Какая вера у марийцев: язычество, впитавшее христианство
Содержание:
- Название
- Религия
- История
- Известные марийцы
- Религия
- Семейный уклад
- Известные марийцы
- Традиции
- Марийцы
- Жилище, кухня марийцев
- Марийская культура
- Марийская религия неоднородна и сегодня представляет из себя скорее неоязычество, чем старую традицию
- История
- Многие марийцы сочетают свою веру с православием
- Зарождение марийского народа
Название
Самоназвание марийского народа восходит к слову «мари» или «марий», что значит «человек». Ряд ученых считает, что оно может быть связано с именем древнерусского народа мери, или меря, обитавшего на территории современной Центральной России и упоминавшегося в ряде летописей.
В древности горные и луговые племена, обитавшие в Волго-Вятском междуречье, назывались черемисами. Первое упоминание о них в 960 году встречается в письме кагана Хазарии Иосифа: он упоминал «царемисов» в числе народностей, плативших каганату дань. Русские летописи отметили черемисов гораздо позже, лишь в XIII столетии, наряду с мордвой причислив их к народам, обитавшим на реке Волге. Значение названия «черемис» до конца не установлено. Доподлинно известно, что часть «мис», так же, как и «мари», означает «человек». Однако каким был этот человек, мнения исследователей расходятся. Одна из версий отсылает к тюркскому корню «чер», означающему «сражаться, воевать». От него же происходит и слово «янычар». Эта версия выглядит правдоподобно, поскольку марийский язык является самым тюркизированным из всей финно-угорской группы.
Религия
Кроме православия, у марийцев существует собственная традиционная религия, которая сохраняет определённую роль в их духовной культуре и в настоящее время. Приверженность марийцев к своей традиционной вере вызывает живой интерес у журналистов из Европы и России. Марийцев даже называют «последними язычниками Европы».
В XIX веке традиционная религия марийцев подвергалась гонениям. Например, в 1830 году по указанию министра внутренних дел, к которому поступило обращение Святейшего Синода, было взорвано место молений — Чумбылат курык. Однако уничтожение Чумбылатова камня не дало ожидаемого эффекта, поскольку марийцы поклонялись не камню, а обитавшему там божеству.
История
Первое достоверное упоминание о черемисах встречается в Повести временных лет,где они упомянуты среди народов платящих дань Руси.Там же сказано что черемисы живут у устья р.Оки.Следующее упоминание о черемисах датировано 1170г.-князья Галича наняли отряды черемис.Русские письменные источники конца 12в. указывают что черемисы живут в верховьях р.Ветлуги. Упоминаний о черемисах на территории современной Республики Марий-Эл в письменных источниках 11-13в. нет.Хотя в это время здесь происходили активные контакты между Русью и Волжской Булгарией,в том числе был заключён договор согласно которому южный(горный) берег р. Волги принадлежал княжеству Владимирскому а северный(луговой) Волжской Булгарии.Археологами на территории Горномарийского района Республики Марий-Эл(южный берег р.Волги)обнаружено крупное русское поселение 11-13в.(юрьяльское селище),на северном берегу р.Волги возле райцентра Юрино обнаружено булгарское поселение.В 1246г.территория была опустошена татаро-монголами.После чего,по данным археологии и русским летописей,эта территория пустовала.В начале 14в.на территории современной Республики Марий-Эл появляются поселения которые однозначно можно определить как марийские. Между XIII и XV веком марийцы входили в состав Золотой Орды и Казанского ханства. Во время военных действий между Московским государством и Казанским ханством, марийцы воевали как на стороне русских, так и на стороне татар. После завоевания Казанского ханства в 1552 году ранее зависевшие от него марийские земли стали частью российского государства. 4 октября был провозглашён автономный округ марийцев в составе РСФСР, 5 декабря — АССР.
Луговые и горные «черемисы» (марийцы) на карте Московии 1593 г.
См. также История Марийского края.
Известные марийцы
Один из самых известных марийцев — актер Олег Тактаров, сыгравший в фильмах «Вий» и «Хищники». Во всем мире его знают и как «русского медведя», победителя жестоких боев без правил UFC, хотя на самом деле его корни ведут к древнему народу мари.
Живое воплощение настоящей марийской красавицы — «Черный ангел» Varda, чья мать была по национальности марийкой. Она известна как певица, танцовщица, фотомодель и обладательница соблазнительных форм.
Особое очарование марийцев состоит в мягком характере и менталитете, основанном на принятии всего сущего. Толерантность к другим, вкупе с умением отстаивать собственные права, позволили им сохранить свою аутентичность и национальный колорит.
Религия
Особую роль в жизни народа мари во все века играла религия. До сих пор сохранилась традиционная религия мари, которая является официально зарегистрированной. Ее исповедует около 6% марийцев, однако ритуалы соблюдают многие. Народ всегда толерантно относился к другим вероисповеданиям, поэтому и сейчас национальная религия соседствует с православием. Традиционная религия мари провозглашает веру в силы природы, в единство всех людей и всего сущего на земле. Здесь верят в единого космического бога Ош Кугу-Юмо, или Большого Белого Бога. Согласно легенде, он поручил злому духу Йыну вынуть из Мирового океана кусок глины, из которой Кугу-Юмо сделал землю. Свою часть глины Йын бросил на землю: так получились горы. Из этого же материала Кугу-Юмо сотворил человека, а душу принес ему с неба.
Всего в пантеоне насчитывается порядка 140 богов и духов, однако особо почитают лишь некоторых:
- Илыш-Шочын-Ава — аналог Богоматери, богиня рождения
- Мер Юмо — управляет всеми мирскими делами
- Мланде Ава — богиня земли
- Пурышо — бог судьбы
- Азырен — сама смерть
Массовые ритуальные моления происходят несколько раз в год в священных рощах: всего их насчитывается от 300 до 400 по всей стране. Одновременно в роще могут происходить служения одному или нескольким богам, каждому из которых приносят жертвы в виде еды, денег, частей животных. Алтарь сделан в виде настила из еловых веток, установленного возле священного дерева.
Пришедшие в рощу в больших котлах готовят принесенную с собой еду: мясо гусей и уток, а также особые пирожки из крови птиц и крупы. После под руководством карта — аналога шамана или священника, начинается молитва, которая длится до часа. Заканчивается обряд употреблением приготовленного и уборкой рощи.
Семейный уклад
После свадьбы невеста уходила жить в дом мужа, поэтому семьи у мари были большими. Часто в них соседствовали семьи братьев, вместе проживали старшие и последующие поколения, число которых доходило до 3-4. Во главе хозяйства стояла старшая женщина, жена главы семьи. Она раздавала детям, внукам и невесткам поручения по хозяйству, следила за материальным благополучием. Дети в семье считались наивысшим счастьем, проявлением благословения Великого Бога, поэтому рожали много и часто. Воспитанием занимались матери и старшее поколение: детей не баловали и с детства приучали к труду, однако никогда не обижали. Развод считался позором, а разрешение на него надо было просить у главного служителя веры. Пары, которые изъявляли подобное желание, привязывали спинами друг к другу на главной деревенской площади, пока те ждали решения. Если развод происходил по просьбе женщины, ей срезали волосы, в знак того, что она больше не является замужней.
Известные марийцы
- Арбан (Деревяшкин) Николай Михайлович — прозаик, драматург, музыкант, художник, первый заслуженный деятель искусств Марийской АССР, народный писатель Марий Эл.
- Айзенворт (Деревяшкин) Анатолий Карпович — писатель, литературовед.
- Тыныш Осып (Борисов Иосиф Алексеевич) — писатель, исследователь, педагог, член Союза писателей СССР.
- Васикова Лидия Петровна — профессор, доктор филологических наук, первая среди женщин-мари.
- Васильев Валериан Михайлович — языковед, этнограф, фольклорист, литератор.
- Васин Ким Кириллович — писатель.
- Вишневский Семён Алексеевич — поэт, переводчик, журналист.
- Герасимов Михаил Степанович — поэт и баснописец.
- Григорьев Александр Владимирович — художник.
- Евсеев Тимофей Евсеевич — этнограф, краевед, педагог, основатель Национального музея Республики Марий Эл.
- Ефимов Измаил Варсонофьевич — художник, герольдмейстер.
- Ефруш Георгий Захарович — писатель.
- Ефремов Тихон Ефремович — просветитель.
- Зотин Владислав Максимович — 1-й Президент Марий Эл.
- Игнатьев Никон Васильевич — писатель.
- Йыван Кырла — поэт, киноактёр.
- Искандаров Алексей Искандарович — композитор, хормейстер.
- Казаков Николай Иванович — поэт.
- Кириллова Сарра Степановна — режиссёр, заслуженный деятель искусств Марийской АССР, народная артистка Республики Марий Эл, лауреат Государственной премии МАССР.
- Колумб Валентин Христофорович — поэт.
- Конаков Александр Фёдорович — драматург.
- Коршунов Константин Максимович — актёр, драматург, режиссёр, заслуженный артист МАССР, лауреат Государственной премии МАССР.
- Лашманов Пётр Ильич — поэт, прозаик, переводчик, этнограф, краевед, педагог.
- Лекайн Никандр Сергеевич — писатель.
- Луппов Анатолий Борисович — композитор.
- Макс Майн — поэт, переводчик, журналист, редактор.
- Матюковский Геннадий Иванович — поэт, прозаик, переводчик, журналист.
- Мосолов Василий Петрович — агроном, первый академик из мари.
- Мухин Николай Семёнович — поэт, переводчик.
- Николаев Сергей Николаевич — драматург.
- Олык Ипай — поэт.
- Орай Дмитрий Фёдорович — писатель.
- Осмин Йыван — поэт, прозаик, журналист, редактор, педагог.
- Петров Иван Петрович — государственный и общественный деятель, первый председатель Марийского ОБИК.
- Палантай Иван Степанович — композитор, фольклорист, педагог.
- Першуткин Пётр Григорьевич — поэт.
- Прохоров Зинон Филиппович — гвардии лейтенант, Герой Советского Союза.
- Рыбаков Николай Фёдорович — драматург, писатель, журналист, артист.
- Сави Владимир Алексеевич — писатель.
- Савинов Эчан — писатель-драматург, переводчик, журналист, актёр.
- Сануков Ксенофонт Никанорович — доктор исторических наук, журналист.
- Сапаев Эрик Никитич — композитор.
- Суворов Сергей Романович — первый Герой Советского Союза из народа мари.
- Тойдемар Павел Степанович — музыкант.
- Чавайн Сергей Григорьевич — поэт и драматург.
- Чалай Васлий — поэт, прозаик.
- Четкарёв Ксенофонт Архипович — этнограф, фольклорист, писатель, организатор науки.
- Шабдар Осып — писатель.
- Шадт Булат — поэт.
- Шкетан Яков Павлович — писатель.
- Элексейн Яков — прозаик, журналист, педагог.
- Эшкинин Андрей Карпович — писатель.
- Эшпай Андрей Яковлевич — советский композитор.
- Эшпай Яков Андреевич — этнограф и композитор.
- Юзыкайн Александр Михайлович — писатель.
- Юзыкайн Алеко — писатель, журналист.
- Юксерн Василий Степанович — писатель.
- Ялкайн Яныш Ялкаевич — писатель, критик, этнограф.
- Ямбердов Иван Михайлович — художник.
- Князь Мамич-Бердей
- Чоткар патыр
- Полтыш князь Малмыжский, погиб в битве с русскими войсками
- Чумбылат, легендарный марийский князь XII века
Традиции
Наиболее полно древние традиции сохранились в свадебных и похоронных обрядах. Свадьба всегда начиналась с шумного выкупа, после молодые на телеге или санях, покрытых медвежьей шкурой, направлялись к карту для совершения обряда венчания. Всю дорогу жених щелкал специальной плеткой, отгоняя злых духов от будущей жены: этот хлыст затем оставался в семье на всю жизнь. Кроме того, руки их связывали полотенцем, что символизировало связь на всю оставшуюся жизнь. До сих пор сохранилась и традиция печь на утро после свадьбы блины для новоиспеченного мужа.
Особый интерес вызывают похоронные обряды. В любое время года умершего доставляли на погост на санях, а в домовину клали в зимней одежде, снабжая набором вещей. Среди них:
- льняное полотенце, по которому он спустится в царство мертвых — отсюда пошло выражение «скатертью дорога»;
- ветки шиповника, чтобы отгонять собак и змей, охраняющих загробный мир;
- скопленные при жизни ногти, чтобы цепляться ими за скалы и горы на пути;
Спустя сорок дней совершали не менее жуткий обычай: друг покойного облачался в его одежду и садился с близкими умершего за один стол. Его принимали за погибшего и задавали ему вопросы о жизни на том свете, передавали приветы, сообщали новости. Во время общих праздников поминовения также вспоминали о покойных: для них накрывали отдельный стол, на который хозяйка ставила понемногу все угощения, что приготовила для живых.
Марийцы
Я живу в неприметном национальном регионе, который носит довольно нелепое для русского уха название Марий Эл и является родиной маленькой, но очень своеобразной нации марийцев. Чтобы не ходить вокруг да около скажу, что, во-первых, в сельской глуши до сих пор проживают люди, поклоняющиеся дохристианским богам, а, во-вторых, к ним относятся мои родственники по отцовской линии. В-третьих, надо отметить, что «сельской глушью» здесь можно назвать практически всю местность за пределами городов.
Чтобы понять местные обычаи и верования, нужно иметь примерное представление о том, кто такие марийцы, и каковы они. Народность относится к волжской ветви финно-угров, что делает их дальними родственниками финнов, эстонцев и венгров и более близкими — мордвы и коми. Как нация они сложились в неприветливой болотистой местности, окруженные татарами, русскими и чувашами, то есть не особо культурно близкими и доброжелательными соседями.
Типичный марийский мужик смотрит на тебя как на рушла
Как говорил Монтескье, география и среда определяет характер народа. И вот вам самый показательный факт, который может здорово обрисовать его: жители соседних регионов, как я узнал совсем недавно, называют местных простым и емким словом «кереметь», чаще всего даже не зная, что оно означает. А означает оно у самих марийцев одновременно дьявола и болотный дух, вредный, хитрый и злопамятный. «Не ходи по болоту, Кереметь за ногу утащит», — говорила мне бабуля.
В целом, все не так плохо и не такой уж кереметь, но характер у местных и вправду тяжеловатый. Вспомните все негативные стереотипы о русских: неприветливые, мрачные, сильно пьющие и слегка одичалые. Все это — стереотипы уже самих русских о марийцах, хотя лично мне они больше напоминают своеобразных хоббитов, просто не в лучшие годы и не в лучшем настроении.
Жилище, кухня марийцев
Во второй половине XIX в. поселения марийцев были уличного типа, жилищем служила срубная изба с двускатной крышей, построенная по великорусской схеме: изба-сени, изба-сени-изба или изба-сени-клеть. В доме была русская печь, кухня отделенная перегородкой.
Вдоль передней и боковых стен дома размещались лавки, в переднем углу стоят стол и стул специально для хозяина дома, полки для икон и посуды, сбоку от двери стояла кровать или нары. В летнее время марийцы могли жить в летнем доме, представлявшем собой срубную постройку без потолка с двускатной или односкатной крышей и с земляным полом. В крыше было отверстие для выхода дыма. Здесь устраивалась летняя кухня. Посередине постройки помещали очаг с подвесным котлом. К надворным постройкам обычной марийской усадьбы были клеть, погреб, хлев, сарай, курятник, баня. Зажиточные марийцы строили двухэтажные кладовые с галереей-балконом. На первом этаже хранили продукты, на втором – утварь.
Традиционной блюдами марийцев были суп с клецками, вареники с мясом или творогом, вареная колбаса из сала или крови с крупой, вяленая колбаса из конины, слоеные блины, сырники, отварные лепешки, печеные лепешки, пельмени, пироги с начинками из рыбы, яиц, картофеля, конопляного семени. Хлеб марийцы готовили пресным. Для национальной кухни характерны также специфические блюда из мяса белки, ястреба, филина, ежа, ужа, гадюки, из муки сушеной рыбы, конопляного семени. Из напитков марийцы предпочитали пиво, пахту (эран), медовуху, из картофел и зерна умели гнать водку.
Марийская культура
В культуре марийцев сохранились многие обряды, например свадебные и погребальные ритуалы. Один из обрядов — сурем ужо — изгнание из целой деревни злого духа. По мнению марийцев, он избавляет деревню от злых сил в пастбищный период.
Сурем ужо проходит в ночь на 6 мая. На окраине деревни собираются марийцы, разводят костер и прыгают через него — это обряд самоочищения. Затем его участники отправляются в деревню и обходят все дома с шумом, криками, звоном колоколов. Жители домов встречают их и угощают яйцами, хлебом и картошкой. Потом процессия идет на другую окраину деревни, снова разжигает костер, ставит котелки и варит угощения. Часть еды марийцы закапывают — так они подносят дары земле; остальное съедают. Длится обряд до самого утра.
Сохранился в культуре марийцев и традиционный танец — кандыра, или «Веревочка». Обычно в нем участвуют два парня и одна девушка. Так как одновременно могут танцевать сразу несколько пар, часто получается целая цепочка танцоров, которая может достигать километра. Один из элементов танца — дробушка, или тывырдык (быстрое движение ногами на одном месте). Четкий ритм кандыра поддерживают ритуальные марийские народные инструменты — барабан и шувыр (разновидность волынки). Марийцы верят, что во время этого танца-молитвы из тела выходит вся плохая энергия.
Самобытен и марийский костюм. Ткань для него изготавливается из конопляного холста или из шерстяных нитей домашнего прядения. Называется такая ткань пестрядью, потому что создается из разноцветных нитей. Затем марийские женщины расшивают костюмы с изнанки, а узор получается на лицевой стороне. В вышивке используется древний орнамент: птицы, кони, солярные знаки, бараньи рога, растения — всё это символы плодородия и обновления жизни. Женские и девичьи костюмы умелицы дополняют нагрудными украшениями яга, которые изготавливают из бисера и монет. Марийцы верят: звон серебра отпугивает нечистую силу, оберегая свою хозяйку.
Марийская религия неоднородна и сегодня представляет из себя скорее неоязычество, чем старую традицию
Марийская религия пережила многое. Даже тяжёлые годы атеистических гонений не смогли истребить эту веру
В первые годы после развала СССР власти и вовсе решили взять под охрану культовые места марийцев. Одно дело храм: его можно переделать или разрушить, а природная зона — это уже совсем другое, её разумно защищать.
Хотя в России всегда правительство делало поблажки именно православию, верующие в традиционную марийскую религию не чувствовали себя особенно притеснёнными и продолжали вполне спокойно жить после распада Союза. Были, конечно, неприятные моменты вроде вырубки рощ в 2008 году, но сейчас всё спокойнее.
Куда сложнее — выявить изначальную религию марийцев. Ритуалы имеют сильные территориальные различия. Попытка их унификации с целью создания национальной религии угрожает отсечь последнюю связь с традицией.
Хотя преданность родной вере среди марийцев сильна, православие преобладает в Марий Эл. На фото — Богородице-Сергиева пустынь из Йошкар-Олинской Митрополии. Фото: mari.eparhia.ru
Если до этого марийцы воспринимали свою веру как часть единого космоса, где каждый человек равен, то теперь эта глобализация превратилась в проблему. Марийцы утрачивают национальную идентичность, ибо она выражена в первую очередь религиозным учением.
Сейчас религия марийцев — это, скорее, реконструкция, но вовсе не вера предков. Такие учения называют неозыческими — то есть новыми, возникшими в среде одного народа.
Жажда самоидентификации заставляет марийцев резко противопоставлять себя другим культурам, а потому среди шаманов иногда звучат довольно радикальные высказывания
Православное общество не отстаёт и пытается найти в религии марийцев признаки экстремизма. Это пустая и бессмысленная война, но она длится и по сей день.
История
Бронзовый век представлен Усть-Ветлужским могильником, который относится к сейменско-турбинскому феномену и отражает миграции индоевропейских народов. Также в марийском крае существуют свидетельства пребывания приказанской и Абашевской культуры. Территория современной Марий Эл является территорией генезиса чирковской культуры эпохи бронзы.
В эпоху раннего Средневековья (VI—VII вв.) началось формирование древнемарийской культуры. Область формирования марийских племен — правобережье Волги между устьями Суры и Цивиля и противоположное левобережье вместе с нижним Поветлужьем. По мнению А. П. Смирнова и его ученика Г. А. Архипова, основу марийцев составили потомки ананьицев (пермяне) и позднегородецкие племена. Однако исследования 1990-х и последующих годов (Т. Б. Никитиной, Н. Н. Грибова и других) показали, что древнемарийская культура напрямую наследует населению круга могильников ахмыловско-безводнинского типа наравне с культурой летописной муромы. Из этого района марийцы расселялись в северном и восточном направлении вплоть до реки Вятки и в южном до реки Казанки. Помимо Марий Эл марийцы населяли территории Кировской, Костромской и Нижегородской области, а также Чувашии.
В IX веке марийские племена (черемисы) попали под власть Хазарского каганата. В IX веке они вошли в состав Волжской Булгарии. C 922 года в Волжской Булгарии начал распространяться ислам, однако марийцы сохранили языческую религию. В середине XIII века марийский край вошел в состав Золотой Орды, из которой в XV веке выделилось Казанское ханство.
Плацдармом для русской экспансии стал город Васильсурск построенный в 1523 году на марийской земле в нижегородском краю. Этот город определил русско-татарскую границу. Первыми приняли русское подданство горные марийцы, присягнув Ивану Грозному в Свияжске в 1551 году. В ответ Иван IV на три года освободил марийцев от уплаты ясака и «дал им грамоту жаловалную со златою печятью». Вхождение марийского края в Россию ускорилось после падения Казанского ханства в 1552 году, однако процесс этот осложнялся черемисскими войнами. Первой русской крепостью на территории Марий Эл стал Кокшайск (1574). В 1583 году был основан Козьмодемьянск, а годом позже Царевококшайск. В 1647 году основан православный Мироносицкий монастырь, а в 1662 году — Мусерская Тихвинская пустынь. В 1708 году край разделён на два уезда (Козьмодемьянский и Царевококшайский) и приписан к Казанской губернии. В 1880 году в Юрино был возвёден готический Замок Шереметева.
С образованием РСФСР в 1920 году образована Марийская автономная область, которая делилась на кантоны и входила в состав Горьковского края. Административным центром области стал Краснококшайск. В 1931 году в областном центре открылся первый вуз. В 1936 году была образована Марийская Автономная Советская Социалистическая Республика cо столицей в Йошкар-Оле. Республика состояла из 14 районов и управлялась Верховным Советом. В 1939 году было начато строительство марийского машиностроительного завода.
В 1992 году республика обрела современное название Марий Эл.
Многие марийцы сочетают свою веру с православием
Вера марийцев — явление необычное. Будучи религиозной традицией, она не видит для себя угрозы в чужих мировоззрениях. Более того, марийская религия никакие учения не считает чужими. Всё от Бога, как ни крути.
Это создаёт интересную ситуацию: около 67% жителей Марий Эл — номинально православные. Но многие из них — двоеверцы. Марийская религия не считает зазорным такое сочетание, так что человек с лёгким сердцем может выполнять ритуалы и той, и другой традиции.
67%
жителей Марий Эл — православные
Кугу Юмо — это христианский Бог в представлении марийцев. Иначе и быть не может. Если Бог творец Един, то ясно, что оба учения пересекаются в этой точки и указывают на самую могущественную духовную сущность.
Юмын Удыр — владычица звёздного неба в марийской мифологии. Фото: upload.wikimedia.org
Христианская ритуальная практика тесно сплетена с марийскими верованиями — вплоть до того, что Георгия Победоносца считают аналогом некого местного божества.
С православной точки зрения подобное слияние недопустимо, хотя определённый процент местных влияний всегда трансформировал христианское учение в разных регионах.
Возможно, марийская религия и выжила только благодаря христианству. Своих мифов там практически нет. В основном — заимствования скандинавских историй. Библейские рассказы и учения заполнили лакуны в марийском мировоззрении. Остался лишь пантеон.
Зарождение марийского народа
Происхождение народа порой становится одной из самой больших загадок в его изучении. В данном случае марийцы – не исключение. Большинство историков предполагает, что предки мари появились около I тысячелетия до нашей эры. Принадлежали они к городецкой культуре, занимавшей правый берег Северного Поволжья.
В то же время азелинские народы, проживавшие на левом берегу, также стали прародителями новых племён, а значит, сами марийцы были результатом смешения двух основных культур региона. Поволжье стало центром зарождения нового народа, откуда он расселился в другие уголки России.
О том, какой была жизнь марийцев на заре их становления, совсем ничего не известно. Самое первое упоминание о них можно встретить у Иордана, готского историка, жившего в VI веке.
Эти сведения в некоторой степени открывают нам характер марийцев, которые названы воинственным и жестоким народом. Известно, что нередко воины мари взаимодействовали с хазарами или Волжской Булгарией.
Русский костюм марийской женщиныXIX-нач.XX. Казанская губерния (совр.Республика Марий Эл)Место хранения оригинала – Российский этнографический музей