многие. Мы вот тоже.

Натираем фигурки

Большая часть фигур, украшающих мост, была создана выдающимися скульпторами М. Бернардом Брауном, Я. Брокофом при участии их сыновей.

Святой Филипп Бениций

Еще одним украшением моста служит неоготическая лестница, ведущая на остров Кампа. Она была построена вместо своей деревянной предшественницы в 1844 году.

Единственная статуя, которая стоит не на мосту, а на его опоре со стороны Малостранских мостовых башен – легендарный рыцарь Брунцвик.

Скульптура рыцаря Брунцвик

Здесь всегда много торговцев, музыкантов, художников, которые рады развлечь туристов, а заодно немного подзаработать.

На площади перед Карловым мостом находится Клементинум. Советуем заглянуть туда.

Во-первых, там интересно. Во-вторых, — красиво. В-третьих, в Клементинуме есть смотровая площадка, с которой открываются виды на Тынский храм, Ратушу и красные, как из сказки, крыши Праги.

На трамвае №№ 17, 18 до остановки Karlovy lázně.

Пешком от Староместской площади.

Адрес: Karlův most, 110 00 Praha 1

Достопримечательности Карлова моста: история в каждом камне

Наверное, ни с одной достопримечательностью Праги не связано столько легенд, как с мостом императора Карла. Одна из них связана со святым великомучеником Яном Непомуцким (Иоанн Непомук), замученным пытками и сброшенным с моста во Влтаву по приказу Вацлава IV. По преданию там, где воды сомкнулись над головой святого, засияли пять звезд, которые теперь изображаются на каждом его портрете. Сегодня на месте гибели Яна Непомуцкого, где вмурован крест и два гвоздя из меди, и у его памятника можно загадать желание.

Староместская башня Карлова моста – одно из красивейших готических архитектурных сооружений Европы. Ее стены украшены гербовыми изображениями Римской империи. Над входом в башню можно увидеть высеченное из камня изображение зимородка, с которым связано много легенд. Здесь вы можете посмотреть на искусную заботу чешских скульпторов, статуи императоров Карла IV и Вацлава IV, святых Вита (покровителя Карлова моста), Сигизмунда и Войтеха (покровителей Чехии).

На западном конце моста возвышаются Малостранские башни. Первая – самая маленькая, отличающаяся характерной для романской архитектуры мощью, была перестроена в ренессансном стиле (1591 г.). Коронованный представитель династии Подебрадских панов – Иржи (Георгий) в 1464 г. издал указ о строительстве второй башни, которая сегодня по стили очень схожа со Староместской. Ворота между Малостранскими башнями возводились уже при короле Вацлаве IV. До XVII-XVIII вв. Карлов мосту украшали только эти три башни.

Начало эпохи барокко позволило талантливейшим чешским скульпторам того периода (1683-1714 гг.) создать на Карловым мосту уникальнейшую в мире скульптурную галерею из 30 статуй. Именно с ней в первую очередь связывают имена Матиаша Брауна, Фердинанда Максимилиана и Яна Брокофа с сыновьями. Каждый, попавший на Карлов мост турист стремиться заснять на камеру искусной работы статую турка, охраняющего плененных последователей Христа (Я. Брокоф, 1714 г.), красивейшие скульптурные ансамбли «Распятие» с надписью на древнееврейском (1657 г.) и «Видение св. Луитгарды» (М. Браун, 1710 г.), несколько композиций, посвященных матери Христа Марии и первого цистерианца Бернарда Клервоского (М. В. Якула, 1707 г.) и множество других.

Последняя, но не менее интересная достопримечательность Карлова моста – монументальная каменная лестница на Кампу, возведенная на месте старой деревянной в неоготическом стиле (1844 г.).

История

Сначала Карлов мост называли Пражским, но позднее его название связали с именем короля Чехии, который лично в июле 1357 года заложил первый камень в месте строительства моста.

Строительство моста длилось 45 лет, но в 1432 году из-за сильного наводнения он был поврежден. В 1496 году случилось еще одно происшествие с мостом – один из его столбов опустился, и третья арка сильно деформировалась, ремонт моста был закончен только в 1503 году.

В 1621 году, после восстания против Габсбургов, было публично казнено 27 лидеров движения сопротивления, а их головы, выставленные на мосту, напоминали остальным участникам движения о жестокой расправе, которая их ждет при дальнейших попытках восстания.

Мост также ознаменовался боевым сражением в 1648 году, когда шведы во время Тридцатилетней войны, заняв западный берег Влтавы, хотели продвинуться вглубь Праги. Во время сражения была повреждена стена мостовой башни с ее причудливыми готическими узорами и лепкой. В начале 17 века мост украсили скульптурами в стиле барокко. В 1784 году даже сильное наводнение не смогло нанести вред аркам моста, хотя 5 столбов все-таки было повреждено, из-за чего движение по мосту стало ограниченно.

В 1884 году была заменена лестница, ведущая на остров Кампа. В 1848 году во время революции мост избежал разрушения, были повреждены только несколько статуй. В 1866 году на мосту установили в качестве освещения газовые фонари, позднее их заменили электрические. В конце 19 века через мост проложили дорогу общественного транспорта, а старые башни были реконструированы.

В сентябре 1890 года в Праге случилось сильное наводнение. Различные балки и бревна, плавающие строительные материалы были прибиты к мосту течением воды и создавали препятствие движению реки. Из-за большого давления разрушились несколько арок, опора моста и статуи святой Ксавьер и святого Игнатия Лойолы. Позднее им на замену установили скульптуры Святых Кирилла и Мефодия. Реконструкция моста обошлась городскому бюджету в 665 тысяч крон и заняла почти 2 года, мост открыли только в ноябре 1892 г.

В начале 20-го века оживилась транспортная городская сеть. В 1905 году по Карлову мосту проложили трамвайные пути, которые заменили конную транспортную линию, а в 1908 году по мосту начали свое движение автобусы. После Второй мировой войны полная реконструкция моста завершилась к 1978 году. Опорная конструкция моста была укреплена, асфальт, рассчитанный для проезда общественного транспорта, полностью демонтировали. Карлов мост стал доступен лишь для прогулок пешеходов, транспортная линия была полностью убрана. Стоимость реконструкции моста составила 50 миллионов крон.

В начале 90-ых годов группой экспертов было решено продолжать реконструкцию Карлова моста. Однако существенных предпосылок для начала нового этапа восстановления не было. Даже после наводнения 2002 года мост не спешил деформироваться и не требовал срочных мер по реконструкции. Все же было решено провести ремонт нескольких столпов, которые после наводнения 1890 года не были отреставрированы. Ремонт не сильно мешал прогулкам по мосту и перекрывал движение лишь частично.

В 2008 году на протяжении двух лет проводились работы по совершенствованию системы гидроизоляции и укреплению опоры моста. В это же время появилась необходимость привести в порядок тротуары, камни на стенах моста портили эстетичный вид и требовали замены. К реконструкции моста приступила группа работников, которая не имела опыта по восстановлению памятников архитектуры, в итоге результат их работы был подвергнут критике экспертов. Оказалось, что новые камни не подходят по структуре и характеристикам к старинным камням, из которых сделан Карлов мост, количество новых камней значительно превосходит требуемое, близлежащие старые камни были сколоты и повреждены, а материал, который соединяет новые камни, не являлся пригодным для данного памятника культурного наследия.

Как и следовало ожидать, Комитет ЮНЕСКО в 2010 году сделал официальное заключение о том, что реконструкция Карлова моста в Праге проводилась без соблюдения необходимых предписаний, связанных с сохранением технологии строительства культурного объекта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector