Музеи ватикана: что посмотреть обязательно

Содержание:

Содержание статьи:

  1. )

Музей Пио-Клементино. Кратко об истории

Ядро коллекции будущего музея заложил еще Папа Юлий II, известный деятель эпохи Ренессанса и покровитель искусств. Взойдя на престол Святого Петра, он перенес скульптуры из личной коллекции в квадратный двор дворца Бельведер – именно с этого двора и начинается история музеев Ватикана (которые считаются вторым старейшим музеем мира после Капитолийских музеев).

В XVIII веке количество экспонатов значительно увеличилось. Музей Пио-Клементино в Ватикане создавался прежде всего для того, чтобы быть хранилищем для многочисленных находок, которые обнаруживали в те годы при раскопках. Также источником пополнения коллекции служили пожертвования богатых семейств и приобретения у частных коллекционеров и антикваров. 

Свое название музей Пио-Клементино получил по именам двух Пап, курировавших его создание – Климента XIV и Пия VI. В 1771 году Папа Климент XIV основал музей, где были собраны античные находки. Его преемник на престоле Святого Петра Пий VI продолжил пополнение коллекции и обустройство дворца Бельведер под нужды музея, поручив проектирование новых залов, которые бы выгодно оттенили наиболее выдающиеся шедевры, архитектору Микеланджело Симонетти. 

Папа Климент XIVПапа Пий VI

Микеланджело Симонетти дали довольно сложное задание – создать музей. Сложность заключалась в том, что ни один архитектор до Симонетти не задавался целью построить именно музей, музейное пространство. Проектируя галереи и комнаты для дворца Бельведер, Микеланджело Симонетти вдохновлялся классической  греческой и римской архитектурой. Самый яркий пример этого – зал Ротонда как мини-копия Пантеона. 

Монументальная лестница, спроектированная Симонетти / Scala Simonetti

Национальный римский музей (Museo Nazionale Romano)

Это комплекс из четырех музеев, посвященных периоду античного Рима. Включает одно из богатейших собраний скульптур того периода.

Палаццо Массимо алле Терме (Palazzo Massimo alle Terme)

Фактически штаб-квартира Национального римского музея. Содержит богатые коллекции древнего искусства – скульптура, живопись, мозаики, ювелирные украшения, а также самое большое в Италии собрание монет периода античности и средневековья. Один из залов посвящен мумии, которая была найдена в богато украшенном саркофаге при раскопках на древнеримской Кассиевой дороге.

В музее, расположенном во дворце Palazzo Massimo alle Terme, хранится одна из крупнейших коллекций античного классического искусства в мире.

Адрес: Largo di Villa Peretti, 2.

Режим работы: вт.-вс. 9.00 – 19.45, пн. выходной. 1 мая: 14-20.00
Касса закрывается на час раньше.

В первое воскресенье каждого месяца вход бесплатный!

Сайт: http://archeoroma.beniculturali.it/musei/museo-nazionale-romano-palazzo-massimo

Термы Диоклетиана (Terme di Diocleziano)

Были построены в период с 298 по 305 годы. В этом некогда огромном комплексе площадью более 13 га и вместимостью порядка 3200 человек можно было не только помыться, но и почитать свитки в библиотеке, заняться физкультурой и спортом, полюбоваться собранием статуй и картин, расслабиться в тишине зимних садов. Доступна вся эта роскошь была буквально всем свободным римлянам, даже самым последним беднякам.

Ныне сохранилась часть руин по соседству с площадью Республики. На месте основного зала и частично прямо в стенах бывших бань в XIV веке была возведена Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири (считается, что автором проекта церкви стал Микеланджело). Другой зал (тот, в котором предположительно играли в мяч) также в XIV столетии перестроили в церковь Сан-Бернардо-алле-Терме. А в некоторых помещениях расположились экспозиции Национального римского музея, где представлено античное искусство.

Адрес: Viale Enrico De Nicola, 79

Режим работы: вт.-вс. 9.00 – 19.30 (вход до 18.30). Пн. – выходной (за исключением особых событий).

Сайт: http://archeoroma.beniculturali.it/en/museums/national-roman-museum-baths-diocletian

Палаццо Альтемпс (Palazzo Altemps)

Прекрасное палаццо, построенное по проекту Мартина Лонги, являет собой образец резиденции римской аристократии с частным театром, часовней, чудесным внутренним двориком, прекрасной башней-бельведером и большой коллекцией художественных ценностей. Сегодня в палаццо располагается часть коллекции Национального Музея Рима. Здесь можно полюбоваться античными скульптурами, принадлежавшими аристократическим семьям Людовизи, Маттеи, Дель Драго и другим представителям римской знати. Среди них: статуя юного безбородого бога войны Ареса и скульптурная группа Галл, убивающий свою жену и себя (известный также как «Галл Лудовизи» или как «Самоубийство галата»).

Палаццо Альтемпс входит в маршрут экскурсии «Сердце Рима» с аудиогидом Travelry!

Адрес: Piazza di Sant’Apollinare, 46

Режим работы: вт.-вс. 9.00 – 19.45, пн. выходной. Касса закрывается на час раньше.

Сайт: http://archeoroma.beniculturali.it/en/museums/national-roman-museum-palazzo-altemps

Крипта Бальби (Crypta Balbi)

Музей открыт в 2001 году. В его подвале (куда доступ осуществляется только с гидом в составе группы) можно видеть часть руин бывшего театра, который в I веке н.э. построил полководец Луций Корнелий Бальба. На этажах выше разместились различные археологические находки, а также коллекции, рассказывающие об истории развития древнего Рима.

Адрес: via delle Botteghe Oscure, 31

Режим работы: вт.-вс. 9.00 – 19.45, пн. выходной. Касса закрывается на час раньше.

Сайт: http://archeoroma.beniculturali.it/en/museums/national-roman-museum-crypta-balbi

Посещение всех четырех комплексов, входящих в состав Национального римского музея, возможно по единому билету, который действителен в течение 3 дней. Билет можно приобрести онлайн на официальном сайте (на английском или итальянском языке) или через сервис Ticketbar (доступно бронирование на русском, но стоит чуть дороже).

Пинакотека Ватикана (Pinacoteca Vaticana)

Ватиканская пинакотека однозначно стоит того, чтоб уделить ей особое внимание. Пинакотека была основана во второй половине XVIII века. Здесь собраны удивительные живописные полотна на религиозные темы

В основном это работы итальянских мастеров: Джотто, Беато Анджелико, Мелоццо да Форли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Караваджо, Гвидо Рении, Тициан. Среди жемчужин коллекции Пинакотеки – триптих «Стефанески» Джотто; «Мадонна с младенцем и святыми» и «Воскресение» Перуджино; «Мадонна ди Фолиньо», «Преображение», «Коронование Марии» Рафаэля; «Святой Иероним» Леонардо да Винчи; «Положение во гроб» Караваджо; «Венчание Богоматери» Липпи и другие шедевры.

Музеи комплекса

Грегорианский египетский музей

Грегорианский египетский музей, в экспозиции которого представлена богатейшая коллекция египетских древностей, включая саркофаги фараонов, базальтовые статуи богов, голову фараона Ментухотепа (21 век до н. э.), мумии, погребальные урны, папирусы.

Грегорианский этрусский музей

Грегорианский этрусский музей содержит памятники этрусского, греческого и римского искусства начиная с 19 века до н. э.

Грегорианский музей светского искусства

Грегорианский музей светского искусства, основанный в 1844 г., но открытый для посещения лишь в 1970 г. здесь собраны произведения античности, найденные на территории Ватикана (статуи Софокла, Афины и Нептуна).

Музей Пио-Клементино

Музей Пио-Клементино, основанный Клементом XIV и Пием VI, полностью посвящён античному искусству. Его экспозиция представлена залами и галереями, чьи названия говорят сами за себя: Зал греческого креста, Зал Ротонды, Зал Муз, Зал зверей, Галерея статуй, Галерея бюстов, Зал масок, Зал Лаокоона, Галерея Аполлона, Зал Персея или Кановы, Зал Гермеса и Зал Апоксиомена.

Станцы Рафаэля

Станцы Рафаэля (от итал. stanza — комната) — это три небольшие комнаты: Станца дела Сеньятура (для заседания папского суда), Станца д`Элиодоро (покои папы для приёма гостей), Станца дель Инчендио (место заседаний церковного трибунала) и Зал Констанца в северном крыле Ватиканского дворца, в начале 16 века расписанные самим Рафаэлем Санти и его учениками. Отдельно стоит упомянуть Лоджии Рафаэля — 13 сводчатых пролётов дворца, украшенных фресками по мотивам Ветхого и Нового заветов росписи самого Рафаэля Санти и его учеников.

Капелла Никколина

Капелла Никколина — небольшое помещение, внимание путешественников привлекающее фресками Беато Анджелико, посвящёнными жизни Св. Стефана.

Апартаменты Борджиа

Апартаменты Борджиа, построенные в конце 15 — начале 16 веков, удивительные росписями своих залов: Зал Сивилл, Зал таинств веры, Зал святых, Зал наук и свободных искусств, Зал чудес веры и Зал римских пап.

Ватиканская пинакотека

Ватиканская пинакотека, открытая в 1908 г. — величайшее собрание византийской и европейской живописи 11 — 19 веков Здесь представлены полотна Леонардо да Винчи, Беато Анжелико, Перуджино, Тициана, Караваджо, Рени, Пуссена, Карраччи и другие.

Ватиканская библиотека

В Ватиканской библиотеке, основанной в 15 веке папой Сикстом IV, хранится более 60 тыс. рукописных томов, 100 тыс. авторских рукописей, 7 тыс. инкунабул (первых печатных книг), 800 тыс. печатных изданий, 100 тыс. гравюр, географических карт и книжных миниатюр.

Коллекция современного церковного искусства

Коллекция современного церковного искусства — удивительная галерея современного искусства, картин и скульптур, подаренных Ватикану художниками и коллекционерами. Она была создана в 1973 г. Павлом VI и вмещает произведения Матисса, Родена, Дали, Шагала, Пикассо, Кандинского и Модильяни.

Галерея гобеленов

Кроме того, внимания заслуживают Галерея гобеленов, созданных по рисункам Рафаэля на Брюссельской мануфактуре, Галерея географических карт с изображением земель, некогда принадлежавших Ватикану, Галерея канделябров.

Музеи Ватикана

Где находится вход в музеи Ватикана

Перед посещением советуем изучить план музеев Ватикана. На карте ниже показано, где вход в музеи Ватикана:

Вход в музеи Ватикана
Он находится в 12 минутах ходьбы от площади Сан-Пьетро. Если стоять лицом к собору Св. Петра, то необходимо двигаться в правую сторону вдоль Ватиканской стены.

Кассы музеев Ватикана находятся возле входа. Если билет у вас при себе, сразу направляйтесь к входу, минуя очередь. Покажите охраннику бронь и идите к кассе без очереди.

Как попасть в музей Ватикана без билета

Музей в ВатиканеНезадолго до входа в музей Ватикана вы увидите длинную выстроившуюся очередь в кассы. Если вы не забронировали билеты заранее, становитесь и спустя несколько часов сможете попасть в музеи.

Это не преувеличение — очереди в кассы музеев Ватикана непомерные

Иногда бывают исключения, к примеру, толпы может не быть зимой в послеобеденное время.

Важно знать, что вход в Ватикан бесплатный для всех. А вот в ватиканские музеи свободно зайти не получится.

Единственный день, когда можно бесплатно попасть в музеи Ватикана до 2021 года — последнее воскресенье месяца (с 9:00 до 12:30)

Но с 2021 года в связи с пандемией практика свободного входа по воскресеньям приостановлена.

Часы работы

Ватиканский музей работает допозднаВремя работы музеев Ватикана до 30 июня 2021 года:

  • понедельник-четверг — с 8:30 до 18:30, последний вход в 16:30.
  • пятница-суббота — с 8:30 до 20:20, последний вход в 18:00.

Часы работы музеев Ватикана после 1 июля 2021 года:

  • понедельник-четверг — с 8:30 до 18:30, последний вход в 16:30.
  • пятница-суббота — с 8:30 до 22:30, последний вход в 20:30.

Выходные дни в музее Ватикана: 1 и 6 января, 11 февраля, 19 марта, Пасха и пасхальный понедельник, 1 мая, 29 июня, 1 ноября, 16 августа, 8, 25-26 декабря.

Также музеи Ватикана работают в последнее воскресенье месяца с 9:00 до 14:00. причем вход бесплатный. Исключение: если воскресенье совпадает с вышеуказаными праздничными днями, то они закрыты.

Экскурсия в музеи Ватикана

Ватиканский музей

С необычного ракурса вы изучите площадь Петра, замок Ангела и увидите интересные детали, скрытые от глаз туристов.

По своему опыту знаем, что когда вы приезжаете в Рим на несколько дней, всегда не хватает времени на просмотр чего-то важного. Случается, что многие игнорируют как раз посещение Ватикана

Ведь в столице так много археологических памятников и вкусных тратторий, ну как успеть увидеть еще и Святой Престол?

Музей люцифера в Ватикане

Музей люцифера в Ватикане

Где находится музей люцифера в Ватикане? Ответ на вопрос, как попасть в музей люцифера: на территории Святого Престола нет такого музея.

Однако музей дьявола работает в 10 минутах ходьбы от Ватикана. Его официальное название — Музей душ умерших в чистилище (Музей душ чистилища). Находится он в подвале церкви Святого сердца Иисуса в Риме по адресу Via Lungotevere Prati, 12.

Открыть музей люцифера рядом с Ватиканом разрешил папа Пий XI в 1933 году. В нем экспонируются различные предметы-доказательства существования нечистой силы. Католическая церковь собирала эти артефакты веками, чтобы показывать на что способен люцифер.

Некоторые экспонаты музея:

  • Мумия демона, найденная в Мексике в 1997 году. Это настоящая усохшая плоть, отдаленно похожая на обезображенного человека. У нее козьи копыта и рога на голове. На мумии нашли медный медальон с нерасшифрованными до сих пор надписями. Ученые предполагают, что медальон стал причиной того, что в тело человека вселился злой дух и превратил его в чудовище.
  • Договор Гитлера. Документ нашли в сожженном доме после второй мировой войны и датируется он 30 апреля 1932 г. Это число стоит на документе. Подпись Гитлера признана подлинной графологическими экспертизами. По условиям договора, дьявол наделяет Адольфа Гитлера властью сроком на 13 лет, после чего тот должен отдать ему душу. Если судить по сроку подписания и самоубийства Гитлера в 1945, факты достоверные.
  • Предсказания падшего ангела, которые в XV веке принес в музей сатанист (на то время музей еще был закрытым). На документе 7 печатей с гравировкой 1566 года. Содержит пророчества про мировые войны и другие несчастья.
  • Древние манускрипты по черной магии.

Как прокатиться по самой короткой железной дороге в мире на дачу Папы Римского

Вам нужен онлайн-билет «Vatican full day plus», стоит 54 евро ( 43 евро).

 Ж/д сеть Ватикана очень компактна: её длина 900 м, при этом по территории Ватикана проходит всего 300 м. Но просто так прокатиться, как на аттракционе, не получится.

Здание железнодорожного вокзала государства Ватикан. Железнодорожный путь начинается отсюда и идёт до римской станции Сан-Пьетро.

Доступ к ватиканскому поезду получат те, кто берёт выездной тур из с посещением летней резиденции Папы — Кастель-Гандольфо. «Дача Понтифика» расположена в 35 км от Ватикана, и посмотреть там есть на что. Только посетители этих садов смогут наблюдать некоторые древние церкви, Дворец Правительства Ватикана и Летнюю Резиденцию Папы.

Ваш день будет выглядеть вот таким образом:

8.00. Вход без очереди в Музеи Ватикана, осмотр экспозиций с аудиогидом.

10.00. Пеший тур по ватиканским садам с аудиогидом.

11.00. Отправление с ж/д вокзала Ватикана на поезде до станции в Кастель-Гандольфо.

12.30. Посещение музея Апостольского Дворца в Кастель-Гандольфо с аудиогидом (длится один час).

Свободное время.

15.30. Тур по садам Папской Дачи на электромобиле (с аудиогидом, длится час).

17.10. Встреча на ж/д станции Кастель-Гандольфо.

17.24. Отбытие на поезде в Рим, до станции Рома Сан Пьетро (ближайшая станция к Ватикану, но находящаяся за его пределами).

  • Отсюда начинается тур в Кастель-Гандольфо.
  • Вид в сторону Ватикана со станции Сан-Пьетро.


Апостольский Дворец в резиденции Кастель-Гандольфо
Сады Кастель-Гандольфо
Ж/д станция Кастель-Гандольфо

Другие интересные варианты с поездом из Ватикана:

Вместо посещения музея Апостольского Дворца можно предпочесть ланч в садах Папской Дачи. Такой билет «Vatican full day with lunch» стоит: 62 евро ( 57 евро).

Можно ограничиться посещением садов Кастель-Гандолльфо, без захода в музей и ланча. Билет «Vatican full day» обойдётся в 43 евро ( 38 евро).

А теперь внимание! Если ваша цель — именно прокатиться по уникальной ватиканской железной дороге, то вам подойдут только вышеперечисленные типы билетов. Если же вы просто хотите посетить летнюю резиденцию, это возможно осуществить без захода на территорию Ватикана

Отправление будет с римской станции Сан-Пьетро, зато цена такого билета «Castel Gandolfo Palace» радует: 20 евро ( 14 евро), включает осмотр музея Апостольского дворца с аудиогидом

Если же вы просто хотите посетить летнюю резиденцию, это возможно осуществить без захода на территорию Ватикана. Отправление будет с римской станции Сан-Пьетро, зато цена такого билета «Castel Gandolfo Palace» радует: 20 евро ( 14 евро), включает осмотр музея Апостольского дворца с аудиогидом.

Посещение музея + осмотр садов на электромобиле, билет «Castel Gandolfo Palace and Villas» — 40 евро ( 29 евро).

Зал Ротонда / Sala Rotonda

При проектировании этого зала Микеланджело Симонетти, который стал первопроходцем как первый в мире архитектор музея, вдохновлялся легендарным Пантеоном – древнеримским храмом всех богов. Так же, как и в Пантеоне, зал Ротонда имеет сферическую крышу с окулюсом (отверстием) посередине и нишами по периметру, в которые установлены статуи и бюсты богов и императоров, возведенных в ранг богов (как, например, статуя императора Клавдия, представленного в роли верховного римского божества Юпитера).

Слева: статуя Антиноя – возлюбленного императора Адриана, который был обожествлен после своей смерти. Статуя выставлялась в палаццо Браски, откуда и получила свое название – Антиной Браски. Считается одним из классических образов прекрасного и совершенного античного юноши. Справа: статуя императора Клавдия в образе Юпитера Капитолийского.

По центру находится гигантская чаша из порфира (горной породы вулканического происхождения, которую добывали в Египте), служившая ванной для императора Нерона в его Золотом доме. Диаметр чаши – 13 м.

Слово «порфир» происходит от греческого слова, обозначающего пурпур, а в Древнем Риме пурпур считался императорским цветом. Поэтому, если вы видите какой-то предмет из этого материала, значит, человек, для которого был сделан предмет, являлся либо императором, либо членом императорской семьи.

Зал Ротонда и чаша Нерона из порфираПотолок зала Ротонда с окулюсом

Самый ценный экспонат в зале Ротонда ­– статуя Геркулеса из позолоченной бронзы, единственная позолоченная статуя, сохранившаяся со времен Античности. Статуя была обнаружена в 1864 г. в районе, где ранее находился театр Помпея, поэтому ее, чтобы отличить от других Геркулесов, называют Геркулесом театра Помпея.

Статую Геркулеса, пораженную молнией, ритуально похоронили и закопали вместе с жертвенным ягненком, что в итоге помогло сохранить ее до наших дней, так как бронзу из часто переплавляли для других нужд.

Статуя Геркулеса в зале Ротонда, римская копия греческого оригинала, датируется от конца I в. н.э. до начала III в. н.э.

Обратите также внимание на пол, который украшает искусная мозаика II века, перенесенная в Ватикан с одной из древнеримских вилл. Мозаика (III в

н.э.), перевезенная с виллы в Умбрии

Мозаика (III в. н.э.), перевезенная с виллы в Умбрии

Пинакотека Ватикана

Ватиканская Пинакотека – это, по сути, картинная галерея.

Этот музей живописи часто упускают из виду и недооценивают. Очень жаль, потому что там есть несколько шедевров, которые, на мой взгляд, нужно обязательно увидеть при посещении Ватикана.

Если вы планируете увидеть её самостоятельно, то посетите эту галерею в первую очередь, так как она находится сразу после входа в Музеи Ватикана (как только вы подниметесь по эскалаторам, Пинакотека будет справа от вас).

Здесь есть много картин, которые мне очень нравятся, например, Караваджо «Положение во Гроб».

Караваджо, «Положение во Гроб»

Но жемчужиной всей выставки является последняя работа Рафаэля, написанная им прямо перед смертью – «Преображение».

Имейте в виду, что Пинакотека закрыта в пятницу вечером.

Картина Рафаэля «Преображение»

«Преображение» изображает двойственную человеческую и божественную природу Иисуса Христа. Верхняя половина написана в светлых тонах и показывает Иисуса в окружении пророков Илии и Моисея. Он кажется единственным безмятежным местом на картине.

Нижняя половина полотна тёмная, потому что она олицетворяет земную жизнь с тёмными сторонами человеческой натуры. С правой стороны мы видим мальчика, который, по-видимому, одержим. Его родители страдают. Апостолы замерли в предвкушении чуда, поскольку они понимают, что вера может исцелить больного мальчика. Их протянутые руки связывают низ и верх картины.

Картину заказал кардинал Джулио Медичи, который должен был стать папой Климентом VII. Но Рафаэль не успел закончить свой шедевр, так как неожиданно умер в 1520 году.

Первоначально картина предназначалась для алтаря церкви во Франции, но папа решил сохранить её в Риме. Позже, картина была вывезена во Францию Наполеоном. Но после поражения Наполеона, была возвращена в Пинакотеку Музеев Ватикана. К счастью для нас!

Почему эта картина так значима и почему она в моём списке, что нужно обязательно посмотреть в Музеях Ватикана? «Преображение» является своеобразным мостом между живописью периода Возрождения (начало 1500-х годов) и живописью в стиле Барокко (начало 1600-х годов).

В отличие от многих предыдущих картин Рафаэля, люди на этой картине изображают очень человеческие эмоции: трепет, неверие, тоску.

Интересный факт. Эта картина вдохновила Микеланджело на «Страшный суд» на стене Сикстинской капеллы (о ней мы поговорим чуть позже).


Микеланджело «Страшный суд»

Таким образом, на эту картину не просто приятно смотреть, но это ещё и очень важная часть истории искусства.

Я могу гулять больше часа по залам Пинакотеки. Но если вы хотите увидеть только картину «Преображение», пройдите сразу в зал №8.

Купол собора святого Петра

Грандиозный купол собора святого Петра в Ватикане, спроектированный Микеланджело, является одним из символов всего Рима. Находясь на площади перед собором, его трудно рассмотреть – купол частично закрывается великолепным фасадом. Но если немного отойти в сторону Замка святого Ангела по Улице Via della Conciliazione, грандиозный купол откроется во всем своем величии и красоте.

Почти у каждого, кто попадает в собор, возникает желание подняться наверх. При желании примерно половину пути на купол собора святого Петра можно преодолеть на лифте. В этом случае билет будет стоить немного дороже. Но даже при подъеме на лифте оставшиеся 320 ступенек придется преодолеть пешком по узкой и крутой винтовой лестнице. Имейте это в виду и трезво оценивайте свои физические возможности.

С высоты купола открывается фантастический вид на площадь Святого Петра. Именно с этой высоты можно оценить грандиозный замысел великих архитекторов, проектировавших площадь – колоннады, опоясывающие площадь, вместе с собором создают форму гигантского ключа, символизируя так называемые «ключи Святого Петра».

Площадь святого Петра в Ватикане

Архитектурный облик грандиозной площади святого Петра создан мастером стиля барокко Джанлоренцо Бернини в середине 17 века. Примечательна знаменитая «колоннада Бернини» – она будто обнимает площадь с двух сторон, по собственному выражению архитектора, «подобно распростертым объятиям».

В центре площади установлен древний обелиск, когда-то привезенный из Египта и стоявший в цирке Нерона – том самом, в котором был распят Петр. Предположительно, этот цирк, а значит, и место казни апостола располагались как раз в этой местности, где впоследствии был выстроен собор святого Петра.

Узнайте множество интересных историй и фактов о площади, соборе святого Петра и о Ватикане в целом в аудиоэкскурсии «Ватикан и Замок святого Ангела» с путеводителем по Риму Travelry. Путешествуйте с вдохновением!

История возникновения Музеев Ватикана

Отсчётом истории Музеев Ватикана принято считать со случая находки скульптуры Лаокоона и его сыновей (жреца бога Аполлона), которых заключил в объятия морской змей.Данная скульптура была найдена 14 января 1506 года в винограднике вблизи церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме, и приобретена Папой Юлием II.Спустя месяц Папа решил выставить скульптуру на всеобщее обозрение, что вызвало большой интерес к находке, и зародил идею к собиранию экспонатов.

Все последующие Папы вносили свой вклад в коллекции картин и скульптур, что со временем сделало музеи Ватикана одним из самых больших в мире.

Маршрут к музеям


Ватикан

Музейный комплекс располагается в центре Рима, а значит, попасть на территорию из разных точек города не составит труда. Добраться можно несколькими способами:

  • на метро (красная ветка) до станции Ottaviano. А от метрополитена дойти до площ. Святого Петра нужно будет всего за 10 минут;
  • пешим ходом — от вокзала по улице Via Nazionale, либо по Via Plebiscito, Corso VittorioEmanuele и Via della Conciliazione (от площади Венеции);
  • на автобусе (маршрут № 64), дождавшись его рядом с римским вокзалом на площади Аргентины или Венеции;
  • на автобусе (маршрут № 60) можно уехать с площадей Аргентины, Венеции, Республики;
  • на экспресс-автобусе (маршрут № 40) от вокзала прямо до Ватикана.

Автобусы № 40 и № 62 остановятся между площадью св. Петра и Кастель Сант-Анджело. Маршрут № 64 остановится к югу от собора и площади. При сомнениях лучше поинтересоваться у водителя: «Vaticano?»

Где находятся музеи Ватикана в Риме

Комплекс Ватиканских музеев расположен в границах карликового государства Ватикан, но вход осуществляется со стороны Viale Vaticano, находящейся на территории Италии. К Юбилейному 2000-му г. в ватиканской стене был сооружен новый портал, через который сегодня осуществляется выход посетителей из музеев. Слева от него, практически перпендикулярно, находится старый портал, открытый в 1932 г. и служащий для входа туристов. Именно тогда Джузеппе Момо построил знаменитую спиральную лестницу, ставшую визитной карточкой Ватиканских музеев.

Спиральная лестница Мома, Alvesgaspar

Сикстинская Капелла

Сикстинская капелла

Сикстинская Капелла (Cappella Sistina) — бывшая домовая церковь  в Ватикане, построеная с 1473 по 1481 год архитектором  Джордже де Дольчи, по настоянию папы римского Сикста IV, откуда и произошло название.

Здание капеллы, расположено между собором Святого Петра и Апостольским дворцом. За внешне простым фасадом капеллы, напоминающим скорее оборонительную крепость с бойницами, скрыты шедевры живописи, созданные Боттичелли, Перуджино Роселли,  Гирландайо и Пинтуриккьо, которые в 1481-1483 годах украсили стены Сикстинской капеллы.

А потолок здания полностью расписан грандиозными фресками Микеланджело Буонаротти.

В настоящее время Капелла — это музей и выдающийся памятник Возрождения, который также используется для проведения конклавов, на которых кардиналы избирают нового папу римского.

В Сикстинской капелле есть свой мужской хор — Папская капелла — один из наиболее значительных профессиональных хоров католической церкви, основанный папой Сикстом IV в 1471 году.

Национальный музей Замка Святого Ангела (Museo Nazionale di Castel Sant’Angelo)

Наряду с Колизеем, замок Святого Ангела – одна из главных достопримечательностей Рима. Его построили еще в 135 году как мавзолей для упокоения императора Адриана и членов его семьи. В дальнейшем он перестраивался, укреплялся и был то мощной крепостью, то папской резиденцией, а то и тюрьмой (в частности, в застенках Сант-Анджело провел 6 лет Джордано Бруно).

Название замка Святого Ангела связан с легендой: в 590 году, в разгар чумы, когда римляне шли крестным ходом с чудотворной иконой Богородицы (о ней мы, кстати, рассказываем в аудиоэкскурсии «Шедевры и реликвии»),  на его вершине увидели Архангела Михаила с обнаженным мечом. Это видение расценили как знак скорого окончания эпидемии. И действительно, мор скоро прекратился.

С 1901 года замок преобразован в Национальный музей. Помимо интересной коллекции оружия, картин, уникальных фресок, а также разнообразных тематических выставок, замок интересен сам по себе – хотя бы благодаря его удивительной истории. Кроме того, терраса замка является отличной смотровой площадкой с прекрасным видом на древний город.

Интересный рассказ о Замке Ангела можно послушать в нашей экскурсии с аудиогидом «Ватикан и Замок Ангела»

Адрес: Lungotevere Castello, 50

Режим работы музея: 9.00-19.30 (касса закрывается на час раньше).

Сайт: http://castelsantangelo.beniculturali.it

Купить билет онлайн: www.tosc.it

Двор Бельведера (Cortile del Belvedere)

На протяжении XVI века папа Юлий II проводит реконструкцию имеющихся дворцов. Таким образом, под руководством архитектора Донато Браманте (Donato Bramante) на базе палаццо Иннокентия VII и Николая V возникает Двор Бельведера.

Музей Пия-Клемента (Museo Pio-Clementino)

Все эти чудеса выставлены во внутреннем дворике Бельведера —  Музее Пия-Клемента . Идейным вдохновителем собрания данных предметов искусства  является папа Клемент XIV, бывший у власти в  70-х годах XVIII столетия

Его приемник —  Пий VI также не обделил музей своим вниманием. Всего в Музее Пия-Клемента насчитывается 8 залов

Григорианский Египетский музей (Museo Gregoriano Egizio)

Еще одна интересная экспозиция разместилась на верхних этажах Бельведера – это Григорианский Египетский музей . Первые экспонаты были собраны папой Пием VII, организовал музей уже его приемник – Григорий XVI в 1839 году. В 9 залах можно увидеть культовые египетские предметы, датированные III веком до н.э. Наибольшей популярностью пользуются: безголовая статуя жреца Уджагорресента, статуи фараонов, саркофаги, древние мумии, канопы. Также есть отдельные залы, посвященные культурам Месопотамии и Сирии.

Двор Сосновой Шишки (Cortile Della Pigna)

Во Дворе Сосновой Шишки  можно наблюдать необычные экспонаты под открытым небом: гигантскую сосновую шишку, украшающую фонтан и большую бронзовую сферу. Фонтан, украшенный шишкой – это древний символ жизни.

А сверкающая на солнце бронзовая скульптура «Сфера внутри сферы» (Sfera con sfera) — это уже символ жизни современного человека. Инсталляция авторства Арнальдо Помодоро (Arnaldo Pomodoro) появилась в Ватикане в 1990 году благодаря усилиям папы Павла II. Четырехметровая внешняя сфера, отлитая из бронзы, установлена на лужайке Бельведера, внутри нее вращается сфера поменьше.

Сквозь прорехи и разрывы во внешней оболочке виден рисунок, нанесенный на внутренний шар. Таким образом архитектор изобразил современный символ жизни — Землю, окруженную Вселенной. И все то, что земляне делают со своей планетой транслируется во внешний мир.

Музеи Ватикана – история

Музеи Ватикана основали два папы 18 веке – Климент XVI (1769-1774) и Пий VI (1775-1799), которые впервые открыли публике коллекции произведений искусства в целях культурного просвещения народа. Первый музейный комплекс, таким образом, носит имя своих покровителей – Музей Пия-Климента (Museo Pio-Clementino). Происхождение самих коллекций берет начало гораздо глубже в истории. 

Все началось в 1480 г с обнаружения в Анцио (Anzio) римской статуи II в. до н.э. «Аполлона Бельведере» (L’Apollo del Belvedere) греческого скульптора Леокария. Она до сих пор является одной из самых замечательных. В 1503 Юлий II установил статую в Восьмиугольном дворе (Cortile Ottagono), или Дворе Статуй (Cortile delle Statue), положив начало папской коллекции античных классических статуй.

Здесь Папа Юлий II Ровере (1503-1515) собрал внушительную коллекцию античных скульптур, что символизировало переход Рима от Цезарей к Папам. Во второй половине 18 в., когда папы Климент XVI и Пий VI решили сделать из этой коллекции музей, Двор стал центром нового проекта. Несмотря на некоторые изменения, многие скульптуры, в том числе и Аполлон и знаменитый Лаоокон (Laocoonte) находились здесь до середины 16 в. В последующие столетия другие папы добавляли в коллекцию свои ценные произведения искусства.

На сегодняшний день музеи Ватикана состоятся из тридцати, и они образуют внушительный архитектурный комплекс, занимающий два дворца.

Пинакотека Ватикана

Туристы в пинакотеке Ватикана

Художественная галерея размещалась в квартире Борджиа, пока Пий XI не приказал построить специальное здание. Новое здание, спроектированное Лукой Бельтрами , было открыто 27 октября 1932 года. Среди картин музея:

  • Джотто : Триптих Стефанески
  • Оливуччо ди Чиккарелло : Opere di Misericordia
  • Филиппо Липпи : Коронация Марсуппини
  • Джованни Беллини : Пьета
  • Мелоццо да Форли : Сикст IV назначил Платину префектом Ватиканской библиотеки
  • Пьетро Перуджино : Алтарь Децемвири и Воскресение Сан-Франческо-аль-Прато
  • Леонардо да Винчи : Святой Иероним в пустыне
  • Рафаэль : Мадонна из Фолиньо , Алтарь Одди и Преображение
  • Тициан : Фрари Мадонна
  • Антонио да Корреджо : Христос во славе
  • Паоло Веронезе : видение Святой Елены
  • Караваджо : Погребение Христа
  • Доменикино , Последнее причастие святого Иеронима
  • Николя Пуссен , Мученичество святого Эразма
  • Ян Матейко : Собески в Вене
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector