Казанский собор в санкт-петербурге: адрес и часы работы

Площадь перед храмом

Архитектором грандиозного собора стал Андрей Никифорович Воронихин — бывший крепостной крестьянин. Благодаря своему таланту он получил не только блестящее образование, но и вольную. Автор проекта предлагал разбить площади перед северным и южным фасадами храма, сделав их зеркальным отображением друг другу. Но эта идея не была реализована.

Лишь северная сторона была оформлена по задумке архитектора. Площадь была вымощена гранитным тротуаром, до 1826 года ее центральное место занимал деревянный обелиск, канувший в лету из-за того, что его не посчитали нужным перестроить из камня.

В 1837 году к 25-ой годовщине победы над Наполеоном на площади поставили монументы легендарным героям той войны — Кутузову и Барклаю-де-Толли. Место выбрано не случайно — в Казанском соборе хранились трофеи победоносных военных баталий.

В 1870-х годах гранит на тротуаре планировали заменить на новомодный по тем временам асфальт. Но война с Турцией помешала реализовать эту идею.

В начале двадцатого столетия с северной стороны площади было построено здание компании Зингер, в настоящее время отданное под Дом Книги.

Собор Казанской иконы Божией Матери Санкт-Петербург

На пр-те Невском в 1710 г. неподалеку от деревянного сооружения с госпиталем была возведена часовня, а немного позднее выстроена деревянная церковь Казанской Богоматери. По указу государыни Анны Иоанновны новая каменная богомольня была заложена только в 1733 г. в сентябре месяце и возводилась по чертежам М. Земцова, носящее впоследствии название Рождественский. Нововозведенная церковь имела довольно грандиозное украшение, а именно многоярусную колокольню в высоту, достигающую 58м.

Лучшая статья для Вас, переходите: Собор Василия Блаженного в Москве

В этот Божий храм из Троицкого святилища 2 июля была перенесена знаменитый чудотворный образ Богоматери, после чего церковь стала называться по имени божественного лика и получила статус собора, который впоследствии стал главным православным местом в Северной столице.

Здание храма к началу 19-го века значительно обветшало, поэтому было принято решение возвести новое строение. Павел I планировал, построить храм схожий с храмом Св. Петра, находящимся в Риме и уже в 1799 г. был объявлен конкурс на лучший проект для будущего святилища.

Неподалеку находилась резиденция графа Строганова А.С., который впоследствии предложил проект, созданный молодым архитектором Воронихиным А.Н., ранее приходящимся крепостным. Представленный Андреем Никифоровичем чертеж получил одобрение. Новый Божий храм стал закладываться в присутствии Александра I, а граф Строганов при этом был назначен ответственным за проведение строительных работ, которые были завершены к 1811 г. А автор самого архитектурного проекта был представлен к награде ордена Анны II степени, а также пожизненной пенсией.

Также интересным фактов считается, то, что в возведении принимали участие лишь русские мастера. Каменщиками руководил Самсон Суханов, при этом большая часть задействованных строителей были обычными крепостными крестьянами, которые все свои заработки были вынуждены отдавать хозяевам. Обитали они изначально за огородом в землянках, а потом спустя время перебрались на Конюшенную площадь в бараки.

Лучшая статья для Вас, переходите: Кафедральный Воскресенский собор в Твери

Для отделки святилища применялись лишь качественные отечественные строительные материалы: рижский известняк, сердобольский и выборгский гранит, оленецкий мрамор, а при наружном покрытии стен – пудожский камень, привезенный из Гатчины.

Внутреннее убранство храма. Иконы

Для внутренней отделки Воронихин выбрал мрамор, гранит, порфир, яшму. Мраморные плиты разных расцветок на полу выложены в виде затейливых орнаментов. Красота камня оттеняется восхитительной люстрой, деталями из золота и других драгоценных металлов.

Первый иконостас, изготовленный по проекту Воронихина, мы уже не увидим. Он украшал храм до 1936 года, а потом городу преподнесли великолепный серебряный иконостас с чеканкой – трофей донских казаков в войне 1812 года.

Здесь есть иконы кисти лучших мастеров:

  • Кипренского
  • Угрюмова
  • Боровиковского

В конце XX века справедливость восторжествовала, собор вернули епархии, там стали проводиться богослужения, совершаться религиозные таинства. Через некоторое время вернулась сюда и икона Казанской Богородицы. Прихожане получили возможность помолиться перед чудотворным образом.

Интерьер Казанского собора

Внутри собор имеет форму римской базилики, разделенной рядами гранитных монолитных колонн с капителями, коринфского ордера на три нефа (коридора).

Центральный неф в четыре раза шире боковых и перекрыт полуцилиндрическим сводом. Боковые нефы перекрыты прямоугольными кессонами.

Пол собора мозаичный. Выложен серым и розовым карельским мрамором.

Полы и ступени алтаря и амвона, основание царского места и кафедра облицованы малиновым шокшинским кварцитом (порфиром).

Неотъемлемой частью интерьера петербургского Казанского собора является живопись.

Иконостас собора был расписан лучшими художниками конца 18 — начала 20 веков. К. Брюллов, Бруни, Басин, Шебуев, Боровиковский, Угрюмов, Бессонов и другие расписывали иконостас собора, его стены и подкупольные столбы — пилоны.

Наиболее примечательной живописной работой в соборе является запрестольный образ «Взятие Богородицы на небо» работы К.П. Брюллова.

Главной святыней собора является чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список (копия) с чудотворной иконы, обретённой в Казани в 1579 году. Хотя икона в петербургском соборе и копия, но она, как и сама изначальная икона, признана чудотворной.

Казанскую икону, принадлежавшую царице Парасковии Федоровне, родственнице Петра, в Санкт-Петербург привезли при Петре I. Согласно исследованиям она была списком с изначального казанского прототипа. После длительного нахождения в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, икона была помещена в новом Казанском кафедральном, который был возведен для неё. Казанская икона стала одной из главных православных святынь Санкт-Петербурга.

После закрытия Казанского собора в 1932 году икону удалось спасти — её перенесли в Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне в Петербурге. В августе 2002 года икону Казанской Божьей Матери вернули в собор и установили по правую сторону от Царских Врат воссозданного иконостаса.

Внутри, как и снаружи, Казанский кафедральный собор богато украшен скульптурой.

Рельефные скульптурные работы и внутри и снаружи созданы скульпторами Гордеевым, Рашеттом, Прокофьевым и другими.

Потолок собора украшен имитирующими живопись розетками в виде стилизованного цветка из французского алебастра.

Купол собора, вид изнутри.

Придел Святых Антония и Феодосия Киево-Печерских.

В северо-восточной части собора, напротив придела святых Антония и Феодосия Киево-Печерских, погребен М.И. Кутузов.

Над могилой возведена бронзовая ограда, созданная по проекту А.Н. Воронихина. Над памятной плитой из красного мрамора установлена икона Смоленской Божией Матери и укреплен герб Светлейшего князя Смоленского.

На стене над могилой укреплена картина художника Алексеева «Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве». На картине изображено событие из истории российской воинской славы — освобождение Москвы ополчением под руководством К. Минина и князя Д. Пожарского в октябре 1612 года с Казанской иконой Божией Матери.

После успешного освобождения русскими войсками под командованием М.Б. Барклая де Толли Западной Европы от Наполеона в собор начали поступать ключи от французских крепостей, взятых русскими войсками. 97 ключей было размещено на стенах собора. Большинство из ключей сейчас находятся в Москве. 6 связок расположены над могилой М.И. Кутузова в петербургском Казанском кафедральном соборе.

У выхода из собора, по обеим сторонам от северной двери, размещены памятные доски в честь императоров — начало (основание) и окончание строительства собора: «Соизволеніемъ ПАВЛА I-го начата 1801» и «Попеченіемъ АЛЕКСАНДРА I-го кончана 1811».

Замысел собора

Именно Павел Петрович, был тем человеком, которому пришла в голову мысль постройки нового Казанского собора. На это его подвигло многомесячное свадебное путешествие по Европе, в ходе которого великий князь с супругой осмотрел многочисленные архитектурные и художественные памятники Старого континента. Многое из увиденного в той поездке, Павле впоследствии скопировал в своих владениях – Гатчине и в Павловске.   Неизгладимое впечатление на Павла произвел Рим и в особенности Собор Святого Петра. Любуясь на это прославленное творение итальянских зодчих и главный храм католического мира, великий князь заметил своим спутникам, что «архиепископ Московский в таковой церкви в Москве служил».Как гласит пословица, «если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе». Отправить архиепископа Московского в Рим было непросто, но возвести подобие собора Св. Петра в России был вполне возможно. Об этом Павле задумался уже став императором. Местом для возведения грандиозного собора был выбран Петербург – город апостола Петра. Правда в столице уже был Петропавловский собор, и было решено новый храм посвятить Пресвятой Богородице.Готовясь к строительству Казанского собора, император Павел преследовал и политические цели. К тому времени, Рим пал под натиском орд французских республиканцев, в Италии царил Бонапарт, святыни веры были осквернены санкюлотами с их богомерзкими идеями свободы, равенства и братства. В этой трагической ситуации, Россия могла предстать перед Европой оплотом веры и духовности. Новый собор как бы намекал, что центр веры переместился в Россию, откуда европейцам должно явиться освобождение.

Проект Казанского собора. Ч. Камерон

История Казанского собора

История Казанского собора в Санкт-Петербурге начинается в 1710 году, когда на Невском проспекте возле госпиталя была построена небольшая деревянная часовня для хранения иконы Казанской Божией Матери, которая была привезена из Москвы в Санкт-Петербург по указу Петра.

В 1737 году деревянную часовню заменили небольшой каменной церковью.

В 18-м веке Невский проспект стал главнейшей улицей города и небольшая церковь перестала соответствовать уровню улицы. По решению Павла I было решено построить собор в стиле Собора Святого Петра в Риме.

В 1799 году был объявлен конкурс на проект храма, однако ни один из предъявленных проектов так и не был утверждён.

В 1800 году графом Александром Строгановым был предложен проект архитектора А. Воронихина, своего бывшего крепостного, чей проект удовлетворил Павла.

В 1801 году началось строительство, закладка первого камня происходила при участии Александра Первого. Строительство продолжалось 10 лет и было завершено в 1811 году. Архитектор Воронихин был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени и пожизненной пенсией. В том же году была разобрана старая каменная церковь.

Одной из особенностей строительства собора стало то, что в работе принимали участие только русские мастера и использовались отечественные строительные материалы, такие как олонецкий мрамор, выборгский и сердобольский гранит, рижский известняк.

Казанский собор стал восприниматься в честь победы в войне над Наполеоном после того, как сюда в 1812 году были доставлены военные трофеи: французские знамёна и личный жезл наполеоновского маршала Даву.

В 1813 году в соборе был похоронен фельдмаршал Кутузов.

Достройка собора продолжалась довольно долго: до 1829 года в соборе продолжалась отделка, которой руководил Огюст Монферран.

В 1844-45 годах проходила реставрация собора, а в 1862-65 обновляли образы на стенах.

В 1899–1900 годах перед храмом был разбит сквер.

Судьба Казанского собора после революции

В 1922 году в результате изъятия церковных ценностей Казанский собор был практически полностью разграблен, а в 1928 году в таком виде передан обновленцам.

В 1932 году собор был закрыт и в этом же году на его базе открылся музей истории религии и атеизма. С купола был снят крест и установлен позолоченный шар со шпилем.

Во время Великой Отечественной войны в собор попало несколько снарядов и он был повреждён. После войны в соборе был проведён капитальный ремонт и реставрация интерьеров.

С 1991 года Казанский собор в Санкт-Петербурге снова открыт для церковных служб.

В 1994 году на Казанский собор был вновь установлен крест.

В 2000-м году собор получил статус кафедрального.

В 2003 году на Балтийском заводе отлили самый крупный колокол весом в 4 тонны и высотой более 2-х метров.

Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

Возведенный в 1640-х годах храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском не был закрыт большевиками. Служба прекращалась лишь в первые два года Великой Отечественной войны, когда здесь находилась прифронтовая зона. Каким-то чудом Казанская церковь уцелела при пожаре, уничтожившем деревянный царский дворец Алексея Михайловича Романова.

Пятиглавый храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском – одно из ценнейших зданий на территории музея-заповедника.

На фото с беспилотника хорошо видно расположение храма относительно природного ландшафта и рукотворных объектов на западном берегу реки Москвы.

Совет

Самый высокий ориентир – еще более древняя церковь Вознесения Господня, датируемая 1532-м годом. Передний план фотографии занимают ряды яблонь Вознесенского сада, восстанавливающего облик территории до пожара.

Царский дворец находился на 50 метров ближе, чем храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. Это была домовая церковь обитателей резиденции, здания соединял крытый переход.

Восстановленный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском мы уже посещали. Он просматривается на новом месте позади церкви, строить на старом месте не стали.

Причиной тому стала многовековая дубовая роща, выросшая на сохранившихся дворцовых фундаментах.

Храм Казанской иконы Божией Матери со стороны

Посещающие Коломенское москвичи и приезжие могут прогуляться по территории, по традиции называемой Государевым двором. Разве поднялась бы у кого-либо рука уничтожать чудесные деревья возрастом в две сотни лет? В данном случае изменить исторической правде ради сбережения природы вполне допустимо и полностью оправдано.

В своих ближайших окрестностях храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском имеет еще несколько достопримечательностей, достойных осмотра. Это прежде всего упомянутый собор Вознесения, первый шатровый храм из камня на Руси, охраняемый ЮНЕСКО. Неподалеку размещена водовзводная башня и домик Петра I в Коломенском.

Главы основного объема храма расположены на четверике второго яруса, нижний значительно обширнее. При внимательном рассмотрении в правой части строения над аркой можно различить святой образ. Это список с иконы Богоматери Державная, которую хранит храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском наравне с копией титульного образа.

Панорама снаружи и внутри храма, фото окрестностей

Панорамная фотография с круговым обзором позволяет подробно рассмотреть храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском и его ближайшее окружение.

Изображение можно приближать и отдалять, нажимая на знаки в левом верхнем углу. Особенный интерес представляет шатровое крыльцо с навесом на кирпичных колоннах переменного сечения.

При вращении изображения в поле зрения попадает и парковая территория со скамейками и многочисленными посетителями.

Обратите внимание

Кроме того, нажатие на стрелочку в пульсирующем кружке позволяет осмотреть внутреннее убранство. Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском оборудован обильно позолоченным иконостасом, отделяющим алтарное пространство. Поворотом в поле обзора вводятся святые образа, позолоченные подсвечники и прочее церковное оснащение.

Возвращаясь к осмотру парковой территории, пройдемся по аллеям, посмотрим на деревья и травяной ковер. Становится понятным, что уничтожать такую красоту ради восстановления дворца было бы настоящим преступлением. Некоторое смещение исторического макета в натуральную величину скоро забудется, а природные красоты сохранятся надолго.

Со стороны царского дворца, вновь построенного по выполненным по велению Екатерины Великой и сохранившимся до наших дней чертежам, храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском выглядит очень эффектно. Аллеи среди яблоневого сада, круглые в местах пересечения, оборудованы удобными скамейками для комфортного отдыха.

Сохранение древних памятников церковной архитектуры имеет не только богоугодное значение, это важно для всех граждан независимо от отношения к вере и исповедуемой религии. Это полноценный пласт нашей истории, общенародное достояние и гордость нации

Посетив храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, это чувствуешь особенно четко.

История Казанского храма

История Казанского собора берет начало в XVII веке.

Основание церкви

Первый Казанский собор был деревянным — его построили в 1625 году на средства Дмитрия Пожарского, в память о победе Руси в Московской битве. Возвели его на месте торговых рядов, и долгие годы поэтом у его ограды оставался привычный горожанам маленький рынок.

Сам собор в то время еще не был собором — он был маленьким храмом с двумя пределами, сохраняющим в себе Московский список с Казанской иконы Богородицы, который был тогда главной святыней народного ополчения.

Больше ста лет после постройки храма, вплоть до 1765 года, в нем устраивались крестные ходы в день взятия Китай-Города и обретения чудотворной иконы.

В 1650 году случился пожар, и собор был перестроен, а в середине XVII века в нем служили протопоп Неронов и Аввакум Петров — священники, не принявшие церковную реформу. По преданию, арестовали их в храме.

Использование собора

Казанский храм много раз ремонтировался и дополнялся, и все это время в нем шли службы. Из интересных событий же можно выделить:

  • 1812 год — большой молебен о победе в войне перед Московской Казанской иконой, на котором присутствовал сам Кутузов;
  • 1918 год — кража списка с Казанской иконы, который многими московскими верующими почитался как чудотворный и найден так и не был;
  • 1918 год — большая проповедь патриарха Тихона о расстреле царской семьи.

После же революции службы в соборе уже не велись.


Рисунок 2. Казанский собор, начало XX века

Демонтаж Казанского собора

В 1929 г. была снесена колокольня, в 1936 г. перестал существовать весь храм иконы Казанской Божьей Матери в Москве.

На его месте устроили летнее кафе и фонтанчик. И до 1990 г. ни о каком воссоздании храма речи не шло — коммунистическая партия была резко против.

Восстановление храма

Однако СССР распался, а память о соборе осталась. В 1990 году правительство Москвы приняло решение восстанавливать его. Этим занялись архитекторы Геннадий Мокеев и Олег Игоревич Журин. Уже через год в фундамент храма был уложен серебряный крест, а в 1993 г. было произведено торжественное освящение, и вознесены соответствующие молитвы.

Архитектура храма осталась прежней, такой же, как в XVII веке. Он стал первым из восстановленных церквей Москвы, которые вернулись к жизни в прежней форме.

Что посмотреть и куда пойти рядом

Недалеко от Казанского собора находится еще один знаменитый храм Санкт-Петербурга — Собор Воскресения Христова на Крови, более известный как храм Спаса на Крови. Этот удивительной красоты православный храм напоминает по своей архитектуре собор Василия Блаженного на Красной площади. Храм Спаса на Крови был сооружён на месте, где в 1881 году было совершено покушение на императора Александра II, в результате которого он был смертельно ранен. От Казанского собора до Спаса на Крови можно дойти за 10 минут по набережной канала Грибоедова.

Пройдя по Невскому проспекту в сторону Адмиралтейства и повернув на Малую Морскую улицу можно за 15 минут дойти до крупнейшего православного храма Санкт-Петербурга – Исаакиевского собора. Собор освящён во имя небесного покровителя императора Петра I — преподобного Исаакия Далматского.

В пешей доступности от Казанского собора находится множество других достопримечательностей города – комплекс зданий Русского музея, старейшие в городе торговые сооружения Гостиного двора и Пассажа, Строгановский дворец и другие исторические здания.

Рядом с собором располагается множество кафе и ресторанов на любой вкус и бюджет – кофейни Буше и Starbucks, сетевые рестораны City Grill, B&B Burgers, Marketplace.

Дом компании «Зингер» в Санкт-Петербурге

Особого внимания заслуживают кафе Зингер, располагающееся в Доме Книги на Невском проспекте прямо напротив собора, а также ресторан L Terrasa на последнем этаже дома №3 по Казанской улице: из окон этих заведений открывается великолепный вид на Казанский собор и Невский проспект.

Читайте далее:

Пасха 2020 онлайн в Санкт-Петербурге

Пасха 2019 года в Санкт-Петербурге

Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге

Дворцовая площадь Санкт-Петербурга

Колоннада Казанского собора в Санкт-Петербурге

А.Н. Воронихин решил главную задачу. Поскольку на западе храма должен быть вход, на востоке — алтарь, то храм оказывался боком к Невскому проспекту. По решению архитектора перед северным фасадом была возведена грандиозная колоннада из 96-ти колонн высотой 13 метров, выполненная в виде полукруга. И северная часть храма, обращенная к Невскому проспекту, стала парадной, украсив главную магистраль города — Невский проспект. Проект храма не был полностью осуществлён. По плану колоннада должна была быть с обеих сторон: и с южной и с северной. Но построена была только северная колоннада. Перед западным, главным входом в собор, боковые портики обеих колоннад должны были соединиться оградой, окружающей сквер.

Настоятели

С открытия Казанского собора здесь служили следующие настоятели:

  • Сырохнов Иоанн: с 1811 по 1814 г.г. На место настоятеля назначен в конце 1810 г. О его биографии практически ничего неизвестно. Только то, что после обучения в духовной семинарии Пскова он более 10 лет нес службу в Никольском храме Витебска. Имел жену и 4 детей. О том, когда и где похоронен, неизвестно.
  • Бедринский Иоанн: 1814-1831 г.г. Привел строительные счета собора в порядок. В это время в Санкт-Петербурге началось большое наводнение, в результате чего пришлось восстанавливать церковь. Во время его настоятельства осуществлен обряд отпевания графа М. Милорадовича и Александра I.
  • Мысловский Петр: 1831-1846 г.г. В период служения настоятеля поставлены памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли, проведено восстановление храма.
  • Никольский Тимофей: с 1846 до 1848 г.г. За время его настоятельства в соборе проведено несколько епископских посвящений, а также вымыта алтарная перегородка храма, которая потемнела.
  • Райковский Андрей: 1848-1860 г.г. Во время его служения введен новый крестный ход, как напоминание о холере, которая погубила большое количество жителей.
  • Дебольский Григорий: с 1860 по 1881 г.г. За годы настоятельства в храме проводился капитальный ремонт и реставрация, отпраздновали 50-летие собора, поменяли старые рамы, произвели реставрацию живописи на стенах.
  • Булгаков Александр: 1881-1883 г.г. Во время его работы обновлены накладные украшения ни иконе, запущен процесс отделки престола серебром для его гармонии с иконостасом.
  • Лебедев Александр: 1883-1898 г.г. Благодаря ему было отремонтировано сооружение для подвешивания колоколов (звонница), конюшни и каретные сараи подверглись перестройке. При нем повешены новые люстры, иконы помещены под стекло, чтоб на них не скапливалась пыль. Куплено помещение, из которого сделали приют для пожилых людей, детей и женщин в беспомощном состоянии.
  • Мегорский Евграф: 1898-1904 г.г. Во время его настоятельства крыша храма подверглась ремонту, собор оснащен электроэнергией. Протоиерей организовал церковно-школьный праздник.
  • Мегорский Димитрий: 1904-1909 г.г. Больше всего его волновало церковное хозяйство храма. Ввел собственную структуру финансирования, привел общественные дела в надлежащий вид.
  • Сосняков Николай: с 1909 по 1913 г.г. В период его настоятельства отметили 100 лет со дня открытия собора. Он полностью занимался подготовительными работами к юбилею. Храм при нем подвергся основательному ремонту. Священник также подготовил все необходимое, чтобы отметить 300-й юбилей царствования династии Романовых.
  • Головин Николай: 1913 г. Основной задачей настоятеля было введение нищего населения в церковь и наставление малоимущих на путь истинный.
  • Орнатский Философ: 1913-1918 г.г. Он был настоящим патриотом Родины, помогал армии, организовал материальную помощь русским войскам, обеспечение теплыми вещами, помощь членам семьи раненых солдат.
  • Маренин Василий: 1918-1920 г.г. По случаю празднования 100-летия собора произносил торжественную речь. К моменту назначения настоятелем батюшка страдал от различных недугов, к тому же находился в преклонном возрасте. Поэтому было решено дать ему в помощь Н.К. Либина. Отец Василий создал новый придел, который освятил отец Вениамин в 1921 г.
  • Чуков Николай: 1920-1923 г.г. Его назначили настоятелем в конце 1920 г., а в мае 1922 г. арестовали с назначением строго наказания и конфискацией имущества. Однако расстрел было решено заменить лишением свободы сроком на 5 лет. В 1923 г. отца Николая освободили из-под стражи.
  • Игумен Сергий: 1991-1996 г.г. После длительного перерыва собор снова начал свою работу под его настоятельством.
  • Красноцветов Павел: с 1996 г. до нашего времени. Провел процедуру освящения церкви в полной степени. Возобновились богослужения на регулярной основе. Восстановлены приделы церкви, иконостас. Реставрационные работы проводятся до сих пор.

Архитектура и убранство собора

Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на величественный Собор Святого Петра в Риме. Отражением этого пожелания стала возведённая А. Н. Воронихиным перед северным фасадом грандиозная колоннада из 96-и колонн. Если колоннада собора святого Петра в Риме замыкает площадь, то колоннада Казанского собора раскрывается к Невскому проспекту. Такое архитектурное решение позволило А. Н. Воронихину решить проблему, встававшую перед всеми строителями храмов на Невском. Проспект тянется с запада на восток, точно так же организуются и православные храмы — на западе — вход, на востоке — алтарь. Потому многие культовые сооружения вынуждены были стоять боком к главной магистрали города. Колоннада позволила сделать северную, боковую часть собора, парадной. Купольный крест собора, по тем же самым причинам, повёрнут к проспекту ребром и с парадной, северной стороны в полной мере не виден. С юга собор должна была украшать такая же колоннада, однако замысел А. Н. Воронихина не был доведён до конца. Колокольни собор не имеет, звонница расположена в западном крыле колоннады. Закрепив концы колоннады монументальными портиками, Воронихин оформил проезды вдоль канала и улицы, в сторону которой был обращен западный фасад собора.

Фасады собора облицованы серым пудостским камнем. Ранее они были украшены рельефами и статуями, выполненными И. П. Мартосом,И. П. Прокофьевым, Ф. Г. Гордеевым, С. С. Пименовым, В. И. Демут-Малиновским. Удалось осуществить не всё из задуманного. Так, до настоящего времени сохранились два пьедестала по бокам колоннады, до 1824 года на них стояли гипсовые скульптуры ангелов, которые должны были быть заменены бронзовыми.

Северные врата собора были отлиты из бронзы по образцу знаменитых «райских дверей» XV века во флорентийском баптистерии.

Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями.

Из барельефов в интерьере уцелели всего два: «Несение креста» Ф. Ф. Щедрина и «Взятие под стражу» Ж. Д. Рашетта, остальные удалили уже в 1814 году.

Образа исполнили академики живописи: В. К. Шебуев, А. Е. Егоров, А. И. Иванов, Ф. П. Брюлло, С. С. Щукин, О. А. Кипренский и другие.

Примечателен был иконостас главного придела. Сооружённый в 1834—1836 годах по проекту архитектора К. А. Тона взамен первоначального, воронихинского, он был облицован трофейным серебром, отнятым у французов. 40 пудов этого серебра прислал донской атаман М. И. Платов. Через 30 лет серебром были облицованы и иконостасы северного и южного приделов. После изъятия церковных ценностей иконостас был утрачен. В настоящее время серебро на иконостасах восстановлено.

Полезная информация об Исаакиевском соборе

Исаакиевский собор – это четвёртый из петербургских храмов, посвящённых святому Исаакию Далматскому, византийскому монаху, с днём памяти которого совпал день рождения Петра I (30 мая). Предыдущий храм, стоявший на этом месте, не гармонировал с парадным обликом столицы и имел конструктивные недостатки. Дважды проводили конкурс на создание проекта перестройки Исаакиевского собора. Но конкурс не дал практических результатов. В 1866 году Александр I поручил председателю Комитета по делам строений и гидравлических работ А. Бетанкуру подготовить предложение по перестройке собора и подобрать архитектора.

Бетанкур предложил доверить эту работу Огюсту де Монферрану, молодому зодчему, приехавшему из Франции. Он предложил 24 архитектурных проекта в самых разных стилях. Александру I работы понравились. Этому архитектору и было поручено построить храм, однако вскоре ему понадобилась помощь более опытных коллег. Постройка собора заняла целых 40 лет. С 1818 по 1842 год возводили здание, а с 1842 по 1858 год занимались внутренней отделкой. По Петербургу ходили слухи, что стройку намеренно затягивают из-за распространившегося предрассудка, что, когда храм будет окончательно построен, династия Романовых прекратит своё существование.

Фрагмент ворот собора

В 1931 году в здании Исаакиевского собора был открыт антирелигиозный музей. В пасхальную ночь с 11 на 12 апреля в музее был показан опыт с маятником Фуко, убедительно свидетельствовавший о вращении Земли. Сейчас в соборе опять проходят церковные службы, однако он по-прежнему считается музеем. Билеты продаются внутри собора (вход со стороны южного портика). Поэтому, прежде чем заплатить за вход, вы можете оценить, стоит ли осмотр интерьера таких денег. Для прохода на колоннаду и купол нужен отдельный билет. Вход туда закрывается на час раньше самого собора.

Внутреннее убранство собора

Интерьер Исаакиевского собора

Внутри собор отделан мрамором четырнадцати сортов, а также яшмой, малахитом, золоченой лепниной, фресками и мозаикой. Плафон большого купола – самая крупная роспись собора – создан К. Брюлловым. Её площадь более 800 квадратных метров. На ней изображена Дева Мария в окружении святых и ангелов. Огромные двери из бронзы и дерева покрыты барельефами Ивана Витали на библейские темы. Этот же мастер создал многочисленные мозаики храма. Малахитовые и лазуритовые колонны обрамляют иконостас из белого мрамора.

Над созданием иконостаса трудились живописцы Т. Нефф, К. Брюллов и С. Живаго. По бокам от него находятся две двери, ведущие в алтарь. Главный алтарь украшает витраж, изображающий воскресшего Христа. Это элемент католического убранства, едва ли не единственный в католической церкви. В задней части нефа находится модель собора, выполненная крепостным крестьянином М. Салиным. На левой стороне западного портика стоит бюст Монферрана. Архитектор посвятил созданию собора 40 лет и умер прямо на работе.

Красочный интерьер собора

Купол и колоннада собора

Чтобы в полной мере оценить высоту Исаакиевского собора и красоту украшающих его скульптур, нужно подняться на колоннаду. Это третий по величине купол в Европе. Он состоит из трёх взаимосвязанных конструктивных частей: нижней – сферической, средней – конической и наружной – параболической. Диаметр наружного купола – 25,8 метра, внутреннего сферического – 22,15 метра.

Для утепления купола между его чугунными фермами заложили гончарные горшки. Наружная часть купола покрыта плотно пригнанными друг к другу медными позолоченными листами. Золочение главного купола, куполов колоколен и крестов велось огневым способом: листья меди покрывали расплавленным составом золота и ртути, затем их медленно нагревали над жаровнями, выпаривали ртуть. Золочение было трёхкратным.

Купол собора

Дешёвая аренда авто
Известные компании проката
различные предложения

Тинькофф ALL Airlines
Кредитная карта для туризма
бесплатные путешествия

На каждом листе ставилось клеймо мастера, отвечавшего за качество позолоты. Над колоссальной колоннадой, увенчанной 24 статуями, находится открытая галерея. Оттуда открывается потрясающий вид на Санкт-Петербург. На колоннаду ведёт отдельный вход под южным портиком. Чтобы попасть туда, вам придётся выйти из собора в сторону Невы, а затем обойти здание.

Колоннада собора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector