Какая вера исповедания у казахов. какая вера и религия в казахстане

Большинство казахских мусульман — сунниты

Распространение ислама на территорию современного Казахстана происходило в течение нескольких столетий, начиная с южных регионов. Согласно иранскому учёному-историку Атабаки Туражу, изначально ислам утвердился в городе Туркестане и его окрестностях.

На территории современного Казахстана ислам стал государственной религией в государстве Карханидов.

Позже ислам приняли ханы Золотой Орды Берке (1255 — 1266) и Узбек (1312 — 1340). Огромный вклад в распространением ислама среди всех тюркоязычных народов региона внёс основатель суфийского ордена Ясавия Ходжа Ахмет Ясави, умерший 1166 году в городе Туркестан.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в городе Туркестан, Казахстан. Основатель суфийского ордена Ясавия Ходжа Ахмет Ясави сыграл огромную роль в распространении ислама в Казахстане. Фото: upload.wikimedia.org

Ислам в Казахстане распространялся медленно, так как большинство населения этой территории придерживалось тенгрианства, как традиционной религии степняков. В середине 15 века ислам становиться государственной религией Казахского Ханства.

После того, как Российская Империя завоевала территории в Средней Азии и современном Казахстане, ислам был признан официальной религией их населения, а исламское духовенство было признано и поддержано российскими властями.

70%
столько казахов — мусульмане

В настоящее время ислам восприниматься казахским населением как составная часть этнической идентичности. При этом наряду с исламом среди верующих казахов сохраняются и некоторые обычаи доисламского периода, в принципе не противоречащие исламу.

Так, например, мальчикам оставляют носить айдар (чуб). Зачастую можно услышать как казахи иногда используют слово «Тәңір», «Кудай» как синоним слова Аллах.

Центральная мечеть города Алма-Ата. Подавляющее большинство жителей современного Казахстана считают себя мусульманами. Фото: upload.wikimedia.org

Ислам является основным религиозным институтом Казахстана, мусульмане составляют св. 70 % населения страны. Большинство мусульман — суннитского вероисповедания ханафитского мазхаба. В настоящее время в Казахстане функционируют около 3700 мечетей.

Ислам в Казахстане исповедуют в основном казахи, узбеки, уйгуры, дунгане, таджики, киргизы, туркмены, татары, башкиры, ряд традиционно исламских народов Северного Кавказа, азербайджанцы (последние в своём большинстве придерживаются шиизма).

История

ислам

В основном суннитский ислам, который составляет 70,2% населения, исповедуют казахи, а также такие меньшинства, как татары , башкиры , узбеки или уйгуры . Приход ислама даты с конца X — го века . В XII — м  веке суфий Ахмед Ясави сыграли важную роль в развитии ислама в регионе. Тенгрианства исчезли в результате чего некоторые функций, такие как имя Тенгри конкурент Аллаха для Бога. Православие исповедуют русские, а также некоторые украинцы и белорусы .

христианство

Католическая религия исповедуется в нескольких регионах (в основном на севере страны), но количество верующих польского или немецкого происхождения имеет тенденцию к сокращению, последние постепенно покидают Казахстан, чтобы вернуться в свою страну происхождения (Папа Иоанн — Павел II посетил Астану с 22 до27 сентября 2001 г.). То же самое и с иудаизмом  : хотя в Астане недавно была построена синагога , большинство еврейских граждан эмигрировали в Израиль .

С момента обретения независимости (1990 г.)

С момента обретения страной независимости свет увидел относительное возрождение религий. Было построено большое количество мечетей, а также церквей . Некоторые религии стремятся заполнить идеологическую пустоту, оставленную исчезновением коммунистических догм; они также являются средством подтверждения своей культурной принадлежности: возвращение к исламу составляет элемент утверждения казахской идентичности, а практика христианства (православного или католического) предлагает точку перегруппировки для славянского населения, численность которого продолжает уменьшаться .

Христианство

История христианства Казахстана

В VI веке в Средней Азии возникла новая кочевая империя. Новые завоеватели — тюрки, вышедшие из Алтая, в короткое время подчинили себе все народы от Великого океана до Чёрного моря. Образование тюркского каганата привело к восстановлению торговых путей, связывавших Иран с Центральной и Средней Азией и Дальним Востоком. С оживлением торговли происходит усиление миссионерской деятельности несторианской церкви.

