Почему среди таджиков встречаются голубоглазые
Содержание:
- Физические особенности
- Особенности национальной физиологии.
- Империя Кушанов
- Особенности национальной физиологии.
- Монгольское нашествие
- Что говорит этимология, и при чем здесь «тазик»?
- Происхождение народа.
- Таджикский язык
- Знаменитые таджики
- Распад СССР
- Появление народа
- Период ханств
- Литература
- Язык, культура и религия
- Индоарии — саки — тохары — бактрийцы —согды — таджики
- Волосы мужчин таджиков
- Наш чахт и поздравление Аллаха
- Бактрия и Согда
- Происхождение
- Расцвет и перемены
Физические особенности
Антропологически таджики (в особенности горные) относятся к памиро-ферганской расе большой европеоидной расы. У равнинных таджиков отмечается примесь монголоидных элементов. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, давал следующее описание таджиков:
В наружных физиономических особенностях таджиков ясно замечаются главные черты иранского типа: они обыкновенно среднего роста, с широкими, крепкими костями; лицо их продолговатее, чем у турок, но по широкому лбу, толстым скулам, толстому носу и большому рту можно заключить о значительной примеси туранской крови. У таджиков высокий лоб, выразительные глаза, чёрные ресницы, густые тёмно-русые волосы, густая борода.
Таджика характеризуют тёмные волосы и глаза, и от среднего по смуглости до светлого цвета кожи. Светлые волосы и глаза встречаются у «горных таджиков» Бадахшана. Часть таджиков Центральной Азии с примесью этнических черт тюрков, тогда как в отдалённых горных областях таджики несколько лучше сохранили черты восточных иранцев дотюркского и домонгольского периодов. Небольшой группе таджиков Афганистана также присущи черты тюрко-монгольских этносов (вероятно, влияние хазарейцев и/или узбеков). Кроме того, несмотря на общие этнические корни, таджиков-суннитов часто отличают от других иранцев-шиитов по религиозному направлению. На этом фоне таджики в целом выглядят как эклектичный этнос с широким диапазоном фенотипов.
Особенности национальной физиологии.
В большинстве своём Таджики имеют физиогномические особенности присущие всем представителям Кавказской расы, и в частности её Средиземноморской ветви. Обычно таджик смугл, хотя цвет кожи может и приближаться к почти светлому. Волосы очень тёмных оттенков, также темна радужка глаз. При этом, среди коренных насельников горных областей и районов Таджикистана и Афганистана, преобладает тенденция к осветлению. Крупно костные, и среднего роста, они имеют невыразительные черты лица. Средневековые Тюркские и Монгольские нашествия, не могли не привнести своих определённых черт — широкие лица и укрупнённые глазные яблоки. Однако, это также в меньшей степени характерно для горных жителей. В целом, учёные констатируют широкий фенотип нации, история которой испещрена бурными событиями древности и средневековья Ближнего Востока и Средней Азии.
Империя Кушанов
В 4 веке большая часть Азии, которая принадлежит современным Таджикистану, Афганистану и Северной Индии, относилась к огромной империи, управляемой династией Кушанов. Полноценное развитие истории таджикского народа можно начинать именно с этого периода. Именно тогда начался истинный расцвет экономики и культуры для этой страны. До наших дней дошли несколько памятников культуры и истории того периода, которые в полной мере отражают удивительное слияние эллинистического, индийского и среднеазиатского искусства. Однако и в таком виде данный народ не смог долго оставаться под одним правлением — начался период степных кочевых племен. Уже в 6 веке территория страны находилась под властью Тюркского каганата.
Особенности национальной физиологии.
В большинстве своём Таджики имеют физиогномические особенности присущие всем представителям Кавказской расы, и в частности её Средиземноморской ветви.
Обычно таджик смугл, хотя цвет кожи может и приближаться к почти светлому. Волосы очень тёмных оттенков, также темна радужка глаз. При этом, среди коренных насельников горных областей и районов Таджикистана и Афганистана, преобладает тенденция к осветлению. Крупно костные, и среднего роста, они имеют невыразительные черты лица.
Средневековые Тюркские и Монгольские нашествия, не могли не привнести своих определённых черт — широкие лица и укрупнённые глазные яблоки. Однако, это также в меньшей степени характерно для горных жителей. В целом, учёные констатируют широкий фенотип нации, история которой испещрена бурными событиями древности и средневековья Ближнего Востока и Средней Азии.
Монгольское нашествие
Монголы и Хорезм
Процветающий Хорезм, восставший из пепла Персии, стал самым мощным и развитым государством домонгольской Азии. Его минареты устремлялись ввысь, ученые славились по всему миру, а неприступные каменные цитадели еще никто не смог взять…Поражение Джелал-ад-Дина и его еще менее удачливого отца от восточных кочевников и затем уже полноценное вторжение монголов, привело к новой катастрофе: снова запылали храмы, население истреблялось, знания терялись и запустение покрыло некогда цветущую землю.
Уцелевшие таджики получили большое число монгольских генов, что иногда можно заметить и у современных представителей таджикского народа, где с европеоидным профилем соседствует монгольская складка века…А также обязанность выставлять войско для хана, что привело к тому, что название «таджик» и «узбек» стали синонимами и татарского воина.Этноним таджик окончательно закрепился, как определение культурного, городского жителя региона, мусульманина, а монголы стали именоваться тюрками, чтобы отличать их друг от друга.Кочевая элита состояла из тюрок, а персоязычное население стали официально именовать таджиками.
Что говорит этимология, и при чем здесь «тазик»?
Считается, что современное слово «таджик» в Средние века звучало немного по-другому. Среди разных народов в различные эпохи звучали такие варианты, как «тази́», «тази́к», «тажи́к», «тежи́к» и т. д. Гласные и согласные чередуются, и это естественный процесс развития языков. Например, русское слово «магазин» произошло от арабского «махзан» (مخزن). Как видно, некоторые звуки видоизменились. Примерно похожий процесс произошел со словом «таджик».
Кого же называли «тази́ками», а затем «таджиками»? Разберем наиболее вероятную версию.
Еще в 7 веке, когда на территории Ближнего Востока существовала Сасанидская империя, у ее границ жили арабские племена, которых иранцы называли «тази́» (или «тази́к»).
Эти самые «тази» вскоре захватили добрую половину Азии, распространили ислам и образовали Халифат.
Получается, что изначально таджиками называли арабов, распространивших мусульманское вероучение по всему Востоку.
Но к XI веку все изменилось: слово «тази» прижилось среди тюркских народов, и этим словом стали называть уже иранцев, которые, как и арабы, распространяли ислам по Центральной Азии.
Слово «таджик» стало относиться к ираноязычным народам, которые отличались от тюркского населения.
Происхождение народа.
Таджики – традиционный, и древнейший народ в Центральной Азии. Их происхождение и обособление в отдельно стоящую группу, учёные связывают с событиями происходившими в Древнем Мире, более 4 тыс. лет назад. Общим же, корневым, для таджиков, индусов, афганцев и иранцев народом, считаются кочевые племена легендарных, древних ариев. Само слово «таджик» (от персидского «тожи»), употреблялось восточными иранцами (бактрийцами, согдийцами, хорезмийцами) для указания на иранцев западных (персов), что в результате многочисленных то накатывавших, то отступавших волн мусульманства, всё же утвердились в нём. Широко практикуемая в то время «политика» захватнических воин, приводила к постепенному стиранию культурных границ между западными и восточными иранцами. Так обозначение «таджик» перекочевало на всех жителей и тогдашних восточно-иранских территорий. Современный таджикский этнос, по праву культурный наследник древней иранской истории.
Таджикский язык
Таджики говорят на персидском языке (западно-иранском языке), который, однако, обогащён словарным запасом восточно-иранской группы языков (бактрийским, согдийским, хорезмийским), создавая некий диалектический континуум на границе современных государств Таджикистан-Узбекистан-Афганистан-Иран. Термин «таджикский язык» является неологизмом, введенным в историю в 20-х годах XX века. Благодаря этому, термин «таджикский язык» широко используется в пределах бывших советских республик, тогда как таджики Афганистана называют родной язык «дари» или «персидский». Несмотря на это, носители всех иранских языков Таджикистана, Узбекистана, Афганистана и Ирана в значительной степени понимают друг друга. Таджики бывших советских государств пишут на кириллице, в то время как таджики Афганистана и Китая используют арабо-персидский алфавит. Население Таджикистана говорит «по-таджикски» и продолжает писать на кириллице, понимая, что переход на другой алфавит стоит колоссального труда, времени и денег и в настоящее время нерентабелен.
Знаменитые таджики
- Абу Абдаллах Рудаки (тадж. Абу Абдуллохи Рудаки) — основоположник таджико-персидской литературы (IX век)
- Авиценна (Абу Али ибн Сина) (тадж. Абу Али ибни Сино) — учёный, литератор, медик, (X век)
- Исмаил Самани (тадж. Исмоили Сомони) — основоположник первого независимого Таджикского государства (IX—X век)
- Абулькасим Фирдоуси — автор Шахнаме (X век)
- Ал Беруни (Ученый)
- Саади (тадж. Саъдии Шерози)
- Хафиз (тадж. Хофизи Шерози)
- Омар Хаям (тадж. Умари Хайём)
- Мирзо Турсунзода
- Джаббар Расулов
- Лоик Шерали
- Нурулло Хувайдуллоев
- Бедил
- Абулкосим Лохути
- Мирсаид Али Хамадони
- Туйчи Эрджигитов
- Джура Зокир
- Камоли Худжанди
- Абдурахман Джами
- Ахмади Дониш
- Бободжон Гафуров
- Садриддин Айни
- Шириншо Шотемур
- Эмомали Рахмон — президент Таджикистана
Распад СССР
Таджикистан на карте мира в качестве самостоятельного государства появился достаточно поздно. Первым шагом к обретению независимости стал вариант декларации правительства страны, который был придуман депутатами, но при этом сформулирован достаточно расплывчато.
Второй шаг в борьбе за независимость был сделан вовсе не правительством, а движением «Растохез», который члены отправили в прессу для ознакомления. Они написали иной вариант декларации, поскольку считали, что попросту не могут быть удовлетворены правительственным документом, который содержит многочисленные неясности. Помимо самого текста они выложили и критические замечания. Сам второй вариант декларации они предлагали использовать в качестве основы для новой Конституции, а потому текст был весьма масштабным и содержал более 20 пунктов, которые касались не только независимости, но и государственного устройства и ветвей власти в стране.
Он одной из последних республик объявил о своем суверенитете, поскольку только 24 августа 1990 года была принята сама декларация. Конечный текст содержал выдержки из обоих документов.
Полностью независимым Таджикистан стал только 9 сентября 1991 года, когда было принято постановление «О государственной независимости Республики Таджикистан». На данный момент день независимости Республики Таджикистан принято праздновать именно 9 сентября, который считается официально нерабочим днем.
Появление народа
Таджики принадлежат к прямым потомкам племён, с древности населявших просторы Средней Азии. Их предками, как считает большинство исследователей, были бактрийцы, согдийцы, хорезмийцы и саки. Среди этих племён были как оседлые, так и кочевые народности, что распространились на территории современного Таджикистана и ряда соседних стран ещё в I тысячелетии до нашей эры.
С появлением Саманидского царства происходит смешение и объединение многих этих народов, что и становится основой для появления таджиков. В период правления Саманидов процесс формирования достигает решающего этапа, а потому с IX-X веков можно говорить о таджиках как о сложившемся этносе.
В «Британской энциклопедии» указываются следующие данные, подтверждённые исследованиями большинства учёных:
Женские обряды у таджиков, гадание
Период ханств
После смерти Чингисхана вновь начали перекидывать, но только между ханствами. В 14 веке он вошел в состав государства Тимура, а позднее и его наследников. В этот период произошло развитие науки и искусства, в частности астрономии и литературы. Однако уже через два века они перешли под покровительство узбекских ханов, которые постоянно образовывали новые ханства. В основном таджиков поделили между собой Бухарское и Кокандское ханства. Но это вовсе не значит, что народ начал жить спокойно — сама политическая ситуация постоянно находилась на военном положении. Внешние и внутренние войны за власть привели к упадку земледелия, эксплуатации людей и разрушениям. В этот период феодальная зависимость просто процветала — из-за огромных налогов народ ходил в постоянных долгах перед своим феодалом, а потому должен был выполнять принудительные работы. Культура, искусство, художественное таджикское слово и язык — все находилось в небывалом упадке.
Литература
- Андреев М. С. По этнографии таджиков // Таджикистан. Таш., 1925;
- Бартольд В. В. Таджики. Исторический очерк // Соч., Т. 2, ч. 1, М., 1963;
- Богоутдинов А.М. Очерки по истории таджикской философии. Душанбе, 1961.
- Гафуров Б. Г. История таджикского народа. М., 1952.
- Гафуров Б. Г. Таджики. М., 1972;
- История таджикского народа. Т. 1—3, М., 1963—65;
- Кисляков Н. А. К вопросу об этногенезе таджиков // Советская этнография. Т. 6—7, М., 1947;
- Литвинский Б. А. Древние кочевники «Крыши мира». М., 1972;
- Мандельштам А. М. О некоторых вопросах сложения таджикской народности в среднеазиатском междуречье // в сборнике: Советская археология. Т. 20, М., 1954;
- Народы Средней Азии и Казахстана. Т. 1, М., 1962;
- Таджикская ССР. Душ., 1974.
Язык, культура и религия
религия
Таджики — преимущественно мусульмане , подавляющее большинство из которых — сунниты . Значительные шиитские центры находятся в основном в Памиро области Badachshan ( исмаилиты ) и Герат ( Двенадцать шиитов ). Есть также многочисленные последователи доисламской зороастрийской религии. Среди таджиков также есть имамит Кизилбаш , потомки войск гарнизона Надир-шаха . После эмиграции в течение 20-го века лишь небольшое меньшинство бухарских евреев проживало в районе бывшего Бухарского эмирата с 1991 года .
язык
Язык таджиков — новоперсидский , который также называют таджикским в Таджикистане и дари в Афганистане и является официальным языком Ирана , Таджикистана и Афганистана (здесь наряду с пушту ). В отличие от Ирана и Афганистана, кириллица используется для написания таджикского письма в Таджикистане и соседних странах бывшего Советского Союза . Здесь персидский язык перенял многочисленные русские заимствования, которых нет в остальной части персоязычного региона.
Культура
«Регистан» в Самарканде — (бывший) культурный центр таджиков.
Таджики и персидская культура значительно сформировали образ Востока . Вероятно, наиболее известным произведением Муслим — персидская литература в западном мире является сборник рассказов Arabian Nights ( персидский هزار و يك شب, DMG Hezār-o yek šab ). Центральную роль в этом играют такие таджикские центры, как Самарканд , Герат и Балч .
Самым известным музыкальным стилем таджикской музыки является Шашмакам («шесть макаме »). Сердцем персидско-таджикской культуры было и остается искусство поэзии . Нигде поэзия не так важна в повседневной жизни людей, как в персидской культуре. Таджикские поэты внесли значительный вклад в развитие нового персидского языка и идентичности, в том числе:
- «отец нового персидского языка» Рудаки , первый поэт дари и «изобретатель» новой персидской поэзии.
- эпический поэт Абу л-Касим-е Ferdousī , автор Шахнаме ( «Книга царей»)
- мистик Джами , последний великий мистик Средневековья
- мистик и сказочник Фаридуддин Аттар
- мистик Руми , самый известный поэт средневековой персидской литературы
Также таджики были одними из самых известных ученых, ученых и художников средневековья:
- врач Ибн Сина (Авиценна) , которого сейчас считают «отцом современной медицины»
- математик Аль-Хорезми ; термины алгебра и алгоритм происходят от его имени и его работ
- поэт и математик Омар Чаджам
- астроном и историк Бируни
- художник Бехзад
Герой афганской войны Ахмад Шах Масуд , убитый двумя террористами-смертниками в 2001 году , также принадлежал к таджикскому народу.
Индоарии — саки — тохары — бактрийцы —согды — таджики
Этноним «таджики» стал распространяться среди туранцев, или северо-восточных иранцев, саков, согдов и бактрийцев более тысячи лет назад, после арабского завоевания. Современные таджики из всех этимологических версий этого слова предпочитают ту, которая гласит, что «таджик» означает «венценосный», от слова «тадж» — корона, венец. Предполагается, что таджики носили своеобразный головной убор, напоминающий венец. Из всех саков, населявших территории от границ Китая, от Алтая до Причерноморья, именно те, кто жил на территории современного Таджикистана, именовались тысячи лет назад саками тиграхауда — саками, носящими остроконечные шапки. Также остроконечные шлемы носили более поздние скифы. Кроме того, у более поздних саков и родственных им эфталитов был обычай носить обод на голове. У арабов и ряда историков, в том числе советских, бытует иная версия, согласно которой этноним этого ираноязычного народа происходит от арабского корня «тоз» — «быстрый», «скачущий», вернее, от слова «този» — «всадник». Причем, одни полагают, что так восточные иранцы, или туранцы, саки, согды и бактрийцы, называли пришедших с арабами западных иранцев. Другие — что так всех северо- и юго-восточных иранцев стали называть около тысячи лет назад хунну, тюрки, монголы и китайцы, возможно, в связи с тем, что иранцы первыми в регионе приняли ислам и стали его проводниками для неиранского населения на границах своих владений. Так или иначе, и сегодня, спустя 1000 лет после основоположника таджикско-персидской литературы Абу-Абдулло Рудаки, в Таджикистане можно услышать как западно-иранский таджикский-фарси, так и древние дотаджикские восточно-иранские языки, пережившие арабское нашествие и пришествие западно-иранского фарси, на котором говорят таджики. Эти языки так далеко разошлись, что таджики не понимают речь своих памирских братьев, которая на слух таджика похожа на немецкий. Примечательно, что во время гражданской войны кулябские таджики, воевавшие против гармских таджиков и памирцев, называли последних «немцами». Впрочем, гармские, в свою очередь, в шутку называли «немцами» кулябцев.
Большинство таджиков придерживается суннитской ветви ислама и только союзники суннитов-гармцев памирцы являются шиитами исмаилитского толка. Однако это была не религиозная война. Это был кровавый передел остатков рухнувшей в Беловежье советской власти, а вместе с ней и прогнившей системы местной власти.
Классические таджикско-персидские поэты-суфии говорили: если тебе нужна истина, ты доберешься и до Китая. Перефразируя, могу сказать: если вы хотите увидеть самых красивых девушек всех четырех сторон и частей света, отправляйтесь туда, где солнечный свет ближе всего, — в высокогорный Памир. Впрочем, истина и красота — в определенном смысле синонимы. Во всяком случае в поэзии таджиков и персов, даже в ранней, также встречаются мотивы, которые связывают с именем кордовского суфийского учителя Аль-Араби, или Аверроэса, о постижении божественной истины через женскую красоту. Постичь ее не менее сложно, чем по горам совершить путешествие в Китай. К слову, до Китая из Таджикистана рукой подать. Таджикский Памир, или Горно-Бадахшанская область, граничит с Киргизией на юге, Китаем на востоке и Афганистаном на севере. Кроме того тонкий афганский Ваханский коридор отделяет Горный Бадахшан от Пакистана.
Волосы мужчин таджиков
Среднестатистический таджик обладает типичной внешностью иранского типа: средний рост (у мужчин это примерно 170-180 сантиметров), темные волосы, черные (хотя встречаются и голубоглазые представители этой национальности) миндалевидные глаза, чаще крупные, широко посаженные. У горных таджиков часто голубые глаза и волосы светлее, рыжие бывают. Отличает таджиков обильная растительность на лице и теле: даже у девушек-таджичек вы без труда заметите очаровательный пушок над верхней губой.
Таджикские мужчины это обычно люди ростом 170-175 см. белый или коричневый кожа, немного волосатый грудь, черно-коричневые глаза, густые бороды, некоторые носят усы, большие брови, крепкие руки, средний вес 65-75 кг. круглые глаза и ровные и черные волосы.
Наш чахт и поздравление Аллаха
Я выбил себе командировку от двух московских газет и сентябрьским днем уже сходил по трапу самолета в Оше. В самолете я познакомился с соседом, который оказался душанбинским памирцем. Он летел на родину предков через Москву. Я рассказал ему о своих делах, он мне — о своих. Он знал моих друзей, поскольку памирцы умудряются знать друг друга и почти безошибочно определять, кто из какого района или рода. Замечу, что до войны население Горного Бадахшана составляло около 200 тысяч человек. Здесь был самый высокий для Таджикистана уровень представительства людей с высшим образованием. Я говорю «памирцы» обобщенно, как называют их остальные таджики и как они сами себя называют. На самом деле на Памире, в изолированных ущельях испокон веков жили шугнанцы, рушанцы, язгулямцы, ишкашимцы, сарыкольцы, бартангцы, мунджанцы, ваханцы. Памироведы насчитывают около 10 языков и диалектов, которые могут быть непонятны представителю соседнего наречия, но все восходят к общей восточно-иранской ветви языков. Исключение составляют диалекты современных ишкашимцев и ванджцев, понятные всем, поскольку они уже говорят на таджикском-фарси.
Горячий плотный пряный воздух Азии ударил в ноздри сразу же, как только я вынырнул из Тушки. Мой попутчик по имени Муборакшо, что можно перевести как Царское Поздравление, быстро сориентировался в Оше. В этот город во время таджикской гражданской войны приходила гуманитарная помощь для голодающих жителей Горно-Бадахшанской области от имама исмаилитов Ага-Хана. Я уже не помню номер ПМК, где базировались грузовики, приходившие порожняком за мукой, чаем и сахаром из областного центра Хорог, но когда мы оказались в этом ПМК, стало понятно, что мы на верном пути. Отовсюду звучала гортанная памирская шугнанская речь, своими переливами похожая на пение иволги, дрозда и жаворонка. Десятки грузовиков. Одни грузились, другие ждали остальных. Экипажи молодых и веселых парней, лежа поверх груза, оживленно перешучивались, подначивая друг друга и взрываясь хохотом. Каждая удачная шутка сопровождалась одобрением слушателей в виде хлопка правой ладонью по правой ладони шутника. Так делают волейболисты после удачного мяча или блока.
Муборакшо быстро нашел машину без пассажиров и договорился с водителем. Из обрывков разговора я понял несколько слов, среди которых особо примечательно слово «чахт». Таджикский аналог этого слова «чап» — «левый». Однако речь идет не о левом заработке. «Чахт» — «левый» — на памирском сленге означает «таджик», то есть — не памирец. Соответственно, «чахтен» — «левые», «неправильные» — это остальные таджики. Надо отметить, что иранская культура в целом является правосторонней культурой. Здесь принято не только здороваться, держать ложку и писать правой рукой, но и подавать, передавать что-либо, и входить в дом с правой ноги. Я замечал, что все таджики, да и я сам тоже, испытывали некоторое неудобство в начале военной строевой подготовки при команде «шагом марш». Я был в недоумении и замешательстве: почему нужно начинать ходьбу с левой ноги? Так вот, памирцы себя — в противоположность остальным таджикам — называют «Ростен», то есть «правые» или «правильные». Впрочем, кроме того я разобрал слово «маш», что значит «наш». Вместе «маш чахт» означало: не беспокойся, это наш, «свой левый».
Бактрия и Согда
Именно два племени — бактрийцы и согдийцы — со временем превратились в граждан Таджикистана, которые существуют на данный момент. Их история начинается в 1 тысячелетии до нашей эры, когда были образованы два больших государства с рабовладельческой формой правления. Они назывались Бактрия и Согда. Однако сами по себе города были достаточно слабы, а потому не смогли противостоять нашествию одного народа — персы под предводительством великого царя-завоевателя Кира полностью подчинили этот народ себе. Так Таджикистан вошел в огромную персидскую империю, которая подчинила себе обширные территории.
Однако даже великий народ персов не смог долго удерживать его. На свет уже в следующем веке появился величайший завоеватель всех времен — Александр Великий. Македонский царь попросту смял величественную персидскую империю, а потому территория, где проживал таджикский народ, стала частью его царства. После его смерти она перешла к наследникам — Селевкидам.
Происхождение
Как все ираноязычные народы, а также дарды Индии и народы Нуристана, свое происхождение таджики относят к ариям. Согласно историческим исследованиям, предками таджиков являются оседлые (население юга Центральной Азии во 2 тыс. до н. э.) и кочевые ираноязычные народы (скифы/саки и сарматы), расселившиеся на просторах Центральной Азии в конце 2 — начале 1 тысячеления до н. э.
Непосредственными предшественниками таджиков, таким образом, были скифы (саки, сарматы), бактрийцы и согдийцы — народы, говорившие на восточно-иранских языках. То есть предки современных таджиков не говорили по-персидски — на западно-иранской группе языков. Ново-персидский язык, известный как «фарси/порси» в Иране, «дари» в Афганистане — получил значение «таджикского языка» в Центральной Азии начиная с 8 века н. э. Восточные иранцы переняли персидский язык в эпоху мусульманского завоевания Центральной Азии арабами, которые спровоцировали миграцию персов (западных иранцев) в Центральную Азию (включая западный Китай). В результате этого влияния, локальные восточные иранцы (таджики) начали говорить по-персидски, но, безусловно, фоном их языка служат прежние восточно-иранские языки и говоры.
Расцвет и перемены
Положительные перемены происходят при власти Саманидов. В этот период ведущую роль начинают играть два города — Самарканд и Бухара, ставшие величайшими экономическими, культурными и научными центрами.
Западноиранский таджикский диалект вытесняет прочие, занимая господствующее положение. Это позволяет сформировать литературный язык, развивая культуру, разнообразные науки, создавая произведения письменности.
В последующие века таджиков ожидало немало испытаний. Их земли становились частью разных государств, становившихся завоевателями и властителями на новых территориях. Из-за постоянной череды войн в этнос таджиков проникают тюркские и монгольские особенности, из-за чего начинается постепенный процесс тюркизации, что почти не коснулся горных племён.
Таджикские ремесленные обряды. Обет. Ритуал кормления хлебом во время посвящения