Какая вера у египтян: язычество, христианство или ислам?
Содержание:
- Отношения Коптской Церкви и РПЦ
- Демография
- Мумификация
- Библиография
- Организация культа
- Каким был Древний Египет?
- Популярные экскурсии по Египту
- Какой климат в Египте, сухой или влажный?
- Суннитский ислам — это основная религия Арабской Республики Египет
- Организация культа
- История древнего Египта
- Структура религиозных воззрений Древнего Египта
- Ранние верования
- Жертвоприношения в Египте
- Искусство
- Роль религии в Древнем Египте
Отношения Коптской Церкви и РПЦ
Отношения Коптской и Русской Православной Церквей можно охарактеризовать как дипломатические. Их предстоятели неоднократно совершали официальные визиты друг к другу. Евхаристическое же общение (взаимное участие в Таинствах) между Церквями невозможно из-за догматических разногласий.
Как отмечает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Коптская и Русская Православная Церкви «находятся в состоянии богословского диалога» . Необходимо продолжать сотрудничество в сфере защиты христиан и общехристианских ценностей в мире. Глава Русской Церкви заявляет:
Коптский Патриарх Феодор II, посещая Россию в 2014 году, отметил, что его визит является возможностью выразить уважение патриарху Кириллу и благодарность российскому государству за поддержку Египта в период кризиса.
Демография
Подавляющее большинство египетских христиан — копты , принадлежащие к Коптской православной церкви Александрии , восточной православной церкви. По состоянию на 2019 год копты в Египте «обычно составляют примерно 10 процентов» населения страны с предполагаемым населением в 9,5 миллионов (цифра, цитируемая в Wall Street Journal , 2017) или 10 миллионов (цифра, цитируемая в Associated Press). Пресса , 2019). Были также приведены меньшие или большие цифры в диапазоне «от 6% до 18% населения», при этом египетское правительство оценивает меньшие цифры, а Коптская православная церковь оценивает гораздо более высокие цифры. Отсутствие определенных, надежных демографических данных делает все оценки неопределенными. За пределами Египта насчитывается около 1 миллиона членов коптской православной церкви за рубежом. Оценки процента египетских христиан, которые являются коптскими православными, колеблются от примерно 90% до примерно 95%. Коптскую православную церковь Александрии возглавляет Папа Александрийский и Патриарх всея Африки на Святом Престоле Святого Марка , в настоящее время Папа Тавадрос II .
Помимо Коптской православной церкви, две другие восточные православные церкви имеют членов в Египте: Армянская апостольская и сирийская православные церкви.
Меньшая часть египетских христиан принадлежит к Коптской католической церкви . Примерно 2,5% египетских христиан принадлежат к Коптской католической церкви. В 2007 году Annuario Pontificio оценил общее количество членов Коптской католической церкви в 161 327 человек, разделенных на семь епархий , с девятью епископами и 164 приходами. Другие конкретные церкви всемирной католической церкви с членами в Египте включают мелькитов , маронитов , сирийских католиков , армянских католиков и халдейских католиков . Большинство католиков латинского обряда в Египте — эмигранты.
Греческая православная патриархия Александрийский и всей Африки является наличие восточного православия в Египте. Число ее членов постоянно сокращалось и в 1980 году составляло около 110 000 человек.
Среди христианского населения Египта есть небольшое количество протестантов . Сюда входят Евангелическая церковь Египта (Синод Нила) , англикане (около половины экспатриантов) и Армянская евангелическая церковь . Есть меньшее количество приверженцев Ассамблей Божьих , христианских братьев , свободных методистов , пятидесятников , адвентистов седьмого дня и церквей Христа , среди прочих. В Египте проживает от 1000 до 1500 Свидетелей Иеговы . По данным Адвентистского Атласа, по состоянию на 2008 год 852 члена Церкви адвентистов седьмого дня в Египте.
По разным церквям разбросано несколько обращенных из ислама в христианство. По оценкам исследования 2015 года, в Египте было 14 000 таких верующих.
В Египте копты имеют относительно более высокий уровень образования, относительно более высокий индекс благосостояния и более сильную представленность в качестве « белых воротничков» , но ограниченное представительство в органах безопасности. Большинство демографических, социально-экономических показателей и показателей здоровья коптов и мусульман схожи.
Мумификация
Мумификацию можно назвать важным моментом погребального культа. Анатомирование тела сопровождалось жрецами, которые имели сан должного уровня. Самые простые мумии, которые обрабатывались консервирующими средствами и многослойно обертывались материалом, обозначены истоком династического периода.
Определенные успехи появились к V династии. Благодаря нужному разрезу в теле покойного убирали его органы кроме сердца, а опустошенность наполняли благовониями и материалом изо льна, раскладывая мумию в довольно вытянутом положении.
Данный процесс преобразился во времена Нового царства, извлекая мозг благодаря сделанному отверстию в черепе покойного, пропитывая ткань специальными веществами, которые предохраняли от тления. Огромное процветание искусства мумификации приходится на время XXI и XXII династий. В тот период через рассеченную кожу вкладывали песок с глиной, придавая некую оживленность телу.
После этого покойника украшали красной охрой, раскрашивая его щёки и губы в алый цвет, помещая искусственные глаза. Его тело сильно затягивали сложно узорчатым и разноцветным материалом, засовывая в древесный антропоморфной конфигурации саркофаг. К сожалению, мумии Нижнего Египта оказались утраченными. Но в Верхнем Египте огромная численность мумий осталась в отличном состоянии, а еще и мумии самых важных фараонов.
Существует очень мало информации о религии додинастического периода. В тот момент письменности не было, поэтому выяснить все важные нюансы просто невозможно. Основная информация извлекается из сегодняшней этнографии и африканистики, которая позволяет понять, каким именно было мышление в Древнем Египте. Поэтому сравнительный метод можно назвать правомерным.
Библиография
- Боммас, Мартин (2012). «Исида, Осирис и Серапис». В Риггсе, Кристина (ред.). Оксфордский справочник римского Египта . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-957145-1 .
- Бреммер, Ян Н. (2014). Посвящение в тайны древнего мира . Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-029955-7 .
- Брико, Лоран, изд. (2000). De Memphis à Rome: Actes du Ier Colloque international sur les études isiaques, Poitiers — Futuroscope, 8–10 апреля 1999 г. (на французском и английском языках). Брилл. ISBN 978-90-04-11736-5 .
- Брико, Лоран (2001). Atlas de la diffusion des cultes isiaques (на французском языке). Diffusion de Boccard. ISBN 978-2-87754-123-7 .
- Дэвид, Розали (2002). Религия и магия в Древнем Египте . Пингвин. ISBN 0-14-026252-0 .
- Дейкстра, Джитсе (2008). Филы и конец древнеегипетской религии: региональное исследование религиозной трансформации (298-642 гг . Н. Э.) . Петерс. ISBN 978-9042920316 .
- Доналсон, Малкольм Дрю (2003). Культ Исиды в Римской империи: Isis Invicta . Эдвин Меллен Пресс. ISBN 978-0-7734-6894-8 .
-
Хорнунг, Эрик (2001). . Перевод Дэвида Лортона. Издательство Корнельского университета. ISBN 0-8014-3847-0 .
Тайные знания Египта: его влияние на Запад.
- Орлин, Эрик М. (2010). Иностранные культы в Риме: создание Римской империи . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-973155-8 .
- Сфамени Гаспарро, Джулия (2007). «Эллинистическое лицо Исиды: Космическая и Спасительная Богиня». В Брико, Лоран; Versluys, Мигель Джон; Мейбум, Пол Г.П. (ред.). Нил в Тибр: Египет в римском мире. Труды III Международной конференции по изучению Исиды, факультет археологии, Лейденский университет, 11–14 мая 2005 г. (на французском и английском языках). Брилл. ISBN 978-90-04-15420-9 .
- Тирадритти, Франческо (2005). «Возвращение Исиды в Египет: Замечания о некоторых статуях Исиды и о распространении ее культа в греко-римском мире». В Hoffmann, Адольф (ред.). Ägyptische Kulte und ihre Heiligtümer im Osten des Römischen Reiches. Международный коллоквиум 5./6. Сентябрь 2003 года в Бергаме (Турция) . Ege Yayınları. ISBN 978-1-55540-549-6 .
Организация культа
Богов египтяне всегда представляли могущественными, грозными. По мнению людей, боги специально создали их для того, чтобы они им служили. А если же люди смели об этом забыть, то им не минуть суровой кары богов. Для счастливой и благополучной жизни божествам необходимо прислуживать, придерживаться определенных правил. Тогда можно было рассчитывать на их милость.
Чтобы почитать богов, люди строили в их честь храмы, изготовляли статуи с их очертаниями, а жрецы делали им жертвы из специально выращенных жертвенных животных. Проводились церемонии и празднества. Статуи потом отправляли по Нилу под воспевание гимнов и песнопений. Развитию религиозной поэзии предшествовали изучения гимнов, а развитие литературы подкреплялось рассказами о богах и том, какие поступки они совершают в тех или иных ситуациях.
Каким был Древний Египет?
Коротко о географии
Цивилизация египтян появилась у берегов реки Нил. Жизнь на этих территориях зависела от разливов водоема. Вода течёт по долине шириной в среднем от десяти до двадцати километров. Отвесные скалы по краям расходятся к Красному морю и плоскогорью Барка. Нил распадается на рукава и впадает в Средиземное море.
Территории Древнего Египта включали в себя дельту Нила, долину выше по течению и часть Файюмского оазиса. В доисторический период на месте дельты реки находился морской залив, который вскоре стал непроходимым болотом. Практически вся территория египетской цивилизации-равнина. На западном побережье изобилие скал, пустынь и возвышенностей.
Богатая калием почва обладала плодородием и легко обрабатывалась. Изобилие природных материалов позволяло вести строительные работы и изготовление различных предметов. Со временем климат становился суше и жарче. А территория у берегов Нила оставалась своеобразным оазисом.
История в периодах, важные события
Строения Египта с изображениями самых почитаемых богов
История Древнего Египта подразделяется учёными на четыре периода.
1. Додинастический период
Финальный этап развития Нижнего и Верхнего Египта. Здесь рушатся родоплеменные отношения и строятся первые государства
В это время египтяне занимаются скотоводством. Начинают интересоваться земледелием. Люди используют плуг и делают медные орудия труда, расписывают керамику. Здесь появляется письменность иероглифами.
2. Следующий период — династический
История данного периода поделена на многие этапы.
Первым является Раннее царство. Объединяется Верхний и Нижний Египет, ведётся торговля с некоторыми соседними государствами.
Далее следует древнее царство. Это эпоха процветания и стабильность Древнего Египта. Развивается архитектура, появляется сложный государственный аппарат.
Первый переходный период. В это время государство распадается на части, развивается литература.
Следующий этап — Среднее царство. Восстанавливается торговля, улучшается оросительная система.
Второй переходный период. Египет приходит в упадок. Культурное развитие находится на низком уровне.
Новое царство. В это время были захвачены новые территории, но также быстро потеряны. Страна распадается на две части.
Третий переходный период. Устройство государства теряет централизацию. Египет и Нубия объединяются.
И последний этап — Позднее царство. Египет становится свободным.
4. И последний Римский период
Египет попадает под власть Рима.
Население
Люди, населявшие, Древний Египет произошли в результате смешения различных племён Африки. На их родство указывают найденные статуэтки, обмеры черепов и близость языков. Египетские культы несомненно связаны с религиозными культами Африки.
Язык египтян считается мёртвым. Поэтому расшифровка иероглифов была сложной и достаточно проблематичной. Этот язык причисляют к афразийской языковой системе. Формирование наречия происходило в Додинастический период. А в Династический период он улучшался и развивался. После прихода арабского населения На территории Египта, коренные жители стали перенимать новый язык.
Популярные экскурсии по Египту
|
|||
|
|||
|
Все экскурсии |
Какой климат в Египте, сухой или влажный?
Климат в Египте засушливый, жаркий, переходной от тропического к субтропическому. Дожди – редкое явление, большая часть осадков выпадает на севере страны, омываемом Средиземным морем. В пустынях же дождей нет годами. Только Нил становится источником живительной влаги на этой безжизненной территории.
С июля по октябрь – жаркий сезон (воздух – +30-36°C, море – +25-29°C), декабрь-март – прохладное время года (воздух – +15-25°C, море – +20-25°C). Заморозки бывают только в пустыне по ночам, до -5°C. Таким образом, купальный сезон в Египте длится круглогодично.
Но все же для пляжного отдыха больше всего подходит осень и весна, для осмотра достопримечательностей – зима. Летом же на побережье Красного моря очень жарко. В это время лучший выбор – Александрия.
Поскольку климат в Египте сухой и постоянно дует ветер, интенсивность солнечного излучения может неадекватно восприниматься. Между тем, солнце в этой стране очень агрессивное и нередко беспощадно обжигает беспечных туристов.
Поэтому, поверьте, не зря отдыхающих предупреждают об опасности ожогов. Хотя бы в первые дни будьте преимущественно в тени и на протяжении всего отдыха пользуйтесь защитными кремами.
Суннитский ислам — это основная религия Арабской Республики Египет
Говоря о том, какая вера у египтян главная необходимо вспомнить об суннитском исламе, который исповедует подавляющее большинство жителей Египта. Он пришел в страну после христианства VII веке, в результате страна стала крупным политическим и религиозным центром суннизма в мусульманском мире.
Официальной религией он стал при президенте Анваре Садате в 1970-х годах. В результате при сохранении светского характера государства, исламское право или шариат стало основой государственного права. При этом оно используется в сильно смягченном варианте.
Египетский президент Анвар ас-Садат, руководил страной с 1970 по 1971 год. В годы его правления ислам стал официальной религией Арабской Республики Египет. Фото: upload.wikimedia.org
Ислам играет центральную роль в жизни большинства египетских мусульман. Исламский призыв к молитве азан можно услышать в стране пять раз в день. Ислам оказывает неофициальное влияние практически на все сферы жизни, начиная от бизнеса и заканчивая развлечениями. Каир славится своими многочисленными мечетями, минаретами и по праву именуется городом 1000 минаретов.
Несмотря на то, что ислам — это основная религия Египта, это светская страна. Основная религия Египта представлена в стране в достаточно мягком варианте, так как Египетские мусульмане в подавляющем большинстве являются суннитами.
В отличие от шиитов, утверждающих, что следующий халиф, преемник Пророка, должен назначаться по праву наследования, сунниты предпочитают процедуру демократического выбора. Несмотря на это обстоятельство е стране достаточно сильны запрещенные исламские организации.
Последствия теракта в коптском храме Каира. Несмотря на то, что официальные египетские власти борются с запрещенными радикальными исламскими группировками, в стране периодически происходят теракты, направленные против христиан-коптов. Фото: img.tyt.by
Как утверждают представители египетских и американских спецслужб, многие идеологи ваххабизма и радикального ислама проходили обучение в Каирском университете. При этом последние 30 лет религиозная жизнь Египта была достаточно мирной.
Несмотря на это обстоятельство, радикальные исламские группировки и христиане-копты периодически конфликтуют между собой. Примером может служить теракт, совершенный в Александрии 1 января 2011 года. Тогда в коптском храме совершен теракт, была взорвана бомба, унёсшая жизни более 20 человек, пострадало более 100 человек.
Организация культа
Богов египтяне всегда представляли могущественными, грозными. По мнению людей, боги специально создали их для того, чтобы они им служили. А если же люди смели об этом забыть, то им не минуть суровой кары богов. Для счастливой и благополучной жизни божествам необходимо прислуживать, придерживаться определенных правил. Тогда можно было рассчитывать на их милость.
Чтобы почитать богов, люди строили в их честь храмы, изготовляли статуи с их очертаниями, а жрецы делали им жертвы из специально выращенных жертвенных животных. Проводились церемонии и празднества. Статуи потом отправляли по Нилу под воспевание гимнов и песнопений. Развитию религиозной поэзии предшествовали изучения гимнов, а развитие литературы подкреплялось рассказами о богах и том, какие поступки они совершают в тех или иных ситуациях.
История древнего Египта
В древности в Египте было принято многобожество. Поклонение осуществлялось ряду культов, центральными из которых были Ра, Исида, Осирис. Древние египтяне верили в потусторонний мир и страшный суд, на котором будет взвешиваться их сердце: добрые и плохие дела, совершенные во время проживания на земле. В зависимости от назначенной участи зависел размер земельного надела и привилегии в загробной жизни. Душа в представлении египтян наделялась бессмертием. В могилах обитала сущность Ка, нарушать покой которой было строго воспрещено. Тексты молитв наносились на папирусы и стены гробниц царственных особ. Позже они были соединены египтологами в сборник — «Книгу Мертвых». После открытия французского ученого Шампольона значения иероглифов удалось прочесть древние писания.
История древнего Египта
Первым реформатором стал фараон Эхнатон, выступающий за отмену многочисленных культов и поклонение единому Богу — Солнца Ра. Во времена его правления разрушались храмы со святилищами для жертвоприношения и проведения церемоний языческих праздников. В северной части страны в Дельте Нила был создан город Амарна, запустевший после окончания правления Эхнатона.
Структура религиозных воззрений Древнего Египта
В доисторический период египтяне во всём непонятном для себя видели проявление воли высших существ. Ранней формой религии для этого этноса стало поклонение фетишам и тотемным животным, черты которых были заметны и в более поздние периоды формирования египетской мифологии.
Более чем существенно на вероисповедание египтян влиял Нил. Очерёдность разливов, засух и наводнений, а также наблюдения за небесными светилами привели их к созданию достаточно точного календаря и раннему освоению азов астрономии. Это тоже заметно сказалось на формировании их религиозных взглядов.
Изначально почтение людей к животным было вызвано силой и мощью последних. Позже поклонение из боязни перетекло в веру в их божественное начало. Города часто выбирали себе животных-покровителей и поклонялись только им. В письменности в качестве иероглифов использовались образы определённых животных, например, для изображения богов. Позже такие животные-божества превратились в богов со звериными частями тела.
У отдельных животных были даже свои культы, так бог Себек отождествлялся с крокодилом, а Апис – с чёрным быком. Наиболее почитаемыми животными у египтян были кошачьи, главный бог Ра изображался в форме гигантского кота.
В более поздних формах религии поклонение фетишам перешло в веру в могущество амулетов. Одним из них приписывались целебные свойства, другие наделяли хозяев фантастической физической силой или нечеловеческой мудростью. Отдельной формой амулета был лист папируса с просьбами к богам, который клали на грудь усопшему во время погребения, чтобы умерший попал в лучший мир.
Пирамиды – одно из самых таинственных мест в мире. И сейчас остаётся тайной для учёных то, как мыши, умершие в пирамидах, сохраняются там десятилетиями без бальзамирования. Несмотря на то, что не было единых догм веры для всей страны, эти загадочные строения являются символом всех египтян. Туристы, побывав у пирамид, рассказывают о необычайных случаях, когда тупые ножи затачивались сами, если их клали, ориентируясь на стороны света. Учение об обязательной сохранности тела стало причиной образования культа умерших. Тела мумифицировали, чтобы усопшие смогли жить в потустороннем мире.
Согласно преданиям первым царём Египта был бог Осирис, и он обучил своих подопечных всему, что он умел, в том числе архитектуре и земледелию. Однажды его брат Сет принёс на богатый пир саркофаг, сказав, что преподнесёт его в дар человеку, который сможет лечь в него, и ему не будет ни тесно, ни широко. Когда все гости примерили подарок, выяснилось, что саркофаг подходит одному лишь Осирису, но вылезти из гроба царь не успел – Сет закрыл крышку, и его люди выкинули усыпальницу в великий Нил. Сет стал новым фараоном. Его жена Исида долго странствовала по Египту и, найдя мужа, с помощью Анубиса воскресила его, мумифицировав плоть, но теперь Осирис мог жить только в потустороннем мире.
От мифического воскрешения Осириса и пошла традиция мумификации фараонов. Примечательно, что египтяне считали мозг лишним органом, поэтому при бальзамировании он извлекался через нос и выбрасывался. После бальзамирования тело заматывалось тканью для предотвращения повреждений.
Ранние верования
Древнейшие фетиши: | |
Имиут | столб Джед |
Доисторические племена долины Нила, как и представители других первобытных культур, во всех многообразных предметах и явлениях природы, недоступных их пониманию, видели проявления могущественных таинственных сил. Типичной формой ранней религии для них являлись фетишизм и тотемизм, испытывавшие различные изменения, под влиянием перехода населения от кочевничества к оседлому образу жизни. Наиболее известные древнеегипетские фетиши: Имиут, камень Бен-Бен, столб Иуну, столб Джед; также от древних фетишей ведут происхождение общеегипетские религиозные символы: Анх, Уаджет, Уас.
В значительной степени на верования первобытных египтян, как и на всю их жизнь, воздействовал Нил, ежегодный разлив которого наносил на берега плодородную почву, что позволяло собирать хорошие урожаи (олицетворение благодетельных сил), но иногда он вызывал значительные бедствия — наводнения (олицетворение сил губительных для человека). Периодичность разлива реки и наблюдение за звёздным небом, позволило с достаточной точностью создать древнеегипетский календарь, благодаря этому египтяне рано овладели основами астрономии, что также отразилось на их верованиях. В возникающих первых поселениях-городах египтян имелись различные божества, свои для каждой отдельной местности, обычно в форме материального фетиша, но значительно чаще в виде животного — тотема.
Жертвоприношения в Египте
Ритуалы жертвоприношения в Египте происходили по-разному. Иногда египтяне просто зажигали благовония вроде фимиама. Так называются смолы, которые при сжигании испускают приятные запахи. Такой ритуал проводился и продолжает существовать в разных народах. Некоторые люди верят, что при зажигании благовоний боги становятся к ним благосклоннее. Древние египтяне тоже искренне в это верили и в некоторых случаях жертвоприношения происходили именно таким, максимально мирным способом.
В Древнем Египте в жертву приносились даже люди. Обычно ими были слуги и преступники
Но в большинстве случаев жертвоприношения выглядели очень дико — по крайней мере, так бы их восприняли современные люди. Жертвы приносились в специальных жертвенниках, также известных как алтари. Иногда живым созданиям просто пускали кровь и тем самым убивали, а в некоторых случаях их поджигали. Большинству из них отрубали головы и читали над ними страшные проклятия. После этого головы отправлялись в плавание по реке Нил или продавались греческим купцам. Головы животных египтяне в пищу никогда не употребляли.
Интересный факт: возможно, появлению фразы «проклятье на твою голову» способствовали именно египетские ритуалы.
Человеческие жертвоприношения происходили редко и люди привыкали к ним долго. Алтари для кровавых ритуалов сначала строились за пределами городов. Только потом, благодаря проводившим обряды жрецам, кровавые жертвоприношения стали нормой. Так, по крайней мере, говорится в некоторых научных документах.
Искусство
Древние египтяне были прекрасными художниками и скульпторами. Они украшали настенными росписями жилые дома, дворцы, храмы. Художники изображали сцены из жизни простых людей, развлечения знатных господ, религиозные церемонии, сражения и охоту. Рост людей на картинах зависел от их общественного положения. Самыми высокими изображали фараонов, меньшего роста были жрецы и чиновники, еще ниже были ремесленники, крестьяне и рабы.
Особое внимание уделяли росписи внутренних помещений в пирамидах фараонов. Чаще всего там изображали богов, сцены из загробного мира, фараона со своей свитой
Саркофаг, в который помещали тело умершего, также разрисовывался с особой роскошью.
Запоминаем новые слова!
Церемония – это особый распорядок проведения торжественных мероприятий.
Саркофаг – это разновидность гроба, используемая в Древнем Египте.
Древнеегипетская скульптура отличалась особенной реалистичностью. Статуи людей создавали в соответствии с пропорциями тела человека. В основном, скульпторы изображали фараонов и богов, значительно реже жрецов, чиновников, военных.
Самая известная скульптура Древнего Египта, сохранившаяся до наших дней –сфинкс – мифическое существо с головой человека и телом льва. Согласно верованиям, сфинкс являлся хранителем тайных знаний, охранял вход в пирамиды.
Роль религии в Древнем Египте
Повседневная жизнь жителей Египта тесно переплеталась с верованиями и религиозными традициями. Древние египтяне верили, что культы имели возможность непосредственно влиять на их судьбу. В ту эпоху даже небольшим мелочам придавали роковой смысл, и расценивали их как важные знаки, посланные свыше. Храм считался обителью небесных святил, в честь которых организовывались торжества, и совершались жертвоприношения. В каждом доме имелся алтарь, перед которым произносили молитвы богам-покровителям и поклонялись предкам.
Это интересно: 558,Основные причины неолитической революции