После смерти тюркского хана Тобо (581 г.) империя тюрков распалась на два государства — восточное и западное. Центром последнего, как и большинства последующих кочевых государств в западной части Средней Азии, была прежняя земля усуней, то есть Семиречье. Наиболее распространённой религией среди тюрков являлось, вероятно, христианство манихейского толка. Но поскольку к тому времени в этих пределах благодаря согдийцам уже довольно широко распространилось христианство, последующие годы оно было воспринято и тюркскими племенами Средней Азии. По свидетельству писателя Феофана у восточно-тюркских пленных, захваченных византийцами в 561 году и отправленных Нарзесом к императору Маврикию, были заметны на лице чёрные точки, расположенные крестом. Пленники объяснили, что во время заболеваний от чумы соплеменники христиане научили их изображать крест на лбу во избежание болезни. Подобное свидетельство встречаем у писателя Феофилакта Симокатты, который отмечает, что в 591 году, когда был разбит отложившийся от Хосрова II военачальник Бахрам Чубин, в плен взяты воевавшие на его стороне тюрки — войско его союзника, тюркского правителя Бухары. Многие из них так же имели на лбу знак креста.

Другое направление христианства — несторианство, получило признание среди найманов, переселившихся в конце XII-нач. XIII вв. из Центральной Азии в Восточный Казахстан и в Семиречье.

В настоящее время христиане являются второй по численности верующих религиозной группой Казахстана (св. 26 % населения).

Православие

Казахстан является канонической территорией Русской православной церкви Московского Патриархата. Он разделён первоначально на три епархии: Астанайскую и Алматинскую , Чимкентскую и Акмолинскую , Уральскую и Гурьевскую , позднее добавились ещё три: Карагандинская и Шахтинская , Костанайская и Петропавловская , Павлодарская и Усть-Каменогорская . Казахстанский митрополичий округ был образован 7 мая 2003 году решением Священного Синода.

На территории Казахстана существует 9 монастырей (из них 8 в Астанайской и Алматинской епархии и 1 в Уральской и Гурьевской), 230 приходов (из них 112 в Астанайской и Алматинской епархии, 40 в Уральской и Гурьевской, 78 в Чимкентской и Акмолинской, всё по старому разделению до 2011 года), более 300 священнослужителей.

Католицизм

В советское время Казахстан был местом заключения и ссылки многих репрессированных (этнических немцев , западных украинцев , поляков и др.), среди которых была значительная доля католиков. После освобождения многие из них оставались в республике. В подпольных или полуподпольных условиях в Казахстане служили священномученик блаж . о. Алексей Зарицкий , еп. Александр Хира , о. Владислав Буковинский , о. Алоизий Кашуба OFMCap и др. В казахстанских лагерях погибли блаж . епископ Никита Будка и многие другие.

Важным для католичества Казахстана явился официальный визит в Казахстан 22-25 сентября 2001 года папы римского Иоанна Павла II . Папа встретился с президентом страны Н. А. Назарбаевым и другими официальными лицами, а также с народом во время мессы на площади Матери-Родины в Астане ; с молодёжью в Евразийском университете и с представителями науки и культуры в Конгресс Холле. Президент сделал следующее заявление:

Папа римский в ходе встречи имел беседу с духовенством Казахстана, епископами, священниками, монашествующими и верующими. Папа посетил Казахстан в критический момент событий мирового масштаба (теракт в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г.), и в ходе визита он призывал верующих мусульман и христиан к тому, чтобы они вместе строили цивилизацию любви, а не насилия.

Папа говорил, что видит в Казахстане великую семью разных народов. Папа говорил о том, что тронут гостеприимством на всех уровнях.

Казахи в России исповедуют, в основном, ислам и православие

Зачем нужна религия

Преимущественно казахи в наше время проживают в Республике Казахстан, при этом России также иметься казахская диаспора. Казахи в России — жители России казахского происхождения. Казахи являются коренным народом в Российской Федерации, десятым по численности среди всех этносов страны.

Численность казахов в Российской Федерации по переписи 2010 года составила 647 тысяч человек. Большая часть российских казахов проживает вдоль российско-казахстанской границы. Крупнейшие общины проживают в Астраханской (149 415), Оренбургской (120 262), Омской (78 303) и Саратовской области (76 007).

Российские казахи, Барнаул. В России казахи исповедуют ислам и православие. Фото: weproject.media

Казахи являются четвёртым по численности тюркским этносом России после татар, башкир и чувашей и десятым среди всех этносов страны. Многие спрашивают: какая религия у казахов в России? На него можно ответить так: большинство казахов в России исповедуют ислам и православие. Это связанно с этнографическими и историческими причинами.

Шаманство

К доисламским традициям казахов относится шаманство – вера в тесную связь баксов и духов. Духи помогали шаманам-баксам лечить страдающих, предсказывать будущее, отыскивать пропажу и скот, влиять на природу и совершать чудеса.

Обряды шаманов с бубнами и гипнотическим трансом изгоняли злых духов от больных и бесплодных. Свадебные церемонии совершали ради достатка, мира и многодетности семьи.

К 19 веку шаманство и ислам казахов переплелись. Шаманские обряды не противоречили нормам ислама.

Зов предков

Во время раздора между родами казахи ездили на могилы предков, чтобы призвать их силу и мудрость на помощь. Могилы для казахов – почтенное место. Путники ночевали у могил, поскольку здесь было безопасно. На могилах клялись, каялись и просили духов исполнить желания.

Связь живых и мертвых

Погребальные обряды были значимым событием всего рода. Одежду умершего разрывали на лоскутки и дарили провожающим – так не терялась связь живых и мертвых. Для передвижения души в новое место верхом, коня хоронили вместе с покойным. В доме умершего вывешивали флаг на древке копья, доспехи и седло. Завершающим обрядом были годовые поминки, которые длились 5 дней. В эти дни принимали гостей, проводили скачки и угощали мясными блюдами.

Обряды для скота

Казахи проводили обряды для скота. Праздновали весной день первого кумыса, прогоняли стада между двумя кострами для очищения от злых духов, приносили жертву на новых пастбищах, желая богатства и счастья.

Культура

Казахский язык появился в 13-14 веках и в современном виде не претерпел особых изменений. В письме казахи пользовались арабским алфавитом до введения латиницы в Казахской ССР.

Казахи – большие ценители красноречия. Народные поэты – акыны – публично соревновались в импровизированном пении под аккомпанемент двухструнной домбры и смычковой кобзы. В фольклоре преобладают темы исторических событий, героев, любви и родовых отношений.

Народные праздники насыщены играми: казахской борьбой, скачками на длинные расстояния, соревнованиями за козлиную тушку – кокпар, алты бакан с качелями на шестах.

В детях издревле воспитывали уважение к предкам, старикам и гостям. Перед гостями накрывали дастархан и сажали во главу стола.

Щедрость, миролюбивость и терпимость – национальные черты казахов.

Кухня

Основой питания кочевых казахов были молочные и мясные продукты, пшеничные лепешки. Молоко от разных животных никогда не пили в сыром виде: кумыс от кобылы, шубат из верблюжьего молока, айран из коровьего молока.

Главными блюдами казахской кухни являются мясо по-казахски, насыщенный мясной бульон – сорпа, бешбармак из отварного мяса. Из конского мяса делали деликатесы. Мясо заготавливали впрок перед зимним пастбищем: солили, валили, коптили.

Древняя религия

Кочевники – скотоводы, населяющие земли Центральной Азии еще во втором веке до н.э., поклонялись Великому Тенгри – вечно голубому небу. По этой религии весь мир состоял из трех частей: мир небу – божеств, мир срединный – людей и мир подземный – темных сил.

По небу ведет свое вечное путешествие солнцеголовый Митра, а Тенгри – верховное божество, благоволит к людям и охраняет их от всяческих бед. Таинственный Яму царствует в сумрачном мире мертвых, куда отправляются все после смерти.

Все природные явления связывались с религиозными представлениями и объяснялись природной и хозяйственной необходимостью.

Например, добрый Зенги – Ата являлся покровителем животных, он мог быстро покарать человека, который груб со своим скотом, плохо за ним ухаживает и не приносит необходимых жертв богам.

Ана- балык в образе полуженщины – полурыбы покровительствует всем речным и озерным жителям, а также приносит удачу рыбакам.

Все необходимые обряды совершали шаманы, которые пользовались огромным уважением. Иногда шаманами становились старейшины рода, они обращались к Тенгри с просьбами, а также приносили жертвы. В качестве жертвы обычно выбирался самый быстроногий конь, чье мясо затем делили между всеми жителями рода.

С южных областях Казахстана в древних мазарах сохранились казаны, вмешавшие в себя туши двух – трех коров или лошадей, для приготовления жертвенной трапезы.

Иудаизм

История проникновения иудаизма на территорию Казахстана имеет древние корни. В частности, иудаизм проник в Хазарский каганат — древнее тюркское государство. Известно, что правители Хазарии перешли в иудаизм по собственной инициативе в нач. IX века. По легенде это произошло в ходе диспута, устроенного между представителями трёх вер. Замена языческих верований монотеистической религией закономерный шаг, характерный для всех государств, достигших определённой (более высокой) стадии развития. Через него в разное время проходили все кочевые каганаты Евразийских степей и все соседи Хазарии (Дунайская и Волжская Болгарии, Русь, Алания). Хазарский случай уникален тем, что в качестве официальной религии был выбран иудаизм, который по своей природе является национальной религией евреев и не предусматривает обращение других народов. Кроме того, у евреев с эпохи Рассеяния не было государственности.Согласно собственно хазарской традиции, отражённой в произведениях т. н. Еврейско-хазарской переписки, причиной предпочтения иудаизма стало то, что его положения являются общими для христианства и ислама. Современные историки среди реальных причин выбора называют стремление хазар сохранить независимость от враждебных Византии и Арабского халифата и указывают на связь правящего хазарского клана с еврейскими общинами, издавна жившими на территории страны. Есть основания полагать, что иудаизация была связана с борьбой за власть. Инициаторами смены веры выступали не каганы, опорой которых был языческий культ, а представители другого знатного рода — беки («цари»), которым удалось лишить каганов реальной власти. Некоторые источники связывают евреев Восточного Кавказа (нынешних горских евреев), к тому времени единственных носителей монотеистической религии в регионе, с принятием Хазарами иудаизма.В 1827 году российский император Николай I подписал указ о натуральной воинской повинности для евреев (кантонисты), в соответствии с которым ежегодно царскую армию должны были пополнять по 10 рекрутов возрастом от 12 до 25 лет с каждой тысячи еврейских мужчин. Совершеннолетних определяли на действительную службу, а малолетних направляли в кантонистские школы «для приготовления к службе» в отдаленные, зачастую с суровыми климатическими условиями регионы Российской империи. Таким образом, множество еврейских юношей оказались в Казахстане.

Примерно в 1870 году в городе Верном (нынешнем Алматы) сложилась первая еврейская община, состоявшая из николаевских солдат и их потомков. Их было немного — не более ста человек. Они открыли первую синагогу в простой деревянной избе в 1884 году и добились регистрации еврейского молитвенного общества в 1907 году.

Сегодня в Казахстане действует движение Хабад Любавич.

С 1994 г. главным раввином Казахстана является раввин Ешая Элазар Коген.

Открылись синагоги в Алмате, Астане, Усть-Каменогорске, Павлодаре и Кустанае. В каждом из этих городов теперь есть раввин, общинный центр, сеть синагог, учебные заведения для детей, поставка кашерных продуктов. В Казахстане в настоящее время представлена лишь одна ветвь иудаизма — ортодоксальная.

Религиозная принадлежность населения Казахстана

В 2009 году (впервые после переписи 1937 года) была проведена перепись, в ходе которой респондентам задавался вопрос об отношении к религии. Результаты переписи показали, что подавляющее большинство жителей Казахстана отнесло себя к той или иной религии (ок. 97 % населения), лишь 3 % опрашиваемых заявили о том, что являются неверующими, либо отказались дать ответ на задаваемый вопрос.

Файл:Kazakhstan atheists 2009.png Доля атеистов по районам и городам, 2009

Религиозная принадлежность населения Казахстана(предварительные результаты переписи 2009 г.)
Ответы респондентовоб отношении к религии Абсолютнаячисленностьтыс. чел. Доляв населении%
мусульмане 11 237,9 70,19
христиане 4 190,1 26,17
атеисты 450,5 2,81
не дали ответа 81,0 0,51
другие религии 30,1 0,19
буддисты 14,6 0,09
иудеи 5,3 0,03
Всего 16 009,6 100,00
Религиозная принадлежность этносов Казахстана(предварительные результаты переписи 2009 г.)
Этническаягруппа Ислам Христианство Иудаизм Буддизм Другое Атеисты Отказалисьдать ответ Всего
Казахи 9928705 39172 1929 749 1612 98511 26085 10096763
Русские 54277 3476748 1452 730 1011 230935 28611 3793764
Узбеки 452668 1794 34 28 78 1673 722 456997
Украинцы 3134 302199 108 49 74 24329 3138 333031
Уйгуры 221007 1142 34 33 63 1377 1057 224713
Татары 162496 20913 47 58 123 16569 4023 204229
Немцы 2827 145556 89 66 192 24905 4774 178409
Корейцы 5256 49543 211 11446 138 28615 5176 100385
Турки 96172 290 7 6 20 321 199 97015
Азербайджанцы 80864 2139 16 16 24 1586 647 85292
Белорусы 526 59936 25 9 20 5198 762 66476
Дунгане 51388 191 4 15 19 179 148 51944
Курды 37667 203 11 6 9 285 144 38325
Таджики 35473 331 2 6 30 307 128 36277
Поляки 235 30675 14 4 45 2486 598 34057
Чеченцы 29448 940 6 3 16 653 365 31431
Киргизы 22500 206 6 6 4 352 200 23274
Другиенациональности 54533 82254 1286 1433 210 13266 4233 157215
Всего: 11239176 4214232 5281 14663 3688 451547 81010 16009597

За годы независимости произошёл настоящий ренессанс религии в Казахстане. За 18 лет численность религиозных объединений возросла в 6 раз, от 671 в 1991 году до свыше 4200 в 2009 году. В настоящее время действуют почти 3200 мечетей, церквей, молитвенных домов.

Согласно International Religious Freedom Report 2010 в Казахстане имеются следующие религиозные организации:

  • Ислам: 2369 официально зарегистрированных мечетей, подавляющая часть которых объединена в Духовное управление мусульман Казахстана, по данным источника только ок. 70 мечетей находятся вне юрисдикции ДУМК
  • Православие: 299 официально зарегистрированных русских православных храмов.
  • Католицизм: 83 официально зарегистрированных римско-католических прихода и связанных с ними организаций, 5 официально зарегистрированных греко-католических приходов.
  • Протестантизм: официально зарегистрировано 1267 организаций, которые располагают 543 культовыми сооружениями. В Казахстане 2 группы баптистов: Союз евангельских христиан-баптистов (Союз ЕХБ) с приблизительно 10 тыс. последователей и 227 зарегистрированными религиозными группами, а также Совет церквей евангельских христиан-баптистов (Совет церквей ЕХБ) с приблизительно 1 тыс. последователей. Совет церквей отвергает процедуру официальной регистрации по принципиальным соображениям. Другие официально зарегистрированные протестантские религиозные группы с заметным числом последователей это пресвитериане, лютеране и пятидесятники, а также свидетели Иеговы и адвентисты седьмого дня; имеются также небольшие общины методистов, меннонитов и мормонов.
  • Иудаизм: имеется 5 синагог в Алма-Ате, Астане, Усть-Каменогорске, Костанае и Павлодаре.
  • Имеется 43 религиозные группы других конфессий, в том числе 4 буддистских, 12 отделений Общества сознания Кришны, Церковь сайентологии, Бахаи, христианская наука и Церковь Объединения (муниты).

Что такое ханафитский мазхаб?

Суннитский ислам включает в себя четыре школы — мазхаба. Одна из них, крупнейшая — ханафитская. Ее основал выдающийся мусульманский богослов Абу Ханифа. Один из современников-имамов отозвался о нем, как о самом грамотном халифе-толкователе. Абу Ханифа призывал к совершенному знанию арабского языка, как инструмента для лучшего постижения религиозных текстов. Он предложил методологию богословия, которая стала основой ханафитской школы, ее особенностями являются:

  1. Глубокая практическая значимость в ежедневной жизни.

  2. Она очень созвучна суннизму в целом, выражает главную его ценность — нет особенного и единственного, полновластного религиозного лидера. Абу Ханифа призывал и демонстрировал на своем примере, как можно постигать религиозные заповеди путем совета, обсуждения, обмена откровениями нескольких мужей, а после формировать коллективное мнение. Все это должно было побуждать размышлять, исследовать, стремиться к большему знанию.

Появление ислама на территории Казахстана

Впервые ислам появился на территории Центральной Азии в 7-8 веках во времена арабского завоевания. После Атлахской битвы в 751 году арабы остались в южных городах Семиречья и стали активно проповедовать свою религию.

Именно в это время появились первые мечети в Таразе, Суябе, Сайране и других богатых городах, которые являлись также центрами торговли на Великом Шелковом пути.

Но среди кочевого населения ислам не прижился, поскольку требовал точных выполнений своих догм: совершение намаза несколько раз в день, специальные омовения, соблюдения поста и т.д.

В 955 году верховный правитель государства Караханидов принял ислам и приказал то же сделать всем своим советникам, поскольку надеялся при помощи арабов укрепить свою власть и добиться закона о престолонаследии. После падения государства в 1211 году эти территории захватили найманы, исповедующие христианство,буддизм и шаманизм и  ислам вновь остался лишь в южных городах.

После монгольского завоевания хан Узбек в 1312 году предложил своим подданным выбор: или смерть, или ислам, то есть, можно сказать, что исламская религия вводилась силой, встречая всяческое сопротивление местного населения.

Очень долго после этого кочевники на словах проповедовали веру в Аллаха, но на деле все же являлись язычниками и шаманистами.

Хотя в южных и юго-восточных городах ислам оказал огромное влияние и на культуру, и на образование и на духовную жизнь общества.

История

На казахскую землю татары переселились в начале 17 века.

Татары относятся к тюркскому этносу. После распада Золотой Орды татары заняли территорию Среднего Поволжья. Казанское (или Булгарское) ханство многократно подвергалось религиозным притеснениям со стороны Русского царства, и татары были вынуждены бежать в Западную Сибирь и Северный Казахстан. Близость родства, гостеприимность казахов и единая вера привлекли татар в эти земли.

Дальнейшие волны иммиграции татар в Казахстан связаны с политикой России.

Вклад татар в жизнь Казахстана

Татары занимались мелкими ремеслами, торговли хлебом, кожей, мехами, текстилем и восточными пряностями.

Татары построили мечети, школы, медресе.

Для поддержания своей общины татары создали культурные центры, клубы, товарищества. Издавали газеты, книги в Семипалатинске, Уральске, Петропавловске. Работали в промышленности, рудниковых шахтах Караганды, Усть-Каменогорска, осваивали целину, строили совхозы в степях.

Искусство театра в Казахстане появилось с приходом татар.

Богатые татары занимались благотворительностью, самым известным благодетелем была династия Мусиных.

В Казахстане уживается более десятка этносов, но их взаимоотношения не выливаются в серьезные конфликты.

Религия по этнической группе [ править ]

Перепись 2009 года дала следующие результаты численности населения Казахстана по вероисповеданию и этнической принадлежности.

Этническая группа ислам христианство Иудаизм буддизм Другой Атеизм NA
Общий 70,20%
26,32%
0,03%
0,09%
0,02%
2,82%
0,51%
Казахи 98,22%
0,39%
0,02%
0,01%
0,12%
0,98%
0,26%
Россияне 0,43%
92,64%
0,04%
0,02%
0,03%
6,09%
0,75%
Узбеки 99,05%
0,39%
0,01%
0,01%
0,02%
0,37%
0,16%
Украинцы 0,94%
90,74%
0,03%
0,01%
0,02%
7,31%
0,94%
Уйгуры 98,35%
0,51%
0,02%
0,01%
0,03%
0,61%
0,47%
Татары 79,57%
10,24%
0,02%
0,03%
0,06%
8,11%
1,97%
Немцы 1,58%
81,59%
0,05%
0,04%
0,11%
13,96%
2,68%
корейцы 5,24%
49,35%
0,21%
11,40%
0,14%
28,51%
5,16%
Турки 99,13%
0,30%
0,01%
0,01%
0,02%
0,33%
0,21%
Азербайджанцы 94,81%
2,51%
0,02%
0,02%
0,03%
1,86%
0,76%
Белорусы 0,79%
90,16%
0,04%
0,01%
0,03%
7,82%
1,15%
Дунгане 98,93%
0,37%
0,01%
0,03%
0,04%
0,34%
0,28%
Курды 98,28%
0,53%
0,03%
0,02%
0,02%
0,74%
0,38%
Таджики 97,78%
0,91%
0,01%
0,02%
0,08%
0,85%
0,35%
Поляки 0,69%
90,07%
0,04%
0,01%
0,13%
7,30%
1,76%
Чеченцы 93,69%
2,99%
0,02%
0,01%
0,05%
2,08%
1,16%
Киргиз 96,67%
0,89%
0,03%
0,03%
0,02%
1,51%
0,86%
Другие 34,69%
52,32%
0,82%
0,91%
0,13%
8,44%
2,69%

История протестантской религии

После присоединения Казахстана к Российской империи в 1731 году сюда хлынули не только военные, но и торговый люд. Огромные и практически неосвоенные земли сулили баснословные барыши.

Поскольку царское правительство было заинтересовано в развитии торговли и ремесла, то были изданы законы, разрешающие беспошлинную торговлю и выданы государственные субсидии. Военные крепости, появившиеся на севере и северо-востоке страны,  скоро превратились в торговые города.

В Казахстан хлынул огромный людской поток: чиновники, купцы, ремесленники, крестьяне. Среди них было много немцев и прибалтов, являвшихся протестантами: баптистами, лютеранами и меннонитами.

Переселенные в Казахстан в сороковые годы немцы и поляки были частично католиками, частично протестантами. В пятидесятые годы появилось множество действующих нелегально молельных домов.

После обретения независимости казахстанская католическая и реформаторская церкви получали помощь из стран Запада, преимущественно из Польши и Германии. Были построены новые костелы и храмы, открыты церковные школы, были выделены значительные суммы в виде гуманитарной помощи.

Доисламский период

Задолго до того, как в Казахстан пришел ислам, здесь было распространено тенгрианство. В этом веровании верховным богом считался Тенгри. Этим именем называли и другие божества, но данные о них почти не сохранились.

Суть этой веры заключалась в разделении мира на три пространства: небесное, земное и подземное. стихии имели свою интерпретацию. Эта религия в Казахстане имела и региональные особенности. Южные жители верили в святость пещер. В одну из них, например, женщины ходили лечить бесплодие. На святых назначали главами родственных групп.

В Казахстане до мусульманства также господствовало шаманство. Верховный шаман проводил ритуалы, связываясь с духами предков. Такие сеансы якобы помогали ему исцелять людей, находить потерявшийся скот и даже управлять природой.

Католики в Республики Казахстана немногочисленны

Первые свидетельства о появлении католических миссионеров на территории современного Казахстана относятся к XIII веку. Историки говорят о том, что следствием контактов между королём Франции Людовиком IX Святым и монгольскими ханами явилась миссия францисканца Гильома де Рубрука к хану Мунке в 1253 — 1255 гг.

От него францисканцы, проживавшие на территории Дешт-и-Кыпчака (исторического региона включавшего также современный Казахстан, за исключением Семиречья), получили широкие привилегии.

Католические структуры Казахстана. Католические структуры в Республике Казахстан весьма разветвлены. Фото: upload.wikimedia.org

История Католической церкви в Казахстане продолжилась во времена Российской империи. Во второй половине XIX в. — начале XX в. католиками была часть военнослужащих царской армии, проходивших военную службу на территории современного Казахстана.

Кроме того, католицизм исповедовали ссыльные, добровольные переселенцы и беженцы. В основном это были поляки, литовцы, чехи, немцы, французы, латыши, венгры, австрийцы. Католические приходы Казахстана в то время входили в состав Могилевского архидиоцеза (архиепархии).

Католицизм в Казахстан принесли военнослужащие Российской Империи.

На рубеже XIX—XX веков в Казахстане появились несколько поселений немецких переселенцев-католиков. После Октябрьской революции 1917 года Католическая церковь, наряду с другими религиями, испытала жесточайшие преследования.

Духовным центром католиков Казахстана и Средней Азии в советский период стала Караганда. До 1977 года богослужения совершались тайно, в 1977 году было получено разрешение на создание в г. Караганда католического прихода.

Украинская греко-католическая церковь в Казахстане (город Караганда). Кроме римо-католиков, в Республике Казахстане также присутствуют греко-католики. Фото: upload.wikimedia.org

После появления в начале 90-х годов возможности для нормального функционирования Католической церкви в Казахстане 13 апреля 1991 года папа Иоанн Павел II учредил на территории Республики Казахстан Карагандинскую Апостольскую администратуру.

В настоящее время число католиков в стране составляет около 182,6 тысяч человек, что составляет примерно 1,3 % всего населения. Кроме католиков латинского обряда в республике существует грекокатолическая община — УГКЦ .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector